Розин
Александр.
Снаряды
чужой войны. Обстрел водолазного бота
«ВМ-125» в апреле 1989 г.
Сотрудничество
Сирии и СССР в военно-морской области. Часть 3.
Ливан
вновь в огне.
В начале 1989 г. война в
Ливане разгорелась с новой силой. 22 сентября
1988 г., за пятнадцать минут до истечения своих полномочий, президент
Ливана Амин Жмайель в ситуации, когда новый глава
государства не был избран из-за гражданской войны, назначил Мишеля Ауна премьер-министром (на период до выборов нового президента)
с сохранением поста командующего вооружёнными силами.
Это решение было не признано просирийскими
политическими силами. Сирия которая препятствовала приходу на пост
президента любого антисирийски настроенного политика,
продолжала признавать законность правительство мусульманина-сунита
Селима Хосса. Противники Ауна
считали, что своим решением Жмайель нарушил закон (в
Ливане существуют конфессиональные квоты, согласно которым президент должен
быть христианином, а премьер-министр - суннитом). В то же время Аун и его сторонники считали, что закон не нарушен, так как
речь шла о сугубо временном назначении в условиях отсутствия президента. Кроме
того, генерал апеллировал к прецеденту - в 1952 г. командующий армией генерал Фуад Шехаб (также католик-маронит) в аналогичной ситуации несколько дней был
премьер-министром и исполнял обязанности президента до избрания нового главы
государства.
Мишель Аун выступал за
единство страны, против присутствия на ливанской территории сирийских войск, за
разоружение всех формирований - «милиций» - вне зависимости от их
конфессиональной принадлежности. На его стороне оказалось около 40 %
военнослужащих ливанской армии. Он получил поддержку Франции, а также Ирака -
соперника Сирии в вопросе влияния на арабский мир. Вместе с тем он проявил себя
как недальновидный, негибкий и авантюристичный политик.
В
феврале 1989 г. Аун как временный премьер-министр
приказал, чтобы ливанская армия взяла под контроль семь нелегальных портов,
которыми управляли различные вооруженные формирования, тем самым разрушая
экономическую базу непокорных вооруженных милиций. Грузы,
получаемые и отправляемые через неподконтрольные ливанскому правительству порты
наносили государственному казначейству приблизительно 100 миллионов долларов в
год убытков из-за недополученных таможенных сборов. С 10 февраля
начинается конфронтация между армией и Ливанскими Силами (Lebanese Forces). 14 февраля объявляется
мобилизация в обоих лагерях. 20 февраля в президентской резиденции проходит
встреча генерала Ауна с Самиром
Джааджаа лидером Ливанских Сил, с целью уладить
противоречия между ними. В ходе переговоров было достигнуто шаткое перемирие.
23 февраля Аун берет под контроль Бейрутский
порт, принадлежавший Ливанским Силам. 24 февраля Аун приказал, чтобы
незаконное использование портов было прекращено, и для транспортировки грузов
использовался только порт Бейрута. Подконтрольные Сирии «милиции» отказались
выполнить приказы Ауна. 6 марта генерал Аун активизировал небольшой ливанский флот и начал блокаду портов
к югу от Бейрута.
После
достигнутого перемирия между армией и крупнейшей в стране христианской милицией
Ливанскими Силами (Lebanese
Forces), Аун
решил разобраться с сирийцами. 11 марта Аун приказал
блокировать все нелегальные порты. В ответ 12 марта кабинет Селима
Хосса заявил о блокировании подконтрольных
христианским силам портов Бейрут и Джуния (Jounieh).
Возглавляющий мусульманское министерство транспорта, лидер друзской
милиции Валид Джумблат
заявил о запрещении пользования этими портами: «... Мореплавание в порт Бейрута не безопасно из-за невозможности обеспечить
безопасность... Мы обращаемся ко всем морским страховым компаниям с просьбой
выполнять распоряжение». Попытка в
начале марта закрыть нелегальные порты, контролируемые мусульманами, привела к
началу нового конфликта. 14 марта начинается так называемая «Война за
освобождение» ("Халеб аль-Тахрир")
против Сирии. Ливанская сторона не была готова к началу военных действий с
таким сильным противником, хотя на сторону Ауна
встала самая мощная военная организация христианского лагеря «Ливанские силы»,
насчитывавшая более 20 тыс. бойцов с артиллерией и тяжелой бронетехникой во
главе с Самиром Джааджая,
непримиримым противником сирийского присутствия в Ливане. Боевые действия
свелись, в основном, к артиллерийским дуэлям, наносившим вред мирному населению
Бейрута и его пригородов, в результате погибло около 1000 человек.
Как
сказано выше основные действия велись на суше в основном с применением
артиллерии и ограниченного числа сухопутных сил, действия с морского
направления осуществляла сперва только ливанская
армия, так как милиции морских
формирований не имели. На 1989 г. ливанский флот (Marine Operations Room) состоял из 450 офицеров и моряков,
размещенных на базе в порту Juniyah.
Большинство из них были христианами. Морской флот включал шесть патрульных
судов класса Aztec,
три патрульных судна класса Byblos и
два 670 тонных десантных судна класса Sour
(французские класса Edic) используемых для
транспортировки танков и в операциях по эвакуации. Крошечный ливанский
флот и его немногочисленные вертолеты и самолеты действовали удивительно эффективно
выполняя распоряжение по блокированию портов. Они к 7 апреля перехватили, по крайней мере, пять
судов, рискуя действовать даже далеко на севере у Триполи, запретив в него заходить сирийскому и
возможно советскому грузовому судну. Помимо патрулирования корабли флота
переходили к активным действиям. Ночью 2 апреля корабли флота напали на гавань Jiyeh, в
15 милях к югу от Бейрута, контролируемую друзской
Прогрессивной Социалистической партией (PSP) под руководством Валида Джумблата. Патрульные корабли обстреляли морской порт
ракетами и пулеметным огнем, поразив пустой топливный склад. Бойцы PSP обстреляли катера из орудий береговых батарей.
Мусульманским
и просирийским формированиям противопоставить флоту
было нечего, они могли только используя полевую
артиллерию пытаться обстрелами вывести из строя две главные христианские гавани
в Бейруте и Junieh,
но этого было явно недостаточно для проведения своих блокадных действий. Однако
на их стороне была Сирия, имевшая сильный и боеспособный флот, который в свою
очередь всегда мог опереться на мощь советской Средиземноморской эскадры
использовавшей в своих целях пункт материально технического снабжения (ПМТО) в
порту Тартус.
Сирия
направила к своим союзникам несколько кораблей. Вечером 5 апреля 1989 г. три
сирийских фрегата (фактически это были большие ракетные катера проекта 205 - “Osa-II”) оснащенных корабельными ракетами
(ПКР П-15 (SS-N-2A/B/C Styx)) вошли в порт Триполи контролируемый просирийскими
формированиями, на севере Ливана. Несколько позже еще несколько вооруженных быстроходных катеров
присоединились к ним. Это были первые данные о присутствии сирийских боевых
кораблей в ливанских водах, с 1976 г. Сирийский флот начал патрулировать
северные районы ливанских вод, чтобы быть уверенным, что суда, направляющиеся в
Тартус и другие сирийские порты, не будут перехвачены
антисирийскими элементами ливанских вооруженных сил. Свои
самолеты Сирия не могла задействовать у территории Ливана, так как это нарушало
бы договоренности с израильтянами заключенные после Ливанской войны 1982 г., но
сирийцы используя тот факт что часть путей снабжения армии Мишеля Ауна проходила в международных водах недалеко от сирийских
берегов использовала свои вертолеты, как
входившие в состав флота так и в состав ВВС. Так
сирийские Ми-24Д (Ми-25) осуществляли прикрытие сирийского контингента
«межарабских сил» и осуществляли блокаду христианского анклава Маамельта, введенную с 14 марта 1989 г. Кроме того в задачи
Ми-24 и Ми-14 входила блокада морского побережья Ливана в районах
контролируемых правохристианскими формированиями.
Вскоре ситуация обострилась после того как 7
апреля Франция направила в Ливан госпитальное судно ВМС «Le Rance» и танкер «Penhors» с
гуманитарной миссией. Они должны прибыть в Бейрут находящийся в руках генерала Ауна 12-13 апреля. Эта инициатива Франции подверглась
резкой критике со стороны мусульманских милиций. Французское решение послать
госпитальное судно и нефтяной танкер в Ливан вызвал потенциально серьезную
конфронтацию с Сирией. 10 апреля просирийские
мусульманские милиции потребовала у Франции, чтобы два ее судна - госпитальное
«Le Rance» и танкер «Penhors»,
транспортирующие гуманитарный груз в Ливан не пытались прорвать военно-морскую блокаду
которую осуществляют мусульманские силы, пытаясь пройти в христианские порты Джуния (Jounieh) и Zouk
Mikayel. В
свою очередь французские чиновники, включая министра иностранных дел Роланда Думаса (Roland
Dumas), заявляли что суда завершат свою
миссию независимо от сирийского отношения и намекнули, что Сирия будут держать ответ за любой вред
причиненный французам на борту двух судов. 10 апреля в результате прямого
попадания снарядов были повреждены находившиеся на рейде Бейрутского
морского порта два иностранных торговых судна. Ситуация накалялась, сирийцы
привели в готовность все свои силы, а крайними оказались наши моряки.
Инцидент
с «ВМ-125».
С
середины 80-х годов советско-сирийские отношения начали претерпевать изменения.
После прихода к власти Горбачева, СССР больше не стремился достигнуть
стратегического паритета между Сирией и Израилем. Но при этом Советский Союз
заявил о своей готовности помочь Асаду достичь
надежной обороноспособности страны. Москва хотела снабдить Сирию
"разумными" средствами защиты, чтобы сделать бессмысленной
попытку Израиля напасть, но и не дать
сирийцам напасть на еврейское государство. Так СССР отказался предоставить
Сирии наступательные виды вооружений, такие как баллистические ракеты СС-23,
или поставлять большое количество ударных самолетов которые хотела получить
Сирия - МиГ-29 и Су-24. Советские поставки оружия в Сирию резко снижались, от
2,4 миллиардов долларов ежегодно в 1980-1984 гг., до 1,3 миллиарда долларов в 1985-1989 гг. Количество советских советников
в Сирии было также сокращено до 1800, с
4000 человек в 1986 г. Кроме того, СССР
начал требовать, чтобы Сирия заплатила за оружие наличными. Все это вызывало
недовольство у сирийских руководителей, а все большее увязание сирийских войск
в очередном конфликте в Ливане не могло не беспокоить Москву.
С
мая 1988 г. в порту Тартус (Сирия) недалеко от
ливанской границы, в полном объеме начал функционировать 720-й пункт
материально-технического базирования, с подчинением заместителю командующего ЧФ
по тылу. На выделенной сирийской стороной территории были
установлены два плавпричала ПМ-61М, построено
административно-хозяйственное здание, два хранилища типа СРМ, дизельный цех,
казарма, столовая и другие хозяйственные объекты. Этот объект являлся
главной советской базой для кораблей Средиземноморской эскадры.
11
апреля 1989 г. завершив 376 суточную боевую службу в порту Тартус
морской водолазный бот «ВМ-125» (пр. 522, под командованием старшего мичмана Б.А. Ершова) готовился к
возвращению домой. Это было небольшое и немолодое судно спасательного отряда -
водоизмещение 116 тонн, в длину 28 м, ширину 4 м, осадка 1,4 м. Экипаж включал
3 мичманов и 15 матросов срочной службы. Водолазная команда состояла из 7
человек. Они было заложено 23 декабря 1957 г. на заводе № 370 (Петрозавод) в Ленинграде, заводский номер С-365. После
окончания приемных испытаний 28 августа 1959 г. в Финском заливе, отправлено по
внутренним путям на Черное море. Первоначально вошло в состав минно-торпедного
полигона ВВС ЧФ в Евпатории. Предполагалось, что водолазы будут заниматься
поиском и подъемом с небольших глубин экспериментального авиационного
боезапаса. В 1961 г. «ВМ-125» был
передан в балаклавскую бригаду пл. В 1965 г. его
переподчинили 409 одасс. С этого момента судно
находится в составе соединения спасателей. Осенью 1965 г. «ВМ-125» участвовал в
поиске обломков упавшего в Днестровский лиман Ту-95. В феврале 1966 г. во время
дежурства в Донузлаве, занимались поиском утопленных
по халатности с СДК-8 якоря и якорь-цепи
в Ярылгачской бухте и подъемом торпеды в Каламитском заливе. В марте, совместно с «СС-26», снимал
севшую на мель у Донузлава подводную лодку. В 1968 г.
началась первая БС в Средиземном море, «ВМ-125» отправился в район Ближнего
Востока на буксире «СКР-57». Следующая БС в 1970 г. совместно с кс «Цна»
занимались установкой ГАС на шельфе Египта. До 1976 г. судно совершило 8
БС под командованием мичмана Игоря Алексеева. В последующие годы ещё несколько
раз выходил в Средиземное море. Вот и на этой БС скучать судну не приходилось.
Водолазы периодически проверяли состояние наружной обшивки и винто-рулевого комплекса кораблей и гражданских судов, вели
мелкий ремонт забортной арматуры, выдвижных устройств. В частности, подводными
рабочими флота был освобожден от намотанного троса винт ролкера
«Кара-Караев», поставлены заглушки на лесовозе из Игарки «Владимир Тимофеев», очищены кингстоны
противолодочного крейсера «Ленинград», заведен пластырь и установлен цементный
ящик на БПК «Красный Крым» и так далее. Работали в режиме оперативной
технической скорой помощи, продлевая для одних срок боевой службы, для других -
в основном гражданских судов - прибыльный междоковый
срок эксплуатации. Не будь водолазов - из-за любой поломки, выхода из строя
прибора, забортной арматуры судно должно было бы прерывать плавание и
становиться в док. Ближайшие от Тартуса сухие доки
находились в Греции и Тунисе. Стоянка в них была недешевой. За одни сутки докования судовладельцу следовало выкладывать 20000-30000
долларов. Устраняя неисправности, черноморские водолазы сэкономили державе
немалую сумму в валютном исчислении.
Утром,
во вторник, 11 апреля 1989 г. спасательный буксир "СБ-524" (пр.714)
под командованием гражданского капитана Н. Логачева,
взял бот на буксир и покинул сирийский порт Тартус.
Волнение моря не превышало трех баллов, скорость ветра - 9 м/сек, облачность - 7 баллов, видимость
на море достигала 5 миль. Суда следовали курсом 254° со скоростью 7 узлов.
Длина буксира составляла около 250 метров.
До
выхода из территориальных вод Сирии оставалось около двух миль, но в 15.30 с
борта «ВМ-125» визуально обнаружили два вертолета по пеленгу 110° на дистанции
около 20 кабельтовых. Оба вертолета несли опознавательные знаки ВВС Сирии и
были опознаны с судов, как вертолет "Ми-14" с голубыми
поплавками и вертолет "Ми-25" (Ми-24Д) в пятнистой окраске по типу
"зебры". Сирийские Ми-14 использовались для патрулирования прибрежных
акваторий, препятствуя доставке оружия и снаряжения враждующим группировкам в
Ливане, в этот день один из них выполнял один из таких полетов. В 15.25
свободный от вахты экипаж «ВМ-125» собрался для отдыха на малом мостике.
Внезапно по левому борту показался сирийский Ми-14ПС, который сделал круг над
судном и, сопровождаемый приветственными возгласами, ушел. Через несколько
минут он вернулся в паре с Ми-24. «Спасатель» вывел «двадцатьчетверку»
в атаку, а затем энергично отвернул в сторону. Эти резкие маневры не вызвали у
моряков тревоги.
В
15.45 вертолеты в точке с координатами
34°50´
северной
широты и 35°13´ восточной долготы, произвели облет
«ВМ-125» и через пять минут вертолет "Ми-14" завис на кормовых
курсовых углах бота в 10 кабельтовых на высоте 40 метров. Второй вертолет
"Ми-25" зашел справа от бота и с дистанции
200 метров (по пеленгу 20°) выпустил 4 НУРСа
(неуправляемых реактивных снаряда), трассы которых прошли между советскими
судами. В течение трех следующих минут, "Ми-25" прошел
непосредственно над «ВМ-125», развернулся и с дистанции 150 метров вновь дал
залп НУРСами, трассы которых прошли над рубкой бота.
На сигналы с бота и буксира вертолеты не реагировали. Вначале многие моряки
подумали, что "сириец" - то ли по глупости, то ли из дерзости -
пытается перебить буксирный трос, ибо два разрыва взметнули белые султаны прямо
по курсу водолазного судна. Но не могли же
вертолетчики не видеть советские военно-морские флаги, развевающиеся на мачтах
двух судов! Капитан «СБ-524» Николай Логочев,
предчувствуя недоброе, отреагировал мгновенно. На буксире-спасателе сразу же
сыграли тревогу. Командир ВМ-125 старший мичман Борис Ершов и шеф команды
водолазов старший мичман Михаил Назаренко еще с
полминуты находились на мостике, наблюдая за дальнейшими маневрами вертолета.
Лишь убедившись, что тот снова заходит на боевой разворот, Ершов скомандовал:
"Всем вниз!" В 16.00 вертолет "Ми-25" вновь прошел над
ботом и занял позицию по пеленгу 150° на дистанции 200 метров при высоте 40
метров. Через две минуты вертолет произвел залп ПТУРСами (противотанковыми управляемым реактивными
снарядами) "Скорпион" по водолазному боту. Залп поразил корму
«ВМ-125» и вызвал на нем пожар. Механик старший мичман Виктор Бисеров в этот момент выходил из кают-компании. НУРС
разорвался от него примерно в двух метрах. Взрывной волной Бисерова отбросило
обратно. Судовому коку старшему матросу Рустаму Тагисараеву
всю спину и затылок посекли осколки. Моторист, находящийся в умывальнике, был
отброшен к переборке. От сильного удара у него оказалась сломанной рука. Еще
через три минуты вертолет вновь произвел залп ПТУРСами
и попал в среднюю часть корпуса с левого борта в районе камбуза. Старший матрос
Андрей Кравцов по тревоге находился в водолазном посту. Взрывом ему обожгло
голову, контузило. Матрос оглох. Досталось и другим морякам. Серьезные ожоги
получили командир отделения мотористов старшина 1-й статьи Юрий Куницкий,
матросы Карабанов и Мишин. При фотографировании залпа на выходе из тамбура
левого борта получил тяжелые ранения старший матрос Евгений Шкидченко.
Осколком в спину был ранен и старший мичман Борис Ершов.
На
советских вспомогательных судах «СБ-524» и «ВМ-125» сыграли "Боевую
тревогу" и начали подбирать буксирный трос. Так как оба судна были
безоружными, ответить они не могли. С «СБ-524» передали на флотилию условный
"Сигнал № 1", сообщавший об атаке кораблей фактически.
Стоящий
на внешнем рейде Тартуса ПКР «Ленинград» принял сигнал бедствия со
спасательного буксира «СБ-524». Дежурный по связи 5-й оперативной эскадры
капитан 3 ранга Александр Крахмалев немедленно
доложил сообщение об атаке «ВМ-125» старпому крейсера капитана 2 ранга
Александру Головину и оперативному дежурному 5 ОПЭСК. Командир крейсера -
капитан 2 ранга Александр Безмельцев находился в это
время в Тартусе. Не было на месте и командира 5-й
эскадры адмирала Горбунова Александра
Васильевича.
Под
руководством старшего на корабле - начальника штаба 5-й эскадры контр-адмирала Рыженко Алексея Алексеевича экстренно собрался штаб
эскадры. Только через 8 минут была сыграна боевая тревога. Операторы
«Ленинграда» и стоящего рядом БПК «Красный Кавказ» доложили, что в районе
нахождения «ВМ-125» и «СБ-524» наблюдаются две воздушные цели. Позже один из
операторов рассказывал, что обе цели несколько минут находились фактически в
«одном створе» и их можно было сбить одной ракетой, хоть и на предельной
дальности. БЧ-2 запросило «добро» на поражение целей. Пока начальство решало
«стрелять или не стрелять» - оба вертолета вышли из зоны поражения. На месте
боя вертолет "Ми-25" зашел с кормовых курсовых углов бота и выстрелил
тепловые ловушки. Через пять минут оба вертолета развернулись и легли на
обратный курс в сторону берега.
После
разрывов НУРСов на «ВМ-125» возникло несколько очагов
возгорания. Вспыхнула кладовая сухой провизии, огонь занялся на камбузе и в
водолазном посту. Моряки, оглушенные и травмированные взрывами, едва придя в
себя, тотчас приступили к тушению пожаров. Спустя двадцать минут огонь был
ликвидирован. Когда на дымящемся еще судне осмотрелись, увидели, что натворили сирийские НУРСы с корпусом. Кроме
повреждений камбуза, рубки и водолазного поста, разворотило часть фальшборта
правого борта, разбило водолазный трап. Осколками посекло шланги водолазной
станции, перебило фал флага. Командир отделения рулевых-сигнальщиков Андрей
Калашников взобрался на мачту, связал концы фала и восстановил флаг на гафеле.
Однако подводных пробоин не было, и судно сохранило свою плавучесть и
способность двигаться по морю на буксире. Тяжелые ранения осколками получили
механик старший мичман Виктор А. Бисеров, и старший матрос Евгений Шкидченко
(по другим данным - фамилия матроса Шкитченко),
легкие ранения - командир «ВМ-125» старший мичман Борис Ершов, был ранен
осколком в спину, старшина 1-й статьи Юрий Куницкий, старшие матросы Рустам Тагираев, Андрей Кравцов, матросы Карабанов и Мишин.
После
разрывов НУРСов на «ВМ-125» возникло несколько очагов
возгорания. Вспыхнула кладовая сухой провизии, огонь занялся на камбузе и в
водолазном посту. Моряки, оглушенные и травмированные взрывами, едва придя в
себя, тотчас приступили к тушению пожаров. Спустя двадцать минут огонь был
ликвидирован. Когда на дымящемся еще судне осмотрелись, увидели, что натворили сирийские НУРСы с корпусом. Кроме
повреждений камбуза, рубки и водолазного поста, разворотило часть фальшборта
правого борта, разбило водолазный трап. Осколками посекло шланги водолазной
станции, перебило фал флага. Командир отделения рулевых-сигнальщиков Андрей
Калашников взобрался на мачту, связал концы фала и восстановил флаг на гафеле.
Однако подводных пробоин не было, и судно сохранило свою плавучесть и способность
двигаться по морю на буксире. Тяжелые ранения осколками получили механик
старший мичман Виктор А. Бисеров, и старший матрос Евгений Шкидченко
(по другим данным - фамилия матроса Шкитченко),
легкие ранения - командир «ВМ-125» старший мичман Борис Ершов, был ранен
осколком в спину, старшина 1-й статьи Юрий Куницкий, старшие матросы Рустам Тагираев, Андрей Кравцов, матросы Карабанов и Мишин.
С
буксира в 16.15 спустили спасательную
шлюпку, которая подошла к борту «ВМ-125» и забрала с бота пятерых раненых, из
которых двое были в тяжелом состоянии. С борта «СБ-524» на флотилию передали
подробную радиограмму о нападении вертолетов в территориальных водах Сирии.
Через
15 минут с якоря снялся БПК «Красный Кавказ» и на большой скорости помчался к
«СБ-524» и поврежденному «ВМ-125». «Красный Кавказ» где старпомом был Валерий
Яковлевич Зубков, незамедлительно вышел в заданный район. И это при том, что в строю находилась только одна линия вала,
вторую ценой титанических усилий собирали на ходу (экипаж проводил МПР). Потом
развел пары «Ленинград» и без своего командира и командира 5 ОПЭСК также пошел на встречу советским судам.
В
16.28 подняли на борт «СБ-524» вернувшуюся спасательную шлюпку. Раненым морякам
с бота оказал первую помощь судовой врач буксира, определивший безнадежность
состояния матроса Шкидченко и тяжесть сквозного осколочного ранения
старшины команды - старшего мичмана Бисерова. На борту «ВМ-125» врач оказал
помощь морякам с ожогами и легкими осколочными ранениями. В 16.49 на «ВМ-125», подтянутый под правый борт
буксира, передали запасной Государственный флаг СССР, вместо
сбитого осколками. Вооружили автоматами группу моряков для отражения возможного
повторного нападения. По докладу командира бота, его катер поражен тремя
ракетами, нанесшими повреждения надводному борту и пробившими палубу. Пожар
ликвидирован самостоятельно. Оба судна легли в дрейф, ожидая подхода советского
боевого корабля для охраны. На «ВМ-125» осколками сильно повреждена надстройка,
но поступления воды в отсеки не отмечается. Суда находятся за пределами
территориальных вод Сирии, справа на траверзе, с дистанции около 4 миль
наблюдается судно неизвестной национальности белой окраски, следующее курсом
156° со скоростью 7 узлов.
В
17.50 к кораблям с правого борта подошел
БПК «Красный Кавказ». Через шесть минут капитан «СБ-524» получил
приказание с противолодочного крейсера «Ленинград» следовать совместно с
«ВМ-125» в порт Тартус, под охраной «Красного
Кавказа». В 18.08 с борта БПК спустили
шлюпку для доставки на пострадавшие суда врачей и медикаментов. В течение трех
минут личный состав бота пересадили на «СБ-524» и в 18.12 караван двинулся в путь. Через минуту конвой
вошел в территориальные воды Сирии и, потравив буксир до 200 метров (с
безлюдным ботом «ВМ-125»), проследовал в порт Тартус.
В
18.55 конвой сблизился со спасательным буксиром «Шахтер», который начал
визуальный осмотр бота на предмет определения поступления воды и необходимости
высадки на борт аварийной партии. Еще через три минуты последовало приказание с
ПКР «Ленинград» сблизиться и передать на него раненых через баркас. К 19.40 на
баркас передали шестерых раненых с «ВМ-125» и баркас убыл к крейсеру. В 20.36 конвой продолжил движение к порту Тартус и ровно через три часа корабли вошли в порт.
Спасательный буксир «СБ-524» подвел в 00.20
12 апреля 1989 г. буксируемый «ВМ-125» к борту плавмастерской
«ПМ-9». Передав бот на «ПМ-9», буксир проследовал к причалу № 92 порта Тартус для швартовки. Двое тяжелораненых моряков вертолетом
с «Ленинграда» были доставлены в госпиталь Тартуса,
где и умер старший матрос Е. Шкидченко. Старший
мичман В. Бисеров выжил и был позже отправлен в
Союз.
В
Тартусе как вспоминали потом моряки, обстановка в
сирийской военно-морской базе в связи с происшедшим инцидентом была крайне
напряженной. Многие обратили внимание, что орудия сирийцев "почему-то"
нацелены в сторону плавмастерской «ПМ-9»,
спасательного буксира «Шахтер», плавучего склада-хранилища «СХ-560» и других
наших судов. Похоже было, что для
"дружественной" Сирии советские моряки в одночасье стали чужаками.
Лишь через два дня после трагедии к советским морякам пришли официальные
представители сирийских ВВС. Извинялись за якобы допущенную "ошибку"
своих коллег, пытались откупиться мелкими подарками. Уверяли, что экипаж
стрелявшего вертолета обязательно накажут.
Разгореться
ссоре между государствами не позволили дипломаты. В отличие от инцидентов с
советскими судами имевших место в другое время и в других странах, случай сразу
стал достоянием гласности, тем более что полным ходом шла эпоха “Перестройки” и
“Гласности”. О происшедшем спокойно и четко 13 апреля было сообщено на
страницах газеты “Красная звезда”:
«ИНЦИДЕНТ
В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ
11 апреля в 10 часов утра два вертолета с
сирийскими опознавательными знаками нанесли ракетный удар по Советским
вспомогательным судак - морскому буксиру СБ-524 и водолазному боту ВМ-125,
которые находились примерно в 39 милях от порта Тартус.
Основные повреждения пришлись на ВМ-125.
В результате инцидента семь человек получили
ранения, один контужен. На помощь судам поспешили находящиеся в Средиземном
море большой противолодочный корабль «Красный Кавказ» и противолодочный крейсер
«Ленинград». Раненым морякам оказана медицинская помощь. Двое из них отправлены
на лечение в Тартус. Наиболее тяжелые ранения
получили старшина команды старший мичман В. Бисеров и
старший матрос Е. Шкидченко, Надежд на спасение
которого мало...
В причинах инцидента разбираются компетентные
органы.
Капитан 3 ранга В. ПАСЯКИН, корр. «Красной
звезды».»
Несколько смягчить сообщение «Красной звезды» постарались в МИДе. 13 апреля на очередном брифинге в пресс-центре МИД
СССР перед советскими и иностранными журналистами выступил начальник Управления
информации министерства Г. И. Герасимов. Как сказал Геннадий Герасимов, по
первым данным, нападение было результатом «ошибочных действий одного из
сирийских вертолетов», и что «Сирийская сторона выразила сожаление по
поводу случившегося и принесла свои официальные извинения». Однако на этот
момент сирийские официальные лица в Дамаске не сделали никаких комментариев по
поводу сообщений из Москвы, а официальные средства массовой информации Сирии не
упоминали про нападение.
Инцидент
мог бы быть результатом сирийской "нервозности" в усиливающейся
напряженности, которая сопровождала все более разрастающийся военный конфликт в
Ливане. Эту версию косвенно подтверждали комментарии по данному факту данные
корреспондентам «Известий» в Политуправлении Военно-Морского Флота СССР: «Причина
происшедшего в Средиземном море пока не установлена. Идет тщательное
разбирательство. Предварительно выяснено, что советский водолазный бот на
буксире возвращался в Севастополь. В это же время сирийские вертолеты, по
утверждению властей Сирии, отрабатывали боевые действия на одном из полигонов.
Из доклада экипажей следует: сирийцы, видимо, получили сигнал о том, что
движется ряд катеров с террористами на борту. В горячке сирийские вертолетчики,
возможно, ошибочно нанесли удары по советским судам реактивными снарядами,
которые пробили палубу. Осколками ранены несколько моряков. Некоторые из них
получили сильные ожоги.
Сейчас старшина команды старший мичман Бисеров с серьезным ранением в грудь находится на лечении в
госпитале порта Тартус. Матрос Шкитченко,
к сожалению, умер. Остальные моряки на советских кораблях направляются в
Севастополь. Пострадавшие чувствуют себя удовлетворительно.»
Сдержанный
тон немногочисленных сообщений указывал, что Москва хочет избежать конфронтации
с Сирией, ее главным союзником на Ближнем Востоке, и возможно ради этого
замалчивала реальные причины нападения. Незадолго до инцидента 30 марта 1989 г.
завершился визит в Сирию министра
обороны СССР генерала армии Д.Т.Язова. «В ходе состоявшейся беседы было отмечено успешное развитие
разносторонних отношений между Советским Союзом и Сирией, в том числе в области
обороны… В отношении проблем обстановки на Ближнем Востоке подчеркивалась
актуальность действий и диалога, направленных на нахождении развязок,
приемлемых для всех заинтересованных сторон.» Но не все в сирийском
руководстве думали так же, кроме того многих раздражало военное сотрудничество
СССР с Ираком, соперником Сирии в арабском мире и главным снабженцем
вооружением генерала Ауна. Так что возможно
что экстремистски настроенное крыло в стане сирийской
армии пыталось всеми возможными средствами сорвать переговорный процесс.
Особенно эффективными средствами являются провокации, замаскированные под
трагические "ошибки". Потому, наверное, выбор и пал
на беззащитный советский "водолаз". Косвенно на это указывает,
что к нападению был привлечен вертолет из состава ВВС армии, а не флота.
Впоследствии, разбирая инцидент, военно-морские эксперты отметили, что «ВМ-125»
атаковали вертолетчики, явно не знакомые с поведением кораблей на волне. Пилоты
не учли качку, не ввели соответствующие поправки, и потому почти половина НУРСов разорвалась в море. Специалисты предположили, что,
если бы стреляли корабельные вертолетчики, «ВМ-125» был бы потоплен уже с
первого залпа. Видимо дело было в том что в составе флота вертолетчики как
самостоятельная часть появилась незадолго до этого, и все пилоты мало того что
прошли специальный отбор, но и прошли обучение в СССР и среди них сторонников провокаторов
не было.
Как
бы там не было, Дамаск принес официальные извинения и заявил, что летчики
допустили досадную ошибку, примяв советские вспомогательные суда за плавсредства ливанских оружейных контрабандистов. Москва
извинения приняла, и дело «замяли».
Утром
12 апреля осматривать поврежденный «ВМ-125» прибыл начальник КГЦ (корпусного
технического цеха) старший мичман Александр Томилин. Под его контролем
оперативно начались восстановительные работы, которые в авральном режиме
длились 10 суток. После небольшого
ремонта «ВМ-125» отправили в Севастополь. За стойкость и мужество, проявленные
в инциденте, Б. Ершов и В. Бисеров были награждены
орденами Красной Звезды. Матросы - медалями Ушакова. Е. Шкидченко
был награжден орденом Красной Звезды посмертно.
Опасные
ливанские воды.
В
западных сообщениях инциденту уделили не очень много внимания, ограничившись
пересказом заявления представителя МИД и публикацией в “Красной звезде”.
Согласно израильским источникам, была несогласованность по факту передачи
данных о движении советских судов между сирийским флотом и ВВС. Кроме того
пилоты вертолетов видимо имели проблемы с распознаванием встреченных судов,
хотя они должны были учитывать близость порта Тартус,
являвшегося советской морской базой. Но по видимому сам факт произошедшего не остался без внимания.
Если до 11 апреля французские официальные лица, включая министра иностранных
дел Роланда Думаса (Roland Dumas), настаивали, чтобы направленные в
контролируемые правохристианскими силами районы
Ливана суда с гуманитарной помощью - госпитальное «Le Rance» и танкер «Penhors»
завершили свою миссию независимо от
сирийского отношения к этому и грозя, что Сирия будут
наказана за любую угрозу жизни французам
на борту этих судов. То уже 12 апреля французы несколько отступили от жесткой
позиции, подчеркивая, что гуманитарная помощь предназначается для всего Ливана,
а не только христианских фракций. 13 апреля французские суда «Le Rance» и «Penhors»
вместо захода в ливанский порт Junieh, отвернули в кипрский порт Ларнака, где отстаивались два дня до окончательного
решения. В результате госпитальное судно приняло несколько десятков раненых с
обеих сторон, а танкер выгрузил свои груз нефти поровну для электростанций
противников.
Кроме
того с середины апреля блокадные действия просирийских
формирований и сирийского флота активизировались. 14 апреля Сирия предотвратила
заход 2 итальянских и 1 греческого
судна в ливанские территориальные воды, а 15 апреля итальянский танкер «Cochinella» с
грузом дизельного топлива был поражен снарядом в восьми милях от Бейрута. Как
отмечали сами христианские источники, на условии анонимности, два-три судна из каждых 15 несут оружие и
боеприпасы из Ирака, главного арабского конкурента Сирии и единственного
союзника Мишеля Ауна на Ближнем Востоке. При этом
мусульманские формирования старались сорвать снабжение
используя артиллерию, так 18 мая 1000 тонное ливанское грузовое судно «Паула» (Paula)
когда находилось в 5 милях от Oqaibeh,
пять миль к северу от Джуния, с грузом
продовольствия, было поражено в мачту 130-мм снарядом, четверо моряков были
ранены. А сирийские корабли действовали только в северной части Ливана, хотя
тоже небезуспешно. 21 мая сирийским
патрульным катерам удалось задержать сухогруз с оружием. 15 июня в результате прямого попадания снаряда
вблизи порта Джуния на греческом танкере начался
пожар, продолжавшийся несколько дней.
СССР
прикладывал усилия для прекращения конфликта. 1 июля во время посещения Багдада
первым заместителем министра иностранных дел СССР Александром Бессмертных,
иракское правительство объявило, что оно для
поддержки усилий Лиги арабских государств по установлению перемирия,
останавливает все отгрузки оружия в Ливан. Ирак признал посылку оружия
христианским армейским войскам, которыми командует генерал Аун,
но отрицает сообщения, иракские войска и советники находятся в Ливане.
Но Багдадское руководство связывало свою инициативу с требованием,
чтобы Сирия не "начинала агрессию против любой стороны в Ливане." Но
в начале июля прошедшие сообщения о большом грузе иракского оружия
генералу Ауну,
включая ракеты класса земля-земля Frog-7,
которые могли использоваться для обстрела сирийской столицы, вынудили Сирию
организовать блокаду сторожевыми судами порта Джуния.
Используя Триполи как базу, с 3 июля до шести сирийских сторожевых судов в любое
время совершали патрулирование в 10-15
км от берега, обстреливая и арестовывая пытавшиеся пройти суда. За два дня
сирийские корабли перехватили топливный танкер и три грузовых судна несущие
продовольствие и отвели их в находящийся под сирийским контролем порт Триполи
(Ливан). 9 июля в 12.15 в международных
водах был обстрелян и потоплен греческий танкер
«ALOIL».
До этого оно прошло сквозь сирийскую блокаду и выгрузило груз топлива в порту JONIEH. Получив
серьезные повреждения машинного отделения судно затонуло. Были спасены
все восемь членов команды.
После
потопления танкера генерал Аун заявил, что он
использует свои ВВС чтобы разорвать сирийскую блокаду.
Американцы посоветовали ему этого не делать, чтобы не увеличивать конфликт. В
ответ Аун
сказал: «У нас нет никаких агрессивных намерений. Но Сирийцы наращивают свои
пиратские акты в наших водах и в международных водах.» Помощник командующего сказал что после четырех месяцев блокады, генерал «не может
терпеть сирийскую военно-морскую осаду больше. Он собирается попытаться сломать
ее силой, используя воздушные силы.» ВВС Ливана
состоят из 3 старых британских реактивных истребителей “Hawker Hunter”
и 8 французских вертолетов “Gazelle”.
По сообщениям ливанцев у Сирии в ливанских водах 6 патрульных судов, кроме того возможно ими
использование боевых вертолетов. По крайней мере, пять других грузовых судов
помимо танкера «ALOIL»
были поражены снарядами сирийских союзников с момента начала блокадных действий
14 марта. Турецкий моряк был убит, а индийский моряк пропал без вести.
В
ходе боев 10-13 августа ливанская армия и Ливанские Силы нанесли поражение
объединенным силам мусульманских милиций, палестинцев, отрядов коммунистов и
сирийским частям у Souq
el-Gharb, но эта победа являлась
прелюдией к расколу коалиции, так как генерал Аун
хотел руководить всем единолично. После этого в середине августа в конфликт решила вмешаться Франция,
направив к ливанскому побережью отряд своих кораблей с авианосцем «Foch». 25 августа советский посланник встретился с лидером христианских
сил Ливана, чтобы закончить смертельную войну в
которой участвует Сирия, ключевой советский союзник. Советский дипломат
Геннадий Тарасов, который позже полетел в Сирию, описал переговоры с
христианским командующим генералом Мишелем Ауном как
"полезные". Представитель Ауна
характеризовал переговоры как положительные. Советское дипломатическое
наступление началось во время усилившихся
угроз по поводу развертывания французских военно-морских сил у Ливана.
Кувейтский ежедневный “Al
Qabas”
цитируя восточноевропейские источники сообщал, что
СССР обратился к сирийскому президенту Хафезу Ассаду избегать
любой конфронтации, прямой или косвенной, с французскими военными кораблями. Вслед за французами и обе сверхдержавы направили в восточную часть
Средиземного моря свои корабли. 25 августа французское радио сообщило, что суда
6 флота США были поставлены на якорь в 50 милях от Ливана, и что советский
ракетный корабль возглавляющий эскадру в
Средиземном море тоже прибыл туда, чтобы присоединиться к другим судам.
Советское правительство опровергло это сообщение. В Пентагоне сообщили что это был вероятно линкор «Айова» () и авианосец «Корал си» (Coral Sea (CV-43)), оба они были в восточном Средиземноморье. Но
их деятельность была обычной, а не
демонстрацией силы.
29
августа танкер «Sunshield»
под мальтийским флагом доставлявший топливо в христианские районы был поражен
сирийской артиллерией и подожжен, когда пыталось преодолеть блокаду под
покровом ночи в 2.30 приблизительно в 7 милях
от Maameltein, в
11 милях к северу от Бейрута. Из 11 членов экипажа семь убиты, два пропали без
вести. «Sunshield»
нес 550.000 галлонов (2,3 миллиона литров) бензина, купленного христианским
правительством, которое возглавляет генерал Аун. Один
из спасенных моряков 24-летняя Ханна Сэддик (Hanna
Saddiq)
сказала в больнице в христианском Восточном Бейруте, что танкер был подожжен
ракетами, запущенными сирийской канонерской лодкой, которая перехватывала его.
«Сирийский капитан приказал, через
портативный мегафон, чтобы мы назвали себя и озвучили наш груз. Наш капитан не
отвечал,.. Вся наша команда скрывалась позади мешков с
песком, помещенных на мостике - чтобы защитить нас от сирийского артобстрела.
Сирийская канонерская лодка ушла вперед а затем
запустила несколько ракет, которые поразили мостик, вызвав огонь.» Если
сообщение Сэддика правдиво, это был бы первый раз,
когда сирийский военный корабль стрелял в грузовое судно за почти шесть месяцев. Они обычно приказывают,
чтобы перехваченные суда возвратились. Полиция настояла, что «Sunshield»
был поражен огнем артиллерии из Западного Бейрута, указание которым
давалось сирийскими радарами в горах. Хотя не исключают
что канонерская лодка передала данные о судне артиллеристам и те поразили цель.
Так как управляемые радаром гаубицы открыли огонь вскоре после того, как танкер
вошел в ливанские воды. А сообщение о причастности к нападению сирийской
канонерки это попытка христиан привлечь французский флот к нарушению блокады. За
время блокады пострадали 8 кораблей - 4
грузовых судна и 4 танкера от артиллерийского огня сирийцев и их союзников.
В
сентябре 1989 г., Лига арабских государств договорилась с противоборствующими
сторонами о прекращении огня и созыве Национального собрания Ливана в Таиф (Taif) (Саудовская Аравия). 22
сентября 1989 г. были прекращены боевые действия между ливанской армией и
сирийцами. За время войны с марта 1989 г. были убиты 835 мирных ливанцев, более
4000 были ранены и более 2/3 населения Бейрута (1,5 мил.
человек) бежали
из города. 27 сентября в порт Бейрута без опасения что оно будет обстреляно
артиллерией вошло торговое судно с грузом бумаги. Национальное собрание Ливана
в Таиф (Taif) ратифицировало план мирного урегулирования,
известный как Соглашений Таиф. Это соглашение
поддержало избрание президентом маронита-христианина,
но передало много исполнительной власти премьер-министру, мусульманину-сунниту.
Парламент равномерно был разделен между
мусульманами-друзами и христианами. Мир длился недолго, в 1989 г. президент Муовад (Muawwad) был убит.
Прежний руководитель ливанской армии генерал Аун
занял президентский дворец, отказываясь
признать выборы аль-Харани (al-Harawi ) как нового президента и
ратификацию им Соглашений Таиф. Началась новая
война.
Литература.
·
«Визит завершен» «Красная звезда»
01.04.1989 г.
·
Игнатьев Р., Чародеев Г. «Происшествие в
Средиземном море» «Известия» 15.04.1989 г.
·
Лубянов
Андрей «Расстрелянный “водолаз”» Журнал «Воин» № 8 1997 г. стр17-19
·
Лубянов
Андрей «Противолодочный крейсер “Ленинград”» Севастополь 2002 г. стр39-41
·
Костриченко
В.В. «Атака Советского морского
водолазного бота "ВМ-125" боевыми вертолетами Сирийских ВВС 11 апреля
1989 года». Журнал «Военно-морское историческое обозрение № 2 1997 г. стр51-53.
·
Котлобовскии Александр
«У других берегов» «Авиация и Время» 2003 г. № 6 (68)
·
Макаров Д. «Вечный зов моря» Газета «Флаг
Родины» 24.08.2005г. стр4.
·
Михеев Вадим Р. «Винтокрылый штурмовик
Миля» Авиация и время № 3 1996 г.
·
«Обстрелы побережья» «Красная звезда»
18.06.1989 г.
·
Пасякин В.
капитан 3 ранга «Инцидент в Средиземном море» «Красная звезда» 13.04.1989 г.
·
«Черноморский флот России» Симферополь.
Таврида, 2002 г.
·
«Штаб Российского Черноморского флота»
Симферополь «Таврида» 2002 г.
·
«Эскалация боевых действий» «Красная
звезда» 12.04.1989 г.
·
«Aoun to use air strikes on blockade»
07/11/1989 HOUSTON CHRONICLE
·
«Beyrouth: un répit précaire interrompt le déluge de feu» 6 апреля 1989
·
«Beyrouth a connu une fragile accalmie» 8 апреля 1989
·
«CHRISTIAN COMMANDER, SOVIET CONFER» Deseret
News Aug. 26, 1989
·
«DIRECTORATE OF
INTELLIGENCE Lebanon-Syria: Awn Challenges Assad (U)» 7 April 1989
·
DONNA ABU-NASR «Blockade
Runners Carry Vital Food, Ammunition to Besieged Lebanon Christians» June
11, 1989
·
Georges LABAKI
«LA STRATEGIE SYRIENNE APRES LA GUERRE DU GOLFE» с сайта <http://www.stratisc.org/strat_5152_Labaki.html>
·
IHSAN A. HIJAZI
«12 Die in Beirut As Artillery War Becomes
Intense» New York Times April 13, 1989
·
«IRAQ WILL END
ARMS SHIPMENTS TO LEBANON» Deseret News July 2, 1989
·
John C. Rolland
«Lebanon: current issues and background» 2003
·
«5 KILLED IN NIGHTLONG DUELS WITH ARTILLERY FIRE
IN BEIRUT» Deseret News Aug. 7, 1989
·
«Le blocus tue devant
Beyrouth» 30 августа 1989
·
«LEBANON'S RIVAL
CABINETS CLOSE BEIRUT'S HARBORS, AIRPORT IN POWER STRUGGLE» Deseret News March
13, 1989
·
Michael Sharnoff «The Syria-Soviet
Alliance» с сайта <http://www.jewishpolicycenter.org/833/the-syria-soviet-alliance>
·
NICK B. WILLIAMS
Jr. «Missile Threat Raises Ante in Lebanon : Damascus Reportedly in Range of Christian
Forces' Weapons» “Times” July 08, 1989
·
«Now Soviets Seek To End Beirut Battles The Pope
Also Wants To Travel To Lebanon» From Inquirer Wire Services August 26,
1989
·
RIAD KAJ
«Moslem and Christian forces in 22nd day of bombardment» Huntingdon Daily News
- 1989-04-03
·
«Shelling Sets Tanker Afire Off Lebanon : 7 Killed,
2 Missing in Attack on Ship Defying Blockade»“Los Angeles Times”
29/08/1989
·
«Syria Attacks 2 Soviet Ships, Then Apologizes»
Los Angeles Times April 13, 1989
·
«Syrian attack on
Soviet ships "a mistake"» FLIGHT INTERNATIONAL, 22 April 1989
·
«Syrian Gunners
Hit Oil Tanker» Titusville Herald - 1989-08-30
·
«Syria Hits Soviet Ships And Then Apologizes»
New York Times April 14, 1989
·
«Syria-Christian Shelling Duels Kill Legislator»
Associated Press April 16, 1989
·
С
сайта <http://flot.sevastopol.info/ship/spasat/vm125.htm>
·
С
сайта <http://www.fas.org/irp/world/para/docs/ASAM-1989.htm>
·
С
сайта <http://www.skywar.ru/Syrhelo.html>
·
С
сайта <http://www.tanbourit.com/lebanon_war.htm>
Розин
Александр.