На Главную.

 

Розин Александр.

 

Добро пожаловать советским военным кораблям в тунисские порты.

 

Россияне открыли  для себя Тунис в последней четверти XVIII века. Одним из первых россиян, посетивших  эту провинцию Османской империи, стал в 1776 г. русский путешественник, писатель и морской офицер, участник легендарной Чесменской битвы Матвей Григорьевич Коковцов. Пробыв на севере Африки под видом русского купеческого поверенного и французского туриста несколько лет, Коковцов возвратился в Россию, где издал путевые записки под названием «Описание Архипелага и Варварийского берега… с присовокуплением древней истории…». Так в России узнали о Тунисе. В конце XIX века в Тунис, ставший колонией Франции, начали заходить русские военные корабли. В октябре 1897 г. тунисский порт Бизерта посетил крейсер Императорского флота «Вестник». Еще через три года ситуация повторилась, и на рейде Бизерты встал на якорь российский броненосец «Александр II». Впоследствии русские все чаще и чаще посещали Тунис, вплоть до начала первой мировой войны. Во время русско-японской войны (1904-1905) отряд под командованием контр-адмирала Н. И. Небогатова останавливался здесь по пути к дальневосточному театру военных действий, а в 1908 г. черноморцы стояли на местном рейде после кругосветного плавания.

Но все, же это были эпизодические визиты, колония россиян в Тунисе не превышала сотни человек, все изменилось после крушения Белого Юга в 1920г. и ухода кораблей Черноморской эскадры. В декабре 1920г. в Бизерту из Турции перешли первые корабли эскадры, в середине февраля 1921 г. прибыла вся эскадра. Тридцать три корабля, имевших на борту почти шесть тысяч человек, в том числе эвакуированный из Севастополя в полном составе Морской кадетский корпус, бросили якоря в военной гавани Сиди-Аб-Далла близ Бизерты. Несколько лет эскадра сохраняла свой независимый статус. Но 28 октября 1924 г. Франция признала Советский Союз. Французский морской префект в Тунисе адмирал Эксельманс лично объявил об этом собравшимся на эскадренном миноносце «Дерзкий» офицерам и гардемаринам. Бывший начальник штаба Русской эскадры в Бизерте контр-адмирал А. И. Тихменев так описал этот поистине драматический момент: «В далекой Бизерте, в Северной Африке, где нашли себе приют остатки Российского Императорского флота, не только у моряков, но и у всех русских людей дрогнуло сердце, когда в 17 часов 25 минут 29 октября 1924 года раздалась последняя команда: «На Флаг и Гюйс», - и спустя одну минуту - «Флаг и Гюйс спустить». Тихо спускались флаги с изображением креста Святого Андрея Первозванного, символ Флота, нет - символ былой, почти 250-летней славы и величия России». СССР предпринял попытки вернуть корабли эскадры в Россию. В декабре 1924 года в Тунис для осмотра кораблей и решения вопроса об их дальнейшей участи прибыла советско-французская комиссия. С советской стороны ее возглавляли академик А. Н. Крылов и советский военно-морской атташе в Великобритании и Франции Е. А. Беренс (для последнего эта миссия была особенно сложной, так как командиром бизертской эскадры был его родной брат контр-адмирал М. А. Беренс). В результате переговоров между французскими и советскими официальными лицами было достигнуто предварительное соглашение о передаче кораблей Советскому Союзу. Но проблема эскадры приобрела общеевропейский масштаб. Не осталась в стороне даже Лига Наций, где развернулась острая дискуссия по этому поводу. В итоге общий политический настрой в Европе послужил основной причиной отказа от плана возвращения российских кораблей в СССР. Франция отказалась передавать корабли Советскому Союзу. Начиная с 1930 г. французы приступили к демонтажу пришедших в полную негодность уже немногочисленных русских судов. Простояв в тунисском порту еще примерно шесть лет, остатки Русской эскадры были проданы на металлолом.

20 марта 1956 была провозглашена полная независимость Туниса. 23 июля 1956 Тунис был принят в члены ООН. 25 июля 1957 парламент высказался за ликвидацию монархии (что означало низложение бея) и провозгласил Тунис республикой. Первым президентом страны был избран Хабиб Бургиба. Предоставление Тунису независимости сняло вопрос о вооруженном восстании против французского колониального руководства, однако франко-алжирская война за независимость, а также поддержка со стороны Египта побуждали тунисцев выступить против любого французского присутствия на территории страны. Проведение социально-экономических преобразований встречало противодействие империалистических монополий и внутренней реакции. Правительство Франции в 1957 и 1964 приостанавливало предоставление Тунису  кредитов, в 1958г. и 1961г. страна  испытала военный нажим со стороны Франции (варварский налёт французских самолётов на селение Сакиет-Сиди-Юсеф 8 февраля 1958г., агрессия в Бизерте 19-22 июля 1961г.). В конце 1962г. был раскрыт реакционный антиправительственный заговор, в декабре 1964г. владельцы крупных оливковых рощ в районе Мсакена выступили против мер правительства, направленных на развитие кооперативного движения. Но опираясь на патриотические прогрессивные силы внутри страны, на поддержку социалистических государств, правительство Туниса  смогло противостоять империалистическому нажиму на международной арене. Обращение Туниса  в ООН в связи с империалистической агрессией в Бизерте было поддержано Советским Союзом и другими социалистическими странами. В конце концов в 1963 Тунис добился полного вывода иностранных войск со своей территории, Франция была вынуждена покинуть военно-морскую базу в Бизерте, а в марте 1963г. согласилась передать правительству Туниса 370 тыс. акров сельскохозяйственных земель. Отношения между двумя странами ухудшились в середине 1960-х годов, вслед за решением правительства Туниса национализировать поместья и земельные участки, принадлежащие европейцам. Франция незамедлительно приостановила оказание экономической помощи Тунису, но к 1968г. отношения между обеими странами были восстановлены.

Дипломатические отношения между Тунисом и СССР были установлены в июле 1956, обмен дипломатическими представительствами состоялся в 1960г. В 1961г. Тунис: заключил соглашение об экономическом сотрудничестве с Чехословакией,  соглашения  о  научно-техническом  сотрудничестве с Польшей, Болгарией, Югославией. 30 августа 1961 г. подписано советско-тунисское соглашение об экономическом, и техническом сотрудничестве. По этому соглашению Советский Союз оказывает содействие Тунису в строительстве ряда, гидротехнических     сооружений  (плотин,  электростанций и т. д.) и национального технического института, предоставил для этой цели кредит в 25 млн. руб. Несмотря на это  отношения были сложными. Безоговорочная поддержка Хабиба Бургибы сменилась настороженным отношением после того как в январе 1963г. была запрещена коммунистической партии и ее члены подверглись репрессиям,  а тунисский лидер на конференции неприсоединившихся стран в Алжире сказал: “Мы надеемся, что “пражская весна” даст в конечном счете и плоды”. Более того в сентябре 1969г.  в результате обострения в Тунисе внутриполитической борьбы бен Салах и его сторонники были выведены из правительства, затем осуждены на длительные сроки заключения. В ноябре 1970г. новым главой правительства был назначен Хеди Нуира. Осуществление предусмотренных 10-летним планом преобразований было приостановлено. Так называемое сосуществование 3 секторов стало истолковываться в пользу главным образом частного капитала. 14 сентября 1973г. едва утром советский посол С.А. Афанасьев уехал из Туниса в Москву,  вечером того же дня четырех дипломатов нашего посольства в Тунисе объявили персона нон грата, а одного человека - сотрудника АПН (у него был служебный паспорт) арестовали. Ситуация накалилась, СССР заявлял протесты, дело шло к снижению уровня дипломатического представительства в этом государстве. Но благодаря работе советских дипломатов, в том числе специального посланника А.А. Шведова с посланием Н.В. Подгорного, арестованного вызволили из заключения. 7 ноября 1973 г. прямо из тюрьмы офицеры службы безопасности Туниса доставили сотрудника АПН в аэропорт и посадили в самолет, улетавший в Советский Союз. Отношения между нашими странами  были сохранены, а прибывший 7 декабря 1973г. в Тунис новый советский посол Б.Л. Колоколов  приложил немало усилий для их выхода на новый уровень.

Интерес к Тунису у советского военно-морского командования начал проявляться после начала охлаждения с Египтом, особенно когда в апреле 1974г. А. Садат сообщил  что им «рассматривается» вопрос о продолжении советского военно-морского базирования в  Египте. В начале 1974г.  Тунис посетило гидрографическое судно «Березань» ЧФ, так как реакция тунисских властей была благожелательной, за ним еще несколько отрядов кораблей посетили Тунис в 1974-1975гг. Советский посол Б.Л.Колоколов вспоминал: «… в феврале - начале марта 1974 года произошло неожиданное: во внутренний порт Туниса зашло гидрографическое судно Военно-Морского Флота СССР “Березань”. Командир корабля нанес мне визит. Я, в свою очередь, посетил “Березань”. Все было обставлено официально: поднятие флага, исполнение гимна Советского Союза, построение экипажа.

В беседе с командиром “Березани” выяснилось, что для захода в порт он запросил разрешение, а местные власти без каких-либо промедлений и задержек, причем с большей, чем ранее, легкостью (“Березань” уже бывала в Тунисе) его выдали.

Я сообщил министру обороны Туниса, что во внутреннем порту столицы стоит наше военное судно и его капитан приглашает на борт представителей военно-морских сил Туниса. Как мне стало понятно из реакции министра, он был в курсе событий и отдал необходимые распоряжения.

Заместитель командующего военно-морскими силами Туниса в сопровождении двух офицеров прибыл на “Березань”. Кок приготовил хороший обед. Это было угощение по-русски, открытое, интересное. Гости ушли очень довольные.

Корабль пробыл в тунисском порту три-четыре дня. За это время экипаж пополнил запасы пресной воды, продовольствия.

После ухода “Березани” я подробно доложил в Москву об итогах визита. Через некоторое время получаю сообщение с просьбой уточнить, есть ли возможность захода в тунисский порт большого противолодочного корабля “Сообразительный”. Телеграмма была подписана главнокомандующим ВМФ СССР, адмиралом Флота Советского Союза С.Г. Горшковым.

Речь шла о прибытии в конце мая современного крупного военного корабля. Об этом я сообщил министру обороны Туниса, тот в свою очередь - Президенту Бургибе.

Спустя две-три недели я окольными путями узнал, что на мой запрос о заходе “Сообразительного” готовится положительный ответ. Казалось, в наших отношениях наметилось потепление.

Однако в последней декаде апреля 1974 года в тунисских газетах появилась серия статей, в которых в крайне недоброжелательном тоне говорилось о нашей стране, о том, что четыре советских дипломата, объявленные ранее персона нон грата, якобы привлекали к своей запрещенной в Тунисе деятельности и тунисских граждан. Вполне очевидно, что чья-то рука стремилась помешать улучшению отношений между нашими странами, причем, что особенно значимо, в военной области.

Получив разрешение Москвы, я посетил Премьера Нуиру, которому сообщил, что в отношениях между государствами бывает всякое, но если это дружественные государства, то подобное публично не обсуждается. И потом, чем можно объяснить такие публикации, после того как Президент Бургиба в беседе со мной при вручении верительных грамот говорил о желании Туниса развивать добрые, дружественные отношения с Советским Союзом и что он намеревается посетить нашу страну. В разговоре с премьером, который происходил с глазу на глаз, я подчеркнул: “Вы понимаете, при таких обстоятельствах мне будет трудно что-то предпринять в отношении визита к нам Президента Бургибы”.

Нуира заверил меня, что публикаций больше не будет. И действительно, 2 мая они прекратились, и впоследствии ничего подобного в тунисской прессе не появлялось.

После этого я посетил министра обороны и сообщил ему, что большой противолодочный корабль “Сообразительный”, о возможном визите которого я поставил его в известность ранее, готов 28 мая зайти в тунисский порт и продемонстрировать чувства дружбы народов Советского Союза в отношении тунисского народа, отметив, что этот жест непосредственно связан с тем, что сказал при вручении мною верительных грамот Президент Бургиба. Через день министр обороны позвонил в посольство и сказал: “Возражений нет”.

Итак, 28 мая во внешний порт Туниса вошел “Сообразительный”. Это был красавец корабль. Наши моряки группами по четыре-пять человек в сопровождении офицера выезжали на осмотр достопримечательностей столицы и расположенного недалеко от нее Карфагена. Где бы они ни были, их всюду встречали тунисцы дружелюбными улыбками, и неведомо как, без знания иностранного языка наши моряки объяснялись с ними.

Командир сообщил, что готов организовать прием на борту корабля. Я согласился: “Очень хорошо. Я приглашу от своего и Вашего имени дипломатов, министров, пошлю приглашение и премьер-министру”. Разумеется, приглашение на борт корабля Президенту Бургибе было бы некорректным.

И вот состоялся прием, который прошел с большим успехом.

Самым главным событием было посещение его министром иностранных дел Шатти, который заявил, что имеет прямое поручение передать добрые пожелания руководителям Советского Союза от Президента Бургибы и сообщить, что Бургиба говорит: “Добро пожаловать советским военным кораблям в тунисские порты”.

… После ухода из Туниса “Сообразительного” я направил подробную телеграмму в Москву, особо выделив обращение Бургибы к руководителям СССР с добрыми пожеланиями и приглашением в Тунис наших военных кораблей.»

Заход БПК «Сообразительный» явился своего рода прорывом в отношениях между нашими странами. Начались различного рода визиты. В числе первых приехал министр высшего образования В.П. Елютин. Итогом его визита была готовность Туниса развивать добрые отношения с нашей страной в различных областях. В ноябре 1974г. в порт Бизерта с визитом пришел отряд кораблей под командованием капитана 3 ранга В.А.Дубовицкого. Вскоре в начале января 1975 года Х. Бургиба пригласил руководителей Советского государства А.Н. Косыгина и Н.В. Подгорного посетить Тунис. Вскоре 14 мая 1975 г. А.Н. Косыгин прибыл в Тунис. Он имел важные встречи с тунисским руководством. В это время в Бизерте стоял на отдыхе отряд наших кораблей среднего класса. Глава Советского правительства побывал на кораблях. По итогам визита было принято совместное советско-тунисское коммюнике, в котором определялись направления развития и углубления двусторонних связей, в частности в подготовке кадров, медицине, научной работе, гидростроительстве, культуре и по линии военных ведомств. В коммюнике отмечалась близость или совпадение позиций СССР и Туниса по основным международным проблемам. В заключительной части документа говорилось, что визит А.Н. Косыгина в Тунис и состоявшиеся встречи явились новым вкладом в дело дальнейшего упрочения советско-тунисской дружбы в интересах народов обеих стран.

После визита А.Н. Косыгина, на взаимно выгодных условиях по дипломатическим каналам долго прорабатывался вопрос о заходах и доковом ремонте кораблей ВМФ и судов Минморфлота в тунисском  порту Бизерта. Для установления деловых контактов по военной линии в 1976г. в Москву был приглашен командующий ВМС Туниса контр-адмирал Б. Джудиди. В сентябре 1976г. контр-адмирал Джудиди  на эсминце «Президент Бургиба» (фактически это был старый американский сторожевик типа "Батлер", переименованный в эсминец) прибыл в Севастополь. Это был первый визит корабля Туниса в СССР. В Севастополе тунисских моряков встретили с большим гостеприимством, дали возможность ознакомиться с боевыми кораблями, посмотреть строительство наших кораблей в Николаеве, показали достопримечательности города и организовали встречу с главнокомандующим ВМФ адмиралом Флота СССР Горшковым С.Г., предоставив для этого специальный самолёт. Визит широко освещался в нашей прессе. При встрече с ним Главнокомандующий смог заинтересовать гостя возможностью сотрудничества по линии флотов. Естественно это не могло благожелательно не сказаться на продолжении сотрудничества.

Командир 96 БПЛ СФ Даньков Юрий Николаевич вспоминает: «В октябре 1976 года я получил приказание возглавить отряд кораблей в составе плавбазы, подводной лодки "Б-409" и черноморского тральщика для делового захода в Тунисский порт Бизерта…. Так случилось, что деловой заход наших кораблей в Бизерту состоялся непосредственно сразу после визита тунисских моряков в Севастополь. Под благоприятным впечатлением этого визита, в Бизерте нас встретили исключительно доброжелательно. Корабли ошвартовали у причалов военно-морской базы, поставив корабли в соответствии с нашими пожеланиями. Как только мы ошвартовались, на берегу нас встретил почётный караул тунисских военных моряков. В моё распоряжение на весь десятидневный период делового захода была предоставлена автомашина с водителем (правда воспользоваться этой машиной у меня необходимость не возникла). Встретивший нас представитель посольства сразу, как только подали с плавбазы трап, вручил мне план первоначальных мероприятий: визит к мэру города, визит к бургомистру, визит к командующему флотом - все визиты по 20 минут. Я был в некотором замешательстве, так как я, по общепринятому церемониалу, должен был для каждого из этих должностных лиц организовать ответный приём, а это было затруднительно. Дело в том, что наш деловой заход не являлся официальным визитом, и на него выделение представительских денег не предполагалось. Тогда я принимаю решение пригласить всех троих тунисских руководителей на обед русской кухни, который организовать в тот же день на флагманском корабле продолжительностью 1 час, руководствуясь принципом взаимности. Что касается горячительных напитков, то пришлось воспользоваться моими личными запасами и запасами командиров кораблей. Поэтому на столе оказались разномастные бутылки - и коньяк, и сибирская водка, и охотничья водка. Но за доброжелательными тостами эти шероховатости замечены не были. При моём визите к командующему Флотом, контр-адмирал Джудиди лично встретил меня у входа в здание свое резиденции. При согласовании порядка пребывания советских моряков в Бизерте, на все наши вопросы мы получили самые доброжелательные ответы. Например: никакой оплаты за пользование электроэнергией, водой; увольнение наших моряков в город в любое время по нашему усмотрению; при спусках водолазов для осмотра подводной части кораблей никаких разрешений запрашивать не надо, ну и т.д.

Во время пребывания в Бизерте наши моряки произвели качественный ремонт материальной части, хорошо отдохнули (были организованы между советскими и тунисскими моряками футбольный матч, спортивные состязания по баскетболу и волейболу), посмотрели достопримечательности города.»

В 1977г. со стороны тунисского руководства  последовало ответное приглашение Адмиралу Флота Советского Союза С.Г.Горшкову посетить Тунис с официальным визитом. В марте 1977г. этот визит состоялся. После официальных и деловых встреч и бесед в столице делегация посетила порт и военно-морскую базу Бизерту. Кроме встреч с военным руководством, Сергея Георгиевича приняли премьер-министр страны X. Нуира и в знак особого уважения - президент Хабиб Бургиба.  С.Г.Горшков выразил благодарность правительству и командованию ВМС Туниса за гостеприимство в отношении советских боевых кораблей и их экипажей во время заходов в порт Сфакс  для кратковременного отдыха и пополнения запасов.  Как вспоминал участник визита, начальник отдела в аппарате Боевой подготовки ВМФ капитан 1 ранга Валентин Степанович Козлов: «Правители ставшего независимым Туниса придерживались в дипломатии политики «равных отношений» с Западом и Востоком, при явной симпатии к США. Такой дипломатический реверанс наблюдался даже в интерьере президентского кабинета, где среди выставленных фотографий можно видеть портреты глав государств США и рядом Советского Союза.

Соглашение об использовании тунисских доков советскими кораблями и судами было подписано. Вероятно, неслучайно тунисский президент наградил главнокомандующего высшим военным орденом республики, дающим право ноешь звание Лорд-Коммандор Республики. Таким же орденом, но 2-й степени наградил президент Туниса и меня.  Оказывается, подобными орденами Бургиба недавно наградил и двух американских  адмиралов, посещавших его страну.»

По итогам визита с июня 1977г. была достигнута договоренность по использованию ремонтных предприятий в Мензель-Бургиба, Бизерте. Ремонт осуществляла фирма СОКОМЕНА, президентом которой был господин Дуика. В расположенном рядом с Бизертой городе Мензель-Бургиба, где находятся сухие доки различных габаритов, теперь доковались не только надводные боевые корабли, но и подводные лодки. Причем в течение месяца экипажи наших кораблей находились в Тунисе в полном составе, отдыхали, ездили на экскурсии по стране. Ничего подобного ни в одном из портов стран Средиземноморья не допускалось. Даже в дружественной нам Югославии разрешалось оставаться на берегу лишь одной трети экипажа. Американские военные выказывали свое  неудовольствие деятельностью СОКОМЕНЫ. Но тунисцам  было выгодно сотрудничество с нашим флотом. Как вспоминал командовавший с 1981 по 1985гг. Средиземноморской 5-й оперативной эскадрой адмирал Валентин Егорович  Селиванов « … Советский Союз очень щедро, иногда даже по завышенным расценкам, оплачивал ремонт кораблей. Конечно, мы это делали не из-за того, что собственной ремонтной базы не было, а прежде всего, чтобы экономически "привязать" к себе Тунис, Югославию, Грецию, Ливию, Алжир. Когда наш корабль приходил в порт, там все местное начальство и "фирмачи" выстраивались строем, встречали нас как родных, потому что очень хотели хорошо заработать. И надо отметить, ремонт всегда вели очень качественно, придраться было невозможно.»

Контр-адмирал Альберт Васильевич Акатов командовавший тогда 211 бригадой ПЛ Северного флота вспоминал: «В городе Бизерта-Мензель-Бургиба мы находились в период ноября-декабря 1977 года. Это был первый опыт ремонта военных кораблей СССР в Тунисе, а главное, первый опыт докования там подводной лодки не совсем обычным способом. Заключается он в том, что в сухом доке набираются только «подушки» для киля ПЛ. Далее борта ПЛ укрепляются разновеликими брёвнами соответственно обводам лёгкого корпуса корабля. Так называемый «мальтийский» способ постановки в док. Интересно, что расположение и размеры доков, даже их количество, напомнило Кронштадтские доки.

Я имел счастливую возможность посетить города Тунис, Бизерту, Катраж (где находятся развалины Карфагена), Ла-Галлит, Сус. В Тунисе посетили с моим заместителем Посла СССР Колокова Б.Л., где были радушно приняты им и его женой. Были с визитами у Консула Торгунакова В.М., торгпреда Конопатчикова. Договорились по всем вопросам нашего пребывания, ремонта, связи, обеспечения отдыха офицеров и личного состава.

Весь личный состав, кроме работ, хорошо отдохнул. Все не по одному разу побывали в Бизерте, Мензель-Бургибе и Тунисе. Очень хорошие отношения завязались и с руководством фирмы Со-Ко-Мела, которая проводила ремонт и докование ПМ и ПЛ. Генеральный директор фирмы Дуик очень эрудированный человек и инженер. Он хорошо знал нашего Главнокомандующего и с большим уважением отзывался о нём. Главный инженер фирмы Шериф Джерби, бывший старпом эсминца, компетентный руководитель. Все вопросы с ними решались оперативно, хотя и были трудности, особенно на первом этапе.

Как и положено, пришлось давать обед в честь Посла СССР и наших представителей в Тунисе, в честь Генерального директора и руководства фирмы. Всё это происходило на большой плавмастерской. Условия там были.

Генеральный директор фирмы также устроил в нашу честь приём в ресторане города Бизерта. С военным руководством Туниса в этот раз контактов не было, да и наши представители не рекомендовали встречаться с ними. В это время там сменился Командующий флотом, который не очень хотел таких встреч.

В целом заход был очень насыщенным и результативным. Задача ремонта кораблей и докования была выполнена полностью, в срок и с высокой оценкой. Полезен был и поучительный опыт организации ремонта и докования ПЛ и ПМ, который был доложен командованию и использован в дальнейшем с другими кораблями

При этом следует помнить, что Тунис все же ориентировался в большей степени на западные страны - США, Францию. Американцы с 1957 по 1963гг. оказали Тунису военную помощь на 10,7 млн. долларов, в 1964-1970гг. на 16,4 млн. долларов, в 1971-1976гг. на 18,8 млн. долларов. В 1977г. Тунис начал модернизацию своих вооруженных сил и он разместил военные заказы в США на сумму 44 млн. долларов. Франция также являлась  одним из главных поставщиков вооружений. Флот Туниса был создан при помощи французских специалистов. Уже в 1959г. были закуплены во Франции первые корабли для флота. Самым значительным приобретением были французские ракетные катера Combattante. 

Утром 27 января 1980г., триста наемников, бойцов тунисской Армии Сопротивления напали на город Гафсу в западном Тунисе. Часть из них  пришла сюда по дороге из Ливии, а другие прилетели в Алжир из Ливии и изобразили из себя спортивную группу перед прорывом к границе. Ливийская пропаганда убедила их, что, как только они поднимут флаг восстания, массивная популярная поддержка в Тунисе поможет им победить режим Бургибы. Фактически, они не нашли никакой поддержки среди местных жителей и правительство легко восстановило контроль над городом. 48 наемников погибли в боях и еще 13 были повешены после ареста весной. В момент антиправительственных выступлений в Тунисе в ее территориальные воды вошли французские корабли - авианосец «Клемансо», РКР «Кольберг», фрегат «Дюгэ-Труэн» и эсминец «Вандеен»  с подразделением морской пехоты на борту. На военно-воздушную базу в Гафсе были посланы военно-транспортные самолеты «Трансаль» и боевые вертолеты «Пума». Помимо французских кораблей в тунисский порт Ла-Гулет пришли два эсминца и  один ракетоносец из состава 6-го ВМС США.

В 1980г. после дела Гафсы в причастности к которому подозревались ливийские спецслужбы, использование тунисских  средств обслуживания для советского флота было временно приостановлено, на том основании что СССР имеет тесные контакты с Ливией. Но здравый смысл возобладал и с 26 июня по 1 июля 1980г. с визитом  Тунис посетили  БПК «Сметливый» и ЭМ  «Благородный».

В 1982г. штаб-квартира Организации Освобождения Палестины (ООП)  была переведена в Тунис. СССР оказал ООП посильную помощь. По просьбе руководства ООП советское руководство согласилось  оказать содействие в доставке советским судном из сирийского порта Латакия в Тунис двух катеров сторожевой охраны, построенных в ФРГ и принадлежащих ООП. Расходы по доставке катеров  составляют около 300 тысяч рублей (400 тысяч долларов), но советская сторона  согласилась сделать это безвозмездно. Кроме того советская сторона при согласии туниской стороны, согласилась командировать в Тунис советского специалиста для оказания помощи при выгрузке катеров с советского транспортного судна. В свою очередь израильские спецслужбы тоже не оставляли палестинцев без внимания.  2 октября 1985г. восемь боевых самолётов ВВС Израиля совершили беспрецедентный налёт на опорные пункты ООП в Тунисе, в котором пострадало 165 активистов ООП, 50 из которых погибли под обломками зданий во время бомбардировки. В апреле 1988г. израильский спецназ совместно с флотом провел операцию по устранению живущего в Тунисе одного из палестинских лидеров Абу Джихада, вместе с ним были убиты три телохранителя.

Наш флот продолжал активно использовать порты Туниса для отдыха, пополнения запасов и ремонта. В 1984г. советский флот 21 раз посетил Тунис, для сравнения американские корабли  были здесь только 6 раз. В декабре 1984 года госпитальное судно «Енисей» в порту Мензель-Бургиба посетил Чрезвычайный и Полномочный посол СССР в Тунисской Республике Тунис В. Кизиченко. Для расширения и укрепления имеющегося сотрудничества в декабре 1985г. в Тунис совершил визит новый Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота В.Н.Чернавин, только что сменивший на посту С.Г.Горшкова. Участник визита начальник Управления международного военного сотрудничества Главного штаба ВМФ контр-адмирал Валентин Степанович Козлов: «А в Тунис я сопровождал уже нового главкома В.Чернавина. По своему характеру, хватке и складу ума он заметно отличался от своего предшественника, тем более так стремительно дойдя до столь высокой должности.

В североафриканскую страну мы прилетели 10 декабря 1985 года. Воздушный маршрут прежний: Шереметьево--Будапешт--Сплит-Рим, пересекаем Тирренское море (хорошо знакомый североафриканский мыс Кап-Бон) и вот столица Тунисской Республики - Тунис. Температурный контраст от -18 градусов в Москве до +18 в аэропорту прибытия. Встречает командующий местными ВМС капитан 1 ранга Федхилла (в июне я его курировал вовремя визита в Москву). Размещаемся в отеле «Хилтон» и делаем визит к министру обороны С. Бали, на следующий день состоялся визит к премьер-министру М. Мзали. Страна и вооруженные силы «кормятся» за счет французской и американской помощи, не пренебрегают сотрудничеством и с нами, тунисские руководители высказывали недовольство позицией ближнего соседа М. Каддафи - главы Ливни, претендующего на нефтяные приграничные участки. И здесь противостояние в центре арабского мира.

Я был в Тунисе 8 лет назад. За это время в результате достигнутого соглашения корабли нашей эскадры и суда Морфлота использовали бизертенские доки для ремонта. Со своей стороны мы помогли в оборудовании некоторых учебных классов тунисских ВМС. На судоверфи «Сакомена» в военно-морской базе Бизерта, куда мы прибыли на следующий день, и доках увидали ремонтирующиеся советские корабли: подводную лодку, плавмастерскую и два вспомогательных транспорта.

В Бизерте заглянули в православный пятиглавый храм, позднее он обретет российского батюшку, возобновится здесь служба православных христиан.

… Местные газеты, сообщая о визите нового главкома советского флота, давали перепечатки из французской прессы о его предшественнике С. Г. Горшкове как выдающемся флотоводце, больше всех командовавшим мощным ВМФ.»

С 31 декабря 1985 года Средиземноморская эскадра была переформирована во флотилию кораблей с подчинением командующему ЧФ.

В ноябре 1987г., на фоне слухов о намерении президента Бургибы отправить в отставку премьер-министра Зин аль-Абидина Бен Али, консилиум в составе семи врачей провел медицинское обследование президента и объявил, что по причине преклонного возраста он не может исполнять свои обязанности. После отстранения Бургибы от власти пост президента занял Бен Али. Бен Али инициировал ряд шагов, направленных на демократизацию системы управления.

Взаимодействие с советским флотом продолжалось, возможно, тунисское руководство, планируя модернизировать свой флот, рассматривало СССР как одного из возможных продавцов, имея возможность видеть советские корабли у своих соседей. В мае 1989г. СССР посетил главнокомандующий ВМС Туниса, в ходе него он 30 мая на Балтике посетил и ознакомился с дизельной подводной лодкой пр.877ЭКМ «Б-806». Но эпоха Советского Союза заканчивалась. С 1 октября 1989г. флотилия кораблей была снова переименована в эскадру с подчинением командующему ЧФ. Количество  заходов значительно сократилось, по причине сокращения количества кораблей на боевой службе, отсутствия необходимых финансовых средств, в июне 1990г. Тунис посетил учебный корабль «Перекоп», а последний визит советского корабля туда был в 1991г. В конце 1991 года Советский Союз прекратил свое существование, а 31 декабря 1992 года была расформирована Средиземноморская эскадра.

И только спустя 16 лет, 25-29 декабря 2007г. отряд кораблей под флагом  командующего  СФ вице-адмирала Николая Максимова, в составе  БПК «Адмирал Левченко» и большой морской танкер «Сергей Осипов», входящие в состав корабельной ударной группы ВМФ России,  зашли с деловым визитом в главную военно-морскую базу ВМС Туниса - Бизерту.  Несмотря на то, что заход российских кораблей имел деловой характер, по своей сути их визит стал дружественным, поскольку осуществился в порт дружественной нам страны.

 

Литература:

·         Акатов Альберт «Судьба офицера-подводника»  с сайта <http://airnat.narod.ru/K11_Akatov_2.html>

·         Васильев С. «Российские корабли вновь в Бизерте» «Красная звезда» 12.01.2008г.

·         Выписка из протокола № 113 заседания Политбюро ЦК КПСС от 21 июня 1983г. «О доставке специмущества Организации освобождения Палестины из Сирийской Арабской Республики в Тунисскую Республику» с сайта <http://solzhenicyn.ru/files/terr-wd/plo83.pdf>

·         Козлов В. «Подводная война. Горизонты великого противостояния сверхдержав». М. Яуза, Эксмо 2005г.

·         Колоколов Б.Л. «Профессия - дипломат» “Дипломатический вестник” № 9 1998г.

·         Наумов Александр «Русская диаспора в Тунисе. Часть 1» 20.02.2008г. с сайта <http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/publications/articles/article0215.html>

·         «Новейшая история Африки» Москва «Наука» 1964г.

·         «ПЯТАЯ ЭСКАДРА» Рассказывает командующий Средиземноморской 5-й оперативной эскадры адмирал Валентин Селиванов. Газета «Завтра» 01.01.2004г. с  сайта <http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/04/528/61.html>

·         Хагмайер Марек «За союз - оружие» Москва Воениздат. 1982г.

·         Черкашин Николай «Одиночное плавание» Москва. Совершенно секретно, 2006г.

·         Anne M. Kelly «PORT VISITS AND THE "INTERNATIONALIST MISSION" OF THE SOVIET NAVY» April 1976

·         С сайта <http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/dts/877/B-806/B-806.htm>

·         С сайта <http://flot.sevastopol.info/ship/vspomog/enisey.htm>

 

Розин Александр.

 

                                                На Главную.

Hosted by uCoz