На Главную.

 

Розин Александр.

 

Снабжение Испанской Республики оружием 1936-1939 гг. (советские поставки в сюжет не входят)

 

Глава 8. Помощь из Мексики.

8.6. Застрявшие самолеты.

 

Помимо стрелкового оружия, прези­дент Карденас дал указания мекси­канским дипломатам в Вашингто­не закупить для испанских респу­бликанцев военные самолеты, как если б они предназначались для во­енной авиации Мексики. Командующий ВВС Мексики Роберто Фьерро Виллалобос (Roberto Fierro Villalobos), организовывал покупку гражданских самолетов в Соединенных Штатах, которые ночью перелетали через границу с Мексикой до аэропорта Tejería в Веракрусе, там они разбирались и упаковывались в ящики чтобы транспортировать их в Испанию. Было приобретено около 40 самолетов, удалось отправить в Испанию 13, но потом правительство США надавило на Мексику и она прекратила отправку самолетов.

В декабре 1936 г. одна мексиканская компания приобрела несколько американских гражданских самолетов для пере­продажи их затем испанскому правительству. Стремясь не допустить такой сделки, хотя она ни в чем не затрагивала интересов США, американское правительство оказало на Мек­сику грубое давление: посол США в Мексике в нарушение при­нятых дипломатических норм не обратился в секретариат по международным вопросам, а явился во дворец президента республики, потребовав от главы государства принять немедлен­ные меры, чтобы не допустить продажи самолетов. Республиканское правительство осталось без самолетов и, кроме того, потеряло большое количество валюты, затрачен­ной на эту операцию.

Командующий республиканской авиацией Игнасио Идальго де Сиснерос вспоминал: «С огромным трудом нам удалось купить в Соединенных Штатах на золото 20 или 25 гражданских самолетов. Часть из них удалось отгрузить и отправить морем в Испанию. Когда правительство янки узнало об этом, оно немедленно отдало приказ своим военным судам задержать пароход и вернуть в порт отправления.

 Остальные машины по воздуху прибыли в Мексику. Оттуда мы предполагали отправить их в Европу. Однако друзья Франко в Мексике сообщили о них американскому правительству, и оно потребовало от мексиканских властей не выпускать их из страны. Так мы потеряли столь необходимые и дорого обошедшиеся нам самолеты».  

4 января 1937 г. исполняющий обязанности государственного секретаря (министра иностранных дел США) Мур заявил представителям печати, что Мексика согласилась не отправлять из Мексики американские самолеты в Испанию. Мексиканское правительство 2 января передало посольству США следующее извещение: «Правительство Мексики поставляло правительству Испании военные материалы своего собственного производства.

Что касается военных материалов иностранного производства, то правительство Мексики неизменно считало и считает невозможным выступать посредником, если с этим не согласно правительство соответствующей страны. В соответствии с этим мексиканские власти не разрешат отправки из Мексики самолетов или каких-либо других военных материалов, прибывающих из Соединенных Штатов, даже в том случае, если материалы эти были приобретены фирмами или частными лицами».  

4 января 1937 г. как передало агентство Юнайтед Пресс, мексиканские власти в порту Веракрус довели до сведения капитана испанского парохода «Мотомар» (Motomar), что погрузка американских самолетов и всяких военных материалов, произведенных вне Мексики, запрещается. На пароход «Мотомар» планировалось погрузить 13 самолетов доставленных из США.

Американцы обвиняли мексиканцев в поставках американской техники республиканцам, а те все отрицали. 1 апреля 1937 г. мексиканский посол передал государственному департаменту США ноту мексиканского правительства, в которой Мексика сообщила о своем намерении продолжать оказание помощи  испанскому правительству. Мексиканское правительство заявило, что оно будет посылать в Испанию только мексиканские военные материалы и опровергло  утверждения о том, что Мексика переправляет в Испанию оружие из Соединенных Штатов.

Последнее утверждение, конечно, являлось ложью, хотя и не такой значительной. Так самолеты Bellanca CH-300 , Consolidated (Thomas-Morse) TM23 были куплены в США от имени республики, и отправлены в Мексику для транспортировки в Испанию.

18 февраля 1937 г. мексиканский полковник Густаве Леон приобрел у американской фирмы «Тексако» одноместный почтовый самолет «Гамма 2 D» с заводским номером 3 (ранее он принадлежал авиакомпании TWA). Самолет зарегистрировали в Мексике как принадлежащий частному лицу. Но Леон являлся лишь ширмой. В декабре 1937 г. эту машину вместе со второй такой же увез испанский пароход «Ибаи». Затем тоже через Мексику – республиканцы приобрели опытный штурмовик «Гамма 5 В». Эти три самолета эксплуатировались в летной школе в Тотане. Одна «Гамма 2 D» в 1938 г. перешла в 1-ю эскадрилью 72-й группы и использовалась как легкий бомбардировщик. Его вооружение описывают, как пять 7,62-мм пулеметов и 400 кг бомб на наружной подвеске. Непонятно, где ставили на одноместной машине пятый пулемет. Предполагают, что он монтировался в багажном отсеке сверху и стрелял через длинную трубу между цилиндрами мотора, как синхронный. Упоминают и об оборудовании этой «Гаммы» подфюзеляжной подвеской авиационной торпеды по типу «Уайлдбиста». Некоторые источники доводят число служивших в испанской республиканской авиации самолетов этого типа до пяти, полагая, что туда попали и машины типа «Гамма 2 Е» из китайского заказа. 

Транспортировка их была затруднена обещанием мексиканского руководства не отправлять в Испанию военные материалы, в том числе и гражданские самолеты, приобретенные в США. Несмотря на ограничения Гордан Ордас отправил большую часть этих самолетов. В ноябре 1937 г. на борт парохода «Sil» были загружены 3 самолета  Lockhed (еще 3 самолета Spartan не удалось загрузить из-за отсутствия денег) и 3 авиационных двигателя «Wasp». В декабре 1937 г.  17 самолетов на борт теплохода «Ibay» (вышел 29 декабря 1937 г.): 4 - Lockhed Orion, 3 - Spartan 7 Executive,  2 - Northrop 2/5 Gamma,  1 - Lockhed Electra, 1 - Seversky SEV 3 с его поплавками, 1 –Fleetster, 1 – Price, 1 – Vulteen, 1 – Consolidated, 1 – Bresse и 1 - Beechraff. Помимо самолетов на нем отправлены авиационные двигатели - 12 «Condor-Curtis», 6 «Cyclone-Wright», 2 «Wasp» и 3 «Júpiter».  

Не покинули Мексику и остались на аэродроме  Tejerina 18 самолетов, в том числе  3 – Boeing-247, 1 - Buhl CA-6 и  6 - Condor-Curtis T-32, но последние были частично разобраны и их 12 двигателей были отправлены на пароходе «Ibay». Позже часть этих самолетов была распродана, для оказания помощи беженцам.

В дальнейшем, Мексика, не имевшая современ­ной авиационной промышленно­сти, не перестала, тем не менее, оказывать помощь республике. Мексика продавала ей оружие, ко­торым располагала, главным обра­зом винтовки и легкое автоматиче­ское оружие.

 

 

Назад.   Оглавление.   Вперед.

Розин Александр.

                                                На Главную.