На Главную.

 

Розин Александр.

Сингапур и ВМФ СССР – взаимовыгодное сотрудничество.

 

Русско-сингапурские связи начинаются почти одновременно с возникновением в 1819 году современного порта на перекрестке океанских дорог. В начале сороковых годов здесь побывал русский морской офицер А. Бутаков, совершавший кругосветное путешествие. Его очерки печатались в русском журнале «Отечественные записки».

В 1891 г. здесь побывал наследник-цесаревич. Осуществляя путешествие на Восток с отрядом из трех фрегатов «Память Азова», «Владимир Маномах» и «Адмирал Корнилов» он прибыл в Сингапур 18 февраля 1891 г. На рейде эскадру ждали броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» и две канонерские лодки Тихоокеанской эскадры. Встреча была торжественной. Пристань Клиффорд-пирс разукрасили, через цепной Кавенах-мост вдоль эспланады развесили флаги, и, когда паровой катер наследника отчалил от «Азова», пушки Форт-Кэннинг приветствовали гостей салютом.  

19-21 сентября 1924 г. в Сингапуре впервые находилось советское военное судно – посыльный корабль «Воровский» выполнявший переход из Архангельска на Тихий океан через Суэцкий канал. По прибытии его в гавань состоялся обычный обмен приветствиями с фортом Каннинг. Местных журналистов удивил новый невиданный ими советский флаг. Они писали: «Советский флаг чрезвычайно живописен и имеет сходство с флагом Японии. Он состоит из красного фона, на котором изображено белое солнце с синей звездой в центре солнца. На нем изображены восемь лучей и скрещенные серп и молот.»

В дальнейшем советский флаг эпизодически видели в гавани Сингапура, как до войны, так и после ее завершения, хотя и не так часто.

Но вот более тесные контакты между нашими странами завязались задолго до обретения Сингапуром независимости 9 августа 1965 г.

В то непростое время Сингапур рассчитывал на Советский Союз для достижения своих целей. Так когда в сентябре 1962 г. Ли Куан Ю ненадолго посетил Москву, он просил советское правительство поддержать их малайзийский проект, хотя и безуспешно.

После обретения Сингапуром независимости его поначалу беспокоила возможная реакция Москвы на его заявление о вступлении в Организацию Объединенных Наций. Это членство было достигнуто без открытых возражений со стороны СССР, и тогда Сингапур приступил к развитию торговых отношений с Советским Союзом.

А уже в ноябре 1965 г. Москву посетила сингапурская правительственная делегация во главе с заместителем премьер-министра Республики  То Чин Чье. С самого начала, как отмечает наш первый посол в Сингапуре И.И. Сафронов, в двусторонних связях “зазвучала мажорная нота”, и все последующие годы они развивались именно в таком ключе. Об этом красноречиво свидетельствует письмо То Чин Чье на имя первого заместителя Председателя Совета Министров СССР К.Т. Мазурова, датированное 3 декабря 1965 г. Поблагодарив за теплый прием в Москве миссии доброй воли Сингапура и поддержку, оказанную в вопросе его признания как независимого и суверенного государства и в принятия страны в ООН, глава сингапурской правительственной делегации высказался о направления в его страну из Москвы торгово-промышленной делегации для проведения переговоров по самому широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес, прежде всего в торгово-экономической области. В упомянутом документе То Чин Чье подчеркивал, что Сингапур “считает своей целью укреплять мирные отношения со всеми странами”. Вся последующая деятельность сингапурской дипломатии в глобальном и региональном измерениях, в двусторонних форматах подтверждала ее приверженность к этой изначальной принципиальной установке.

4 декабря 1965 г. сингапурский министр иностранных дел С. Раджаратнама написал письмо  министру иностранных дел СССР А.А. Громыко, в котором отмечалось желание правительства Сингапура развивать торговлю между двумя государствами, заключить торговое соглашение и принять у себя наше торговое представительство для обеспечения его участия в программах индустриализации Сингапура. Несколько позже сингапурское правительство охотно пошло на заключение упомянутого торгового соглашения, которое было подписано 2 апреля 1966 г. В тот же день состоялся обмен письмами между главами торгово-промышленных делегаций двух стран — Д.Б. Спандарьяном и Сим Ки Буном — “о сотрудничестве в создании на взаимовыгодных условиях промышленных и других объектов в Республике Сингапур”.

Подписание торгового соглашения и открытие в Сингапуре Торгового представительства СССР предшествовали установлению дипломатических отношений между двумя странами в июне 1968 г.

Этапными событиями в российско-сингапурских связях было учреждение в 1968 году совместного пароходного агентства и заключение 14 февраля 1969 г. соглашения об установлении воздушного сообщения.

В 1967 году после длительных переговоров в Москве начала свою деятельность совместная коммерческая судоходная линия — Сингапурско-Советское судоходное агентство - "Синусов" (SinSov), официально зарегистрированная как совместное предприятие 50 на 50. Начиналась компания довольно скромно. Небольшой сухогруз Дальневосточного пароходства «Ванино» впервые прибыл в Сингапур, открыв регулярную линию между Находкой и Мадрасом.  1 февраля 1968 г.  Соглашение подписали торговый представитель СССР в Сингапуре Ю.Н. Примеров и сингапурский магнат Дато Нг Кви Лам  (Ng Quee Lam) являвшийся сопредседателем в ней. С SinSov Сингапур стал первой страной в регионе, которая в то время создала совместное предприятие с СССР.

Компания занималась вопросами агентского обслуживания советских  судов в портах Сингапура и Малайзии, привлечением грузов иностранных фрахтователей, организацией ремонта  судов морского флота, стивидорных и фрахтовых операций. И если в 1961 году в Сингапуре побывало 234 советских судна, то в 1965 году их число возросло почти в два раза и составило 460. При этом их нетто-тоннаж увеличился почти в три раза. За три года независимости Сингапур изменил географию своей торговли, отказавшись от прежней однобокой ориентации на капиталистические страны. Были заключены торговые соглашения с СССР и другими социалистическими странами. Все это вызвало увеличение числа прибывших в порт советских судов, по данным сингапурского исследователя Билвира Сингха (Bilveer Singh's) в 1967 г. туда заходили более 500 советских кораблей, в 1970 г. – 521, в 1974 г. – 636. Данные американской разведки несколько отличаются от этих цифр но не критично.

В марте 1975 г. была образована вторая совместная советско-сингапурская морская компания "Марисско" (Marissco) – фирма по переработке морепродуктов добываемых советскими судами в Индийском и Тихом океанах. Учредителями компании с уставным капиталом в 3,5 млн. долларов США с равными долями капитала были В/О "Соврыбфлот" и сингапурская фирма "Сингапур Марин Интерпрайсиз Лимитед".

Сингапур стал для наших сельдяных фабрик, рефрижераторов, рыболовных траулеров, поисковых судов, базирующихся во Владивостоке и Керчи, местом межрейсового докования. Пока судно проходит мелкий «косметический» ремонт в сингапурских доках с участием небольшой ремонтной команды, экипаж возвращается самолетом «Аэрофлота» домой, и, когда через два-три месяца снова оказывается в Сингапуре, судно уже готово к трудным морским дорогам.

Увеличение советской морской торговли в Азии было вызвано резким ростом советско-азиатской торговли, которая удвоилась с 600 миллионов рублей в 1970 году до 1,2 миллиарда рублей в 1975 году и превысила 2 миллиарда рублей в 1978 году. СССР закупал 97 процентов своего каучука в Юго-Восточной Азии, а также был пунктом назначения для 12 процентов экспорта Малайзии.

В результате этого число советских судов заходивших в порт Сингапура только росло, достигнув в 1979 г. 1010 посещений.

Работавший  до 1990 года на судах ЧМП Николай Тарасов и посетивший Сингапур более 30 раз так об этом писал: «У моряка торгового флота СССР при слове «Сингапур» лицо становилось мягким, добрым, улыбчивым. Он тут же предавался теплым воспоминаниям.

Если любому нашему судну предстоял заход в Сингапур, то повышалось настроение и трудовая активность экипажа. Каждый знал, он сможет приобрести товары на ту мизерную валюту, которую он получал взамен т. н. командировочных инвалютных рублей по курсу той страны, где отоваривались.

У моряков оклады в советских рублях были небольшими. Даже капитаны крупнотоннажных судов редко получали более 300 рублей, старший командный состав от 200 до 300, а рядовой гораздо меньше. Поэтому пенсии моряков зачастую ниже береговых работников. А основным заработком для всех нас была валюта, на которую приобретались так называемые «Колониальные товары» по жестким нормам таможенных правил.

И если имели место излишки, это считалось контрабандой и всегда грозило наказанием, особенно жестким, если закрывали загранвизу. Моряк лишался возможности обеспечивать свою семью.

Конечно, таких желаемых портов-заходов для покупки «колониальных» товаров по всему миру было несколько. Это Гибралтар, Лас-Пальмас (Испания), Аден (английская колония) и др. Во многих европейских странах (Италия – Генуя со своим Колбасным переулком, Неаполь, Венеция – имелись отдельные магазины). Также в Роттердаме (Голландия), Антверпене (Бельгия), Гамбурге (Германия), во многих японских портах.

То есть везде можно было найти товар для наших моряков, но Сингапур отличался высоким выбором и дешевизной. Эти покупки были основным заработком моряка. Сбывались они на одесском толчке и через комиссионные магазины.»

 

Посещение порта кораблями ВМФ.

 

Вслед за гражданскими судами в порт Сингапура позже начали заходить и корабли советского ВМФ.

В 1968 г. советские боевые корабли начали нести боевую службу в Индийском океане. При этом они шли туда и обратно через Малаккский пролив мимо Сингапура.

С 1969 г. корабли ВМФ СССР начали совершать деловые заходы для пополнения запасов в Сингапур, правда, это были только вспомогательные суда флота. В 1969 г. по одним данным было  2 посещения, по другим данным 10, общее время их нахождения там составило 43 суток, - в числе заходивших были большой морской танкер пр.563 (Kazbek) «Чебоксары», морской буксир пр.733 (Okhtensky) «МБ-175».

В течение всего 1969 г. Москва направляла запросы правительству Сингапура с просьбой разрешить увеличить число военно-морских судов, посещающих Сингапур. Как результат  в 1970 г. по одним данным было уже 4 захода в Сингапур, по другим данным 16 заходов для пополнения запасов, общее время их нахождения там составило 66 суток. Среди посетивших порт судов были средний морской танкер пр.577 (UDA) «Вишера», транспорт пр.502Р (Mayak) «Ульма», средний морской танкер пр.160 (Altai) предположительно «Ижора».

Несмотря на заявления американцев и британцев о растущей советской угрозе, премьер-министр Ли Куан Ю относился к этому спокойно. Более того попытки руководства Сингапура использовать Советский Союз для выравнивания регионального баланса сил, послужили мотивом для визита премьер-министра Ли Куан Ю в Советский Союз в сентябре 1970 г. При этом Ли был первым главой правительства входившего в АСЕАН посетившего СССР. В январе 1971 г. на фоне истерических заявлений о прохождении советских кораблей мимо Сингапура  когда там шла Конференции глав правительств Содружества, Ли Куан Ю на пресс-конференции сказал что в этом нет ничего необычного, «к чему весь этот шум» - Седьмой флот США, по его словам советский флот уже проходил через проливы и  раньше и «не вызвал большой сенсации». А в марте 1971 г.  Times“ сообщила об интервью Ли Куан Ю газете “New Nation“, в котором он заявил, что «советский флот в Индийском океане может быть полезным противовесом против как Китая, так и  Японии».

И хотя Сингапур никогда не заявлял, что есть какие-либо ограничения на посещения порта со стороны советских боевых кораблей, но видимо все же, было не писаное соглашение относительно посещения страны только вспомогательными кораблями, а не боевыми. Из-за этого первый визит советского эсминца в июле 1971 г. стал и последним для боевых судов.

15-17 июля 1971 г. эсминец пр.56 (НАТО - Kotlin) «Блестящий» и танкер «Ижора» выполнили деловой заход в Сингапур для пополнения запасов воды и продовольствия.

16 июля 1971 г. газета “New Nation” писала об этом – «Первый российский военный корабль, посетивший Сингапур, вчера бросил якорь на военной стоянке на внешних рейдах. 3500-тонный эсминец класса "Котлин" "Блестящий" бесшумно вошел в контакт с танкером ВМФ России "Ижора".

Представитель российского посольства заявил сегодня, что корабли возьмут с собой воду и другие припасы. "Они останутся до завтра", - сказал он.

По словам пресс-секретаря, на эсминце и танкере находятся в общей сложности 400 человек. Он не мог сказать, будет ли им предоставлен отпуск на берег.

Эсминец находился под усиленной охраной. Матросы, вооруженные автоматами, патрулировали палубу.»

Капитан 1 ранга Соболев Анатолий Анисимович, в то время командир эсминца «Блестящий» вспоминал, как это было, при их возвращении с БС: «…я запросил у ОД флота – подтверждается ли запланированный деловой заход в порт Сингапур. После запроса у ОД ВМФ оперативный флота подтвердил заход ЭМ «Блестящего» и танкера «Ижора» в порт Сингапур.

Теперь нужно было сделать запрос у начальника порта и получить у него разрешение на заход советских кораблей в порт. Вопрос возник щепетильный. До сего времени сингапурское правительство не разрешало ни одному советскому военному кораблю заходить в порт. Сингапур длительное время был крупной военно-морской базой Великобритании. В 1971 году англичане предоставили Сингапуру государственную самостоятельность. Однако боясь, что молодое государство быстро попадет под влияние Советского Союза, они всячески препятствовали сближению Сингапура с СССР и странами социалистического лагеря. Почти каждый раз советские боевые корабли, проходя мимо Сингапура в Индийский океан и из Индийского океана в свои базы планировали заход в Сингапур, но каждый раз, либо получали отказ, либо ограничивались молчанием, и наши боевые корабли, не получив разрешения на заход, проходили мимо. Заходить в Сингапур местные власти разрешали только вспомогательным судам ВМФ СССР.

Мне пришла мысль, а что, если запрос сделать танкеру, о том, что советские суда «Ижора» и «Блестящий» просят разрешение на заход в порт Сингапур. Поэтому я передал капитану танкера, чтобы он сделал запрос от своего имени. Капитан «Ижоры» понял мое намерение и послал запрос на вход кораблей капитану порта. Ответ пришел сразу. Капитан порта назначил точку встречи с лоцманом. К шести часам утра корабли были в точке встречи.

Вскоре показался белый катер с лоцманом на борту. Катер подошел к борту. Лоцман, английский офицер, поднялся на ходовой мостик корабля, представился мне, поздоровался и сказал: снимайтесь с якоря и следуйте на карантинную стоянку. Машины корабля находились в немедленной готовности к даче хода. Я скомандовал вахтенному офицеру сниматься с якоря и передал капитану танкера следовать за мной на карантинную стоянку.

С приходом на карантинную стоянку стали на якорь. Лоцман сказал, чтобы мы ждали иммиграционную службу, попрощался, получил от меня бутылку русской водки и довольный убыл с корабля. Что делать дальше, было непонятно. Мы со штурманом еще раз прочитали лоцию, но там мы не нашли ответа. Тогда я приказал вахтенному офицеру и всем, кто находился на мостике, внимательно следить за всеми шаландами, которых вокруг было множество, и они сновали то туда, то сюда. И вот показалась шаланда, которая подходила то к одному, то к другому судну, стоящим на карантинной стоянке. Я сказал штурману, который знал английский язык, чтобы он с помощью электромегафона обратился к пассажирам шаланды с просьбой – помочь связаться с иммиграционной службой. Штурман начал переговоры с шаландой. Оттуда ответили, что они и есть указанная служба. Тогда я сказал штурману, чтобы он запросил разрешение перейти кораблю на якорную стоянку для военных кораблей. С шаланды закричали: переходите! Мы снялись с якоря и перешли на стоянку для военных кораблей.

Через некоторое время к кораблю подошел катер с консулом СССР на борту. Прибыв на корабль, консул сказал, что он и посол СССР в Сингапуре приветствуют советских моряков, прибывших в порт Сингапур и спросил, с какой целью прибыл корабль и что нужно кораблю и экипажу. Я сказал консулу, что кораблю нужно пополниться пресной питьевой водой, закупить кое-какие скоропортящиеся продукты, а личному составу дать возможность сойти на берег и посмотреть город. Консул обещал все это выполнить с завтрашнего дня. А сейчас, сказал он, обращаясь ко мне, я вас приглашаю к послу СССР. Я взял с собой двух офицеров, и мы вместе с консулом на катере отправились в город. На причале уже ждала машина. Мы сели в машину и прибыли в посольство СССР.

Посол приветливо нас встретил, расспросил, где мы плавали, куда следуем, и пригласил к столу отобедать. За столом завязался непринужденный разговор. Посол сказал, что это очень хорошо, что вы зашли в Сингапур. Нота министерства иностранных дел о прибытии советского эсминца с деловым заходом в порт своевременно прибыла в МИД Сингапура, но там ее положили под сукно и молчали, не поставив советского посла в известность. Отказать в заходе корабля в порт не отказали, но и разрешения на вход не давали. И только, когда наши корабли вошли в порт, рассказал посол, его вызвали в МИД Сингапура и пытались обвинить МИД СССР в том, что якобы нота пришла слишком поздно (положено извещать МИД государства, куда заходит иностранный военный корабль за 20 суток до захода). На самом деле нота пришла своевременно. Ну, ничего, сказал посол, главное это то, что советский военный корабль сделал заход в Сингапур. А остальное мы все уладим. Посол сказал, что за счет посольства будут выделены пассажирские катера для перевозки личного состава с корабля на берег и с берега на корабль, а для офицеров – автомашины. Все необходимые припасы будут доставлены на корабль своевременно.

На следующий день, действительно, прибыли пассажирские катера, и мы начали увольнение личного состава в город. За время стоянки корабля в Сингапуре личный состав весь смог уволиться в город.

В первый день увольнения личного состава в город на улицах было много полицейских патрулей. На второй день, убедившись в том, что советские моряки ведут себя дисциплинированно, патрули были сняты с маршрутов. В Сингапуре издавались в то время две крупные газеты на английском языке. В одной из них на первой странице была помещена большая фотография эсминца «Блестящий» и заметка о заходе корабля в порт Сингапур. В ней писалось, что советский военный корабль «Блестящий» вчера тихо вошел на рейд порта Сингапур и стал на якорь на стоянке для военных кораблей, и что цель прибытия корабля остается неизвестной. Командование советского корабля от общения с журналистами отказалось.

Город Сингапур поразил нас красотой, чистотой и, несмотря на огромное количество автомашин, в городе не видно было пробок. Кругом богатая зелень, парки, скверы. Люди одеты, в основном, в европейскую одежду. Служащие различных фирм одеты в черные брюки и в белые рубашки с галстуками. По национальности жители Сингапура, в основном, китайцы, но проживали там и европейцы, и индусы, и другие национальности. Для советских моряков существовали два магазина (универмага), один из них назывался «Спутник», в котором цены на товары были ниже, нежели в других магазинах. Ежедневно в Сингапур заходили от трехсот до четырехсот судов иностранных государств, и все они обслуживались многочисленными фирмами быстро и качественно.

На третий день стоянки корабля в порту мы были готовы следовать дальше по своему маршруту. Эсминец и танкер снялись с якорей и вышли из порта в Южно-Китайское море. Переход в залив Стрелок прошел спокойно, не считая того, что пришлось перед входом в пролив Бабуян двое суток пережидать прохождения тайфуна, который уже сделал поворот на северо-восток и прошел Филиппинские острова, наделав там значительные неприятности. Пролив проходили с осторожностью, так как на пути движения кораблей было много плавающих вырванных ветром деревьев.

Наконец, ЭМ «Блестящий» после шести с половиной месяцев плавания, прибыл в залив Стрелок, к месту своего базирования. Пока корабль плавал, он был переведен из состава 201 бригады противолодочных кораблей в 175 бригаду ракетных кораблей. Командующий флотом адмирал Н.И. Смирнов в это время находился на эскадре, на крейсере «Адмирал Сенявин». Он вызвал меня к себе, заслушал мой доклад о выполнении задач боевой службы и подробно о заходе в порт Сингапур. Мои действия были одобрены. Представители штаба флота проверили корабль и доложили командующему флотом, о том, что корабль прибыл с боевой службы в хорошем состоянии. После этого был издан приказ командующего флотом о поощрении личного состава корабля.»

Визит советского эсминца в Сингапур вызвал удивление, как в Республике, так и за ее пределами. С этого времени правительство Сингапура взяло на вооружение политику требования предварительно спрашивать через дипломатические каналы разрешения на визит, прежде чем разрешить вход советским военно-морским судам в свои территориальные воды. Ли Куан Ю проявил нехарактерную для него двойственность в отношении использования сингапурских объектов советскими боевыми военно-морскими судами, с одобрения их заходов в марте 1971 г., но уже к концу 1972 года он недвусмысленно выступил против этого.

Тем не менее, заходы судов вспомогательного флота продолжились. В 1971 г. всего было 16 заходов для пополнения  запасов, общее время их нахождения там составило 42 суток.

В материале индонезийского издания "Analisa Tahun" № 8 1981 - Endi RukmoRezim baru dalam hokum laut dan implikasinya terhadap kekuatan laut di asia tenggara” приведена таблица о посещении Сингапура кораблями советского ВМФ при их движении в Индийский океан.

 

Корабли ВМФ СССР, которые заходили в Сингапур в 1971-1975 годах при их движении в Индийский океан.

 

Время посещения

Тип судна

Проект / наименование НАТО

Номер / Название

1971

 

 

 

Июнь

Минный тральщик

МТЩ пр.264А (Т58)

335 («Павел Хохряков»)

Июль

Танкер

СМТ пр.577 (Uda)

Вишера

Август

Транспорт

ТР пр.502Р (Mayak)

Ульма

Ноябрь

Танкер

БМТ пр.563 (Kazbek)

Житомир

Ноябрь

Транспорт

ТР пр.502Р (Mayak)

Ишим

Декабрь

Танкер

СМТ пр.160 (Altai)

Ижора

Декабрь

Танкер

БМТ (Polyarnik)

Полярник

1972

 

 

 

Февраль

Танкер

БМТ пр.563 (Kazbek)

Житомир

Март

Танкер

СМТ пр.160 (Altai)

Егорлык

Апрель

Танкер

БМТ пр.563 (Kazbek)

Черновцы

Апрель

Транспорт

ТР пр.502Р (Mayak)

Ульма

Апрель

Плавмастерская

ПМ пр.304 (Amur)

140 (ПМ-140)

Июнь

Танкер

СМТ пр.160 (Altai)

Ижора

Июнь

Танкер

БМТ пр.563 (Kazbek)

Красноводск

Август

Танкер

БМТ пр.563 (Kazbek)

Владимир

Октябрь

Транспорт

ТР пр.502Р (Mayak)

Ишим

1973

 

 

 

Январь

Килекторное судно

КИЛ пр.419 (Sura)

21 (КИЛ-21)

Январь

Спасательное судно

СС пр.527М (Prut)

83 (СС-83)

Январь

Транспорт

ТР пр.502Р (Mayak)

Неман

Апрель

Танкер

СМТ пр.160 (Altai)

Илим

Июль

Транспорт

ТР пр.502Р (Mayak)

Ульма

Сентябрь

Танкер

БМТ (Polyarnik)

Полярник

Ноябрь

Танкер

БМТ пр.563 (Kazbek)

Черновцы

Ноябрь

Килекторное судно

КИЛ пр.419 (Sura)

27 (КИЛ-27)

Декабрь

Танкер

БМТ пр.563 (Kazbek)

Горький

1974

 

 

 

Февраль

Плавмастерская

ПМ пр.304 (Amur)

129 (ПМ-129)

Март

Транспорт

ТР пр.502Р (Mayak)

Неман

Май

Танкер

СМТ пр.160 (Altai)

Ижора

Август

Танкер

БМТ (Polyarnik)

Полярник

Сентябрь

Транспорт

ТР пр.502Р (Mayak)

Ишим

Сентябрь

Танкер

СМТ пр.160 (Altai)

Илим

1975

 

 

 

Август

Танкер

СМТ пр.160 (Altai)

Ижора

Октябрь

Транспорт

ТР пр.502Р (Mayak)

Ишим

Декабрь

Танкер

БМТ пр.1589 (Sophia)

Ахтуба

Подтверждения захода в Сингапур в июне 1971 г. тральщика «Павел Хохряков» с нашей стороны пока не нашел.

 

 

Использование сингапурских верфей.

 

Немаловажным фактором нашего сотрудничества было использование услуг сингапурских верфей для ремонта советских кораблей, как гражданских, так и принадлежащих вспомогательному военно-морскому флоту.

Еще в 1967 г. Ли Куан Ю заявил, что он готов предложить услуги верфи Сингапура судам всех наций. Это не могло насторожить западные страны. 23 февраля 1968 г., в американском журнале «Time» в статье «”Силовые игры” в океане» говорилось: «Возможно, Советам также удастся воспользоваться инфраструктурой крупной британской базы в Сингапуре: премьер-министр Ли Куан Ю  заявляет о готовности сдать ее в аренду любому желающему после ухода британского флота в 1971 году.»

Ждать окончательного ухода британского флота с военно-морской базы в Сингапуре СССР не стал. В течение 1969 г. Москва начала направлять запросы правительству Сингапура с просьбой разрешить увеличить число военно-морских судов, посещающих Сингапур, организовать ремонт этих судов на местных верфях, и создать новое юридическое лицо, чтобы наблюдать за бункерованием советских судов. Тем более что прецедент к этому времени появился.

В феврале 1969 г. верфь Джуронг  выполнила ремонтные работы на советском сухогрузе водоизмещением в 12.000 тонн. Судно пришло из Южно-Китайского моря для экстренного ремонта гребного винта.

Премьер-министр Ли Куан Ю вызвал значительное беспокойство среди западных правительств, когда он конфиденциально сообщил им, что он положительно рассмотрел советское предложение о ремонте их судов, хотя и обещал не допускать советские суда в район британской морской базы в Сембаванг (Sembawang). Он на это пошел из чистого прагматизма, опасаясь, что значительная часть услуг оказываемых верфями Сингапура окажется без заказов после ухода британского флота.

Первое сообщение о готовности Сингапура предоставить свои военно-морские верфи в распоряжение советских судов на коммерческой основе, так же как и другим странам, появилось в 1970 г. 

В сентябре 1970 г. в время визита премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю в СССР в ходе встречи с ним председатель Совета Министров СССР  А.Н.Косыгин поднял вопрос о организации ремонта в Сингапуре советских судов. Вот как Ли Куан Ю  вспоминал об этом: «Он многозначительно упомянул об использовании наших предприятий для ремонта американских самолётов и судов, а также о посещении города для отдыха американскими военнослужащими, воевавшими во Вьетнаме. Я возразил на это, что наши ремонтные предприятия были доступны для всех на чисто коммерческой основе. Он был заинтересован в использовании наших верфей и, намекая на оставшиеся от Великобритании военно-морские базы, высказал надежду на расширение экономических и политических отношений с Сингапуром. Он был готов посылать в Сингапур для ремонта все типы судов, включая советские военные корабли.»

Как результат этого уже в конце февраля - начале марта  1971 г. в Сингапуре находилась  группа из 8 советских специалистов изучающих возможности местных верфей в деле ремонта советских кораблей. Группу возглавлял Г.Мельников заместитель руководителя Судоимпорта.

После посещения советской делегации верфи Кеппель (Keppel Shipyard), в апреле 1971 г. было достигнуто соглашение, которое предусматривало заходы советских судов в порт на ремонт. При этом соглашение не разрешало советской стороне создавать отдельное юридическое лицо для этого, и не разрешало доступ к мощностям британской военно-морской базы Сембаванг (Sembawang). Ремонт судов должен был проходить на одном из объектов на южном побережье острова, и для этого требовалось получить разрешение и уведомление за 10 дней до начала. Сингапурские чиновники уверили западных представителей, что они будут осуществлять наблюдение за пребыванием и движениями советского персонала на берегу во время заходов судна в порт для ремонта.

Первое советское торговое судно было отремонтировано в июле 1971 г.

В августе 1971 г. появились признаки того, что США и Сингапур расходятся в мнении по поводу использования военно-морских верфей в северной части Сингапура. Вашингтон просил правительство Сингапура сохранить северные военно-морские верфи Сингапура исключительно для использования их ВМС США и блоком АНЗЮС, но это предложение было отклонено правительством Сингапура. И в середине 1971 г., было объявлено, что два из семи доков на сингапурской военно-морской базе Сембаванг будут переоборудованы правительством Сингапура для обслуживания коммерческих судов.

Эдди Тео из Министерства обороны Сингапура так об этом высказывался: «Время от времени мы чувствовали необходимость занять определенную позицию. Мы не считаем себя союзниками Соединенных Штатов. Мы также не должны быть слишком недружелюбны к Советам.»

В декабре 1971 г. был подписан первый контракт между «Судоимпортом» и местной судоремонтной верфью Кеппель на ремонт и техническое обслуживание трех российских китобойных судов - двух китобойных судов «Владивосток» и «Дальний Восток» и одного перерабатывающего судна на 3,3 мил. долларов. По одним данным первым из отремонтированных судов был китобоец «Дальний Восток», по другим «Владивосток».

9 декабря 1972 г. с Сингапур для постановки в док пришли два океанских исследовательских судна пр.1537 «Байкал» и «Балхаш». Они проводили научные исследования в Индийском океане, и завершая поход в течение недели находились в сухих доках верфи Кеппель (Keppel Shipyard). Представитель советского посольства сказал журналистам, что ОИС находятся здесь,  чтобы провести бункерование и пройти мелкий ремонт.

Но, пожалуй, самым неожиданным гостем, появившимся на сингапурских верфях летом 1973 года, был советский ледокол «Илья Муромец», пришедший сюда после ледовой вахты в Охотском море. «Какие только суда ни ремонтировались на верфях Кеппель после их основания в 1859 году, но впервые мы удостоились чести принимать столь необычного гостя», — писала в эти дни сингапурская пресса.  

Журналист Юрий Савенков в своей статье «На семи ветрах» в журнале «Вокруг света» писал: «Теперь Сингапур стал для наших плавучих фабрик, рыболовных траулеров, поисковых судов, базирующихся во Владивостоке и Керчи, местом межрейсового докования. Пока судно проходит мелкий «косметический» ремонт в сингапурских доках с участием небольшой ремонтной команды, экипаж возвращается домой, и, когда на смену ему через 2—3 месяца прибывает новый, судно уже готово к трудным морским дорогам... Вот и сейчас телефонный звонок прерывает наш разговор у карты: пришло сообщение о прибытии самолетом сменой команды на траулер.

Не только «косметический» ремонт предлагают нашим судам верфи Кеппель: здесь уже три года регулярно ремонтируются наши танкеры, гидрографические суда, рыбообрабатывающие плавучие фабрики...

А прошлым летом появился и вовсе неожиданный «полярный гость» — ледокол «Илья Муромец», построенный на Ленинградском Адмиралтейском и несущий ледовую вахту в Охотском море.»

Вторично «Илья Муромец» прибыл в сингапурский док для ремонта в ноябре 1978 г. вместе с гидрографическим судном пр.861 «Антарес».

Взаимовыгодное сотрудничество между нашими странами активно развивалось. Верфь в Сингапуре сообщила, что количество отремонтированных ею советских кораблей увеличилось с 10 в 1972 г. до 25 в 1975 г.  И если за 64 отремонтированных судна  с 1972 года и по 1975 год было уплачено 21 мил. долларов, то за  25 судов отремонтированных в 1975 году выплаты составили 48,9 мил. долларов.

Активное использование Советским Союзом судоремонтных мощностей Сингапура были благом для обеих сторон. Как результат двусторонний товарооборот между Сингапуром и Советским Союзом в 1977 году увеличился на 24,4 процента и составил 260 мил. долларов, при этом торговый баланс сложился в пользу Сингапура. Но Москву это не сильно беспокоило. Как заявил 14 апреля 1978 г. советский посол  Ю.И. Раздухов  на церемонии подписания, на верфи Keppel очередного контракта: «Мы придерживаемся мнения, что в экономическом сотрудничестве все еще есть неиспользованные резервы для расширения. Есть резервы и в области судоремонта…

…Мы довольны техническим совершенством сингапурских верфей, особенно нашего главного партнера Keppel. С дальнейшим улучшением качества его работы и сокращением времени ремонта и конкурентоспособных цен, есть веские основания ожидать дальнейшего укрепления взаимовыгодного сотрудничества.

Объем такого сотрудничества может быть расширен за счет диверсификации типов судов, которые советские судовладельцы готовы отправлять сюда на ремонт».

 

Как сказано выше советские вспомогательные военно-морские суда регулярно заходили в Сингапур при входе и выходе из Индийского океана. Помимо пополнения продовольствия, воды и топлива, с мая 1972 г. в коммерческих сухих доках верфи Кеппель (Keppel Shipyard) были начаты ремонтные работы на вспомогательных судах ВМФ СССР.

Ремонт вспомогательных военно-морских судов в доках Сингапура для наших моряков представлял определенные сложности тем, что Сингапур был капиталистической страной и там помимо прочего активно работали западные спецслужбы и лица, осуществлявшие промышленную разведку. По этому на направлявшихся в Сингапур на ремонт кораблях флота размещались оперуполномоченные Особого отдела КГБ СССР по Краснознаменному Тихоокеанскому флоту. Так в 1973 г. на танкере «Вишера» туда вышел Мельников Лев Аркадьевич, ныне подполковник. Он вспоминал о непростой ситуации, случившейся в том ремонте: «В 1973 году я получил приказ выйти на танкере «Вишера» в порт Сингапур для производства ремонта. Я откровенно был рад: хорошее судно, дружный экипаж, командование - орденоносцы! Что еще надо. Работай в свое удовольствие!

Однако  начальник умерил мой пыл, заявив, что именно на таких орденоносных «коробках» и вылезает всякая бяка. Но я, восторженный и наивный романтик полагал, что опасения начальника напрасны.

Все эти иллюзии улетучились, как только мы вышли в море: запил горькую первый помощник капитана, помполит Семен Иванович. Моряки его звали «Сэм». Да так «в наглую» запил, что никуда не выходил, а сидел в каюте один и лакал спиртное. А ведь ему нужно было работать с экипажем, разбивать его на группы по сходу на берег, проводить инструктажи, да и мне нужно было видеть составы групп, чтобы организовать свою работу, а Сэма нет. 

Я иду к капитану Александр Абрамовичу, а он тоже мужчина своеобразный. Он, по-видимому, ждал от меня каких-нибудь опрометчивых шагов,  в связи с чем сказал:

-   Лев, давай этого Сэма трогать не будем. Я его знаю, пока он все свои запасы не выпьет, из запоя не выйдет.  А  запасы он рассовал по своим людям и в одном месте  их не хранит, так что набег на его склады будет бесполезен. Займись сам формированием групп и их инструктажем.

Пришлось выполнять работу Сэма мне, и это пошло только на пользу. Каких-либо ЧП в инопорту мы не допустили.

Как выяснилось впоследствии, Сэм любил выпить, а Абрамыч (обиходное имя капитана у моряков) любил женщин, ну очень любил. Сэм и Абрамыч были связаны этим компроматом, за который раньше запросто могли списать на берег. Зная слабости друг друга, им приходилось молчать и покрывать свои «грешки».

До меня это судно обслуживал мой однокурсник Ю.А. Зубаков.

И вот пришли мы в Сингапур, поставили нас в завод, и начался ремонт. Абрамыч и Сэм каждый вечер с судна уходят и  возвращаются поздно ночью. Сэм навеселе, а Абрамыч с горящими, как у мартовского кота глазами. Мне удалось выяснить, что они посещают китайские ресторанчики и иные злачные места с раздеванием.

Я предупредил ловеласов, что якобы из нашего посольства поступают сведения о нарушении ими правил поведения советских граждан за границей, и потребовал ставить меня в известность о каждом их намерении сойти на берег. Это было воспринято ими болезненно, как возрождение  37-го года, хотя необходимые инструкции перед выходом в море они получали и от Ветошкина.

Началась очередная неделя, и начались, вернее, продолжились ночные похождения моих подопечных. Я встревожился, тем более, что стали поступать данные о том, что Абрамыча очень грамотно «окучивают» в офицерском клубе верфи, куда он повадился ходить. Ему задавали вопросы о его национальности, хотя все было видно и без паспорта, не хотел бы он побывать на своей исторической родине, в Израиле, какая у него семья, каков достаток, много ли получает денег и доволен ли служебным положением? Я почувствовал печенкой, а может чем-то другим, что могу потерять Абрамыча,  а моя главная  задача состояла в том, чтобы привезти всех, до единого, назад, во Владивосток. Я срочно вызвал своего старшего оперативного начальника в Сингапуре (я был внештатным почтальоном и имел возможность, вызвав машину из посольства, выезжать в город, где и проходили наши встречи с руководителем, и, можно сказать, ангелом-хранителем). Он сразу все понял и обещал мне оказать помощь. На другой день из нашего посольства пришла машина и нас троих: капитана, помполита и третьего помощника (грузового помощника) - я ходил под таким прикрытием, вызвали к послу. У посла СССР в Республике Сингапур разговор был коротким, но деловым. Он сказал:

- Товарищи капитан и помполит, если вы будете игнорировать требования третьего помощника, я вас отправлю с первой же оказией в Союз! Вы все поняли?

Абрамыч и Сэм стали бить себя в грудь и заверять, что все поняли. Обращаясь ко мне посол спросил:

 - Ну что, поверим им или же завтра все-таки отправим?

И тут я смалодушничал, о чем потом пожалел.

Я сказал:

- Давайте поверим в последний раз, тем более, что ходовые испытания судна уже на носу, а выходить в море без капитана просто опасно.

На том и порешили. Абрамыч и Сэм до самого трапа молчали. Потом Сэм, поднявшись на борт, и не обращаясь ни к кому, спросил:

 - А что собственно произошло?

И сам себе ответил:

 - Ничего не произошло.

В тот же вечер он опять ходил по судну пьяный, видимо распечатав очередной погребок, и вызывающе громко смеялся без причины. К тому времени я уже знал о каждом шаге этих проходимцев.    Ходовые испытания прошли успешно, и здесь я узнаю что Сэм - старая лиса, инструктирует свой партийно-комсомольский актив, что нужно говорить, если будет разбирательство о взаимоотношениях с третьим помощником. Нужно говорить, что у помполита и 3-его помощника отношения не сложились из-за завышенных требований последнего.

И тут я подумал о том,   как хорошо, что я не дал им против себя ни одного козыря. Опасаясь, как бы они чего не напридумывали во время перехода судна во Владивосток, я попросил своего руководителя сообщить об известных ему фактах по Абрамычу и Сэму по своей (первой) линии.

На переходе морем во Владивосток, помня наставления Ветошкина, я в ночное время на верхнюю палубу не выходил, чтобы волна не смыла за борт с помощью недоброжелателей.

В этот же период времени я получил сообщение о том, что старший механик (дед) по приказанию капитана выдал инженерам  ремонтного завода для снятия копий чертежи экспериментальных дизелей (главных двигателей) стоящих на судне, завода «Русский дизель» за две коробки виски. Передача подобных документов была прерогативой  Внешторга СССР  и стоило бы это все больших денег в казну государства. Пока я оформлял объяснение от  «деда», капитан уже ждал меня на ходовом мостике, куда он меня пригласил по корабельной трансляции. Увидев меня,  Абрамыч стал кричать, что я устроил на судне 37-й год и, что порядочным людям на этом судне нельзя ступить без ведома чекиста. Я, как мог, его успокоил и обещал во всем объективно разобраться по приходу в порт. Про себя отметил, что едва начинаешь поджимать мерзавцев, они тут же  вспоминают 37-й год и это уже становится лакмусовой бумажкой, показателем того, что здесь что-то нечисто.

Как только судно пришвартовалось к стенке, тут же подъехала машина политуправления флота, загрузила Абрамыча и Сэма  и увезла их туда, где их уже ждали. Они были исключены из партии, сняты с должностей, профилактированы в Особом отделе флота и лишены виз. Я всегда говорю, великое спасибо своему сингапурскому руководителю, а без его помощи мне бы пришлось, наверное, доказывать, что я не «верблюд», поскольку связи у моих подопечных в верхах оказались хорошо прикормленными. С этим мне еще пришлось  столкнуться в своей жизни.»

Несмотря на заявления западной прессы, первоначально ремонт советских вспомогательных военно-морских судов осуществлялся только в доках верфи Кеппель (Keppel Shipyard), мощности верфей бывшей британской военно-морской базы Sembawang Shipyard, а также Jurong Shipyard не использовались из-за политики их руководства. Но постепенно ситуация и с ними потихоньку менялась.

Сначала в 1974 г. первые советские и восточноевропейские торговые суда были поставлены на якорь у пирсов морской базы Сембаванг (Sembawang). Затем начались переговоры о возможном использовании доков верфи Sembawang Shipyard.  Но в январе 1975 г. Сингапур отклонил советский запрос об ремонте большого морского танкера пр.1589 (Sophia) «Ахтуба» используемого военно-морским флотом в Sembawang Shipyard. Управляющий директор компании Сембоэнга сказал американскому военно-морскому атташе, что это решение было мотивировано, прежде всего, тем, что советские представители пытались представить военно-морской танкер как торговое судно. При этом тот же самый чиновник прояснил, что верфь намерена начать ремонт советских торговых судов. В мае 1976 г. руководство верфи Sembawang Shipyard  подписали контракт с СССР о ремонте трех гражданских судов.

В начале лета 1979 г. верфь Jurong получила контракт на переоборудование четырех советских грузовых судов в контейнерные суда общей стоимостью 30 миллионов долларов. Два из них к сентябрю 1979 г. уже были переоборудованы, а работа с двумя другими должна пройти позже.

 

Свертывание сотрудничества в военно-морской сфере.

 

Не смотря на все выгоды, правительство Сингапура с осторожностью относилось к своим морским сделкам с Советским Союзом. Как результат в начале 1976 года Сингапур отклонил третий запрос со стороны Советского Союза на отдельные бункеровочные сооружения для советских судов, проходящих через Малаккский и Сингапурский проливы.

У Сингапура, очевидно, была причина, так поступать из-за опасения развертывания советской стороной активных разведывательных операций. Об одном таком сообщил американский военный атташе, по его словам купол гидролокатора и внешние его компоненты были удалены с западного коммерческого гидрографического судна, поставленного на якорь рядом с советским научно исследовательским судном в Сингапуре. Советское судно отбыло из порта до обнаружения факта пропажи.

А в феврале 1982 г.  Сингапур выслал двух советских граждан за шпионаж. Второй секретарь советского посольства Анатолий Алексеевич Ларкин, нанял технического офицера Вооруженных сил Сингапура "для получения конфиденциальной военной информации". А советский сотрудник руководящий ремонтом советских торговых судов и прикрепленный к верфям Keppel, Александр Александрович Бондарев, был обвинен в "использовании сингапурского бизнесмена в качестве агента в рамках своей разведывательной сети". Сообщалось, что Бондарев предлагал своему агенту деловые сделки в обмен на его сотрудничество.

Инцидент совпал с подобными случаями в Индонезии и Малайзии и был использован в целях дискредитации СССР, а не потому что раскрытые агенты были реальной угрозой для безопасности Сингапура.

В конце 70-х – начале 80-х годов между нашими странами с подачи иностранных держав начали возникать дополнительные проблемы.

После вторжения в конце 1978 г. Вьетнама в Кампучию, правительство Сингапура выражало повышенную тревогу из-за агрессивности Вьетнама и советской поддержки вторжения. При этом большинство членов АСЕАН (Филиппины, Индонезия, Малайзия и Тайланд) в сентябре 1979 г. отклоняли советские запросы с просьбой предоставить бункеровку для двух советских военно-морских судов – БРК пр.57 «Гневный» и учебного корабля – плавбазы «Бородино» совершавших поход.

Все еще более усугубилось после того как Советский Союз ввел свои войска в Афганистан в декабре 1979 г.

В конце 1979 г. Сингапур отклонил советский запрос с разрешением о приземлении для самолетов Аэрофлота, несущих сменные команды для торгового судна, а в начале 1980 г. впервые не дали разрешение на заход в порт для шести советских военно-морских судов – танкера и пяти научно-исследовательских судов воспользовавшись надуманным предлогом. Сингапурские чиновники заявили, что суда кроме "научного исследования" были задействованы еще и в неизвестных разведывательных миссиях.

В марте 1980 г. сингапурское правительство официально запретило проводить ремонт советских вспомогательных судов ВМФ. Министр иностранных дел острова С. Дханабалан заявил тогда, что Сингапур не позволит российским военно-морским кораблям использовать свои ремонтные сооружения. Он сказал, что, хотя Сингапур, возможно, и не в состоянии оказать материальную поддержку движениям сопротивления в Индокитае, он не хочет облегчать россиянам оказание поддержки тем, кого они поддерживают.

Исключение было сделано для ремонта двух танкеров используемых ВМФ, потому что контракты на их ремонт были заключены несколькими месяцами ранее. Запрет, также распространялся на перелет, приземление, и дозаправку советских самолетов, кроме запланированных регулярных коммерческих полетов. Хотя официально новая политика не запрещала краткие посещения военно-морскими вспомогательными судами Сингапура, но правительство, ограничило число таких посещений.

Несомненно, это сказалось и на экономике страны, но не так значительно. Так по американским данным, стоимость ремонтных работ на советских судах превышала 20 мил. долларов в течение 1980 г., составляя приблизительно 10 процентов полного дохода верфей Сингапура.

При этом заходы и ремонт не военно-морских судов не были затронуты запретом, хотя и их число снизилось. С января до июня 1981 г. только 20 советских судов были отремонтированы в Сингапуре в отличие от 35 судов за тот же самый период времени в 1980 г. Число заходов торговых судов несколько снизилось, на 6 процентов между 1980 и 1981 годами. При этом торговля с СССР осталась выше, чем в прошлых годах, однако, таким образом смягчая экономику от потери советских военно-морских контрактов ремонта.

Фактически с этого времени использование Сингапура Советским ВМФ свелось только к нечастым заходам вспомогательных судов флота для пополнения запасов.

Посещение Сингапура советскими военно-морскими и торговыми судами в 1969-1981 гг.

Годы

Военно-морские и связанные с ВМФ торговые суда

Всего советские визиты, включая торговые суда. [1]

 

Пополнение запасов

Ремонтные работы

Всего

Количество дней в порту

 

1969

10

-

10

43

480

1970

16

-

16

66

500

1971

16

-

16

42

*

1972

16

3

19

209

*

1973

23

10

33

559

510

1974

17

14

31

933

600

1975

10

14

24

748

680

1976

11

6

17

439

800

1977

21

12

33

659

770

1978

16

9

25

657

840

1979

17

6

23

463

1010

1980

6

2

8

260

980

1981

5

-

5

*

890

Всего

184

78 [2]

260

*

8000+

1. Общие данные были округлены до десятка. Данные для торговых судов в разных источниках различаются.

2. Двадцать четыре судна были отремонтированы в Сингапуре не по одному разу в 1972-1980 годах - 11 дважды, 12 трижды, и одно судно четыре раза.

 

Литература.

·         Лосюков А.П.  «ТРИДЦАТЬ ЛЕТ НА МАЖОРНОЙ НОТЕ (к годовщине установления дипломатических отношений с Сингапуром)» Журнал "ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК" июнь 1998 г.

·         "Миру повезло с Горбачёвым": Ли Куан Ю об СССР и его крахе. 13.10.2017 с сайта <http://ttolk.ru/articles/miru_povezlo_s_gorbachyovyim_li_kuan_yu_ob_sssr_i_ego_krahe>

·         Мельников Лев Аркадьевич подполковник «Былое  и  думыАльманах военной контрразведки (Серия «Спецслужбы России»)/ Выпуск I: «Морской» стр17-20

·         Савенков Юрий «На семи ветрах» Журнал «Вокруг света» № 8 1981 г.

·         Савенков Юрий «Сингапурские этюды» Москва, Наука, 1982 г.

·         Соболев Анатолий Анисимович капитан 1 ранга «Ходили мы походами по морям и океанам» с сайта <https://memoclub.ru/2022/01/hodili-myi-pohodami-po-moryam-i-okeanam/#5>

·         Тарасов Николай «Сингапур»  «МОРЯК УКРАИНЫ» № 43 02.11.2016 г.

·         Яснев Юрий «Сингапур: время и люди» Журнал «Огонек» 14 декабря 1968 г.

·         Bruce W. Watson «Red Navy at sea: Soviet naval operations on the high seas, 1956-1980» Westview Press, 1982

·         Daniel Chua «US-Singapore Relations, 1965-1975. Strategic Non-alignment in the Cold War» 2017

·         Endi RukmoRezim baru dalam hokum laut dan implikasinya terhadap kekuatan laut di asia tenggara” "Analisa Tahun" № 8 1981

·         «Growth of two-nation merchant fleet operations» The Straits Times, 24 March 1976, Page 13

·         «Impact of Soviet Naval Presence in Third World Countries» January 1983 A Research Paper

·         J.D. INDRAN «Govt ban cuts back Soviet ship repair» The Straits Times, 15 July 1980, Page 7

·         «Keppel wins $3.3 m Russian ship contract» The Straits Times, 5 January 1972, Page 13

·         Michael Leifer «Malacca, Singapore, and Indonesia» том 1, 1978

·         Michael Leifer «Singapore's Foreign Policy: Coping with Vulnerability» 2013

·         «Repairs To Soviet Ship Completed» Eastern Sun, 21 February 1969 Page 2

·         «RUSSIA SENDING NAVY SHIPS FOR REPAIRS» The Straits Times, 1 November 1978, Page 12

·         «RUSSIAN WARSHIPS ARRIVE WITH 400 MEN» New Nation, 16 July 1971, Page 3

·         «Singapore expels two Soviets for spying» UPI, FEB. 22, 1982

·         «SOVIET RESEARCH SHIPS SAIL IN» The Straits Times, 11 December 1972, Page 1

·         «SOVIET SHIPS SEMBAWANG» 1975 January 7, 08:15 (Tuesday) <https://www.wikileaks.org/plusd/cables/1975SINGAP00074_b.html>

·         «Ship repair jobs boost Soviet Singapore trade» The Straits Times, 15 April 1978, Page 11

·         «SHIPYARD: NO SOVIET WARSHIPS REPAIRED IN STORE» The Straits Times, 20 April 1974, Page 7

·         K. Subramanyam «Self Reliance and National Resilience» 2003

·         TAN EE GEK «More Soviet ships sailing into Singapore yards» The Straits Times, 20 September 1979, Page 12

·         «THE VOROVSKI ARRIVES» The Singapore Free Press and Mercantile Advertiser, 20 September 1924, Page 12

·         «Why all this flutter? asks -Lee» The Straits Times, 17 January 1971, Page 1

 

 

Розин Александр

 

На Главную.