На Главную.

 

 

                                                                 Морская дипломатия советского ВМФ – Сьерра-Леоне.

 

                     После того как в 1953г. советский ВМФ начал практику военно-морской дипломатии посредством визитов в порты иностранных государств, эта практика получала все большее развитие. И если в 1966г. советские корабли 44 раза посетили иностранные порты с различными целями, то в 1969г. их было уже 300.  В дальних плаваниях и при заходах в иностранные порты советские военные моряки следовали замечательным традициям отечественного флота, страницы которого изобилуют примерами гуманности и бескорыстной помощи, проявленных русскими моряками в XIX и в начале XX века. Следуя требованиям борьбы за мир и дружбу народов уважения их обычаев и законов, советские военные моряки при заходах в иностранные порты вносили большой вклад в дело повышения авторитета своей Родины и признания ее в качестве глашатая мира.

                     Примечательная оценка этой практики, приведена в натовском журнале «15 Nations» за август—сентябрь 1973 г.: «В целом можно считать, что холодная война сегодня уже отходит в прошлое. Но не будем обманывать себя. Советы постоянно, с искусством и легально ведут эту войну, сочетая ее с дипломатией, которая широко использует заходы внушительных советских кораблей в иностранные порты и визиты дружественно настроенных моряков. Именно эти дружественные моряки смазывают колесо дипломатической машины русских, и нам, на Западе, не грех бы использовать этот пример в своих интересах. Оказывается, есть отличная возможность приобретать друзей без использования мер прямого принуждения, по мере уменьшения вероятности открытой военной конфронтации политический аспект морской мощи приобретает все большее значение».

                     В зарубежной классификации визитов, которые выполняли корабли Советского Военно-Морского флота помимо трех типов посещений – официальный, дружественный и деловой, есть еще один – специальный. Под термином специальный визит подразумевалось такое посещение порта кораблями, в котором явно прослеживалась демонстрация готовности силовой поддержки правящего в стране режима и его действий. Как пример визиты советских кораблей в 1971г. в Сьерра-Леоне для узаконивания пришедшего к власти президента Стивенса, или посещение Ирака в апреле 1973г. Главкомом ВМФ СССР С.Горшковым и отрядом кораблей, в тот момент, когда иракцы осуществили вторжение на приграничную территорию Кувейта с целью захвата части территории. Но если ближе рассмотреть что собой представляли специальные визиты видно, что они являлись обычными дружественными для стран третьего мира и являлись смазкой «дипломатической машины русских».  О визитах 1971г. в Сьерра-Леоне рассказ.

                     27 апреля 1961г. британская колония Сьерра-Леоне получила независимость, законодательная и исполнительная власть в стране находились в руках парламента и кабинета министров, а номинальным главой государства считался британский монарх, представленный генерал-губернатором. В 1962г. Милтон Маргаи (создавший в 1951г. на территории протектората Народную партию Сьерра-Леоне, НПСЛ) одержал победу на первых выборах в независимом Сьерра-Леоне и оставался у власти до самой смерти в 1964г. В коалиционное правительство вошел и его брат Альберт Маргаи, который сменил М.Маргаи на посту премьер-министра и одновременно возглавил НПСЛ. Эта партия неизменно представляла интересы народа менде, консервативных вождей и преуспевающих торговцев. Главной оппозиционной силой был Всенародный конгресс (ВК) во главе с Сиакой Стивенсом. ВК пользовался поддержкой среди населения северных областей Сьерра-Леоне, прежде всего народов темне и лимба, а также мелких торговцев и наемных трудящихся в разных частях страны. По результатам выборов 1967г., большинство мест в палате представителей (однопалатном парламенте) завоевал Всенародный конгресс. С.Стивенсу было предложено сформировать правительство, но в ходе военного переворота 21 марта 1967г. власть захватили сторонники А.Маргаи. 23 марта произошел новый военный переворот, осуществленный уже другой группой офицеров. Для руководства страной был создан Совет национального преобразования (СНП). В апреле 1968г. группа младших офицеров свергла СНП и восстановила в стране гражданское правление. Поначалу Стивенс Сиака Пробин  сформировал коалиционное правительство, но постепенно вывел из его состава всех представителей НПСЛ. Правительство Стивенса не смогло добиться политической стабилизации.

                     В марте 1970г. состоялся третий съезд ВК на котором было заявлено что партия  намерена создать общество социальной справедливости и провозгласить страну республикой.  Деятели оппозиции создали в июле 1970 г. Объединенную демократическую партию. 13 сентября 1970г. Объединенная демократическая партия (ОДП) спровоцировала в ряде районов страны беспорядки, и правительство ввело чрезвычайное положение. Деятели ОДП попытались привлечь па свою сторону часть армии и осуществить военный переворот. Заговор был раскрыт 22 октября. Правительство запретило деятельность ОДП и арестовало ее лидеров. Ввиду опасности вторжения наемников в декабре 1970 г. правительство страны и парламент одобрили предложение о подписании договора о взаимной обороне с Гвинеей.

                     События конца 1970 — начала 1971г. ускорили конституционные изменении в стране. Этому способствовала и очередная попытка военного переворота. 19 марта 1971г. Стивенсом выехал в Конакри с целью подписания соглашения о взаимной обороне. 23 марта 1971 г. возглавляемая командующим армией бригадный генерал Дж. Бангурой часть армии выступила против руководства страны. Захватив радиостанцию. Д. Бангура заявил об отстранении правительства, но на следующий день был арестован верными правительству военными. Эта попытка переворота ускорила подписание договора о взаимной обороне с Гвинеей, он был подписан 28 марта. А 31 марта во Фритаун для охраны президентской резиденции С.Стивенса прибыли первые 200 гвинейских солдат, за ними другие гвинейские армейские части, которые пробыли в стране более года.

                     19 апреля состоялось провозглашение Республики Сьерра-Леоне, был спущен британский флаг как символ доминиона, и 20 апреля парламент назначил С. Стивенса исполнительным президентом. Основными причинами провозглашения республики являлись, во-первых, слабость исполнительной власти, во-вторых, желание руководства ВК избавиться от опеки Великобритании, в-третьих, это попытка примирить межклановые интересы, поставить армию под контроль исполнительной власти (президент становился главнокомандующим).

                     Несмотря на то что оппозиция  обвиняла Стивенса в «коммунизме» отношения Сьерра-Леоне с СССР и соцстранами были на низком уровне. При Милтоне Маргаи официальных контактов с социалистическими странами не было, хотя уже в 1960г. несколько сьерралеонцев обучались в вузах СССР. Дипломатические отношения между СССР и Сьерра-Леоне были установлены 18 января 1962г. Посольство СССР во Фритауне было открыто в 1963г., а сьерра-леонское в Москве в 1965г. Из других социалистических стран дипломатические отношения были установлены с ПНР (1962г.), СФРЮ (1963г.), ЧССР (1963г.), хотя Милтону Маргаи временами казалось, что СССР поддерживает оппозиционную партию Всенародный конгресс, в конечном счете, он был вынужден признать, что «Советский Союз никогда не вмешивался во внутренние дела ни одного независимого африканского государства».  С приходом к власти Альберта Маргаи отношения с Советским Союзом получили новый импульс. В марте 1965г. Сьерра-Леоне посетила советская парламентская делегация, а в апреле того же года было подписано соглашение о торговле, в сентябре – о культурном и научном  сотрудничестве, а в октябре – Протокол к торговому соглашению по которому в Сьерра-Леоне стали поставляться советские автомобили, тракторы, цемент. СССР предоставил стипендии сьерра-леонским студентам и послал врачей для работы в госпиталь гагбураки. СССР согласился также предоставить 28 мил. долларов в виде помощи, которая, однако, была оказана уже после падения правительства Маргаи. С приходом к власти правительства под руководством Стивенсона, отношения продолжали оставаться на том же уровне, так как и новое руководство продолжало ориентироваться на страны Запада.

                     Провозглашение страны республикой, было воспринято, как попытка сьерра-леонцев выйти на новый политический курс. Тем более что у сьерра-леонцев обострились отношения с США. Американцы с 1961г. активно участвовали в торговых отношениях со Сьерра-Леоне. Однако после прихода к власти правительства Всенародный конгресс они на долгое время были заморожены. Объяснялось это тем, что администрация США считала правительство ВК радикальным и социалистическим. В 1968г. США практически прекратили свою помощь. В 1970-1971гг. посольство США во Фритауне, по мнению правительства Сьерра-Леоне, было вовлечено в попытки устранить правительство С.Стивенса, что вызвало антиамериканскую демонстрацию, организованную молодежной лигой ВК. Через шесть месяцев посольство США было опять обвинено в попытках оказать помощь в свержении правительства, а посол США был выслан из страны. Отношения между странами были серьезно нарушены на долгое время. И  возникшую возможность политически поддержать провозглашенного президентом Стивенсона и склонить на свою сторону постарались использовать в Москве.

                     В конце мая 1971г. с первым деловым визитом в Фритаун пришел советский эсминец  класса Kashin (DLG) БПК пр.61 «Об­разцовый» БФ  (к-2р. Н.В.Касперович) базировавшийся на Конакри (Гвинея). На первый взгляд это был обычный деловой визит советского корабля для пополнения топлива, воды, продовольствия и возможного отдыха команды так же, как это  делают все остальные. Но этот деловой визит, с другой стороны, выделялся из общего числа по двум причинам. Во-первых, порт Фритаун не был типичным портом  для делового захода, а во вторых визит имел целью поддержать лояльного к СССР президента Стивенса от возможного заговора, после того как последний публично обвинил США в соучастии попытки переворота в марте. И хотя  для мировой общественности этот визит был объявлен как обычный "деловой заход", для  руководства Сьерра-Леоне он являлся "официальным визитом" со всеми общепринятыми формальностями и протоколом, что подразумевало признание законного статуса Стивенса и видимой демонстрации советской солидарности с ним    

                     В декабре 1971г. состоялся второй визит советского корабля, в Фритаун  с пятидневным деловым визитом пришел БДК «Донецкий комсомолец», визит возглавил капитан 2 ранга А.Н.Панкова.  БДК «Донецкий комсомолец» (к-3р. К.А.Тулин) имел на борту батальоном морской пехоты (350 человек) с боевой техникой 20 танков Т-54 и 18 БТР-60П. Тулин К.А. вспоминал: «Наш посол в этой стране через Москву обратился к командованию ВМФ с просьбой организовать на несколько дней пребывание советских кораблей — для поддержания престижа нашего флота и осуществления представительских функций, и вскоре, получив соответствующее указание командования, «Донецкий шахтер» прибыл в Сьерра-Леоне.

Командование корабля и отряда совершило официальные визиты, побывав в посольстве, а для матросов и офицеров были устроены экскурсии с посещением местных достопримечательностей. Корабль в течение двух дней был открыт для посещения. Интерес оказался неподдельным: «Донецкий шахтер» посетили более восьми тысячи человек.

В ответ на посещение президентского дворца (командиром отряда, замполитом командиром БДК, т.е. мной, и еще несколькими офицерами) президент страны Сиако Стивенс посетил наш корабль. Для высокого гостя организовали экскурсию не только по верхней палубе, но и показали танковый трюм. Было заметно, что президент спускается вниз не только с почтением, но и с некоторой опаской, и выглядит очень напряженным. Желая произвести впечатление на высокого гостя, командир отряда приказал запустить двигатель стоявшего в трюме Т-54. Замкнутое пространство трюма и рев танкового двигателя произвели на С.Стивенса ошеломляющий эффект: как мальчишка он бросился на верх по трапу, подумал, что сейчас случиться что-то страшное. Потом был прием, в ходе которого удалось установить теплую атмосферу и несколько сгладить ситуацию...».

                     Однако после этих визитов особого прорыва в отношениях не произошло и  военно-морское сотрудничество развития не получило. В создании ВМС Сьерра-Леоне помогли китайцы. Установив дипотношения с КНР в июле 1971г., Китай в 1972г. подарила правительству патрульный катер для ВМС и подготовил 60 сьерралеонцев для военно-морских сил страны.

                     Причины оказались просты, еще в 1971г. С.Стивенс говорил, что сьерралеонцы не являются ни коммунистами, ни социалистами, ни капиталистами и заинтересованы лишь в повышении жизненного уровня народа и развитии всей нации. Сьерра-Леоне требовались значительные денежные вливания, а СССР не имел такой возможности как западные страны для оказания финансовой помощи. Так объем помощи  ФРГ составил 300 мил. долларов, а США в 1976-1990 годах – превысил 100 мил. долларов.  Тем не менее до конца 80-х годов советские вузы окончило 1200 сьерралеонцев. СССР оказал Сьерра-Леоне помощь в развитии рыболовной промышленности в соответствии с подписанным в 1976г. соглашением о совместной рыболовной компании. По этому соглашению была создана мореходная школа во Фритауне, подготовлен проект строительства фабрики рыболовного оборудования. Попыталось советское руководство помочь местным создать и рыбоохрану, но делалось это как-то спонтанно без тщательной проработки. Примерно в 1980г. туда для этого направили судно, работавший в представительстве Минрыбхоза в Республике Сьерра Леоне Калинин Вадим Сергеевич прекрасно описал, как это было: «Однажды к нам во Фритаун, ни с того, ни с сего прибыло с Черного моря китобойное судно с российским экипажем. Как снег на голову свалился этот объект. Мы о нем ничего не знали. Потом оказалось, что Советский Союз подарил его сьерралеонцам за просто так. Им нужно было патрульное судно, поскольку в их водах вел незаконный лов рыбы флот некоторых стран, не имевших на то разрешения. Вот наше Министерство и отвалило им такой подарок. Африканцы думали, что наш экипаж останется на их теперь судне, чтобы ловить нарушителей. Однажды оно даже вышло в море и привело пару браконьеров. Но правительство даже не знало, что с ними можно сделать. Какие меры можно к ним применить. Мы им подсказывали, что можно сделать. Но у них не было таких законов. Поэтому с браконьеров сняли только весь улов рыбы и отпустили с миром. Больше судно от пирса не отходило. Экипажу никто не платил зарплаты. Топлива не было. Харч подходил к концу. Министерство рыбного хозяйства заплатило экипажу только за переход, а дальше считало, что судно уже не их и платить они не должны. Министерство иностранных дел, которое провернуло всю эту операцию, и слышать не хотело о какой-то оплате экипажу. У них не было никогда никаких экипажей, и они в своем бюджете даже не имели подобной статьи расходов. Экипаж нервничал. Просил отправить его домой. Мы попробовали обратиться к сьерралеонцам, чтобы хоть они что-нибудь заплатили экипажу. Но они судно на баланс не принимали, и платить ничего не собирались. Мы просили их принять судно на баланс и отпустить наш экипаж. Но они говорили, что у них нет ни одного даже матроса, не говоря уже о командном составе. Они намеревались направить своих людей на морскую учебу в Англию. И когда те закончат обучение, они примут это судно. Мы были в трансе. На судне вскоре кончилось топливо и продовольствие. Ведь снабжено оно было только на переход. Запросы и предложения от нас летели в Москву по несколько раз ежедневно. Но ничего не менялось. Минрыбхоз и так понес убытки на ремонте судна. Министерство иностранных дел было вообще в стороне. Для Совета Министров это был слишком незначительный вопрос, чтобы о нем думать. Сьерралеонцы тянули резину, ну а мы со своими скудными зарплатами не могли кормить бесконечно наших соотечественников. Назойливее всего мы, конечно, доставали местные Министерства, департаменты и нашу фирму. Наконец-то после четырехмесячных переговоров сьерралеонцы согласились принять судно на баланс. Но мы столкнулись с другими проблемами. У них не было ни морского флага, ни эмблемы, которую наносят на трубу, ни названия судна, ни морской униформы, ни морского устава и многого другого. Начали все это выдумывать. Мы им предлагали различные варианты, а они только кочевряжились. Наконец-то кое-как утрясли некоторые вопросы. Форму купили английскую. В нее нарядили грузчиков нашей фирмы. Что повыше были офицерами, пониже - матросами. Их набрали пятнадцать человек. Столько была и наша команда. Коптев в это время находился в Москве и все заботы легли на мои плечи. Я разработал сценарий и согласовал его с нашим противным послом. На приеме судна должен был присутствовать сам Президент страны Сиака Стивенс. В день передачи стали готовиться к церемонии с утра. Судну дали немного топлива и перегнали к пассажирскому причалу. Прилегающую территорию оградили контейнерами, оставив узкий проезд для автомобилей. К назначенному времени приехал наш посол и президент страны. С ними пожаловали и внушительные свиты. Наша и их псевдокоманда выстроились по разные стороны трапа. Смотрелись красиво. Президент и Посол сели на припасенные стулья. Все остальные стояли. Посол произнес речь. В ней говорилось о том, что в честь нерушимой и крепкой Сьерралеонско-Советской дружбы Советский Союз дарит этот бесценный подарок безвозмездно. С ответным словом выступил Президент. Он, естественно, от всего сердца поблагодарил в лице посла Советское правительство и весь наш народ за такой подарок. Ему было уже 72 года. Но он еще держался неплохо для его возраста. За спиной Президента торчал высоченный и толстенный негритос в генеральских погонах и весь увешанный аксельбантами. После окончания речи Президента к ним поднесли на подносе бутылку шампанского и три бокала. Мордоворот в погонах открыл сам бутылку и налил немного шампанского в один из бокалов. Понюхал, понюхал и отпил из него. Выждав несколько секунд, он налил вино в другие два бокала. И только после этого подал их Президенту и Послу. Те чокнулись, и грянул наш гимн. Это местный президентский оркестр громыхнул во все литавры. По задуманному сценарию наш государственный флаг стал медленно спускаться, а сьерралеонский подниматься на флагштоке судна. Все взяли под козырек. Также медленно стали спускаться наша эмблема с трубы и название нашего судна на борту, нарисованные нами на полотнищах. А из-под них стали появляться сьерралеонские. После нашего гимна грохнул их и к концу его исполнения на флагштоке судна уже развевался сьерралеонский флаг. На носу красовалось название судна, а на трубе эмблема, придуманная нами. Высокие гости поднялись и направились к парадному трапу. Президент, а с ним и Посол подошли к морякам и пожали руки сначала нашим , а потом сьерралеонским. После этого они стали подниматься на борт судна. Президента стали затаскивать на верхний открытый мостик по вертикальным трапам. Как только Президент вступил на борт, вся толпа, находившаяся на пирсе, тоже устремилась на судно, прыгая с пирса прямо на борт. Я пытался найти каких-нибудь охранников, чтобы задержать толпу. Но все было бесполезно. Тогда я рванул на мостик и зашептал на ухо капитану, чтобы он немедленно отходил от причала. Быстро по его команде сбросили швартовы, капитан, как мы и договаривались, четырьмя главными двигателями дал полный ход и судно, сорвавшись с места, стало стремительно набирать ход, медленно удаляясь от причала. Когда стало очевидно, что корма при повороте не заденет причала, капитан скомандовал - "лево на борт". Судно покатилось влево. Под действие силы инерции судно стало крениться на правый борт. Кренилось все больше и больше. Папа Шаки (так любовно называли Президента Сиака Стивенса), сидя на кресле на верхнем мостике, судорожно вцепился в планширь. Его приближенные бросились держать его кресло. А судно кренилось все больше и больше. У меня замерло сердце. Не хватало еще опрокинуться с Президентом на борту. Старпом сорвался с мостика и бросился вниз. Выскочив на переходной мостик, соединявший крыло ходового мостика с баком, благим матом заорал на русском языке, чтобы многочисленные гости срочно его покинули. Те кубарем посыпались вниз на палубу. Страшный вид старпома, очумело размахивавшего руками, так их испугал, что они, не понимая ничего по-русски, мигом выполнили его команду. Наш Посол ничего не понимал и оставался спокойным. Да кроме нас моряков и другие гости не особо обратили внимание на данную ситуацию. Им было весело. Они полагали, что это запланировано программой. Беспечно переговариваясь, они хватались кто за что попало, и как обезьяны висели на накрененным на 50 градусов судне. Я знал, что угол диаграммы заката у этого судна равен приблизительно 60 градусам. Но я никак не ожидал, что такое скопление народа на верхних палубах судна, у которого полностью отсутствовали какие-либо запасы, приведет к такому крену. Да и капитан этого тоже никак не ожидал. Он стоял бледный, вцепившись в телеграф. Уменьшать ход мы не могли. В этом случае увеличился бы диаметр циркуляции, и мы бы с полного хода выскочили на мель противоположного берега реки Леоне. По мере выхода на обратный курс стали отводить руль, и крен стал постепенно уменьшаться. Вскоре я пригласил всех к столу. Посла с Президентом мы разместили в капитанской каюте. На китобойце она очень маленькая. В лучшем случае там можно было бы разместить четыре человека. Но туда набилось аж человек двенадцать. Одни сидели друг на друге, другие толкались в дверях. Я попытался было переместить кого-нибудь из них в каюту гарпунера. Она была напротив каюты капитана и такая же по размеру. Но никто не соглашался. Все были вице-президентами или госсекретарями и считали, что должны были находиться только рядом с Президентом. Но кое-каких министров все-таки удалось уговорить перейти в каюту напротив. Пока я рассаживал высший свет, нижний салон заняли остальные гости, их набилось так много, что мне присесть было просто негде. Подвинуть было невозможно никого. Европейский обед на шару был даже для министров большой роскошью. Больно жадные они были до денег. А уж для простого люда и нижних чинов это вообще невообразимое счастье. Я походил, походил как неприкаянный, и решил подняться наверх, где размещались высшие должностные лица, чтобы взять раскладной стульчик в каюте радиста, которая располагалась там же. Но путь мне преградил тот же толстопузый верзила-генерал, который, как я понял, был чем-то вроде телохранителя при Президенте. Я полагал, что он меня запомнил, когда я рассаживал посольское и президентское окружение. Но он стоял не шелохнувшись, загораживая своим могучим телом весь дверной проем. Я немного постоял, глядя в его выпученные черные глаза. Никакой реакции. Монумент, да и только. Тогда я сказал по-английски. - Разрешите мне пройти. И вдруг он мне по-русски - Чё надо? Да таким грубым голосом. Я чуть на попу не сел от удивления и хамства. Едва очухавшись, я пролепетал - Да стул мне надо взять в каюте радиста. Он немного подумал - Проходи, и чуть отступает. Я пытаюсь протиснуться в узеньком судовом коридоре между переборкой и его пузом. - Ну и толстый же ты. Это он то мне говорит. Да еще опять по-русски без всякого акцента. Я опять только рот раскрыл от удивления. Даже на ум и реплика то никакая не пришла. Ну, думаю, даже при теле Президента находятся наши ребята. И надо же, как работают русские разведчики. Взяв раскладной стул, и вновь протиснувшись между генералом и переборкой, я спустился в салон и пристроился с краешка стола. Но, оказалось, зря старался. За эти несколько минут всю пищу уже смели под чистую. Мне пытались найти что-нибудь на камбузе, но бесполезно. Так и не перекусив, я поднялся на мостик. Мы уже вышли из реки в открытое море. Прошло 40 минут нашего плавания. Прикинув, что столько же времени потребуется на обратный путь, а пища уже съедена, я попросил капитана возвращаться. Поворачивали на обратный курс уже не так лихо. Крен был небольшой. Дошли благополучно и лихо ошвартовались у прежнего причала. Президент швартовку наблюдал уже с крыла капитанского мостика. На верхний мостик его уже не затаскивали. Подали парадный трап, специально изготовленный для такого случая и покрытый богатым ковром. Президента под руки осторожно препроводили на берег. За ним потянулась и вся свита. На том церемония передачи судна и окончилась. Их липовый экипаж снял морскую форму и отправился на работу в свою фирму. А наш по-прежнему остался на судне. Но с этого времени им наша фирма хоть стала поставлять продукты питания и подбрасывать понемногу топлива. Они продолжали оставаться на судне до тех пор, пока фирма не наняла какого-то моряка эфиопа и не дала человек восемь грузчиков для охраны. И только тогда наши улетели в свою Одессу. В общей сложности они провели более полугода на судне в адской жаре сьерралеонского климата и без кондиционеров на борту».

                     В 1973г. в стране в третий раз вводится чрезвычайное положение, кандидаты НПСЛ были отстранены от участия во всеобщих выборах, но в 1977г., когда массовые демонстрации вынудили правительство провести внеочередные выборы, НПСЛ сумела завоевать ряд мест в парламенте. Тогда С.Стивенс заявил, что, если не будет введена однопартийная система, страна развалится из-за межплеменной вражды. В 1978г. была принята новая конституция, предусматривавшая установление однопартийного правления Всенародного конгресса. Эта конституция получила одобрение большинства парламентариев и населения страны на проведенном в срочном порядке общенациональном референдуме. С.Стивенс был избран президентом на семилетний срок.

                     Выборы, прошедшие в 1982г. и 1985г. на однопартийной основе, сопровождались злоупотреблениями, политическими убийствами и не избранием в состав нового парламента многих прежних депутатов.

                     Советские боевые корабли еще несколько раз посетили страну, так в феврале 1985г. визит в Фритаун совершил БПК пр.61 «Огневой» Северный флот.                       

                     В конце 1985г. C.Стивенс, которому исполнился 81 год, ушел в отставку и передал президентский пост 41-летнему генерал-майору Джозефу Саиду Момо. Его назначение в том же году было одобрено парламентом. В 1986г. в рамках однопартийной системы состоялись всеобщие парламентские выборы. Повсеместные волнения и акты гражданского неповиновения, прокатившиеся по стране в 1990г., вынудили правительство пойти на проведение в 1991г. общенародного референдума, который высказался за возврат к многопартийной системе. Слом старой системы привел к гражданской войне.

 

Литература:

·         Аристович Ю.Ю. контр-адмирал, Демьянченко О.Д. контр-адмирал «Дивизия надводных кораблей Балтийского флота».  Журнал «Тайфун» № 2 2001г. стр20.

·         Бережной С.С. «СОВЕТСКИЙ ВМФ 1945-1995 Крейсера, большие противолодочные корабли, эсминцы» «Морская коллекция» № 1 1995г.

·         Зотова Ю.Н., Смирнов Е.Г., Френкель М.Ю. «История Сьерра-Леоне в новое и новейшее время» Москва «Восточная литература» 1994г.

·         Калинин Вадим Сергеевич «Дальними фарватерами» с сайта http://zhurnal.lib.ru/k/kalinin_w_s/msword-2.shtml

·         Сталбо К. вице-адмирал «Защита интересов СССР в океанах и военно-морское присутствие США». Журнал «Морской сборник» № 1 1980г.  

·         Тулин К.А. контр-адмирал «Воспоминания командира 22-й дивизии морских десантных сил ТОФ». Журнал «Тайфун» № 47 (2005)  стр18-20

·         James M. McConnell «THE SOVIET NAVY IN THE INDIAN OCEAN» August 1971

·         Robert G. Weinland «THE CHANGING MISSION STRUCTURE OF THE SOVIET NAVY» November 1971

 

Розин Александр.

 

                                                На Главную.

 

Hosted by uCoz