На Главную.

 

Розин Александр.

 

Демонстрация 1980 г. в Сиамском заливе.

 

В 1980 г. Тихоокеанский флот был задействован в военно-морской демонстрации в поддержку нового руководства Кампучии в Сиамском заливе.

 

Отношения между Вьетнамом и Кампучией всегда были не простыми. Пограничные стычки, возникавшие между кампучийскими и вьетнамскими силами с 1974 г., стали перерастать к 1977 г. в столкновения с участием тяжелой техники. В декабре 1977 г. между двумя странами были разорваны дипотношения. В ответ на неоднократные нападения «красных кхмеров» на приграничные районы, в конце декабря 1978 г. Вьетнам осуществил полномасштабное вторжение в Камбоджу с целью свержения режима «красных кхмеров». 7 января 1979 г. был взят Пномпень. Власть была передана Единому фронту национального спасения Кампучии во главе с Хенг Самрином. Эта организация была создана в декабре 1978 г. особой роли в боевых действиях не играла, однако в идеологических целях именно она была представлена как освободитель камбоджийского народа от тирании Пол Пота.

Вторжение СРВ было воспринято в Пекине как попытка ликвидировать основу китайского влияния в Юго-Восточной Азии и шаг к формированию под руководством Вьетнама просоветского блока. Сходным образом интерпретировали события и в Вашингтоне. Присутствие вьетнамских войск в Камбодже превратилось в серьезную международную проблему.

Сразу после свержения кровавого полпотовского режима, его разбитые отряды отступили на запад, к кампучийско-тайской границе, найдя поддержку у руководства Тайланда.  18 января 1979 г. заместитель министра иностранных дел КНР Хань Наньлун сообщил бывшему министру иностранных дел в правительстве «красных кхмеров» Иенг Сари, что в результате секретных таиландско-китайских переговоров было решено, что оружие и боеприпасы «красным кхмерам» не будут транспортироваться через камбоджийское побережье в Кохконге, а будут направляться в Бангкок под видом гражданских грузов. «Таиландские власти, примут все меры, чтобы обеспечить вам их доставку». Но тайна недолго оставалась таковой, уже в октябре 1979 г., французский журнал «Париматч» сообщал: «Когда «красные кхмеры» в замешательстве перешли границу, их на таиландских грузовиках отвезли в специальный лагерь. Там они отдохнули, получили пищу от таиландских военных, а затем были вновь доставлены в Камбоджу для продолжения войны».  

В феврале 1980 г. в Москву прибыла делегация из Кампучии для первых советско-кампучийских переговоров на высшем уровне. 5 февраля 1980 г. были подписаны документы заложившие основу многогранного сотрудничества между нашими странами.

Как следствие, в конце февраля 1980 г. в порт Кампонгсаом впервые после свержения режима Пол Пота, пришел советский сторожевой корабль пр.159 (по классификации НАТО - Petya) с бортовым номером 631. 5 марта моряки корабля посетили столицу Пномпень, 7 марта местные чиновники и руководство порта торжественно проводили наш сторожевик. Тайны из этого визита никто не делал, так 8 марта 1980 г. об этом сообщило Радио Пномпеня.

Деятельность направляемых из-за рубежа отрядов красных кхмеров и их союзников продолжалась при активной помощи властей Тайланда и их непосредственном участии. Так 27 июня 1980 г. выходящая в Бангкоке газета «Матичон» рассказала о пресс-конференции тайландского полковника Прачака Савангджита, котороый на ней заявил, что «тайландские войска уничтожили базу врага в деревне, находящейся на кампучийской территории в пяти километрах от границы».  В сентябре 1980 г. тайские самолеты и вертолеты 98 раз вторгались в воздушное пространство НРК, совершая разведывательные полеты над приграничными провинциями Поусат, Баттамбанг и Кахконг.  В октябре 1980 г. тайландская артиллерия 330 раз подвергала ракетно-артиллерийскому обстрелу населенные пункты кампучийских провинций, граничащих с Тайландом.

От действий засылаемых банд, гибели и наши специалисты. С октября 1979 г. дальневосточные докеры оказывали интернациональную помощь народу страны, организовав работу кампонгсаомского порта. 7 ноября 1980 г. в Пномпень самолетом прибыла очередная группа советских специалистов с женами, около 30 человек. 9 ноября в 8 утра группа на автобусе в сопровождении двух машин сопровождения выехали в Кампонгсаом. На 73 километре дороги № 4 автобус был обстрелян из пулеметов и базуки. Сляндцев Александр Петрович стивидор из Восточного порта, был убит сразу же - пуля попала в висок. Вместе с ним погиб кхмерский охранник. Переводчик ДВМП Еремеев Вадим Николаевич (1948 г. рождения) работавший в стране и встречавший группу был тяжело ранен в голову и правое бедро разорвавшейся гранатой. Осколками зацепило В. Дмитриева, Я. Бобрушку, А. Лебедева, водителя автобуса и кхмерского служащего из министерства транспорта и связи. Водитель автобуса, получивший осколочное ранение, чудом смог довести автобус до ближайшего вьетнамского блок-поста. Встречная иностранная машина отвезла В.Еремеева и В.Дмитриева в ближайший вьетнамский военно-полевой госпиталь, но спасти Вадима Еремеева не удалось. Сляндцева и Еремеева похоронили на Морском кладбище во Владивостоке.

Военное руководство Тайланда после переворота в 1976 г. отрицательно относилось к советской военно-морской деятельности в этом регионе, еще более ярко позиции сторон обозначились после входа вьетнамских войск в Кампучию. После этого тайское руководство стало на устойчивую точку зрения, что советское военное присутствие в области несет угрозу региональной безопасности и по этому недопустима. Естественно советская позиция была противоположно, и не принимала во внимание запреты или протесты тайских властей.

Вечером 31 октября 1980 г. тайский рыболовецкий траулер работавший в Сиамском заливе обнаружил группу советских судов во главе с  авианосцем «Минск» в 94 милях от военно-морской базы Саттахип (Sattahip) ВМС Тайланда. Это были -  тяжелый авианесущий крейсер пр.1143 «Минск» бортовой номер 042, 4.000 тонный СКР пр. 1135 (по классификации НАТО - Krivak I) «Летучий» бортовой номер 646, 9.000 тонный БПК пр.1134Б (по классификации НАТО - Kara) «Петропавловск» бортовой номер 558 (капитан 2 ранга А.С.Кузьмин) и МРЗК «Дефлектор» (по классификации НАТО - Okean).  

Тайские самолеты были посланы на разведку, чтобы осуществлять наблюдение за советскими военными кораблями.  

С  1975 г. по декабрь 1980 г. тяжелым авианесущим крейсером «Минск» командовал капитан 1 ранга Виктор Александрович Гокинаев. В приложении "Морской газеты" -  "Оборонный заказ" специальный выпуск № 9 за июнь 2006 г. была опубликована его статья  "Из повседневной и боевой деятельности авианосных кораблей ВМФ СССР: оценки, выводы и предложения" в ней он привел интересные подробности того похода: «... В августе-сентябре 1980 года при нахождении на боевой службе Тихом океане, мною был получен Приказ ГК ВМФ: "... следовать в Сиамский залив, не нарушая территориальных вод Таиланда. Вести интенсивные полеты самолетов на боевое применение". В этот период между Таиландом и Кампучией происходил вооруженный конфликт.

Полеты были спланированы и выполнялись по графику: понедельник и вторник - полеты; среда - предполетная подготовка; четверг и пятница - полеты; суббота - предполетная подготовка. И так в течении месяца.

Полеты проводились на боевое применение по бурунной мишени с ведением огня из автоматических пушек, НУРСами и бомбометания, как одиночными самолетами, так и в составе звеньев с утра с 9.00 до 17.00. Затем - с 18.00 до 02.00 полеты второй смены - вертолетов. проводились также смешанные полеты самолетов и вертолетов в течении одной летной смены.

... Работа ТАКР "Минск" в Сиамском заливе была на контроле не только командования ВМФ СССР, но и разведок США и Таиланда.

Ежедневно в боевом дежурстве на технической позиции находилось звено Як-38 и вертолет Ка-27  в варианте спасателя. Дежурное звено регулярно поднималось по боевой тревоге в воздух - для проверки боеготовности, а иногда и на перехват нарушителей - самолетов-разведчиков США и Таиланда, активно интересовавшихся нашими действиями. Дважды, за пролет через ТАКР, взятые в "клещи" Б-52 и "Орион" наши штурмовики провели над позициями ПВО Вьетнама. Урок пошел впрок. По самолету-разведчику Таиланда были применены жесткие меры…»

Тайландский самолет разведчик в нарушение правил заложил вираж над авианосцем когда на нем шли подготовительные работы по организации полетов. С «Минска» были подняты два дежурных штурмовика, набрав высоту, они начали его оттеснять и он удалился в сторону своего побережья. Все закончилось, самолеты возвратились. На следующее утро когда шли плановые полеты, командира вызвали на связь с Москвой. Запрашивал оперативный дежурный Военно-Морского флота для доклада Главнокомандующему, командир доложил, что полеты идут нормально, 36-й вылет, замечаний нет. Дежурный сказал, что поступила телеграмма в МИД СССР с таким  содержанием: «Советский авианосец "Минск" вошел в территориальные воды Тайланда, бомбардирует побережье. Сбил разведывательный самолет.» Будьте добры доложите, как это все было. Виктор Гокинаев подробно объяснил ситуацию и подчеркнул что он патрулировал в нейтральных водах и строго выполнял приказ ГК ВМФ С.Горшкова, а после вытеснения  самолета разведчика за пределы авианосца средства ПВО корабля нарушителя не сопровождали. Доложили главкому и через некоторое время  пришел ответ: «Главнокомандующий выражает свое удовлетворение вашими действиями.» На этом инцидент был исчерпан.

В фильме «Ударная сила. Щит авианосца» неверно дано время работы «Минска» в Сиамском заливе, там июль-август, а реально октябрь-ноябрь. В сентябре 1980 г. ТАКР «Минск» вышел на первую боевую службу он находился в Южно-Китайском море, 27 октября  получив приказ отправился в Сиамский залив, куда прибыл 31 октября, действовал в нейтральных водах, выставил мишени и тренировал личный состав. Так продолжалось несколько дней, после чего советские корабли вернулись к ВМБ Камрань (Вьетнам). 26 ноября  «Минск» вернулся с боевой службы в залив Стрелок, за время боевой службы корабль прошёл 13261 милю и совершил деловой заход в бухту Камрань (Вьетнам).  В декабре 1980 г. В. Гокинаев убыл с Тихоокеанского флота на должность замначальника кафедры тактики надводных кораблей в Военно-морской академии. За освоение новой техники и качественное решение задач на боевой службе в Сиамском заливе награжден орденом Красной Звезды.

1 ноября в Бангкоке советского посла Юрия Ивановича Кузнецова вызвали в Министерство иностранных дел Тайланда, чтобы он объяснил присутствие советских военных кораблей в Сиамском заливе. 3 ноября в передовой статье издаваемой в  Бангкоке “Nation Review” писала: «Москва, возможно, не чувствует, что она должна объяснить движение, но тайские власти законно задали вопрос на счет того, почему авианосец нужно было посылать в Сиамский залив, внутренние воды около берегов Таиланда и соседних стран. Не было никакого заблаговременного уведомления такого незваного присутствия и хотя российские суда находятся в международных водах, тем не менее страны 'хозяева' такие как Таиланд любезно оценят если скажут с чем связан такой не очень приятный жест.»

Деятельность ударной группы «Минска» в Сиамском заливе совпала с посещением китайского премьер-министра Бангкока. И по мнению ряда политологов являлся сигналом правительству Тайланда умерить движение в русле китайской политики.

Осуществленный  "показ флага" советским флотом в Сиамском заливе встревожил руководство Тайланда, особенно после как там 6 ноября 1980 г. вьетнамские патрульные суда атаковали и задержали две тайские рыболовецкие лодки осуществлявшие там лов. 6 ноября 1980 г. в экстерриториальных водах Сиамского залива у побережья Кампучии вели лов 30 тайских траулеров. Вьетнамский военный корабль и два патрульных судна приблизились к ним и открыли огонь, рыболовецкие суда бросили сети и поспешили уйти, но два траулера с 60 рыбаками были задержаны и отбуксированы в порт. Не исключено что таким образом велась борьба с переправкой на траулерах оружия. Еще 27 февраля 1979 г. малайзийская газета «Стар» сообщала, что «китайские и таиландские торговые суда тайно доставляют оружие, предназначенное полпотовским войскам, на таиландский остров Кут, оттуда оно доставляется «красным кхмерам» таиландскими траулерами».

В первой половине декабря 1980 г. в порт Кампонгсаом с визитом пришел малый разведывательный корабль (по классификации НАТО - Okean) в сопровождении сторожевого корабля проекта 1135 (по классификации НАТО - Krivak I). Корабли пришли приблизительно 12 декабря и покинули порт приблизительно 20 декабря 1980 г.  Советское присутствие в водах залива продолжалось и в дальнейшем.

Литература:

·         Жуков Ю.А., Щедров И.М. «Путешествие в страны Индокитая» Москва «Советская Россия» 1984 г.

·         Мосяков Д. В. «История Камбоджи. XX век» 2010 г. М., Институт востоковедения РАН

·         Притула Виктор «Визит Слона»  с сайта ˂http://artofwar.ru/p/pritula_w_i/text_0040.shtml˃ 

·         «Ударная сила. Щит авианосца» с сайта˂http://www.youtube.com/watch?v=WnUoacGlvA4˃

·         «Daily Report: People's Republic of China»  Выпуски 214-223  National Technical Information Service, 1980 г.

·         «USSR and Third World» Том 10 Central Asian Research Centre, 1980 г.

 

Розин Александр.

                                                На Главную.