На Главную.

 

Розин Александр.

 

Ракетные катера в составе ВМС ДРВ.

 

 

В истории советской военной помощи Демократической республике Вьетнам (ДРВ, Северный Вьетнам) еще много неизвестных моментов, одним из них является история о поставках Советским Союзом Ханою морского ударного компонента - ракетных катеров.

Часть 1.

Первые попытки получить ракетные катера.

 

Созданный в 1955 г. ВМС ДРВ свои первые боевые катера получил в 1956 г. от китайцев, всего до 1959 г. КНР передала Северному Вьетнаму 4 речных патрульных катера типа «Хуангпу» (Huangpu) в 1956 г. и 24 патрульных катера типа «Шаньтоу» (SHANTOU, по западной классификации – Swatow) в 1959 г.

В 1960 г. к строительству флота подключился СССР. В октябре 1960 г. вьетнамцы получили от СССР 4 противолодочных сторожевых катера проекта 201М (по западной классификации SO-1, 183/207т., 42х6х1,8м., 26уз. Вооружение 2х2 25мм автомата, экипаж 27 человек.)  «Т-225», «Т-227», «Т-229», «Т-231» которые вошли в 200 соединение, их экипажи обучались в Советском Союзе 5 месяцев с мая 1960 г. В разных источниках встречаются другие данные о времени поставки катеров. По одним данным 2 катера «Т-225» и «Т-227» переданы в декабре 1959 г. и 2 катера «Т-229» и «Т-231» в ноябре 1961 г. По другим данным 2 единицы в 1961 г. и  2 единицы в 1964 г.

В следующем году морской флот получил и первые ударные корабли. 22 ноября 1961 г. СССР были переданы 12 торпедных катеров пр.123К, (по западной классификации Р-4, 22/25т., 18,7х3,4х1м., 2 дизеля, 2000л.с., 42уз. Вооружение 2 ТА, 2 – 12,7мм  пулемета, экипаж 11 человек) - «ТК-287», «ТК-294», «ТК-296», «ТК-297», «ТК-298», «ТК-299», «ТК-317», «ТК-319», «ТК-320», «ТК-552», «ТК-553», «ТК-556». Они вошли в состав 140 соединения (позже изменен на 135):  1 дивизион – «Т-313», «Т-316», «Т-319», 2 дивизион «Т-323», «Т-326», «Т-329», 3 дивизион «Т-333», «Т-336», «Т-339», 4 дивизион «Т-343», «Т-346», «Т-349».

2 января 1964 г. был создан 9 дивизион -  состоящий из двух патрульных катеров проекта 368 (по западной классификации Poluahat-1, 70/100т., 29,6х5,8х1,5м., 20уз., Вооружение 1х2 пулемет, экипаж 15 человек)  полученных их СССР «Т-191» и «Т-193» и 10 дивизион из 4 десантных судов 50 тонн 407, 409, 411, 413.

К началу американской агрессии против Северного Вьетнама в состав его флота входило почти 100 боевых и вспомогательных судов, боевой костяк которого составляли:

12 торпедных катеров тип Р-4 (проект 123К, СССР);

4 противолодочных катера тип SO-1 (проект 201М, СССР);

24 патрульных катера тип Swatow (Китай) в ДРВ тип 79T;

4 патрульных катера тип Huangpu (Китай) в ДРВ тип 50T;

2 патрульных катера тип Poluahat-1 (проект 368, СССР) в ДРВ тип 90T;

4 десантных катера (СССР).

 

2 августа 1964 г. американский флот проводил очередную операцию по электронной разведке, под кодовым названием "Desoto", вдоль побережья Северного Вьетнама, именно в ходе нее США спровоцировали боевые столкновения с патрульными судами ВМС ДРВ, вторгнувшись в территориальные воды Северного Вьетнама в Тонкинском заливе. При этом американский эсминец «Maddox» DD-731 первым открыл огонь по северо-вьетнамским катерам. Несмотря на это американцы заявили о «неспровоцированном нападении». 4 августа американцы, следуя своей стратегии на эскалацию конфликта, заявили о повторном нападении кораблей ДРВ на их эсминцы «Maddox» DD-731 и «Turner Joy» DD-951 в нейтральных водах залива. При этом как теперь точно известно ВМС ДРВ к этому никакого отношения не имели. Обвинения против северо-вьетнамского флота в причастности к инциденту 4 августа были надуманными. Капитаны эсминцев, получившие приказ собрать неопровержимые свидетельства нападения на них, и через несколько дней после «второго Тонкинского инцидента» не могли сообщить ничего внятного. Так, 6 августа капитан «Тэрнер Джоя» доносил адмиралу Муреру: «Наиболее убедительным доказательством является то, что Джон Джером Уэрри, Литтон Ларри и Сентинел Эдвард видели след идущей торпеды». Если вспомнить, что все происходило темной ночью и в сильный шторм, то нельзя не согласиться, что эти свидетельства — не более, чем плод воображения испуганных моряков.

Тем не менее это дало повод Вашингтону 5 августа нанести авиационные удары по военно-морским базам Северного Вьетнама, что вылилось в многолетнюю агрессию Соединенных Штатов против ДРВ. Несмотря на заявления американцев потери вьетнамцев были минимальными.

Сразу после августовского 1964 г. инцидента в Тонкинском заливе, ДРВ обращался с прямой просьбой к Советскому Союзу о предоставлении военной помощи, но она осталась без ответа. Посол СССР в ДРВ в 1964-1974 гг. И.С.Щербаков характеризуя позицию Москвы по отношению к ситуации в Индокитае, отмечал: «В то время во вьетнамском узле сплелись интересы СССР, Китая и США. Мы не хотели ввязываться: уж очень напряженной была обстановка, имелся риск перерастания конфликта в мировой… Судя по всему, Хрущев намеревался действовать с оглядкой, но его руководящие дни были уже сочтены».

18 сентября 1964 г. американцы сообщили о новых столкновениях их эсминцев «Morton» DD-948 и «Richard S. Edwards» DD-950 с катерами в  Тонкинском заливе. В агрессивных действиях вновь обвинили ДРВ, хотя никаких доказательств не было. Как отметили в «Нью-Йорк таймс»  «истинной причиной стрельбы была чрезмерная   нер­возность» командования   американских  кораблей, «путаница и неопределенность царили как в Вашингтоне, так и на американ­ских военных кораблях, вовлечен­ных в инцидент».

21 сентября 1964 г. в связи с новым инцидентом, советское руководство выступило с «Заявлением ТАСС», в нем подчеркивалось: «… сообщение об инциденте в Тонкинском заливе вызвало тревогу и опасения, не является ли это по­водом к новым агрессивным действиям США в этом районе. Как сообщают из Ха­ноя, правительство ДРВ расценивает новый инцидент как попытку найти предлог для развязывания агрессии против Демократи­ческой Республики Вьетнам.

… Как уже указывалось в Заявлении ТАСС от 5 августа, так называемое «патрулирова­ние» в Тонкинском заливе военными кора­блями Соединенных Штатов ничем не оп­равдано и является открыто враждебным актом в отношении государств этого района. События 18 сентября вновь подтверждают, что пребывание кораблей 7-го американско­го флота в Тонкинском заливе создает по­стоянный очаг  напряженности и является источником  возникновения  инцидентов и опасных военных конфликтов, угрожающих делу мира…

… В авторитетных кругах Советского Сою­за решительно осуждают эти провокацион­ные действия и вновь предупреждают, что американское вмешательство в дела вьет­намского народа может привести к весьма опасным последствиям, всю ответственность за которые, будут нести США. Незаконное патрулирование побережья Демократиче­ской Республики Вьетнам, военные демон­страции и провоцирование инцидентов в этом районе должны быть прекращены.»

Последовавшее в октябре 1964 г. смещение Н. С. Хрущева привело к определенному повороту в советско-вьетнамских отношениях.  Новый советский кабинет заявил о готовности оказать поддержку социалистической стране, ставшей жертвой агрессии. В декабре 1964 г. СССР согласился открыть в Москве постоянную миссию Народного фронта освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ). В январе 1965 г. аэрофотосъемка американского самолета разведчика установило впервые  присутствие советских самоходных зенитных орудий в Северном Вьетнаме. Это оружие, вероятней всего было доставлено советским грузовым судном, которое прибыло в Хайфон 22 декабря 1964 г. Позже советские представители конфиденциально подтвердили, что еще до посещения премьер-министром Косыгиным в феврале 1965 г. Ханоя,  Советский Союз осуществил первую поставку зенитных орудий и радаров ДРВ. 

Тогда же вьетнамская сторона начала переговоры о поставках для их ВМС ракетных катеров проекта 183Р (по классификации НАТО - Komar) которые были вооружены двумя  пусковыми установками ракет  (2 ПКР П-15 (по классификации НАТО - SS-N-2 Styx) с дальностью стрельбы до 35 км. РКА пр.183Р были первыми серийными катерами носителями крылатых ракет П-15.  Первые проектные проработки по «катеру с реактивным вооружением» начались еще в 1952 г. Спустя пару лет был выпущен его технический проект. С октября 1956 г. по август 1957 г. на полигоне Ржевка под Ленинградом было проведено более 10 бросковых пусков снабженных натурным стартовым двигателем макетов маршевых ступеней П-15 со стенда, имитирующего рубку и фрагменты палубы ракетного катера. В 1957-1958 гг. проводились различные испытательные пуски ракет со стендов и береговых установок.

В 1957 г. на Ленинградском заводе № 5 были переоборудованы два катера — ТКА-14 и ТКА-15, которые по внутренним водным путям перешли на Черное море. Основным внешним отличием ТКА-14 пр. 183Э от последующих серийных катеров пр. 183Р было открытое размещение ракет на направляющих без металлических ангароподобных прикрытий. Второй катер оснастили только корабельной аппаратурой ракетного комплекса, которая служила для проведения дистанционного пуска ракет с первого катера с использованием кабельной связи между катерами. С 24 сентября по 22 апреля 1959 г., было проведено 13 пусков с катеров, только один раз добились прямого падания. В четырех пусках ракеты упали вблизи цели или пролетели над ней, что позволило рассматривать их как частично успешные. Для исправления были приложены серьезные усилия. Доработки оказались вполне эффективными: практически все восемь пусков, выполненные до 28 августа, прошли успешно, и совместные испытания ракеты с радиолокационной головкой самонаведения успешно завершились. В ходе завершающего залпа по программе Государственных испытаний на дно отправили корабль - цель ЦЛ-61 — бывший итальянский эсминец.

Катера пр. 183Р стали своего рода побочным результатом создания экспериментального пр. 183Э. Первоначально П-15 предназначалась для более крупного катера. Ее размещение на катерах на базе пр. 183 не предусматривалось планами судостроения на VI пятилетку 1956–1960 гг. Только спустя год после начала работ по П-15 постановление от 17 июля 1956 г. определило применение этих ракет на пр. 183Р. До 1960 г. планировалось построить 48 катеров пр. 183Р.

В соответствии постановлением от 3 декабря 1958 г., строительство РКА пр. 183Р велось на заводах № 5 (в Ленинграде) и № 602 (Владивостокский судостроительный завод).

 



Ракетный катер пр.183Р.

Деревянный корпус, рубка стальная. Водоизмещение 66,5 (81) т; размеры 25,5х6,24х1,5 м. Дизели (12-цилиндровые М500Ф) 4х1200 л.с.; 4 вала; скорость до 38 узлов; даль­ность плавания 480 миль на 26 узлах, или 1000 миль на 12 узлах. Экипаж 17 человек; авто­номность по запасам прови­зии и питьевой воды 5 суток.

Вооружение: 2 ПКР П-15 (2хI), 2-25-мм L/80 ав­томата 2М-ЗМ (1х2).

РЭВ: РЛС «Рангоут», СУО «Клен».

Всего в строй вступило 112 катеров, включая 54, переоборудованные из ранее выпущенных торпедных катеров пр. 183. В частности, на заводе № 5 собрали 26 ракетных катеров и еще 30 переделали из катеров пр. 183.

Так как ВМФ СССР в 1961 г. получил на вооружение более совершенный РКА пр.205, катера пр. 183Р активно передавались во флоты стран Африки и Азии. Было передано 91 единица: Ки­таю — 23 (в 1960-1967 гг.); Кубе —18 (в 1962-1966 гг.); Индонезии —12 (в 1962-1964 гг.); КНДР —6 (в 1962 г.); Сирии —6 (в 1966 г.); Алжиру —6 (в 1966 г.); Египту —8 (в 1962-1967 гг.); Вьетнаму —4 (в 1972 г.); Ираку —3 (в 1972 г.), Гвинее  —3, Эфиопии  —2.

Ракет П-15 за 25 лет поставили в 16 стран более 2,5  тысяч штук. 

В конце 1964 г. у американцев стала появляться информация, что между СССР и ДРВ шли переговоры о предоставлении Северному Вьетнаму ракетных катеров проекта 183Р.  Важным подтверждением этого свидетельства по их докладу являлся абзац в секретном партийном письме, посланном китайцами в КПСС 5 ноября 1965 г., в которой китайцы задавали вопрос, почему СССР не послал «военно-морские суда, обещанные вьетнамским товарищам.». В письме говорилось, что суда вместо того чтобы послать прямо в порт ДРВ,  СССР хотел передать их вьетнамским товарищам в китайских портах. "Эти военно-морские суда" как утверждали американские разведывательные источники в июле 1966 г. были, вероятно, ракетными катерами пр.183Р. Имеющиеся у американцев свидетельства указывали, что переговоры о поставках ракетных катеров были начаты в конце 1964 г., однако после того как в 1965 г. американцами были начаты бомбардировки территории ДРВ и блокадные действия на море, Советский Союз отказал в поставке РКА, так как не хотел втягиваться в серьёзный конфликт с США в Тонкинском заливе.

В отличие от другого оружия, которое СССР поставлял Северному Вьетнаму, ракетные катера невозможно было отправить по железной дороге или по воздуху через Китай, они должны были бы транспортироваться из советских портов до Хайфона как палубный груз, что невозможно было укрыть от американцев. Что бы избежать этого в ходе переговоров СССР видимо предложил передать РКА представителям ДРВ в китайских портах, откуда они могли перейти в Северный Вьетнам, как передаваемые китайцами  патрульные суда в период между февралем и ноябрем 1965 г. Но этот план был сорван китайцами, которые отказались по политическим причинам. Они требовали чтобы поставка была осуществлена Советским Союзом непосредственно в Хайфон, что было тогда для нас неприемлемо.

Хотя сама транспортировка не представляла серьезной проблемы. Американское руководство, оценивая всех по своему подобию, постоянно ожидало, что СССР поставит в Северный Вьетнам как ракетные катера, так и береговые ракетные комплексы. Поэтому они внимательно отслеживали прибытие в порт Хайфон крупнотоннажных грузовых кораблей, которые могли это сделать. Так в августе 1967 г. в этом безосновательно подозревали сухогруз «Партизанская искра», а в сентябре 1967 г. сухогруз «Омск».  Тем более что после потопления 21 октября 1967 г. египетскими катерами в Средиземном море израильского эсминца «Эйлат» (Elath) такая угроза вышла на первый план.

Как писал Нил Шихан (NEIL SHEEHAN) в статье «U. S. Concerned Over Missile That Sank Elath» опубликованной 11 января 1968 г. в “The New York Times”: «Инцидент вызвал серьезную обеспокоенность в Вашингтоне по поводу угрозы для американских военных кораблей у берегов Северного Вьетнама, если Советский Союз передаст такое оружие северовьетнамцам. Дальность действия "Styx" составляет от 15 до 20 миль.

Хотя пока нет доказательств того, что Северный Вьетнам обладает ракетами Styx, американские и австралийские эсминцы и крейсера, участвующие в так называемом патрулировании Sea Dragon вдоль побережья Северного Вьетнама, действовали еще до инцидента с Эйлатом, предполагая потенциальную угрозу от ракет Styx, сообщили источники.

Некоторые офицеры убеждены, что русские в конечном итоге снабдят северовьетнамцев ракетами "Styx", возможно, после того, как линкор "Нью-Джерси" будет отправлен во Вьетнам следующей осенью.

Военно-морской флот атакует их.

Побережье Северного Вьетнама находится под постоянным наблюдением с воздуха, чтобы обнаружить признаки строительства каких-либо объектов для запуска ракет или обнаружить любые передвижные пусковые установки на грузовиках.

Если такие объекты или пусковые установки будут обнаружены, военно-морской флот намерен атаковать их. Патрульные силы Sea Dragon обеспечиваются прикрытием с воздуха на случай возникновения подобных ситуаций.»

Но как отмечалось 17 ноября 1967 г. в "Еженедельном обзоре" (WEEKLY REVIEW) разведки: «Нет никаких свидетельств того, что катера этого типа или ракеты SSN-2 были доставлены в Северный Вьетнам. Китайские катера Osa были замечены в Южно-Китайском море и могут быть размещены на военно-морских базах на острове Хайнань или в районе Тонкинского залива. Если бы Советы или китайцы передали эти подразделения Северному Вьетнаму, американские корабли, действующие у побережья Северного Вьетнама, были бы уязвимы для внезапного нападения. Лодки могли быть рассредоточены по многочисленным островам и водным путям, обозначающим побережье Вьетнама, и их было бы трудно обнаружить, если бы они двигались в составе групп джонок и других небольших судов. Однако, стоя на якоре или пришвартованные в гаванях, "Осы" и "Комары" были бы уязвимы для обнаружения и уничтожения американской авиацией.»  

Видимо после успеха египтян, вьетнамское руководство обратилось с просьбой поставить им ракетные катера непосредственно в Центральный комитет КПСС. И это был редкий прецедент в истории дипломатии социалистических стран. Который видимо, имел положительный результат на начальном этапе.

Летом  1968 г. генеральный штаб ВМС ДРВ (HQVN) направил группу моряков из состава 172 полка ВМС во Владивосток для освоения ими ракетных катеров пр.183Р (НАТО - Komar). Группу возглавлял Фам Минь (Phạm Minh) в 1973-1978 гг. он был командиром 172 полка (бригады), в качестве комиссара был Ву Уиш ( Ước) в 1970-1977 гг. он был заместителем начальника этого полка (бригады) по политической части. Хюинь Бьен (Huỳnh Lưỡng) отвечал за четыре экипажа набранных для прохождения стажировки.

Их подготовкой занимался 89-м Учебный центр на острове Русском в окрестностях Владивостока. Преподававший там с 1961 по 1972 гг.  учебный курс «Ракеты и артиллерийское оружие» капитан 2 ранга Моисеевский Новомир Геннадьевич вспоминал, как летом 1968 года ему было поручено организовать встречу вьетнамских и советских моряков: «При помощи командиров взводов и старшинского состава мы собрали в подарок 150 ученических тетрадей, карандаши, ручки и другие канцелярские принадлежности. Нашли большой альбом фотографий о войне во Вьетнаме. Но вот досада – альбом был в единственном экземпляре и имел следы несвежести страниц и обложки. В город, в магазин ехать поздно, встреча через день. И мы решили недостатки единственного альбома превратить в достоинство этого подарка. Мы решили объяснить гостям, что наш народ, военные моряки живо интересуются подробностями борьбы вьетнамского народа против американской военной мощи, сочувствуют ему и стремятся помочь всеми силами. Об этом и свидетельствует совсем новый, но уже бывалый по своему виду альбом. … Во время своего выступления комиссар вьетнамского дивизиона товарищ Ву-Ыок говорил, что Вьетнам победит в войне с США. Порукой тому широкая многогранная помощь Советского Союза. Личный состав дивизиона уверен, что его оружие – ракеты «П-15» - нанесут большой урон кораблям США. Со своей стороны, мы заверили, что приложим все силы для того, чтобы вьетнамская учебная группа вернулась на Родину боеспособным подразделением…. На память высадили молодой клен на Аллее Дружбы… Далее состоялся обмен подарками. Нам подарили различные поделки, сделанные из обломков фюзеляжей сбитых американских самолетов. Командиру роты досталась расческа, которую он хранит и поныне.»

 



Капитан 3 ранга Моисеевский Н.Г.  и старшина 2-й статьи Лысенков В.И. среди моряков ВМС Вьетнама 1968 г.

Благодаря тому, что в Учебном центре проводилась комплексная подготовка иностранных экипажей, спустя небольшое время вьетнамские моряки уже самостоятельно управлялись с оборудованием на борту катеров и выполняли стрельбы по мишеням. По окончании обучения экипажи вернулись во Вьетнам, ожидая поставку из Советского Союза 4 ракетных катеров пр.183Р. Они входили в состав 172 полка ВМС под обозначением "18 команда" пока к середине 1969 года не были расформированы из-за отсутствия кораблей, которые так и не были поставлены.

Хотя возможно, передача катеров и готовилась. На это указывал необычный груз нового грузового теплохода «Волчанск» (1968 г., 9455 брт) построенного в ГДР. В ноябре 1968 г. «Волчанск» покидая Балтийское море, имел на верхней палубе два обшитых ящика  напоминающих те, в которых обычно перевозили ракетные катера. Судно выполняло переход в состав ДВМП. 27 декабря оно в течение короткого периода находился в Хайфоне. Но там ящики не разгружались. 29 декабря в Южно-Китайском море оно было сфотографировано американцами и оба ящика были на месте. Ящики, вероятно, были доставлены во Владивосток в начале января. При этом не совсем понятны эти эволюции. Если в ящиках действительно были ракетные катера, то не проще ли их было перебросить из Владивостока, так как подобные катера пр.183Р и 205 непосредственно строятся во Владивостоке. Но если «Волчанск» действительно доставил во Владивосток два "Комара", то они вероятно  могли быть предназначены для экспорта после оснащения. Хотя зачем их надо было везти вокруг Африки, тем более что Суэцкий канал был закрыт.

Можно предположить, что отказ Москвы  передать ракетные катера ВМС ДРВ, был обусловлен беспокойством, что Северный Вьетнам использует их для атак американских  кораблей, что вызовет новые осложнения и сорвет установленное перемирие. В результате пятимесячных переговоров между делегациями ДРВ и США, были достигнуты договоренности о полном и безусловном прекращении с 1 ноября 1968 г. воздушных бомбардировок и других военных действий американцев против ДРВ. Кроме того было решено о проведении заседаний с участием делегаций ДРВ и США, НФО ЮВ и сайгонской администрации для поиска путей урегулирования вьетнамской проблемы. Прекращение военных действий США против Северного Вьетнама, согласие Вашингтона на политическую роль НФО ЮВ в политической жизни Юга Вьетнама и готовность вести переговоры с участием делегации НФОЮВ по вопросам урегулирования ситуации в Южном Вьетнаме означало начало деэскалации войны. И Москва видимо решила не осложнять ситуацию.

 

Дальше.

Розин Александр.

1  2  3

 

На Главную.