Розин Александр.
Снабжение Испанской Республики оружием
1936-1939 гг. (советские поставки в сюжет не входят)
Глава
8. Помощь из Мексики.
8.6. Застрявшие самолеты.
Помимо стрелкового оружия, президент Карденас дал указания мексиканским дипломатам в Вашингтоне закупить для испанских республиканцев военные самолеты, как если б они предназначались для военной авиации Мексики. Командующий ВВС Мексики Роберто Фьерро Виллалобос (Roberto Fierro Villalobos), организовывал покупку гражданских самолетов в Соединенных Штатах, которые ночью перелетали через границу с Мексикой до аэропорта Tejería в Веракрусе, там они разбирались и упаковывались в ящики чтобы транспортировать их в Испанию. Было приобретено около 40 самолетов, удалось отправить в Испанию 13, но потом правительство США надавило на Мексику и она прекратила отправку самолетов.
В декабре 1936 г. одна мексиканская компания приобрела несколько американских гражданских самолетов для перепродажи их затем испанскому правительству. Стремясь не допустить такой сделки, хотя она ни в чем не затрагивала интересов США, американское правительство оказало на Мексику грубое давление: посол США в Мексике в нарушение принятых дипломатических норм не обратился в секретариат по международным вопросам, а явился во дворец президента республики, потребовав от главы государства принять немедленные меры, чтобы не допустить продажи самолетов. Республиканское правительство осталось без самолетов и, кроме того, потеряло большое количество валюты, затраченной на эту операцию.
Командующий
республиканской авиацией Игнасио Идальго
де Сиснерос вспоминал: «С огромным трудом нам
удалось купить в Соединенных Штатах на золото 20 или 25 гражданских самолетов.
Часть из них удалось отгрузить и отправить морем в Испанию. Когда правительство
янки узнало об этом, оно немедленно отдало приказ своим военным судам задержать
пароход и вернуть в порт отправления.
Остальные машины по воздуху прибыли в Мексику.
Оттуда мы предполагали отправить их в Европу. Однако друзья Франко в Мексике
сообщили о них американскому правительству, и оно потребовало от мексиканских
властей не выпускать их из страны. Так мы потеряли столь необходимые и дорого
обошедшиеся нам самолеты».
4
января 1937 г. исполняющий обязанности государственного секретаря (министра
иностранных дел США) Мур заявил представителям
печати, что Мексика согласилась не отправлять из Мексики американские самолеты
в Испанию. Мексиканское правительство 2 января передало посольству США
следующее извещение: «Правительство
Мексики поставляло правительству Испании военные материалы своего собственного
производства.
Что касается военных материалов иностранного производства, то правительство Мексики неизменно считало и считает невозможным выступать посредником, если с этим не согласно правительство соответствующей страны. В соответствии с этим мексиканские власти не разрешат отправки из Мексики самолетов или каких-либо других военных материалов, прибывающих из Соединенных Штатов, даже в том случае, если материалы эти были приобретены фирмами или частными лицами».
4 января 1937 г. как передало агентство Юнайтед Пресс, мексиканские власти в порту Веракрус довели до сведения капитана испанского парохода «Мотомар» (Motomar), что погрузка американских самолетов и всяких военных материалов, произведенных вне Мексики, запрещается. На пароход «Мотомар» планировалось погрузить 13 самолетов доставленных из США.
Американцы обвиняли мексиканцев в поставках американской техники республиканцам, а те все отрицали. 1 апреля 1937 г. мексиканский посол передал государственному департаменту США ноту мексиканского правительства, в которой Мексика сообщила о своем намерении продолжать оказание помощи испанскому правительству. Мексиканское правительство заявило, что оно будет посылать в Испанию только мексиканские военные материалы и опровергло утверждения о том, что Мексика переправляет в Испанию оружие из Соединенных Штатов.
Последнее утверждение, конечно, являлось ложью, хотя и не такой значительной. Так самолеты Bellanca CH-300 , Consolidated (Thomas-Morse) TM23 были куплены в США от имени республики, и отправлены в Мексику для транспортировки в Испанию.
18 февраля 1937 г. мексиканский полковник Густаве Леон приобрел у американской фирмы «Тексако» одноместный почтовый самолет «Гамма 2 D» с заводским номером 3 (ранее он принадлежал авиакомпании TWA). Самолет зарегистрировали в Мексике как принадлежащий частному лицу. Но Леон являлся лишь ширмой. В декабре 1937 г. эту машину вместе со второй такой же увез испанский пароход «Ибаи». Затем тоже через Мексику – республиканцы приобрели опытный штурмовик «Гамма 5 В». Эти три самолета эксплуатировались в летной школе в Тотане. Одна «Гамма 2 D» в 1938 г. перешла в 1-ю эскадрилью 72-й группы и использовалась как легкий бомбардировщик. Его вооружение описывают, как пять 7,62-мм пулеметов и 400 кг бомб на наружной подвеске. Непонятно, где ставили на одноместной машине пятый пулемет. Предполагают, что он монтировался в багажном отсеке сверху и стрелял через длинную трубу между цилиндрами мотора, как синхронный. Упоминают и об оборудовании этой «Гаммы» подфюзеляжной подвеской авиационной торпеды по типу «Уайлдбиста». Некоторые источники доводят число служивших в испанской республиканской авиации самолетов этого типа до пяти, полагая, что туда попали и машины типа «Гамма 2 Е» из китайского заказа.
Транспортировка их была затруднена обещанием мексиканского руководства не отправлять в Испанию военные материалы, в том числе и гражданские самолеты, приобретенные в США. Несмотря на ограничения Гордан Ордас отправил большую часть этих самолетов. В ноябре 1937 г. на борт парохода «Sil» были загружены 3 самолета Lockhed (еще 3 самолета Spartan не удалось загрузить из-за отсутствия денег) и 3 авиационных двигателя «Wasp». В декабре 1937 г. 17 самолетов на борт теплохода «Ibay» (вышел 29 декабря 1937 г.): 4 - Lockhed Orion, 3 - Spartan 7 Executive, 2 - Northrop 2/5 Gamma, 1 - Lockhed Electra, 1 - Seversky SEV 3 с его поплавками, 1 –Fleetster, 1 – Price, 1 – Vulteen, 1 – Consolidated, 1 – Bresse и 1 - Beechraff. Помимо самолетов на нем отправлены авиационные двигатели - 12 «Condor-Curtis», 6 «Cyclone-Wright», 2 «Wasp» и 3 «Júpiter».
Не
покинули Мексику и остались на аэродроме
Tejerina 18 самолетов, в том числе 3 – Boeing-247, 1 - Buhl
CA-6 и 6 - Condor-Curtis
T-32, но последние были частично разобраны и их 12 двигателей были отправлены
на пароходе «Ibay». Позже часть этих самолетов была
распродана, для оказания помощи беженцам.
В дальнейшем, Мексика, не имевшая современной авиационной промышленности, не перестала, тем не менее, оказывать помощь республике. Мексика продавала ей оружие, которым располагала, главным образом винтовки и легкое автоматическое оружие.
Розин Александр.