На Главную.

 Розин Александр.

“Виски” сирийского флота.

 

Интересен вопрос о судьбе трех подводных лодок пр.613 по классификации НАТО - Whiskey, «С-167», «С-171» и «С-183» которые были первыми субмаринами в составе ВМС Сирии.

 Упоминание об этом есть в ряде источников конца 90-х годов, но кратко. В пятом томе «История отечественного судостроения» изданном в 1994 г. писали «Около 40 подводных лодок пр. 613 передано ВМС Индонезии, Египта, Польши, Албании, КНДР, Сирии и Болгарии.» В книге Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991» 1996 г. издания, на странице 87 как  «Эти ДПЛ активно передавались другим странам…3 – Сирии…», а на странице 625 в «Списке боевых кораблей и катеров» указываются их номера с информацией о передаче Сирии. Та же информация и в книге Широкорада А.Б. «Советские подводные лодки послевоенной постройки» 1997 г. издания «ПЛ «С-167», «С-171», «С-183» были переданы Сирии».

В информации интернет справочников о подводных лодках - «Штурм глубины» и «Русский подплав» информация дана несколько более развернута, хотя и не без неточностей: в 1958 г. в составе отряда кораблей перешли в Сирию с Балтики, 17 февраля 1959 г. были исключена из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Сирии (до 28.09.1961 г. в составе ОАР) и в 1959 г. вошли в состав ВМС Сирии. Информация везде одинаковая, кроме небольшого дополнения в справке «С-171» - июнь-ноябрь 1959 г. подготовка сирийского экипажа и передача ПЛ в состав ВМС Сирии с указанием командиров лодки Мосичева Анатолия Дмитриевича возглавлявшего экипаж до 1959 г. и Кузнецова А.А. командовавшего лодкой с 30 июня по 7 ноября 1959 г.  При этом дальше они сообщают, что на 1971 г. по данным справочников по корабельному составу в списках ВМС Сирии подводные лодки не числились. Но «…одна из ПЛ проекта 613» была перестроена в УТС», а про остальные две - «В дальнейшем очевидно была утилизирована».

Создавалась странная ситуация, что были три подводные лодки, переданные Сирии, и они вдруг пропали без следа, что довольно странно учитывая их размеры, не иголка, а потерялись.

В проведенном исследовании по этому вопросу по открытым источникам в интернете получился такой материал.

В конце ноября 1956 г. СССР заключил первое прямое соглашение с Сирией о продаже оружия на сумму в 25 мил. долларов. Там наряду с самолетами, артиллерией, оружием были и вооружения для военно-морского флота - батальон 122-мм береговых орудий, торпедные катера. При этом по западным данным из порядка 160 советских инструкторов направленных в Сирию, 27  работали в военно-морском флоте.

В конце 1956 г. сирийское правительство обратилось к СССР с просьбой провести комплексную программу обучения сирийских военнослужащих использованию и обслуживанию всей военной техники поставляемой из СССР. С 1956 г. сирийские военнослужащие стали прибывать на учебу в СССР. Помимо этого обучение сирийцев было организовано и в самой Сирии. К концу 1958 г. польские техники обучали сирийцев использованию и обслуживанию минного оборудования, полученного из Польши, а около 15 советских офицеров работали  в новом сирийском военно-штабном училище в Катане.

В выполнении соглашения от ноября 1956 г. в феврале 1957 г. в сирийский порт Латакия были доставлены первые 6 малых торпедных катеров проекта 123бис. Уже 18 февраля 1957 г. в «Нью-Йорк Таймс» появилось сообщение о том, что Сирия получила советские торпедные катера и 12 инструкторов. Как отмечала в начале октября 1957 г. американская разведка «Поставки в рамках последнего советско-сирийского соглашения об оружии, заключенного в ноябре 1956 года, были практически завершены, поставки некоторых видов вооружений, в частности авиационной и военно-морской техники, в настоящее время превышают объемы, предусмотренные контрактом на тот момент.»

В это же время в прессе начали появляться сообщения о поставке в Сирию и подводных лодок.

Одно из первых упоминаний о скором получении Сирией подводной лодки было в заметке израильской газеты «Маарив» от 25 июня 1957 г. «Также будет поставлена российская подводная лодка». В заметке утверждалось, что скоро сирийцы получат малую подводную лодку, «потому что сирийские моряки сейчас тренируются на базах ВМФ СССР в Черном море на подводных лодках.» Далее в этом году еврейские газеты «Ле Мерав» и «Гаарец» об этом упоминали 11 августа 1957 г. в том же смысле, что скоро сирийцы получат подводные лодки. Видимо эта информация пошла дальше, была опубликована в журнале “The Naval RecordVol. XV, New York, 1957 г. и дальше пошла в статью о активности советского флота на Средиземном море в 1957 году как: «Август: Две большие подводные лодки и шесть торпедных катеров от Черноморского флота были поставлены в Сирию». Пройдя трансформацию от «скоро получат» в газетах, до «были поставлены» в уважаемом журнале. 

И хотя сообщения 1957 г. о поставке в Сирию подводных лодок оказалось выдумкой, уже в 1958 г. между нашими странами был заключен контракт о поставке субмарин.

Первая информация о поставке трех подводных лодок пр.613 для Сирии пошла из запроса командующего ВМС ОАР адмирала Иззата который он направил в СССР в феврале 1958 г. Список был длинным и охватывал требования как для южного (Египет), так и для северного (Сирия) регионов Объединенной Арабской Республики.  Так вот в нем для Сирии запрашивались: три подводные лодки класса W (пр.613), два тральщика T-43 (пр. 254) и шесть торпедных катеров P-6 (пр.183), причем шесть торпедных катеров должны быть поставлены в 1958 году, а остальные корабли - в 1959 году.

Контракт о поставке кораблей в Сирию был заключен в первой половине 1958 г., и за корабли платила не ОАР, а именно Сирия.

Видимо информация о запросе адмирала Иззата, о скорой поставке в ОАР из СССР боевых кораблей, не особенно им и скрывался. И тогда стал известен американцам, попав в бюллетень американской разведки от 18 октября 1958 г. с формулировкой «Сообщается, что СССР планирует поставить САР в ближайшие несколько месяцев три подводные лодки, три эсминца и около 25 других военно-морских судов, включая тральщики и транспорты. Подводные лодки должны быть доставлены в сирийский порт Латакия к концу 1958 года, а ОАР должна принять эсминцы, предположительно в Александрии, к концу января 1959 года… сообщения Египта показывают, что две подводные лодки и два тральщика, заказанные по контракту сирийским регионом, были готовы к поставке в конце августа.»

И если Египет из своего большого списка получил тогда - только один плавучий док и четыре буксира в марте 1958 г. То сирийцам поставили все -  6 ТКА и 2 тральщика были доставлены непосредственно в Сирию в конце 1958 г. – начале 1959 г., а 3 подлодки в Египет в январе 1959 г.

Подводные лодки для сирийцев поставлялись из состава 37 отдельной Краснознаменной Бригады подводных лодок Балтийского флота (до 28 января 1958 г. это была 27 ДиПЛ0. Это были новые корабли, построенные на ССЗ № 112 “Красное Сормово” имени А.А.Жданова (горький), прошедшие ходовые испытания в Каспийском море, затем переведенные по внутренним водным системам в Ленинград и вступившие в строй  «С-167» 30 июля 1954 г. (зачислена в состав 27-й ДиПЛ 4-го ВМФ 7 августа 1954 г.), «С-171» 10 августа 1954 г. (зачислена в состав 27-й ДиПЛ 4-го ВМФ 17 августа 1954 г.), «С-183» 14 декабря 1954 г. (зачислена в состав 27-й ДиПЛ 4-го ВМФ 20 сентября 1955 г.)

Подлодки были рабочими и много плавали. Так попавший штурманом на «С-171» после окончания ВВМУПП в  1955 г. Михальский Виталий Александрович вспоминал что «Это была одна из 4 лодок первой линии, как тогда называли, на весь Балтийский флот. «Щуки» уже перестали плавать, а 613-х ещё было мало. «Рай для подводников» обернулся тем, что за первый год, не считая отпуска, был дома 13 раз. Готовности, дозоры, учения, обеспечение боевой подготовки противолодочных сил, призовые стрельбы – всё это лежало на четырёх лодках.»

Либавские лодки не на бумаге, а на групповых упражнениях, в кабинетах торпедной стрельбы и в море осваивали боевые действия в завесах. В 1956 г. «С-171» выпустила 18 практических торпед, и все атаки были успешными. Первым командиром «С-171» был капитан 2 ранга Г.В.Латухин, в октябре  1956 г. его сменил капитан 3 ранга Анатолий Дмитриевич Мосичев, он и привел лодку в Египет для сирийцев. С новым командиром накал боевой учебы не снизился. В.А.Михальский вспоминал: «Он на деле показал офицерам корабля, что спокойствием, грамотностью и чуткостью можно добиться лучших результатов, чем жёсткостью и грубостью. При нём был награждён почётной грамотой ЦК ВЛКСМ и признан лучшим штурманом дивизии и Подводных Сил Балтийского флота. К тому времени безошибочно выводил лодку на приёмный буй в любую погоду (и это было видно всем присутствующим на мостике), определял элементы движения цели по пеленгам точнее, чем торпедный автомат стрельбы (и в этом качестве был участником призовых стрельб всех лодок дивизии, если не был занят на своей) и считался мастером радиодевиационных работ, выполняя их на всех подводных лодках бригады.»

Так же активно работали и две другие подлодки с их экипажами. Бывший тогда старпомом на «С-167» Валентин Степанович Козлов вспоминал: «…экипаж С-167 теперь напряженно занимался отработкой положенных задач боевой подготовки. С моря мы почти «не вылезали».» О командире подлодки капитане 2 ранга А.П.Евдокимове вышла большая статья в газете «Советский флот» - «Командир подводной лодки». После того как А.П.Евдокимов ушел с лодки на учебу в академию, кораблем командовали несколько командиров, в том числе А.Н.Пироженко который в свою очередь передал лодку Николаю Григорьевичу Клитному  который привел лодку в Египет для сирийцев.

Так как подлодки передавались из боевого состава флота, их пришлось специально готовить. Морякам в этом помогал корабельный специалист Виктор Константинович Косенков, принимавший участие в строительстве и передаче флоту подводных лодок. Он кстати был сдаточным механиком «С-167», а затем и ответственным сдатчиком лодок проекта 613, 665, 651. В 1958 г. он готовил «С-167» к передаче с Н.Г.Клитным и еще две лодки «С-171» и «С-183» для передачи сирийским ВМС.

22 января 1959 г. информационный бюллетень американской разведки сообщил что «Три советские подводные лодки класса W и тральщик класса Т43, покинувшие Балтийское море 7 января, переместились в восточное Средиземноморье.»

 26-27 января 1959 г. американские и европейские газеты опубликовали небольшую заметку о том, что египетский флот получил еще три субмарины W-класса (пр.613) от СССР. Таким образом, их число достигло девяти. В заметке сообщалось, что об этом в воскресенье 25 января сообщили египетские власти, а сами субмарины по их словам прибыли в субботу 24 января. Адмирал Абдель Фаттах Ибрагим (Abdel Fattah Ibrahim) сказал, что у ОАР теперь есть военно-морские силы, равные  Турции или Греции.

Данные о прибытии очередных субмарин нашли свое отражение во множестве довольно серьезных книг, так о получении 27 января 1959 г. трех советских подлодок говорится в книге M. El-Hussiri «Soviet-Egyptian Relations, 1945-85» 1987 г., о прибытии 3 ПЛ в январе 1959 г. в George S. Dragnich «THE SOVIET UNION'S QUEST FOR ACCESS TO NAVAL FACILITIES IN EGYPT PRIOR TO THE JUNE WAR OF 1967» 1974  и Bruce W. Watson «Red Navy at sea. Soviet naval operations on the high seas, 1956-1980» 1982 г.

Только вот никаких советских подводных лодок в 1959 г. Советский Союз египтянам не передавал. Как раз в это время отношения СССР с Египтом резко ухудшились из-за начатой в декабре 1958 г. кампании в  ОАР против египетских и сирийских коммунистов. Как результат этого развития событий советская военная помощь в Египет, была временно приостановлена.

А эти подводные лодки, предназначались для ВМС Сирии, которая входила с Египтом в состав Объединенной Арабской Республики. Они были оплачены сирийским правительством. 17 февраля 1959 г. «С-167», «С-171» и «С-183» были исключена из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Сирии.

Все три лодки пр.613 базировались на египетские порты и там должны были готовить сирийские экипажи. На это  косвенно указывает информация в справке «С-171» видимо со слов ветерана, что в июне-ноябре 1959 г. советскими подводниками этой лодки под командованием Кузнецова А.А. велась подготовка сирийского экипажа и передача ПЛ в состав ВМС Сирии. Хотя возможно это было и не так, на лодках хозяйничали египтяне «…на протяжении всего времени пребывания подразделения в Александрии, и ни одному сирийцу не разрешалось тренироваться на них.»

Все что делали египтяне с субмаринами, они делали в своих интересах и не бескорыстно. Вначале подлодками командовал сирийский подполковник Мустафа Шахин (مصطفى شاهين) пришедший с лодками. Но через некоторое время египтяне отстранили его от командования соединением этих подводных лодок и назначили на его место египетского офицера. А потом египтяне потребовали у сирийцев оплатить расходы на содержание ПЛ.  В материалах культурного центра исследований и документации в Сидоне есть материал Департамента иностранных дел САР, который раскрывает претензии сирийцев о том, как проходило объединение с Египтом в 1958-1961 гг. в вооруженных силах. Не был обойден там и момент с подводными лодками: «По поводу подводных лодок хотелось бы упомянуть, что с образованием отряда египтяне решили разместить сирийские подводные лодки в Александрии под тем предлогом, что в Сирии нет порта и что военно-морская подготовка этих подразделений можно было бы объединить и обучать вместе сирийцев и египтян.

Эти подводные лодки оставались на протяжении всего времени пребывания подразделения в Александрии, и ни одному сирийцу не разрешалось тренироваться на них. По окончании дней единства руководство египетского флота направило руководству Первой армии ведомость на 10 миллионов сирийских фунтов - расходы на содержание, ремонт сирийских подводных лодок и топливо, даже несмотря на то, что подводные лодки стали расходным материалом.»

В марте 1960 г. британский правительственный чиновник Чарльз Орр-Юинг (Charles I. Orr-Ewing) излагая военно-морские планы Великобритании в Палате общин заявил «…девять советских подводных лодок сейчас работают с Объединенной Арабской Республикой под контролем президента Насера» и это он не имел ввиду те лодки, что базировались на Албанию, о них он упоминал отдельно. То получается, что он явно учел и 3 лодки 1959 г. (3 в 1957, 3 в 1958).

Но 26 сентября 1961 г. группа сирийских военных совершила государственный переворот в Сирии, и она вышла из состава ОАР.

И возникает вопрос, куда делись три сирийские подводные лодки до этого базировавшиеся на Египет.

Первоначально египтяне оставили их у себя. Как отмечалось в марте 1962 г. в журнале военно-морских сил США “Proceedings” «После распада Объединенной Арабской Республики прошлой осенью некоторые из первоначальных сирийских кораблей были исключены из списка военно-морских сил ОАР.» В опубликованном в 2021 г. дневнике Акрама Зуайтера бывшего в 1963-1964 гг. послом Иордании в Дамаске он 15 октября 1962 г. писал «Гамаль Абдель Насер захватил самое важное оружие Сирии… Он также захватил три подводные лодки, которые Сирия купила на собственные деньги…»

Куда потом делись «С-167», «С-171» и «С-183», нет ясности до сих пор. Как одну из версий можно предположить, что сирийские лодки использовали для снабжения египетских лодок запчастями, а одну из них и вовсе могли задействовать как донора для создаваемой египтянами подлодки.

Летом 1963 г. египетские официальные лица громогласно говорили о том, что они самостоятельно построили подводную лодку. Первым об этом 23 июля на параде в честь  11-й годовщине египетской революции заявил маршал Амер:  «С помощью наших собственных инженеров флот сделал первую арабскую субмарину. Его мореходные испытания начинаются через 15 дней. Этот последний прогресс является существенным для защиты нашей страны. Я должен подчеркнуть, в этой связи, успешную роль наших военных и инженеров - строителей в развитии наших современных отраслей промышленности.» 10 августа агентство Рейтер со ссылкой на газету “Al Masaa” сообщила, что ОАР успешно закончила мореходные испытания своей первой построенной самостоятельно субмарины. Газета цитировала главнокомандующего военно-морских сил ОАР адмирала Сулеймана Эззата, утверждавшего, что субмарина была построена полностью арабским техническим персоналом без помощи какой либо иностранной державы. При этом со ссылкой на надежных осведомителей сообщалось что, ОАР обладает восьмью построенными в СССР подводными лодками "W" класса. Данные и способности построенной лодки не раскрывались. Но по некоторым данным создать пытались малую прибрежную подводную лодку.

Дальнейшая суматоха вокруг «построенной» субмарины затихла, по одним данным из-за отсутствия средств, по другим из-за сложности работ, опять об этом нашел упоминание только через три года в 1966 г. Британская "Таймс" опубликовала 28 августа 1966 г. заметку, что тесты были успешно закончены на первой субмарине, построенной ОАР. После упоминаний об этом не встречал, видимо этот проект ушел в небытие.

Как бы то не было, получается  что, по крайней мере две бывшие сирийские подводные лодки еще оставались у египтян летом 1963 г. К тому времени Египту из СССР были поставлены только 6 лодок пр.613 (2 в 1957 г. «С-175» - «S-1», «С-182» - «S-2», 3 в 1958 г. «С-180» - «S-3», «С-193» - «S-4», «С-184» - «S-5» и 1 в 1962 г. «С-228» - «S-6»).

В книге Moshe Shai «Aḥi "Elat": goralah shel mashḥetet» 1967 г. написанной после Шестидневной войны - июня 1967 г., приводится такая интересная информация: «В ВМС Египта в настоящее время имеется 12 подводных лодок "Океанских"… Из 12 египетских подводных лодок две принадлежат ВМС Сирии, которые были переданы ВМС Египта во время египетско-сирийского союза и остались в его руках даже после распада. Сирия потребовала вернуть эти две подводные лодки, но Египет уклонился и до сих пор не ответил на просьбы сирийского флота» Понятно, почему он говорит только о двух, а не трех сирийских подлодках. Ведь «океанских» или больших подлодок в египетском флоте к началу войны было 10 единиц – пять пр. 633  «С-32», «С-34»,  «С-352», «С-353», «С-354» и пять пр. 613 «S-2» («С-182»),  «S-5» («С-184»), «S-6» («С-228»), «S-7» («С-226»), «S-8» («С-227»).

Однозначно только одно в состав ВМС Сирии субмарины пр.613  не вернулись, там они не могли бы остаться незамеченными, а о них никто и не упоминает. К примеру, в справочнике «Jane's Fighting Ships» 1960-1961 г. нет сообщений ни о каких поставленных подводных лодках. Единственное упоминание о подлодках что «Сирия рассчитывает получить от России две малые подводные лодки типа “М”…» и эта информация дублировалась в справочниках до середины 70-х годов.

Единственное упоминание о «С-171» обнаружил в книге «Подводные силы Черноморского флота» 2004 г. – «1975 г. 1 марта 131-й днпл, базирующийся в Одессе… В составе дивизиона 13 единиц консервации – С-66, С-67, С-98, С-171…» Но видимо это опечатка и имеется в виду «С-172» упоминание о которой там отсутствует, а оно должно было бы там быть, тем более что в дальнейшем, где говорится о расформировании 131-го дивизиона в декабре 1991 г. «С-172» есть, а «С-171» отсутствует.

 

Простое объяснение, никак не связанное с подлодками 1959 года находит и информация с сайта «Штурм глубины» в справке «С-167», «С-171» и «С-183» что «…одна из ПЛ проекта 613» была перестроена в УТС».

В 1985 г. и 1987 г. ВМС Сирии получили от СССР три подводных лодки пр.633, для их обслуживания с Черноморского флота была  поставлена переоборудованная под зарядовую и учебно-тренировочную станцию (УТС) подводная лодка пр.613. Так же было и при поставке подлодок пр.641 Кубе. По воспоминаниям Владимира Алексеевича Аникина в то время командира инструктора ПЛ пр.633 «С-53» - «№ 1» поставка УТС произошла весной 1987 г., этой лодкой командовал капитан-лейтенант Виктор Яковлевич Дон.  Справочник «Jane's Fighting Ships» 1991 года дает другую явно ошибочную информацию «Одна бывшая советская подводная лодка класса "Виски" переведена из Черного моря в ноябре 1985 года и действует как вспомогательная платформа для зарядки.»

К середине 90-х годов ее уже списали и 24 апреля 1996 г. было подписано разрешение сдать ПЗС (пр.613) вместе с третьей сирийской ПЛ пр.633 на металлолом.

Литература.

·         Андреенков В.Е. «Международное военное сотрудничество Военно-Морского Флота» Оружие и технологии (Ортех), 2003 г.

·         Аникин В.А. «Осмотреться в отсеках» 2020 г.

·         «Ветерану Великой Отечественной войны Н.Г. Клитному исполнилось 90 лет» 19.07.2019 г.

·         «История отечественного судостроения. Судостроение в послевоенный период 1946-1991 гг.» Том V, 1994 г.

·         Козлов В. «Подводная война. Горизонты великого противостояния сверхдержав». М. Яуза, Эксмо 2005 г.

·         Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991» СПб, историческое Морское общество, 1996 г.

·         Михальский Виталий Александрович «ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ» с сайта <http://shturman-tof.ru/Personal/17_mixalskiy/mix_03_biografiy.html>

·         «Подводные силы Черноморского флота» Симферополь, «Таврида» 2004 г.

·         Широкорад А.Б. «Советские подводные лодки послевоенной постройки» Москва, «Арсенал пресс» 1997 г.

 

·         Bruce W. Watson «Red Navy at sea. Soviet naval operations on the high seas, 1956-1980» 1982 г.

·         «Egyptian Navy Gets More Red Submarines»  January 26, 1959 The Courier-Journal from Louisville, Kentucky • Page 1

·         George S. Dragnich «THE SOVIET UNION'S QUEST FOR ACCESS TO NAVAL FACILITIES IN EGYPT PRIOR TO THE JUNE WAR OF 1967» July 1974

·         «HEAVY SHIPMENTS OF SOVIET ARMS ARRIVING IN SYRIA» 24 Jan 57 Current Intelligence Bulletin

·         «Jane's Fighting Ships» 1960-1961

·         «Jane's Fighting Ships» 1991

·         «LATEST SOVIET ARMS DELIVERY TO SYRIA » 4 Oct 57 Current Intelligence Bulletin

·         M. El-Hussiri «Soviet-Egyptian Relations, 1945-85» 1987

·         «Más submarinos rusos para la R.A.U LA VANGUARDIA Edición del martes, 27 enero 1959, página 23

·         «MILITARY ASSISTANCE BY THE SOVIET BLOC TO THE UNDERDEVELOPED COUNTRIES OF THE FREE WORLD » CENTRAL INTELLIGENCE AGENCY,  January 1959, CIA-RDP79R01141A001300080002-6

·         Moshe Shai «Aḥi "Elat": goralah shel mashḥetet» 1967 г.

·         «NAVAL DEVELOPMENT ON THE DARK CONTINEMT» U.S. Naval Institute Proceedings, Том 88, 1962

·         «Official Says USSR Fleet Strengthened» The Cornell Daily Sun, Volume LXXVI, Number 98, 8 March 1960

·         «Regional Development for Regional Peace. A New Policy and Program to Counter the Soviet Menace in the Middle East» 1957

·         «Soviet naval movements in Mediterranean» CENTRAL INTELLIGENCE BULLETIN 22 January 1959

·         «The Statesman's Year-Book 1959» London, 1959

·         «UAR BUILDS ITS FIRST SUBMARINE » Mideast Mirror  July 27. 1963

·         «USSR to Supply Addittonall Naval Vessels to the UAR» CENTRAL INTELLIGENCE BULLETIN 18 October 1958

·         Yair Even «Two Squadrons and their Pilots: The First Syrian Request for the Deployment of Soviet Military Forces on its Territory, 1956 Cold War International History Project Working Paper 77 (February 2016) с сайта <https://www.wilsoncenter.org/publication/syrias-1956-request-for-soviet-military-intervention>

·         فتياني، عبد «الصناعات العسكرية العربية الحميد» 1991

·         «عبد الكريم النحلاوي.. الانقلاب على الوحدة ج4» 17.02.2010

·         «بعد الحديث عن ذهاب الوفد العسكري إلى مصر من وجهة نظر زهر الدين ، وهيكل ، عثرت على هذه الأوراق ، وهي على الأرجح إحدى الكلمات التي ألقيت في شتورة ، وهي تتحدث عن ملابسات ذهاب الوفد العسكري ، وأظن أن الموضوع قد ورد ذكره في هذه الفترة 2007-09-12 с сайта <http://markazthakafisaida.org/ نشاطات2384/الجمهورية-العربية-السورية-وزارة-الخارجية---القسم-الثاني>

·         زعيتر، أكرم, طاهر، معين،, ابو حسنة، نافذ «يوميات أكرم زعيتر. آمال الوحدة والآم الانقسام، 1949-1965» том2, 2021

·         «هكذا باع جيش الأسد "سلاح الغوصات" لمخلوف كخردة بــ6 مليون ليرة.. 23 апр. 2018 с сайта <https://www.zamanalwsl.net/news/article/86592/>

·         С сайта <http://deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/dts/613/S-171/S-171.htm>

 

Розин Александр. 

На Главную.