Розин Александр.
Демонстрация 1980 г. в Сиамском
заливе.
В 1980 г. Тихоокеанский флот
был задействован в военно-морской демонстрации в поддержку нового руководства
Кампучии в Сиамском заливе.
Отношения между Вьетнамом и
Кампучией всегда были не простыми. Пограничные стычки, возникавшие между
кампучийскими и вьетнамскими силами с 1974 г., стали перерастать к 1977 г. в
столкновения с участием тяжелой техники. В декабре 1977 г. между двумя странами
были разорваны дипотношения. В ответ на неоднократные нападения «красных кхмеров»
на приграничные районы, в конце декабря 1978 г. Вьетнам осуществил
полномасштабное вторжение в Камбоджу с целью свержения режима «красных
кхмеров». 7 января 1979 г. был взят Пномпень. Власть была передана Единому
фронту национального спасения Кампучии во главе с Хенг
Самрином. Эта организация была создана в декабре 1978
г. особой роли в боевых действиях не играла, однако в идеологических целях
именно она была представлена как освободитель камбоджийского народа от тирании
Пол Пота.
Вторжение СРВ было воспринято в
Пекине как попытка ликвидировать основу китайского влияния в Юго-Восточной Азии
и шаг к формированию под руководством Вьетнама просоветского блока. Сходным
образом интерпретировали события и в Вашингтоне. Присутствие вьетнамских войск
в Камбодже превратилось в серьезную международную проблему.
Сразу после
свержения кровавого полпотовского режима, его
разбитые отряды отступили на запад, к кампучийско-тайской
границе, найдя поддержку у руководства Тайланда. 18 января 1979 г. заместитель министра иностранных
дел КНР Хань Наньлун
сообщил бывшему министру иностранных дел в правительстве «красных кхмеров» Иенг Сари, что в результате секретных таиландско-китайских
переговоров было решено, что оружие и боеприпасы «красным кхмерам» не будут
транспортироваться через камбоджийское
побережье в Кохконге, а будут направляться в Бангкок
под видом гражданских грузов. «Таиландские власти, примут все меры, чтобы
обеспечить вам их доставку». Но тайна недолго оставалась таковой, уже в
октябре 1979 г., французский журнал «Париматч»
сообщал: «Когда «красные кхмеры» в замешательстве перешли границу, их на
таиландских грузовиках отвезли в специальный лагерь. Там они отдохнули, получили
пищу от таиландских военных, а затем были вновь доставлены в Камбоджу для
продолжения войны».
В феврале 1980 г. в Москву
прибыла делегация из Кампучии для первых советско-кампучийских переговоров на
высшем уровне. 5 февраля 1980 г. были подписаны документы заложившие основу
многогранного сотрудничества между нашими странами.
Как следствие, в конце февраля
1980 г. в порт Кампонгсаом впервые после свержения
режима Пол Пота, пришел советский сторожевой корабль пр.159 (по классификации
НАТО - Petya) с бортовым номером 631. 5
марта моряки корабля посетили столицу Пномпень, 7 марта местные чиновники и
руководство порта торжественно проводили наш сторожевик. Тайны из этого визита
никто не делал, так 8 марта 1980 г. об этом сообщило Радио Пномпеня.
Деятельность направляемых из-за
рубежа отрядов красных кхмеров и их союзников продолжалась при активной помощи
властей Тайланда и их непосредственном участии. Так
27 июня 1980 г. выходящая в Бангкоке газета «Матичон»
рассказала о пресс-конференции тайландского
полковника Прачака Савангджита,
котороый на ней заявил, что «тайландские войска уничтожили базу врага в деревне, находящейся на кампучийской
территории в пяти километрах от границы». В сентябре 1980 г. тайские самолеты и
вертолеты 98 раз вторгались в воздушное пространство НРК, совершая
разведывательные полеты над приграничными провинциями Поусат,
Баттамбанг и Кахконг. В октябре 1980 г. тайландская
артиллерия 330 раз подвергала ракетно-артиллерийскому обстрелу населенные
пункты кампучийских провинций, граничащих с Тайландом.
От действий засылаемых банд,
гибели и наши специалисты. С октября 1979 г. дальневосточные докеры оказывали
интернациональную помощь народу страны, организовав работу кампонгсаомского
порта. 7 ноября 1980 г. в Пномпень самолетом прибыла очередная группа советских
специалистов с женами, около 30 человек. 9 ноября в 8 утра группа на автобусе в
сопровождении двух машин сопровождения выехали в Кампонгсаом.
На 73 километре дороги № 4 автобус был обстрелян из пулеметов и базуки. Сляндцев Александр Петрович стивидор из Восточного порта,
был убит сразу же - пуля попала в висок. Вместе с ним погиб кхмерский охранник. Переводчик ДВМП Еремеев Вадим Николаевич (1948 г.
рождения) работавший в стране и встречавший группу был тяжело ранен в голову и
правое бедро разорвавшейся гранатой. Осколками зацепило В. Дмитриева, Я. Бобрушку, А. Лебедева, водителя автобуса и кхмерского
служащего из министерства транспорта и связи. Водитель автобуса, получивший
осколочное ранение, чудом смог довести автобус до
ближайшего вьетнамского блок-поста. Встречная
иностранная машина отвезла В.Еремеева и В.Дмитриева в
ближайший вьетнамский военно-полевой госпиталь, но спасти Вадима Еремеева не удалось. Сляндцева и Еремеева похоронили на Морском кладбище во Владивостоке.
Военное руководство Тайланда после переворота в 1976 г. отрицательно относилось
к советской военно-морской деятельности в этом регионе, еще более ярко позиции
сторон обозначились после входа вьетнамских войск в Кампучию. После этого
тайское руководство стало на устойчивую точку зрения, что советское военное
присутствие в области несет угрозу региональной безопасности и по этому недопустима. Естественно советская позиция была
противоположно, и не принимала во внимание запреты или протесты тайских
властей.
Вечером 31 октября 1980 г.
тайский рыболовецкий траулер работавший в Сиамском
заливе обнаружил группу советских судов во главе с авианосцем «Минск» в 94 милях от
военно-морской базы Саттахип (Sattahip)
ВМС Тайланда. Это были - тяжелый авианесущий
крейсер пр.1143 «Минск» бортовой номер 042, 4.000 тонный СКР пр. 1135 (по
классификации НАТО - Krivak I) «Летучий» бортовой номер 646, 9.000
тонный БПК пр.1134Б (по классификации НАТО - Kara) «Петропавловск» бортовой номер 558 (капитан 2 ранга
А.С.Кузьмин) и МРЗК «Дефлектор» (по классификации НАТО - Okean).
Тайские самолеты были посланы
на разведку, чтобы осуществлять наблюдение за советскими военными кораблями.
С 1975 г. по декабрь 1980 г. тяжелым авианесущим крейсером «Минск» командовал капитан 1 ранга
Виктор Александрович Гокинаев. В приложении
"Морской газеты" -
"Оборонный заказ" специальный выпуск № 9 за июнь 2006 г. была
опубликована его статья "Из
повседневной и боевой деятельности авианосных кораблей ВМФ СССР: оценки, выводы
и предложения" в ней он привел интересные подробности того похода: «... В
августе-сентябре 1980 года при нахождении на боевой службе Тихом океане, мною
был получен Приказ ГК ВМФ: "... следовать в Сиамский залив, не нарушая
территориальных вод Таиланда. Вести интенсивные полеты самолетов на боевое
применение". В этот период между Таиландом и Кампучией происходил
вооруженный конфликт.
Полеты были спланированы и
выполнялись по графику: понедельник и вторник - полеты; среда - предполетная
подготовка; четверг и пятница - полеты; суббота - предполетная подготовка. И
так в течении месяца.
Полеты проводились на боевое
применение по бурунной мишени с ведением огня из автоматических пушек, НУРСами и бомбометания, как одиночными самолетами, так и в
составе звеньев с утра с 9.00 до 17.00. Затем - с 18.00 до 02.00 полеты второй
смены - вертолетов. проводились также смешанные полеты самолетов и вертолетов в
течении одной летной смены.
... Работа ТАКР
"Минск" в Сиамском заливе была на контроле не только командования ВМФ
СССР, но и разведок США и Таиланда.
Ежедневно в боевом дежурстве на
технической позиции находилось звено Як-38 и вертолет Ка-27 в варианте спасателя. Дежурное звено регулярно
поднималось по боевой тревоге в воздух - для проверки боеготовности, а иногда и
на перехват нарушителей - самолетов-разведчиков США и Таиланда, активно
интересовавшихся нашими действиями. Дважды, за пролет через ТАКР, взятые в
"клещи" Б-52 и "Орион" наши штурмовики провели над позициями
ПВО Вьетнама. Урок пошел впрок. По самолету-разведчику Таиланда были применены
жесткие меры…»
Тайландский самолет
разведчик в нарушение правил заложил вираж над авианосцем
когда на нем шли подготовительные работы по организации полетов. С «Минска»
были подняты два дежурных штурмовика, набрав высоту, они начали его оттеснять и
он удалился в сторону своего побережья. Все закончилось, самолеты возвратились.
На следующее утро когда шли плановые полеты, командира
вызвали на связь с Москвой. Запрашивал оперативный дежурный Военно-Морского
флота для доклада Главнокомандующему, командир доложил, что полеты идут
нормально, 36-й вылет, замечаний нет. Дежурный сказал, что поступила телеграмма
в МИД СССР с таким содержанием: «Советский авианосец "Минск" вошел
в территориальные воды Тайланда, бомбардирует побережье.
Сбил разведывательный самолет.»
Будьте добры доложите, как это все было. Виктор Гокинаев подробно объяснил ситуацию и подчеркнул
что он патрулировал в нейтральных водах и строго выполнял приказ ГК ВМФ
С.Горшкова, а после вытеснения самолета разведчика
за пределы авианосца средства ПВО корабля нарушителя не сопровождали. Доложили главкому и через некоторое время пришел ответ: «Главнокомандующий выражает свое удовлетворение вашими действиями.» На этом
инцидент был исчерпан.
В фильме «Ударная сила. Щит авианосца»
неверно дано время работы «Минска» в Сиамском заливе, там июль-август, а
реально октябрь-ноябрь. В сентябре 1980 г. ТАКР «Минск» вышел на первую боевую
службу он находился в Южно-Китайском море, 27 октября получив приказ
отправился в Сиамский залив, куда прибыл 31 октября, действовал в нейтральных
водах, выставил мишени и тренировал личный состав. Так продолжалось несколько
дней, после чего советские корабли вернулись к ВМБ Камрань
(Вьетнам). 26 ноября «Минск» вернулся с
боевой службы в залив Стрелок, за время боевой службы корабль прошёл 13261 милю
и совершил деловой заход в бухту Камрань
(Вьетнам). В декабре 1980 г. В. Гокинаев убыл с Тихоокеанского флота на должность
замначальника кафедры тактики надводных кораблей в Военно-морской академии. За
освоение новой техники и качественное решение задач на боевой службе в Сиамском
заливе награжден орденом Красной Звезды.
1 ноября в Бангкоке советского
посла Юрия Ивановича Кузнецова вызвали в Министерство иностранных дел Тайланда, чтобы он объяснил присутствие советских военных
кораблей в Сиамском заливе. 3 ноября в передовой статье
издаваемой в Бангкоке “Nation Review” писала: «Москва,
возможно, не чувствует, что она должна объяснить движение, но тайские власти
законно задали вопрос на счет того, почему авианосец нужно было посылать в
Сиамский залив, внутренние воды около берегов Таиланда и соседних стран. Не
было никакого заблаговременного уведомления такого незваного присутствия и хотя
российские суда находятся в международных водах, тем не менее
страны 'хозяева' такие как Таиланд любезно оценят если скажут с чем связан
такой не очень приятный жест.»
Деятельность ударной группы
«Минска» в Сиамском заливе совпала с посещением китайского премьер-министра
Бангкока. И по мнению ряда политологов являлся
сигналом правительству Тайланда умерить движение в
русле китайской политики.
Осуществленный "показ флага" советским флотом в
Сиамском заливе встревожил руководство Тайланда,
особенно после как там 6 ноября 1980 г. вьетнамские патрульные суда атаковали и
задержали две тайские рыболовецкие лодки
осуществлявшие там лов. 6 ноября 1980 г. в экстерриториальных водах Сиамского
залива у побережья Кампучии вели лов 30 тайских траулеров. Вьетнамский военный
корабль и два патрульных судна приблизились к ним и открыли огонь, рыболовецкие
суда бросили сети и поспешили уйти, но два траулера с 60 рыбаками были
задержаны и отбуксированы в порт. Не исключено что таким образом велась борьба
с переправкой на траулерах оружия. Еще 27 февраля 1979
г. малайзийская газета «Стар» сообщала, что «китайские
и таиландские торговые суда тайно доставляют оружие, предназначенное полпотовским войскам, на таиландский остров Кут, оттуда оно
доставляется «красным кхмерам» таиландскими траулерами».
В первой половине декабря 1980
г. в порт Кампонгсаом с визитом пришел малый
разведывательный корабль (по классификации НАТО - Okean) в
сопровождении сторожевого корабля проекта 1135 (по классификации НАТО - Krivak
I).
Корабли пришли приблизительно 12 декабря и покинули порт приблизительно 20
декабря 1980 г. Советское присутствие в
водах залива продолжалось и в дальнейшем.
Литература:
· Жуков Ю.А., Щедров И.М. «Путешествие в страны Индокитая» Москва «Советская Россия» 1984 г.
· Мосяков Д. В. «История Камбоджи. XX век» 2010 г. М., Институт востоковедения РАН
· Притула Виктор «Визит Слона» с сайта ˂http://artofwar.ru/p/pritula_w_i/text_0040.shtml˃
· «Ударная сила. Щит авианосца» с сайта˂http://www.youtube.com/watch?v=WnUoacGlvA4˃
· «Daily Report: People's Republic of China» Выпуски 214-223 National Technical Information Service, 1980 г.
· «USSR and Third World» Том 10 Central Asian Research Centre, 1980 г.
Розин Александр.