Розин
Александр.
Ганский поход – первый опыт использования ВМФ как
инструмента давления.
Часть 2. Наши корабли для ВМС Ганы.
ВМС Ганы были созданы в 1959 г. после передачи двух 120 тонных минных
тральщиков из состава британского флота – «Yogaga» и
«Afadzato». В 1962 г. корабельный
состав пополнился двумя построенными в Глазго (Великобритания) патрульными катерами
«Elmina» и «Komenda», кроме
того в 1961 г. фирме Восперс были заказаны два новых
600 тонных корвета «Keta» и «Kromantse»,
поставлены в 1967 г. Естественно все офицеры проходили обучение в Англии, кроме
того британские офицеры командовали полученными кораблями. Фактически
флот находился под английским влиянием, что не могло не беспокоить президента.
К делу было решено привлечь советских моряков. Действуя по приказу Нкрумы, посол Ганы в Москве заключил 21 апреля 1964 г.
контракт № 4811, о поставке 4 патрульных катеров с боезапасом. Катера были
оценены русскими в 2.121.169 рублей, Гане же их отдали за 1.414.113 рублей. Кроме
того были заключены два дополнительных соглашения, по первому осуществлялась поставка
двух запасных двигателей за 35.000 рублей, а по второму поставлялись запасных
части на сумму 110.830 рублей. Тогда же 21 апреля был заключен контракт № 48811,
о направлении в страну советских специалистов. Эти специалисты должны были
укомплектовать патрульные катера и обучить ганские команды. Заключенный
контракт был подтвержден распоряжением
Совета Министров СССР № 2307-рс от 21 октября 1964 г., о поставках в Гану торпедных катеров с
боеприпасами, торпедной мастерской и запасных частей.
Гане поставлялись пограничные сторожевые катера проекта П368. Вполне
вероятно, что некоторые из них были
построены на Ярославском
судостроительном заводе, на это указывает то обстоятельство что ряд работников завода был в командировке в Гане. В числе них
были начальник ОКБ А. Г. Сибекин, заместитель
начальника ОТК Н.Т.Яковлев.
Первые два патрульных катера «Р-20» и «Р-21» были переданы в
торжественной обстановке в Такоради 7 июня 1964 г., еще
два «Р-22» и «Р-23» в 1965 г. Еще четыре должны были быть поставлены в 1966 г.,
но после переворота сделку отменили.
Как сказано выше, с катерами для обучения ганских моряков были
направлены и флотские команды. Каждая команда состояла из командира
подразделения, инженер-механика, капитана, рулевого, пулеметчика, оператора
РЛС, радиста, двух мотористов и трех переводчиков. Всем им платили ежемесячную
зарплату до 135£. Хотя каждая такая команда должна была остаться в Теме в
течение трех месяцев, но их пребывание было продлено.
Все четыре катера базировались в порту Теме, подчиняясь пограничникам,
а не ВМС Ганы, который не имел никакого
контроля над их действиями, или информации об их деятельности. В некотором
смысле эти катера были морской частью службы безопасности. С советскими командами
патрульные катера курсировали вдоль побережья Ганы ведя
борьбу с противниками режима и как утверждали после переворота новые правители
Ганы - доставляли оружие оппозиционерам в соседних странах.