На Главную.

 

Розин Александр.

 

 

Российский флот в создании подводных сил Ирана.

 

При шахе ВМС Ирана планировал иметь в своем составе подводные лодки, они даже были заказаны. В середине 70-ых годов шахский флот Ирана заключил контракт на приобретение трех американских субмарин типа “Tang”. Иранские моряки и офицеры были посланы в США для обучения в американской подводной школе. Иранские офицеры и моряки более 2 лет обучались в Гротоне (Коннектикут) вместе с американскими военно-морскими офицерами. К завершению их обучения иранцы получили первую подводную лодку. 19 декабря 1978 г. из состава американского флота была исключена дизельная подводная лодка «TROUT» (SS 566) в связи с продажей ее ВМС Ирана. Она была куплена за 26 миллионов долларов, кроме того 650 тысяч долларов заплатили за ее полный ремонт. Лодка получила наименование «Kooseh». Она была готова к переходу в Ирану с её новой иранской командой, когда в Иране произошла Революция. Новое правительство отказалось взять субмарину, несмотря на то, что за неё уже было заплачено. Команда вернула субмарину американскому флоту и возвратилась в Иран без субмарины. Американский флот обслуживал корабль тратя по  70 000  долларов в месяц, пока в конечном счете не захватил субмарину как часть иранских активов во время кризиса с заложниками. Субмарина была позже списана и в 1992 г. продана Военно-морскому Центру подводной борьбы  как дистанционно управляемое судно для отработки бомбометания американских ВВС в Ки-Уэсте (Флорида). Помимо США шах планировал приобрести субмарины в ФРГ, но в 1979 г. после революции  Хомейни отменил заказ на шесть подводных лодок типа 209 в ФРГ. Только через двадцать лет Иран решил создать подводные силы в составе своего флота и в этом деле ему на помощь пришел Советский Союз.

Конец 80-х начало 90-х ознаменовали собой время активного сотрудничества между нашими странами в военно-технической области.  Военно-техническое сотрудничество с Ираном осуществлялось в рамках четырех межправительственных соглашений от 5 ноября 1989 г., 17 мая 1990 г., 24 апреля 1991 г. и 13 ноября 1991 г. Общий объем сотрудничества составил около 5,1 млрд. долларов США. Два из этих соглашений касались военно-морского сотрудничества. Очевидно что решено это было во время посещения Советского Союза иранским президентом Рафсанджани в июне 1989 г., во время его посещения Ленинграда. Тогда ему показали образцы вооружения  Балтийского флота, в том числе субмарину пр.877. Они, очевидно произвели на президентских советников впечатление, что привело к заключению соглашения в дальнейшем.

По соглашению от 17 мая 1990 г. Советский Союз взял на себя обязательство построить для ИРИ на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге шесть дизель-электрических подводных лодок проекта 877ЭКМ и поставить для них необходимое вооружение. Соглашение от 24 апреля 1991 г. предусматривало российскую техническую помощь в создании и дооборудовании в Бендер-Аббасе шести объектов берегового базирования подводных лодок пр. 877ЭКМ с поставкой специмущества. Общая сумма обоих контрактов составила 1,6 млрд. долларов. Реально, в дальнейшем, под давлением Вашингтона, российско-иранское сотрудничество в военно-технической сфере было свернуто и соглашения были выполнены не полностью.

Первая  из  заказанных  Ираном ПЛ «Б-175» была  заложена 5 апреля 1991 г. на стапеле ГП «Адмиралтейские верфи», заводской  номер 01319. Спущена  на  воду - 24 сентября 1991 г., приемный  акт  подписан - 25 декабря 1991 г. Ответственный  сдатчик С.А.Носачев.  

В начале февраля 1992 г. американские газеты со ссылкой на разведывательные источники сообщили что Иран покупает по крайней мере две недавно построенных российские торпедные подводных лодки, две иранские команды, находятся на обучении в Риге (Латвия), одна из них почти полностью готова. Ожидается что первая из этих лодок несмотря на американское давление будет поставлена Ирану в июне 1992 г. Стоимость каждой лодки оценивается в 250-300 миллионов долларов. Более того сообщается о подготовке к постройке третьей субмарины на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге. 

Еще  в  августе 1992г. лодка  должна  была  покинуть  воды  Рижского  залива, но  на  заключительном  этапе  российский  экипаж  отказался  выходить  в  море, потребовав, чтобы  командование  флота  гарантировало  оплату  их  работы  на  переходе  валютой. Москва  согласилась  и 24 сентября 1992 г. «Б-175» ушла  из  Риги  в Иран, вопреки  протестам  США. Весь  переход  оплачивал Иран, ПЛ  шла  в  сопровождении  вспомогательного  судна КБФ «Плутон» (пр.862.), на  котором  экипаж  должен  был  вернуться  обратно. В ноябре 1992 г. ПЛ  прибыла  в  иранский  порт Бендер-Аббас  и 21 ноября  была  передана  заказчику, получив  наименование «Тарег» 901 (Tareq). 23 ноября 1992 г. она была продемонстрирована общественности в порту Бендер-Аббас.

США  постарались предотвратить передачу подводных лодок Ирану, в январе 1992 г. госсекретарь Джеймс А. Бэкер III (James A. Baker III) поднял проблему субмарины и продаж оружия на встрече с российским президентом Ельциным и другими российскими чиновниками в Москве. Кроме того американские опасения по поводу экспорта оружия в Иран были также высказаны ранее во время миссии во главе с заместителем государственного секретаря по международной безопасности Реджиналдом Бартоломью (Reginald Bartholomew).

Когда политическое давление не принесло плодов и подводная лодка в конце сентября 1992г. отправилась в Иран, США направили в Персидский залив свою атомную подводную лодку «Topeka» (SSN 754), с целью исследовать там акустические свойства вод. 1 ноября она через Ормузский пролив прошла в залив. Это была первая миссия атомной подводной лодки в Персидский залив. В заливе, субмарина подвергнется обычному обслуживанию, со стороны  американской плавбазы «Dixon» которая располагается в Бахрейне.  Кроме того американцы  начали  усиливать  свою  авианосно-ударную  группу  в  зоне Персидского  залива  с  целью  принудить  иранское  руководство  к  отказу  от  наращивания  потенциала  флота.

 В марте-апреле 1993г. направили в залив свою АПЛ «Triumph» и британцы. Субмарина прошла Ормузский пролив в надводном положении. Командир субмарины коммандер Дэвид Вогэн (David Vaughan) сказал что этот поход был «новаторским» так как ранее британские атомные субмарины действовали в более прохладных водах, преимущественно  Атлантики. И хотя коммандер Вогэн подчеркнул, что посещение не связано с прибытием в Иран первой  субмарины класса Kilo, однако, в странах Персидского залива расценили ее присутствие как демонстрационный шаг. Тем более как сообщают, что иранцы так же  строят сверхмалые  субмарины. Они не считаются серьезной угрозой судоходству в заливе, но представляют большую опасность чем быстроходные катера. Кроме того как сказал коммандер Вогэн иранцам понадобится несколько лет даже с советской помощью чтобы освоить полученные подводные лодки прежде чем они смогут  активно использоваться в морских операциях. Одновременно с британским подводным атомоходом в водах залива находилась и американская АПЛ «Birmingham» (SSN-695) (БС с февраля по август 1993 г.), она действовала в мелководных водах Персидского залива дольше, чем все лодки до этого вместе взятые.

30 апреля 1992 г.  на ГП «Адмиралтейские верфи» была  заложена  вторая ПЛ «Б-224», заводской  номер 01321. Спущена  на  воду - 16 октября 1992 г., приемный  акт  подписан - 31 декабря 1992 г. Ответственный  сдатчик О.Н.Едышев. На  испытаниях  советским экипажем  командовал капитан 3 ранга А.П.Ушаков, а иранским - Э.Садегян.  6 июня 1993 г.  была  передана  заказчику, получив  наименование «Нур» 902 (Nooz). В первой половине июня она вышла с Балтики, 9 июня ее обнаружили когда она проходила Балтийские проливы западные корабли участвовавшие в военно-морских учениях. 10 июля 1993г. самолеты Tridents с авианосца «Theodore Roosevelt» (CVN-71) присоединились к американскому эсминцу «ARLEIGH BURKE» DDG-51 из состава охранения авианосца, наблюдавшему в Красном море переход подводной лодки в Иран. Прибыла в Иран в конце июля 1993. Лодку  перегонял  экипаж  с ПЛ «Б-402» СФ  под  командованием  капитана 2 ранга И.А.Ткаченя, экипаж до августа 1993г. находился в Иране. 8 августа было официально подтверждено прибытие второй российской субмарины в Иран.

В ответ  на  это  США  дополнительно  к  находящейся  здесь  эскадре  во  главе  с  авианосцем «Авраам Линкольн»  направили  в  Персидский  залив  ударную АПЛ «PASADENA» (SSN 752) (БС с июня 1993 г., шесть месяцев), с  задачей  отслеживать  перемещения  иранских  лодок. Началось  постоянное  дежурство  подводных  сил  США  в  заливе.  Практика отправки американцами атомных подводных лодок  в Персидский залив осуществлялась и в дальнейшем. В 1995 г. американская АПЛ «Chicago» (SSN-721) действовала в Персидском заливе в составе АУГ во главе с авианосцем «Independence» (CV-62) , выполнила заход в Бахрейн. Кроме  того,  по  некоторым  сведениям  страны  НАТО  по  всему  западному  побережью Персидского  залива, а  также  на  морском  дне  установили  детекторы, чтобы  отслеживать  ПЛ Ирана.

За  три  ПЛ проекта 877ЭКМ  по  заключенному  контракту Иран  заплатил 750 млн. долларов. Лодки  понравились  командованию  ВМС  Ирана  что  они  планировали  заказать  еще 4 субмарины для  своего  флота. Кроме  того  Иран  закупил  в  России  1800 морских  мин (типы KMD и UEP), выставляемых  с  ПЛ  в  подводном  положении, что  позволяет  иранцам  перекрыть  подходы  к Ормузскому  проливу  и  закупорить  вход  в  Персидский  залив. 

Однако поставленные Россией две подводные лодки имели и ряд недостатков, из-за особенностей эксплуатации их в жарких водах Персидского залива. Особенно это касалось аккумуляторных батарей и систем кондиционирования климата внутри подлодок. Эти недостатки были устранены на третьей лодке, а с проблемами на двух первых иранцы постарались разобраться сами. В 1993 г. Иран по сообщениям запросил у Индии помощи чтобы разработать новые аккумуляторные батареи для российских подводных лодок которые он купил у России, так как поставляемые с лодками батареи плохо подходили для жарких вод Персидского залива, а Индия обладала значительным опытом эксплуатации советских подводных лодок в теплых морях.

Чувствуя  в  усилении  ВМС  Ирана  угрозу  своим  устремлениям  в  регионе, руководство  США  оказало  давление   на  российских  лидеров  с  целью  прекратить  сотрудничество  России  с  Ираном. Президент Борис Ельцин  заверил  их  о  прекращении  поставок  оружия  в  Иран. Но  в  сентябре 1994 г. было  объявлено,  что Россия  поставит  в  Иран  еще  одну  субмарину  проекта 887 ЭКМ, как  и  было  договорено  в  контракте.  Положение,  что  Россия  оставляет  за  собой  право  довести  до  конца  уже  заключенные  сделки,  было  закреплено  в  секретном  соглашении,  подписанном  в  1995 г.  между Гором  и Черномырдиным. В разгар  предвыборного  скандала 2000 г.  в  США, представители  американского  вице-президента, вплоть  до  советника  по  вопросам  национальной  безопасности Сэнди Бергера, настаивали, что  продажа  Ирану  российских  подводных  лодок  не  противоречит  закону Гора-Маккейна  о  распространении, поскольку  это  оружие  недостаточно  «продвинутое». В  ответ  газеты  тут  же  опубликовали  секретное  письмо  госсекретаря Мадлен Олбрайт  российскому  министру  иностранных  дел Игорю Иванову. В  письме, датированном  январем 2000 г., говорилось: «В  отсутствие  соглашения 1995 года  между Гором и Черномырдиным  в  соответствии  с  нормами  нашего  законодательства  Россия  подлежала  бы  санкциям  за  продажу  Ирану  обычных  вооружений». 

ПЛ «Б-220», заводской  номер 01321, была  заложена  на ГП «Адмиралтейские верфи» 5 февраля 1992 г. Спущена  на  воду - 12 июля 1994 г.

В ноябре 1995 г. командующий иранского флота контр-адмирал Али Шэмкэни (Ali Shamkani), объявил, что он ожидает, что третья субмарина будет поставлена в 1996 г. Однако, поставка третьей субмарины была отсрочена, из-за финансовых проблем, и необходимостью модернизировать аккумуляторные батареи подлодки и системы кондиционирования воздуха, чтобы они могли работать эффективно в повышенных температурах залива.

Приемный  акт  подписан - 2 сентября 1996г. и она временно вошла в состав ДКБФ. 25 ноября 1996 г. была  передана  заказчику - ВМС Ирана, получив  наименование «Юнес» 903 (Yunes).  После этого 26 ноября 1996 г. субмарина  начала самостоятельный переход в пункт постоянного базировании Бендер-Аббас (Иран), по маршруту Балтийское, Северное, Средиземное, Красное моря, Персидский залив.  В качестве судна сопровождения с подлодкой шло океанографическое исследовательское судно (ОИС) «Леонид Дёмин» (пр.852, командир корабля капитан 1 ранга Руденко Николай Владимирович), на борту судна 135 человек (из них 94 экипаж и 41 прикомандированных).  Во  время  перехода  в  Средиземном  море  корабль  все  время  был  под  наблюдением  кораблей 6-го  флота ВМС США. 23 декабря 1996 г. субмарину сфотографировали идущую на буксире у «Леонида Демина» в центре Средиземного моря. Порт-Саид (Египет) отряд посетил  31.12.1996-01.01.1997 г., потом отряд 2 января 1997 г. прошел транзитом по Суэцкому каналу и затем продолжил путь. 19 января 1997 г. подводная лодка прибыла в Бендер-Аббас. За поход ОИС пройдено 16670 миль за 1968 ходовых часов. «Леонид Дёмин» находился в Бендер-Аббас до 29 января, после чего отправился в обратный путь прибыв в Кронштадт 14 марта 1997г. Первые выходы приведенной новой ПЛ в море зафиксированы в июле 1997 г.

Все  три ПЛ  проекта 877ЭКМ  базируются  в ВМБ  Бендер-Аббас (на  выходе  из  Персидского  залива). Возможно  их  базирование  и  на  восточном  побережье  Ирана  в  районе  порта Чахбахар, куда  их  планируется  перевести. Именно  акватория  Оманского  залива  и  северной  части  Индийского  океана, по  взглядам  иранского  командования  станет  основной  зоной  боевого  использования  этих  подводных  лодок. Как  отмечает  справочник «Джейн», эти  субмарины  будут  уязвимы  при  действиях  вдали  от  портов, но  могут  успешно  контролировать  морские  коммуникации  в  этой   зоне.  Помимо  операций по контролю вод залива, Иран  планировал  расширить  зону  действия  своего  подводного  флота. В  середине  90-х  годов  Иран  подписал  договор  о  военном  сотрудничестве  с  Мозамбиком. Иранская  сторона  поставляет  партнерам  различные  типы  вооружения, а  взамен  они  получили  право  базировать  свои  военные  корабли  в  портах  Мозамбика. Упомянутый  договор  позволит  Ирану  существенно  повысить  воздействие  своих  подводных  сил  на  судоходных  линиях. Как  заметили  офицеры  ВМС  ЮАР, некоторые  из  мозамбикских  портов, а  особенно  глубоководный  порт  Накала  идеально  подходят  для  стоянки  и  базирования  ПЛ  типа «Кило» (проект 877ЭКМ).

Все три субмарины участвовали в обширных военно-морских учениях весной 1998 г., которые, должны были продемонстрировать способность Ирана закрыть залив. В этих учениях “Ettihad” (Unity) помимо трех субмарин участвовали два эсминца, два десантных судна, самолеты F-4E и большое количество других судов. В последствии подобные маневры становятся постоянными и в большинстве из них участвовали подводные лодки.

В ноябре 2000г. по крайней мере одна из подводных лодок класса Кило принимала участие в иранских военно-морских учениях в Персидском заливе.

Одновременно с заказом океанских подводных лодок в СССР - России, иранцы активизировали усилия по оснащению своего флота сверхмалыми подводными лодками. Относительно  количества  и  типа  СМПЛ  в  ВМС  Ирана  на начало века ясности  нет, данные неоднозначны.  Иран старался развить свою подводную программу с 1988 г. Их первоначальное сотрудничество с КНДР полно противоречивых сведений. Сообщалось, что Иран купил или собрал до девяти 27 тонных маленьких субмарин из Северной Кореи, в начале 1988 г. Эти сообщения утверждали, что СМПЛ могли нырнуть на 300 футов, имели отсек для водолазов, и несли с двух сторон два груза в пять тонн, что достаточно  для 14 мин заграждения. Однако за все время Иран не использовал ни разу их в учениях или показах, чтобы продемонстрировать их наличие и по этому поставок вероятно никогда не было. Хотя информация о том что иранцами были построены 2 СМПЛ по  типу  северокорейских (27/30т.; 15,6x1,7x1,6м.; 6,5/6уз.; даль. плавания - 1200 миль (6 уз. под РПД)/6 миль(6 уз.); эк.-5 чел.)  в Бендер-Аббасе:  «№-1» в 1988 г., и «№-2» в 1990 г. Но иранцы никогда не признавали что в своих разработках использовали чужие проекты. Контр-адмирал Мохаммад Карим Тэвэколи (Mohammad Karim Tavakoli) командующий Первой Военно-морской Зоны, размещенной в Бендер-Аббасе, объявляя в конце 1997 г. что Иран, собирается произвести собственную маленькую субмарину, не делал никаких ссылок на существующие у иранцев подобные суда.

Потом появились данные, что  иранцы получили в 1991 г.  2 маленьких субмарины из Северной Кореи. Считалось, что это были корабли класса "Yugo". Водоизмещение 76/90 тонн, скорость 10/4 узла. Вооружение два 530-мм ТА. Команда 2 человека и 6-7 пловцов. Но в данных SIPRI  эти сведения отсутствуют. Вполне возможно, что они стала прототипом для развития иранских малых подводных лодок.

29 августа 2000 г. иранцы в порту Бендер-Аббас продемонстрировали свою первую, построенную внутри страны минисубмаринуAl-Sabehat-15”. Иранское Агентство Новостей сообщило, что субмарина “Al-Sabehat-15” была разработана, чтобы ставить мины и выполнить разведывательные миссии. На ней может разместиться команда из двух человек и до трех водолазов. Как сказал министр обороны Ирана адмирал Али Шэмхэни (Ali Shamkhani): «Иран теперь обладает технологией для проектирования и производства различных видов легких подводных судов..., это судно было разработано для мелких вод Персидского залива». Руководителем проекта являлся  Мехди Шарифи Замани (Mehdi Sharifi Zamani). И как сообщил Замани  30 августа на страницах  Jomhuri-yi Islami”: «у нас есть возможность построить более совершенные подводные лодки и шаги уже были предприняты для проектирования и строительства таких лодок». Фактически это средство для транспортировки боевых пловцов, длинна 8 метров, в зону действия может доставляться на буксире судна или в подвешенном состоянии на большом вертолете (Sea King, Mi-8 и  Chinook).

Что бы продолжать разработки иранцы по возможности продолжали закупки новых вооружений за рубежом. По данным SIPRI иранцы в 2002-2004 гг. получили из КНДР 3 полупогружаемых торпедных катера -  Taedong-CGahjae в 2002 г., 3 полупогружаемых торпедных катера - Taedong-BKajami” в 2002-2003 гг. Пять из них были доставлены 8 декабря 2002 г. из Северной Кореи  в Бендер-Аббас (Иран) на борту иранского грузового судна «Iran Meead», из них три были типа “Taedong-C” и две “Taedong-B”, они способны транспортировать 2 320-мм торпеды. Еще один Taedong-BKajami” был доставлен позже в 2003г. Эти суда несут 324-мм ТА, могут погружаться на глубину до 3 метров.

14 октября 2002 г.  министр обороны Ирана контр-адмирал Али Шэмхэни (Ali Shamkhani) заявил, что «обороноспособность субмарин Исламской республики была успешно продемонстрирована на  маневрах Victory 8.» Это касается успешного испытания аккумуляторных батарей, произведенных иранцами для субмарин «Tareq» и «Younis». Как сказал министр  приобретение технологий для производства батарей для субмарин класса Kilo является главным шагом к достижению самодостаточности иранской оборонной промышленности. Так же Иран готов обратиться к помощи дружественных стран для производства подобных батарей. Тем более что в деле производства батарей для субмарин иранцам помог индийский опыт и видимо их технологии. По этому техническое сотрудничество Ирана с Индией продолжилось.

В 2003 г. Иран подписал меморандум о сотрудничестве с Индией, по нему индийцы согласились продать Тегерану тренажеры для обучения экипажей субмарин. Дели также согласился помочь с обслуживанием субмарин и с постройкой плавмастерской для субмарин. 

В мае 2004 г. командующий ВМС Армии Ирана контр - адмирал Аббас Мохтадж в интервью агентству ИРНА заявил, что в ходе учения “Эттехад - 83” успешно прошла испытания первая подводная лодка иранской постройки. По его словам, эта лодка обладает высокими техническими характеристиками. Так, например, в период двухсторонних этапов совместного учения ВМС и ВВС Армии Ирана “Эттехад - 83” силы противолодочной обороны условного противника, имеющие на вооружении современные средства ПЛО, не смогли обнаружить эту подводную лодку. Кроме того, в ходе этого учения успешно прошли испытания новые и модернизированные навигационные приборы и электронные системы управления оружием. Разработка этих приборов и систем проводилась в научно - исследовательских центрах и в Военном университете ВМС Армии Ирана. 

Весной 2005 г. было сообщено что Иран приступил к серийному производству сверхмалых подводных лодок (СМПЛ). Один из представителей министерства обороны Ирана подтвердил в своем выступлении по государственному радио, что Иран начал строительство СМПЛ, которые, в основном, предназначаются для обеспечения десантных операций. "Эти лодки полностью отечественные, и линия серийного производства запущена при участии Организации оборонной промышленности", - сообщил Амир Бабаей, заместитель руководителя этой организации, которая относится к министерству обороны. Бабаей, в частности, сообщил, что одна СМПЛ, которая, по его словам, способна нести ракеты и торпеды, уже введена в состав ВМС. Ранее Иран заявлял, что с нее уже проводились торпедные стрельбы.

К 2005 г. как сообщали иностранные источники все три ПЛ пр. 877ЭКМ требуют ремонта, при этом две из них находятся в неисправном состоянии. Но по данным спутниковой разведки на 22 марта 2005г. все три подводные лодки находятся в активном состоянии в месте своего постоянного базирования в Бендер-Аббас. Как бы там не было, средний ремонт им все же требовался. Помимо ремонта иранское руководство было заинтересовано в расширении боевых возможностей подводных лодок. В своей нынешней конфигурации лодки данного типа несут только торпеды, и применение ракетного оружия, включая и ПКР, с них невозможно. Однако существует возможность провести модернизацию данных лодок, совмещенную со средним ремонтом, что позволит применять с них ракетный комплекс Club/3М54, с помощью которого возможно применение не только ПКР, но и ракеты поверхность-поверхность 3М14. По данным западных источников, иранцы планировали оснастить ПЛ китайской ПКР типа YJ-1 или российскими Alfa (экспортное название российской «Калибр», продемонстрированной в 1993г. в Абу-Даби на выставке вооружений и на международном салоне МАКС-93 в Жуковском). Однако более реалистичным и логичным выглядит модернизация иранских ПЛ по образцу однотипных индийских - с установкой на них комплекса Club. Косвенно это подтверждено СМИ, сообщает, что Иран интересуется оборудованием его трех субмарин с этим комплексом. 3M14 ракета может использоваться, чтобы поражать наземные цели. Дальность полета ракеты составляет 300 км. На ракетах применяется инерциальная система наведения с корректировкой от навигационных систем GPS/ГЛОНАСС. Правда, насколько можно судить, ракеты 3М14 в серию еще не пошли, и речи об оснащении ими кораблей и подводных лодок нет.

Но  движение в этом направлении шло, Иран договаривается с Рособоронэкспорт о ремонте и модернизации иранских подлодок. Еще во второй половине января 2005 г. руководство «Звездочки» побывало с визитом в Иране, где проходили переговоры по линии ВТС.  Более того в июле 2005 г.  в ходе Второго международного военно-морского салона в Санкт Петербурге были проведены переговоры между ФГУП Рособоронэкспорт и Ираном о ремонте и модернизации иранских ПЛ. Ожидается, что на каждой из них будут заменены узлы и агрегаты, выработавшие свой ресурс. Кроме того, на субмаринах будут смонтированы новые противокорабельные ракетные комплексы Club-S с дальностью поражения 200 км. На модернизацию каждой лодки будет заключаться отдельный контракт, стоимость которого оценивается в $80-90 млн. Изначально предполагалось, что работы по модернизации будут вестись на северодвинском предприятии "Звездочка", но за контракт также борются петербургские "Адмиралтейские верфи".

В мае 2006 г. пресс-служба Минпромэнерго сообщила о намерении иранской стороны отремонтировать и модернизировать в Северодвинске на «Звездочке» не менее трех своих дизель-электрических подлодок. Еще известно, что упомянутые лодки, как и в случае с индийскими заказами, являются кораблями проекта 877ЭКМ советской постройки (экспортный вариант «Варшавянки»). О сроках, общей стоимости и других деталях возможного соглашения Минпромэнерго не сообщает. Кроме того модернизация субмарин под российскую ракету Новатор  3M-54 (Club-S) возможна только на российских судоверфях, а Тегеран отказался утратить полный контроль над подводными лодками на длительный срок вдали от своих берегов, видимо опасаясь санкций и возможного  задержания их на длительный срок. Но позже вероятно было решено проводить ремонтные работы и частичную модернизацию подводных лодок в самом Иране. В апреле 2006г. эксперты с северодвинского предприятия "Звездочка" посетили иранскую верфь в Бендер-Аббас для ознакомления: «с возможностями, чтобы провести промежуточную перестройку на субмаринах проекта 877ЭКМ». 

Весьма вероятно, что некоторая работа была выполнена на субмаринах: 27 августа 2006 г. иранское телевидение показало видео подводного запуска новых иранских ракет  Thaqeb (переработанная китайская модификация C-802, для подводного старта), на учениях которые начались 19 августа. Короткий видеоролик показывал выход ракеты из под воды и попадание в цель менее чем в миле от района стрельбы. Однако, западные аналитики подвергли сомнению правдивость этих съемок. "Тем не менее, сам факт такого иранского действия указывает, что Иран рассматривает свои дизельные субмарины как носители ракетного оружия.” Стоимость модернизации всех трех лодок по подобному проекту, существенным бременем ляжет  на бюджет иранского флота. Поэтому маловероятно, что все три лодки будут модернизированы одновременно. Но все же оснащение подводных лодок ракетными комплексами не произошло, ибо в интервью данном адмиралом Фардахом Амири (Farhad Amiri) 1 мая 2011 г. он сказал «Иран планирует оснастить подводные лодки ракетными комплексами» и этот процесс будет завершен в течение ближайших двух лет.

В ноябре 2007 г. в Персидском заливе в международных водах, но недалеко от иранского побережья рядом с американским ракетным крейсером «Vicksburg» (CG 69) в пределах 0,5 мили прошла иранская дизельная торпедная подводная лодка класса Kilo. Как сказали моряки находившиеся на борту крейсера, в факте встречи не было ничего удивительного. Так как иранскую субмарину отслеживали еще во время выхода из порта приписки, при ее движении через иранские территориальные воды и в международных водах.  Субмарина не предпринимала враждебных действий, иранские моряки вели себя профессионально. Для американцев осталось неясным причины по которым иранская субмарина приблизилась к американскому боевому судну. Обе стороны производили фотосъемку. Иранская подводная лодка была в хорошем состоянии, а не в плохом, как ранее сообщалось в иностранных СМИ. Об этой встрече рассказали 27 ноября американские моряки.

Как отмечали американцы, Иран - единственная в регионе Персидского залива страна с подводными лодками, и командование иранского флота открыто заявляет, что предпочитает субмарины прочим системам вооружения. С 1996 г. когда Россия под американским давлением объявила о прекращении продажи Ирану подводных лодок, Иран активизировал работы над созданием субмарины  ​​собственной конструкции, используя все возможные образцы что смог приобрести.

В марте 2006 г. иранские ВМС получили малую подводную лодку “Nahang” (Кит).  Эта 500-тонная подводная лодка схожа по размеру и очень напоминает старую немецкую лодку Тип-206. Тип-206 выпускалась в 1960-е годы для службы в замкнутом мелководье Балтийского моря. Дания, Норвегия, Германия, а в настоящее время Индонезия использовали варианты этой лодки в течение сорока лет. Размер Тип-206 позволяет ей нести восемь торпедных аппаратов без дополнительных торпед для перезарядки. Иранская версия не кажется более успешной, хотя мало что известно об этой лодке.  Эта лодка была замечена на иранских военно-морских учениях в апреле 2007г. Так же проходила информация что еще две подводные лодки этого типа  строились, так это или нет неизвестно но когда спутник 9 и 28 июня 2009 г. сумел зафиксировать “Nahang” в Бендер-Аббас с неизвестной подводной лодкой напоминающую “Nahang”, возникло предположение что таких лодок как минимум две, хотя вторая несколько изменена.

В 2007 году Северная Корея в виде погашения долга передала Ирану четыре сверхмалые подводные лодки типа “Yugo”, и эти 90-тонные 21-метровые лодки были освоены Ираном.

28 ноября 2007 г. иранское информагентство FARS со ссылкой на министра обороны страны Мустафу Наджера, сообщило что, новая подводная лодка "Гадир" (Ghadir), созданная иранскими специалистами, будет спущена на воду "в ближайшие дни". По словам командующего иранскими ВМС адмирала Хабибуллы Сайяри, первая подлодка нового класса будет действовать в районе Ормузского пролива - входа в стратегический важный Персидский залив.  Как сказал командующий, «Он построен после 10 лет проектных работ. Её возможности сопоставимы с иностранными типами». Сообщается, что субмарин может легко уклоняться от обнаружения, поскольку оснащена технологией уклонения от сонара и может одновременно применять ракеты и торпеды. Субмарины класса “Ghadir“ - второй тип подводной лодки иранской постройки, оборудованной современной электронной аппаратурой. Строительство лодки началось в мае 2005г.  Тактико-технические данные по сообщению западных источников таковы: водоизмещение 115 тонн, длинна 29м., ширина 3м., скорость 11 уз., экипаж 18 человек, вооружение 2 533 мм ТА. Сами иранцы не предоставляют тактико-технических характеристик “Ghadir“, однако лодки очень похожи на итальянские подводные лодки фирмы Cosmos. Следует учесть что и сами иранцы  напрямую сотрудничали с итальянцами.  В середине 90-х годов иранцы в течение почти трех лет искали нового подрядчика для их подводной программы, который желал бы иметь с ними дело и имел бы достаточное влияние на свое правительство, чтобы уговорить его противостоять американскому давлению. Известная итальянская фирма Cosmos S.P.A.,  производящая СМПЛ, в октябре 1996 г. начала  переговоры с иранцами относительно строительства  пяти 400 тонных субмарин. Однако после запрета на поставки из-за американского давления на Италию, иранцы все же планировали  получить первый корпус  в 1999 г.,  но этого явно не произошло. Следует отметить, что Cosmos экспортировал некоторое количество СМПЛ в Пакистан в начале 70-х годов туда поставлялись SX-404 (40 тонн, длинна - 16м., ширина 2 м., скорость 11/6,5 уз., глубина погружения до 100 м., экипаж 4 человека и 8 боевых пловцов), в 1988г. они были заменены на 3-4 усовершенствованных типа SX-756 (80 тонн, длинна - 25,2 м., ширина 2,62 м., скорость 8,5/6 уз., глубина погружения до 100 м., экипаж 6 человека и 8 боевых пловцов). У Ирана с Пакистаном были неплохие отношения и есть вероятность что Пакистан мог продать списанную «SX-404»  Ирану, или дать ознакомиться со своими SX-756. Возможно что она стала одним из прототипов лежащих в основе конструкции “Гадира“. Вторым прототипом видимо была северокорейская подводная лодка класса “Sang-O“. 

12 мая 2008г. на церемонии празднования Дня ВМФ в Бендер-Аббас вооруженные силы Ирана представили новую подводную лодку “Ghadir“.

В августе 2008 г. в  Иране началось производство новой 1000 тонной подводной лодки "Каим" (Qaaem) по проекту, разработанному иранскими учеными. ПЛ способна решать боевые задачи в открытом море. Предположительно, она способна применять ракеты и торпеды. Западные источники говорят, что в основе ее лежит российская разработка, СМПЛ «Пиранья» П-550.  В августе 2010 г. Ataollah Salehi обьявил о завершении строительства новой полутяжелой подводной лодки «Qaaem».

А ремонт российских субмарин иранцы видимо осуществили. По данным космической разведки одна из подводных лодок класса Kilo на 10 февраля 2008 г. находилась в сухом доке завода в Бендер-Аббас и на ней проводились работы. Эта информация подтверждается и в американском докладе "Iran's Naval Forces: From Guerrilla Warfare to a Modern Naval Strategy,", согласно ему в 2008г. Иран начал модернизацию первой ПЛ класса “Kilo“ под названием Tareq 901, при сотрудничестве специалистов российского Севмашпредприятия. Как сообщается модернизация может включать установку на подводную лодку крылатых ракет, способных поражать цели на расстоянии до 108 морских миль.  Другая подлодка этого типа была отмечена в сухом доке в период между 28 июня 2009 г. и 7 января 2010 г. на ней проводили очистку и покраску корпуса. 

26 ноября 2008 г. командующий иранским флотом вице-адмирал Хабиболла Сайяри сказал, что через 15 дней еще одна  субмарина класса “Ghadlr” будет поставлена флоту. («Navy to take delivery of Ghadir class submarine»  Tehran Times November 27, 2008 с сайта http://old.tehrantimes.com/Index_view.asp?code=183466)

В январе 2009 г. в порту Бендер-Аббас иранский флот базирует три подводных лодки класса “Ghadlr”.

1 июня  2009 г. в Бендер-Аббас прибыли три новые малые подводные лодки “Ghadir”, производство которых поставлено на поток. Общее их число достигло 6 единиц. Как предполагают стоимость каждой такой лодки достигает 18 мил. долларов.

В июне 2009 г. Иран объявлял, что субмарина собственной постройки “Ghadir“ 948 вступила в состав морской бригады первой морской зоны.

В ноябре 2009 г. Иран объявлял, что первая субмарина собственной постройки класса “Ghadir“ начала действовать.

23 ноября 2009 г. командующий иранских ВМС  контр-адмирал Хабиболла Саяри (Habibolla Sayyari) сообщил, что в ближайшие дни военно-морские силы Ирана планируют спустить на воду две малые подводные лодки: «Две малые субмарины ВМС Исламской республики Иран будут спущены на воду 28 ноября, т.е. в день Военно-морских сил».

В декабре 2009 г. ВМС США впервые официально заявили, что Иран приобретает мини-подлодки и технологии их производства у Северной Кореи. По сведениям американской морской разведки, Иран приобрел у КНДР небольшое количество полупогружных подводных лодок классов “Kajami“ (Taedong-B) и “Gahjae“ (Taedong-C). Лодки обоих классов вооружены легкими торпедами с дальностью хода 7-11 километров. Эти субмарины дожидаются цели в полупогруженном состоянии, затем поднимаются на поверхность и на высокой скорости атакуют противника. 

ВМС Ирана 8 августа 2010 г. приняли на вооружение четыре новых дизель лектрических подводных лодки (ДЭПЛ) класса “Ghadir“, водоизмещением около 500 тонн. Как сообщило Defense News, подводный иранский флот увеличился до 11 единиц такого класса. Первые ДЭПЛ класса “Ghadir“ были приняты на вооружение Ирана в 2007 г.

В августе 2010 г. Ataollah Salehi объявил о завершении строительства новой полутяжелой подводной лодки «Qaaem».

В ноябре 2010 г. Иран построил тренажер для обучения моряков подводников подготавливаемых для субмарин класса “Tareq” (проект 877ЭКМ). По словам командующего иранскими ВМС, Иран до конца марта 2011 г. планирует построить тренажеры и для других типов подводных лодок находящихся в составе ВМС Ирана. В Иране организована производственная линия по изготовлению двух новых типов торпед 533 и 324 мм, в дополнение к торпедам советского производства уже производящихся в Иране - для надводных кораблей 324-мм противолодочные торпеды "ТТ-4", для  подводных лодок торпеды  53-65KE и TEST-71 с дальностью хода более 20 км. Кроме того разработана высокоскоростная торпеда (похожая на русскую торпедо-ракету "Шквал") со скоростью до 223 миль в час (360 километров в час).

Иранский флот с получением новых кораблей все чаще заявлял о своих морских амбициях подкрепляя их походами в различные районы океана. Военные корабли ВМС Ирана несут службу в Аденском заливе борясь с пиратами с декабря 2008 г. В середине мая 2009 г. туда же были направлены еще два корабля. Вскоре их число возросло до шести, они активно действовали. Так, в конце июня 2009 г. два иранских военных корабля смогли предотвратить захват иранского нефтяного танкера Hadi, а в сентябре - отбить у берегов Сомали атаку пиратов, которые пытались захватить три иранских торговых судна. В дальнейшем отряды иранских кораблей в район Аденского залива отправлялись регулярно.

Осваивали иранские корабли и другие районы. В феврале 2011 г. два иранских боевых корабля «Алванд» и «Харк» побывали с дружеским визитом в Сирии, пройдя через Суэцкий канал. Израиль назвал тогда этот поход "провокацией". За проход по Суэцкому каналу ВМС Ирана заплатили 290 тысяч долларов. «Алванд» и «Харк» стали первыми кораблями иранских ВМС, прошедшими через Суэцкий канал после 1979 г.

В мае 2011 г. иранские ВМС осуществили очередную миссию патрулирования в Аденском заливе.  В поход вышли надводные корабли «Бендер-Аббас» (Bandar Abbas) и «Шахид Нагди» (Shahid Naqdi) и подводная лодка  проекта 877 ЭКМ «Yunes». Подводная лодка направляются в Красное море для «сбора информации и идентификации боевых кораблей других стран».  ПЛ вошла в воды Красного моря 7 июня и присоединилась к кораблям 14 флотилии. Это было первое развертывание иранской ПЛ в этих водах. ПЛ командовал капитан Хусейн Харири (Hossein Hariri). «Yunes» вернулась в Бендер-Аббас 5 июля. За 66 суточный поход лодка прошла 3800 миль, установив национальный рекорд продолжительности похода.

1 июля 2011 г. во время работы военно-морского салона в Петербурге, глава делегации Рособоронэкспорта Олег Азизов, заявил журналистам что Россия не ведет переговоры с Ираном о поставке в эту страну малых подводных лодок типа "Пиранья". Ранее представитель конструкторского бюро "Малахит" (разработчик подлодки) сообщил РИА Новости, что Иран проявляет огромный интерес к этой субмарине. «По "Пираньям" мы контактов с Ираном не имеем», - сказал Азизов. При этом Азизов отметил, что, говоря о малых подлодках типа "Пиранья", нужно иметь в виду, что в готовом виде их поставлять куда-либо нельзя: «Потому что проект "Пираньи" давно устарел. ВМФ РФ не собирается использовать эти подлодки, единственный вариант - это их строить с учетом техзадания иностранного заказчика, то есть делать новый и совместный проект». Кроме того Азизов подчеркнул, что Рособоронэкспорт действует строго в соответствии с законодательными актами РФ.

30 июля командующий ВМС Ирана контр-адмирал Хабибулла Сайари заявил что Иран отправит свои подводные лодки в международные воды на 90 дней. Район куда будут отправлены подводные лодки 30 августа раскрыл командующий ВМС Ирана, заявивший что корабль и подводная лодка 15-й флотилии военно-морских сил Исламской Республики Иран отправились в Аденский залив и Красное море для патрулирования акватории. 

В сентябре 2011 г. иранские власти заявили, что они намерены направить  свои боевые корабли к берегам США, как ответ на присутствие у иранских границ кораблей американских ВМС. 

5 октября 2011 г. иранские представители сообщили что Иран строит новую полутяжелую подводную лодку «Fateh» (Conqueror). Она при водоизмещении 600 тонн, способна погружаться на 200 метров и продолжать плавание в течение 5 недель. По данным западной печати это увеличенный вариант подводной лодки типа "Nahang". Водоизмещение 527/593 тонн. Вооружение 4 533-мм ТА с 4 запасными торпедами. Глубина погружения будет составлять 250 метров. Лодка дизельная, будет иметь 1-2 дизеля и 1 гребной электродвигатель. Ожидается, что максимальная скорость в надводном положении будет 11 узлов. Подводная лодка будет оснащена стандартным комплектом радиоэлектронного вооружения и будет приспособлена для использования боевых пловцов.

В конце ноября 2011 г. ВМС Ирана приняли на вооружение три новых подводных лодки типа "Гадир" (Ghadir). Об этом заявил заместитель командующего ВМС Ирана контр-адмирал Голам Реза Хадем-Бигам (Gholam Reza Khadem-Bigham). С учетом новой партии число подводных лодок типа "Гадир" в составе иранских ВМС достигло 14 единиц. 13 декабря 2011 г. Иран объявил, что он принял на вооружение еще три своих подводных лодки класса “Гадир” (Ghadir), доведя их число до 17 единиц. 

В Википедиа (wikipedia) на страничке посвященной лодкам этого класса даже приведена таблица с номерами этих подлодок, и временем ввода их в строй.

Номер

Ввод в строй

Данные по СМИ (моя правка)

Ghadir 942

Ноябрь 2007

Ноябрь 2007

Ghadir 943

Август 2008

?

Ghadir 944

Ноябрь 2008

Декабрь 2008

Ghadir 945

Июнь 2009

Июнь 2009

Ghadir 946

Июнь 2009

Июнь 2009

Ghadir 947

Июнь 2009

Июнь 2009

Ghadir 948

Июнь 2009

?

Ghadir 949

Август 2010

Август 2010

Ghadir 950

Август 2010

Август 2010

Ghadir 951

Август 2010

Август 2010

Ghadir 952

Август 2010

Август 2010

Ghadir 953

Август 2010

Ноябрь 2011

Ghadir 954

Август 2010

Ноябрь 2011

Ghadir 955

Август 2010

Ноябрь 2011

Ghadir 956

Ноябрь 2011

Декабрь 2011

Ghadir 957

Ноябрь 2011

Декабрь 2011

Ghadir 958

Ноябрь 2011

Декабрь 2011

Кроме того, что там ряд неточностей по датам ввода в строй, хотелось бы понять откуда данные по номерам, если на тех фотографиях что мне попадались никаких номеров на лодках нет.  Названное количество подводных лодок этого класса у ряда западных специалистов вызывает сомнения, одновременно удается увидеть только 4 подлодки этого типа. Кроме того неизвестно где базируются остальные субмарины кроме упомянутых 4 лодок базирующихся в Бендер-Аббасе. Вероятно, что они находятся на ВМБ Ча-Бахар (Chah Bahar) информации о которой немного. А возможно  заявление о большом числе подводных лодок этого типа банальная дезинформация. 

24 декабря иранский флот начал военно-морские маневры "Вилает-90" (Velayat-90). Учения будут проходить десять дней - с 24 декабря по 2 января и охватят значительные площади: 1250-мильная акватория у южной окраины Аравийского полуострова, в части Аденского залива у входа в Красное море и в Ормузском проливе. Иран регулярно проводит военные маневры, он также принимал активное участие в борьбе с пиратством в Аденском заливе. В маневрах примут участие не только ракетные корабли и эсминцы, но и корабли материально-технического обеспечения, Будут испытаны новейшие беспилотные летательные аппараты и ракеты береговой обороны. 27 декабря во время проведения военно-морских учений иранские корабли и самолеты проводили учебное минирование пролива, а 28 декабря, по словам официального представителя ВМС Ирана адмирала Махмуда Мусави (Mahmoud Mousavi), иранские беспилотные аппараты летали над Индийским океаном. 27 декабря первый вице-президент Ирана Мохаммад Реза Рахими сообщил, что ВМС страны заблокируют проход танкеров по Ормузскому проливу, если Запад введет санкции в отношении нефтяной отрасли Ирана. Вслед за этим в район учений иранских ВМФ близ Ормузского пролива вошла американская АУГ во главе с атомным авианосцем «Джон Стеннис». Как сообщает иранское командование, их разведывательный самолет провел фото- и видеосъемку американского авианосца и кораблей сопровождения. По словам офицера, американский корабль и его сопровождение были замечены, сфотографированы и сняты на видео разведывательным самолетом ВМС Ирана. На борту «Джона Стенниса» находятся девять эскадрилий истребителей, бомбардировщиков, а также, вертолеты самого разного назначения. Авианосец сопровождают три корабля обеспечения и пять эсминцев.

Активно используются в учениях и иранские подводные лодки. Подводные силы Ирана насчитывают по некоторым данным 26 подводных лодок разных классов: (3) Kilo, (1) Qadir, (1) Nahang, (17) Ghadir и  (4) Yugo. На учениях  задействованы многие из них, в том числе модернизированная Kilo «Tareq» и новая иранская «Qadir», оснащенные крылатыми ракетами и быстроходными торпедами. Командующий иранским ВМС адмирал Сейед Махмуд Мусави (Seyed Mahmoud Moussavi) заявил что надводная цель была поражена торпедой выпущенной подлодкой класса «Tareq».   Несколько раз в ходе учений были замечены в районе и малые подлодки Ghadir. Развитие иранского подводного флота продолжается.

 

Литература.

 

·         Википедия, страница «Леонид Дёмин» <http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%EE%ED%E8%E4_%C4%B8%EC%E8%ED_(%F1%F3%E4%ED%EE>

·         Вознесенский Я. «Персидская версия "Звездочки"» «Северная неделя»-«Корабельная сторона» 23.05.2006г.

·         «ВМС Ирана вооружились тремя новыми подлодками» 28.11.2011, 15:30:08

·         «ВМС Ирана могут «очень легко» заблокировать Ормузский пролив» 29.12.11

·         Евсеев Владимир Валерьевич «Российско-иранское «настороженное партнерство»- 1» «Вестник Кавказа» 5 Июля 2010 с сайта <http://www.vestikavkaza.ru/analytics/politika/22111.html>

·         «'Звездочка' намерена получить заказ на ремонт дизельных подлодок в Иране». WebDigest.RU 06.07.2005 18:36

·         «Иран создает в Персидском заливе новый подводный флот» 28 ноября 2007 г., 13:55

·         «Иран и большой маленький флот» 17 декабря 2011

·         «Иран спустит на воду две малые подлодки» 25 ноября 2009 г.

·         «Иран начал производство подводных лодок нового типа» 25 августа 2008 г., 21:51

·         «Иран принял на вооружение новые подлодки» 09.08.2010, 10:24:02

·         «Иран получает от КНДР подлодки и технологии» 31.12.2009

·         «Иран отправил в Аденский залив два военных корабля» 14.05.2009, 17:26:08

·         «Иран отправил в Аденский залив и Красное море военный корабль и подводную лодку» 31.08.2011

·         «Иранские подводные лодки вышли в Красное море для сбора информации» 7 июня 2011

·         «Иранские подводные лодки отправятся в 90-дневный поход01.08.2011

·         Коротченко Игорь «Россия и Иран возобновили сотрудничество» «НВО» 01.12.2001 с сайта <http://nvo.ng.ru/armament/2001-01-12/6_rossiy_iran.html>

·         КУДРЯВЦЕВ Федор «Иран направляет боевые корабли к берегам США» 28 сентября, 09:10  с сайта <http://www.utro.ru/articles/2011/09/28/1001257.shtml>

·         Павлов А.С.«Военные  корабли  всего  мира 1999-2000г.» Якутск.2000г.

·         «Россия не ведет переговоры с Ираном о поставке подлодок типа "Пиранья"»  РИА-Новости 14:32 01/07/2011

·         «Россия оснастит иранские подлодки ракетами». «Коммерсант». 04.07.2005

 

·         Alvin Z. Rubinstein, Oles M. Smolansky «Regional power rivalries in the new Eurasia: Russia, Turkey, and Iran» 1995

·         Andrei Frolov «Iran’s delivery systems capabilities» Security index № 2 (82), Volume 13

·         Anthony H. Cordesman  «Iran's military forces in transition: conventional threats and weapons of mass destruction» 1999

·         Bill Gertz  «N. Korea Delivers Semi-Submersible Gunships to Iran» THE WASHINGTON TIMES December 16, 2002 с сайта <http://www.angelfire.com/va/688/vol6/gunboat.htm>

·         «Department of the Navy. USS Theodore Roosevelt (CVN-71)» 17 Mar 1994

·         «FIRST LOOK: Nahang Submarine Imagery Signature at Bandar-e-Abbas» 16 October 2011

·         «Groundhog Day For Iranian Submarines» 28 ноября 2007

·         «Iran boosts Gulf presence with locally-made submarine» Khaleej Times 7 March 2006

·         «Iran launches its first submarine» 29 August, 2000, 15:41 GMT 16:41 UK

·         «Iran Report: September 4, 2000»  с сайта http://origin.rferl.org/content/article/1342893.html

·         «Iran test fires new anti-ship missile» Associated Press Tehran, Iran, August 28, 2006

·         «Iran's Navy to equip submarines with missile systems» Mehr News Agency, Tehran 05/01/11

·         «Iran developing fast attack, underwater capability» 13 декабря 2009

·         «Iran: Denial and Deception at Bandar-e-Abbas» 10 October 2011

·         «Iran homemade submarines join naval fleet» 1 June 2009, 15:31

·         «Iran Buys North Korean Midget Submarines» Marport November 2, 2009

·         «Iran Submarines Dispatched to Red Sea: Report» AGENCE FRANCE-PRESSE 7 Jun 2011 17:10

·         «Iran manufactured submarine simulator» ILNA  Nov 28, 2010 16:04

·         «Iran to Unveil New Submarine» 15:22 | 2011-10-05

·         «Iran Puts Three Additional Ghadir Submarine Into Service» 27 November 2011

·         «Irán estrenó nuevo submarino ligero de propia fabricación» 12 de mayo de 2008

·         «Iranian submarines perform brilliantly in victory 8» Oct. 14 2002 

·         «Iranian naval forces to launch two Al-Gadir submarines» 23 November 2009, 17:06 

·         «Iranian Military Capability 2011. 4.Naval Forcts» Version 1.0 Jan 2011 с сайта <http://www.scribd.com/doc/57412768/10/Submarines>

·         «Kooseh, the first Iranian submarine» 27-Jul-2010 с сайта <http://www.iranian.com/main/blog/bahram9821/kooseh-first-iranian-submarine>

·         Monika Chansoria «India-Iran Defence Cooperation» Issue: Vol 25.1 Jan-Mar 2010 ссылка Cited in K. Alan Kronstadt and Kenneth Katzman, “India-Iran Relations and US Interests,” Congressional

·         Research Service (CRS) Report for Congress, August 2006, p.4, с сайта <http://www.indiandefencereview.com/2010/05/india-iran-defence-cooperation.html>

·         «Nuclear sub shows the flag in Gulf: Royal Navy counters a threat from Iran» 01 April 1993 с сайта <http://www.independent.co.uk/news/world/nuclear-sub-shows-the-flag-in-gulf-royal-navy-counters-a-threat-from-iran-1452610.html>

·         «Observing Iranian Submarines» December 2, 2007 с сайта <http://www.informationdissemination.net/2007/12/observing-iranian-submarines.html>

·         Philip G. Laquinta Lieutenant Commander, U. S. Navy  «THE EMERGENCE OF IRANIAN SEA POWER» NAVAL WAR COLLEGE Newport, R.I. 13 February 1998

·         Richard H. P. Sia «U.S. sees danger in Iran's purchase of Russian-built attack submarines Naval arms race in Gulf is feared» February 09, 1992 с сайта <http://articles.baltimoresun.com/1992-02-09/news/1992040030_1_submarines-iran-strait-of-hormuz>

·         Ronald M. Williamson «Naval Air Station Jacksonville, 60th Anniversary» 2000

·         «Russian subs' sale to Iran has U.S. Navy on move» Washington Report November 05, 1992 с сайта <http://articles.baltimoresun.com/1992-11-05/news/1992310240_1_submarines-persian-gulf-body-of-water>

·         «SIPRI Arms Transfers Database» 31 January 2010 с сайта <http://www.iranmilitaryforum.net/index.php?topic=2146.0>

·         «Velayat 90 drill naval war games» 28 декабря 2011 

·         С сайта <http://www.uskowioniran.com/2011/07/iran-navy-submarine-returns-alongside.html>

·         С сайта <http://en.wikipedia.org/wiki/Ghadir_class_submarine>

·         С сайта <http://wap.sovpl.forum24.ru/?1-4-0-00000010-000-0-0>

·         С сайта <http://www.globalsecurity.org/military/world/pakistan/mg110.htm>

·         С сайта <http://www.globalsecurity.org/military/world/iran/yugo.htm>

·         С сайта <http://www.fas.org/irp/imint/kilo.htm>

·         С сайта <http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/dts/877/903.htm>

·         С сайта <http://www.combatindex.com/hardware/detail/sea/ssn752_data.html>

·         С сайта <http://www.htc.net/~kutterer/bham.htm>

·         С сайта <http://www.usstroutss566.com/>

 

 

Розин Александр.

 

                                                На Главную.

 

Hosted by uCoz