Розин Александр.
Морская
блокада в начале ливанской войны 1976 г.
и деятельность 5-й ОПЭСК.
Начало
войны и ввод сирийских войск.
К
середине 70-х годов в Ливане, который представлял многоконфессиональное
государство, возникшие разногласия спровоцировали в стране Гражданскую войну.
По вероисповеданию население Ливана состояло из христиан-маронитов,
католиков, православных и мусульман - шиитов, суннитов, друзов.
Государственное устройство Ливана закрепило на постоянной основе за маронитами высшие должности - президента,
главнокомандующего вооруженными силами, председателя центрального банка, - что
вызвало недовольство мусульманской части, населения которых численно было
больше. Кроме того еще более осложнял ситуацию палестинский фактор.
После
того как осенью 1970 г. король Хусейн изгнал вооруженные палестинские отряды из
Иордании после трех недельных кровопролитных боев, они разместили свои лагеря в
Ливане. Под прикрытием подготовки вооруженной борьбы с Израилем, палестинцы
добились для своих лагерей большой автономности и расширили свое влияние на
значительные территории Южного Ливана и долины Бекаа,
где они создали учебные лагеря. Если учесть, что здесь еще со времен первой
арабо-израильской войны существовали лагеря палестинских беженцев, которые
значительно пополнились беженцами второй волны после войны 1967 года, то в
Ливане образовалась «критическая масса» палестинцев - 600 тысяч на небольшую по
численности населения страну. При этом многие палестинские организации - не
только ФАТХ, но и «Ас-Сайка», НФОП, ДФОП и другие - имели свои вооруженные
формирования. Это вызвало трения с ливанцами, которые перерастали в вооруженные
стычки. К 1975 г. стычки переросли в открытую войну. Не доверяя армии,
многочисленные ливанские группировки создали свои вооруженные отряды, которые в
результате начали войны и с палестинцами и между собой. Правохристианские
силы состояли из партии «Катаиб» с ее военизированным
формированием «Ливанские фаланги», милицейских формирований клана Франжье и отрядов «тигры», созданных
Национально-либеральной партией Шамуна. Подкрепленные
небольшими по численности правохристианскими
вооруженными группами других партий, они объединились в Ливанский фронт.
Мусульманские и левые силы были представлены друзскими
отрядами Прогрессивно-социалистической партии Джумблата,
военным образованием Коммунистической партии Ливана, отрядами шиитской Партии обездоленных (в 1978 году переименовавшейся в партию «Амаль»), боевиками Партии арабского социалистического возрождения
(ПАСВ). Их поддерживали насеристы из Триполи и Сидона и суннитская организация «Мурабитун».
Все они вошли в блок Национально-патриотических сил (НПС), фактически
возглавляемый лидером друзов Камалем
Джумблатом. На стороне мусульманских и левых сил, как
правило, выступали отряды Палестинского движения сопротивления.
В апреле
1975 г. были убиты телохранители Пьера Жмайеля -
лидера партии «Катаиб». В ответ фалангисты
расстреляли автобус с палестинцами. Это положило начало гражданской войне.
В сентябре
1975 г. был образован «Комитет по национальному диалогу», но его участники так
и не сумели договориться между собой: христианские партии требовали усмирить
палестинцев и восстановить национальный суверенитет над всей территорией
страны, а НПС - проведения политических реформ и перераспределения власти между
мусульманами и христианами. В январе 1976 г. ополчения ливанских христиан
начали блокаду двух лагерей палестинских беженцев в пригороде Бейрута, причем
Сирия оказывала помощь палестинцам через своих сторонников в палестинском
движении («Ас-Сайка»). Президент Сирии Хафез Асад направил в помощь ООП и НПС Ярмукскую
бригаду из состава Армии освобождения Палестины. Сирийцы выступили вначале с
миссией примирения, но она не сработала, так как НПС, предполагая, что могут
добиться большего силой, выдвинули требования, выходящие за границы
компромисса, предложенного Сирией.
Мусульманский
лагерь и НПС требовали отставки президента С.Франжье,
но тот отказывался уступить. В мае 1976 г. президент Франции предложил
направить в Ливан французские войска. В конечном счете, был
достигнут компромисс при посредничестве американского посланника Дина Мартина:
новые президентские выборы были проведены в мае, но С.Франжье
мог оставаться на посту до окончания конституционного срока своих полномочий в
сентябре. Президентом был избран Ильяс Саркис,
которого в 1970 г. поддерживали мусульмане и ПСП.
Но
положение усугубилось тем, что в марте 1976 г. молодые офицеры подняли мятеж в
мусульманских частях ливанской армии, и правительственные вооруженные силы
Ливана распались. 15 марта майор Саад Хадад объявляет об организации христианской армии Южного
Ливана. При поддержке Сирии майор Ахмед Бутари и
лейтенант Ахмед Хатиб объявляют о создании
мусульманской Ливанской Арабской Армии. Различные христианские милиции и
военнослужащие-христиане объединяются в христианские Ливанские Силы.
В таких
условиях 12 апреля 1976 г. в Ливан вступили ограниченные подразделения
сирийских войск которые взяли под контроль
стратегическое шоссе Бейрут-Дамаск. После мая Сирия сочла, что на данном этапе
целесообразно оказать поддержку христианским силам, чтобы не допустить
неконтролируемого развития событий. После нападения на два христианских города
в Северном Ливане и обращения их жителей за помощью к Сирии, 1 июня началось широкомасштабное вторжение и
продвижение сирийских войск по территории Ливана. Асада
не остановили даже многочисленные посреднические усилия различных арабских
стран, которым удалось лишь отсрочить продвижение ее войск в районы,
контролировавшиеся НПС К. Джумблата и ООП. Момент
действительно был критический. Как говорил
Камаль Джумблат 17
апреля 1976 г.: «...если б Сирия была хотя бы нейтральной, мы в течение трех
месяцев были бы у власти».
За
вводом сирийских войск как это не покажется странным, стояли США. Хафез Асад во время одной из своих встреч с палестинскими
руководителями сказал, по словам Наифа Хаватмы, что он еще 16 октября 1975 г. обговаривал эту идею
с американским послом в Дамаске и США тогда впервые уведомили его о поддержке
ввода сирийских войск в Ливан. Американский посол, как рассказал палестинцам Асад, просил лишь не вводить регулярные части. О роли США
говорил мне и член Исполкома ООП Ясир Абдрабо: «...сирийцы
просили короля Хусейна убедить американцев, чтобы они поддержали или, во всяком
случае, не мешали Сирии ввести свои войска». По мнению Абдрабо,
на момент ввода войск в Ливан Дамаск хотел «...получить в свои руки
серьезный козырь для резкого увеличения своей роли и для этого установить
контроль над Ливаном и Палестинским движением сопротивления». Позже, уже
после ввода сирийской армии, по словам К. Джумблата,
американский представитель Браун, предлагая ему выступить посредником между
ливанскими левыми и сирийцами, подчеркнул, что «общая линия у Дамаска с
Вашингтоном согласована».
Подобные несогласованные с СССР действия сирийского
руководства негативно сказалось на советско-сирийских отношениях. С мая 1976 г.
становилось все очевиднее советское недовольство сирийским вмешательством в
Ливане. 31 мая находясь в Багдаде с визитом советский
премьер-министр А.Н.Косыгин отметил что решение Ливанского кризиса дело рук
самих ливанцев. Но в ночь с 31 мая на 1 июня в
Ливан были введены сирийские войска - танковая дивизия и бригада. 1 июня
Косыгин прибыл в Дамаск и там Асад поставил его перед
свершившимся фактом.
Гриневский
О.А. в то время заместитель заведующего отделом Ближнего Востока МИД СССР
вспоминал: «Вся эта история с вводом войск ставит и Советский Союз, и меня
лично в дурацкое положение, - сказал Косыгин. - Что
бы я ни сделал - будет плохо или очень плохо. Если сказать публично всю правду
- что наши союзники сирийцы с нами не советовались, - то, во-первых, никто не
поверит, а во-вторых, спросят: кто же ведущая сила в этом союзе - Советский
Союз или Сирия? Получается так, что хвост крутит собакой. Это очень плохо.
Еще хуже
будет, если я выступлю с осуждением. Это подольет масла в огонь гражданской
войны в Ливане и, может быть, подтолкнет Израиль и американцев ввести туда
собственные войска. Но никак нельзя выступать и в поддержку сирийского
вторжения. Это побудит горячие головы к расширению конфликта и вовлечению в
него Израиля. Что нам тогда - вмешиваться в их конфликт?
Остается
одно - поступить просто плохо и промолчать. Хотя все решат, что эта акция
совершена с нашего молчаливого одобрения - недаром же в эти дни я находился в
Сирии.»
Посол
СССР в Дамаске Н.А. Мухитдинов пытался приглушить его возмущение тем, что, дескать,
«сирийцы понимали: Москва не поддержит этот шаг и это может испортить
атмосферу важнейших переговоров товарищей Асада и
Косыгина, к которому сирийское руководство относится с великим уважением».
А тот факт, что ввод сирийских войск в Ливан произошел практически во время
пребывания в Дамаске председателя Совета министров СССР, «как раз
демонстрирует стремление Сирии показать всем, что ее отношения с СССР
безупречны». Такое объяснение явно не удовлетворило Косыгина, которому
претило, когда СССР играл роль «ведомого» своих ближневосточных партнеров,
часто уверенных в том, что в силу обстоятельств Москва, в конце концов,
смирится с их действиями. Так было и на этот раз. Советский Союз постфактум
поддержал ввод сирийских войск в Ливан, надеясь, что это будет способствовать
стабилизации положения в этой стране.
Блокада
побережья Ливана.
Сложившаяся
ситуация вокруг ливанского конфликта, все перепутала. США и Израиль, которые
являлись для Сирии политическими противниками, на начальном этапе поддерживали
ее действия, а СССР «друг и союзник», резко осуждал сирийские действия. Как сказано выше, если «добро» на ввод войск
в Ливан сирийцы получили от США, то на море сирийский флот фактически
действовал совместно с израильским флотом, блокируя контролируемые палестинцами
и их союзниками ливанские порты.
Ливанский
флот им противостоять не мог, так как располагал незначительными силами. ВМС -
200 человек личного состава, на вооружении три 28-тонных сторожевых катера типа Biblos (11 BIBLOS, 12
SIDON, 13 BEYROUTH (бывший TIR),
постройки 1954-1955 гг.)
вооруженные одним 20-мм автоматом и одно 180-тонное десантное судно (SOUR, бывшее LCU 1474 переданное США в ноябре 1958 г.),
вооруженное двумя 20-мм автоматами. Кроме того таможня располагала 11 катерами:
два 31-тонных патрульных катера типа Tracker, пять 5,2-тонных прибрежных катеров
типа Aztec и
четыре катера типа L'Esterel 37M.
Некоторые из этих катеров были захвачены
военизированными формированиями и были неисправны. Ливанский флот и в лучшие
времена имел незначительную эффективность в борьбе с контрабандистами, а после
начала гражданской войны и раскола армии по религиозному признаку, его
эффективность и вовсе сошла на нет. Тем более что вооруженные
формирования различных милиций, имели на вооружении своих морских сил более
мощные корабли и суда. Так христианские формирования создали осенью 1976 г. при
помощи Израиля морские силы, превосходящие по силе ливанский флот.
Как
сказано выше 12 апреля 1976 г. Сирия направила первые свои части на помощь
своим союзникам в Ливане. Действия сирийского флота начались несколько раньше.
В первых числах апреля судно под британским флагом «Cheshire Venture» было
ими обстреляно в порту Триполи. Другим
судам они препятствовали войти в порт. Так британское судно «Bofors» было
повреждено 5 апреля, после того как сирийский торпедный катер выпустил по нему
7 снарядов. Жертв нет, после того как судно вернулось в кипрский порт Лимассол,
был проведен его осмотр для оценки понесенного им ущерба. 7 апреля информационное агентство ЮПИ сообщили, что Сирия установила морскую
блокаду ливанских портов чтобы воспрепятствовать поставкам вооружений
палестинским отрядам и их союзникам, сопротивляющихся сирийскому плану мирного
урегулирования. 9 апреля сирийское судно
у порта Джуния стреляло в грузовое судно
транспортирующее пшеницу, один снаряд попал в судно, и оно ушло от
порта. Позже оно возвратилось в порт и разгрузило свой груз.
Израильский
флот тоже не стоял в стороне. 24 апреля
израильское судно перехватило 400 тонный
ливанский корабль который дрейфовал в израильские воды
после того, как у него отказали двигатели. Судно несло грузы из Египта в
порт Тир. 24 апреля военные катера Израиля под
прикрытием артиллерийского и пулеметного огня пытались приблизиться к городу
Сайда (Сидон), но были отогнаны ливанской армией. 26
апреля израильские военные катера предприняли попытку подойти к городам Сайда и
Тир. Встреченные огнем береговой обороны, израильтяне были вынуждены покинуть
ливанские территориальные воды.
1 июня
1976 г. сирийский флот, был задействован в операции по вводу сирийских войск в
Ливан, сирийские суда обстреляли прибрежную авиабазу Qulayaat на
севере страны, которую контролировала Ливанская арабская Армия (LAA).
В июле 1976 г. ВМС Сирии и Израиля
фактически организовали «совместную» блокаду
ливанского побережья. Сирийский флот блокировал подходы к портам Триполи,
Бейрута, Сайды, причем последний был как бы разделительной линией с зоной
ответственности израильского флота, который блокировал порты Сур и Сайда. Суда,
обеспечивающие снабжение контролируемых отрядами национально-патриотических сил
(НПС) районов, обстреливались и перехватывались. Естественно «совместная» блокада и разделительная линия были условны,
каждая из сторон действовала в своих интересах, но на этом этапе их интересы
просто совпали. Израиль активно помогал ливанским правым. Его корабли блокировали морское
побережье, захватывая оружие, продовольствие и медикаменты, посылаемые левым и
палестинцам в порты Сайда и Тир. Но в Джунию суда с
оружием для правых шли беспрепятственно. В эти поставки вошли каски и
американские винтовки М-16, американские бронетранспортеры АМ-113, танки Шерман и военные корабли, пять канонерок типа «Дабур» и три корабля типа «Ятуш». Насколько интенсивно было это снабжение,
говорит такой пример. В период с 10 по 17 июля порт Джуния
был закрыт для посторонних в течение длительного времени, в тот период как сообщала палестинская разведка с двух больших судов была
выгружена бронетехника. Позже журналисты сообщили, о доставке из Израиля 8
отремонтированных американских танков Шерман M-4.
В июле
на встрече министров иностранных дел в Каире, лидер ООП Ясир Арафат рассказал что когда он возвратился из Ливии в ливанский порт Сайда на судне,
загруженном мукой. Сирийское военно-морское судно выпустило 15 снарядов по его
судну, которое все же смогло пройти в Сайду. На это сирийский министр
иностранных дел Хэддэм (Khaddam) улыбнувшись ответил, что
когда он вернется в Дамаск, они накажут этого офицера флота за то что он
не смог попасть в цель.
В
середине июля израильские корабли
захватили в международных водах грузовое судно, которое под египетским
флагом следовало в ливанский порт Тир с боеприпасами для палестинцев.
С этого
момента Тель-Авив открыто начал помогать правым ливанским группировкам. Корабли
израильского военно-морского флота блокируют побережье Южного Ливана, в том числе порт Сайду - оплот
национально-патриотических сил, препятствуя подвозу продовольствия и
боеприпасов. Только за первые десять дней августа израильтяне задержали в
нейтральных водах три судна, следовавших в Ливан. По признанию израильской газеты «Едиот фхронот»: «Корабли
израильских ВМС усилили патрулирование у берегов Ливана». Это как сообщила
газета, ведет к ухудшению позиций сил, противостоящих правохристианским
отрядам.
2
августа египетское грузовое судно «Abu Washid» (оно
так же в разных источниках именуется как «Abdul Basset» или «Abdel-Bosset») было остановлено
израильскими катерами и доставлено в израильский порт. 4 августа израильскими властями было
задержано кипрское судно «Hermes».
Капитан судна «Hermes» заявил,
что его судно было вне пятимильной зоны территориальных вод, в момент
задержания, то есть в нейтральных водах. Оба судна направлялись в Тир, после
задержания был произведен их обыск, оружия не нашли, тем не менее задержали 8
пассажиров. Двух ливанских коммунистов с «Hermes» и шесть палестинцев с «Abu Washid». После обыска и задержания пассажиров, 4
августа эти оба судна и еще третье «Friendship», были отпущены. «Friendship» было задержано 2 июля и с тех пор
было в израильском порту.
10
августа израильский военно-морской патруль обстрелял
турецкое грузовое судно «Cafelokan» который
доставив груз в порт Тир, шел обратно. Судно было приведено в Хайфу, обыскано
израильскими властями, оно шло обратно пустое. Тем не менее, семь членов
экипажа судна были задержаны израильтянами на несколько дней.
Помимо
этого, неизвестные диверсанты провели очередную акцию в порту Тир. 9 августа
греческое грузовое судно «Athena» (еще его называют в ряде публикаций «Tina») было
подорвано морскими минами на рейде и
затонуло. Как утверждали фалангисты судно транспортировало
оружие и боеприпасы, противоположная сторона в свою очередь заявила, что его
груз включал лекарства и продовольствие, и его потопили израильские ВМС. «Athena» было вторым судном, потопленным в порту Тир,
за две недели до него другое киприотское судно «Riri» с
грузом муки было так же здесь потоплено.
10
августа 1976 г. кипрским судовладельцам временно пришлось прекратить рейсы
судов в Тир и Сайда после потопления судна в Тире.
11
августа две ливанских лодки были
перехвачены израильскими судами, когда лодки сбившись с курса
вошли в израильские территориальные
воды. Одна лодка была приведена в Хайфу, а другая к Michmoret.
13
августа ливанское радио заявило что «израильский флот патрулирует подходы к южноливанским
портам Тир и Сидон проверяя подозрительные суда на
предмет транспортировки оружия мусульманским формированиям.» Израильские
официальные лица старались отрицать установление блокады ливанского побережья.
Но в середине августа в показанной в Тель-Авиве телевизионной программе все
неожиданно вышло наружу. Ведущий программу без обиняков сообщил, что патрульные
суда ВМС Израиля «выстроились барьером между ливанским побережьем и
направляющимися к нему кораблями. Смысл этой операции - морская блокада путей
снабжения левых и мусульманских сил в Ливане». Он признал, что израильские
ВМС задержали несколько судов и конфисковали их грузы. Сообщение израильского
телевидения застало врасплох военные власти в Тель-Авиве, которые отказались
его подтвердить или опровергнуть. Затем министерство обороны выступило с
заявлением, что операции военных судов Израиля вдоль ливанских берегов - не
блокада, а лишь «пристальное наблюдение за событиями в Ливане».
Как бы то не было, морская блокада ливанского побережья израильтянами продолжалась. К
середине сентября ими были перехвачены 16 судов и потоплены три судна, которые
пытались уйти от их патрулей. Из этих 16 судов, шесть были отконвоированы в
Хайфу. Отрицая факт морской блокады, министр обороны Израиля - Перес утверждал, будто действия израильских ВМС вообще «не означают блокады», поскольку они задержали только шесть судов. Кстати, как сообщил американский еженедельник
«Тайм» грузы с этих шести захваченных судов были переправлены формированиям правохристианских сил.
В конце
сентября израильские катера осуществили нападение на кипрское пассажирское
судно «Фенисия», шедшее из Сайды в Лимасол (Кипр). На борту его находился направлявшийся в
Египет лидер социалистической партии К.Джумблат.
израильские катера обстреляли «Фенисию» в 20 км от
ливанского побережья.
28
сентября, сирийцы совместно с христианскими Ливанскими Силами атакуют
палестинские лагеря в горной части страны. Палестинцы терпят поражение. 1
октября фалангисты переходят в наступление на палестинцев в районе Али.
В
октябре Израиль передал правохристианским силам
небольшой морской флот для блокады порта Сайда. Флот состоит из пяти
канонерских лодок класса «Дабур» (Dabur) и трех
малых катеров класса «Ятуш» (Yatush). Как
сказал один израильтянин, который участвовал в обучении
100 ливанских моряков для
укомплектования этих катеров, эти суда представляют собой первый
«христианский» флот в Средиземном море со времен крестовых походов.
После
этого Тель-Авив совместно с правыми христианами вновь установил блокаду морских
портов Сайда и Тир, находящихся под контролем НПС и ПДС. В течение первых десяти
дней октября несколько иностранных судов было перехвачено и насильственно
доставлено в правохристианский порт Джуния, где корабли подверглись обыску, некоторые пассажиры
были арестованы. Вот что рассказал
капитан небольшого пассажирского судна «Пис мейкер» Мохаммед Сакакини: «Наше судно, направлявшееся в Ливан с Кипра,
было уже примерно в четырех милях от Сайды, когда его окружили военные катера
Израиля. Они заставили нас изменить курс и привели в порт Джуния,
находящийся под контролем правохристианских сил. Все
пассажиры судна подверглись в Джунии допросу с
применением силы. Фалангисты, которые обыскивали судно и проверяли паспорта,
арестовали девять пассажиров. Они забрали с собой все, что нашли ценного.»
7
октября два израильских военных катера задержали в ливанских территориальных
водах кипрское пассажирское судно «Peacemaker»
выполнявшее рейс из Лимасола в Сидон. Как подчеркивал представитель Кувейта при ООН
Абдула Бишарой, израильские ВМС в течение одной недели задерживали это
судно трижды.
7
октября израильские корабли захватили
судно «Пайлза», следовавшее из города Сайда
(Ливан) в Лимасол (Кипр), отбуксировали его в порт
Хайфа и удерживали там в течение 30 часов.
23
октября 1976 г. три греческих судна «Eko», «Riri» и «Spiro»
подверглись ночью нападению со стороны неизвестных водолазов-диверсантов,
которые установили магнитные мины на
корпуса судов. Как полагают диверсанты были
либо членами правохристианской группировки, либо
израильскими боевыми пловцами. Все три судна затонули.
Как
только положение палестинцев стало катастрофическим, арабские страны озаботились
положением в Ливане. В начале октября во Франции и в Саудовской Аравии прошли
встречи почти всех сторон ливанского конфликта. За столом встретились президент
Ливана Элияс Саркис, президент Египта Анвар Саддат, президент Сирии Хафез Аль Асад, эмир Кувейта,
король Саудовской Аравии Халед, Пьер Джемаель, Камаль Джумблат, а также лидер ООП Ясир Арафат. Стороны заключили
соглашение о перемирии, выводе сирийских войск, вводе арабских миротворческих
сил, создании постоянных арабских сил для поддержания стабильности в Ливане.
6 ноября
несколько израильских военных катеров напали на порт Сайда. Катера пытались
приблизиться к нефтеперерабатывающему заводу «Захрани».
Как заявил представитель палестинцев, катера были отогнаны, а один из них
потоплен. Израиль опроверг сообщение о потоплении своего катера.
6 ноября
израильское патрульное судно в международных водах недалеко от Ливана потопило одно арабское судно, которое отказалось
повиноваться израильским приказам, и еще два других захватила и отвела в
израильский порт. Среди израильтян жертв не было, один араб убит, двое ранены и
десять человек захвачены в плен. Инцидент произошел у северной границы
израильских территориальных вод. Патрульное судно пришло на помощь катеру
правых, пытавшихся перехватить грузовое судно, которое следовало с предметами
снабжения в порт Сайда. В свою очередь Палестинское информационное агентство
(ВАФА) сообщило, что патрульные катера палестинцев отогнали катер правых
фалангистов, который перехватил одно грузовое судно менее чем в миле от Сайды.
Представители
министерства обороны Израиля тогда же заявили, что израильтяне захватили больше
5 арабских судов, которые якобы «по ошибке зашли» в израильские территориальные
воды.
В
середине ноября 1976 г. обстановка в Ливане нормализовалась после проведенных
переговоров и согласии сторон на ввод в зону конфликта межарабских сил
безопасности. 15 ноября межарабские силы, костяк которых все равно состоял из
сирийских войск 27.000 из 30.000, не встречая сопротивления заняли центр
Бейрута, морской порт и международный аэропорт. В течение нескольких дней
следом за столицей межарабские силы вошли в Триполи и Сайду. «Зеленые каски»
арабских миротворческих сил заняли все территории, исключая контролируемые
армией Саада Хадада южные
районы Ливана. Наступило недолгое перемирие.
5-я эскадра и ливанские события.
1976 г.
для нашей Средиземноморской эскадры было непростым временем. В марте 1976 г.
президент АРЕ А.Саддат в одностороннем порядке денонсировал
Договор о дружбе и военном сотрудничестве между СССР и Египтом. Кораблям, судам
и оставшимся советским специалистам было предложено покинуть Египет. В течение
месяца, материальные средства из портов Александрия и Мерса-Матрух
были частично погружены на суда и корабли и отправлены в Севастополь, остальное
имущество, запасы и вспомогательные суда были перебазированы в Сирию (п.Тартус).
В
сложившихся условиях, вопреки ожиданиям американцев, никакого сворачивания
советскими кораблями боевой службы в Средиземном море не произошло. Наши
корабли не выпускали из виду своих потенциальных противников.
2 апреля
поверенный в делах СССР в США обратился в государственный департамент США за
разъяснениями в связи с появившимися сообщениями о том, что корабли
американского флота направляются к берегам Ливана.
15
апреля агентство Ассошиэйтед Пресс сообщило, что Советский Союз послал четыре
военных корабля, несколько субмарин, разведывательное судно и много
вспомогательных судов в район
расположенный приблизительно на 400 миль от
Ливана. Но это вероятней всего была только ответная реакция на
сосредоточение здесь кораблей 6-го флота. Согласно заявлению представителя
Пентагона в это время у берегов Ливана находились 10 кораблей американских ВМС.
В дополнение к вертолетоносцу «Guadalcanal» LPH-7, 4 эсминцам и нескольким
судам-амфибиям с 1700 морскими пехотинцами на борту к Ливану направлен
авианосец «Saratoga» CV-60, несущий около 90 боевых самолетов, и корабли
сопровождения.
29
апреля американский ракетный эсминец «Mahan»
DDG-42 прибыл
с четырехдневным визитом в израильский порт Хайфа. Это был первый за 12 лет
заход американского военного корабля в порт Израиля. В арабских странах
связывают заход эсминца с попыткой оказать давление на ход событий в Ливане.
26 апреля выходящий в Тель-Авиве ежедневник “Maariv” сообщил что советское разведывательное судно «Крым» курсирующее приблизительно в 45 километрах
от израильского побережья, было замечено напротив ливанского побережья
патрулем израильского флота. Это был
головной корабль проекта 394-Б водоизмещением 4 тысячи тонн, он был способен перехватывать радио и телефонные
переговоры. Радары и другие средства радиоперехвата Израиля могли быть
зафиксированы советским кораблем. Как сказал 15 апреля 1978 г. Al-Sharak al-Jedid в
Лондоне: «Советы обещали Арафату
собранные материалы (на израильских коммуникациях) их судном разведки
расположенным у ливанских берегов»
В мае
1976 г. очередные черноморские корабли выходят на боевую службу в Средиземном
море, для замены находящихся там кораблей. 15 мая из Севастополя выходит
крейсер «Жданов» (бортовой номер 855), 24 мая - БПК «Красный Крым» и другие.
1 июня
1976 г. сирийские войска были введены на территорию Ливана, эскалация конфликта
совпала с существенным ростом советской Средиземноморской эскадры, что
позволило западным средствам информации заговорить о
использования флота советским руководством, как средства внешней политики для
влияния на Ливанский кризис. Фактически, подобные рассуждения были только
словами. После потери пунктов маневренного базирования в Египте, ГК ВМФ адмирал
флота С.Г.Горшков решил провести
масштабные учения «Крым-76» в Средиземном море под своим личным руководством,
чтобы продемонстрировать союзникам и противникам что деятельность 5-й
Средиземноморской оперативной эскадры сворачиваться не будет.
То что
увеличение советского флота никак не было связано с вводом сирийских войск в
Ливан, говорит и такой факт по конвенции
Монтрё 1936 г., регулирующей режим плавания через
проливы Босфор и Дарданеллы уведомление черноморскими странами дается обычно
за 8 дней до прохода, хотя может и быть
меньше, но не менее чем за трое суток. А так как сирийская сторона поставила
Москву в деле ввода войск перед свершившимся фактом, то руководство ВМФ никак
не могло знать о предстоящем вводе войск, а значит
действовало исходя из своих планов учения. Так ПКР
«Ленинград» (к-2р. Васильев Лев Алексеевич) и БПК «Смелый» 30 мая вышли из Севастополя направляясь на БС в Средиземное море. 2
июня на БС в составе эскадры вышли МРК «Гроза» (к-л.
М.Д. Гечухин), «Зарница» (к-3р. А.Н. Парыгин) и «ПРТБ-13» (к-2р. Макеров), КУГ командовал к-2р.
Д.Г. Пруцков. Даже из этих примеров видно, что разрешение на запрос прохода
проливов, было сделано еще до эскалации конфликта.
Для участия в учении в конце мая и первых числах июня 12 советских
военных кораблей (ПКР «Ленинград», крейсер, 4 эсминца, 4 МПК и МРК, судно
снабжения и танкер) выйдя из баз Черного
моря, прошли турецкие проливы и присоединились к Средиземноморской эскадре,
доведя общее число развернутых там судов флота до 70, из них как минимум
половина была вспомогательными, обслуживающими деятельность эскадры.
Рост
активности советского флота не остался без внимания. 5 июня в Лондоне “Times”
сообщила, что американский 6-й флот переместил некоторые из своих 45 судов в
восточное Средиземноморье в ответ на советские движения. Кроме того американцы
обратились к французам с просьбой задействовать их ВМС в наблюдении за
советским флотом.
6 июня на БПК «Очаков» (к-2р. В.Л.Шепелев) на Средиземное море прибыл ГК ВМФ С.Г.Горшков. Его
сопровождала группа адмиралов, генералов и офицеров ГШ ВМФ: адмиралы В.М.Гришанов,
Н.Н.Амелько, В.Г.Новиков, генерал-полковник
А.А.Мироненко, генерал-лейтенант Б.В.Безбоков -
заместитель главкома дальней авиации, член ВС КЧФ
П.Н.Медведев.
Командно
штабные учения «Крым-76» проходили с 3 по 12 июня 1976 г. В учении участвовали все штабы и основные
силы ЧФ и Средиземноморской эскадры. Действия объединений и
соединений обозначали 25 подводных лодок, в том числе три атомные, 78 надводных
кораблей, 35 вспомогательных судов, 8 полков авиации флота (72 самолета и 28
вертолетов), более 20 частей боевого, тылового обеспечения, оперативные группы
отдельной армии ПВО, дивизии ПВО (22 самолета), штаб дальней авиации и
отдельного тяжелого бомбардировочного авиационного корпуса ДА, армейского
корпуса и мотострелковой дивизии. Всего в учении приняли участие до 20
тысяч человек. Фактически отмобилизовывались 27
кораблей и частей, в том числе БМП полка морской пехоты. На
учении отрабатывались вопросы ведения боевых действий по уничтожению ударных
группировок противника в Средиземном и Черном морях самостоятельно и во
взаимодействии с дальней авиацией с применением различных средств поражения,
блокада проливной зоны, завоевания господства в Черном море, высадка оперативного
воздушно-морского десанта и нарушение морских коммуникаций противника.
Учения проводились по фактическим силам вероятного противника. Созданные оперативные соединения начали слежение за АУГ 6-го флота США, находящимися в восточной части Средиземного моря. С дискретностью в один час на командные пункты дивизии морской ракетоносной авиации КЧФ и командный пункт корпуса дальней авиации пошли данные о местонахождении АУГ. В назначенное время «Ч» ракетная группировка эскадры - РКР «Адмирал Головко», МРК «Гроза», «Зарница» и ПЛАРК «К-481», «К-458», «К-318» нанесли условный ракетный удар по АУГ. В это же время морская ракетоносная авиация ЧФ, с учетом времени «Ч», совершила вылет и произвела фактические пуски ракет на полигоне в Каспийском море.
12 июня палестинцы обратились с просьбой к СССР о прямом вмешательстве к конфликт в Ливане. Отрицательный ответ из Москвы, озвученный 19 июня радиостанцией палестинцев и Бейрутским радио, их разочаровал. Более того Советский Союз не желал поставлять им и оружие, и свою помощь решил ограничить поставками продовольствия и медикаментов.
С 12 по
17 июня под прикрытием учений «Крым-76»
противолодочные силы эскадры проводили операцию «Прибой» по поиску, слежению и
условному уничтожению ПЛАРБ, что явилось полной неожиданностью для командования
6-го флота США. Операцией руководил заместитель главкома ВМФ, начальник
противолодочных сил ВМФ адмирал Амелько. Командовал
противолодочными силами командир 5-й эскадры контр-адмирал Акимов с
флагманского крейсера эскадры «Жданов». Поисковые силы были развернуты
следующим образом:
- в
Ионическом море КПУГ-1 (корабельная поисковая ударная группа) командир 21
бригады противолодочных кораблей к-2р. Калабин
Владимир Иванович, в составе - ПКР
«Ленинград», БПК «Красный Крым», «Смелый» и 7 подводных лодок;
- в
Тирренском море КПУГ-2 - БПК «Керчь», «Вице-адмирал Дрозд», «Адмирал Макаров» и
2 подводные лодки;
- в
Сардинском море КПУГ-3 - СКР «Свирепый», «Сильный», БПК «Смышленый» и 3
подводные лодки (Б-109);
- на
Тунисском рубеже КПУГ-4 - СКР «Ворон», «Куница», МТЩ «Рулевой», «Зенитчик»;
- на
Сардинском рубеже КПУГ-5 командир к-3р. Пляшев -
«МПК-43», «Изумруд», «Рубин» и «Аметист»;
- в море
Альборан - ЭОС «Василий Головачев», «Память Меркурия»
и 4 подводных лодки;
- в
районе ВМБ Рота - разведывательный корабль «Лоцман» и АПЛ.
Поисковая
операция прошла весьма успешно, в ходе нее подводными лодками, вертолетами и
кораблями было осуществлено 8 обнаружений иностранных АПЛ. Максимального
времени поддержания контакта с ПЛАРБ «Камехамехи»
достигла КПУГ-1 - 17 часов 46 минут, в том числе 4-я вертолетная эскадрилья
(командир майор В.А.Филин) - 9 часов 58 минут, КПУГ-5 - 9 часов 08 минут.
Разбор
учений главком проводил на БПК «Очаков» куда всех участников доставляли
вертолетом. Действия моряков получили высокую оценку. В своем заключительном
слове главком сказал: «Я весьма доволен теми суждениями, которые здесь были
высказаны. А главное, мы еще раз утверждаем, что вероломство египетского
руководства не мешает нам решать задачи в Средиземном море. Когда начался
арабо-израильский конфликт, 5-я эскадра сыграла сдерживающую роль. Так и
теперь, при ливанских событиях, наше слежение за 6-м американским флотом
оперативными соединениями сдерживает американцев. Нам приятно, что несмотря на созданные трудности, вы продолжаете
мужественно нести нелегкую боевую службу. Я не уверен, смогли бы американцы в
таких условиях делать это.»
В этот
период активность флотов западных стран была так же высокой. В течение 6 и 7
июня в печати появились сообщения о направлении к побережью Ливана наряду с
кораблями 6-го американского флота кораблей английских ВМС. А 13 июня британский ракетный крейсер «Devonshire» прибыл
в израильский порт Хайфа с трехдневным визитом.
Проведя
разбор учения, главком на БПК «Очаков» убыл в Севастополь. По завершению
учений, численность советских кораблей находящихся в Средиземном море
сократилась, к местам базирования отправились суда давно находящиеся на БС. В Севастополь из состава эскадры убыли крейсер
«Дзержинский», БПК «Решительный» и ЭМ «Бравый». В Североморск отправились БПК «Смышленый»
(бортовой №291) и «Вице-адмирал Дрозд»,
находившиеся на БС с 2 января. И ряд других кораблей.
Для оставшихся продолжились походные будни. 16 июня неизвестные похищают
в Бейруте американского посла Ф.Мелоя, советника
посольства по экономике Уоринга и водителя
посольства, когда они направлялись на встречу с президентом Ливана И.Саркисом с
тем, чтобы обсудить с ним нынешнюю обстановку в Ливане. Все похищенные казнены. 20 июня США
эвакуируют персонал посольства из Бейрута, для этого задействованы корабли 6-го
флота которые подошли в побережью Ливана. Авианосец «America» CV-88
прикрывает
действия десантного транспорта «Spiegel Grove» который и
проводит эвакуацию. А за ними и наши корабли. Возглавлявший в это время
политотдел 5-й ОПЭСК контр-адмирал Павел Романович Дубягин
вспоминал: «Вечером получено сообщение: «В Ливане убиты посол и советник
посла США». Авв «Гвадалканал»
полным ходом ринулся к Бейруту, наш скр «Ворон»,
корабль непосредственного слежения, - вслед за ним. Туда же направился
американский десантный транспорт «Спичел Гроув».
По
донесениям командира скр «Ворон», «Спичел Гроув» вошел в
территориальные воды Ливана и своим десантным катером несколькими рейсами,
прямо с песчаного пляжа южнее Бейрута снял американских граждан и переправил их
на транспорт. Никакого противодействия ливанцами не оказано. «Спичел Гроув» в сопровождении
эсминца «Конингхем» взял курс на Афины для доставки
туда эвакуированных.
Аву
«Америка» с кораблями охранения полным ходом следует в восточную часть
Средиземного моря. Сюда же направляются флагманский корабль 6-го флота США «Литтл Рок» под флагом командующего флотом.
Полетели
боевые распоряжения в штабы соединений и на корабли об организации слежения за аву «Америка» оперативными соединениями.
Аву
«Америка» с кораблями охранения и флагкорабль 6-го
флота США маневрируют в 30 милях от ливанского побережья. Наше оперативное
соединение - муть мористее. Пошли ежечастные
донесения о местонахождении аву «Америка» в ГШ ВМФ,
штаб ЧФ, штаб 2-го корпуса ДА.
Еще
неделя напряженного противостояния. Американцы и на этот раз, ощущая наше
противодействие, не рискнули предпринять каких-либо враждебных действий против
Ливана, ограничившись дипломатическим заявлением по поводу убийства их
высокопоставленных чиновников.
Наконец аву «Америка», авв «Гвадалканал» и флагкорабль «Литтл Рок» взяли курс на запад, наше оперативное соединение
продолжило слежение до меридиана 25° восточной широты. Дали команду: «Отбой
слежения оперативным соединением». Корабли возвратились в точки якорных
стоянок, и только после этого люди получили долгожданный отдых».
В книге
В.Е. Кузьмичева «Гром над Камчаткой» так же приводится рассказ о этом эпизоде со слов участника похода МРК: «В одну из
ночей поднимают по тревоге и в район Бейрута, оказывается ТДК «Гвадалканал» вышел из Фамагусты и
пошёл в Бейрут, за ним устремился БПК «Николаев». Туда же подтягивается АВУ
«Америка», КРА УРО «Лонг Бич» КУГу ставится задача
слежения оружием за АВУ и КРА УРО, «Зарнице» ставится задача выполнения функции
КВНП, «Гроза» в позиции слежения оружием. По данным КНС обнаружили АВУ
«Америка» заняли позицию КВНП, постоянно передаём данные на «Грозу». После
обеда подошёл КРА УРО «Лонг Бич» и судно комплексного снабжения. Стемнело
авианосец как город весь в огнях. Ближе к полуночи огни гаснут, визуально АУГ
не просматривается. Продолжаем слежение, вдруг на экране появляется
множественные цели, непонятки, берём на сопровождение
самую крупную. А поутру они проснулись, ходит галсами судно снабжения, а
авианосца с крейсером нет, обманули янкерсы советских
моряков. Доложили, получили по шапке и приказ следовать на третью бочку остров
Кипр, потом 55 точку.»
С 19 по
23 июня крейсер «Жданов» осуществляет слежение за АВМ США «Америка» под флагом
командира 5 эскадры.
В ответ
на наши учения американцы с союзниками из НАТО провели очередное учение «Lockid gate», в нем
участвовали 41 корабль, в том числе
американский авианосец «Saratoga» CV-60, английский крейсер-вертолетоносец «Тайгер». Слежение за ними вели БПК «Образцовый» и ГС
«Вертикал».
В июле у американцев произошла смена авианосных групп. 7 июля 1976 г. авианосец «Nimitz» CVAN-68 покинул ВМБ Норфолк, для своей первой БС в Средиземном море. В АУГ входили атомные крейсера «South Carolina» CGN-37 и «California» CGN-36. 16 июля у Марокко встретился с авианосцем «Saratoga» CV-60, приняв у него вахту.
С 13 по
17 июля флагманский корабль эскадры крейсер «Жданов» совершил деловой заход в
порт Тартус (Сирия). Однако в порт не заходил, а
оставался на рейде острова Руад. Там же сменил
бортовой номер 855 на - 845.
18 июля
1976 г. в 6.30 авианосный крейсер «Киев» вошел в Босфор на пути в Средиземное
море. ТАКР который выполнял межфлотский переход на Северный флот к месту
постоянной дислокации, в проливах сопровождал БПК «Очаков». 25 июля ТАКР «Киев» наряду с другими
советскими кораблями, в том числе крейсером «Жданов» отмечает День ВМФ в точке № 52 залив Эс-саллум
(вне территориальных вод ОАР Египет). Дальше задачу по эскортированию
«Киева» из Средиземного моря на Север выполняли балтийские СКР «Сильный» и
«Свирепый» завершившие свою БС в Средиземноморье.
Наш флот
оберегал покой и безопасность наших людей в неспокойном регионе.
Офицер-подводник, писатель маринист Николай Андреевич Черкашин
находившийся с января 1976 г. в составе экипажа «Б-409» (к-3р. Неверов) на БС в Средиземном море вспоминал: «…17 июля пришла
шифрограмма, которая вызвала всеобщее ликование. Нам велено встать
на якорную стоянку в 55-й точке. … В 55-й точке стоят наши: эсминец «Пламенный»
(он же в обиходе «Племенной») и два средних десантных корабля. … От десантников
пошли на эсминец, в гости к командиру. Эсминец тоже черноморский - старый,
выведенный из консервации по причине обострения международной обстановки.
Неделю назад он конвоировал до Александрии теплоход «Украина» с интуристами на
борту. Теплоход этот, пытаясь захватить заложников, обстреляли два палестинских
катера под ливанским флагом.
Последние
новости: «Нимиц» вышел из Танжера. Крейсер «Жданов»
сопровождает наш первый авианосец «Киев» где-то северо-западнее Кипра. …»
Корабли
флота, обеспечивали безопасную эвакуацию наших людей из Ливана. 23 июля Бейрутские информационные издания сообщили, что четыре
советских гражданина были эвакуированы из Сайды на борту советского судна .
27 июля авианосные соединения во главе с «Nimitz» CVAN-68 и «America» CV-88 находились в Восточном Средиземноморье в готовности
для оказания помощи в эвакуации более 1000 американцев из Ливана. Утром
309 иностранных граждан, в том числе 156 американцы, были приняты на
борт десантного транспорта дока «Coronado»
который стоял в миле от побережья. 29 июля он доставил эвакуированных в
Афины. Как сообщили 30 июля журналисты, по словам офицеров с «Coronado», военными были
подготовлены детализированные планы относительно десантирования морских
пехотинцев в Ливан, если бы операция по
эвакуации пошла нештатно.
Спустя месяц
«Coronado» вновь
прибыл к берегам Ливана для эвакуации
оставшихся американцев. Утром 23 августа
десантные суда с «Coronado»
направились в Бейрут, чтобы эвакуировать американцев прибывших в город из
охваченных войной районов.
28
августа крейсер «Жданов» совместно с БПК «Смелый» экстренно приходит в район
столкновения нашей атомной подводной лодки «К-22» с американским фрегатом USS
FF-1047 VOGE. В их охранении лодка своим ходом переходит в точку № 5 (Китира), где ей была оказана помощь.
4
сентября как сообщили из Тель-Авива, американский атомный ракетный крейсер «South Carolina» CGN-37 находится с дружественным визитом» в
израильском порту Хайфа. Капитан крейсера утверждал в беседе с журналистами,
что этот визит якобы не имеет отношения к событиям в Ливане. Однако арабская
печать отмечает, что атомный крейсер - уже второй американский боевой корабль,
который зашел в израильский порт за последние несколько месяцев.
В
сентябре 1976 г. прошел очередной ряд сообщений о советской причастности к развитию
событий в Ливане. 10 сентября правохристианская Бейрутская радиостанция цитируя
«информированные источники» сказала, что советское судно, несущее «множество
тонн боеприпасов» прибыло 8 сентября в южно-ливанский порт Сайда. 9 сентября
израильское телевидение сообщило, что советское судно было замечено «недалеко
от берега Ливана два дня назад», но как сказал диктор, нет ясности, было ли это
судно «одним из советских разведывательных судов» или нет. 12 сентября еврейское Телеграфное
Агентство сообщило, что израильское
военно-морское судно было вовлечено в «инцидент прожектора» с советским судном.
Суть инцидента такова. В ходе конфликта,
советские боевые корабли частенько сопровождали
израильские катера. В темное время суток катера освещались мощными
прожекторами.
17 - 22
сентября официальный визит советских кораблей в составе КРУ «Жданов» и БПК
«Смелый» под флагом командира 5-й ОПЭСК контр-адмирала В.А.Акимова в порт
Мессина, Италия.
3-4
октября крейсер «Жданов» передав штаб
эскадры на ПКР «Ленинград», завершает БС. 7 октября корабль возвращается в
Севастополь. В 1976 году кораблем
пройдено 11902 мили за 84 ходовых дня.
14-19 октября
1976 г. в Сплит (СФРЮ) с официальным визитом пришел отряд кораблей под
командованием контр-адмирала Л.Е.Двинденко в составе
КР ПЛО «Ленинград», БПК «Красный Крым» и 1 ПЛ.
Такой
насыщенной и разнообразной была служба
нашей Средиземноморской эскадры в этот период. У зарубежных же историков
вся ее деятельность оказалась связана исключительно с ливанскими событиями.
Очередной случай использования флота как средства внешней политики представился
советскому руководству спустя три года, в июне 1976 г. во время кризиса в
Ливане, когда 6-й флот США обеспечивал эвакуацию американцев и европейцев из
зоны конфликта. Группа советских кораблей, включавшая вертолетоносец и корабли
сопровождения, должна была «компенсировать эффект проекции американской
военной мощи... Советская эскадра напоминала, что отныне военная агрессия США в
восточном Средиземноморье будет сопряжена с риском военной конфронтации с СССР».
(Kaplan S.S. Diplomacy of power. Soviet armed forces as a political
instrument. Washington, D.C. 1981. P.194) В
ходе начавшейся эвакуации американских граждан из охваченных войной районов
Ливана, писал Уильям Мэнторп, численность советской
эскадры была увеличена до 70 кораблей и судов, у побережья Ливана развернуты
четыре надводных корабля и несколько подводных лодок, а крейсер УРО класса «Kara» и
эсминец класса «Kashin» вели слежение за американскими
кораблями. (Manthorpe W.H.J. The Soviet navy in 1976 //
U.S. Naval Institute Proceedings. 1977. May. P.207; Watson
B.W. Red navy at Sea. Soviet naval operations on the
High Seas, 1956-1980. Boulder; 1982. P.123)
Литература.
Айзенберг Деннис, Дан Ури, Ландау Эли «Мосад» МП «Улисс» Международные отношения, 1993 г.
Аристович Ю.Ю. контр-адмирал, Демьянченко О.Д. контр-адмирал «Дивизия надводных кораблей Балтийского флота.» Журнал «Тайфун» № 2 2001 г.
Гриневский
О. Тайны советской дипломатии.
М.: Вагриус, 2000 г.
Дубягин П. Р.
«На Средиземноморской эскадре.» М.. Андреевский флаг, 2006 г.
Касатонов И.В. «Командую флотом». Книга вторая. Москва «Андреевский флаг» 2004 г.
Киличенков А.А. «"Холодная война" в океане. Советская военно-морская
деятельность 1945-1991 гг. в зеркале зарубежной историографии» Москва, 2009 г.
Кузьмичев
В.Е. «Гром над Камчаткой» Орел, «А.В.
Воробьев», 2008 г.
Лубянов Андрей «Противолодочный крейсер “Ленинград”» Севастополь, 2002 г.
Примаков Евгений «Ближний Восток на
сцене и за кулисами (вторая половина XX-начало XXI века).»
Издательство: Российская газета. 2012 г.
Черкашин Н.А. «Жизнь российских подводников» Молодая гвардия, 2000 г.
«Штаб Российского Черноморского флота» Симферополь «Таврида», 2002 г.
Anthony
H. Cordesman «After the storm. The Changing Military Balance in the Middle East»
Westview Press, 1993
Brian Michael Jenkins, Bonnie Cordes Karen Gardela Geraldine
Petty «A CHRONOLOGY OF TERRORIST ATTACKS AND OTHER CRIMINAL ACTIONS AGAINST MARITIME
TARGETS» September 1983
JEAN LABAYLE COUHAT «LES FLOTTES DE COMBAT (FIGHTING FLEETS) 1976»
MAXIM GHILAN «PIRATES ON THE HIGH SEAS» «Israel & Palestine: A Monthly Review, Объемы 46-72» 1976
С сайта <http://cruiser.patosin.ru/oldsite/cruiser/index.html>
С сайта <http://en.wikipedia.org/wiki/USS_America_(CV-66)
>
А также газеты за тот период.
Розин Александр.