Розин Александр.
Ракетные катера в составе ВМС ДРВ.
Флот ДРВ получает ракетные катера.
1 апреля 1972 г. ВВС США
возобновили нанесение бомбовых ударов по
территории ДРВ, 5 апреля к авиации присоединился и флот. В этот день
американские эсминцы «Joseph Strauss»
DDG-16 и «Richard B. Anderson»
DD-786 нанесли удар по береговой цели к северу от демилитаризованной зоны.
19 апреля 1972 г. в районе Донгхой, к северу от демилитаризированной зоны в ходе
очередного нападения американских кораблей на побережье Северного Вьетнама как
считали американские моряки, впервые корабль ВМС США был атакован
самонаводящейся ракетой в бою. Сперва два
северо-вьетнамских истребителя МиГ-17 в ходе первой атаки против кораблей
бомбами поразили американский эсминец «Higbee»
DD-806
причинив ему существенные повреждения и потери в личном составе. Сразу после
боя операторы ракетного эсминца «Sterett» DLG-31
зафиксировали и высокоскоростные надводные суда около различных участков
побережья севернее Донгхой.
Операторы радаров управления огнем
«Sterett» захватили два из этих следов в режиме СВТ (Continuous Boat Track). При исследовании одного из следов было обнаружено
вертикальное разделение одной из целей. И одновременно с этим служба ЕСМ
(радиопротиводействия) эсминца получила сигнал с ASCM (системы обнаружения
крылатых противокорабельных ракет) и с радара управления огнем о запуске
ракеты. Ее идентифицировали как советскую ракету SS-N-2 «Стикс» (Р-15). На «Sterett» только что был установлен комплекс ASMD (защиты от
противокорабельных ракет). На борту корабля находилось несколько гражданских
специалистов, которые производили окончательную отладку системы. Она позволяла
быстро определять тип запущенной ракеты. Единственным способом защиты корабля
от ракет была система пассивных помех. Система постановки помех на «Стеретте» состояла из отражателей и пусковых установок «Chaffroc». Она выпускала ракеты-ловушки, которые, взрываясь
на некотором расстоянии от корабля, выбрасывали облако противорадарных
отражателей, сбивающих с толку систему наведения ракеты. ASMD автоматически
выпускала эти ракеты при возникновении опасности. Именно эта система и
отлаживалась специалистами. Система ASMD не предусматривала никаких активных
действий для уничтожения ракеты.
Попадание «Стикса», скорее всего,
стало бы фатальным для «Sterett». Обнаружение ракеты
радаром управления огнем позволило дать залп обеими «Терьерами» непосредственно
после старта «Стикса». Если бы ракету обнаружили обычным воздушным радаром,
вычислили бы ее курс, и затем бы передали на радар управления огнем, то
запустить ракеты для перехвата цели было бы невозможно. Наблюдатели на мостике
«Sterett» доложили, что «Терьеры» вошли в облака и
взорвались. «Стикс» визуально не зафиксировали. После взрыва «Терьеров» он
исчез с экранов радара и затих сигнал ЕСМ. Так как не было получено
«визуального» подтверждения наличия патрульных катеров или ракеты «Стикс», то
ее «уничтожение» официально не подтвердили.
На протяжении почти всех событий
артиллеристы «Sterett» пребывали в роли зрителей.
Наконец они получили разрешение обстрелять две надводные цели, движущиеся
параллельно кораблю с одинаковой скоростью. Обслуга 5-дм орудия 54 хотела
использовать снаряды «Вилли Петер» (с белым
фосфором), но приказано было стрелять осколочными снарядами. 5-дм кормовая
установка 54 (прозвище - «Одноразовая Энни»)
произвела несколько выстрелов, после чего цели исчезли с радара. Сами моряки
считали, что это были ракетные катера типа «Оса» или «Комар». Наличие подобных
катеров у Северного Вьетнама предполагалось, но никогда не подтверждалось. Так
как визуальный контакт отсутствовал, в официальном рапорте об этом умолчали.
Выходившая в
Лонг-Бич (штат Калифорния), газета «The
Daily Independent»
писала: «...Северовьетнамские МиГи,
торпедные катера и береговые батареи в среду нанесли удар по эсминцам
американского флота, действовавшим недалеко от побережья ДРВ. Командование
сообщило, что при отражении ударов удалось сбить один самолёт и потопить два
торпедных катера. Один МиГ сбросил 250-фунтовую (на самом деле 250-кг) бомбу на
кормовую часть палубы эсминца «Хайгби», приписанного
к военно-морской базе Лонг-Бич. В результате взрыва бомбы было ранено трое
моряков и разрушена кормовая 5-дюймовая артиллерийская установка. Представители
командования также сообщили, что повреждения от огня береговой артиллерии
получил крейсер «Оклахома Сити». В момент воздушной атаки американские корабли
вели обстрел побережья. Атака торпедных катеров была отбита артиллерийским
огнем фрегата УРО DLG-31 «Стиритт»...»
Экипаж эсминца «Sterett» однако считал, что они уничтожили крылатые ракеты
и катера. После сражения у Донгхой моряки корабля
нарисовал красной краской на крыле мостика символы одержанных побед - МиГи,
патрульные катера и ракеты. После рапортов членов экипажа, со «Sterett» было приказано стереть все знаки уничтоженной
ракеты, а экипажу приказали «забыть» часть сражения, которым они так
гордились.
И как оказалось не напрасно, так
как в это время у Северного Вьетнама морских крылатых ракет еще не было. В
проведенном в 1999 г. расследовании ВМС США было доказано, что никакой атаки
крылатыми ракетами Р-15 не было. Это был сбой электронной системы, которая
только была установлена «…все вышеуказанные контакты на самом деле были
призраками, или что Sterett обнаруживал сам себя. …основные интересующие нас
системы были примитивными. До появления компьютерного анализа сигнала и
сравнения с имеющимися библиотеками “следов” оставалось еще 15 лет. …Скорей
всего, при разработке этой системы использовались ошибочные данные об этих
ракетах. После окончания Вьетнамской войны, система не была доведена до
завершения.» и особенность ландшафта в
районе Донгхой, залив окружен полукружьем высоких
холмов вследствие чего при использовании радара MI, из-за узости его
луча возникали многочисленные ложные сигналы.
Как было сказано выше, весной 1972
г. в распоряжении ДРВ ракетных катеров не было, они появились позже в конце
года, видимо как завуалированный ответ Москвы Вашингтону на минирование
вьетнамских портов и блокировании там советских судов.
Подготовка к передаче четырех
ракетных катеров пр.183Р из состава Тихоокеанского флота была начата
летом-осенью 1972 г. По крайней мере, два РКА
были переданы из состава
соединения ракетных катеров Совгаванской
военно-морской базы. Как вспоминал служивший там капитан 1 ранга В.Г.Попов: «Много
тогда пришлось поработать по приведению этих катеров в должный вид, а нам,
ракетчикам, по подготовке ракетных комплексов П-15.»
Катера передавались в китайском
порту Чжаньцзян (провинция Гуандун)
куда они были доставлены морским транспортом. Там их в декабре 1972 г. передали
вьетнамским морякам из состава 136 батальон 172 полка (впоследствии 172
бригада). Катера получили номера - «Т-902», «Т-904», «Т-906», «Т-908».
20 декабря 1972 г. четыре катера
пр.183Р вошедшие в состав 172 полка вышли из порта Чжаньцзян
(провинция Гуандун, Китай), во время перехода в заливе Халонг
один катер «Т-906» был потоплен американским самолетом.
В январе 1973 г. прибыли советские
специалисты, чтобы помочь в освоении РКА.
В тоже время военно-морское
командование выдало задание на использование корабельных ракет Р-15 для
берегового комплекса, для организации засад, на корабли обстреливавшие
побережье. После года исследований, работ по строительству береговой ПУ и испытаний, в октябре 1974 г. была
проведена стрельба по судну стоящему на якоре на расстоянии 13,5 миль. Ракета
попала в цель.
В боях с американцами РКА принять
участия не успели, но в операциях на море по освобождению Южного Вьетнама были
задействованы. По состоянию на 4 февраля 1975 г. в ВМС было 3 ракетных катера. 1-3
апреля 1975 г. в ходе наступления
военно-морские подразделения по очереди занимали города Куинен,
Начанг и Камрань. С моря их
прикрывал отряд ВМС ДРВ в составе 3 РКА 173 батальона 172 полка, 4 патрульных
катера 171 полка и военно-транспортные корабли 125 полка. Боевых столкновений с
сайгонским флотом у них не было, так как последний
думал о бегстве, а не бое.
В октябре 1979 г. ВМС Вьетнама
получили первые два РКА пр.205У (по классификации НАТО - Osa
II)
«HQ-354»
и «HQ-355».
После этого в 1980 г. РКА пр.183Р были исключены из состава ВМС
так как их сменили более современные РКА пр.205У, в сентябре 1980 г. два катера
«HQ-356»,
«HQ-357»,
в ноябре 1980 г. еще два «HQ-358», «HQ-359» и в феврале 1981
г. еще два «HQ-360»,
«HQ-361»,
всего было передано 8 РКА, 4 пр.205У и 4 пр.205ЭР.
Литература.
·
«Анализ битвы у Донгхой»
Журнал «ФлотоМастер» № 4 2000 г. стр45.
·
Андреенков В.Е.
«Международное военное сотрудничество Военно-Морского Флота» Оружие и
технологии (Ортех), 2003 г. стр181.
·
Асанин
Владимир «Ракеты отечественного флота Часть 3. Ракетные катера вступают в бой»
Журнал «Техника и вооружение» № 9 2007 г.
·
Волков Роман – Справочник.
·
«Заявление ТАСС» «Известия» 22.09.1964
г.
·
«История Вьетнамского Народного
военно-морского флота (1955-2005)» 2005 г. на вьетнамском языке.
·
Кондрашов С. «Не могут свести концы с
концами» «Известия» 22.09.1964 г.
·
Минеев Ю. «Наши на вьетнамской войне» Журнал
«Эхо планеты» № 35 1991 г. стр27.
·
Каим Шайхитдинов «Дневник офицера»
·
Элден Дж.
Миллер «Сражение у Донгхой» Журнал «ФлотоМастер» № 4 2000 г. стр44.
·
INTELLIGENCE
STUDY «THE 1965 SINO-SOVIET-VIETNAMESE CONTROVERSY OVER SOVIET MILITARY AID TO
NORTH VIETNAM» 30 September 1968
·
На вьетнамском «Chuyện ít biết về tàu tên lửa đầu tiên của Việt Nam»
16.10.2010 с сайта <http://laodong.com.vn/Sci-Tech/Chuyen-it-biet-ve-tau-ten-lua-dau-tien-cua-Viet-Nam/87957.bld>
·
На вьетнамском «Bí mật lần đầu công bố về trận đấu của Pháo binh VN với Hải quân Mỹ» 8:38 AM | 23/04/2014 с сайта <http://www.kyvatlichsucand.vn/vn/news/2835/355/Bi-mat-lan-dau-cong-bo-ve-tran-dau-cua-Phao-binh-VN-voi-Hai-quan-My.html>
·
На вьетнамском «3 tàu
tên lửa VN trong chiến dịch mùa xuân 1975» с сайта <http://kienthuc.net.vn/vu-khi/3-tau-ten-lua-vn-trong-chien-dich-mua-xuan-1975-225519.html>
·
С сайта <http://www.vnmilitaryhistory.net/index.php?topic=9062.0>
·
С сайта <http://www.vnmilitaryhistory.net/index.php?topic=1229.395;wap2>
·
С сайта <http://www.dd-692.com/sea1.htm>
Розин Александр.