На Главную.

 

Розин Александр.

Военно-морское сотрудничество СССР с ВМС Египта. Часть 3.

 

 

 

Четвертый этап 1967-1972 гг.

 

Часть 2.

 

Война на истощение.

 

Основной причиной слабости египетского флота по мнению наших специалистов было в отношении египетских моряков к службе. Большинство из них в первую очередь думало о своем благополучии, а уж потом о стране. Как рассказывал старший военный советник Командующего ВМС ОАР вице-адмирал Борис Васильевич Сутягин: «… почему евреи столь успешно бьют арабов, выигрывая одну военную кампанию за другой?.. Здесь каждый думает не больше, чем о личном благополучии, и Насеру весьма трудно вести борьбу с подобной психологией, выработанной веками колониального режима. Не сразу все получается

При этом успешные операции на море у египтян были, особенно если они были спланированы нашими советниками. В 1969 г. крейсер «Михаил Кутузов» находившийся с 25 марта по 29 сентября  на очередной БС в Средиземном море, выполнил береговые стрельбы с египетскими эсминцами «Al Nasser» (бывший «Отчаянный»), «Damiette» (бывший «Бессменный»). А через пару месяцев именно эти эсминцы сыграли главную роль в операции по нанесению совместного артиллерийского удара по береговым военным объектам на севере Синайского полуострова, 40 км восточнее порта Порт-Саида, взаимодействуя с ракетными и торпедными катерами и береговой сухопутной артиллерией, в ночь с 9 на 10 ноября 1969 г. Все египетские газеты уже утром 10 ноября подробно дали информацию об этой операции ВМФ ОАР. 11 ноября наши газеты «Правда» и «Красная Звезда» под заголовком «Успешные операции» дали небольшую заметку о действиях ВМФ ОАР. «Подразделения египетских военно-морских сил подвергли обстрелу израильские позиции в северной части Синайского полуострова. Об этом заявил представитель командования Вооруженных Сил ОАР. Он охарактеризовал эту операцию как «наиболее успешную после потопления израильского эсминца «Эйлат». Обстрелу подверглись израильские позиции в районах Румани и Эль-Балузы, где были сосредоточены военная техника и склады топлива и боеприпасов. В заявлении представителя Вооруженных Сил ОАР отмечалось, что после нанесения артиллерийского удара по израильским объектам, египетские корабли благополучно возвратились на свои базы. В операции также принимали участие военно-воздушные силы ОАР». Нанесение удара для противника было полной неожиданностью.

В этом скромном сообщении ничего не было сказано (да по тем временам и то, что было написано, превзошло все ожидания), что при отрыве от противника эсминцы были в течение двух часов атакованы более чем 40 израильскими самолетами, говорилось, что три из них были сбиты, что не имеет никакого подтверждения. А как потом стало известно, была уничтожена и механизированная бригада противника, находившаяся там на отдыхе. А о том, как шла теоретическая и практическая подготовка к этой операции, как был введен в заблуждение противник, это отдельный, интересный и поучительный разговор, особенно с точки зрения проведенных мероприятий маскировки, демонстрационных действий, а, главное, ее скрытности. За строками короткого сообщения в газетах упорный, терпеливый, настойчивый труд советников по подготовке бригады эскадренных миноносцев к артиллерийскому налету, обеспечению боевой устойчивости отряда кораблей, взаимодействующих сил и сил прикрытия от ударов противника.

Результаты этой успешной операции были высоко оценены Президентом ОАР, Военным руководством. Командир бригады эсминцев капитан 1 ранга (полковник флота по-арабски) Галяль Фахми Абдель Вагап, командиры эсминцев «Al Nasser» и  «Damiette»  были удостоены высшей военной награды государства. В честь победы была учреждена специальная офицерская и матросская медаль. Большая группа офицеров и петиофицеров (сверхсрочников-контрактников), участников операции были награждены государственными орденами и медалями. И только советские советники остались безымянными. Установка была четкая: «советские военные советники непосредственно в боевых действиях не участвуют». И выходили мы в море безымянными, в матросской робе (рабочем синем платье), без погон и без документов. «В плен не попадать», - была установка министра Обороны СССР на одном строгом и поучительном разборе в Каире в 1968 г. И только спустя полгода, уже вернувшись в Советский Союз, трое советников были удостоены наград «За мужество и смелость при выполнении задания правительства СССР», двое были награждены орденом «Красной Звезды» и один медалью «За боевые заслуги». Это были единственные советники-моряки, удостоенные наград за период 1967-1969 годов за службу в Египте. 

А вот отряд судов, оставшийся на Красном море после закрытия Суэцкого канала - 3 эсминца, 1 фрегат, 2 подводные лодки, 2 ракетных и 2 торпедных катера, 2 тральщика, имея многократное превосходство над израильскими морскими силами, там не только не преуспел, а понес значительные потери.

Все потери египетский флот в ходе войны на истощение понес на Красном море в силу того что в египетских портах там не были размещены советские боевые корабли, в отличие от портов на Средиземном море. Корабли советского флота туда в 1968-1977 гг. заходили всего три раза. В 1968 г. в порт Беренике 3 корабля (КР пр.68бис «Дмитрий Пожарский», БПК пр.61 «Стерегущий» и танкер «Полярник») на пять дней 20-24 июня, в 1969 г. в порт Сафага 2 корабля (вспомогательные или ЭОС) на 4 дня и в 1970 г. в порт Рас Кусейр 1 корабль (вспомогательные или ЭОС) на два дня.

7 сентября 1969 г. в ходе операции «Escort» предшествующей операции «Raviv» 9 сентября 1969 г. израильские коммандос из подразделения 13, в Рас Садате (Ras Sadat) взорвали  два египетских ТКА пр.183 которые могли угрожать израильскому рейду. 8 коммандос прибыли на двух подводных буксировщиках ‘Maiale’ и прикрепили мины к катерам. При возвращении через Суэцкий залив на одном из буксировщиков ‘Maiale’ сработала система  самоликвидации, три коммандос погибло. 

В ходе самой операции «Raviv» 9 сентября высадившиеся с десантных кораблей израильские подразделения нанесли значительный урон египетской армии и благополучно вернулись. Чтобы как то оправдаться египтяне в своих сообщениях объявили, что египетские патрульные суда потопили израильский торпедный катер, убивая всю команду, в военно-морской перестрелке в 13 милях к югу от Суэца. Израильский орудийный огонь поразил одно египетское патрульное судно в ходе боя между двумя израильтянами и двумя египетскими катерами в час утра.

Из-за этого рейда Насер 11 сентября уволил начальника штаба египетской армии Ахмада Исмаила Али, командующего египетским флотом вице-адмирала Фуада Абу Зукри (Fouad Mohamed Abou Zikry), командующего районом Красного моря и так далее. 

12 сентября 1969 г. новым командующим ВМС Египта стал контр-адмирал Махмуд Абдель Рахман Фахми (Mahmoud Abdel Rahman Fahmy) он находился на этой должности по 24 октября 1972 г.

В ночь с 15 на 16 ноября 1969 г. египетские боевые пловцы проникли в гражданский порт Эйлат и повредили 2 гражданских транспортных судна - "hей дарома" ("Hydroma", она перевозила грузы на линии Эйлат-Шарм-Эль-Шейх, в т.ч. иногда и военные грузы) и "Далия" ("Bait Shivaa", эта военных грузов никогда не перевозила). 1 египетский коммандос в этой операции погиб, по-видимому от переутомления. На "hей дарома" угрозы затопления не было и она была отремонтирована водолазами подразделения 707 (оборонительное подразделение ВМС в то время; занималось также и подводными работами). Причём ремонт был настолько качественный, что ставить судно в док не пришлось. "Далия" для ремонта пришлось вытащить на берег. Сами египтяне объявили, что их коммандос высадились с вертолётов в горах возле Эйлата. Израильская разведка считала, что они вышли на операцию из Саудовской Аравии. То, что после операции они вернулись в Акабу, было известно, как и про гибель 1 из их коммандос. После этого случая начали усиливать охрану военно-морской базы Эйлат.

 

Советские специалисты участвовали в планировании специальной операции египетского флота по перехвату израильских ракетных катеров угнанных из Шербура и идущих через все Средиземное море. И только нерасторопность египтян не позволили перехватить катера.

Появление ракетных катеров в Израиле с самого начала сопровождалось международными скандалами. Сначала Израиль заказал катера в Германии на базе катера типа «Саар». Но вскоре Германия под арабским давлением отказалась от строительства. Проект был перенесен на верфи Шербура во Франции. Первые 5 («Мивтах», «Мизнак», «Мизгав», «Эйлат» и «Хайфа») из 12 заказанных катеров «Комбатант» были поставлены в Израиль после шестидневной войны, в 1967-1968 годах. Но когда Израиль использовал вертолеты французского производства в налете на аэропорт Бейрута 28 декабря 1968 г. в отместку за террористические атаки палестинцев на израильские пассажирские самолеты 22 июня и  26 декабря 1968 г., президент де Голль приказал прекратить все дальнейшие поставки. Предупрежденный об этом решении за несколько дней до того, как заказы достигли Шербура, где строились лодки, Израиль сообщил портовым властям, что 1-4 января 1969 г. они проведут ходовые испытания двух почти законченных катеров «Акко» и «Саар». Не зная о решении де Голля, порт дал добро на выход. Выйдя в море, катера встретившись у Гибралтара просто продолжали плыть, пока не достигли Хайфы. Французский адмирал обвинил израильтян в нарушении военно-морских традиций и гостеприимства французского флота и приказал израильскому персоналу покинуть военную гавань в течение 24 часов.

И хотя эта акция не совсем представляла собой кражу, катера все же были полностью оплачены, но де Голль заявил, что пять катеров, которые все еще строятся в Шербуре, для которых были подписаны контракты с 30-процентным авансовым платежом, не должны были попасть в Израиль.

Чтобы их получить Израиль провел хитроумную финансовую операцию, в результате которой эти катера были выкуплены подставной норвежской компанией, занимающейся разведкой нефти у берегов Аляски, с возмещением Израилю из вырученных средств. В результате Франция не осталась в накладе, развязала себе руки и сохранила лицо.

Дальше все было провернуто как  хорошо отрепетированный спектакль. К 23 декабря в Шербур прибыли 80 израильских военных «туристов» в дополнение к имеющимся 40 на месте. В канун Рождества 25 декабря 1969 г. несмотря на 9-бальный шторм израильские моряки в рамках операции “Noah” «тайно» вывели  5 катеров («Суфа», «Гааш», «Херев», «Ханит» и «Хец») из порта Шербур, официально они направились к новым владельцам в Норвегию. В Бискайском заливе их страховало израильское судно «Нетани». Два дня спустя их заметили у Гибралтара, где британские власти эффектно подмигнули им, подав сигнал “счастливого пути”, когда они проплывали мимо. Уже к вечеру 27 декабря на информационные ленты  поступила информация, что их видели заправлявшимися у испанского берега. А утром 28 декабря Би-Би-Си показал сюжет с катерами, проходящими Гибралтарский пролив. В Средиземное море опасаясь перехвата французскими кораблями, катера пошли по южному маршруту, всего в 20 милях (чуть более 32 км) от алжирского берега. Катера шли под израильским флагом, не особенно скрываясь, хотя и прижимались к африканскому берегу, стараясь избегать оживленных транспортных маршрутов. Но об их обнаружении сообщали не только разведсводки, но и корреспонденты ряда изданий, в том числе дважды о дозаправке с израильских транспортов - сухогруза «Леа» перед Гибралтаром 27 декабря и с автомобильного парома «Дан» у оампедуза 29 декабря. Потом они обогнули западную оконечность Сицилии, прошли Ионическое море и обойдя с разных сторон орит, встретились вскоре после полудня 30 декабря и направились к Кипру, откуда свернули к Хайфе.  В канун Нового года 31 декабря в 18.30 они прибыли в Хайфу.

Несмотря на тревогу, объявленную в Шербуре и шумиху, поднятую в прессе, Франция не предприняла ни единого шага, для преследования или перехвата катеров в Средиземном море, хотя могла это сделать шутя. Система обнаружения в проливе Гибралтар не дает никаких шансов проскочить незамеченным. Видимо причина таких действий была в том, что было необходимо  восстановить баланс в военно-морской сфере между арабами и израильтянами. По мнению западных корреспондентов, эти катера способные запускать ракеты, были ответом на советские ракетоносцы, которыми Египет потопил израильский эсминец «Эйлат» в октябре 1967 года.

Допускать усиления израильского флота было не в интересах наших арабских союзников, тем более что передвижения израильских катеров отслеживались советской морской разведкой. Наша «сеть» дала первое донесение по этой группе уже на выходе из Гибралтарского  пролива. Дальнейшее было делом техники. Пользуясь описанной выше программой контроля за позициями судов ММФ и МРХ, нужно было определить суда, следующие в обе стороны по предполагаемому маршруту катеров, и дать им соответствующие указания. Собственно, что и было сделано. Легче всего это было сделать в узкостях, которых в Средиземном море достаточно, тем более что такая методика была отработана для обнаружения вновь прибывающих на театр кораблей 6 флота США и других стран НАТО.

Как сообщали источники в британских военно-морских силах на Мальте, три корабля советского Средиземноморского флота находились у берегов Мальты, достаточно близко к морским путям между Сицилией и Израилем, чтобы отслеживать любые передвижения израильских кораблей.

Однако всю работу должны были выполнить сами египтяне. Хотя наши специалисты постарались спланировать эту операцию для египтян. В планировании ее принимал участие назначенный в августе 1968 г. заместителем начальника Южного направления оперативного управления ГШ ВМФ Георгий Георгиевич Костев.

Служивший тогда в штабе египетского флота переводчиком при наших военных советниках В.М.Пак вспоминал: «Предварительные расчеты показывали, что у египтян было достаточно времени для перехвата. Поскольку они не были вооружены, то наши советники предлагали захватить их в качестве трофея. Насколько я помню, первым рубежом перехвата был определен Тунисский пролив, куда был срочно послан эсминец и еще несколько судов, замаскированных под гражданские. Однако не успели они дойти до места предполагаемого перехвата, как выяснилось, что в паровой котел эсминца стала поступать соленая морская вода (вместо опресненной), и его срочно нужно было возвращать на базу и ставить на длительный ремонт. Оставался еще один шанс, а именно - выслать на перехват ракетные катера, базирующиеся в Порт-Саиде. Хорошо помню, что этот вопрос обсуждался у командующего флотом в первой половине дня в обстановке строгой секретности. Но не зря английские генералы Александер и Монтгомери, воевавшие с итальянцами и немцами в Северной Африке, при планировании операций исходили из того, что в Каире (и, как выяснилось, в Александрии) секреты держатся 5 часов. Вечером того же дня, мы с приятелем отправились на базар - это был самый канун Нового, 1970 года - и своими ушами слышали, как один мясник говорил другому, что навстречу израильским катерам из Порт-Саида посланы египетские. В тот же вечер мы узнали из выпуска новостей, что катера прибыли в израильский порт Хайфа, и, таким образом, операция по перехвату не состоялась.»

 

22 января 1970 г. израильские ВВС обеспечивавшие операцию «Rhodes» по уничтожению РЛС и гарнизона на острове Шадване (Shadwan ) потопили  два ТКА пр.183 направлявшихся к острову из Хургады. Египетская пресса сообщила о действиях капитана Хосни Хамада (Hosni Hamad) который погиб, направляя торпедные катера на остров по собственной инициативе.  Торпедные катера израильская авиация «поймала» на узком фарватере, где они были лишены возможности маневрировать. Кроме того, как выяснилось, экипажи не могли вести визуальное наблюдение, поскольку у них не было темных очков или затемненных стекол, в то время как самолеты заходили в атаку обычно со стороны солнца.

25 января ВВС Израиля обстреляли и поразили 120-тонный вспомогательный корабль египетского ВМС к юго-востоку от острова Шадване (Shadwan) в Суэцком канале утром. Израильский представитель сказал что зенитчики на борту судна открыли огонь по израильским самолетам до того как их атаковали.

Долгое время штаб египетского флота находился в постоянном напряжении, ожидая высадку крупного морского десанта, на что указывало прибытие на базу  большого десантного корабля «BAT SHEVA». Наши советники рекомендовали организовать широкомасштабные боевые действия, чтобы продемонстрировать противнику способность проводить крупные "силовые" акций. У египтян на этот счет было свое мнение. И однажды египетским морским рейнджерам (боевым пловцам) удалось прямо в порту подорвать этот корабль и тем самым сразу разрядить обстановку на этом направлении.

В ночь с 4 на 5 февраля 1970 г. египтяне в аквалангах добрались в Эйлат и установили мины на вспомогательном (транспортном) судне ВМС «BAT GALIM» и на десантном корабле «BAT SHEVA». При взрыве мин «BAT GALIM» (он был пустой и на ремонте) перевернулся и затонул у причала, десантное судно получило серьёзное повреждение носовой части, но экипаж смог поставить её носом на берег и предотвратить затопление. Потерь в людях не было. Бойцы 707 немедленно поставили на «BAT SHEVA» пластырь и уже на следующий день он вышел в море. То, что мины были поставлены на носу, а не на корме - грубая ошибка египтян. Если бы они были на корме, «BAT SHEVA» тоже бы затонул.

В ответ 6 февраля 1970 г. в 5.56 во время авиационного удара по Хургаде в гавани египетской военно-морской базы Ардака был потоплен МТЩ пр.254 (НАТО - Т-43) «Mintiya».  Он стоял на якоре в гавани базы и был легкой мишенью, одна бомба ударила в районе правого борта и он перевернулся, после этого самолет расстрелял его из пулемета и он затонул. Служивший тогда в штабе египетского флота переводчиком при наших военных советниках В.М.Пак вспоминал: «Когда пришло сообщение о налете, на командном пункте ВМФ находились капитаны 1 ранга - Константин Гилярович Сосновский (советник начальника оперативного управления), Александр Иванович Выжлецов (советник начальника разведотдела) и Николай Петрович Рыбин (советник начальника управления боевой подготовки). Долгое время никаких сообщений о ходе боя не поступало, хотя в Суэц можно было позвонить по телефону. «Почему нет связи», - недоумевал К.Г. Сосновский. «А ты вспомни войну, - отвечал ему А.И.Выжлецов, - Тогда тоже ни от кого никаких сведений не поступало!». Через несколько часов связь все же появилась, и мы с грустью узнали, что тральщик, несмотря на отчаянное сопротивление в течение нескольких часов, был потоплен. «Что будем докладывать в Москву?» Египтяне говорили, что тральщик умело маневрировал, резко менял скорость и как будто даже сбил самолет. Поначалу собирались доложить со всеми подробностями, стали составлять донесение, но тут Н.П. Рыбин сказал: «Какое там к черту маневрирование! У него максимальная скорость всего 14 узлов. Так и доложим: устроили над ним «карусель» и потопили»».

В ночь с 8 на 9 марта египетские боевые пловцы подорвали 4 минами нефтеналивную баржу - платформу «Keting», в порту Абиджан (Берег Слоновой Кости, Западная Африка). Израиль купил эту нефтяную платформу у  Голландии с целью ведения разведки нефти в Суэцком заливе. Повреждения были небольшими, баржу быстро починили.

Ночью 13 мая 1970 г. в 5 милях к северу от лагуны Bardawil на северном Синайском побережье израильский траулер «Orith» (70 тонн) ловил рыбу. Египетский РКА пр.183Р (НАТО - Komar) вероятно вышедший из Порт-Саида на патрулирование, обнаружил это рыбацкое судно на своем радаре. Египтяне, очевидно, приняли траулер за израильский торпедный катер, которые находясь в дозоре большую часть времени их патрулей, дрейфовали, чтобы сэкономить топливо. Египетский ракетный катер, не приближаясь для визуальной идентификации цели, в 23.00 произвел пуск двух ракет П-15  (НАТО - Styx) по траулеру. Прямого попадания не было, однако разорвавшиеся рядом до такой степени повредили его, что он быстро затонул. Двое из четырех членов команды были убиты. Оставшиеся доплыли до берега, откуда их перевезли на израильскую территорию. Израиль объявил о потере в пятницу 15 мая. 

Кстати этот маленький траулер в дальнейшем в целом ряде публикаций превратился в большой разведывательный корабль. Вот как об этом эпизоде вспоминал Владимир Ильич Крыштоб  - капитан 2 ранга в отставке бывший тогда советником на египетских подводных лодках и по его словам тогда вернувшийся из 11 дневного похода на египетской ПЛ: «Пришли в штаб. Комбриг их сидит на столе, заместитель в расстегнутом кителе. Семейная сцена, в общем. Не в нашем духе. Ну, Багир доложил о походе, о том, что мы засекли две новые радиолокационные станции, которые израильтяне только что установили. Их еще на карте не было. Спрашивают нас, видели ли мы что-нибудь у Порт-Саида в о время прохода на базу? Видели взрывы, отвечаем.

Оказывается, к Порт-Саиду подходил какой-то корабль. Выскочило дежурное звено арабских ракетных катеров и утопило его двумя ракетами. Так, что корабль развалился на части и мгновенно затонул. Советником на ракетных катерах был покойный Глазов. Он тоже ничего об этом не знал. И никто не знает, что за корабль, ни наши, ни арабы. Запрашивают все пароходства, слушают все переговоры в международном эфире. Кто мог там проходить? Все допытываются.

Выясняется, это был еврейский РЗК (разведывательный корабль) с экипажем в 116 человек. Большой транспорт, переделанный под разведывательный корабль. Он тихой сапой затесался в строй кораблей, идущих в Порт-Саид, как будто по делам идет. Тут его и грохнули. Так самое интересное, что арабы сами не знали, что это РЗК. Они его так, для порядка потопили. Он им чем-то не понравился. Был бы на этом месте мирный транспорт - и его бы грохнули. А потом признаваться не хотели. Начали говорить, что он в запретную зону зашел. А он и не зашел вовсе, я же там как раз проходил в надводном положении. А "Миражи" те самые своего искали, летали. Цирк, в общем.»

В ночь с 14 на 15 мая 1970 г. египетские боевые пловцы вновь попытались установить мины в порту Эйлат.  Израильтяне заранее получили информацию что нападение запланировано на День независимости, меры по безопасности были усилены.  И египтянам не удалось проникнуть на базу. Тогда они сбросили их в районе затонувшего в февральском нападении судна «BAT GALIM». В 05:30 появились данные, что египтянам удалось провести минирование. Водолазы осмотрели район, но мин не нашли (они были просто сброшены на дно). На следующий день 3 гражданских водолаза (все трое - резервисты 13-й флотилии) занимались работами, связанными с подъёмом «BAT GALIM». В это время мины взорвались, 1 водолаз погиб и 2 были ранены. В результате взрыва судно «BAT GALIM» получило дополнительные повреждения, делавшие бессмысленные его ввод в строй. Оно было приподнято 18 сентября 1970 г. отбуксировано на глубину и затоплено. После этого вокруг ВМБ Эйлат был построен подводный забор.

Опасаясь ответных действий, большинство кораблей Красноморской флотилии были перебазированы в дальний порт Рас-Банас на Красном море, предполагая, что там они будут недосягаемы для ВВС Израиля. Но они и там их достали.

16 мая 8 "Фантомов" ВВС Израиля - 4  из 201-й эскадрильи во главе с Шмуэлем Хецем и  4  из 69-й эскадрильи во главе с Авиху Бен-Нуном  бомбили египетскую военно-морскую базу Рас-Банас на Красном море и потопили египетский ЭМ типа Z - «El Qaher» (бывший английский «Myngs»), ракетный катер типа Komar (пр.183Р) и повредили танкодесантный корабль. Согласно израильскому сообщению, эсминец медленно тонул, ракетный катер затонул почти мгновенно после того, как он был поражен. Израильтяне сказали, что их самолеты столкнулись с зенитным огнем от эсминца  и египетских береговых частей, но возвратились благополучно к местам базирования. Каир отрицал, что эсминец  был потоплен, но признал, что он был поражен и что были жертвы среди его команды. Эсминец только что пришедший с ремонта в Индии явно не готовился сразу вступить в бой. Вопреки всем правилам корабли стояли у причала борт к борту. Неизвестно откуда по радио поступила команда выключить радары. Через несколько минут начался налет. Египтяне пытались отбить атаку огнём зениток, что сильно помешало израильским самолётам бомбить, лишь 1 бомба точно попала в цель.  По некоторым данным нуждавшимся в подтверждении на борту эсминца были двое советских граждан, советник командира эсминца капитан 1 ранга Тимофеев и молодой переводчик. Оба спаслись, причем не умеющего плавать переводчика спас капитан 1 ранга Тимофеев.

Помимо действий Израиля, бывали и досадные потери, причиной которых были неумелые действия экипажей. Однажды торпедный катер занимался постановкой мин в сильный шторм на небольшой, предельно допустимой глубине (около двадцати метров). Когда мина была уже на дне, из-за отхода волны слой воды оказался менее двадцати метров, произошел взрыв, и катер лишился кормы. На разборе советник начальника штаба контр-адмирал Евгений Васильевич Левашов поинтересовался, какой смысл было ставить мины на такой глубине? Ответ: Хотели подорвать десантный корабль почти у берега, где мин обычно не ожидают. Совершенно нелепо выбыл из состава новенький тральщик, буквально за неделю до того переданный сдаточным экипажем. Во время учения, в ходе которого отрабатывалась задача «борьба за живучесть», в камбузе загорелась электроплита, и командир принял решение отключить электроэнергию, вследствие чего корабль оказался лишенным средств тушения и в буквальном смысле выгорал в течение нескольких часов. Адмирал Е.В.Левашов решил разобраться в случившемся на месте и отправился в порт. Обгоревший тральщик стоял у причала, шла разгрузка боезапаса при этом египетские матросы лихо швыряли через борт ленты с 30-и миллиметровыми снарядами. Для предотвращения новой трагедии Е.В.Левашов отправился на поиски находившегося в порту адмирала Попова, советника зам. командующего флотом по тылу, что бы тот остановил безобразие.

 

Советский зонтик над Египтом.

 

Война на истощение сошла на нет и завершилась после вмешательства Советского Союза направившего свои воинские подразделения ПВО в Египет, которые в конце концов заставили израильтян вступить в переговоры с египтянами в следствии резко возросших потерь их ВВС.  

В декабре 1969 г. в соответствие с решением Политбюро Министр обороны Маршал Советского союза А.А. Гречко отдал приказ о проведении операции "Кавказ", суть которой состояла в создании на территории Египта системы ПВО на основе регулярных советских частей. Главком войск ПВО страны маршал П.Ф. Батицкий созвал совещание, на котором огласил приказ министра обороны, поставил конкретные задачи по разработке операции и формировании особой дивизии ПВО, были назначены даты готовности дивизии к отправке, отдано распоряжение командующим армиям ПВО о подготовке дивизионов и подразделений, которые должны были войти в состав создаваемых бригад.

В январе 1970 г. Израиль в ответ на действия Египта в зоне канала стал привлекать свои ВВС для нанесения ударов по внутренним районам ОАР в том числе Маади и Хелуан в районе Каира, высаживать десанты на побережье Красного моря и в Наг Хамади. В марте удару подвергся сталелитейный комбинат в Абу-Заабале, погибло почти 100 человек.

На этом фоне в ОАР начали прибывать наши зенитчики. Первые наши подразделения и части прибыли в Египет 5 и 8 марта 1970 г. В перевозках были задействованы грузовые суда, первым ушел в Египет сухогруз «Роза Люксембург», а последним «Дмитрий Полуян».

Непосредственно отправкой из порта Николаев и встречей в Александрии занималась оперативная группа Главного штаба войск ПВО страны во главе с генералом-полковником А.Ф. Щегловым.

В транспортной операции участвовали 16 судов Министерства морского флота СССР, в том числе кроме упомянутых «Георгий Чичерин», «Грузия», «Россия». Каждый транспорт мог взять на борт 2 зенитных ракетных дивизиона С-125 вместе с техникой и личным составом, а также различную технику и вооружение для других подразделений. Отрабатывая легенду о перевозке «сельхозтехники», на верхней палубе располагали только тягачи, грузовые автомобили, дизель-генераторы и ЗСУ-23-4 «Шилки», накрытые сверху деревянными коробами для маскировки. Боевая техника грузилась на нижние палубы. Также в трюме был размещен личный состав, которому было запрещено появляться на верхней палубе. При прохождении проливов Босфор и Дарданеллы были приняты дополнительные меры обеспечения секретности операции. На верхней палубе несли дежурство командиры дивизионов и старшие офицеры, вооруженные АКМ и личным оружием, имея приказ открывать огонь на поражение, если кто-нибудь из личного состава вздумает спрыгнуть за борт.

В начале марта первым из порта Николаев вышел сухогруз «Роза Люксембург». Через три дня пути 5 марта он встал на рейде порта Александрия, с наступлением темноты транспорт подошёл к причалу. Всю ночь продолжалась его разгрузка. Наступил день, но теперь вместо отдыха личный состав был занят погрузкой выгруженных ящиков, мешков и бочек, которым не было конца, на автомобили. К вечеру колонна была готова двинуться в путь. В голове и хвосте встали "шилки". Пройдя маршем по пустынной дороге Александрия-Каир, утром 7 марта командный пункт зенитной ракетной бригады Жайворонка (559 ЗРП) с соответствующими техническими службами прибыл на авиабпзу "Кайро-Уэст". 18-я зенитная ракетная дивизия начала методичное развертывание, с каждым днём нацеливая в египетское небо все больше ракет своих 125-х комплексов.

8 марта 1970 г. третьим эшелоном на сухогрузе «Миллерово» в Египет были доставлены зенитный ракетный дивизион подполковника Пашкова с приданными подразделениями и технический дивизион 3-й ЗРБР майора С.Ф. Самусевича. Дивизион Пашкова перегрузился на железнодорожный транспорт и убыл в Асуан, имея задачу прикрытия плотины. Технический дивизион был временно развернут в Джанклизе на аэродроме базирования советской эскадрильи МиГ-21МФ.

Затем прибыли в Александрию два ЗРДН подполковников Н.Ф. Кутынцева и В.И. Кириченко из 564 ЗРП. За ними стали подходит другие части и подразделения, в их числе сухогрузом «Георгий Чичерин» 11 марта был доставлен дивизион подполковника Попова К.И. из 559 ЗРП, 14 марта сухогрузом «Приднепровск» - дивизионы майоров В.В. Таскаева и  П.М. Смирнова 564 ЗРП, сухогрузом «Николай Островский» - дивизионы подполковников Н.Ф. Костикова и Б.В. Ильина 564 ЗРП, и последний транспорт - «Дмитрий Полуян» - привёз дивизионы майоров Г.В. Комягина и И.И. Кузьменкова из 559 ЗРП, дополнительно вместе с ними 21 ЗСУ-23-4 «Шилка» и ракеты для 1 бригады. В транспортной операции также были задействованы пассажирские суда, в частности среди них лайнер «Александр Пушкин», который доставил личный состав частей связи и других подразделений. Отдельно 11 мая 1970 г. прибыл дивизион подполковника В.Д. Набока, который был направлен в Египет дополнительно для прикрытия военно-морской базы и аэродрома базирования Бе-12 и Ил-38 в Мерса-Матрух.

Прибытие транспортов в порт планировалось таким образом, чтобы разгрузка происходила под покровом темноты. Прямо с рампы техника въезжала в большой ангар, наружу боевые машины выходили перекрашенными в песочный цвет. Личный состав сразу же с борта сухогрузов направлялся в соседний ангар. Здесь он должен был переодеться из гражданского платья в египетскую военную форму, которая заранее была разложена по мешкам с указанием размера. В тот же мешок складывалась "гражданка", и его забирали с собой, многим он заменил подушку на весь долгий год спецкомандировки. Все советские военнослужащие от рядовых до маршала одевались в одинаковую форму без знаков различия. Чтобы как-то отличать солдат от офицеров, кто-то придумал, чтобы офицеры и сверхсрочники носили куртку, не заправляя ее под ремень брюк.

Дивизионы, прибывшие первыми эшелонами, после разгрузки быстро формировались в колонны и уходили из Александрии. Часть ракет в транспортной таре и "шилок" отправлялись в Каир по железной дороге, чтобы не тормозить движение колонн.

25 мая 1970 г. сухогруз «Демьян Бедный» доставил в порт Александрию личный состав и материальную часть 1058-го отдельного зенитно-ракетного дивизиона. Двумя железнодорожными эшелонами дивизион был отправлен в Мерса-Матрух, где 31 мая 1970 г. заступил на боевое дежурство.

30 июня дивизион командованием капитана В.П. Мапяуки сбил первый израильский «Фантом», за что командир был награжден орденом Красного Знамени.  5 июля дивизионом С.К. Завесницкого был сбит второй «Фантом».

18 июля израильтяне предприняли попытку ликвидировать советскую зенитно-ракетную группировку. В налете на 5 дивизионов участвовали 24 “Фантома” (6 групп по 4 истребителя-бомбардировщика в каждой). На дивизион подполковника В. Толоконникова налет осуществлялся с разных направлений. В результате ожесточенного боя ракетчики уничтожили 2 самолета противника и подбили 1. Однако израильтяне, удачно применяя авиабомбы и НУРСы, вывели из строя антенный пост и осуществили прямое попадание в пусковую установку в момент ее перезарядки. В результате взрыва ракеты погиб лейтенант С. Сумин и пусковой расчет в составе сержанта А. Мамедова, ефрейтора А. Забуги, рядовых братьев-близнецов И. и Н. Довганюк, Г. Величко, Н. Добижи, Е. Диденко и И. Наку. В ходе этого боя было сбито 4 самолета противника.

3 августа состоялся последний бой советских ракетчиков и израильских летчиков. Всего за день было сбито 5 самолетов противника, поврежден один. Высокое мастерство и мужество при отражении налетов израильской авиации проявил личный состав дивизионов подполковников К. Попова и Н. Кутынцева, которым было присвоено звание Героев Советского Союза с вручением орденов Ленина и медалей Золотая Звезда.

К середине 1970 г. летчики советских истребительно-авиационных бригад имели до 100 и более боевых вылетов на перехват противника, но воздушных боев не проводили. Впервые они вступили в воздушные бои 22 июня 1970 г., когда пара Крапивин-Сальник из состава 35-й бригады, действуя с аэродрома подскока Катамия, перехватили и сбили первый израильский самолет “Скайхок”. 30 июля израильтяне устроили советским летчикам ловушку. Южнее г. Суэца 12 истребителей МиГ-21, вылетев на перехват звена истребителей-бомбардировщиков “Скайхок”, атаковавших советский зенитно-ракетный дивизион, встретились с подоспевшими 12 израильскими истребителями “Мираж” и 8-ю штурмовиками F-4. В итоге 4 самолета МиГ-21 были сбиты, погибли 3 советских летчика (В. Журавлев, Н. Юрченко и Е. Яковлев). Возможность сквитаться и израильскими пилотами была сведена на нет наступившим перемирием.

Всего за период с 30 июня по 3 августа было сбито 12 и подбито 3 самолета противника - расчетами ЗРК С-125 уничтожено 9 и подбито 3 израильских самолета. По данным ВС Израиля, потери составили 5 «Фантомов», 3 самолета (2 «Фантома» и 1 «Мираж-III») были повреждены..

С 4 августа советские военнослужащие никаких боевых действий не вели, что было связано с началом египетско-израильских консультаций. 7 августа Египет при посредничестве США сообщил о своем согласии прекратить огонь, было установлено перемирие сроком на три месяца. Советские воины-зенитчики в основном занимались обслуживанием боевой техники и обучением местных солдат и офицеров. В марте 1971 г. первая группа советских специалистов была заменена вновь прибывшими из СССР военнослужащими.

За успешные боевые действия в Египте 166 офицеров, сержантов и солдат зенитно-ракетной дивизии были награждены правительственными наградами. Сам командир генерал-майор А.Смирнов был удостоен ордена Боевого Красного Знамени.

 

Развитие Александрийской судоверфи.

 

Несмотря на шедшую войну на истощение советско-египетское сотрудничество в сфере судостроения и судоремонта продолжалось. Александрийская судоверфь Тарсана Бахарея была построена с помощью Советского Союза и оснащена советским оборудованием. Постройка завершилась как раз в 1969 г., и  в соответствии с условиями Контракта № 3883/3 от 9 июля 1968 г. Москва должна была запустить ее работу. Директором Александрийской верфи был назначен инженер Эффат, много лет проработавший в системе английского Ллойда в разных странах.

Подробно об этом написано в статье Николая Удоденко «Египетская эпопея Севморзавода» в альманахе «Морской архив», №1 (2), 2012 г. и здесь в основном материалы из этой статьи.

Руководителем всей «колонии» советских специалистов на верфи был Вилен Семенович Кривошеин - руководитель группы специалистов Херсонского судостроительного завода - головного предприятия по направлению судостроения на Александрийской судоверфи. Именно они начали первые ремонтные работы на прибывших советских судах в январе 1969 г. -  подводных лодках пр.641 «Б-6» (к-2р. Е.С.Фалютинский) и «Б-49» (к-2р. В.И.Сендик), а в конце февраля 1969 г. на эсминце «Отзывчивый».

Однако у судостроителей был несколько иная специализация, и для судоремонта было решено привлечь профильных специалистов Севастопольского морского завода по направлению «судоремонт». 20 мая 1969 г. 37 специалистов Севморзавода, многие с женами, некоторые с маленькими детьми, несколькими группами прибыли в Каир. В группе было 19 рабочих и 18 ИТР, все высокой квалификации. Это были работники Севастопольского морского завода и его контрагента - предприятия «Эра», в том числе известные на заводе бригадиры, три старших строителя, четыре заместителя начальников цехов, четыре старших мастера, два начальника БТПП, один главный технолог. 

Перед прибывшими стояло  три основные задачи:

1) освоение и развитие судоремонтных мощностей верфи;

2) обустройство рабочих мест, организация специализированных участков, их оснащение верстаками, стендами, приспособлениями;

3) обучение местных рабочих ремонтным операциям, а ИТР - методам организации работ.

Кроме этих организационных и производственных задач группа должна была обеспечить бесперебойный и качественный, строго регламентированный по срокам ремонт египетских кораблей (Египет в то время был в состоянии войны с Израилем),  кораблей Советского ВМФ и частных заказчиков.

К этому времени верфь располагала следующими судоремонтными производственными объектами:

- небольшие литейный, кузнечный и механический цеха;

- Северная набережная длиной в 420 м с двумя кранами грузоподъемностью по 30 т.;

-  Восточная набережная длиной 220 м с двумя 15-ти тонными кранами;

- Западная (резервная) набережная длиной 180 м - без систем и кранов;

- два сухих дока -  № 1 с размерами 254х39,6х10 м с кранами грузоподъемностью 25 и 16 тонн и № 2  (постройки 1904 г.) требовал ремонта и модернизации;

- слип грузоподъемностью 600 тонн с четырьмя дорожками и двумя башенными кранами грузоподъемностью по 15 т.;

- кислородная станция и компрессорная;

- судоремонтный участок с 38-ю рабочими и четырьмя ИТР.

Цеха и стапель-док для постройки судов были введены в строй с участием  специалистов  Херсонского судостроительного завода. Лаборатории и службы заводоуправления находились в разной стадии организации и вводились постепенно в период 1969 - 1971 гг.

Работа закипела, не все было просто, нашим специалистам приходилось решать многочисленные проблемы, в том числе с материалами и запчастями. Материалы для ремонта судов частных владельцев продавались местными фирмами по заказу все того же капитана Тауфика, и нас эта проблема не касалась. А вот поставку материалов для ремонта советских судов и кораблей ММФ, МРХ и ВМФ обеспечивал Севморзавод по ведомостям, составляемым непосредственно этими министерствами. Система оказалась громоздкой, неоперативной и, конечно, далекой от действительной потребности. Постоянно составляли дополнительные соглашения, исправляющие и дополняющие предыдущие заявки. К составлению этих дополнительных соглашений (а их было 15) мы не допускались, все делалось теми же министерствами. В результате, из 10 дополнительных соглашений в срок выполнено 1, с опозданием (от 1 до 12 месяцев) - 5. Верфь получала по этим дополнительным соглашениям далеко не то, что требовалось (например, паклю, ветошь, дверные замки, спец. светильники, покрасочные материалы, керосин и т.д.). Достаточно сказать, что в допсоглашении № 3 таких позиций оказалось 116 из общего количества 805. Не поставлялись материалы для ремонта электрооборудования, цветные металлы и спецсталь.

Весь период с 1969 по 1971 гг. судоремонтникам приходилось самостоятельно выискивать материалы на судах, на складах верфи, где остались материалы от строителей завода. Местные металлы не годились - не соответствовали нашим ГОСТам.

Положение коренным образом изменилось после совещания у т. Полянского (второе ГУ МСП) в январе 1971 г. Дополнительные соглашения № 9, 11 и 12 уже включали материалы по заявкам, составленным нашими специалистами (тт. Голота и Черным - 98 позиций). Так, с 1971 г. наступило заметное улучшение поставок. На 1972 г. допсоглашения № 14, 15 полностью учитывали наши потребности. В апреле 1972 г. нами подана заявка на 1973 г.

В 1970 г. в связи с расширением объема и номенклатуры судоремонтных работ возникла необходимость увеличения числа наших специалистов на верфи. (Напряженный график работы наших специалистов коротко характеризуется количеством сверхурочных смен - их было более 1500). Арабская администрация, скрупулезно считавшая свои расходы, охотно поддержала такой шаг. С апреля по август 1971 г.  дополнительно прибыли 24 специалиста из Севастополя.

Усилия наших специалистов позволили верфи выполнить планы по ремонту судов в 1969, 1970, 1971 и 1-м квартале 1972 г., все обязательства перед Советскими и Египетскими ВМФ, отремонтировать и продоковать более 300 судов из 12 стран. По количеству это было в два раза больше, чем на Севморзаводе за то же время.

За период нашей работы верфь получала заказы на ремонт судов и кораблей от четырех групп судовладельцев: Советских ВМФ, Минрыбхоза, Египетских ВМФ и частных судовладельцев разных стран. При этом только от советских заказчиков верфь получала заявки на предстоящий год и могла планировать свою работу. Остальные заказы поступали спонтанно, работы велись в аварийном режиме, в доках - круглосуточно.

Как вспоминал Евгений Андреевич Кобцев занимавший тогда должность флагманского инженер-механика: «Сколько хлопот, настойчивости и дипломатии пришлось применить, чтобы провести аварийное докование СКР 159-го проекта с заменой среднего гребного винта (доставленного из Севастополя) и проточкой на станке средней линии вала на судоверфи "Тарсана-Бохарея" в Александрии. Но главное, мы уговорили директора судоверфи генерала Мадкура поставить в док наш СКР вместо английского пассажирского судна, за которое судоверфь уплатила неустойку.»

Наиболее крупные работы для Советских ВМФ производились при текущем ремонте ПК3-24 (1969 г.), транспорт «Иргиз» (1970 г.), на объектах № 11 (1970 - 1971 гг.), № 18 (1971 - 1972 гг.), № 19 (начат в марте 1972 г.). Межпоходовый ремонт большого числа кораблей включал в себя, как правило, текущий и средний ремонт отдельных механизмов и устройств. Фактически делалось все, что было необходимо для восстановления работоспособности оборудования. Двадцати пяти кораблям оказаны услуги по аварийному ремонту, в том числе десяти кораблям проведено срочное докование.

Египетскому ВМФ выполнен текущий ремонт объекта № 51, оказан ряд услуг, потребовавших высокой квалификации ремонтников (балансировка роторов главных турбин, ремонт выдвижных устройств перископов, ремонт систем погружения, рулевых устройств, системы гидравлики, систем винтов регулируемого шага и др). Проведено докование ряда кораблей.

Рефрижераторам МРХ выполнялись разные работы по корпусам, системам, устройствам, механизмам (кроме ремонта дизелей и реф. установок), докование с очисткой и окраской корпусов, ремонтом ДЗА.

Суда других заказчиков, в основном, проходили через доки с одновременным мелким ремонтом систем и механизмов. Теплоход «Асьют» после пожара потребовал замены электрооборудования, переборки всех механизмов; замена трюмных систем выполнена на теплоходе «Абу-Симбель». На теплоходе «Бой-эт-дин» произведен средний ремонт механизмов и электрооборудования; замена днища на т/х «Йемен» и др.

Судоремонт на Тарсана Бахарея стал заметно прибыльным и, что немаловажно, приток валюты был непрерывным, оперативным.

Все это не осталось незамеченным, в египетской печати (газета «Аль-ахрам» от 22 февраля 1972 г.) появилась статья о том, что Александрийская судоверфь стала квалифицированной базой по ремонту египетского торгового флота, что позволяет Египту экономить твердую валюту, не отправляя суда на ремонт за границу.

Обученные нашими специалистами египтяне начинали работать самостоятельно. Начиная с середины 1971 г. м-р Самуил стал самостоятельно вести оперативные совещания и практически организацию ремонта всех гражданских судов, а м-р Фуат Базиль - кораблей Египетских ВМФ. Ремонт кораблей Советских ВМФ контролировался обеими сторонами. 

Взаимовыгодное сотрудничество продолжалось  в Каире в феврале 1972 г. было подписано соглашения о строительстве судоремонтного центра, а в марте того же года - контракта на разработку рабочего проекта судоремонтного центра.

30 мая 1972 г. группа Севастопольского морского завода прибывшая в 1969 г. завершила свою работу и выехала на теплоходе «Армения». По возвращении в Советский Союз работа наших специалистов была по достоинству оценена. Трое членов группы получили Советские ордена, шесть - медали. Помимо этого на счету группы было  47 грамот, 8 благодарностей,  12 человек были занесены на Доску и в Книгу Почета, очень многие получили благодарности от командования Советского ВМФ. Взамен убывших работу продолжили другие группы советских специалистов.

Египетские корабли, базировавшиеся в Красном море, не имели возможности пользоваться ремонтными базами по причине их отсутствия там. Поэтому египтяне попросили Индию выполнить ремонт их кораблей на индийских судоремонтных предприятиях. Весной 1970 г. в индийский сухой док ставились эсминец «El Qahara» и фрегат «Rashid». А в ноябре 1970 г. Между египетской и индийской сторонами было заключено соглашение о восстановлении и переоборудовании египетских военно-морских судов и субмарин в индийских портах.

 

В мирный период.

 

В начале сентября 1970 г. главным военным советником и командующим советскими войсками в Египте был назначен генерал-полковник В. Окунев, а начальником штаба советских войск в Египте - генерал-майор М. Гареев. Флотом командовал контр-адмирал Фахми, а старшим военным советником командующего флотом был вице-адмирал Г. Чернобай.

20 сентября 1970 г. скоропостижно скончался президент Египта Гамаль Абдель Насер. Преемником Насера стал его соратник Анвар Садат.

В конце сентября 1970 г. по просьбе командующего ВМС АРЕ корабли 5-й эскадры провели с египтянами совместные учения по высадке десанта в районе Седи-Крейра, на котором присутствовал министр обороны генерал-полковник Мухамет Фавзи. Со стороны эскадры для участия в совместных учениях по высадке десанта привлекали 54-е ОС, которое в составе ДЕСО имело БДК пр.1171, два СДК пр.775 и СКР пр.50. Командовал ДЕСО капитан 2 ранга Малаховский. На берегу в районе Седи-Крейра был оборудован пункт наблюдения за высадкой десанта. За час до высадки прибыли министр обороны АРЕ генерал-полковник М. Фавзи, генерал-полковник В. Окунев, контр-адмирал Фахми. После высадки десанта и действий на берегу министр обороны Египта осмотрел большой десантный корабль. Во время пребывания министра на корабле пришло сообщение о попытке переворота в Каире, что заставило его срочно покинуть Александрию. Позже стало известно, что генерал-полковник Фавзи был арестован. Тем не менее взаимоотношения с командованием ВМС Египта оставались хорошими, и все вопросы обеспечения нашей стоянки у стенки завода решались положительно. Рассматривался и вопрос о выполнении береговых артиллерийских стрельб в пустынных районах западнее Абукира с крейсеров и эскадренных миноносцев.

В сентябре 1970 г два самолёта Ил-38 с опознавательными знаками ОАР произвели посадку на аэродроме Мерса-Матрух и через несколько дней приступили к поисковым действиям. После принятия решения о замене самолётов Бе-12 на Ил-38 в авиацию СФ поступило указание отобрать экипажи лётного и технического состава. Кандидатов в середине августа 1970 г. доставили в Москву для получения указаний и инструктажа. В результате в спецкомандировку в страну «с жарким климатом» отправили лётчиков и техников из 24-го Киркинесского Краснознамённого ОПЛАП ДД (аэродром Федотово). В июне 1971 г. прибыла еще пара Ил-38, а самолёты Бе-12 убыли в СССР. Предварительно экипажи тщательно изучили особенности района, расположение полигонов и зон с особым режимом полетов. Командовал группой майор Н.Ф. Пинчук. С применением самолётов Ил-38 удалось значительно расширить границы районов поиска. В 1972 г. в связи со сложившейся обстановкой 90 ОДРАЭ ОН покинула Египет.

Еще до смерти президента Насера египтяне предоставили советской стороне возможность использовать причальные сооружения в Мерса-Матрух. С августа 1970 г. там находились 2 - 3 вспомогательных судна и минный тральщик. В августе 1970 г. новейшая плавучая ракетно-техническая база пр.2001М «ПРПБ-33» входившая в состав в 41-й бригады ракетных катеров Черноморского флота совершила поход в Средиземное море в пункт Мерса-Матрух с целью изучения условий для базирования ракетных катеров при несении ими боевой службы. Но заходили туда они только однажды на второй БС ракетных катеров в Средиземном море 22-28 мая 1973 г. ракетные катера пр.205-У «Р-83», «Р-84».  В сентябре-октябре 1970 г. там находились с визитом 2 субмарины пр.613 (НАТО W-класс). Для лучшего функционирования гавани советские моряки провели дноуглубительные работы. 

В 1971 г. отдельный мобильный инженерный батальон - ОМИБ ЧФ  в  Мерса-Матрух  создал пункт маневренного базирования с установкой двух секций плавпричала «ПЖ-61» с системами электро и водоснабжения. Западная разведка сообщала о 400 советских технических специалистах задействованных в работах по модернизации гавани. У причала постоянно находился плавсклад «ПСКЛ-7» Тыла ЧФ. Периодически там находился морской буксир и водолазный бот. На плавскладе хранились продовольствие, ГСМ, белье разового пользования, шкиперское имущество и регенерация, которые систематически пополнялись судами вспомогательного флота. В этой базе обеспечивались тральщики, малые противолодочные корабли и сторожевые корабли. Кроме того, в Мерса-Матрух периодически заходили суда с малой осадкой (рефрижераторы, танкер «Руза», морские водоналивные баржи, буксиры). Их задача заключалась в том, чтобы принять на борт от ПСКЛ продукты, воду, масла и другие материалы и обеспечить ими корабли в точках восточной части Средиземного моря. На аэродроме Мерса-Матрух базировались советские разведывательные самолеты, порт прикрывали зенитно-ракетные комплексы.  На подходе к этой базе летом 1972 г. президент А.Садат и сопровождавшая его ливийская делегация во главе с  Муамаром Каддафи были остановлены советскими часовыми, которых додумались выставлять в пустыне, на въезде в город и не допустили на объект в соответствии с приказом местного советского начальства. Естественно разразился крупный скандал.

В 1970-1971 гг. Советским Союзом египтянам были переданы 4 МТЩ пр.266Э «Асван» 695, затем 536, «Гиза» 690, затем 537, затем 533, «Кена» 696, затем 538, «Сохаг» 699, затем 539. Построенные на Средне-Невском ССЗ в Ленинграде в 1968-1969 гг.

В феврале 1971 г. старшим военным советником Командующего ВМС ОАР был назначен контр-адмирал Чернобай Григорий Корнеевич, в должности до октября 1972 г. В рамках ротации менялись и другие советские специалисты. В 1971-1972 гг. советником по подготовке командиров кораблей в Египте  был командовавший эсминцем на ТОФ Куевда Юрий Сергеевич.

21 октября 1971 г. две  субмарины пр.613 (НАТО - W) несущие египетский военно-морской флаг были замечены когда они проходили Дуврский пролив. Это были субмарины «С-280» из состава КБФ в 1971 г. переведена в Александрию и передана египетскому экипажу. Вошла в состав ВМС АРЕ, получила номер 415. 11 февраля 1972 г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС АРЕ. И  «С-380» из состава КБФ в 1971 г. переведена в Александрию и передана египетскому экипажу. Командир советского экипажа Е.Н.Никифоров. Вошла в состав ВМС АРЕ, получила номер 418. 20 мая 1972 г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС АРЕ. На обеих подлодках 2 июня 1972 г. расформированы экипажи ВМФ СССР.

Обеспечивали передачу египтянам в порту Александрия двух подводных лодок капитаны 1 ранга Коньковым В.С. (ГТУ ВМФ) и Коломнин А. С. (старший офицер 10-го отдела)  Пожалуй, впервые в практике поставок кораблей по инициативе начальника 10-го отдела контр-адмирала Васильева Я. И. был подготовлен и реализован приказ  ГК ВМФ о поощрении личного состава подводных лодок  за качественную подготовку и успешную их передачу. Командир бригады и оба командира подводных лодок были награждены биноклями, а часть личного состава - часами.

Во второй половине мая 1972 г. планировался визит министра обороны СССР А. Гречко и Главнокомандующего ВМФ С. Горшкова в Египет, с посещением Александрии. Для демонстрации египтянам мощи нашего ВМФ было решено к северу от Александрии во время визита МО СССР в Каир провести совместную ракетную стрельбу РКР «Грозный» и ПЛАРК «К-313» (СФ, капитан 2 ранга Степан Згурский). По плану выставили мишенную позицию из БКШ и двух уголковых отражателей. Управление всеми силами в районе стрельбы осуществлялось с КП 5-й эскадры контр-адмирала Волобуева, а КУГ в составе двух ударных групп (№1 - РКР «Грозный» и БПК пр. 61; № 2 - ПЛАРК «К-313» с ретранслятором БПК пр. 61) управлял капитан 1 ранга Васюков. Представителем ГШ ВМФ на стрельбах был капитан 1 ранга В. Ященко, в прошлом флагманский ракетчик.

Спланирована была стрельба на 14-15 мая. «Грозный» выполнял ракетную стрельбу ракетой П-35 с дистанции 90-100 км. Целеуказание по мишенной позиции на РКР «Грозный» и на ПЛАРК выдавал БПК «Красный Кавказ» через ретранслятор по УЗПС. Организация стрельбы весьма сложна и требует четкой отработки связи и управления. Планировалось, что ракетную стрельбу корабли выполнят в два этапа: на первом проведут тактическое учение в течение 4 часов, а затем, на втором этапе, выполнят ракетную стрельбу по мере чистоты района. В ходе тактического учения КУГ было определено время удара, и в назначенное время "Ч" была выполнена ракетная стрельба, причем обе ракеты попали в щит.

Это тактическое учение с ракетной стрельбой было первым на Средиземном море. Оно показало, что из положения слежения корабельно-ударная группа в составе РКР пр. 58 и ПЛАРК пр. 670 способна с пуском 16 ракет в обычном снаряжении вывести из строя или даже уничтожить авианосец. Слабым звеном оказалась выдача целеуказания подводной лодке при маневрировании авианосца на скоростях более 20 узлов. В этом случае подлодке целесообразно слежение за авианосцем осуществлять самостоятельно на дистанции 60-70 км, так как дальность стрельбы ракетами составляет 80 км. Все это требовало исследований и опытовых учений.

Стрельба была выполнена успешно. Обе ракеты поразили мишени. После их осмотра корабли вместе с ПЛАРК прибыли в порт Александрия. После ошвартовки кораблей к пассажирскому причалу в Александрии прибыл Главком. Главком посетил все корабли, в том числе и ПЛАРК. «Красный Кавказ» стоял первым корпусом к торцевой части причальной стенки, вторым корпусом - «Красный Крым». «Грозный» был ошвартован лагом к боковой части причала, вторым корпусом к нему была ошвартована подводная лодка.

Министру обороны СССР А. Гречко и Главкому ВМФ С. Горшкову, прибывшим в Александрию, командир эскадры контр-адмирал Е. Волобуев доложил о выполнении совместной ракетной стрельбы кораблями ЧФ и СФ. Тем самым была продемонстрирована реальная боевая готовность сил флота на боевой службе и подтверждена необходимость нахождения в Средиземном море сил ВМФ, которые способны противостоять 6-му флоту США и силам стран НАТО, а также оправдана необходимость боевой службы и в других важных стратегических районах Атлантики, Индийского и Тихого океанов. 

17 мая состоялся прием на двух кораблях, а 18 мая во Дворец Фаруха была приглашена группа наших офицеров: командир дивизии, командир бригады, командиры кораблей и их заместители по политчасти. Всего 12 человек. Командующий Египетским флотом от имени Президента Садата вручил нам ордена «За военную службу» I и II степени и ценные подарки. 19 мая корабли покинули порт Александрия. Первой ушла «К-313» в назначенный район патрулирования. Остальные за ней в точку № 5.

В ходе визита министра обороны были проведены переговоры о соглашении на межгосударственной основе с целью упрощения и повышения оперативности системы согласования деловых заходов наших кораблей в египетские порты. Существующая система действовала на устной договорной основе и нередко зависела от авторитета военно-морского советника, его инициативы и напористости, а также от личных взаимоотношений между главным военным советником и его «подопечными».  Для преодоления такой неопределенности требовалась твердая договорная база. В ОУ ГШ ВМФ разработали проект соглашения с египетской стороной, в котором оговаривались количество кораблей, сроки заходов, оказываемые услуги, правовой статус и другие условия. Подписать это соглашение главком ВМФ поручил своему первому заместителю адмиралу флота Касатонову В.А. который выезжал в Египет в составе делегации, возглавляемой министром обороны Маршалом Советского Союза Гречко А.А. Попытка не удалась: египтяне категорически отказались подписывать документ, видимо, выполняя указания своего высшего руководства, уже взявшего курс на свертывание дружественных отношений с СССР. Не помог и разговор А.А.Гречко с президентом А.Садатом. Подписать соглашение удалось только через год, когда Египет запросил очередную военную  помощь. И способствовал этому начальник группы базового строительства 10-го отдела ГШ ВМФ полковник-инженер Семенов В. А., который обязательным условием подписания соглашения об оказании помощи Египту в развитии национальных ВМС и строительстве береговых объектов выдвинул подписание соглашения о заходах. 

Летом (по другим данным в октябре) 1972 г. командующим ВМС Египта был назначен адмирал Фуад Абу Зукри (Fouad Mohamed Abou Zikry), сменивший контр-адмирала Махмуда Абдель Рахман Фахми ( Mahmoud Abdel Rahman Fahmy), который в сентябре 1969 г. сменял его. Зукри командовал флотом по ноябрь 1976 г.

 

Вечером 8 июля 1972 г. Садат пригласил к себе посла СССР в Египте и Главного военного советника генерал-полковника Окунева В.В. и сделал заявление о том, что советские советники и специалисты оказали Египту большую помощь, обучили и воспитали его войска, за что большое спасибо и искренняя признательность, но в будущем Египет не нуждается в помощи со стороны, и поэтому пришла пора расставаться. Президент заявил, что Египет предоставляет 4-5 самолетов (Боинги и французские Каравеллы), чтобы все советники в течение 4-5 дней покинули страну. Заявление было унизительным и до глубины души обидным не только для посла Виноградова и ГВС Окунева, но и для всех находившихся в Египте. Это была пощечина нашей стране.

О заявлении А.Садата немедленно доложили Л.Брежневу и Министру обороны Гречко, который в ответ сказал: «За самолеты, которые они нам предоставляют, - передать спасибо. У нас достаточно сильные свои Военно-воздушные Силы, чтобы самим переправить наших граждан на Родину, а в отношении сроков, предупредите арабскую сторону, что сколько нам надо будет дней, столько мы и будем перевозить наших людей».

Страну покидали 15 тысяч советских военнослужащих и членов их семей. В воздушном мосте были задействованы самолёты Ан-12, Ил-18 и Ил-62, для перевозки пассажиров использовались даже Ан-22 "Антей" и морской флот.

Ходящие рассказы, что все советские военные в организованном порядке в недельный срок покинули Египет, и последние якобы убыли 16 июля 1972 г. Не имеют под собой никаких оснований и являются ошибочными.

Операция заняла почти два месяца, с июля по начало сентября 1972 г. Активно использовался морской флот, пассажирские теплоходы «Украина», «Победа», сухогруз «Академик Шиманский», рефрежераторные суда «Николай Пирогов» и «Иван Павлов» и другие доставившие возвращающихся воинов и технику в Севастополь и Одессу.

Отъезд наших военных из Египта на первых порах не коснулся кораблей 5-й Средиземноморской эскадры. О решении Анвара Садата отказаться от наших советников ГК ВМФ через связистов 5-й эскадры в Александрии известил главный военно-морской советник при командующем ВМС ОАР вице-адмирал Г. Чернобай (в октябре 1972 г. покинул должность). КП эскадры получил приказ находиться в заливе Эс-Саллум и все изменения обстановки доносить. В июле-августе эскадра лишилась базировавшихся в Египте самолетов разведчиков Ту-16р и противолодочных самолетов Ил-38. Все это быстро и резко изменило обстановку в восточной части Средиземного моря не в нашу пользу.

Требовалось прояснить ситуацию с базированием наших кораблей в египетских портах после заявления Садата. Особенно на фоне того что как раз началось активное освоение пункта базирования в порту Мерса-Матрух. Во исполнение директивы Главного штаба ВМФ от 20 марта 1972 г. в целях улучшения руководства кораблями и судами в порту Мерса-Матрух, начиная с 1 июня 1972 г., поочередно дислоцировалось одно из управлений дивизионов вспомогательных судов ЧФ.

Для этого в августе 1972 г. начальнику штаба 5-й эскадры капитану 1 ранга И.М.Капитанцу было приказано зайти в Александрию для встречи с новым командующим ВМС Египта адмиралом Зукри, который был назначен вместо Фахми. Иван Матвеевич Капитанец должен был передать ему поздравление от ГК ВМФ и определиться во взаимоотношениях АРЕ с кораблями эскадры. Встреча с адмиралом Зукри носила дружеский характер, он тепло отзывался о С. Горшкове и других советских адмиралах, которые оказали Египту помощь в создании флота. Зукри в период семидневной израильско-арабской войны 1967 г. командовал ВМС Египта, но был снят Насером, а сейчас снова восстановлен. Как заявил адмирал, отношения между нашими флотами остаются без изменений и корабли эскадры могут действовать согласно принятым ранее государственным соглашениям между СССР и АРЕ. Я передал ему поздравление С. Горшкова, и мы договорились о дальнейшем сотрудничестве. Итоги нашей встречи я изложил в докладе ГК ВМФ.

Так что ранее принятое соглашение о заходах в порты, проведении послепоходовых ремонтов подводных лодок в Александрии, стоянке десантных кораблей в Порт-Саиде, а также в Мерса-Матрух и на бочках в заливе Эс-Саллум - 12-я точка (она располагалась в территориальных водах Египта) оставалось в силе.

 

Литература.

 

 

 

Обратно – Часть 1.

 

Розин Александр

 

На Главную.