На Главную.

 

Розин Александр.

 

                                                                  Деятельность ПЛ ЧФ в 1919г.

 

В январе 1919г. Добровольческая  армия  получила  первый  боевой  корабль - вооруженный  ледокольный  буксир «Полезный». Вторым  кораблем  белого  флота  вопреки  противодействию  англо-французов, опасавшихся  подводных  лодок, стала  ПЛ «Тюлень»  восстановленная  капитаном 2 ранга Погорецким  и  группой офицеров. Она была оставлена  в распоряжении русского командования в качестве учебной имея только артиллерию. С остальных 3 ещё исправных ПЛ («Гагара», «Утка» и «Буревестник») союзниками были сняты и свезены на английский корабль «Адамант» рубильники главных станций, с торпед были сняты приборы Орби. По  поручению  адмирала Канина  она  дважды  ходила  в Новороссийск.  Ввиду  отсутствия  для  ПЛ  в  Новороссийске  необходимых  ей  материалов, «Тюлень» не  смог  перебазироваться  в  этот  порт.

Первый поход. 1/14 января в 9.15 ПЛ «Тюлень» вышла из Севастополя в Новороссийск с капитаном 1 ранга Келлером на борту. 2/15 января в 19.15 пришли в Новороссийск. 5/18 января приняв обратно Келлера вышли из Новороссийска. ПЛ разрешили зайти в Ялту, в Севастополь пришли 7/20 января в 14 часов.

Второй поход. 24 января/6 февраля ПЛ «Тюлень» вышла из Севастополя, зайдя в Ялту взяли на борт инженер-механика мичмана Полуэктова. 25 января/7 февраля пришли в Новороссийск попав по пути в шторм. Штормом смыло шлюпку, лодка получила ряд повреждений. 3/16 февраля в 6.25 вышли из Новороссийска но из-за шторма в 8.15 вернулись в порт. 4/17 февраля в 8.25 вновь вышли из Новороссийска имея на борту  инженер-механика капитан 2 ранга Дворниченко и инженер-механика мичмана Полуэктова с деньгами для флота.  5/18 февраля в 9.45 пришли в Севастополь.

В марте 1919г. союзное командование в Севастополе на время ремонта «Тюленя» разрешило ввести в строй подводную лодку "Буревестник" с условием, что это будет лишь замена «Тюленя», а не вооружение второй лодки.

Весной 1919г. ПЛ «Тюлень» под  командованием  капитана 2 ранга В.Подгорецкого  выходила  в  2-3 дневные  походы  на  прикрытие  белых  войск  в  районе Арбатской  стрелки  и  на  Ак-Монайской  позиции. Лодка  несла  две 75 мм пушки  и  могла  оказать  поддержку  войскам. К  этому  времени  весь  "Добровольческий"  флот  свелся  к  трем  кораблям - ПЛ «Тюлень», ледоколу «Полезный» и канонеркой  лодке «К-15». 24 марта  в 17 часов из  Севастополя  в  Азовское  море  вышел «Тюлень», с  разрешением  французского  командования, которое  требовалось  на  каждый  выход ПЛ. 25 марта в 11.10 пришли в Феодосию. 26 марта в 8.20 покинули порт и в 17.25 пришли в Керчь. После  захода  в  Феодосию  и  Керчь  командир  связался  со  штабом  генерала Боровского  в  Симферополе, который  просил  командира  уничтожить  находившиеся  в  Геническе  плавучие  средства. 27 марта в 17.10 «Тюлень»  вышел  из  Керчи, но  после  двухдневных  попыток  пройти  между  ледяными  полями  был  принужден  вернуться (28 марта в 16.20 пришли к Арбатской стрелке к кромке льда. 30 марта в 0.25 пошли обратно в Керчь, куда пришли в 11.50). 1 апреля в 18 часов вышли вновь к Геническу из Керчи. 2 апреля в 10.35 на  этот  раз  с  помощью  вооруженного  буксира «Никола Пашич», «Тюлень»  подошел  к  Геническу, около  которого  стоял «Полезный». На  следующий  день ПЛ «Тюлень», несмотря  на  лед, подошел  ближе  и  в 12.47 и 13.07 обстрелял  вокзал  и  порт, где  его  снарядами  был  поврежден  катер  пограничной  стражи «Коршун»  и  вызван  пожар  на  стоявших  парусниках. Вечером, по  просьбе  начальника  отряда  на  стрелке, ПЛ «Тюлень» и «Дегортер»  обстреляли  скопление  красных  перед Генической  горкой. Всего  за  день «Тюлень» сделал 120 выстрелов  из 75-мм  орудий. Но  с  утра 5 апреля  северный  ветер  погнал  ледяные  поля  и  причинил  повреждения  рулевому  устройству ПЛ, что  вынудило «Тюлень» 7 апреля  вернуться  в  11.25 в Керчь  и  затем, для  исправления  штуртроса  и  пополнения  запасов, уйти  в  Севастополь. 9 апреля в 4.57 «Тюлень» из Керчи пошел в Феодосию прибыв туда в 13.20. В 17.15 снялись с якоря и пошли в Севастополь. Куда пришли 10 апреля в 8.30.

Весной 1919г. началось наступление Красной Армии на Южном фронте, 10 марта у интервентов был отбит Херсон. 14 марта в  Николаеве в результате переговоров с оставшимся в Николаеве германским военным командованием в городе удалось восстановить советскую власть. 29 марта красные заняли Очаков, 2-6 апреля французы и греки оставили Одессу. В конце марта советские войска взяли Геническ, вышли к Чонгару и Перекопу. 28 марта  была учреждена должность командующего Красным Черноморским флотом, и на эту должность был назначен военмор Шейковский Александр Иванович, а 26 апреля сформированы органы управления. 3 апреля начальник и комиссар Морского управления Н.Коваленко произвёл доклад в Народный комиссариат по военным делам Украины о состоянии обороны Черноморского побережья и плане создания ЧФ. В нём, в частности, говорилось, что, учитывая тяжёлое положение УССР, но считаясь с необходимостью иметь судостроительную программу «хотя бы в минимальных размерах, дабы неприятельские суда не могли свободно хозяйничать у наших берегов, Морское управление начало работу:

а) по сборке подводных лодок американского типа: «АГ-22», «АГ-23», «АГ-24», «АГ-25», подводных лодок типа «Барс» - «Пеликан», «Лебедь» и подлодки «Нерпа», из которых лодка «АГ-22» в июне вступит в строй при условии снабжения завода «Ремсуд» топливом.

Назначение подводных лодок весьма показательно из опыта предыдущей войны. Например, прибывшие в Балтийское море две английские подводные лодки совершенно прекратили действия немецких крейсеров, потопив несколько таковых.

Принимая во внимание вышеизложенное, мы видим, что, имея в Чёрном море несколько подводных лодок, Морское управление полагает, что порты, находящиеся на территории Украины, будут защищены, так как неприятельские суда будут находиться под ударом...

Одно средство борьбы с судами Антанты, какое можно с успехом применить это ускорить работы по окончанию достройки подводных лодок, которые в ближайшее время, при условии принятия программы судостроения 1919 г., поданной Морским управлением на утверждение правительства, при обеспечении николаевских заводов топливом и деньгами, будут готовы».

Как бы вторя этой просьбе, 18 апреля 1919 г. командующий 3-й Украинской армией И.Худяков в телеграмме ВАнтонову-Овсеенко просит: «Ввиду неоднократного появления эскадры противника в районе Овидиополь - Одесса - Очаков и возможной высадки десанта противника, что заставляет держать наготове по побережью большие части, нужные на фронте, прошу, если возможно, выслать в Одессу, в моё распоряжение, две подводные лодки, которыми мы могли бы не только охранять побережье, но и уничтожать суда противника».

Весной 1919г. слабые  белые  части  начали  отступать, вместе  с  ними  уходили  и  англичане. 4 апреля  Красная  Армия  под командованием Дыбенко прорвала  Перекопские  позиции, 9-го красные  заняли Джанкой. В  середине  апреля 1919г.  адмирал Саблин  получил  приказ  оставить  Севастополь, поскольку  его  взятие  красными  становилось  неминуемым  и  ускорить  приготовления  для  перехода  кораблей  в Новороссийск. Большой транспорт «Рион», на котором не было команды, должен был идти на буксире и предназначался для эвакуации гражданских лиц. Отход назначен на 11 апреля, и на борту находилось около 4 тысяч пассажиров, расположившихся по палубам и трюмам. Среди них на корабль проник агент большевиков, принесший в носовой трюм в чемодане бомбу с часовым механизмом. Уже в сумерках произошел большой силы взрыв, разбросавший во все стороны скученных пассажиров; 21 человек был убит и 79 ранено, среди них женщины и дети. Командиру транспорта капитану 2 ранга Городысскому и бывшим с ним на борту девяти офицерам удалось энергичными действиями остановить возникшую панику, во время которой несколько человек спрыгнуло за борт. Все же после наведения порядка, около половины пассажиров, опасаясь новых взрывов, покинуло транспорт. Корабли, которые  могли  двигаться  под  собственными  машинами, стали  готовиться  к  уходу, среди  них  ПЛ «Тюлень». Несколько  эсминцев, а  также  ПЛ «Утка» и «Буревестник»  решено  было  увести  на  буксире  их  готовили  наиболее  активные  офицеры «подплава». Утром 12 апреля  красные  заняли  Балаклаву, где во избежание захвата красными был затоплен груженный снарядами транспорт «Батум», а 15 апреля  передовые  части  Заднепровской  дивизии  красных  заняли Инкерман  и  подошли  к  Корабельной  слободке. Французские  суда  открыли  по  ним  огонь. Утром  на  флагманский  корабль  французского  флота «Жан Бар»  прибыли  парламентеры  с  предложением  заключить  перемирие  и  нейтрализации  Севастополя  с  условием, что  отряды  белых  и  их  корабли  будут  разоружены. Французы  дали  приказ  добровольцам  покинуть  Севастополь. 16 апреля  корабли  Белого  флота  покинули  Севастополь, первым  утром  из  Северной  бухты  под   флагом  адмирала Саблина  вышел крейсер «Кагул», а  последним  кораблем  в 17 часов подлодка «Тюлень». ПЛ «Утка» и «Буревестник»  были  выведены  на  буксире  парохода «Дмитрий».  На борту ПЛ «Тюлень» было 35 офицеров и 20 пассажиров. В Новороссийск пришли 18 апреля в 20.15.

С утра 16 апреля  французские  линкоры  вновь  открыли  огонь  по  частям  красных, огонь  был  прекращен  только  в 10 часов 17 апреля, когда  прибыли  парламентеры  командования 2-й украинской Красной армии. Французский  адмирал Амет, который  как  старший  на  рейде  заявил, что  к 30 апреля  союзные  войска  будут  эвакуированы  из  города, все  ПЛ  будут  потоплены, а  все надводные  боевые  корабли  выведены  из   строя. После  переговоров  перемирие  было  заключено.

Приведение  в негодность  кораблей  взяли  на  себя  англичане  с  линейного  корабля «Емперор оф Индия». Подрывные  команды  вывели  из  строя  все  крупные  надводные  корабли  и  суда, которые  невозможно  было  отбуксировать. Англичане  очень  беспокоились  о  русских  подводных  лодках, и  чтобы  обезопасить  себя 26 апреля  потопили  13 подводных  лодок «Налим», «Скат», «Лосось», «Судак», «Карась», «Карп», «Гагара», «Краб», «Кашалот», «Кит», «Нарвал», «Орлан», «АГ-21». Еще  за  два  дня  до  ухода  «Кагула» 14 апреля, по  распоряжению  союзного  командования, буксиры  вывели  с  базы 12 подводных  лодок «Налим», «Скат», «Лосось», «Судак», «Карась»,  «Гагара», «Краб», «Кашалот», «Кит», «Нарвал», «Орлан», «АГ-21», на  которых  не  было  команд,  и  поставили  на  одну  бочку  в  Северной  бухте. В окружении  адмирала Саблина  предполагали, что  это  было  сделано  во  избежание  захвата  лодок  красными, в  случае  их  внезапного  вторжения  в  город, и  для  облегчения  дальнейшего  увода  лодок  союзными  судами. Но  если  бы  Саблин  знал, что  готовят  англо-французы, он, безусловно, принял  бы  меры  для  спасения  хотя  бы  новых  лодок.  26 апреля англичане  с  помощью  буксирного  парохода «Елизавета»  вывели  на  внешний  рейд  Севастополя  12 подводных  лодок«Налим», «Скат», «Лосось», «Судак», «Карась»,  «Гагара», «Краб», «Кашалот», «Кит», «Нарвал», «Орлан», «АГ-21» и  подорвав  их  механизмы  затопили. В Северной  бухте  был  затоплен  приписанный  к  порту  в 1917г. «Карп». Кроме  того  они  уничтожили  весь  торпедный  боезапас  подводных  лодок. При  советской  власти 9 затопленных  ПЛ  были  подняты, одна «АГ-21» введена  в  строй, а  остальные  «Орлан», «Карп», «Судак», «Лосось», «Налим», «Кит», «Краб», «Карась» пущены  на  слом.

Кроме  этого  англичане  попытались  прибрать  и  оставшиеся  три  ПЛ, как  это  происходило  отлично  характеризует  следующий  документ: "В апреле 1919 года  англичане, признанные "верные  союзники  и  друзья", предложили  сдать  им  лучшие  подводные  лодки "Тюлень", "Утка", "Буревестник".

          Деникин (Главнокомандующий В.С.Ю.Р.), колебавшийся  в  начале, впоследствии  согласился, когда  англичане  предложили  взять  лодки "в  ремонт".

          Со  стороны  Комфлота  вице-адмирала Саблина, являющегося  просто  агентом  англичан, понятно  препятствий  не  было.

           Уведомленное  через  Агенмора  в  Константинополе  морское  министерство Колчака  энергично  протестовало  против  этого, попутно  потребовав  поднятия  русского  флага  на  уведенных  из  Севастополя  дредноуте "Воля", яхте "Алмаз" и 4 миноносцах.

            Англичане  вынуждены  были  отказаться  от  притязаний  на  подводные  лодки".

28 апреля была  закончена  эвакуация  французских  войск, и  во  второй  половине 29 апреля  красные  войска  торжественно  вступили  в  Севастополь. К 1 мая весь Крым, за исключением Керченского полуострова, стал советским. Началось воссоздание Красного Черноморского флота, в котором в июне 1919г. насчитывалось 2700 человек (в Севастополе, Николаеве и Одессе), но боеспособных судов практически не было. В этот короткий период апрель-июль Красным Черноморским флотом командовал бывший капитан 1 ранга А.И. Шейковский, перешедший затем к Деникину.

Пришедшие  на  буксире  в  Новороссийск  корабли  Добровольческого  флота  требовали  серьезного  ремонта, но  в Новороссийске  не  было  ремонтных  мастерских  и  дока, и  лишь  в  июне, после  занятия  Мариуполя  добровольцами, буксир «Черномор» привел  оттуда  секцию  плавучего  дока, которая  могла  поднять  суда  до  подводной  лодки  включительно. В начале  мая  весь  действующий  флот Добровольческой  армии  состоял  из  крейсера «Кагул», миноносца «Живой», речной  канонерской  лодки «К-15», подводной  лодки «Тюлень», посыльных  судов «Буг», «№-7» (вскоре «Разведчик») и «Граф Игнатьев» и  двух  вооруженных  буксиров «Полезный» и «Никола Пашич». Во  время  пребывания  в Новороссийске  подводники  смогли  отремонтировать  ПЛ  и доукомплектовать  их  экипажи, главным  образом  студентами, гимназистами  и казаками. За 6 недель 3 ПЛ «Тюлень», «Буревестник» и «Утка» - находились  в  полной  боевой  готовности.

В мае 1919г. военный  представитель  Добровольческой  армии  получил  от  англичан  разрешение  на  вывоз  боеприпасов  из  оставшихся  складов  Кавказской  армии  в  Батуми. Для  этой  цели  направили  транспорт «Ризе»  и  для  его  защиты  от  нападения  грузинских  быстроходных  катеров  и  ввиду  сообщения  англичан  о  замеченной  их  миноносцем  большевистской  подводной  лодке, в  качестве  конвоира  ему  была  придана ПЛ «Тюлень» которая 14-21 мая конвоируя транспорт совершила переход из Новороссийска в Батуми и обратно. Сообщение англичан  оказалось  ложным, и «Ризе»  благополучно  доставил  в  Новороссийск  снаряды.

17 июня 1919г. началось  новое  наступление Добровольческой  армии   в Донецком  бассейне, 18 июня  был  высажен  десант  в  Крыму. Ввиду  осложнения  на  фронтах 24 июня  красноармейские  отряды  и  администрация  покинули  Севастополь, но  белым  об  этом  стало  известно  только  через  несколько  дней. 28 июня миноносец «Живой» первым  вошел  в  гавань Севастополя. В городе уже образовывались городское управление и охрана, но группа с “Живого” арестовала и без всякого следствия расстреляла капитана 1 ранга Б.Е. Тягина, который за время двухмесячного пребывания красных в Севастополе занимал должность командира порта, и вся его деятельность свелась к сохранению складов и кораблей от расхищения; при уходе красных он добровольно остался в Севастополе. 6 июля крейсер «Кагул», с  адмиралом Саблиным  и  его  штабом, пришел  в  Севастополь. Адмирал Саблин  поднял  свой  флаг  на  стоящем  брандвахтой  старом  броненосце «Георгий Победоносец», и  с  этого  дня  Севастополь  снова  стал  главной  базой  флота. 

В июне 1919г. ПЛ «Утка» (Н.А.Монастырёв) при  возвращении  из Новороссийска  в Севастополь  зашла  в Ялту.

В июле 1919г. англичане  официально  вступили  в  военные  действия  против  большевиков.

После оставления Красной Армией Крыма, ее части продолжали удерживать черноморские порты  Херсон, Николаев. Все строящиеся на Николаевских заводах суда перешли под юрисдикцию образовавшейся Украинской Народной Республики, которая, несмотря на экономические и технические трудности, решила достроить ряд боевых кораблей, имевших более полную комплектацию по корпусу и механизмам - эсминцев, тральщиков - "эльпидифоров" и подводных лодок типа "АГ". В конце июня 1919г. комиссия по инспектированию Морского управления Высшей военной инспекции УССР зафиксировала ПЛ, находящиеся в судовом составе ЧФ, и процент их готовности (кроме ПЛ в Севастополе). Он выглядел так: «…Подводные лодки: «Пеликан», «АГ-23» - 70%; «АГ-22» - 85%, «Лебедь» - 60%, «Нерпа» - 45% (капитальный ремонт), «АГ-24», «АГ-25», «АГ-26» - все части в наличии, к сборке не приступали».  Работы были продолжены на подводных лодках «АГ-22» и «АГ-23», но наиболее интенсивно они велись на первой из них, находившейся к этому времени в большой степени готовности. На остальных строящихся и находящихся в ремонте лодках все работы были прекращены. Строительство лодок, как ни странно, не прекращалось ни при занявших Николаев петлюровцах, ни при сменивших их красных.

На 3/16 июля  «АГ-22» была окончена постройкой, прошла все основные испытания и могла приступить к боевым действиям. На этом особенно настаивало командование действующих в районе Николаева частей Красной Армии, поскольку с моря к Николаеву с боями продвигался Отряд судов Особого Назначения капитана 2-го ранга Собецкого. С целью сохранить запасы угля в Николаеве на эту лодку планировалось возложить охрану Южного Буга. Но осуществить эти планы не удалось благодаря действиям командующего Красным флотом капитана 1-го ранга Шейковского. Он волей случая был поставлен во главе Красного флота, но на самом деле сочувствовал Белому делу и всячески помогал Добровольческой армии. Несмотря на прямую угрозу для жизни, ставшую вполне реальной в связи с неудачами Красной Армии и с проводимой им деятельностью в помощь Добрармии, Шейковский решил сохранить для Белой борьбы и «АГ-22». Для бездействия готовой подводной лодки он пользовался любыми предлогами. Прежде всего он решил воспользоваться тем обстоятельством, что часть матросов-подводников из экипажа лодки оказалась в числе посланных на фронт с сформированным красными в Николаеве Черноморским экипажем. И хотя команда лодки была всё-таки достаточной, он ссылался перед присылаемыми к нему с особыми полномочиями разными лицами и Советом обороны на недостаток команды и на безуспешность требований её возврата от командира отряда Ильина. Кроме того, Шейковский долгое время при помощи флагманского минёра своего штаба лейтенанта Виноградского тянул с приготовлением и исправлением единственных имевшихся в Николаеве для подводных лодок типа "А.Г." 4 мин Уайтхеда (торпед). И, наконец, он воспользовался арестом Губернским Особым отделом командира лодки лейтенанта Иваненко и Флагподплава лейтенанта Маслова. Но когда и эта причина была устранена освобождением арестованных, к Шейковскому по поручению командира 58-й стрелковой дивизии Федько пришёл начальник Очаковской бригады матросов Мокроусов. Под угрозой ареста Шейковского, его штаба и команды лодки, он категорически потребовал активных действий «АГ-22». Проигнорировать эту угрозу Шейковский уже не мог и вынужден был отдать приказ лодке выйти в лиман и взорвать находящиеся там суда отряда Собецкого. При этом, на словах, он сказал Иваненко, что, если ему выход отменить не удастся, то командиру лодки следует израсходовать все мины "на ветер" и донести при этом о потоплении того или иного корабля.

В назначенную для похода ночь командир 58-й стрелковой дивизии Федько без предупреждения начал взрывать на станции неисправные бронепоезда. Этими действиями он вызвал страшную панику в городе и в Совете Обороны. Шейковский, воспользовавшись представившейся возможностью, сразу отменил выход лодки и приказал Иваненко, как они ранее договорились, затопить в реке важные части механизмов лодки, но так, чтобы их можно было, когда потребуется, легко достать. Когда же на следующий день в Совете Обороны Федько, докладывая о спокойном и надежном положении дел под Николаевым, вновь потребовал выхода лодки и заграждении Южного Буга, Шейковский ответил, что лодка уже выведена из строя и действовать не может. Это не показалось, да и не могло показаться в той ситуации чем-то противоестественным, поскольку все непосвященные в происхождение взрывов, в том числе и члены Совета, думали, что в город уже вошли части Добровольческой армии, и готовились бежать. Больше к вопросу выхода никто не возвращался.

Наступательные  действия  белых   продолжались  и  19 августа  части  Добровольческой  армии  вошли  в  Николаев. Отряд капитана 2-го ранга Собецкого обнаружил там  ПЛ «АГ-22» в полной исправности, с командиром лейтенантом Иваненко и экипажем. Об этом было сразу доложено Командующему флотом адмиралу Саблину, который распорядился лейтенантам Маслову и Оффенбергу прибыть в Николаев и готовить лодку к переходу в Севастополь. При этом, на всякий случай, на лодке сменили экипаж и командира. Новым командиром стал лейтенант Оффенберг, а прежний, лейтенант Иваненко впоследствии доблестно сражался на кораблях белого Черноморского флота и был произведен за отличие в старшие лейтенанты. Кроме «АГ-22» в освобожденном от красных Николаеве на судостроительных заводах оказались следующие подводные лодки: проходящая капитальный ремонт "Нерпа" с разобранными механизмами и частично демонтированным корпусом, достраиваемые «Лебедь», «Пеликан», «АГ-23», «АГ-24», «АГ-25» и «АГ-26». Готовность «Нерпы» и «Лебедя» оценивалась в 1,5 месяца, «Пеликана» и лодок типа "А.Г." (при условии получения из-за границы ряда недостающих деталей) - в среднем в 6 месяцев. Кроме того, велись подготовительные работы к строительству 4 подводных лодок типа "Фиат", которые были ещё только разбиты на плазе.

31 августа белые взяли Одессу группой сухопутных войск со стороны Николаева и десантом с моря. С потерей северо-западного побережья Черного моря в августе 1919г. Красный Черноморский флот прекратил свое существование.

Ко  второй  половине 1919г. практически  все  черноморское  побережье  перешло  в  руки  белых, и  ПЛ  остались  временно  без   работы. Организационно  они  входили  в  состав 1-го  морского  отряда  с  базированием  на  Севастополь. В состав Дивизиона подводных лодок Чёрного моря  входило 4 ПЛ  из них  фактически боевым кораблем был только «Тюлень»  вооружённый двумя 76-мм орудиями,  «Утка» и «Буревестник» были без вооружения, и к тому же они стояли в ремонте и находились в низкой степени готовности, а «АГ-22» находилась в Николаеве.

1 сентября по особому распоряжению Глапора, на буксире ледокола «Гайдамак» подводная лодка «АГ-22» перешла в Севастополь для окончательной комплектации перед введением в строй.  Приказом Командующего Черноморского флота от 10 сентября 1919 года за № 243 подводные лодки «АГ-22» и «АГ-23» были зачислены во 2-й ранг судов Вооруженных Сил Юга России, а приказом № 244 от этого же числа «АГ-22» числилась в кампании с 5 августа. Благодаря наличию приказа № 243, подводную лодку «АГ-23» можно считать трофеем Красного флота, как зачисленную в состав кораблей Черноморского флота Вооружённых Сил Юга России.

12 сентября ПЛ «Утка» встала в док на неделю. Экипаж «Буревестника» также приступил к ремонту своей лодки. К 16 сентября, по плану развития Черноморского флота белых, предполагалось иметь 6-10 боеготовых подводных лодок. Для этого решили ввести в строй ПЛ «АГ-22», достроить лодки «АГ-23», «АГ-24», «АГ-25» и «АГ-26», отремонтировать подлодки «Тюлень», «Утка» и «Буревестник», подготовить подводников для укомплектования команд.

25 сентября  «АГ-22» вместе с сопровождающей её подводной лодкой «Утка» совершила переход из Севастополя в Ялту.

С 27 сентября ПЛ «Утка»  направлена в Хорлы стационером, пришла туда 29 сентября. До 19 октября  несла  стационарную  службу  в  Хорлах  и Скадовске.

С 3 по 14 октября   «АГ-22» совершила своё первое длительное практическое плавание по маршруту Севастополь - Ялта - Феодосия - Новороссийск (прибыла 8 октября) - Анапа - Феодосия - Ялта - Севастополь. В этом походе проверялась работа агрегатов и механизмов, выявлялись их дефекты и было произведено пробное погружение. На переходе Анапа-Феодосия подводники сумели развить надводную скорость хода 9,5-10 узлов. По возвращению  из похода и устранения выявленных дефектов «АГ-22» поставили в 12-часовую готовность. В начале ноября 1919г. на «АГ-22» установили 47-мм артиллерийское орудие.

23 октября представлены сведения о готовности подводных лодок, находящихся в Севастополе: «Буревестник» - требуется

исправление цепи освещения, установка приборов помпы охлаждения дизелей, покраска, а также топлива 2200 пудов, смазочного масла 115 пудов (готовность к 09.11.1919); «Тюлень» - находится в Николаеве на ремонте; «Утка» - прибыла из порлы, топлива 1100 пудов, масла 75 пудов; «АГ-22» - в 12 часовой готовности, топлива 890 пудов, масла 84 пуда.

Планы наращивания подводного флота у белых шли медленно. В ноябре командир Николаевского порта докладывал командующему ЧФ: «Кроме "АГ-23" имеются 24, 25 и 26-я в несобранном виде в ящиках. Подводные лодки "Лебедь" и "Пеликан" на воде, представляющие из себя плавающие коробки». Но подводники надеялись на лучшее, по докладу командира «АГ-23» лейтенанта Ю.Соловьева от 9 декабря, спуск лодки на воду планировался на 20 января 1920г. Еще более оптимистичные планы были у белого командования, по боевому расписанию вступление в строй ПЛ «АГ-23» планировалось на 1 февраля 1920г., «АГ-24» на 1 июня 1920г., «АГ-25» на 1 августа 1920г. а «АГ-26» на 15 августа 1920г.

 

                    В составе  Добровольческого  флота  в 1919г. было 4 ПЛ.

Флаг-офицер Дивизиона подводных лодок Черного моря капитан Сараджей

1.      ПЛ «Тюлень» -  Погорецкий Владимир Владимирович (18/20.02.1919 - 19.05.1919 - 1919), Копьёв Михаил Владимирович (Врид - 14/18.02. - 19.08.1919, командир- 02.07,1920 - 1920), Крафт 2Михаил Евгеньевич (помощник командира-19.08. 1919 - 02.07.1920).

2.      ПЛ «Буревестник» - Копьёв Михаил Владимирович (27.07.1919- 04.09.1920).

3.      ПЛ «Утка» - Монастырёв Нестор Александрович (...06./19.08.1919- 1920)

4.      ПЛ «АГ-22» - Иваненко Николай Васильевич (07- 11.08.1919), Матыевич-Мацкевич Константин Людвигович (...1919 - 14.10.1919 - ...1920)

 

Литература:

·                    Боженко П.В. «"Белые" подводные лодки на Черном море». Сборник «Субмарины  на  войне-5.» Львов. 1998г.

·                    Дмитриев В.И. «Атакуют  подводники». Москва. Воениздат. 1973г.

·                    Гордеев С.Ю. «Подводная лодка "А.Г.22" В 1919 году». Сборник «Тайны подводной войны - 15». Львов. 2003г.

·                    Капитанец И.М. «На службе океанскому флоту 1946-1992». Москва «Андреевский флаг» 2000г.

·                    Ковалев Э.А. «Короли подплава в море червонных валетов» Москва-Санкт-Петербург. Центрполиграф. 2006г.

·                    Копьев М.В. «Страница русского флота». «Бизертинский Морской сборник» М. Согласие. 2003г.

·                    Монастырев Н.А. "Гибель  царского  флота". С-П. "ОБЛИК". 1995г.

·                    «Моряки  в гражданской  войне» М. «Белая  гвардия» - «Флотомастер». 2000г.

·                    «Подводные силы Черноморского флота» Симферополь «Таврида» 2004г.

·                    «Русская  военная  эмиграция 20-х - 40-х годов». Том 1. Изд. "Гея" Москва. 1998г. стр150. Из  доклада  перешедшего  на  сторону  Советской  власти  поручика Зерена  о  характере  взаимоотношений  держав Антанты  с  лидерами  белого  движения А.В.Колчаком, А.И.Деникиным  и П.В.Врангелем. 2-4 сентября 1920г.

·                    «Флот  в  Белой борьбе». Москва. «Центрполиграф». 2002г.

·                    «Черноморский флот России» Симферополь. Таврида. 2002г.

 

Розин Александр.

                                                На Главную.

 

Hosted by uCoz