На Главную.

 

Розин Александр.

 

«Африканские эпизоды советского флота - Марокко»

 

Установление отношений между Россией и Марокко относится к ХVIII веку. Тогда русское правительство развернуло боевые действия против Турции на Средиземном море, направив туда и корабли своего флота.  Именно в это время султан Мухаммед ибн Абдулла королевским указом предоставил российским судам возможность входить в территориальные воды Марокко для пополнения запасов провизии и пресной воды. В ответ на этот шаг императрица России Екатерина II расширила привилегии марокканских судов и отдала распоряжение капитанам российского флота проявлять дружеское отношение и в случае необходимости оказывать помощь марокканским кораблям. 

Главы обоих государств обменялись грамотами, в которых выразили обоюдное желание установить дружеские отношения и торговые связи, обеспеченные взаимным режимом наибольшего благоприятствования. Долгие годы российско-марокканские связи поддерживались через доверенных лиц в странах Западной Европы, поскольку сообщение по Средиземному морю не представлялось возможным по причине традиционного соперничества России с Турцией.

В конце XIX века обострилось соперничество империалистических держав Запада за сферы влияния на Африканском континенте. Эпицентром этого соперничества стало Марокко, занимающее выгодное географическое и военно-стратегическое положение на стыке Европы и Африки, вблизи Гибралтарского пролива, на пересечении важных международных морских путей. Россия, не преследовавшая каких-либо корыстных целей в Северной Африке и Западном Средиземноморье, долгие годы не проявляла там особой дипломатической активности. Но когда противостояние западноевропейских государств достигло апогея и грозило перерасти в крупный международный конфликт, позиция правительства Российской Империи по так называемому марокканскому вопросу изменилась. Роль России, определявшаяся ее статусом великой мировой державы, отныне сводилась к тому, чтобы служить буфером между заинтересованными сторонами, не допустить резкого обострения отношений между ними, не дать какому-либо западноевропейскому государству укрепить свои позиции в Марокко за счет или в ущерб другим. К тому же на помощь и поддержку России рассчитывало руководство Марокко, крайне заинтересованное в том, чтобы исключить иностранное вмешательство в свои внутренние дела, сохранить свободу и независимость. 11 июля 1899 г. между нашими странами были установлены дипломатические отношения: Василий Романович Бахерахт вручил свой дипломатический мандат Султану Мулаю Абдель Азизу, и вскоре в Санкт-Петербург отправилась дипломатическая миссия во главе с Абделькеримом бен Слиманом.

Кроме того выгодное положение Марокко привлекало действующий на океанских просторах российский флот. В ноябре 1899 г. в Танжерский порт впервые прибыл российский броненосец «Петропавловск». Командир предложил желающим подняться на борт корабля и осмотреть его. За три дня судно посетили около 300 марокканцев, многие из которых приехали из внутренних областей страны. Положительно оценивая этот факт, В.Р. Бахерахт указывал в донесении в МИД, что по Марокко распространится молва как о могуществе России, так и о радушии и гостеприимстве российских моряков, от которых, по его словам, марокканцы, не будучи избалованными другими иностранными командами, остались в полном восторге. Присутствие же на судне нескольких с ними единоверцев из татар, с которыми они довольно сносно могли объясняться, еще более способствовало отрадному впечатлению.

В октябре-ноябре 1904 г. Танжерский порт посетили три отряда военных кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры, шедших на Дальний Восток, на войну с Японией. Командиры отрядов нанесли визит наместнику султана, который на вопрос, как согласует он правила нейтралитета с присутствием в Танжере русской эскадры, ответил, что Марокко связано с Россией трактатами, всегда с нею дружило и нет, на его взгляд, препятствий к стоянке и снабжению всем необходимым российских судов в портах султаната. Что касается местных жителей, весьма чутких к присутствию иностранных военных кораблей в территориальных водах Марокко, то они, по оценке В.Р. Бахерахта, относились к российским представителям весьма дружелюбно.

Поражение России в войне с Японией в 1905 г., Первая мировая война, Октябрьская революция в России, Вторая мировая война надолго прервали прямые связи между двумя странами, которые получили развитие лишь с начала 50-х годов, но уже между их преемниками - СССР и Королевством Марокко.

2 марта 1956 г. была провозглашена независимость Марокко, 11 июня 1956 г. Советский Союз  одним   из  первых  признал  марокканское  государство и выразил готовность установить с ним дипломатические отношения. 19 апреля 1958 г. между СССР и Марокко было подписано первое торговое соглашение. В обмен на советскую нефть, машины, пиломатериалы Марокко поставляло апельсины, рыбные консервы, шерсть, кору пробкового дерева. 1 октября 1958 г. последовало официальное установление дипломатических отношений на уровне обмена послами. Укреплению   дружбы между   марокканским   и советским  народами способствовали визиты в Марокко  Председателя Президиума Верховного Совета  СССР Л. И.  Брежнева (февраль 1961 г.) и Первого заместителя Председателя Совета Министров СССР А. И. Микояна   (январь  1962 г.).

В области внешней политики Марокко провозгласило принцип «неприсоединения к блокам». Марокканцы развернули борьбу за вывод из страны иностранных войск и ликвидацию иностранных военных баз. В 1961 г. Марокко покинули последние французские войска. Народ Марокко оказал действенную поддержку братскому алжирскому народу в его героической борьбе за свободу. На границе с борющимся Алжиром были созданы лагеря для алжирских беженцев, в которых они получали приют, пищу и медицинскую помощь. Население Марокко по призыву коммунистической партии, которая была запрещена в сентябре 1959 г.,  собрало значительные средства в фонд помощи алжирским патриотам. В Организации Объединенных Наций Марокко неизменно выступало за прекращение войны против алжирского народа и предоставление ему права на самоопределение.

После получения независимости Марокко стараясь оставаться независимой, желала приобретать  оружие, как на Западе, так и на Востоке. Советское руководство постаралось использовать данную возможность для продвижения своих вооружений и тем самым закрепления в стране. 16 ноября 1960 г. советское правительство дало согласие на поставку советских реактивных истребителей ВВС Марокко.  10 февраля 1961 г. теплоход «Караганда» доставил в страну 12 (по другим данным - 20) истребителей МиГ-17Ф и два МиГ-15УТИ.  Отношения продолжались развиваться, 12 мая 1962 г. Совет Министров СССР принял постановление «О поставке вооружения и военной техники в Марокко». Но военно-техническое сотрудничество оказалось недолгим. После окончания Алжирской войны между Марокко и Алжиром возник спор по вопросу о принадлежности ряда пограничных территорий, входящих в состав независимой Алжирской Республики. В октябре 1963 г. начался вооруженный конфликт. СССР в этом небольшом конфликте взяло сторону Алжира, что резко повлияло на развитие советско-марокканских отношений. Это повредило готовности ВВС, так как МиГи еще не были освоены личным составом и поэтому в боевых действиях принимали участие только наспех вооруженные тренировочные "Тексаны". Благодаря активному вмешательству правительств ряда африканских стран 3 ноября 1963 г. было принято решение о прекращении огня, а 5 ноября оно вступило в силу. В начале 1964 г. Алжир и Марокко пришли к соглашению о путях мирного урегулирования пограничного спора. Но военно-техническому сотрудничеству наших стран был нанесен удар, дальнейшего развития оно не получило. В результате оставшись без запчастей и обслуживания советские  самолеты в 1966 г. были поставлены на прикол и разрезаны на металл в начале 80-х.   

В это же время отмечаются первые попытки развития отношений по линии флота. 26 февраля 1961 г. неожиданно на операционном столе умирает 51-летний король Марокко, власть наследует его сын Хасана II. Однако контакты с Советским Союзом не прерываются,  одним из основным проектов становится строительство крупной современной верфи и морского учебного центра на средиземноморском побережье Марокко в районе Танжера. Для того чтобы реализовать этот проект, по приглашению короля Хасана II, но за счет Советского Союза в Марокко  направляется группа из трех специалистов: Николай Николаевич Черняев - представитель Государственного комитета судостроения, глава делегации, геолог Генрих Кондратьевич Бондарик и военный гидрограф Евгений Петрович Чуров. 30 ноября 1961 г. они вылетают в Касабланку через Париж. Проект оценивался в 15 миллиардов старых фланков, но политические и экономические препятствия не дали ему воплотиться.

Новый этап развития отношений между СССР и Марокко начался в середине 60-х годов. Осуществление идеи опоры на «треугольник» - Франция, США, СССР - по замыслу короля Хасана II должно было обеспечить Марокко одно из ведущих мест среди развивающихся стран. Разумеется, этот «треугольник» не был равносторонним, учитывая тяготение Марокко к странам Запада. Однако, не считаться с возрастающей политико-экономической ролью Советского Союза в мире король не мог. 24-28 октября 1966 г. состоялся визит короля Марокко Хасана II в Москву. По его итогам король констатировал, что переговоры с руководителями Советского государства «дали плодотворные результаты в области торговли, экономических и культурных отношений, а также научного и технического сотрудничества». С ответным визитом в апреле 1969 г. Марокко посетил Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорный. Активно развивались торговые отношения, при содействии СССР в стране строился целый ряд объектов. В 1970 г. объем товарооборота  двух стран вырос по сравнению с 1960 г. в шесть раз. В 1971 г. Советский Союз заключил соглашение о мореплавании с Марокко.

Активизация морской деятельности советского флота сказалась и на посещении марокканских портов нашими кораблями. При этом марокканские власти не выделяли наши визиты, они для них как бы уравновешивали визиты западных кораблей и западное военно-морское присутствие в близи их берегов.  Французский ежедневник «Трибюн де насьон» 28 ноября 1969 г. сообщил о том, что посол США в Рабате Генри Таска представил в госдепартамент соображения о превращении Марокко в основную стратегическую базу Соединенных Штатов в Африке, ссылаясь на то, что Марокко с его выходом в Гибралтар и уже существующими узлами связи американских военно-воздушных сил на побережье Атлантического океана и Средиземного моря «приобрело первостепенное значение для Пентагона и для всей стратегии Вашингтона». Ежедневник подчеркивал, что в данном случае «речь идет, безусловно, о преобразовании нынешних узлов коммуникаций военно-воздушных сил Соединенных Штатов в Кенитре, Мекнесе и Маракеше в военные базы, а также об использовании порта Касабланка кораблями и подводными лодками американского флота».   

Только в период с 1968 г. по 1973 г.  советский флот совершил девять визитов (официальных и деловых) в марокканские порты. В 1968 г. - 1 визит, в 1969 г. - 1 визит, в 1970 г. - 1 визит, в 1972 г. - 3 визита и в 1973 г. - 3 визита. Вот как проходили некоторые из них.

Первый официальный визит состоялся 15-21 октября 1968г. в Касабланку, отрядом кораблей командовал командир 5-й эскадры вице-адмирал Б.Ф.Петров. В составе отряда был ракетный крейсер «Грозный», БРК «Гневный» (к-2р. Тимошенко Анатолий Иванович), 2 ракетные дизельные подводные лодки пр.651 и танкер.  «Гневный» и субмарины выполняли межфлотский переход  на ТОФ. Приняв на борт советского военного атташе полковника И.Я.Некрасова и марокканского лоцмана, советские корабли под залпы салюта наций вошли в гавань. Мастерски ошвартовались к причалам ракетный крейсер "Грозный" и ракетный корабль "Гневный". У их бортов встали две наши подводные лодки, а в стороне обиженно пыхтели выделенные для швартовки и оставшиеся без работы портовые буксиры. В порту корабли были не одни, у причалов стояли 19 транспортов под флагами 11 стран, а на трубах трех сухогрузов красовалась алая полоса с серпом и молотом.  Визит был приурочен к 10-летию установления дипломатических отношений между СССР и Марокко. На корабль прибыл советский посол в Марокко Л. Ф. Паламарчук. В приветственном слове экипажу он поздравил моряков с успешным завершением похода. Визит проходил непросто. Корабли были открыты для посещения населением. Советские моряки возложили венки в мавзолее короля Мухаммеда V. Вице-адмирал Б.Ф.Петров нанес официальные визиты должностным лицам королевского правительства в Рабате: министру национальной обороны генералу Мезиану и заместителю начальника генерального штаба королевских вооруженных сил генералу Дриссу.  Затем командир отряда вице-адмирал Б.Ф.Петров нанес официальный визит командующему королевскими военно-морскими силами Марокко капиталу 2 ранга Абаруди, морскому префекту Касабланки господину Луисси и губернатору города полковнику Булимесу.

Но на прием данный адмиралом Петровым на борту крейсера «Грозный» пришли провинциальные чиновники, среди которых видное место занимали представители муниципалитета Касабланки, но ни губернатор порта, ни губернатор Касабланкской префектуры не посетили советский прием, в виду чего сложилось мнение, что марокканское правительство стремилось преуменьшить значение визита. Кроме того власти порта, через бюрократические процедуры затруднили большинству марокканцев посещение  советских судов. А советские просьбы об открытом концерте Государственного ансамбля танца Кабардино-Балкарии «Кабардинка» в центре города, программа посещения судна местными школьниками, и ряд других предложений были отклонены.

Несмотря на это, в ходе визита происходили посещения местными жителями советских кораблей и приемы. Прямо на причале выступил Государственный ансамбль танца Кабардино-Балкарии «Кабардинка».

Наши моряки в свою очередь, тоже побывали на кораблях королевских ВМС Марокко. Небольшой флот, состоящий из переданных Францией судов, как сказал их командующий капитан 2 ранга Абаруди, «имеют пока только символический характер». Марокканцы с восторгом отзывались об оснастке и вооружении советских ракетных кораблей. «Завидую я вашим корабельным инженерам, - сказал лейтенант Гамаль, механик сторожевого корабля, - им дана первоклассная техника». Группа офицеров БРК «Гневный» была приглашена на флагманский корабль королевских ВМС - фрегат «Эль-Моуна». Корабль этот старой английской постройки, но содержится в образцовом состоянии, как и подобает флагману. Как рассказал помощник командира лейтенант Абуду,  его командир капитан 3 ранга Охира, и сам он получили образование во Франции, теперь же Марокко имеет свою военно-морскую академию, готовящую кадры для будущего флота страны. Лейтенант выразил надежду «что когда-нибудь и он придет в составе отряда военных кораблей своей родины  с визитом в Севастополь.»  

Жители Касабланки и Рабата, а также представители городских властей были приятно удивлены дисциплинированностью, воспитанностью советских моряков. У них еще было свежо в памяти разгульное поведение американских и итальянских матросов в марокканских портах. И как сказал командующий ВМС Марокко капитан 2 ранга Абаруди: «Я думаю,  что ваш визит не последний, что и в дальнейшем наши страны будут крепить дружбу и сотрудничество».  

6-11 мая 1970 г. в Касабланку с деловым визитом зашли 3 корабля участвовавшие  в учениях «Океан», отряд возглавлял капитан 1 ранга В.Зуб. В составе отряда были два эсминца и танкер. Командование отряда посетили приемы данные городскими и местными властями, а также военным командованием района. Морские и городские власти, члены адмиралтейства посетили эсминец, но для широкой публики корабли открыты не были.

20-25 апреля 1972 г. в Касабланку  с официальным визитом пришел отряд кораблей под командованием капитана 1 ранга И.М.Капитанца, в составе БПК пр.61 «Сметливый», СКР пр.159, подводной лодки пр.641 (командир капитан 2 ранга А.Перепич) и танкера. Заместителем командира отряда кораблей по политчасти был капитан 1 ранга Вальсов, представителем ПУ ВМФ - капитан 3 ранга А. Карлин. В ходе визита советские корабли посетили 4500 человек. Командовавший отрядом Иван Матвеевич Капитанец в своих воспоминаниях рассказал как проходил визит: «Первым БПК посетил посол СССР в королевстве Марокко Л. Поламарчук, известный дипломат. Вместе с ним прибыли советский консул в Касабланке, военный атташе и другие сопровождающие лица.

Лука Лукич Поламарчук рассказал об обстановке в стране и городе (в целом она была благоприятная) и, обсудив программу визита, пообещал присутствовать на всех протокольных мероприятиях.

По плану, мне первому предстояло нанести визит мэру города и командующему ВМС Марокко, а также принять их на ответных визитах вместе с прибывшими командирами кораблей.

Яркое впечатление оставил визит к мэру города, который в окружении своих приближенных принимал по восточному обычаю. Интересно было проходить под саблями мамлюков, поднимаясь в покои мэра. Встреча была приятной, говорили, в частности, о Средней Азии, куда марокканцы попадали как участники походов арабских завоевателей.

Визит к первому заместителю командующего ВМС носил не столь экзотический характер. Сам командующий находился в это время на отдыхе в США. На службе ВМС Марокко находились французские офицеры и старшины, влияние Франции чувствовалось везде, даже язык общения в Марокко - Французский. После обмена любезностями я убыл на корабль для приема ответных визитов.

Основная нагрузка во время официальных визитов ложится на командира и экипаж флагманского корабля. Все прошло нормально, и мы готовились на второй день принимать сына Хасана II, наследника престола (ему было около 10 лет). Однако нам сообщили, что наследник заболел и визит будет делать министр обороны генерал-полковник Уфкир.

В установленное время на причале был выстроен почетный караул ВС Марокко и весь экипаж корабля с почетным караулом. Министр обороны вовремя прибыл на корабль, я его встретил. Мы обошли строй моряков, и генерал Уфкир спросил: «Вы специально подбирали экипаж для визита?» Я ответил, что экипаж три месяца тому назад убыл из Севастополя и находится на боевой службе. Он попросил разрешения посетить подводную лодку, так как ему еще никогда не приходилось этого делать. Мы спустились в центральный пост, прошли во второй отсек и в кают-компании встретились с офицерами. Министр задавал вопросы о службе на подводных лодках. Встреча прошла тепло и интересно.

Далее генерал Уфкир передал просьбу министра двора о посещении корабля свитой наследника. Такое разрешение было дано.

На третий день принимали свиту наследника. Это оказались ребята в возрасте 8-10 лет, из знатных родов, которые верно служили престолу. Мальчикам на корабле все было интересно, а мы только о том и думали, как бы кто из них не свалился за борт или не упал на трапе. Матросы заботливо опекали гостей, в конце встречи в кают-компании был накрыт стол, где их угощали соком, компотом, конфетами и печеньем, затем вручили каждому подарок и передали сувенир для наследника престола - модель корабля.

Интересной оказалась встреча с заместителем начальника главного штаба вооруженных сил Марокко, поклонником полководческого таланта Г. Жукова, человеком, который в конце 60-х годов пресек дворцовый переворот и спас короля.

Вторая встреча с первым заместителем командующего ВМС прошла вне протокола, в присутствии военного атташе нашего посольства и советского генконсула, на берегу Атлантического океана, во французском ресторане. Первый зам командующего состоял в свите короля, и я с особым вниманием отнесся к тем серьезным соображениям, которые он высказал. Я был уверен, что они заинтересуют советское руководство.

Во-первых, ключи от Гибралтара после Великой Отечественной войны должны были находиться у СССР, так как в то время первые самолеты и танки, в которых нуждалось Марокко, были советские. Однако неверная оценка арабского мира не позволила этому случиться.

Во-вторых, СССР в арабском мире делает ошибку, ориентируясь на Египет. Египтяне его предадут и пойдут за западными странами.

В-третьих, ВМС Марокко нуждается в помощи со стороны СССР, вскоре планируется поездка делегации в Советский Союз, надо ее поддержать.

Обо всем этом я сообщил Л. Поламарчуку, он планировал передать мою информацию в МИД СССР.

В заключение визита командир отряда советских кораблей дал прием для руководства города и ВМС, а также дипломатического корпуса, находившегося в Марокко.

Распрощавшись с нашими новыми друзьями на следующий день, мы взяли курс на Гибралтар.»

25 сентября-1 октября 1972 г. впервые в порт Сафи с визитом находился советский ракетный эсминец. В порту экипаж сходил на берег и на прием, проведенный в честь командира эсминца и офицеров корабля устроенный губернатором.

В конце августа 1973 г. 5-й эскадрой  в обстановке строгой секретности была осуществлена операция по переброске бригады марокканских войск из Алжира в Сирию. Перевозка выполнялась скрытно двумя рейсами на двух наших БДК в охранении кораблей эскадры под прикрытием легенды о якобы проводимом учении по высадке десанта. Как рассказывал один из командиров БДК, его поразила дисциплина марокканских военнослужащих: офицеры «командуют» преимущественно жестами и обращаются только к сержантам, которые заправляют всем, приказания солдатами исполняются беспрекословно и бегом. В боевых действиях Арабо-израильской войны 6-20 октября 1973 г., как рассказывали наши советники в ВС Сирии, марокканцы продемонстрировали высочайшие боевые качества и выучку по сравнению с войсками Сирии и Ирака.

В дальнейшем наши корабли продолжали эпизодически выполнять визиты в марокканские порты. Так 2-6 декабря 1974 г. в Касабланку  с официальным визитом пришел отряд кораблей под командованием капитана 1 ранга Г.В.Егорова в составе БПК «Адмирал Макаров», ЭМ «Бывалый» и 1 ПЛ. 2-5 июня 1975 г. нанес визит в Касабланку БПК «Адмирал Исаков».

Торговые  отношения между нашими странами продолжали развиваться. 9-13 марта 1978 г. в Москве с визитом находился премьер-министр Марокко А.Осман, 10 марта было подписано долгосрочное соглашение об участии СССР в освоении фосфатного месторождения в районе Мескала и протокол об обмене товарами сроком на 30 лет. 27 апреля 1978 г. подписано соглашение о сотрудничестве с СССР в области морского рыболовства, предусматривающее строительство в Марокко при содействии СССР рыбоперерабатывающего комбината. В июле 1979 г. заключено новое торговое соглашение.

Но в начале 80-х годов присутствие наших боевых кораблей у атлантического побережья Марокко, воспринималось марокканцами болезненно из-за спорных территорий в районе Западной Сахары где многие страны вели рыбный промысел.   

 

Литература.

·         АБДЕЛЬКАДЕР ЛЕШЕХЕБ «РОССИЯ–МАРОККО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

·         «В стране атласных гор» Журнал «Морской сборник» № 2 1969 г. стр79-83.

·         Жирохов Михаил «МиГ-17 в Африке» с сайта <http://www.airwar.ru/history/locwar/africa/mig17/mig17afrika.html>

·         Заборский В.В. «Советская Средиземноморская эскадра» «НВО» 13.10.2006 г. с сайта <http://nvo.ng.ru/history/2006-10-13///5_eskadra.html>

·         Капитанец И.М. «На службе океанскому флоту 1946-1992». Москва «Андреевский флаг» 2000 г.

·         «Новейшая история Африки» Москва «Наука» 1964 г.

·         Подгорнова Н.П.  «ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКО-МАРОККАНСКИХ СВЯЗЕЙ (1777—1916 гг.)» Журнал "ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК" № 4 2000 г.

·         Озадовский А.А. «США и Африка. Проблемы неоколониализма» Москва «Мысль» 1977 г.

·         Соловьев Владимир, Шафран Анна «Полный контакт. Белые пятна истории: СССР и Марокко»  16 апреля 2013 г. 07.10  интервью с Владимиром Чуровым с сайта <http://radiovesti.ru/episode/show/episode_id/20112>

·         Heidi S. Phillips «HOST PRESS COVERAGE OF SOVIET NAVAL VISITS TO ISLAMIC COUNTRIES, 1968 - 73» June 1976

 

Розин Александр.

                                                На Главную.