Розин Александр.
СССР в строительстве ВМС Алжира
1962-1968 гг.
Первые шаги.
3 октября 1960 г. в Нью-Йорке глава правительства СССР Н.С. Хрущев принял представителей Фронта национального освобождения Алжира, которые также участвовали в работе XV сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. А уже 8 октября 1960 г. Хрущев заявил, что эта встреча означает признание ВПАР де-факто: «Я считаю, что не только мы его признаем, но его признают многие страны мира, и в первую голову его признал президент Франции де Голль, который вступил в переговоры с представителями этого временного алжирского правительства… Мы оказывали и будем оказывать всемерную помощь, которая нам доступна, какая будет полезна для алжирского народа в его борьбе за свою независимость, за свою свободу».
19 марта 1962 г. Алжирская война официально закончилась, подписанием Эвианских соглашений, провозгласивших независимость Алжира от Франции. 20 марта 1962 г. в Алжире началось создания временных институтов власти. А уже 23 марта были установлены дипломатические отношения между СССР и Алжиром, то есть Советский Союз де-юре признал Временное правительство алжирской республики. Тем более что первый президент независимого Алжира Ахмед Бен Белла еще в марте 1962 гг. сказал: «Алжирская республика будет социалистическим государством».
1 июля 1962 г. 99% алжирских избирателей, включая европейцев, проголосовали за независимость страны. 3 июля независимость Алжира была официально признана Францией. А 26 сентября руководителем государства был избран А. Бен Белла.
В октябре в Алжир прибыл первый советский посол – А.Н.Абрамов, 21 декабря 1962 г. он вручил верительные грамоты президенту Алжира.
Но первые месяцы оказались трудными для советско-алжирских отношений. В октябре 1962 г. в интервью газете «Известия» Бен Белла сказал, что его страна «продолжит вести в Африке активную антиколониальную политику», но при этом подчеркнул, что его социализм будет учитывать «специфические особенности Алжира» что было неоднозначно воспринято в Москве. А 29 ноября 1962 г. стало известно о решении Бен Беллы запретить деятельность Алжирской коммунистической партии. Несмотря на то, что алжирские коммунисты не играли серьезной роли в политической жизни страны, СССР не мог не реагировать на происходившие события. Центральный комитет КПСС 4 декабря выпустил заявление, в котором отмечались «тревога и сожаление по поводу принятого решения, которое ослабит демократические силы в Алжире и будет на пользу империалистам».
В Алжирской национальной хартии принятой в апреле 1964 г. партией "Хизб аль-Джабха ат-Тахрир аль-Ватани" (Фронт национального освобождения), говорилось, что Алжир избирает социалистический путь развития. Провозглашение социалистической ориентации Алжиром было связано с тем, что лозунг строительства социализма был в те годы одним из самых распространенных в странах "третьего мира". Но это был "самоуправленческий социализм", ориентировавшийся на югославскую модель, проповедуемую Тито после его разрыва с Москвой. Характерно, что эта ориентация проявлялась и во внешней политике Алжира. На международной арене Бен Белла выступал вместе с Тито, Насером, Кастро, стал одним из лидеров движения неприсоединения. "Алжирский социализм" Бен Беллы сочетался с идеологией панарабизма насеровского типа, а также с исламом, в котором Бен Белла видел защиту интересов бедных против богатых. В Алжире фактически была установлена революционно-демократическая диктатура по образцу Кубы и Югославии. Как подчеркивал алжирский политический деятель Хосин Аит Ахмед, Бен Белла "заимствовал у русской революции только ее ошибки, осужденные и исправленные самими советскими людьми".
Так что не удивительно, что одним из первых кто решил оказать всестороннюю помощь, молодому государству были Куба и Объединенная Арабская Республика (ОАР). ОАР являвшийся до 1961 г. союзом Египта и Сирии, фактически распался после выхода Сирии из него в сентябре 1961 г. Однако лидер Египта Гамаль Абдель Насер не оставлял надежд на объединение арабских государств и по этому решил оказать помощь Алжиру.
Подготовка руководящего состава будущего флота началась еще во время войны за независимость, когда в 1957 г. несколько десятков молодых алжирцев были отправлены в Египет для прохождения обучения военно-морскому делу. Так в мае 1960 г. в Александрии 9 алжирских морских офицеров, окончивших военно-морскую академию проходили обучение на боевых кораблях, помимо них своим специальностям обучались и 8 унтер-офицеров техников. Часть алжирцев после Египта были направлены для продолжения обучения в СССР в Поти. Потом эти молодые моряки, вернувшись в Алжир, отвечали за организацию различных секторов военно-морского флота. В состав Национально-освободительной армии (ALN) входили одиннадцать моряков, семь из которых прошли начальную военную подготовку в Египте, впоследствии семеро из них прошли обучение в СССР, а двое — в Париже, в Высшей военной школе.
В проекте преобразования Национально-освободительной армии в полноценные вооруженные силы указывалось: «Алжирцы, которые в настоящее время учатся в различных военных училищах Ближнего Востока и социалистических стран [...], прежде всего, будут способствовать формированию зародыша алжирских военно-воздушных сил и военно-морского флота, в частности, используя их опыт для обучения новых руководителей.»
Так что после провозглашения независимости, осенью 1962 г. именно девять молодых морских офицеров составили боевое ядро будущего ВМС Алжира. В их числе были: Мохамед Бенмуссат (MOHAMED BENMOUSSAT - Бен Мусса) (1936 г.) и Рашид Беньельс (Rachid Benyelles) (1940 г.) оба в 1957-1959 гг. прошли обучение в Египте, и с 1959 г. по 1962 г. в Поти (СССР). Впоследствии оба возглавляли флот Алжира. Обучались в Александрии и Бешир Туати (TOUATI Béchir), Слиман Таути (TAOUTI Slimane), Тахар Каддур (KADDOUR Tahar). В дальнейшем большая часть из первого состава сыграла значительную роль в судьбе алжирского флота. Так Туати руководил учебным центром на мысе Матифу в конце 1960-х годов, а затем стал заместителем директора военно-морского флота, заменяя последнего во время его отсутствия. Таути командовал военно-морской базой Алжир, был представителем ВМФ в Генеральном штабе. Каддур в 1968 г. руководил учебным центром Сирроко.
Они избрали главным своего лидера Мохамеда Бенмуссата (в английских и советских публикациях его фамилия делится пополам и звучит как Бен Мусса), который стал их посредником в министерстве, в делах связанных со строительством военно-морского флота. Вскоре 26 летний Мохамед Бенмуссат (Бен Мусса) был назначен президентом Бен Белла командовать флотом – став первым командующим национальным флотом независимого Алжира. Первоначально штаб флота размещался в Министерстве национальной обороны, а в июне 1964 г. он переехал в Адмиралтейство, после ухода оттуда французских подразделений.
Египтяне приняли участие в создании алжирского флота на первом этапе. В конце 1962 г. два бывших американских береговых тральщика типа BYMS были подарены Алжиру Египтом для создания ядра алжирского военно-морского флота. Египетские тральщики «Darfour» (экс - BYMS 2041) и «Tor» (экс - BYMS 2175) должны были стать гвоздем парада в порту Алжира 1 ноября 1962 г., но были задержаны штормом к югу от Мальты, и только 4 ноября прибыли в Алжир и 6 ноября были официально переданы алжирской стороне получив соответственно наименования «Sidi Fradj» и «Djebel Aures». Однако «Djebel Aures» погиб в 1963 г., а «Sidi Fradj» с 1965 г. использовался в качестве учебного корабля.
В марте – апреле 1963 г. египетский лидер после переворотов в Ираке и Сирии предпринял шаги к возрождению объединенного государства в составе ОАР (Египет), Сирии и Ирака, с возможным включением в него Алжира и Йемена. Но последовавшие вскоре политические кризисы в Сирии и Ираке прервали процесс объединения. Тем не менее, в мае 1963 г. Насер посетил Алжир, а во время алжирско-марокканского конфликта в конце 1963 г. Египет поддержал Алжир.
В мае 1963 г. молодой флот Алжира понес первую потерю. Потерпел крушение и был разрушен тральщик «Djebel Aures», в ряде источников дата его гибели ошибочно указывается в апреле. 4 мая 1963 г. яхта президента ОАР Насера появилась перед Алжирской бухтой во время своего первого официального визита в Алжир, ее сопровождали два фрегата ВМС ОАР. Единственные корабли алжирского флота тральщики «Sidi Fradj» и «Djebel Aures» были отправлены встретить ее в качестве почетного эскорта. Но в море серьезное повреждение машины «Djebel Aures» потерял управление, оказался во власти волн и двинулся к камням у Адмиралтейства, которые все еще находились под контролем французского флота. Другой алжирский тральщик и египетский фрегат пытались ему помочь, но безуспешно. Он разбился о скалы и затонул в нескольких метрах от Адмиралтейства. При этом погибло три моряка – лейтенант Али Нурредин (Ali Nourreddine) и два матроса. На следующий день после трагедии французская газета «Le Canard Enchainé» опубликовала заголовок: «Половина алжирского флота затонула!».
12 октября 1963 г. правительство Алжира приняло постановление устанавливающее ширину территориальных вод в 12 миль.
Во второй половине 1963 г. ОАР (Египет) передал алжирскому флоту 2 или 3 торпедных катера пр. 183 (НАТО - P-6) из состава своего флота. Однако когда окончательно стало ясно, что идея с объединением провалилась, большая часть поставляемого Египтом оборудования, самолеты, и видимо часть торпедных катеров была изъята в 1964 г.
В сентябре-ноябре 1963 г. между Марокко и Алжиром произошел конфликт, обозначенный как “Песчаная война”. В ней небольшая, но прилично оснащенная марокканская армия вступила в боевые действия с большой, но менее организованной алжирской армией. Алжир в конце сентября обратился с просьбой об оказании помощи к Кубе и ОАР. Они оказали помощь на завершающем этапе, но без особого эффекта. Флот в конфликте участия не принимал, обеспечив безопасный прием судов с вооружениями и личным составом. До 18 ноября 1963 г. в перевозке военных грузов были отмечены 7 судов, только одно из которых было советским.
Начало военного сотрудничества с
СССР.
Катализатором сотрудничества Алжира с Москвой являлся алжиро-марокканский конфликт. Перед ним руководство Алжира сначала запросило военную технику у Франции, а затем и у США, но обе страны отклонили их просьбу. И Алжир не замедлил обратиться к СССР за помощью.
СССР осуществило первые поставки вооружений Алжиру с декабря 1962 г. Эти поставки предназначались в первую очередь для устранения минной опасности оставшейся с войны за независимость. 7 января 1963 г. Совет Министров СССР принял постановление «Об отправке в Алжир безвозмездно 3 танковых тягачей Т-32-Т с сокращенными экипажами, необходимыми запчастями и ГСМ.», а 30 марта – «О поставках безвозмездно в Народную Демократическую Алжирскую Республику танков, танковых тягачей, ремонтных мастерских, ГСМ и имущества согласно приложению.» Так что с декабря 1962 г. по июль 1963 г. алжирцы получили от Москвы «материалы, необходимые для формирования крупного саперного батальона, несколько служебных автомобилей и пять вертолетов».
Так же с начала 1963 г. первые алжирские военнослужащие отправлялись на обучении в страны социалистического блока. 30 марта 1963 г. Совет Министров СССР принял постановление «Об обучении в ВВУЗах СССР 326 алжирских военнослужащих», за ним последовали и другие. По оценкам французской армии, в 1963 г. за границей находилось около 1500 стажеров алжирской армии. Почти половина из них находится в коммунистических странах, в том числе почти девять из десяти в СССР, около 700 в арабских странах, в том числе 600 в Египте и менее сотни во Франции.
24 мая 1963 г. 100 будущих морских офицеров, были отправлены для обучения в советских военно-морских училищах. С 1963 г. и к середине 1964 г. около 670 алжирцев обучалось в СССР на авиационных курсах, училищах связи и на военно-морских подготовительных центрах.
Еще в сентябре 1962 г. правительство Алжира обратилось за помощью в уничтожении минно-взрывных и иных заграждений к Советскому Союзу. 27 июня 1963 г. было подписано соглашение, предусматривающее советскую помощь в разминировании приграничных районов. 11 октября (по другим данным, 16 ноября) 1962 года в г. Марния (алжиро-марокканская граница) для рекогносцировки на местности прибыла оперативная группа офицеров инженерных войск во главе с полковником В.Я. Пахомовым (позже командир группы советских военных саперов на алжиро-марокканской границе).
В январе 1963 г. грузовой теплоход «Псков» доставил в алжирский порт Оран первую группу саперов с техникой и ГСМ. 9 января на алжиро-марокканскую границу прибыли инженерная техника, состоящая из 5 танковых тягачей на базе танков Т-34, Т-55, и личный состав во главе со старшим лейтенантом В.И. Кавченко. 25 января группа приступила к экспериментальным выборочным работам по разминированию. В июне 1963 г. в Алжир прибыла вторая группа советских военных специалистов во главе с заместителем командира группы советских военных специалистов на алжиро-тунисской границе капитаном А.Я. Павленко. С 26 июля 1963 г. началось масштабное разминирование территорий. Общее руководство операции осуществлял генерал-майор инженерных войск П.И.Фадеев, мароканское направление возглавлял полковник В.Я.Пахомов, а тунисское – полковник Л.А.Казьмин.
С июля 1963 г по июнь 1965 г. 200 саперов из СССР в Алжире разминировали более 800 км минно-взрывных полос и очистили 120 тыс. га земли, уничтожив при этом 1,5 млн. различных мин, поставленных до 1962 г. французскими войсками на границах с Тунисом и Марокко. Во время операций по разминированию несколько советских саперов были ранены (подполковник Ю.Н. Галкин, майор М.А Ломакин, капитан И.Ф. Щерба, сержант В.Ф. Толузаров (дважды), сержант А.Ф. Жгалов, младший сержант В.В. Прядко (лишился ноги), рядовой М.А. Обилинцев), а один ефрейтор Н.С. Пяскорский погиб. После завершения командировки в июне 1965 г. техника безвозмездно была передана Алжиру. 42 военнослужащих были награждены орденами Красного Знамени и Красной Звезды, 5 отмечены медалью «За боевые заслуги». Бумедьен, занимавший тогда пост министра обороны, заявил: «Мы... имели возможность воочию убедиться в искреннем советском сотрудничестве, когда советские военные специалисты проявили подлинный героизм, очищая от мин алжирскую землю». В результате не только исчезла угроза жизни алжирцев, но и несколько тысяч гектаров плодородных земель были возвращены крестьянам. Приглашение участника этого разминирования М.П.Ломакина в 1984 г. (через 20 лет после этого) на празднование 30-летия алжирской революции явилось свидетельством того, что алжирцы помнят о подвиге советских саперов.
После возобновления напряженности с Марокко министр обороны полковник Хурари Бумедьен 30 сентября 1963 г. прибыл в Москву с шестидневным визитом, чтобы определить условия советской военной помощи, по итогам визита в октябре было заключено советско-алжирские соглашения о военной помощи. Условия соглашения 1963 года никогда не разглашались алжирскими источниками, будь то характер, объем, стоимость обещанных материалов или общая стоимость технической помощи, оказанной СССР Алжиру. Но по данным французских военных властей, ассигнования на военные поставки, открытые СССР после поездки полковника Бумедьена в Москву составили 1,1 миллиарда франков. Как сообщали французы, по ним с ноября 1963 г. по май 1964 г. поставлялась: «учебная и транспортная авиация, истребительная и бомбардировочная авиация, средства береговой обороны для Военно-морского флота, большое количество бронетехники, зенитной и наземной артиллерии и очень много транспортных средств». В последующие годы это первое соглашение было дополнено еще тремя текстами, заложившими основы алжирско-советского военного сотрудничества.
Данные американцев, несколько отличаются от французских. По первому военному соглашению с середины 1964 г. и по ноябрь 1964 г. в одиннадцати партиях военных грузов алжирцам было поставлено – 20 истребителей МиГ-17, 4 истребителя МиГ-15, 18 самолетов Як-18, более 12 вертолетов Ми-4, 6 транспортных самолетов Ан-12 (в ноябре 1964 г.), 150-200 танков Т-34 и Т-54, 6 торпедных катеров пр. 183 (НАТО - P-6).
Поездка алжирской делегации во главе с Бумедьеном в СССР подготовила почву для приезда в Москву президента Алжира Бен Беллы.
18-28 декабря 1963 г. в Москве с визитом находился президент Алжира Бен Белла. Главным результатом поездки стало официальное подписание 27 декабря 1963 года соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве. СССР обязался оказать содействие в реконструкции и строительстве промышленных предприятий, развитии сельского хозяйства, геологоразведке, подготовке кадров и т. д. Также были окончательно согласованы детали предоставления Алжиру долгосрочного кредита в размере 90 млн. рублей. Часть кредита была использована на финансирование подготовки руководителей сельского хозяйства, закупку в СССР пятисот тракторов и двух Ил-18. В советской трактовке именно с подписания соглашения от 27 декабря 1963 года начинается подлинное советско-алжирское сотрудничество.
В марте 1964 г. после встречи президента Франции де Голля и Алжира Бен Беллы под Парижем, французы согласились вывести свои войска до 1965 г.
25 апреля – 7 мая 1964 г. Бен Белла совершил второй визит в СССР. Алжирский лидер посетил Москву, Ленинград, Узбекистан и Украину. Москва согласилась предоставить Алжиру второй кредит в размере 115 миллионов рублей на строительство Института нефти и газа на тысячу студентов и техникума на тысячу студентов. Оба кредита были предоставлены на 15 лет под 2,5 процента годовых.
Молодой флот получает советские
боевые суда.
В начале 1964 г. ВМС насчитывали всего 300 человек, информация в ряде публикаций о том что флот в 1963 г. насчитывал примерно 1000 человек является явно завышенным. Его развитие представляло из себя сложную задачу, поскольку он «…не имеют собственных служб, за исключением нескольких зачаточных технических служб, предназначенных для обслуживания и ремонта … судов на море. … поэтому полностью зависят от армейских служб.» Кроме того, его собственный бюджет был очень низок и в 1964 г. составлял 0,3% кредитов, выделяемых на оборону.
Несмотря на свою молодость, алжирским флотом были организованы миссии по поддержке африканских освободительных движений путем доставки им оружия морским транспортом. Для этого были задействованы немногочисленные транспортные суда Алжирской национальной судоходной компании (CNAN). Так в конце 1963 г. грузовое судно «Ibn Khaldoun» (1800 тонн, куплено Алжиром в ноябре 1963 г.) под командованием Рашида Беньельса вышло из Алжира участвуя в транспортировке оружия (1800 винтовок) и бойцов Фронта освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО), 7 января 1964 г. оно прибыло в Дар-эс-Салам где и разгрузилось. 17 февраля 1964 г. президент Бен Белла поднялся на борт первого и пока единственного судна алжирского торгового флота и выразил гордость успешным завершением его первого рейса. В последствии судно «Ibn Khaldoun» участвовало и в других подобных акциях. По просьбе кубинского руководства, под прикрытием подставных компаний алжирское грузовое судно «Ibn Khaldoun» обеспечивало окольный, но эффективный канал поставок оружия в Венесуэлу для Фронта национального освобождения Венесуэлы.
К июню 1964 г. почти все французские войска 100000 человек (осталось около 4000 человек в Мерс-эль-Кебире и еще на нескольких объектах) были выведены из страны на год раньше намеченного срока, почти все 300 алжирцев, офицеров французских вооруженных сил отказались служить в алжирской армии, но Франция продала алжирским военно-морским силам шесть 20-тонных патрульных катеров типа Ondine.
В 1964-1965 гг. в Англии обучались 10 алжирских военно-морских курсантов, что обходилось Великобритании в 8000 фунтов стерлингов.
В июле-ноябре 1964 г. около 250 стажеров моряков и летчиков вернулись в Алжир после прохождения обучения. А всего с 1963 г. по 1965 г. 820 алжирских стажеров прошли военную подготовку в СССР, распределившись следующим образом: 200-в сухопутных войсках, 420-в военно-воздушных силах, 200-в военно-морском флоте.
Первые советские поставки военно-морской техники для Алжира были осуществлены осенью 1964 г. В октябре 1964 г. алжирцы получили четыре торпедных катера пр. 183 (НАТО - P-6), а 10 ноября 1964 г. в Алжир были доставлены еще два торпедных катера пр. 183 (НАТО - P-6). Обе поставки осуществлялись в соответствии с советско-алжирским соглашением об оружии 1963 г. В алжирском флоте получили бортовые номера наименования 623 - 628.
В целом ряде материалов той поры, к примеру, в материале журнала «African Forum» 1966 г., сообщалось о наличие в Алжире 8 торпедных катеров - «Офицеры зарождающегося алжирского флота отправились в СССР, чтобы научиться управлять восемью советскими моторными торпедными катерами класса P-6 поставленными в Алжир.» В сообщении о восьми торпедных катерах видимо имеется в виду поставка из СССР шести единиц и оставшиеся две аналогичные единицы от переданных в 1963 г. Египтом. Но разобравшись в ситуации современные издания, в том числе в книгу «Курсом чести и славы» Москва-Жуковский «Кучково поле» 2006 г. написала о поставке СССР 8 торпедных катеров - «Советско-алжирское сотрудничество по линии ВМФ началось в 1963 г., а поставки военно-морской техники – через год, когда флот этой страны получил от ВМФ СССР первые 8 торпедных катеров.» Хотя реально тогда из СССР были поставлены только 6 торпедных катеров.
В 1964 г. алжирцам был поставлено 1 малое гидрографическое судно пр.220 (НАТО - Sekstan) получивший наименование «VASOUYA» A640.
В 1965 г. был поставлен 1 морской водолазный бот пр. 522 (НАТО - NYRYAT) получивший наименование «YAVDEZAN» VP 650.
Продолжалась обучение командного состава молодой алжирской армии в военных училищах и академиях СССР. С апреля по декабрь 1964 г. 28 офицеров прошли курс обучения в академии им.М.Фрунзе, в 1965 г. в СССР были отправлены на год 25 офицеров в том числе все командиры округов и их начальники штабов, командующий флотом.
В апреле 1965 г. президент Бен Белла направил командующего флотом Мохамеда Бенмуссата (Бен Мусса) в СССР на годичный курс обучения. Стажировка проходила в Москве, затем в Ленинграде. На время его отсутствия исполняющим обязанности главы ВМС был Рашид Беньельес (Rachid Benyelles). Отправка командующего на учебу проходила несколько нестандартно. 27 апреля 1965 г. военная делегация Алжира, во главе с министром обороны полковником Хурари Бумедьеном прибыла в Москву на переговоры. В составе делегации были командующий военно-воздушными силами капитан А. Латреш и главнокомандующий военно-морскими силами капитан М. Бенмуссат (Бен Мусса). Завершив переговоры Бумедьен отбыл домой прибыв 9 мая в Алжир, а оба командующих ВВС и ВМС остались в СССР для учебы.
Однако с учетом акцента на военно-морскую подготовку и все более активный выход алжирских судов в море, СССР как полагали специалисты, должен был поставить больше военно-морских судов, в том числе дополнительные торпедные катера и другие типы патрульных судов. Тем более что еще 14 октября 1963 г. в меморандуме Рида Банди президенту указывалось «…у нас есть сообщения, что СССР может предоставить Алжиру 12 MTB, 3 подводных охотника и несколько МИГов…» MTB это моторный торпедный катер. И новые поставки не заставили себя ждать, несмотря на изменения в стране.
В ночь на 19 июня 1965 г. в стране произошло свержение Бен Беллы и замене его Революционным Советом во главе с бывшим министром обороны полковником Хурари Бумедьеном. Ввиду того что командующий флотом Мохамед Бенмуссат (Бен Мусса) находился на учебе в СССР, заговорщики 18 июня встречались с его заместителем Рашидом Беньельесом, заручились его согласием и определили ему зону ответственности в районе Алжира. Как сказали советским специалистам алжирские военные «Бен Белла провел в конституцию некоторые положения для ускоренного построения социализма в нашей стране. Нам это не понравилось, потому что нет материальной базы. А вот когда будет создана материальная база, тогда мы семимильными шагами пойдем к социализму.»
Приход к власти Бумедьена.
Свержение Бел Беллы положило начало новому этапу в истории суверенного Алжира. Молодое независимое государство перестало быть "африканской Кубой" (тем более, что Фидель Кастро резко осудил переворот, приняв сторону Бен Беллы), перестало быть полем для экспериментов различных (в том числе — сугубо экстремистских) моделей социализма, а также — пристанищем для иностранных теоретиков и политических эмигрантов крайне левого толка. "Алжир хочет быть просто Алжиром — сказал Бумедьен 30 июня 1969 г. — Он не нуждается в поучениях извне, а его сыновьям не нужны иностранные советчики, чтобы давать уроки, как строить социализм или новое общество".
Свержение Бен Беллы заставило Москву проявлять больше сдержанности перед Бумедьеном, чьи антикоммунистические позиции были хорошо известны. Советское правительство немедленно и на несколько недель приостановило все поставки оружия и запасных частей, для алжирской армии.
Для прояснения ситуации бывший посол в СССР Бен Яхия отправляется в Москву в качестве эмиссара Национального совета революции, органа, который принял на себя все полномочия после государственного переворота. Советские руководители Л.И.Брежнев, А.Н.Косыгин и А.А.Громыко встречаются с ним 21 июня и эта беседа позволила устранить неопределенность в алжиро-советских отношениях.
Затем в ходе нескольких официальных переговоров представителей АНДР и СССР, состоявшихся в 1965 году, в том числе и в ходе визита президента Бумедьена с директором военной безопасности Касди Мербы (Kasdi Merbah) в декабре 1965 г., были подтверждены и развиты практические вопросы советско-алжирского военного сотрудничества, уточнены объемы, сроки и виды поставок советского вооружения для Национальной народной армии Алжира. Были обсуждены формы оказания помощи в обучении личного состава и квалифицированной подготовке офицерских кадров.
В октябре 1965 г. в Алжир был приведен первый малый противолодочный корабль пр. 201M (НАТО - SO-I). Затем в ноябре-декабре 1965 г. алжирцы получили еще два противолодочных корабля пр. 201M (НАТО - SO-I). В книге Дмитриев Г.С. «Проверены морем» Вертолет 2009 г. сообщается, что Керченский завод № 532 «Залив» в период 1962-1967 гг. построил целый ряд МПК пр.201М, в том числе 3 для Алжира с заводскими номерами 570-572. МПК получили номера «№ 651», «№ 652» и «№ 653».
3 ноября 1965 г. по приглашению алжирских властей на празднование Дня Независимости прибыла советская военная делегация во главе с первым заместителем Министра обороны СССР, начальником Генерального штаба, Героем Советского Союза маршалом Советского Союза М.В. Захаровым. В состав делегации входили начальник главного оперативного управления Генштаба генерал-полковник М.И. Повалий и заместитель начальника 10-го Главного управления Генштаба генерал-полковник Г.Ф. Воронцов. Помимо прочего делегация посетила военно-морское училище в Сирокко.
С 13 по 19 декабря 1965 г. новый президент Алжира находился с официальным визитом в Москве. Никаких значимых соглашений подписано не было, Бумедьен подтвердил сохранение социалистической ориентации алжирского руководства, и стороны подчеркнули обоюдное стремление к полному восстановлению прежнего уровня отношений и развитию новых проектов.
В январе 1966 г. в Алжир был доставлен один катер торпедолов пр. 368П (НАТО – POLUCHAT) получивший наименование «А641».
В марте 1966 г. советские руководители Л.И. Брежнев и А.Н. Косыгин решив окончательно положить конец разногласиям в двухсторонних отношениях вызванных свержением Бен Беллы, направили Бумедьену личное послание, предлагая ему увеличить советскую военно-экономическую помощь. Что было выгодно обеим странам и энергично стало претворяться в жизнь. Политические намерения были подкреплены первым посещением советскими боевыми кораблями Алжира.
25-29 апреля 1966 г. в порту Оран (Алжир) находился отряд кораблей в составе плавбазы «Тобол» – флагман, эсминца, 2 подводных лодки пр.613 «С-268» (к-2р. И.Я.Бардьян) БФ, «С-280» (к-2р.А.Б.Швайгер) БФ и танкера. «Тобол» выполнял межфлотский переход из Николаева на Северный флот. Экипажам дали возможность сойти на берег и осмотреть город. Алжирское руководство и местная печать тепло приняли приход советских кораблей. Советские боевые корабли в 1966 г. второй раз заходили в порт Алжир, 10-14 ноября в составе БРК «Зоркий», 2 ПЛ пр.641 «Б-25», «Б-103», плавбазы «Виктор Котельников» и танкера «Днестр» под командованием капитана 1 ранга И.С. Лапшина. Оба визита получили теплый прием от местных властей. Помимо боевых кораблей с 12 по 16 мая три наших гидрографических судна находились в порту Алжир.
С ноября по декабрь 1966 г. Алжир получил шесть ракетных катеров пр. 183Р (НАТО - Komar). Получили номера наименования «№ 671», «№ 672», «№.673», «№ 674», «№ 675», «№ 676».
Непростой 1967 год.
В начале 1967 г. алжирское руководство начало выражать желание пересмотреть условия советской военной помощи. В первую очередь это касалось финансов – выплат за поставленное оборудование, а во вторых сокращения численности военных специалистов. Эти вопросы рассматривались во время визита в Москву с 14 по 21 января командующего Шабу, генерального секретаря национальной обороны Алжира, и капитана Гурина, офицера из ближайшего окружения полковника Бумедьена. Их миссия была направлена на то, чтобы привлечь внимание Кремля к чрезмерной нагрузке, которую представляет для алжирских финансов военное сотрудничество. Вот как это отражено в документах французского МИД: «…добиться от советских властей пересмотра условий кредита, предоставленного в 1963 году на поставки вооружений. Алжирцы [требуют] изменения сроков погашения и положений, касающихся валют, в которых должны производиться эти выплаты». А ведь стоимость материалов, поставленных СССР Алжиру в период с июля 1962 г. по апрель 1967 г., оценивалась французскими источниками в 1,64 миллиарда франков.
В связи с тем, что Советский Союз осуществлял значительную программу военного сотрудничества с Алжиром, в стране работало около 700 советских военных специалистов, которые помогали алжирцам осваивать советскую военную технику и эксплуатировать ее, на них же лежала организация учебных курсов в алжирских военных училищах. Встречающиеся данные об ином количестве военных специалистов в 1000, в 1500 и даже в 2000 человек связаны с тем что в это число включают не только переводчиков но и гражданских специалистов. Претензии алжирской стороны касались численности и квалификации наших специалистов, алжирцы считали их слишком многочисленными и недостаточно самостоятельными из-за того что им требовался переводчик, в отличие от тех же французов. В стране продолжали оставаться французские специалисты, на начало мая 1966 г. в алжирской армии служили в общей сложности 358 французских советников, врачей и техников, в том числе и в ВМС, и их число выросло почти до 400 в 1968 г. Советская сторона была не против сокращения советников, как заявил в феврале 1967 г. советский военный атташе в Алжире своему французскому коллеге, СССР одобрял план постепенного сокращения числа советских инструкторов «некоторые из которых теперь могут быть заменены алжирскими стажерами, вернувшимися из Восточной Европы».
Видимо все эти противоречия алжирского руководства стали причиной отмены запланированного на 21-25 марта 1967 г. в Оран (Алжир) визита нашего отряда кораблей в составе - крейсер «Дзержинский», эсминец «Благородный», две субмарины пр. 641 и танкера.
Но дальше случилась Шестидневная война (5-10 июня 1967 г.), которая показала низкую подготовленность алжирских военных в управлении сложной боевой техникой. Алжир поддержал ОАР в его войне с Израилем, направив 29 мая свои воинские части – 3 пехотных батальона (1500 человек) на Ближний Восток. После катастрофического начала войны, советское руководство предприняли срочные меры для оказания военной помощи ОАР в ускоренной поставке авиационной техники. Для этого наша сторона договорилась с Революционным советом Алжира о срочной переброске имеющихся в Алжире советских истребителей египтянам, с последующей компенсацией их Алжиру со стороны СССР. Уже к 8 июня в Египет прибыло 48 алжирских истребителей (по окончанию вернули только 6), в их перегонке участвовали советские специалисты, находившиеся в Алжире, перегнав самолеты, они вернулись обратно. Кроме того с 8 июня начинает действовать советский воздушный мост в том числе и в Алжир. Не простаивал и морской транспорт, как отмечал французский МИД: «8 июня "Юрий Гагарин" выгружает военную технику, а 12 июня еще один советский грузовой корабль, 31 контейнер с ракетами "Стикс" для катеров "Комар" и зенитную артиллерию.»
По данным польского военного атташе в Алжире, алжирский военно-морской флот по состоянию на июль 1967 года, состоял из эскадры больших торпедных катеров типа Р-6 (8 судов), эскадры малых торпедных катеров (охотников за подводными лодками) в составе 3 судов, эскадры ракетных катеров (типа “Комар”) в составе 6 судов, тральщика, водолазного корабля и учебного судна.
Шестидневная война привела к пересмотру советской позиции в отношении военного сотрудничества с Алжиром, несмотря на то что политические отношения между Москвой и Алжиром ухудшились после отказа Советского Союза от прямого участия в войне с Израилем. 7 июня в своем послании А.Н.Косыгину Бумедьен выразил несогласие в отношении позиции, занятой СССР, а 9 июня в Алжире и вовсе прошли антисоветские демонстрации, а алжирское руководство заявило, что обучающиеся в военных вузах СССР студенты будут отозваны на родину (позже это заявление было дезуавировано). Все это привело к тому 5 августа 1967 г. посол Н.М.Пегов покидает Алжир без замены, и только восемь месяцев спустя, 23 апреля 1968 г. прибыл новый посол.
Но верная своим обязательствам Москва продолжала делать то что обещала. В июле 1967 г. было поставлено 50 истребителей МиГ-17, предназначенных для замены самолетов, переданных в июне в распоряжение ОАР, в сентябре 1967 г. был поставлен ракетный катер пр.205 (НАТО – Osa), кроме того в этот период было поставлено различное оборудование, предназначенное для Сухопутных войск - зенитная артиллерия, танки Т-34 и Т-54, бронетранспортеры БТР-152 и зенитные ракетные установки.
Наши корабли в 1967 г. выполнили три визита в Алжир. 19 августа 4 корабля (в том числе БРК «Прозорливый») заходили в порт Алжир, сообщалось о сходе советских моряков на берег для приобретения подарков. Как вспоминал Борис Евсеевич Пукин «Нас очень хорошо приняли в Советском посольстве. Чувствовалось, что работники посольства и другие сотрудники советской «колонии» истосковались по общению со «свежими» земляками. Наш приход, демонстрация ракетного оружия помогло посольству в решении важных вопросов. На Востоке уважают силу.» 14-19 сентября заходили 6 кораблей – 2 эсминца, 2 подводные лодки, тральщик и буксир. Кстати их визит состоялся как раз после того как 7 сентября отряд американских боевых кораблей нарушил границу алжирских территориальных вод, а американский МИД отверг все претензии алжирцев. 14-21 ноября 5 кораблей - эсминец, 2 подводные лодки и 2 судна снабжения выполнили «техническую остановку».
Всего по линии флота Алжир от СССР до конца 1967 г. получил целый ряд кораблей:
- два тральщика пр.254К (НАТО - T-43) «МТ-493» и «МТ-505» 17 августа 1967 г. пришли с Черного моря (туда они 19 декабря 1966 г. были перечислены из состава Северного флота), переданы ВМС Алжира в 1968 г. и получили номера «М-221» и «М-222».
- три ракетных катера пр. 205 (НАТО – Osa), «№ 267» прибывший в сентябре и переданный 7 октября 1967 г., «№ 367» и «№ 167» переданные в ноябре 1967 г. Все три катера вступили в строй в 1965 г.
- три малых противолодочных корабля пр. 201M (НАТО - SO-I) в октябре 1967 г., получили номера «№ 654», «№ 655» и «№ 656».
В конце года в Алжире вновь едва не произошел переворот. В ноябре 1967 г. Бумедьеном распустил исполнительный секретариат ФНО, и 14 декабря начальник генштаба ННА Тахар Збири двинул танки на столицу, но его мятеж уже 15 декабря был подавлен верной правительству авиацией. Бежавший за рубеж Збири полагал, что перевес сил в битве склонился в сторону Бумедьена, когда около 10 часов утра, в день переворота советские летчики, находившиеся в Алжире в качестве инструкторов-пилотов, на своих МИГ-15 и МИГ-17 на сверхзвуковой скорости угрожающе пролетели над колоннами танков повстанцев. Флот в противостоянии участия не принимал.
1968 г. передача ВМБ Мерс-эль-Кебир.
2 февраля 1968 г. Франция передала контроль над главной военно-морской базой Мерс-эль-Кебир алжирским властям. Эта крупная морская база, которая поглотила с 1947 г. 70% ассигнований, выделенных управлению морских работ Министерства Военно-Морского флота, или 200 миллиардов старых франков, плюс 7 миллиардов, полученных по кредитам НАТО. Кроме того с 1962 г. по 1967 г. на Мерс-эль-Кебир Францией было потрачено еще 67 миллиардов франков, так в Швейцарии в 1963 г. было закуплено на несколько миллиардов станков для его арсенала. Но все еще не была окончательно закончена, так у нее все еще отсутствовали защитные герметичные двери от ядерного взрыва в подземных укрытиях кораблей. Но все же это было огромное сооружение имеющее глубоководные обширные гавани, отлично оснащенные доки и мощную электростанцию. База имела 9 гигантских подземных резервуаров объемом 5000 м3 для белых углеводородов (бензин, мазут), а также 9 других резервуаров еще больших объемов 15 000 м3, для масел и нефтепродуктов. Имелось даже небольшое производство торпед. Подземная часть базы имела несколько этажей туннелей, в общей сложности их длинна, составляла 15-километров. 4 больших укрытия служили складами под боеприпасы, жилыми помещениями, госпиталем и казармами. Командный пункт был расположен в укрытии высотой 25 метров, шириной 50 метров и длиной несколько сотен метров, и был оснащен всеми удобствами, современными для того времени средствами связи что позволяло контролировать всю западную часть Средиземноморья. А всего для постройки базы было использовано 15 миллионов тонн бетона.
Это стало важным национальным достижением, поскольку эта база имела первостепенное значение, позволив алжирскому флоту получить инструмент для руководства, а также для технической, логистической и сдерживающей поддержки в регионе, спланировать организацию и строительство военно-морской инженерной мастерской и развертывание ее сил для отражения любой опасности. Командиром базы стал один из основателей алжирского флота Рашид Беньельес. Он в своих мемуарах “Dans les arcanes du politique 1962-1999” рассказал о своем командовании базой Мерс-эль-Кебир недалеко от Орана и церемонии передачи этой территории Алжиру. В своем подробном отчете он даст наиболее исчерпывающее описание базы, которая так будоражила коллективное воображение по обе стороны Средиземного моря. При этом он указывает на разрыв между средствами алжирской армии того времени и гигантизмом базы, которую он пытался поддерживать и оптимально использовать.
В апреле 1968 г. после восьмимесячного отсутствия в Алжире появился новый советский посол. 23 апреля новый посол СССР в Алжире Д.П.Шевлягин вручил свои верительные грамоты полковнику Бумедьену. Он также вручил ему послание от советского лидера Л. И. Брежнева. Этим посланием, ссылаясь на соглашения, подписанные в 1963 году правительствами двух стран, как бы напоминало, об обязательствах, взятых Алжиром на себя в области военного сотрудничества с СССР.
Советские послание вызвало недовольство алжирских властей, тем более что в ходе предварительных бесед в начале июля 1968 г. предшествующих визиту министра обороны СССР Маршала А.А. Гречко, советские представители снова обратились с просьбой о размещении советских советников в отдельных подразделениях армии, в частности в ВМС и ВВС.
Маршал А.А. Гречко после посещения Каира и Дамаска с 15 по 19 июля находился в Алжире. Андрей Антонович посетил алжирские военные базы, в том числе 16 июля и Мерс-эль-Кебир. Там он мимоходом поздравив нескольких французских специалистов, оставшихся в рамках сотрудничества, заявил, что по договоренности с правительством Алжира советский флот будет использовать базу для «отдыха, ремонта и снабжения там.» Встретился он и с президентом Бумедьеном, в беседе он выступал с предложениями об углублении советской роли в реформировании алжирской армии. Но алжирская сторона заявила что они «не готовы принять то, что приняли египтяне, а именно присутствие советских офицеров в штабе или штабах.» Этим полковник Бумедьен подтвердил стремление своей страны к независимости от Кремля в военных вопросах, хотя и не возражал против поставок советского оружия, не связывая это с советской опекой. К сожалению, из-за событий в Чехословакии А.А.Гречко был вынужден прервать визит раньше запланированного, планировался недельный визит.
Оброненные маршалам слова, дали западным изданиям повод начать распространять слухи, что Советский Союз возьмет командование над базой. В ответ 23 июля Москва объявила что: «нелепость этого утверждения не нуждается ни в каком доказательстве.» Об этом же говорили и алжирские представители, так в феврале 1968 г. спустя несколько дней после передачи базы, министр иностранных дел Алжира Абдельазиз Бутефлик заявил: «Об использовании базы Мерс-эль-Кебир иностранными силами не может быть и речи.»
Но слухи продолжали разрастаться, причем для этого использовался любой повод. 21 сентября итальянцы сообщили, что по данным разведки НАТО алжирцы поручили российским специалистам техническое обслуживание базы Мерс-эль-Кебир в частности, подземной электростанции. В принципе в этом не было ничего необычного, электростанция представляла из себя сложный объект и сами местные с ней справиться не имели возможности, а вот с помощью наших спецов вполне. Командовавший тогда базой Рашид Беньельес вспоминал о том как восстанавливали работоспособность в главном бункере, после того, как ее оборудование вышло из строя: «После более чем шести месяцев работы две новые установки кондиционирования были введены в эксплуатацию. Только что был сделан важный шаг в контроле над подземными сооружениями. Спустя чуть больше года после эвакуации военно-морская база Мерс-эль-Кебир, в которой птицы дурного предзнаменования видели будущую грибную ферму, снова пришла в рабочее состояние.» При этом общее количество советских специалистов там было невелико. В архиве Министерства иностранных дел Франции (AMFAE) в записке из Алжира от 29 января 1969 г. говорится: «… посольство не располагает какой-либо информацией о предстоящем увеличении числа российских инструкторов в Мерс-эль-Кебире. Число сотрудников военно-морской базы стабилизировалось на уровне от 30 до 40 в течение нескольких месяцев, если не с момента ухода французского флота. При нынешнем состоянии алжирского военно-морского флота, его планах и направленности маловероятно ( ... ), что число российских инструкторов увеличится в ближайшем будущем. Можно допустить, что около двадцати советских людей участвуют в обучении моряков и около десяти в управлении базой. Подземные эксплуатационные сооружения не используются.»
15 октября 1968 г. советская военная делегация, состоящая из старших офицеров Советской Армии прибыла в Алжир по приглашению министра обороны Алжира, предположительно для обсуждения деталей нового соглашения.
И после этого опять возобновились слухи о советских претензиях на военно-морскую базу в Мерс-эль-Кебире. Ближе к концу года французское правительство обратилось к президенту Бумедьен с требованием официальных гарантий что Мерс эль-Кебир не будет передан в аренду Советскому Союзу до 1977 года, именно до этого года франко-алжирские соглашения 1962 года давали Франции право использовать его.
В ноябре 1968 г. правительство Алжира официально и решительно опровергло сообщения прессы относительно советских намерений, в то время как алжирская пресса также отвергла аргументы о том, что Алжир постепенно попадает под советское влияние. Правительство Алжира вновь заявило о своей оппозиции к созданию иностранных баз и заявив, что «ни пяди алжирской земли будет передан иностранной державе». А 15 ноября ТАСС также выступил с официальным опровержением: «ТАСС было поручено решительно опровергнуть как абсолютно беспочвенное выдумка. утверждения, распространенные в западной прессе о создание советской военно-морской базы в Мерс-эль-Кебире и сети Советские ракетные установки в Алжире». А 9 декабря 1968 г. «Правда» со ссылкой на официальные круги Алжира, сообщила что все сообщения про советскую базу были направлены на то, чтобы скрыть возросшую активность Шестого флота.
В ноябре 1968 г. в Алжир были доставлены из СССР 6 торпедных катеров пр. 183 (НАТО - P-6). В алжирском флоте получили бортовые номера наименования 629 - 634.
В 1968 г. советские корабли выполнили по одним данным 3 по другим 4 визита в Алжир. В том числе 6-19 августа отряд кораблей в котором были ПЛ пр.641 с экипажами которых командовали к-2р. И.М. Стрюков (командир 276-го резервного экипажа, возможно «Б-109» основной к-2р. В.И. Хлопунов) и к-2р. В.В. Жданов (командир 465-го резервного экипажа, возможно «Б-53» основной к-2р. Ю.А.Путинцев). 22 -29 ноября отряд кораблей под флагом командира 5-й эскадры вице-адмирала Б.Ф. Петрова, в том числе крейсер «Михаил Кутузов», тральщик с бортовым 492, 2 ПЛ пр.641 «Б-6», «Б-49», танкер «Койда». Кроме того видимо в конце года посетили Алжир три подводные лодки пр.641 с бортовыми номерами - 941, 973 и 976 и плавучая мастерская «ПМ-24».
При этом стоит учитывать, что алжирская сторона в военно-морском сотрудничестве обращало свое внимание и на другие страны. С 14 по 21 ноября 1968 г. с визитом во Франции находится командующий алжирским флотом Мохамед Бенмусса (Бен Мусса). Он проинспектировал учебные базы ВМС Франции в Бресте и Тулоне и обсудил вопросы, представляющие взаимный интерес, в Париже с министром обороны. Хорошо информированные круги в Париже предполагали, что этот малоизвестный визит стал прелюдией к более тесному сотрудничеству между военно-морскими силами двух стран. Алжир заинтересован во французском военно-морском оборудовании, включая корабли, а его курсанты могут пройти подготовку в ВМС Франции. Несколько отстраненное отношение к нашим морякам было отмечено тогдашним начальником штаба Средиземноморской эскадры вице-адмиралом В.В. Платоновым во время ноябрьского визита наших кораблей: «В воюющих странах высший командный состав всячески демонстрировал нам свои симпатии. В Алжире же командующий флотом нас так и не посетил, ссылаясь на занятость (мол, только что вернулся из Парижа). По информации военно-морского атташе он просто демонстрировал лояльность НАТО, в штабе которого накануне прозвучали резкие заявления против нашего присутствия в Средиземном море. А от Франции в независимом Алжире очень многое зависело, в том числе и в вооруженных силах.»
На начало 1968
г. численный состав алжирского флота за время первого этапа быстро увеличился и
достиг примерно 2700 человек, включая 250 офицеров. Такое увеличение
объясняется массовой отправкой алжирцев на обучение по
военным специальностям за рубеж, только в 1965 г. в СССР находилось около 450
военнослужащих.
Основной задачей флота была оборона баз и портов, патрулирование и береговая охрана.
Советские военно-морские специалисты оказывали значительную помощь в деле становления алжирского флота. Алжирское руководство, высказавшись в июле 1968 г. резко отрицательно против присутствия советских военных советников на высшем уровне, продолжало благожелательно относиться к советским специалистам и инструкторам непосредственно занятым обслуживанием техники и помогавшим личному составу осваивать боевую технику, создавая им благоприятные условия для работы. К началу 1969 года под жилье для инструкторов, которые приехали обучать алжирских моряков обращению с ракетными катерами было реквизировано около 150 квартир и вилл в районе Орана и Мерс-эль-Кебира. Но на присутствие советских инструкторов в алжирском флоте западные страны смотрели как на передовой отряд вооруженных сил СССР в этом районе Средиземноморья. Так 16 июля 1968 г. "Таймс" например, писала, что «… несколько ракетных катеров "Комар" под алжирским флагом, с советскими техническими специалистами... в составе, могли бы помочь заполнить вакуум, прежде чем будет установлено сколько-нибудь значительное военно-морское присутствие СССР в Западном Средиземноморье.» Что было совсем не так.
Корабельный состав включал в основном корабли советской постройки:
2 тральщика пр.254К (НАТО - T-43) - «М-221» и «М-222».
6 малых противолодочных кораблей пр. 201M (НАТО - SO-I) - «№ 651», «№ 652», «№ 653», «№ 654», «№ 655» и «№ 656».
3 ракетных катера пр. 205 (НАТО – Osa) - «№ 167», «№ 267», «№ 367».
6 ракетных катеров пр. 183Р (НАТО - Komar) – «№ 671», «№ 672», «№.673», «№ 674», «№ 675», «№ 676».
14 торпедных катеров пр. 183 (НАТО - P-6) два оставленных Египтом неизвестны, а советские «№ 623», «№ 624», «№ 625», «№626», «№ 627», «№ 628», «№ 629», «№ 630», «№.631», «№ 632», «№ 633», «№ 634».
1 торпедолов пр. 368П (НАТО – POLUCHAT) - А641.
1 морской водолазный бот пр. 522 (НАТО - NYRYAT) - «YAVDEZAN» VP 650.
1 малое гидрографическое судно пр.220 (НАТО - Sekstan) - «VASOUYA» A640.
1 учебный корабль (бывший тральщик типа BYMS) - «Sidi Fradj».
Несколько катеров прибрежного наблюдения, в том числе шесть 20-тонных французского производства типа Ondine.
Литература.
· «Ближневосточный конфликт. 1957-1967 гг. из документов архива внешней политики Российской Федерации». Москва. 2003 г. том 2.
· Богучарский Е.М. «СССР и Алжир. 60-е – 70-е годы ХХ века» Новая и новейшая история №3 2008 г., ссылка СССР и арабские страны, 1917-1960. М., 1961 г.
· Дмитриев Г.С. «Проверены морем» Вертолет 2009 г.
· Коновалов М. «Мои командиры.». Часть 5. с сайта <http://flot.com/blog/historyofNVMU/5225.php?sphrase_id=1410306>
· «Курсом чести и славы» Москва-Жуковский «Кучково поле» 2006 г.
· Ланда Р.Г. «История Алжира. XX век.» М.: Институт востоковедения РАН, 1999 г.
· Леонтьев А., Дымов Ю. «Пожар войны на Ближнем Востоке» «КЗ» 09.06.1967 г.
· Мруг Василий Пантелеевич–выпускник ВИИЯ 1955 года о работе советских военных специалистов в Алжире. 30.12.2015 г.
· Новиков М., Сгибнев А. «Подвиг на земле Алжира.» М., 1965 г.
· Осипов Е.А. «Советско-алжирские отношения в 1962-1971 гг. в контексте соперничества между Москвой и Парижем. По материалам РГАНИ и архива МИД Франции» Genesis: исторические исследования. № 11 2022 г.
· Павленко А. «Десант на минные поля» «КЗ» 16.06.2000 г.
· Павленко А. «Оружие – миноискатель» «КЗ» 28.09.2001 г.
· Павленко.А. «Спасибо, дедушка сапер!» «Красная звезда» 20.07.2002 г.
· Платонов Виталий Васильевич «Наша эскадра» 2012-02-07
· Пукин Борис Евсеевич «Воспоминания о былом» Севастополь 2003 г. с сайта <http://airnat.narod.ru/K4_Pukin.html>
· Химаныч Олег «Крутые повороты штурмана Ганзия» «Корабельная сторона» 29.11.2005 г.
· Черкашин Николай «Черная эскадра» Москва, 2003 г.
·
«ALGERIA
IN THE SOVIET ORBIT: A MAGHRIBI MIRAGE?» 1969, CIA-RDP78-03061A000400020007-0
·
«Algerians,
French Begin Talks» AIR FORCE Magazine, February 1969
·
Boris
Morozov “The Soviet Union and the June 1967 Six Day
War” 2008 г. Глава 6. Mikhail Monakov
«The Soviet Naval Presence in the Mediterranean at the Time of the Six Day War.»
·
David
Ottaway, Marina Ottaway
«Algeria. The Politics of a Socialist Revolution» 1970
·
Édouard Bonnefous «Avant l'oubli : La Vie de 1940
à 1970» 1987
·
Guy
de Carmoy «France, Algeria, and the Soviet
Penetration in the Mediterranean» Military Review, March 1970
·
Irina
GRIDAN, Gaëlle LE BOULANGER «Une
collaboration pragmatique et circonspecte:
les relations militaires entre l'Algérie
et l'URSS, de l'indépendance
au début des années 1970» Outre-Mers, T. 95, № 354-355 (2007)
·
«Jane's
Fighting Ships 1972-73»
·
«Jane's
Fighting Ships 1978-79»
·
«Jane's
Fighting Ships 1982-83»
·
Heidi
S. Phillips «HOST PRESS COVERAGE OF SOVIET NAVAL VISITS TO ISLAMIC COUNTRIES,
1968 – 73» June 1976
·
«HISTORY
OF THE ALGERIAN NAVY» с сайта
<https://www.mdn.dz/site_cfn/sommaire/presentation/histoirefn_an.php>
·
«Memorandum
From Robert W. Cover of the National Security Council Staff to the President's
Special Assistant for National Security Affairs (Bundy)» Washington, October
14, 1963
·
Michel
Salomon «Méditerranée rouge. Un nouvel empire soviétique?» 1970
·
«Middle
East Record 1968»
·
«MOHAMED
BENMOUSSAT. Premier commandant de la Marine Nationale
Algérienne après l’indépendance
(1962-1978)»
·
Mohammed
Ali Bakari «The Democratisation
Process in Zanzibar. A Retarded Transition» 2001
·
Mohammed
Lakhdar Ghettas «Algeria
and the Cold War International Relations and the Struggle for Autonomy» 2017
·
«PROGRESS
OF THE SOVIET MILITARY AID PROGRAM» WEEKLY SUMMARY, November 5, 1965.
CIA-RDP79-00927A005000130001-4
·
Przemysław Benken «An
unfortunate ally of the United Arab Republic. The People’s National Army of the
People’s Democratic Republic of Algeria during the 1967 Arab-Israeli war» Echa Przeszłości
XXIV/1, 2023
·
«Rachid Benyelles » с сайта <http://www.editions-barzakh.com/auteurs/rachid-benyelles>
·
Richard
F. Nyrop «Area Handbook for Algeria» 1972
·
«Selon les services de renseignements
de l'O.T.A.N. Des techniciens
russes auraient été chargés
par Alger de l'entretien de la base de Mers-El-Kébir» Le Monde 23
septembre 1968
·
SINO-SOVIET
BLOC ECONOMIC ACTIVITIES IN UNDERDEVELOPED AREAS, 18 November 1963
·
Sophia
Arezki «De l'ALN à l'ANP: La construction de l'armée
algérienne (1954-1991)» 2018
·
«Soviet
Aid Activity to Increase in Algeria» WEEKLY SUMMARY November 22, 1968,
CIA-RDP79-00927A006700080001-2
·
«SOVIET
MILITARY DELIVERIES TO ALGERIA» WEEKLY SUMMARY, November 27, 1964,
CIA-RDP79-00927A004700030001-9
·
«SOVIET
NAVAL EXPORTS TO UNDERDEVELOPED COUNTRIES» WEEKLY SUMMARY 13 Jan 1967
·
«The
Soviet Union and the June 1967 Six Day War» 2008
·
«The
Tricontinental Revolution. Third World Radicalism and
the Cold War» 2022
·
«USSR-Algeria»
THE PRESIDENT'S INTELLIGENCE CHECKLIST 11 NOVEMBER 1964
·
«USSR
CONTINUES SUBSTANTIAL MILITARY AID TO ALGERIA» WEEKLY SUMMARY, 14 October 1966.
CIA-RDP79-00927A005500010001-2
·
Warship
International 1969-1
·
С сайта <https://www.forcesdz.com/viewtopic.php?t=361&sid=c492c6369fa72134e24135f08a74d348&start=15>
· С сайта <https://russianships.info/boevye/201.htm?ysclid=m3epnhrsu0557089794>
· С сайта <https://russianships.info/boevye/254.htm>
· С сайта <https://russianships.info/katera/205.htm>
· С сайта <https://www.forcesdz.com/viewtopic.php?t=151>
·
С сайта <http://resourcessgd.kb.nl/SGD/19681969/PDF/SGD_19681969_0001272.pdf>
Розин Александр.