На Главную.

 

Розин Александр.

 

Снабжение Испанской Республики оружием 1936-1939 гг. (советские поставки в сюжет не входят)

Глава 10. Операция немецкой разведки.

10.2. Золотом за мусор.

 

Осенью 1936 г. финское правительство решило избавиться от части морально устаревшего вооружения. Глава «щюцкора» - военизированного ополчения Финляндии летом 1937 г. заявил: «Мы заплатим, чтобы все это взяли у нас».

Официально финское государство продало вооружения финскому дилеру  Transbaltic Oy, который согласно его собственным заявлениям в 1936 г. представлял фирмы Daugs и Veltjels в Финляндии. Помимо 42 японских 75-мм орудий 1898 г. (75 VK/98)  и 27.769 снарядов для них (орудия оценивались по 2000 долларов за штуку, а снаряды 2,70 долларов за штуку), были проданы также:
- 110 пулеметов Colt M/1895 калибра 7,62-мм.
- 6.200.000 старых патронов (времен Первой Мировой войны и старше) калибра 7,62x54.

- 320 000 шведских патронов калибра 6,5x55.                   

Кому предназначалось оружие, естественно скрывалось. Потом в 1937 г. Финляндия продала Transbaltic Oy  еще значительное количество оружия:
 - 12 пулеметов  Parabellum калибра 7,92-мм;
 - 19 пулеметов Bergmann калибра 7,92-мм;
 - 20 пулеметов Hotchkiss калибра 8-мм;
 - 14 легких пулеметов Chauchat М./1915;
 - 46 британских легких пулеметов Lewis 0.303;
 - 52 легких пулемета Lewis калибра 7,62x54R;
 - 6 пулеметов Colt M/1895 калибра 7,62-мм;

 - немецкие времен Первой Мировой войны  76-мм орудия  и их боеприпасы;
 - 2.500.000 британских патронов 0.303;
 - Небольшое количество патронов калибра 6,5x50 Arisaka, 7,92x57JS, 8x50R Lebel и 8x50R Mannlicher.

Но куда это оружие делось неизвестно. В апреле 1937 г. лондонская газета «Сэндей диспетч» писала, что оружие из Финляндии было закуплено якобы для мятежников. После этой статьи в Финляндии разразился скандал, вопрос с поставками поднимался в  парламенте. Запрошенный по этому делу министр обороны Нюкканен ответил, что он незнаком с деталями дела, которое имело место, в то время когда министром обороны был его предшественник Оксала. Нюкканен поручил расследование дела полковнику Пипингу. При этом министр обороны указал, что сообщение  «Сэндей диспетч» он «уже сейчас хочет назвать во многих частях неверным и преувеличенным».

Сделка шла под эгидой шведских торговцев, которые действовали как представители продавца груза. Продавцом был немец, полковник ВВС в отставке  Йозеф Вельтенс (Joseph Veltjens), хороший друг Германа Геринга, который имел немецкую официально признанную компанию по продаже оружия. По документам  вооружения предназначались для имама Йемена, который был официальным покупателем, груз планировалось отправить на пароходах «YORKBROOK» и «ALLEGRO». Фактическим покупателем было испанское правительство, представленное сэром Озоурсом (Ozores).

Из-за размера груза и вероятно для маскировки Вельтенс принял на работу других торговцев, чтобы взять аванс и  чтобы закончить сделку. Он привлек немецкого эмигранта по имени Голдберг (Goldberg), который оставил Германию, перебравшись в Париж в начале 1930-х. После  прибытия во Францию Голдберг накопил значительное состояние, как он говорил, через коммерческие и индустриальные инвестиции, но фактически на торговле оружием. Вместе с Вельтенс Голдберг привлек  трех других посредников к сделке, один из них был устранен от дела, когда крюк подъемного крана упал на него в доках  Хельсинки. Был также шестой участник, немец с инициалами Г. Г., который, как сообщали, работал на немецкую разведку во время Первой Мировой войны и который приехал во Францию в 1933 г., утверждая, что является политическим беженцем. Полиция, однако, подозревала, что он был мошенником, и раскрытие его афер было  решающим стимулом, чтобы сбежать из Германии. Голдберг видимо не доверяя Вельтенс, ввел Г. Г. в сделку, "чтобы оценить товары" и поселил его в Стокгольме, где Г. Г. должен был ждать телеграммы, вызывающей его в Хельсинки, но он этого сделать не сумел. Чтобы убрать  его из сделки, Вельтенс  сдал  его финским властям, а затем сообщил Г. Г., что он может быть арестован, если он попытается пересечь границу. Потом при расследовании полицейский чиновник ведший дело отмечал, что вся сделка была запутана маневрами авантюристов, обманывающих и копирующих действия друг друга, даже при том, что каждый участник знал, что он не может выдать своих партнеров, не нанеся ущерба себе в процессе сделки. У Вельтенс, конечно, были серьезные причины для того, чтобы не допустить Г. Г. в Финляндию. Почти все оружие в этом грузе было в некотором роде непригодно, эти данные  Вельтенс скрывал  не только от испанцев, но и, по крайней мере, вначале, от своего партнера Гольдберга. Его план состоял в том, чтобы заключить сделку в Хельсинки, забрать деньги и  затем замести следы, сделав так чтобы «Yorbrook» никогда не достиг Испании. Он заложил мину внутри парохода, узнав об этом  Голдберг, который должен был сопровождать судно, отказался идти на нем. Когда эта попытка так или иначе потерпела неудачу, он сообщил секретной службе Франко о грузе и курсе «Yorbrook», надеясь, что националистический флот перехватит пароход.

На пароход  «YORKBROOK» (1.303 брт, внесенный в списки в Parnu (Эстония), собственность Strubin & Co.) шедший под эстонским флагом, загрузили в Гельсингфорсе (Финляндия) в январе 1937 г. 42 японских 75-мм орудия 1898г. (75 VK/98) (по некоторым данным без замков)  и 27.769 снарядов для них, 1.000 автоматических ружей Walter без ударников и, следовательно, бесполезные, 10 миллионов патронов калибра 7,62-мм и авиационные бомбы различных размеров, которые не удалось использовать. Пароход вышел в конце января и после стоянки в La Pallice,  направился в Сантандер. Стоимость груза «YORKBROOK» оценивалась в 30 миллионов франков.

5 марта 1937 г. «Yorkbrook» следовавший к республиканскому порту Сантандер, был перехвачен крейсером франкистов «Канариас» но после начавшегося боя в районе Machichaco крейсера с судами баскского флота, пароход сбежал и прибыл в гавань Бермео (Bermeo) контролируемую республиканцами. Там груз, включая орудия и боеприпасы, был выгружен.

Потом французские и шведские газеты писали, что видимо Герман Геринг узнав о сделке, предупредил Франко о грузе и надеялся, что они перехватит его, что собственно почти и произошло. Когда афера вскрылась, Вельтенс (Veltjens) представил дело так что главным виновником якобы являлся Гольдберг. Республиканцы, которым стали известны различные детали сделки сообщили Голдбергу (Goldberg), что его присутствие в закупочной конторе республиканцев на  61 авеню имени  Виктора Эммануэля III больше не приветствуется.

Перед второй частью операции, по отправке оружия на шведском пароходе «ALLEGRO», Вельтенс (Veltjens) понял, что его действия выглядят довольно подозрительно, он единственный немецкий продавец оружия, одобренный нацистским правительством, продает оружие коммунистам. Для собственной безопасности во втором этапе дела, он на первый план вывел своего помощника, который получил статус официального дилера оружия.

«ALLEGRO» отбыло из Стокгольма в середине января 1937 г. в порт Ornsköldsvik, где он должен был взять груз бумаги. Но едва выйдя из Стокгольма, судно изменило курс на  Варнемюнде (Warnemünde, Германия), где человек по имени Росенберг (Rosenberg), представляющий фирму Вельтенса, поднялся на борт и возглавил операцию. Когда «ALLEGRO» шел в порт Любек, капитан открыто сказал, что судно «арендовалось на два месяца для особых целей». Чтобы успокоить команду  опасавшуюся идти  в испанские воды, он обещал специальную денежную премию (которую так и  не заплатил, что вызвало  жалобу команды, и что в свою очередь привело к расследованию дела шведской полиции). В Любеке более 13.000 ящиков  боеприпасов "для Йемена" были загружены на борт, хотя реально они предназначались для испанцев, и портом прибытия была Барселона. Боеприпасы содержались только в 1000 ящиков, а в более чем 12000 ящиков были кирпичи.  В Любеке еще два  партнера Вельтенса попали на борт, и затем «ALLEGRO» продолжил путь к Гдыне, где представитель от республиканского правительства прибыл на судно,  чтобы осмотреть груз. Компаньоны Вельтенса позаботились, что бы он открыл только ящики стоящие  наверху. Капитану  было заявлено, что  рейс довольно опасен  и высока вероятность, что судно  будет захвачено националистами. Это поразительное пророчество подтвердилось, капитан, получил инструкции следовать курсом до мыса Villano, где его ждали силы мятежников. В феврале 1937 г. корабли националистов перехватили пароход в пяти милях к западу от мыса Villano и присвоили груз. Благодаря надувательству и предательству Вельтенс, армия Франко получила тысячу ящиков боеприпасов, в то время как торговцы присвоили республиканскую оплату за предельную нагрузку, ибо захват судна врагом являлся  риском, который нес  покупатель. И если бы команду не обидели, правда никогда бы не вышла наружу.

Возможно, единственной загадкой  в этом деле остается такой вопрос. Вельтенс (Veltjens)  и его компаньоны, продали груз второй раз националистам — или удовлетворились тем, что сорвали отгрузку  республиканцам и немного помогли националистам. Обе процедуры, как известно, осуществлялись многими торговцами. У французской полиции был список нескольких дилеров оружия, которых они подозревали в контактах с агентами националистической секретной службы. Действительно сотрудничество Вельтенс с иностранными агентами было просто явным примером связей, которые развивались между контрабандистами оружия и шпионами в эру испанской гражданской войны.

Операция с  «YORKBROOK» и «ALLEGRO» вызвала у  Йозефа Вельтенса (Joseph Veltjens) проблемы со шведским правительством,  ибо шведы курировали  сделку. После этого Вельтенс добавил несколько судов к своему небольшому флоту, которые плавали под панамским флагом, чтобы скрыть немецкое участие. После начала Второй Мировой войны Вельтенс был восстановлен в рядах германских ВВС, погиб в Италии в октябре 1943 г.

 

Назад.   Оглавление.   Вперед.

Розин Александр.

                                                На Главную.