На Главную.

Розин Александр.

Субмарины в сетях.

 

С появлением в морях, океанах стальных «рыб» они порой становились весьма крупным уловом в рыбацких сетях. Подобная добыча особой радости рыбакам не доставляла, тем более что помимо испорченных сетей и упущенного улова эти инциденты иногда оканчивались гибелью рыбацкого судна.  Только в 80-х годах в районе Ирландского моря при загадочных обстоятельствах пропали без вести 16 рыболовных судов с 53 моряками. Так в мае 1984 г. бесследно исчезло британское рыболовное судно, 6 марта 1989 г.  пропал там бельгийский траулер. Союзы рыбаков заявляют что это в основном вина подводных лодок, попав в сети траулера ПЛ тащит его за собой и порой топит его.  И подобные заявления нельзя списать на предвзятость рыбаков. В период с 1982 по 1986 годы в европейских водах Северной Атлантики зафиксировано около 10 случаев улова подводных лодок рыболовными сетями траулеров.  Все эти инциденты были естественно непреднамеренными и являлись следствием стечения обстоятельств. Почти во всех  случаях на лодке неслась вахта, работали акустики и, тем не менее, рыболовецкие суда не были обнаружены до момента происшествия.

Почему же новейшие, оснащенные по последнему слову техники, способные «услышать» цель за несколько сот миль подводные корабли оказываются «глухими» и «слепыми» перед обычным крупноячеистым рыболовным тралом?

Видимо, дело в том, что акустические системы лодок - главное средство освещения обстановки в подводном положении - обычно работают в пассивном режиме, который не позволяет обнаружить практически «бесшумную» снасть. Возможно, в будущем на рыболовных судах и появятся какие-то излучающие акустические устройства, предупреждающие подводников (подобно зеленым огням на реях) о наличии за бортом поставленного трала и в то же время не отпугивающие обитателей моря. Пока же повторение подобных историй вполне вероятно.

Очень хорошо подобный эпизод описал капитан 2 ранга В.Согулякин в своем рассказе «В трале подлодка» опубликованном в газете «Красная звезда» 10 декабря 1983 года: «Нет для подводников ничего менее приятного, чем проходить в подводном положении через районы активного рыболовного промысла при небольших глубинах моря. За мою командирскую практику на Балтике подобные ситуации складывались не единожды. И проявляя максимальную осторожность, осмотрительность, я всегда вспоминал историю из довоенной практики одного из старейших наших подводников, встреча с которым еще в лейтенантские годы во многом определила мою флотскую судьбу. Владимир Иванович, уже офицер в отставке, рассказывал случай с рыбаками так детально, будто .произошел он совсем недавно.

Отработав дневные задачи, подводная лодка, которой он командовал, всплыла для зарядки аккумуляторной батареи. Всю ночь командир придирчиво всматривался в десятки огоньков сейнеров, бегающих вокруг корабля, приходилось постоянно маневрировать.

Наконец на востоке заалел горизонт. И лодка пошла на глубину. Оставив в памяти надводную обстановку, командир определил курс отклонения от района интенсивного лова рыбы, ибо для подводной лодки, идущей на небольшой глубине, рыболовные сейнеры с тралами в те довоенные годы были особенно неприятны.

Погрузив лодку, он обошел отсеки. Вахтенный офицер принимал доклады, наносил обстановку. Она не представляла сложности, и командир спокойно сидел в кресле.

«Скоро завтрак, а там и отдых», — подумал он, посмотрев на часы. За ночь Владимир Иванович изрядно устал, и хотелось хотя бы немного поспать. Наконец, записав свои последние указания для штурмана, вахтенного офицера, передав все свои решения на маневрирование кораблем старпому, командир ушел в свою каюту. Но сон не шел. При длительном подводном плавании сказывается постоянное нервное напряжение. Командирское ухо даже в своей каюте ловит каждый звук машинных телеграфов при даче ходов, журчание воды в дифферентовочной магистрали. Чем реже слышны эти звуки, тем спокойнее — значит в  центральном посту все нормально, лодка хорошо удифферентована, исправно, держит заданную глубину.

Прошло уже более двух часов, как командир сменился и наконец задремал. Вдруг страшный скрип металлического троса по правому борту, идущего с носа в корму, выбросил его из койки. Через три секунды Владимир Иванович уже был в центральном посту. Нос лодки задрался, и боцман начал перекладывать горизонтальные рули на погружение.

 В чем дело? — спросил командир    вахтенного   офицера.     Тот     недоуменно  пожал плечами.

Металлический скрежет дополз до центрального поста. Неизвестный металлический предмет тащился вдоль правого борта подводной лодки.

  Стоп правый! Левый малый вперед! Право на борт! — скомандовал командир на моторы и руль.

Подводную лодку с дифферентом около десяти градусов на корму неизвестная сила тащила вверх. Глубина быстро уменьшалась.

   Левый  средний   вперед! Оба   руля   на  погружение!  — скомандовал     командир   боцману.

   Командир  БЧ-5,  принимать я уравнительную! Штурман,  доложить     глубину  под килем! — отдавал Владимир Иванович команды.

В голове же роем кружились мысли вокруг единственного вопроса — что это может быть?

Можно зацепиться за мачту затонувшего корабля, за старые сети, рыболовные тралы, еще хуже, если это дно моря. Надо было немедленно выяснить, в какую именно попали ситуацию, чтобы знать, как управлять кораблем.

Вахтенный офицер уже напал понимать, что отчасти его невнимательность стала причиной случившегося.

Все делалось, чтобы лодка погружалась, а она упорно стремилась вверх. Боцман только успевал докладывать падение глубины. Ничего не оставалось больше делать, как заполнить цистерну быстрого погружения. Правым мотором командир опасался давать ход, чтобы не запутаться в скребущемся справа по корпусу тросе.

Обстановка была скверной в полном смысле слова. Штурман доложил, что под килем семьдесят метров. Мачта затонувшего корабля, мель отпали. Остался трал сейнера. В таких ситуациях командир еще никогда не оказывался за годы подводного плавания.

«Не допустить, чтобы выловили. Нельзя оказаться на поверхности, замотаться в сетях винтами», — проносились в его голове мысли.

— Заполнить быструю! — скомандовал командир.

Лодка, получив огромную отрицательную плавучесть, лениво остановилась, удивленно вздрогнула и камнем полетела вниз.

Скрежет теперь был слышен почти со стороны всех отсеков. Дойдя до тридцати метров, чтобы не провалиться, продули цистерну быстрого погружения. Боцман переложил горизонтальные рули на всплытие. Скорость падения лодки уменьшилась, но движение вниз продолжалось. Только после принятия новых мер корабль нехотя остановился, замер и медленно пошел вверх.

Теперь задачей было удержать лодку на глубине и освободиться от трала. Как ее решать, эту задачу, командир еще не знал.

Решил проанализировать характер шумов за бортом. В зависимости от того, где больше скрежет, там, видимо, основной, более толстый трос трала, там, где меньший скрежет, там более тонкий трос.

Нетрудно было представить, какие рывки идут от тросов трала на рыболовные сейнеры и какие удивленные лица у рыбаков. Но не могли подводники угадать — спереди или сзади они накинули на корабль свой трал.

Чтобы более точно оценить обстановку, требовалось немного зависнуть я посмотреть на динамику движения трала.

— Вахтенный офицер! Прикажите соблюдать строжайшую тишину в отсеках, командирам отсеков докладывать по порядку обстановку с носа в корму,— отдал Владимир Иванович команду.

Смолк шум в отсеках, и стало слышно, как тросы медленно тянутся вдоль всей подводной лодки с кормы в нос. Скорость корабля падала. Моторы не работали. Лодка по инерции всплывала и вновь начала дифферентоваться на корму. Теперь многое становилось понятным: на рыболовецких судах снова начали подъем трала и снова потащили подводников наверх. Надо опять всеми мерами загонять лодку на глубину. Один раз удалось, удастся ли второй? Скорее, скорее надо выходить из трала. Сейнер тоже предпринимал ответные действия. Скрежет тросов усиливался не только по правому борту, но я сверху, и под килем.

Обстановка по-прежнему не позволяла работать правым мотором. Требовалось отвести корму лодки от сетей. Подводники сманеврировали я, как только в кормовом отсеке но стало слышно скрежета тросов, дали ход и правым мотором. Но глубина по-прежнему падала.

Пришлось вновь заполнить быструю, затем снова продуть ее на набранной глубине. Такими маневрами подводники заставляли рыбаков прекращать выбирать трал. Борьба продолжалась несколько часов. Надо было, не запутавшись в сетях, обогнать под водой сейнер, чтобы попытаться выскочить из трала. Еще три раза пришлось совершать принудительные маневры на глубине. Но вот, дав обоими моторами полный ход, подводники услышали, как исчез скрежет тросов. Еще не веря, что наконец-то они выскочили из железных объятий трала, моряки удивленно смотрели друг на друга. В лодке царила тишина.

Из отсеков неслось бодрое:

— Отсек осмотрен! Замечаний нет!

Минут через пять, оценив обстановку, командир решил подвсплыть под перископ.

Морская гладь светилась, как зеркало. Па море был полный штиль. Видимость отличная... Два сейнер мирно дымили в стороне, видимо, тоже оправляясь от испугов и переживаний, не ведая, какая «добыча» только что освободилась из их трала».

С тех пор мало что изменилось. Правда разница между водоизмещением довоенных подводных лодок и современных дизельных, не говоря  о атомных очень существенна.

 

Хронологический список субмарин пойманных рыбаками за послевоенные годы.

 

1945

― 28 августа в Балтийском море находящаяся в дозоре советская ПЛ «М-90» попала в тралы шведских кораблей, в результате чего командир вынужден был всплыть на поверхность, показать флаг шведам и попросить их дать слабину на трал, чтобы освободиться от него.

 

1952

― 6 августа неопознанная субмарина ВМС Великобритании уносит рыбацкие сети  траулера «Queen Alexandria» у острова Мэн в Ирландском море. Субмарина не повреждена.

 

1956

― 22 апреля ПЛА ВМС США «Nautilus» SSN-571 попалась в сети рыбацкого судна у  побережья Нью-Джерси в 140 милях к юго-востоку от Нью-Йорка, при плавании на  глубине 150 футов. Субмарина почти утянула судно под воду, сети пришлось обрубить. ПЛА не всплывая на поверхность, продолжила путь Гротон (штат Коннектикут). Оцененный ущерб - 1300 $ на каждое судно.

 

1958

― 11 июня траулер «St. Clair» поймал субмарину ВМС Великобритании в сети в районе  Лендс-Энда (Land's End), Великобритания. Причинен небольшой ущерб.

 

1962

― В июле советская дизельная ПЛ пр.613 «С-195» (Кочегаров А.И.) в Баренцевом море  попала в сети норвежских рыбаков, рыбаки сами обрубили сети и всплыв в темноте ПЛ освободилась от сетей.

― 9 октября датская дизельная субмарина под командованием Блонда Петерсона была поймана в сети британского рыболовецкого траулера «Fleet Lady» шкипер Стэнли Дрейк, в проливе Ла-Манш. Подводная лодка маневрируя смогла очиститься от сетей, несмотря на это она всплыла. Капитаны обменялись извинениями и их корабли покинули место происшествия. В связи с этим инцидентом датские подводники острили, что их командир хотел сменить сети НАТО на менее опасные – рыболовные. Дрейк со своей стороны по прибытии в порт заявил журналистам: «Мы выбросили "рыбину" обратно в море, но кто может поручиться, что в один прекрасный день такое не повториться…».

 

1963

― 8 апреля неопознанная субмарина запуталась в сетях траулера «Sunappee» в районе New England (Новой Англии) и утянула с собой невод стоимостью приблизительно 3 000 $.

― 10 июня дизельная субмарина ВМС Великобритании «Rorqual» попалась  в сети траулера.

 

1968

― 11 января французский траулер «Fomalhaut» поймал  дизельную субмарину ВМС Великобритании «Grampus» в свои сети в Ла-Манше. ПЛ всплыла и обе команды в течение  более трех часов распутывали  сети.

― В феврале в Северном море в сети голландского траулера попала норвежская ПЛ. После всплытия лодка освобождена от сетей.

― 9 апреля ПЛАРБ ВМС США «Robert E. Lee» SSBN-601 попала в  сети французского траулера «Lorraine-Bretagne» в Ирландском море. Около получаса она тащила траулер за собой и только потом всплыла. Экипажам подводной лодки и траулера понадобилось пять часов, чтобы освободить ПЛ. Субмарина не повреждена.

― 21 ноября в сети французского траулера «La Belle Poule» примерно в 40 морских милях к югу от Портленд-Билла попала британская дизельная подлодка «Alaric». Сети были повреждены.

 

1969

― Зимой французский траулер «Belle Poule» поймал дизельную субмарину ВМС Великобритании «Porpoise» в  сети недалеко от побережья Великобритании или Франции.

― 13 июня находясь под водой в двух милях от побережья Айршира, дизельная подводная лодка «Onyx» ВМС Великобритании попадает в сети траулеров «Wisteria» и «Watchful». Подлодка всплыла, чтобы осмотреть свою боевую рубку и перископ, они повреждений не получили. А вот сети траулеров были повреждены и не подлежали ремонту.

― 5 сентября французский траулер «Pointe de Barfleur» поймал дизельную субмарину ВМС Великобритании «Onyx» в сети приблизительно в 20 милях к северо-востоку от Шербура в Ла-Манше. Траулер остановился когда лодка попала в сети. Лодка всплыла и после объяснения суда продолжили путь.

 

1974

― В июне  1974 года дизельная субмарина ВМС Великобритании «Andrew» перископом запуталась в сетях английского траулера в Ирландском море.

― 14 декабря ПЛАРБ ВМС США «Kamehameha»  SSBN-642 попала в погруженные рыбацкие сети во время  упражнений в центральной части  Средиземного моря. В результате поврежден винт. ПЛ возвратилась в порт для ремонта.

 

1975

― 23 апреля ПЛА ВМС США «Snook» SSN-592 запуталась в сетях вероятно советского рыболовецкого траулера  при ходе на глубине 150 футов в 30 милях от Сан-Франциско (Калифорния). Всплыв на перископную глубину, лодка вырывается на свободу и уходит из района. Приблизительно 25 советских рыбацких судов находятся в этом районе, когда произошел этот  инцидент.

 

1976

― Неизвестна дата. В запретном для ловли районе у берегов Камчатки колхозный СРТР «Сом» тралом зацепил подводную лодку, а когда лодка дала ход, то траулер задним ходом пошел в три раза быстрее, чем ходил передним, пока не оборвались оба ваера. Лодка  не пострадала.

― В конце января французский траулер у Бреста поймал в сети французскую дизельную субмарину «Le Narval». Сетям нанесен ущерб, на ПЛ повреждена антенна.

― В начале мая  норвежское рыбацкое судно в международных водах недалеко от Мурманска поймала в сети советскую торпедную атомную подводную лодку, на глубине приблизительно 450 футов. Советская лодка всплыла, и рыбаки  видели, что члены экипажа срубали сети. Субмарина позже буксировалась к Мурманску советскими спасательными судами.

― 1 июля  норвежский рыболовецкий траулер «Sjovik» поймал в сети советскую АПЛ класса «Ноябрь» (пр.627) к северу от советской морской базы в Мурманске и она тянула его приблизительно милю в Баренцевом море. После всплытия экипаж освободился от сетей и продолжил путь  к Мурманску.

― 25 августа ПЛА ВМС США «Pollack» SSN-603 попала в  сети японских рыбацких лодок в восточной части Цусимского пролива. В результате инцидента, два траулера потеряли сети.

― 8 октября японское рыбацкое судно «Daito Maru No 55» поймало советскую ПЛАРК пр.670 «К-201» недалеко от Камчатского полуострова. Рыбацкую лодку какое-то время лодка тянула за собой, ПЛАРК пришлось всплывать, швартовая команда рубила трос, японцы всё это засняли. ПЛ погрузилась, об этом не донесла. Съемки попали в печать, оттуда к нашему послу, далее в Москву, в МО, далее ГК ВМФ. Последовал запрос на ПЛ, пришлось сознаваться.

 

1977

― 6-8 июля ДРПЛ пр.651 «Б-73»  (капитан 3 ранга В.И.Борисов, старший на борту командир БПЛ контр-адмирал Костин) СФ в ходе выполнения задач БС, попала в сети рыболовецких судов и намотала трос на левый винт.

― 22 июля ПЛАРБ ВМС США «Henry L. Stimson» SSBN-655 попала рыболовные сети испанского траулера при прохождении патрулирования у побережья  ВМБ Рота (Испания).

 

1979

― 1 марта французская дизельная субмарина «Marsouin» попала в сети французского траулера «Saint Blaise» у побережья Бретани, когда участвовала в военных учениях. Суда  не повреждены, но трал пришлось обрубить.

― 7 марта ПЛАРБ ВМС США «Alexander Hamilton» SSBN-617 запуталась в сетях шотландского рыболовецкого траулера «Акила» у  западного побережья Шотландии в районе острова Джура. ПЛ буксирует траулер в течение приблизительно 45 минут, пока сети не обрезаны.

― 4 июня ПЛАРБ ВМС США «George Washington Carver» SSBN-656 попала в  сети испанского рыбацкого судна в районе  ВМБ Рота (Испания).

― 3 июля дизельная  субмарина ВМС Великобритании «Onyx» попала в сети исландского траулера «Britannia»  в районе Ферт-оф-Клайде (Firth of Clyde) Шотландия.

 

1980

--- 4 ноября неизвестная английская ПЛ у Портленда повредила трал сейнера «Union».

 

1981

― 13 апреля ПЛА США «William H.Bates» (SSN-680) попала в рыбацкие сети в районе Hood Canal (штат Вашингтон).

― В первых числах октября в сети итальянского рыболовного судна у Сицилии попала подводная лодка. Она тащила судно несколько миль пока сеть не порвалась.

― 17 октября советская ПЛ «С-363» (бортовой номер 137) под командованием капитана 3 ранга Анатолия Гущина в Балтийском море в подводном положении в 18.10 попала в трал рыболовного сейнера. Внешних повреждений при осмотре после всплытия выявлено не было, но как оказалось повреждения получила антенна радиопеленгатора. О факте его повреждения на лодке узнали лишь после того как лодка села на мель в водах Швеции.

 

1982

― 18 апреля рыболовный траулер «Crimson Dawn» в Ирландском море зацепился сетями за буксируемую антенну, который буксировала неопознанная подводная лодка. Экипажу удалось освободить траулер, перерезав сети топорами. Инцидент произошел в двадцати милях к югу от затопления траулера «Sharelga».

― 19 апреля ирландский рыбацкий траулер «Sharelga» опрокинулся и затонул в  Ирландском море, после того как в ее сети попала британская дизельная ПЛ «Porpoise» и не всплывая пыталась вырваться из сетей. Экипаж спасся. Британское правительство первоначально отрицало, что субмарина была в районе, но спустя две недели признала свою ответственность за произошедшее.

― 21 сентября американский сейнер ловящий креветки «Howard M.» работавший в  Тихом океане поймал неизвестную ПЛ. Согласно утверждениям Министерства обороны США  это была советская субмарина. Шкипер лодки Дэнни Паркер, сообщил что его тянули приблизительно полторы мили.

― 1 декабря британская АПЛ «Spartan» поймана в сети английского траулера «Algrie» в юго-западных водах Англии.

 

1983

― 12 января 120-футовый французский траулер «Cite D'Aleth» из Бреста затонул в шести милях к юго-востоку от Карнсор-Пойнт, графство Вексфорд, все девять членов экипажа погибли в идеальных погодных условиях. Экипаж послал сигнал бедствия, сообщив, что в его сети попал подводный объект. Родственники членов экипажа обвинили правительства Великобритании, Ирландии и Франции в сокрытии инцидента.

― 3 февраля французский траулер «Jeanne De Lorraine» потерял 1100 метров троса и сетей в 22 милях к востоку от Росслера после того как в сеть попала  неопознанная подводная лодка и тащила их.

― В конце февраля в начале марта 1983г. в сети малого рыболовного сейнера № 0128 «Марс» производственного объединения «Мурманрыбпром» попала подводная лодка. Судно стало двигаться задним ходом при работающем двигателе. Главный двигатель заглушили и сообщили в Мурманск. Капитан послал боцмана с топором к лебедке с приказом рубить его если возникнет опасность. Приблизительно три часа сейнер таскало, из-за малых глубин лодка уйти глубже не могла. В 16 часов субмарина всплыла рядом, это оказалась советская атомная лодка, моряки попытались снять сети с рубки но им это не удалось и их пришлось рубить. После этого лодка ушла, сейнер вернулся в Мурманск.

― 10 марта неизвестная субмарина ВМС Великобритании  попала в сети  рыбацкого судна «Targuen».

― 11 марта датский траулер поймал датскую субмарину в сети у острова Борнхольм в Балтийском море.

― 15 марта приблизительно 15 миль к югу от датского острова Борнхольм в Балтийском море, западногерманский рыболовецкий траулер «Gertraud» поймал советскую или польскую дизельную ПЛ класса Виски (пр.613) в сети. Траулер был окружен военными кораблями Варшавского договора участвующих в маневрах в этом районе. ПЛ всплыла и после освобождения от сети погрузилась оставив траулер с поврежденной сетью.

 

1984

― 2 февраля во время рыбалки в советских водах у Мурманска норвежский траулер «Vesttind» поймал в свои сети подводную лодку, которую военно-морское командование считает российской. 50-метровое судно «Vesttind» и еще один траулер помогали норвежскому океанографическому центру G. O. Sars вылавливать рыбу для научных исследований. Как сказал шкипер судна,  члены экипажа «Vesttind» внезапно почувствовали, что их судно на большой скорости тащит назад, и им пришлось перерезать один из тросов трала, чтобы освободиться. Никто не пострадал.

― 8 марта неопознанная субмарина протащила  ирландский траулер «Oriel» две мили в районе  к востоку от графства Лаут (Louth), Ирландия. Шкипер обрубил сети, чтобы освободить корабль. В этом районе проходили учения НАТО «Тим уорк-84». Официальный  запрос ирландского министерства транспорта имеет место, но его результаты никогда не обнародовались.

― 29 марта в проливе Скагеррлак (Северное море) в сети датского траулера «Ane Kathrine» (180 тонн) попала находящаяся на испытаниях   ПЛ типа 209 построенная для Чили на верфи «Ховальт Веерке» в Киле (в чилийском флоте S 20 «Simpson»), в результате действий подлодки траулер накренился и затонул, погибло три человека. ПЛ ушла с места не всплывая, и как утверждают экипаж ПЛ узнал о случившемся только по приходе в базу. Во время инцидента на борту находилось 6 чилийцев, а лодкой управлял не военный моряк, а работник верфи Хольгер Беридон. Почему так произошло, внятного объяснения не дали, к тому же ФРГ отказалась предоставить вахтенный журнал корабля.

― Май 1984 г. в течение месяца в сети трех траулеров в районе Портавог у побережья графства Даун попадали подводные лодки.

― 19 июня в Северном море в международных водах, в 50 милях от границы норвежских территориальных вод, в районе Ставангера,  в сети норвежского траулера «Bentin» попала советская дизельная ПЛ пр.613 (по классификации НАТО - Виски) «С-277» (капитан-лейтенант Владимир Фролов) БФ.  Следуя в район боевой службы в Норвежском море, ПЛ оказалась в окружении группы рыболовецких судов, за трал одного из которых, несмотря на значительную глубину погружения (120 м), её угораздило зацепиться. Часа три продолжалось отчаянное маневрирование, прежде чем раздались взрывы сигнальных гранат и созрело решение всплывать и освобождаться от снастей в надводном положении. Гранаты, как выяснилось, были сброшены с одного из трех сторожевых кораблей, вызванных экипажем «Бентина».

--- 11 августа неизвестная английская ПЛ у Клайда попала в сети  сейнера «HUNTRESS».

― 14 августа неопознанная субмарина тянет британский траулер «Joanne C.» в  Ла-Манше в течение трех часов ночью после того как она  запуталась в сетях траулера в восьми милях от юго-западного побережья Великобритании. Когда траулер запросил помощь, Береговая охрана приказала резать сети, так как ВМС Великобритании  действительно имела там субмарину. Министерство обороны позже заявило, что единственная субмарина Королевского флота в том районе была на расстоянии в 30 миль от места инцидента,  никаких американских субмарин там близко не было и что по их мнению ПЛ  принадлежит Советскому Союзу или другой стране Варшавского договора. Все же 15 сентября шкипер траулера получил компенсацию более чем 2 000 фунтов стерлингов от Министерства обороны.

― 18 сентября японский траулер «Sumiyoshi Maru» поймала субмарину в свои сети в Японском море. Подлодка тащила судно за собой, пока 3-сантиметровый стальной трос державший сеть не был обрублен. Японцы считали что это советская ПЛ. 20 сентября, советская дизельная ПЛ с баллистическими ракетами класса  Гольф II (пр.629) была обнаружена в надводном положении с белым дымом, выходящим из его рубки и в сопровождении вспомогательного судна в Японском море в 380 милях к западу от Токио. Японцы предполагали что это ПЛ которая попала ранее в сети. За следующие два дня субмарина в сопровождении нескольких советских судов совершила переход во Владивосток своим ходом, куда пришла  23 сентября.

 

1985

― В марте французская дизельная подводная лодка «Daphné» попала в сети французского судна «Кopoc», занимавшегося ловом рыбы у берегов Бретани. Представитель военно-мореного флота Франции после этого случая заявил, что лодка получила серьезные повреждения выдвижных устройств и будет поставлена в ремонт.

― В марте  два небольших японских траулера едва не затонули, когда подводная лодка ВМС Японии «Оясио» при всплытии зацепила натянутую между ними снасть и чуть не перевернула оба суденышка. В последний момент рыбакам удалось перерубить канаты. А подводная лодка, на которой не могли не заметить случившегося, продолжала идти полным ходом.

 

1986

― В ноябре в сети западногерманского траулера «Кервидер» попалась подводная лодка бундесмарине. Она порвала снасти и основательно повредила корпус судна своих соотечественников что причинило им серьезные убытки, и только по счастливой случайности никто из рыбаков не пострадал. А для командира корабля, по его словам, как отмечала газета «Франкфуртер рундшау» «это был мелкий неудачный эпизод».)

 

1987

― 18 февраля  ирландский траулер «Summer Morn»  10 - 20 миль  два с половиной часа таскался по морю американской субмариной с ядерной установкой  в 14 милях к северо-западу от острова Мэн в Ирландском море. Только когда по сигналу с траулера прилетел вертолет «Си Кинг» береговой охраны, и дал сигнал на ПЛ она остановилась и сети были обрезаны. Американский департамент подтвердил, что субмарина была американской, но отказался сказать, что это была за лодка.

― 9 сентября у берегов Франции в сети испанского рыболовного судна «Торнадо» попала французская ПЛ, сеть была сильно повреждена.

― 6 ноября американская атомная ракетная подводная лодка класса Trident запуталась в сети небольшой рыбацкой лодки и столкнулась с ней в канале Худ, в результате чего рыбацкая лодка получила незначительные повреждения.

― 11 ноября  ирландский траулер «Angary» поймал в сети неизвестную ПЛ, она тянула его вперед в течение нескольких секунд до того момента пока не лопнула стальная цепь, проверенная на 32 тоннах напряжения, и исчезает без следа приблизительно в 17 милях к северу от острова Мэн в Ирландском море. Рыбаки подозревают, что субмарина была ВМС Великобритании. Однако министерство обороны заявила, что ни одна британская субмарина не находилась в том районе.

--- 6 декабря неизвестная английская ПЛ у попала в сети  сейнера «Prevail».

 

1988

― Неизвестная дата. Неопознанная субмарина ВМС Великобритании попала в  сети траулера «Inspire» и опрокинула его  в Ирландском море, погибли  два рыбака.

― 7 марта ПЛАРБ ВМС Франции в 40 милях юго-западнее мыса Пенмарк район Бреста попала в рыбацкую сеть.

― В середине июня  у траулера «Strantail» в клочки были порваны сети неизвестной субмариной в 18 милях к северу от острова Тори, Ирландия. Субмарина, которая не имела никакой маркировки, всплыла около траулера и очистила себя от остатков сетей.

--- 3 декабря неизвестная английская ПЛ  повредила сети сейнера «Mount Deen».

 

1989

--- 26 марта неизвестная английская ПЛ у Клайда попала в сети сейнера «Huntess».

― 4 апреля датская рыбацкая лодка «Christin-Michelle» едва не была опрокинута субмариной, пойманной в трал. Предполагается, это была советская дизельная ПЛ класса Виски, замеченная юго-восточнее  Борнхольма недалеко от побережья Дании. Субмарина участвовавшая видимо в советско-немецких учениях, всплыла и очистилась от сетей.

― 17 апреля британское рыбацкое судно «Laurel» вынуждено было обрубить сети, будучи буксируемой неопознанной американской субмариной с ядерной установкой в течение 15 минут в Ирландском море недалеко от берега острова Мэн.

― 24 мая французская ПЛ «La Praya» попалась в сети норвежского рыбацкого судна «Странд сениор» в Северном море недалеко от Шетландских островов. Траулер обрубил сети, чтобы освободить субмарину.

― 16 июня ПЛА ВМС США «Houston» SSN-713 возвращаясь в Сан-Диего (Калифорния) после участия в съемке кинофильма "Охота за Красным октябрем", попала в сети рыбацкой лодки «Fortuna», ни о каких повреждениях не сообщалось, ущерб сети оценен в 2 000 $.

― 28 июня неизвестная субмарина ВМС Великобритании вовлечена в инцидент с рыбацким судном «Huntress» в районе Клайда в Ирландском море. ПЛ свыше 200 метров тащила за собой траулер, после этого она всплыла и освободилась от сетей.

― 12 августа советская дизельная ПЛ пр.641  «Б-440» при несении БС в Баренцевом море на скорости 2 узла на глубине 80 метров попала в трал норвежского рыболовецкого траулера «Орион» к юго-востоку от острова Медвежий в международных водах в Норвежском море. Всплыв в надводное положение командир ПЛ обнаружил норвежский сейнер с выметанным тралом, ваер которого зацепился за киповую планку и кормовой кнехт левого борта. Пять членов экипажа ПЛ пробовали разрезать сеть газовой горелкой, после неудачи сеть срубили топорами и кувалдами. Лодка была сфотографирована, но на связь по УКВ не вышла. При переговорах голосом командир ПЛ национальную принадлежность скрыл. Донесение на КП тоже не сделал. Незастрахованная сеть траулера, оцененная в 70 000 $ была потеряна.

― 12 сентября ПЛАРБ ВМС Великобритании «Resolution» попала в сети ирландского рыбацкого судна «Contester»  в Ирландском море в 25 милях к востоку от Дублина (Ирландия). Траулер тянули назад приблизительно милю на скорости два узла прежде, чем он вырвался на свободу.

― 1 ноября американский рыболовецкий траулер «Recruit»  буксировался назад  субмариной, пойманной в сети в  28 милях к западу от Olympic Peninsula (Вашингтон). Команда  обрубила снасть стоимостью 20 000 $, чтобы избежать потопления.

― 2 ноября советская дизельная ПЛ класса Foxtrot (пр.641) в 13.54 попала в сети норвежского траулера «T.O. Senior» в Баренцевом море, в 50 милях к северо-востоку от Варде (Норвегия). Лодка всплыла. Один советский член экипажа упал  в море при попытке освободить субмарину, но был своевременно поднят. Попытки норвежского корабля береговой службы и советского траулера «UUYP 1574» освободить субмарину были безрезультатны, и сети в конечном счете были разрезаны.

― 13 ноября неизвестная субмарина ВМС Великобритании попала в  сети рыбацкого судна «Scotia» недалеко от берега Шотландии и тянула  судно назад  две мили, прежде чем она  вырвалась на свободу. На траулере поврежден винт и сети,  субмарина получила  незначительные повреждения.

 

1990

― 22 ноября на севере Ирландского моря у острова Арран, ПЛАРБ ВМС Великобритании «Trenchant» S-91 попала в сети шотландской рыбацкой лодки «Antares» из Carradale, траулер затонул. Четыре моряка погибли. Пришедший в Плимут «Тренчант» сообщил, что полученные повреждения нанесены сетями рыбацкой лодки. Моряки сказали что лодка всплыла, чтобы исследовать необъяснимые звуки со стороны правого борта. Хамайлтон (Hamilton) сообщил в Палате общин, что команда обнаружив тросы на корпусе и предполагая, что это, возможно сети рыбацкого судна, попробовала войти в контакт с соседними рыбацкими судами по УКВ, но неудачно. Лодка покинула район только после контакта со спасателями. Большой поиск, с привлечением кораблей ВМС и вертолетов, привел к обнаружению обломков траулера.

― В декабре, спустя несколько недель после гибели траулера «Antares» американская субмарина залетела в сети одного рыболовного траулера из Северной Ирландии «Summer Morn», из-за чего судно стало дергаться, как поплавок при поклевке, пока экипаж не обрубил канат у лебедки.

 

1991

― 19 марта в Балтийском море советская дизельная ПЛ пр.641 повредила сети польского сейнера «НЕЛ-136».

― В августе к юго-западу от Сан-Франциско в сетях траулера «San Giovanni» запуталась атомная подводная лодка ВМС США. Капитан получил 65000 долларов в качестве компенсации за испорченные сети.

 

1992

― 27 июня 1992 г. в 40 милях к юго-западу от Сан-Франциско в сети 300-тонного траулера «Diana» попала атомная подводная лодка ВМС США.

― В сентябре за сети ирландского траулера «Lupina C» попала американская АПЛ «Sturgeon» SSN-637, на полпути между Северной Ирландией и Шотландией. ПЛ экстренно всплыла и освободилась от сетей. Пострадавших не было.

 

1993

― 15 ноября в Балтийском море в сети датского сейнера попала неизвестная подводная лодка, было заявлено, что это была российская ПЛ. ВМФ России заявил, что их субмарины не причастны к данному случаю, так как наших лодок в это время в море не было.

― В ноябре в сети траулера «Audacious» у Батт-оф-Льюис попала британской АПЛ «Valiant».

 

1994

― Неизвестная дата. Три датских члена экипажа погибли, когда их траулер поймав в сети немецкую субмарину, был потоплен.

― 19 февраля в Балтийском море в сети польского сейнера попала неизвестная подводная лодка, сети пришлось обрубить. Было заявлено, что это была российская ПЛ. ВМФ России заявил, что их субмарины не причастны к данному случаю, так как наших лодок в это время в море не было.

― 20 февраля  юго-восточнее Камчатки в трал траулера «Камсудо-3» акционерного общества «Камсудосоюз» попала неизвестная ПЛ. Траулер промышлял треску, эхолот «прописал» косяк рыбы на глубине около 200м и рыбаки спустили за борт снюрревод. Сначала сейнер вдруг остановился, хотя машина работала вперед на малом ходу, а потом и вовсе двинулся назад. И тут буквально в нескольких метрах от носа сейнера выскочила из воды рубка ПЛ. сейнер чуть ли не сел на спину ПЛ, поскольку «хвостовое оперение» ПЛ обозначилось по другую сторону судна. Рыбакам пришлось обрубить сети. После этого лодка погрузилась, утащив невод на глубину. Первоначально считали, что к этому причастна русская АПЛ бывшая  в том районе, но сразу после прихода она была обследована совместной комиссией военных и рыбаков, и следов от сетей на ней не обнаружили. Тогда может это, была американская подлодка.

― 5 марта российская АПЛ пр.705К «К-123» при отработке противолодочных задач в полигоне боевой подготовки попала в трал БМРТ «Профессор Кленов» Мурманского тралфлота АО «Севрыба», скорость ПЛ в подводном положении упала до нуля, стал расти дифферент на корму, командир соединения кап. 1 ранга Смелков А.Ф. вступил в командование ПЛ и начал маневрирование по освобождению от трала, после чего ПЛ всплыла в надводное положение. На дистанции около 10 кб. обнаружен БМРТ. После радиообмена на УКВ ПЛ возвращена в пункт базирования. БМРТ зашел в район БП вопреки предупреждению.

 

1998

― В середине июня сверхмалая субмарина ВМС КНДР класса Юго при очевидной шпионской миссии попала в сети  рыбаков. ПЛ заметил шкипер судна «Донгиль». Ее винт и перископ запутались в рыболовных сетях приблизительно в 11 милях от порта Сокчхон, прибрежный город приблизительно в 180 милях к северо-востоку от Сеула и в нескольких милях  к югу от границы между двумя Кореями. Корабль ВМС Южной Кореи «Кусан» взял ее на буксир, но во время буксировки трос оборвался и она затонула. Подьем ее занял два дня. Экипаж покончил с собой.

 

1999

―В начале сентября  команда испанского траулера «Jose Maria Pastor» зарегистрированный в Альмерии в юго-восточной Испании по сообщениям поймала неизвестную субмарину в свои сети. Инцидент произошел приблизительно в  27 милях от побережья Кадиса, и продолжался полчаса прежде, чем субмарина вырвалась на свободу. Подозревают что это была российская ПЛАРК класса Оскар (пр.949А), представители ВМФ России отрицают причастность нашей ПЛ к инциденту.

 

2004

― 11 мая датский траулер «Мари Элен» в проливе Скагеррак поймал  немецкую субмарину в свои сети. Сейнер ловил рыбу в водах между Данией и Норвегией. Под тяжестью неожиданно крупной добычи трал порвался, но его обрывки зацепились за выступающие детали субмарины, и ей все равно пришлось всплывать. Траулер при этом не пострадал, однако рыбаки были сильно напуганы. Немецкая субмарина принимала участие в учениях НАТО с участием 70 судов от 16 стран.

 

 

Это только небольшая часть из имевших место случаев «улова». Есть целый ряд сообщений об инцидентах с неизвестной датой:

ПЛ ВМС Великобритании «Аларик» попала в сети рыболовецкой шхуны «Красотка». Публикуя информацию об этом происшествии, бельгийский еженедневник «Пуркуа па» замечает: «Эти англичане теряют свою сдержанность, стоит им выбраться из дома».

― В норвежском море в сети норвежского траулера «Юби» попала норвежская ПЛ.

― Греческое рыболовное судно в международных водах в сети поймали турецкую ПЛ. Капитан приказал рубить трос. Греческие рыбаки поспешили удалиться поскольку на помощь «попавшей в беду» лодке уже спешил турецкий эсминец.

― Контр-адмирал А.С.Берзин вспоминал что в  годы его службы  на 2 флпл (1977-1982 г.г.) ПЛ 670 проекта, в районе глубоководного погружения, попала в трал нашего рыбака, скорость резко упала, тащила за собой сейнер здоровый, грамотно действовала, осторожно всплыла, сейнер подошел, освободились от троса, обошлось без "рубки".

Но еще больше инцидентов остались неизвестными.

 

Литература.

·         Журнал «Зарубежное военное обозрение» № 9 1994г. стр53-55. Перечень аварий ПЛАРБ западных стран.

·         «Известия» 15.03.1984

·         «Красная звезда» 25.02.1994

·         Журнал «Уральский следопыт» № 2 1993 Эйдельман Д. «Субмарины в рыболовных сетях» стр78.

·         «Российская газета» 24.02.1994

·         «Красная звезда» 06.03.1979

·         «Российская газета» 21.05.1992 Аварии подводных лодок 1987-1991 по данным морского штаба ВМФ России.

·         «Красная звезда» 11.04.1968

·         «Водный транспорт» 21.03.1989 Филонов М. «Опасные уловы».

·         «Известия» 24.06.1998.; 27.06.1998

·         «Известия» 20.02.1987

·         Спецвыпуск ж. «Тайфун» 2003г. 6 ДиПЛ

·         Яковлев Д. «ПРИШЕЛ НЕВОД С  ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ» Журнал «Морской сборник» № 4 1988 г.

·         «A RECORD CATCH» The Canberra Times? Saturday 23 November 1968 - Page 6

·         «A Trident nuclear submarine got tangled in the net...» NOV. 8, 1987  с сайта <https://www.upi.com/Archives/1987/11/08/A-Trident-nuclear-submarine-got-tangled-in-the-net/7448563346000/>

·         Drew Wilson «The Hole. Another Look at the Sinking of the Estonia Ferry on September 28, 1994» 2006

·         «Pantomime at sea»  The Canberra Times, Saturday 13 January 1968 - Page 1

·         Paul Brown «Britain's Historic Ships. A Complete Guide to the Ships that Shaped the Nation» 2016

·         «Navy submarine snares net of fishing boat off S.F., 1992» с сайта <https://www.sfchronicle.com/entertainment/article/Navy-submarine-snares-net-of-fishing-boat-off-11236444.php>

·         Noel McCarthy «Danger under the Irish Sea» 27 June 1985 с сайта <http://politico.ie/archive/danger-under-irish-sea>

·         «Trawler 'nets' Soviet submarine» The Straits Times, 1 November 1976, Page 32

·         («Trawler nets sub» The Straits Times 4 July 1979, Page 3)

·         «Trawler nets a big one» The Straits Times, 5 February 1984

·         «Un submarino arrastra arrastra a  un pesquero» LA VANGUARDIA 03 octubre 1981, página 41

·         С сайта РПФ-форум

·         С сайта <http://www.vdvsn.ru/papers/ks/2003/02/03/12217>

·         С сайта <http://www.kamvesti.ru/?id=archive&action=showart&date=2005-08-10&na=18>

·         С сайта <http://www.geocities.com/nmdecke/subfishing.html>

·         С сайта <http://www.deepstorm.ru/>

·         С сайта <http://www.banthebomb.org/archives/magazine/crackin2.htm>

 

 

Розин Александр.

 

На Главную.