На Главную.

 

Розин Александр.

 

Кхмерский флот (ВМС Камбоджи).

Становление ВМС.

 

Королевский кхмерский флот (Marine Royale Khmer - MRK) были созданы 1 марта 1954 г.,  для патрулирования морской береговой линии Камбоджи и территориальных вод, охраны портов и речных водных путей. Численность личного состава определена в  600 человек.

Большая  часть кораблей флота с персоналом и штабом, были расположены на бывшей  французской базе на полуострове в Chrui Chhangwar на реке Меконг в 4 км от Пномпеня. Весь штаб располагался на борту старого французского прибрежного судна «La Payotte».

 Французская военная миссия в Камбодже помогла новому флоту в реконструкции или строительстве новых объектов порта, программе технической помощи и подготовке кадров, так кандидаты на офицерские должности были направлены во Францию в военно-морскую академию в Бресте.

В январе 1955 г. в Пномпене было открыто военно-морское училище для подготовки экипажей кораблей и других специализированных кадров. Королевских флот получил от французов в 1955-1957 гг. примерно 15 катеров и кораблей, речного и прибрежного действия.

К примеру в 1955 г. французы передали два пехотных десантных корабля типа LCI(L) -  «LCIL-476» (1943 г.) бывший американский, в 1952 г. передан Франции, в ВМС Камбоджи получил номер «Р 112» и «LCIL-875» (1944 г.) бывший американский, в 1951 г. передан Франции, в ВМС Камбоджи получил номер «Р 111».

В 1956 г. французы передали первый из трех британских сторожевых катеров типа HDML, переданных Свободному Французскому флоту в 1943 г. - «VP 762» (бывший «VP 42», бывший «HDML 1457»), в 1957 г. передали и два оставшихся «VP 748» (бывший «HDML 1223») и «VP 749» (бывший «HDML 1229»). Помимо них в 1956-1957 гг. Франция передала бывшие американские десантные корабли переданные французам во время войны 2 типа “LCT 6” и 2 типа “LCU 501”.

В декабре 1955 г. в составе флота было решено создать морскую пехоту для использования в десантных операциях. Планировалось сформировать два десантно-диверсионных подразделения общим числом в 200 человек. В ноябре 1958 г. флот направил своего представителя в центр по подготовке французских морских коммандос в Алжире для обучения. Процесс затянулся и корпус морской пехоты официально был основан только в 1960 г., однако только в 1965 г. было завершено его формирование в него входило 150 человек.

27 августа 1961 г. американские морские тральщики «Leader» MSO-490 и «Excel» MSO-439, стали первыми кораблями ВМС США выполнившими официальный визит в Пномпень. Корабли 7-го флота достигли места назначения без происшествий, пройдя 180 км по реке Меконг.

31 мая 1962 г. флот получил еще два бывших американских десантных судна «LCU 783» - стал «Т-914» и «LCU 1421» - стал «Т-915», в рамках программы военной помощи от США.

По состоянию на 1965 г. в составе ВМС было 2 патрульных корабля «Е-311» и «Е-312» (1943 г., бывшие американские противолодочные типа РС), 2 артиллерийских катера «PGM-70» и «Р-111» (1943 г., бывший американский десантный катер), 3 сторожевых катера типа HDML (1943 г.) «VP 762», «VP 748», «VP 749»  и 4 десантных корабля - 2 типа LCT (1944г.) и 2 типа LCU (1943 г.) «HQ-534». Общая численность личного состава - 1200 человек и 150 человек морской пехоты.

31 августа 1963 г., после серии дипломатических размолвок между Пномпенем и Вашингтоном, Сианук объявил о прекращении с 1 января 1964 г. сотрудничества с США в военной сфере и высылке из Камбоджи к тому же сроку всех американских советников. В 1965 г. произошел  разрыв и всех остальных отношений с США. СССР не упустил возможности резко усилить свое влияние в регионе, и уже 20 ноября 1963 г.  в Камбоджу прибыл транспорт с тремя МиГ-17, одним МиГ-15УТИ  и одним Як-18. 9 апреля 1967 года на авиабазе «Почетонг» прошла торжественная церемония передачи этих самолетов и нескольких 100-мм зенитных орудий местным вооруженным силам. Всего из СССР за короткое время поступило 20 «мигов», восемь Як-18, два Ил-14, восемь Ан-2 и два Ми-4.

ВМС также получил корабли от коммунистических стран.

В 1965 г. из Югославии были получены два торпедных катера типа 108, получившие наименование «VR 1» и «VR 2».

В январе 1968 г. были переданы три китайских прибрежных катера типа 'Yulin' - получивших номера «VP 1» - «VP 3».

В августе (по другим данным в октябре) 1969 г. Франция передала еще один десантный корабль «Т-916» (бывший EDIC-606).

26 ноября-1 декабря 1969 г. эсминец пр.56 «Блестящий» (к-2р. А.А.Соболев)  первым из кораблей ВМФ СССР посетил порт Сиануквиль (Камбоджа).

 

 

Операции флота.

 

Флот страны по мере возможности осуществлял свои функции. 27 декабря 1964 г. кампучийские войска захватили тайскую рыболовецкую шхуну  в тайских территориальных водах, при этом все пять моряков погибли. 5 января 1965 г. Таиланд подал жалобу в ООН, однако 8 января Камбоджа опровергла обвинения.

В этот период целый ряд американский, тайских и южновьетнамских судов, которые вторгались, в камбоджийские территориальные воды были захвачены и вошли в состав ВМС Камбоджи. В числе захваченных были: 1 артиллерийский катер, десантные суда - одно типа “LCT 6” и два типа “LCVP” входивших в состав ВМС Южного Вьетнама, из состава ВМС США - две быстроходных лодки сил специальных операций в сентябре 1967 г. и один десантный катер  LCU-1466” который случайно вошел в камбоджийские воды 17 июля 1968 г. на Меконге, кроме того, 10 тайских гражданских рыболовных судов были задержаны после того как выбросились на берег в шторм. 

6 октября 1967 г. экипаж патрульного судна ВМС Южного Вьетнама, вышедшее на патрулирование Меконга, пересек на нем камбоджийскую границу и попросил политического убежища. Моряков возглавлял мичман Фан Ван Лонг, воспользовавшись тем, что два американских офицера ночью ушли в деревню, часть моряков во главе с мичманом уничтожили агентов сайгонского режима на судне и увели судно в Камбоджу.

В середине октября 1967 г. сайгонское правительство запретило проход по Меконгу грузов для Камбоджи, нарушив международный статус реки и прибегнув фактически к методам экономической блокады страны.

В течение 1968 г. произошло примерно 50 «инцидентов» вдоль кампучийской границы, в которые были вовлечены американцы. Часть из них была связана с ВМС, которые использовали патрульные суда, такие как PBRs и быстроходные катера в дельте Меконга и вдоль водных путей на границе с Кампучией. Кхмерский флот патрулировал границу на участках рек Меконг и Bassac и имели укрепленные пункты базирования выше по течению рек.

1 апреля 1968 г. в Сиамском заливе кампучийским патрульным судном был сбит американский самолет.

17 июля 1968 г. американский десантный катер «LCU-1466» относившийся к армейским силам и перевозивший смазывающие материалы, продовольствие, в том числе и пиво, направляясь к опорному пункту в южной части реки Bassac, пропустил поворот из реки Меконг в реку Bassac и вошел в территориальные воды Кампучии, где был задержан патрульным катером и приведен на базу кхмерского флота. Как вспоминал Эндрю Антиппас (Andrew Antippas), дипломатический работник в Сайгоне в 1968-1970 гг. и  отвечавший за кампучийское направление «военные были разморены высокой температурой и потребляемым пивом». 11 американцев и один южновьетнамский моряк были задержаны с судном. Их в итоге обменяли на бульдозеры, и освобождены 19 декабря.

16 ноября 1968 г. три боевых катера обстреляли камбоджийскую деревню в провинции Svay Rieng на границе с Южным Вьетнамом.

4 февраля 1969 г. между камбоджийским и тайским флотом произошла перестрелка, к счастью без потерь с обеих сторон.

В августе 1969 г. командующим флотом стал капитан-лейтенант (с октября 1974 г. контр-адмирал) Sarendy Vong, который сменил капитана Pierre Coedes командовавшего флотом с 1955 г. Новый командующий в 1970 г.  поддержал переворот и оставался командующим до падения режима в 1975 г.

В 1969 г. корпус морской пехоты королевского кхмерского флота был увеличен до 200 человек, но так как этого явно было недостаточно в конце года флоту были переданы несколько армейских подразделений, из которых были сформированы 2 батальона морской пехоты 1 BFM и 2 BFM по 607 человек каждый. Еще два батальона 3 BFM и 4 BFM были  полностью сформированы к перевороту в марте 1970 г.  Уже после переворота к октябрю 1970 г. число батальонов выросло до 10.

В начале 1970 г. произошли два инцидента так или иначе связанные с флотом.  5 февраля 1970 г. камбоджийцы захватили патрульный катер ВМС США с 5 американцами  на Меконге который сбился с курса и нарушил границу. А 14 марта 1970 г. в Сиамском заливе два вооруженных матроса захватили американское грузовое судно «Columbia Eagle», вынудив большую часть команды покинуть его, и привели корабль в Сиануквиль (Камбоджа). Груз судна состоял из авиационных боеприпасов, которые транспортировались на американские базы в Таиланд. В дальнейшем, прибытие американского судна несущего боеприпасы в камбоджийский порт незадолго до переворота, привело к подозрениям, что это было частью секретной операции для поддержки смены власти.  8 апреля оно возвращено.

 

Флот Кхмерской республики.

 

После произошедшего в марте 1970 г. военного переворота, пока принц Сианук находился с визитом в Москве, монархия была свергнута и в октябре 1970 г. была провозглашена Кхмерская Республика, в результате этого 9 октября 1970 г. ВМС стали именоваться по новому (Marine Nationale Khmer).

К 1970 г. в составе ВМС было 2 патрульных корабля «Е-311» и «Е-312» (1943 г., бывшие американские противолодочные типа РС), 2 торпедных катера «VR 1» и «VR 2» (югославские, 1965 г.), 2 артиллерийских катера - типа LSIL «P-111» (1943 г.) и типа  LCI «P-112», 6 сторожевых катеров - один типа HDML «VР 212»,  три «VС 4», «VС 5» и «VС 6»  (китайские, 1968 г.), два «VR 3» и «VR 4» и 4 десантных корабля - 3 типа LCU (1943 г.) «Т 913», «Т 914», «Т 915» и один типа EDIC «Т 916» (французский, 1969 г.) Личный состав флота насчитывал 1350 человек, и 1500 человек морской пехоты.

Корабли входили в две флотилии - морскую и речную, имелся и учебный отряд (четыре LCM (6) и два  LCVPs). Но состояние судов было удручающим, только 11 судов были в исправном состоянии.

В июле 1971 г. тайский флот в виде помощи поставил 9 небольших моторных лодок.

Проамериканское руководство нашло поддержку у США, флот тоже не остался в стороне. В 1972 г. американцы передали им 6 быстроходных патрульных катеров класса “SWIFT” «PCF-7201» - «PCF-7206»   в ВМС республики они получили номера «P113» - «P118». В 1973 г. были получены еще 14 катеров этого типа «PCF-7207» - «PCF-7220»   в ВМС республики они получили номера «P119» - «P132». Помимо этого флот получил 65 речных катеров класса PBR Mk I и Mk II.

Кроме того в ноябре 1972 г. США передали два десантных корабля типа LCU 501.

К январю 1972 г. личный состав флота был увеличен до 5500 человек, в связи с ростом количества флота и расширением стоящих перед ним задач он увеличился, в декабре 1973 г. до 14.000 человек, а в сентябре 1974 г. достиг 16.500 человек, треть из них была морская пехота, но остальные обслуживали 171 судно различного типа, в основном действующих на Меконге.

Изменение численности корабельного состава  ВМС Камбоджи.

Тип судна/ Год

1972

1973

1974

Речное патрульное судно (PBR)

39

43

64

Бронированный транспортно-десантный катер (ATC)

2

14

14

Плавучая заправочная станция

0

2

3

Плавучая зарядная станция

0

1

1

Командно-штабной катер (CCB)

0

1

2

Бронекатер с огнеметом (ZIPPO)

0

1

1

Патрульное судно огневой поддержки (ASPB)

0

4

4

Речной тральщик (MSR/MSM)

0

6

5

Бронекатер

0

5

6

Десантный катер (LCM6)

19

22

30

Десантный катер (LCM8)

0

5

5

Спасательный катер (CSB)

0

1

1

Танкодесантный катер (LCU/YFU)

1

4

4

Скоростное патрульное судно (PCF)- класса “SWIFT”

0

4

20

Плавучий кран (YD)

0

1

1

Плавбаза (MSB)

1

2

2

Пехотный десантный корабль (LSIL/LCI)

2

2

2

Сторожевой корабль класса “PC 461”

2

2

2

Буксир (YTL)

2

2

2

Сухой док

1

1

1

Всего

69

123

171

 

 

Операции кхмерского флота в 1970-1975 гг.

 

 

На море флот в основном занимался патрулированием, так как в то время соседние страны являлись союзными и противником были только корабли Северного Вьетнама (ДРВ) которые тайно снабжали отряды Вьетконга через морское побережье в Сиамском заливе. Так за все время  в апреле 1972 г. флот перехватил и потопил северо-вьетнамское судно пытавшееся проникнуть в камбоджийские территориальные воды для выгрузки оружия отрядам Вьетконга. В свою очередь, боевые пловцы Вьетконга, в ночь с 20 на 21 января 1973 г.  в гавани Кампонгсам заложенными минами повредили грузовое судно стоящее на якоре.

Основные боевые действия кхмерский флот осуществлял на Меконге, сопровождая конвои и действуя против партизан. В ходе войны флот понес огромные потери.

29 апреля 1970 г. американцы и южновьетнамские силы с одобрения нового руководства в Пномпене начали наступление на позиции партизан в приграничных районах Камбоджи. Речной флот так же был привлечен к операции. 9 мая в 7.30 речные силы ВМС США и Южного Вьетнама 50-40 судов (в том числе «Benewah», «Askari», «Hunterdon County», «YRBM 16», «YRBM 21») пересекли морскую границу начав движение вверх по Меконгу, уже к концу дня 30 кораблей пришли в Пномпень. В тоже время другие корабли на юге штурмовали позиции у Neak Luong, стратегической переправы на реке. В числе кораблей прибывших в Пномпень было пять десантных судов LST которые начнут эвакуацию вьетнамцев из страны. Американский компонент сил вышел из Камбоджи к 29 июня 1970 г., а южновьетнамские войска продолжили оказывать помощь до 1971 г. 

5 мая 1970 г. на мине погиб десантный корабль «T 919» (бывший американский «LCU 1577»).

С 9 октября 1970 г. кампучийскому флот определили зону  ответственности в сопровождении конвоев на участке реки Меконг-Bassac.

В январе 1972 г.  штаб флота был переведен из  старого судна «La Payotte» базировавшегося  в Chrui Chhangwar в Пномпень.

В марте 1972 г. после трехмесячного затишья в стране возобновились ожесточенные бои между правительственными войсками и партизанами.  23 марта 1972 г., боевые пловцы потопили  5000 тонное грузовое судно «MAN ON» в речном порту города Tonle Sab  и повредил еще одно в соседней военно-морской базе Chruoy Chang на реке Меконг. Плавающими минами были повреждены две нефтяных баржи, пришвартованные в том же районе напротив города.

4 августа 1972 г. грузовое судно «FACLOO DISPATCH» было потоплено боевыми пловцами партизан когда оно стояло на якоре в порту Пномпеня.  11 августа в результате обстрела погибло судно «POH SOON».

11 ноября взрывом мины был потоплен южнокорейский пароход «Dogye» шедший с грузим цемента. Впоследствии он был поднят и введен в строй как «Hay An», но вновь потоплен в августе 1974 г.  Также 11 ноября в Пномпене был поврежден южнокорейское грузовое судно «Pohang».

В течение декабря 1972 г. партизаны провели атаки на два из трех конвоев шедших по Меконгу.  Помимо этого боевые пловцы партизан  в порту Пномпеня провели несколько операций, приведших к потоплению панамского грузового судна «Bright Star» (2881 брт) 7 декабря  со всем грузом на борту - 1700 тонн продовольствия и топливной баржи 15 декабря. Потопление судна «Bright Star», гибель 4 и ранение 14 человек, привело к обвинениям против командующего кхмерским флотом, который отвечал за безопасность порта.

В конце декабря 1972 г. в начале января 1973 г. партизаны атаковали очередной конвой из 4 грузовых судов и 8 танкеров и барж с боеприпасами и продовольствием, хотя он сопровождался американскими самолетами F-4. В 27 милях от столицы двумя ракетами был поражен филиппинский танкер «Mekong Trader», на судне возник пожар.

После успешного прохода конвоя по Меконгу 29 марта 1973 г., партизаны перешли в наступление по обеим сторонам реки. Это сказалось на проводке новых конвоев, которые были жизненно необходимы для жизни города, так как в нем начала ощущаться недостаток продовольствия и топлива. Первая часть конвоя в составе трех грузовых судов и двух танкеров, во главе с 3.500 тонным «Lucky Star» достигла города 8 апреля. Корабли имели незначительные повреждения. Позже пришла вторая половина конвоя - 1 грузовое судно и два танкера. Из-за проблем с проводкой конвоев 10 апреля американцы начали  авиацией перевозки топлива в Пномпень для армии.

Конвой 24 апреля 1973 г. подвергся сильному обстрелу около границы с Южным Вьетнамом. К концу месяца правительственные войска из-за нападений были вынуждены закрыть Маршрут № 1 к северу от Neak Luong. Хотя и в этих условиях кхмерский флот осуществил проводку одного буксира транспортирующего баржу с боеприпасами. Всего атаки партизан на конвои в течение апреля привели к потере одного танкера, одной баржи с боеприпасами, двух грузовых кораблей и повреждению восьми судов. Команда одного танкера отказалась отправляться в рейс и ей пришлось искать замену. Командующий Кхмерскими ВМС контр-адмирал Vong Sarendy, был формально назначен командующим Специальной Зоны Меконга.

В мае 1973 г. на Меконге партизаны продолжали атаки конвоев с обоих берегов. На шесть конвоев, по три в каждую сторону было осуществлено 17 нападений, выпущено 56 снарядов и ракет,  что привело к потере ряда судов.

17 мая 1973 г. было потоплено панамское грузовое судно «Ever Success» несущее 1333 тонн общего груза. Шло в составе конвоя из 8 судов (грузовое судно, 6 танкеров, баржа с боеприпасами), снаряд попал в машинное отделение, возник пожар, экипаж оставил судно. Горящий корабль сел на мель, в 16 милях от Пномпеня и выгорел. Помимо панамского судна пострадали еще два. Один танкер был поражен ракетой, возник пожар, который члены экипажа погасили. Другой танкер у острова Ko Reas на Меконге был поражен снарядом, получив небольшие повреждения.

Как сказано выше,  в мае партизанами было осуществлено 17 нападений на конвои, и это при том, что за четыре предыдущих месяца было выполнено тоже 17 нападений.

6 июля 1973 г. панамское грузовое судно «PACLOG SURFER» (бывшее десантное судно) было потоплено  ракетами, когда шло с 802 тоннами риса в Пномпень.

14 сентября 1973 г. красные кхмеры нанесли очень удачный и чувствительный удар. В 40 милях ниже столицы по Меконгу партизаны ракетным залпом подбили южнокорейский танкер «Boon Heung», перевозивший авиационное топливо.

24 сентября 1973 г. в Пномпень пришел очередной конвой два грузовых судно, пять танкеров и баржа, прорвавшийся через засаду на реке. Огнем партизан было поражено третье грузовое судно в 75 милях от столицы вниз по течению.

В феврале 1974 г. партизаны продолжали нападать на идущие конвои, кроме того в течение месяца было два случая активного использования минных заграждений на Меконге. В общей сложности в феврале прошли  11 конвоев, 6 к Пномпеню и 5 из Пномпеня. На них было произведено 10 нападений, в ходе которых погибли два и были ранены семь человек. Самые существенные потери правительственные войска понесли 18 февраля. Тогда буксир «Bannock» везший баржу «Mt. Hood» с боеприпасами был поражен  75-мм снарядами и очередями из крупнокалиберного пулемета. Это привело к потере боеприпасов на 1,4 миллиона долларов и серьезного повреждению баржи. Буксир «Saigon 240» буксировавший баржу «108-1» с боеприпасами выдержал несколько попаданий  ракет B41, которые разрушили приблизительно 50,3 тонн боеприпасов.

В целях усиления кхмерского флота в феврале 1974 г. США передали им 12 новых скоростных катеров PBRs.

В марте 1974 г. флот на Меконге провел несколько операций в рамках поддержки армейских частей. В ходе одной из них «Castor 50» при перевозке подкреплений флот в результате огня партизан потерял один бронекатер, два LCM (8) и один LCM (6). Примерно 25 солдат были убиты при высадке. 

В течение апреля 1974 г. красные кхмеры продолжал свои нападения к северу от Пномпеня, сосредотачиваясь на штурме Kompong Luong на реке Топлесап, который он взял 21 апреля. При этом флот бросил там, на берегу два речных катера. А всего в течение четырех недель до 23 апреля на реке Топлесап кхмерский флот потеряли 6 речных судов, эти потери оказались равны всем потерям за предыдущие четыре года.

Боеприпасы партизаны порой получали напрямую от продажных офицеров правительственных войск. В августе 1974 г. с баржи на Меконге было похищено 300 снарядов к 105-мм гаубице. Бесспорно, это была выгодная сделка для коррумпированных офицеров и чиновников, поскольку красные кхмеры явно платили за снаряды рисом, который в Пномпене стал на вес золота. И это был явно не первый подобный случай,  ранее 22 февраля 1974 г. газета The Straits Times отмечала, что правительственные чиновники продали партизанам три грузовика со снарядами к 105-мм гаубицам.

22 июня 1974 г. в 18 километрах от вьетнамской границы кхмерский конвой из 18 судов подвергся нападению партизан, три судна были повреждены, ранения получили 4 человека. Кроме того кхмерское патрульное судно перевернулось, два моряка пропали без вести. Флот приложил усилия исправить положение и привести его в порт.

5 июля к югу от PEAM LOVEK на реке Топлесап затонуло пустое десантное судно ВМС.

С началом сезона дождей 1974 г. военная активность красных кхмеров пошла на убыль.  Одна из немногих крупных атак произошла на Меконге. 13 августа 1974 г. красные кхмеры обстреляли у Рокар Конг, в 40 км к северу от Пномпеня, конвой из семи кораблей, который перевозил большую группу полицейских в город Компонгтям. Два корабля было потоплено. В августе 1974 г.  в результате попадания ракеты был  потоплен  пароход «Hay An» (бывший «Dogye»).

В конце ноября один конвой прибыл в Пномпень, он три раза был обстрелян в пути, без существенных потерь. Военно-морской конвой в KOMPONG CHAM 21 ноября несколько раз был атакован, в результате были потоплены два десантных катера,  несшие 100 тонн боеприпасов и один монитор. Один буксир был подожжен,  а две баржи с 1000 т. риса которые он вел, были потеряны.

Для атаки на конвой партизаны впервые массово использовали самодельные мины. В мины они переделали бомбы различных типов которые закрепили на плотах, сделанных из бананового дерева. Подрыв осуществлялся по проводам с берега.  Минные плоты были размещены у обеих берегов реки в 8 километрах от занятого правительственными войсками города KOMPONG CHAM. Ночью 21 ноября, когда конвой оказался на месте засады, плоты направили на корабли и когда они к ним приблизились по проводам мины были подорваны, все это сопровождалось интенсивным оружейным и артиллерийским обстрелом. В результате конвой был разгромлен. А всего в октябре и ноябре партизаны потопили, повредили или захватили 14 вражеских судов на этом направлении. 

24 декабря 1974 г. В Пномпень прибыл последний в году конвой.

 

Жаркий 1975 г.

 

Через час после полуночи, 1 января 1975 г. красные кхмеры обрушили мощный минометный и ракетный обстрел на позиции лонноловских войск по всему периметру осажденного Пномпеня. Гул этого обстрела возвестил почти трем миллионам человек, нашедших убежище в столице, о начале финального наступления коммунистов. Однако, это наступление отличалось от привычной картины штурма осажденного города. Красные кхмеры не пошли в атаки на позиции лонноловских войск. Их главной целью в начале наступления был Меконг — главная грузовая артерия, по которой Лон Нол еще получал помощь и военные грузы из Южного Вьетнама. Основные бои развернулись вдоль реки, на которой красные кхмеры блокировали и осадили все сколько-нибудь крупные гарнизоны и позиции противника. Был заблокирован также морской порт Кампонгсаом. Недалеко от порта располагался город Компонг Сейла провинции Кохконг, в котором находился крупный гарнизон лонноловских войск, и который контролировал дорогу к порту. Красные кхмеры с начала года взяли его в кольцо.

С начала 1975 г. красные кхмеры активизировали нападения на суда участвовавшие в перевозках по 62 мильному пути на реке Меконг от вьетнамской границы до столицы, по которому доставлялось более 90 % всех грузов. И им удалось резко сократить доставку грузов в Пномпень речным путем, так в январе 1975 г. конвоями было доставлено грузов на 40% меньше чем в январе 1974 г.

 

Январь 1974 г.

Январь 1975 г.

Всего (тонн)

51.800

20.000

Рис

27.000

7.500

Топливо

16.000

5.500

Боеприпасы

8.800

7.000

 

15 января речные силы флота и корпуса морской пехоты начали операцию «Sailor» в попытке очистить берега Меконга и ряд стратегических островов на реке близ Пномпеня от партизан начавших наступление на столицу. В ходе этого наступления, красные кхмеры захватили левый (восточный) берег Меконга, расположенный прямо напротив Пномпеня, и за этот берег развернулось упорное сражение. К 10 февраля 1975 г. лонноловским войскам удалось потеснить партизан и вернуть большую часть позиций на берегу реки. После этого тактического успеха, Лон Нол попытался открыть водное сообщение по Меконгу, и предпринял в середине февраля попытку выбить партизан, бросив против них около 500 человек морской пехоты на лодках. Однако, это речное наступление провалилось. Из-за сильного огня противника морпехи понесли большие потери и к 19 февраля 1975 г. отступили на свою базу в Неак Луонг. (The Straits Times, 19.02.75) Военный источник сообщил сингапурской газете The Straits Times: «Сейчас это будет очень трудно, если не невозможно для правительства открыть Меконг. Они не имеют войск».  

В январе 1975 г. в связи с началом сухого сезона по Меконгу прошли пять небольших конвоев, три вверх по течению в Пномпень и два вниз из Пномпеня. Первым в Пномпень 23 января прибыл конвой TP-111 первый конвой в новом году - 2 баржи с 1.669 т. боеприпасов.  ВМС активно использовался для сопровождения конвоев, при эскортировании первого конвоя 23 января  два речных судна было потоплено.

26 января прибыл конвой TP-112 - 2 баржи с 2.298 т. боеприпасов и 2 топливные баржи с 3.000 т. топлива, третий конвой TP-113 прибыл 30 января он доставил 2.400 т. топлива, 6.700 т. риса и 5.800 т. боеприпасов, при этом этот конвой потерял два южнокорейских танкера «HON SEUNG 2» и «HON SEUNG 7» и панамское грузовое судно зарегистрированное в Гонконге  «WAH AN» (по другим данным «Vira 4») с рисом. Корабли были атакованы в пяти милях вверх по течению от ВМБ Neak Luong и в 32 милях к юго-востоку от столицы. Один танкер был потоплен ракетами, другой выбросился на берег будучи серьезно поврежденным и оставлен, грузовое судно оставили после того, как его руль был разбит. Катера эскорта спасли эти три команды, на судах два моряка были убиты и четверо ранены.

Вышедшие из Пномпеня конвои понесли еще большие потери - РТ-112 потерял грузовое судно «PORT SUN I», а РТ-113 был почти разгромлен.

Воодушевленный успешным применением самодельных мин на реке в ноябре 1974 г. партизаны в начале 1975 г.  получили от Китая морские мины, которые они уже 3 февраля задействовали  в борьбе с судоходством.

1 февраля 1975 г. из Пномпеня вниз по реке вышел конвой РТ-113 в сопровождении двух катеров флота.  3 февраля 1975 г. конвой потерял затонувшими три буксира «TIMBERJACK»,«HAWKEYE», «BUCKEYE»  и буксируемые ими шесть барж, танкер «BAYON TRADER». На берег выбросились - самоходная баржа «SAIGON 120», три другие баржи и небольшое судно.  Конвой попал на минное поле, установленное в узкости между островом PEAM REANG и западным берегом Меконга.   Буксиры «HAWKEYE» и  «BUCKEYE» столкнулись с минами,  «BUCKEYE» затонул моментально спаслись только 4 из 19 членов экипажа, «HAWKEYE» какое то время был на плаву. Буксиры «Geronimo» и «Wolverine» под массированным пулеметно-артиллерийским огнем теряют баржи которые они буксировали.

Потери, понесенные конвоями, привели к массовым отказам моряков отправляться в новый рейс. Как заявил капитан буксира «Geronimo» 39-летний филлипинец Иренео Сиальса (Ireneo Sialsa) его команда готова дезертировать с корабля: «Они не могут вынудить нас возвратиться. Если они сделают, если они вынудят нас, то я и моя команда выгрузимся прямо здесь в Сайгоне.» Из-за этого очередной конвой ТР-114 вышедший утром 5 февраля из южновьетнамских вод состоял только из двух барж с боеприпасами.

Вышедший 5 февраля из южновьетнамских вод конвой ТР-114 - 4 буксира и 2 баржи с боеприпасами в сопровождении кхмерского флота попал с засаду и был разгромлен. Три буксира были потоплены, натолкнувшись на мины, оставшиеся суда вернулись в Южный Вьетнам.

Правительственный флот имел в своем составе тральщики для борьбы с минами, но из-за контроля партизанами берегов реки траление минных заграждений было проблематичным.

В докладах партизан потери правительственных сил многократно возрастали, к примеру, вот как они описывали свои победы в конце января - начале февраля 1975 г. 26-27 января, 28 судов включая 1 танкер, 2 баржи, буксирное судно и 21 военно-морское судно которые эскортировали конвои были, потоплены, подожжены или сильно повреждены. 28 января, два грузовых судна и три судна эскорта были подожжены на линии  Neak Luong - Пномпень. На следующий день 6 больших фрахтовщиков и 5 судов эскорта были потоплены в узкой части реки  к югу от Neak Luong. С 1 февраля в течение первой недели один конвой был полностью разгромлен, второй наполовину уничтожен, всего пятнадцать судов были погружены в Меконге.

С января 1975 г. кхмерский флот активно использовался для сопровождения конвоев, на 6 февраля их было 4 вверх по течению в Пномпень и два вниз по течению и все подвергались обстрелам и нападениям. ВМС заплатил большую цену, потеряв в период с 1 января по 6 февраля 10 различных судов (3 речных патрульных судна, 2 бронекатера, 4 десантных судна и 1 монитор - корабль вооруженный 105-мм гаубицей). Кроме того из-за повреждений 8 патрульных судов признаны негодными к эксплуатации в результате серьезных повреждений корпуса. Потери личного состава ВМС, включая морскую пехоту, составили 1051 человек, из них 276 убитыми, 126 пропавшими без вести и 649 ранеными. В составе ВМС остается 146 боевых судов - речных и морских.

Понеся серьезные потери, командование кхмерского флота начало искать возможность для его пополнения. В середине февраля 1975 г. они обратились к руководству южновьетнамского флота предоставить им в аренду 4 монитора (переоборудованные десантные катера тип LCM 6, вооруженные 105-мм гаубицей). Переговоры шли несколько месяцев и закончились нечем, так как власть в стране захватили красные кхмеры. 

Атаки на конвои не только ослабляли силы правительственных войск, но и позволяли красным кхмерам снабжать свои партизанские отряды. К примеру, 11 февраля партизаны подожгли танкер, который частично затонув и был брошен экипажем. Партизаны сразу этим воспользовались, их лодки принялись разгружать его. Танкер нес 600.000 литров бензина в 8 резервуарах, подожжен был только один. За месяц красные кхмеры выкачали 200.000 литров бензина из оставшихся 7 резервуаров. Как сказал один из партизанских командиров: «…есть и другие затонувшие нефтяные танкеры. Это - превосходное нефтяное хранилище для нас, мы можем приехать и получить нефть всякий раз, когда мы нуждаемся в этом.»

21 февраля партизаны атаковали военно-морской конвой, шедший от NEAK LUONG  к Пномпеню. В результате обстрела было потоплено десантное судно и патрульное судно, на котором был поврежден двигатель. 

27 февраля 1975 г. Флот потерял потопленным десантное судно во время его перехода к самому южному гарнизону правительственных войск на Меконге. Всего с 1 января, флот потерял приблизительно половину кораблей используемых для действий на Меконге. Основные потери приходятся на транспортные, патрульные  и десантные суда.

4 марта к югу от NEAK LUONG  огнем партизан были потоплены два десантных катера с 30 тоннами боеприпасов которые они перевозили, 10 человек пропали без вести. В другом районе NEAK LUONG  так же было потоплено патрульное судно, экипаж был спасен.

17 марта командующий кхмерским флотом контр-адмирал VONG SARENDY  прекратил попытки провести конвой из Пномпеня в блокированный NEAK LUONG  из-за высокого риска потерь и большой необходимости ремонта многих судов. Последняя попытка проводки конвоя по этому маршруту на этой неделе привела к потере четырех судов. А всего с 1 января в среднем флот терял одно судно каждые два дня.

17 марта плавбаза (REFTEL) кхмерского флота стоящая на якоре у острова KOH CHAMROEUN  к северу от NEAK LUONG подверглась сильному обстрелу с западного берега реки. Моряки были эвакуированы, включая 40 раненых. Но сама плавбаза, выполнявшая ремонтные работы кораблей флота была потеряна. Рано утром 18 марта моряки и армия оставили и остров KOH CHAMROEUN.

18 марта 1975 г. партизаны продолжают обстрел NEAK LUONG, потопив три судна флота.

К апрелю из-за потерь торгового и военно-морского флота движение конвоев по Меконгу полностью прекратилось. 2 апреля  красные кхмеры захватили Неак Луонг — базу лонноловских войск на Меконге. К тому же сказалось и то что уровень воды в реке как обычно понизился до самых малых значений. 

2 апреля 1975 г. маршал Лон Нол, вместе с супругой и детьми, покинул страну на самолете, захватив с собой миллион долларов США, на которые потом приобрел виллу в Гонолулу. Этот факт стал известен через месяц после падения Пномпеня и вызвал бурю возмущения среди бывших соратников маршала, чудом спасшихся от красных кхмеров. Окончательная развязка наступила 13 апреля когда президент Кхмерской Республики Саукам Хой, ставший главой государства после Лон Нола, вместе со своим окружением устроил грандиозное бегство. 276 человек на 36 вертолетах покинули Пномпень. В этот же день посольство США эвакуировало свой персонал — 82 человека. С последним самолетом, вывозившим американский персонал, прекратилась и воздушная поддержка осажденного города. 14 апреля аэродром был захвачен со всеми запасами, в том числе и исправными самолетами с бомбами. Пилота не пришлось долго убеждать стать первым красным летчиком Кампучии, и вскоре Т-28 нанес бомбовый удар по штаб-квартире командования лонноловской армии в центре Пномпеня. Последствия этого удара упоминает американский журналист Сидней Шанберг, написавший, что удар оказался весьма результативен: много убитых и раненых. После упорных боев, утром 18 апреля командующий остатками лонноловских войск бригадный генерал Мей Сичан отдал приказ сдаваться. Пномпень был захвачен. 

С неизбежной победой сил Красных Кхмеров в апреле  1975 г., наиболее боеспособные суда сбежали из кхмерских вод.

Первыми еще до падения Пномпеня ушли три корабля базирующиеся на ВМБ Реам -  патрульное судно класса PC 461 -  «E-312», два артиллерийских катера - типа LSIL «P-111» и типа  LCI «P-112».  Уже 6 апреля они вошли в территориальные воды  Малайзии, и 7 апреля стали в устье реки Голок (GOLOK). 20 апреля они вошли в порт TUMPAT (Малайзия) имея на борту  625 человек -  93 офицера, 253 военнослужащих, остальные члены их семей и беженцы, отрядом командовал коммандер KRISHNA.  Чуть позже 26 апреля к ним присоединился еще один корабль PCFs который имел бортовой номер 127. Корабли заправили снабдили продовольствием и они 28 апреля продолжили путь. «E-312», «P-111» и «P-112» прибыли 9 мая в залив Субик (Филиппины) с 750 пассажирами. (

Помимо них из состава морских сил базирующиеся на ВМБ Реам ушли три быстроходных патрульных катеров класса “SWIFT” - PCFs, заполненные моряками флота и членами их семей, оставили кампучийские территориальные воды. 22 апреля они пришли в порт Kelantan (Малайзия). Из состава речных сил на Меконге ушли в Tân An, район Long An (Южный Вьетнам) - четыре речных катера класса PBRs, два артиллерийских катера и одно патрульное судно.

29 небольших вооруженных катеров были поставлены на якорь или вытащены на берег острова Кас Ронг (KAS RONG) в заливе Кампонгсаом. Как сказал коммандер KRISHNA это сделано для того чтобы если американцы хотят они смогли бы их забрать.

 

ВМС красных кхмеров.

 

В апреле 1975 г. режим Лон Нола был свергнут, однако  власть в стране захватили красные кхмеры -  пропекинская клика Пол Пота - Иенг Сари.

В этой связи показательна судьба нескольких советских дипломатов, оставшихся в 1975 г. в посольстве в Пномпене вплоть до вхождения в город коммунистических частей красных кхмеров. Они сначала были арестованы, и чуть было не расстреляны, но потом вместе с другими иностранцами отправлены новыми хозяевами Камбоджи в Тайланд. Как это было 19 апреля 1975 г. по специальному каналу в Москву передал представитель советского Министерства обороны: «Сегодня около 11 часов, примерно 40 вооруженных кхмер-ромдосов просиануковцев произвели погром нашего посольства. Мы в течение 30 минут, старались доказать нападавшим, что это советское посольство дружественной им страны. Однако под угрозой расправы с нами они потребовали открыть двери посольства, угрожая открыть огонь из базук, и сделали необходимые приготовления. Все советские граждане были арестованы и вывезены в штаб кхмер-ромдосов в порту. … Никакой встречи с руководством нападавшие не организовали, не назвали они и своего высшего командования. Вели себя по отношению к нам грубо, постоянно угрожая расправой». Вероятно представитель ошибся только в определении принадлежности нападавших , вероятней всего это были наступавшие красные кхмеры. Однако в главном выводе своего послания он оказался удивительно точен: «Подобные акции могут продолжаться и впредь. Это подтверждается открыто враждебным отношением красных кхмеров к нам, в чем я убедился во время утреннего выезда в город».

С декабря 1975 г. страна стала называться Демократической Кампучией.

Красные кхмеры смогли захватить в исправном состоянии ряд кораблей кхмерского флота. По разведывательным данным США на 14 мая 1975 г. ВМС красных кхмеров располагали в Кампонгсаом 24 вооруженными кораблями - 13 прибрежными патрульными катерами, 10 речными патрульными катерами и 1 противолодочным кораблем  «Е-311». Помимо них в порту располагались 3 десантных корабля (LCU), а еще 1 десантный корабль (LCM) находился в порту Реам. 

Ударную силу флота составляли примерно 17 быстроходных патрульных катеров класса “SWIFT” - PCFs, и ряд  речных катеров класса PBR Мк 1 и 2  для собственных военно-морских сил. Другие морские и речные суда не подлежали ремонту, так как были повреждены в ходе войны или затоплены собственными экипажами. 

Но и с теми судами, что попали им в руки, они устроили охоту на иностранные суда у своего побережья. В начале мая 1975 г. военно-морские силы красных кхмеров начали захватывать суда в Сиамском заливе.

2 мая они задержали семь тайских рыбацких лодок с 27 рыбаками, в том числе траулер «Sin War» захваченный катером с бортовым номером 126. Два дня спустя катера красных кхмеров преследовали южнокорейское грузовое судно «Masan Ho» стреляя в него. ВМС красных кхмеров захватили 7 лодок с вьетнамцами которые бежали  из Южного Вьетнама.  7 мая кампучийцы задержали панамское грузовое судно и удерживали его в течение 35 часов.

12 мая 1975 г. в международных водах Сиамского залива кампучийские пограничники на двух катерах класса “SWIFT”  захватили транспортный теплоход «Маягуэс» (Mayaquez) под американским флагом, заявив, что он нарушил морскую границу страны. 40 членов экипажа сняли с судна и перевезли на небольшой островок Ко-Танг у берегов Камбоджи. США провели операцию по их освобождению, задействовав авиацию и флот -  авианосец «Корал Си» и три эсминца. В ходе операции были нанесены авиационные удары по гавани Кампонгсам и кхмерским катерам у острова Ко-Танг, до того как на последний высадился десант. Из пяти камбоджийских вооруженных катеров которые были развернуты ночью 12 мая у острова, три были потоплены американской авиацией.  Первый катер кхмеров класса “SWIFT”  был потоплен в 07.20 13 мая штурмовиком A-7 из 20-мм пушки. В 11.29 американские самолеты потопили еще два патрульных катера и повредили четыре. 

Всего по американским данным три кхмерских канонерских лодки были потоплены, а четыре других были повреждены в ходе блокирования острова. В ряде публикаций говорится, что потоплены были оба торпедных катера типа 108.

При этом утром 13 мая катера кхмеров провели два нападения на иностранные суда. Около полуночи (по вашингтонскому времени), американский танкер, шедший в Бангкок сообщил, что шведский рефрижератор «HIRADO» рядом с островом Панджанг (Panjang), к югу от острова Тан был атакован и обстрелян камбоджийским катером, без ущерба для последнего, который, не останавливаясь, продолжил путь. Кроме того тогда же катерами красных кхмеров был задержан и удерживался в том же районе в течение двух часов панамский сухогруз.

19 мая, спустя несколько дней после столкновений, команда патрульного судна класса PC 461 - «E-311» 10 человек, участвовавших в захвате «Mayaguez», взбунтовалась и увела свое  судно в тайский порт SATTAHIP. Корабль до этого довольно активно действовал в заливе. 9 мая оно пришло из Реам имея 200 красных кхмеров на борту, 10 мая войска были им высажены в PUOLO PANJONG. 11-14 мая «E-311» вел патрулирование, в заливе задержав несколько небольших судов. Помимо его там в этот период действовали три катера PCF'S.

29 мая 1975 г. кампучийские сторожевые катера напали на два тайских судна в кампучийских водах.

12 июня 1975 г. сторожевой катер красных кхмеров и тайское патрульное судно столкнулись.

Большинство офицеров и матросов флота, оставшихся в стране были либо казнены, как командующий ВМС адмирал Sarendy Vong, либо отправлены во вновь образованные трудовых лагерях, где они оставались до освобождения их вьетнамцами в 1979 г.

За время нахождения в составе флота красных кхмеров из 17 катеров класса “SWIFT” - 8 погибли или были списаны. Несмотря на проблемы технического обслуживания, нехватку запасных частей, остальные девять быстроходных патрульных катеров класса “SWIFT” - «P 122», «P 124», «P 126» - «Р 132» эксплуатировались до 1979 г.

Китай активно помогал красным кхмерам в оснащении армии. В мае 1976 г. между красными кхмерами и Китаем было подписано соглашении о поставке военного оборудования, в том числе 4 сторожевых и торпедных катеров, строительстве военно-морской базы.

3 мая 1976 г. китайское руководство удовлетворило просьбу красных кхмеров помочь им в борьбе с минной опасностью на Меконге. 1-14 июня 1976 г. группа из 53 китайских морских саперов провела ликвидацию установленных в начале 1975 г. во время борьбы с режимом Лон Нола минных заграждений на Меконге. Мины уничтожались глубинными бомбами, которые сбрасывались с быстроходных катеров.

Китайцы, планируя усилить их флот, хотели сформировать один дивизион противолодочных кораблей, дивизион торпедных катеров и патрульный дивизион. Для этого планировалось, что КНР передаст им четыре сторожевых  катера типа 037 (по классификации НАТО - Hainan, аналог советского пр.206), 10 сторожевых катеров типа 062 (по классификации НАТО - Shanghai-I), 12 торпедных катеров типа 026 (по классификации НАТО - Huchuan, аналог советского пр.123К), 80-тонный минный тральщик и один 300-тонный танкер. Для торпедных катеров, планировалось передать 48 торпед типа 533W. Боевые катера планировалось передавать так: торпедные катера типа 026 - четыре в 1976 г., четыре в 1977 г., два в 1978 г. и сторожевые катера типа 062 - четыре в 1976 г., четыре в 1977 г., четыре в 1978 г. 

Полностью план выполнить не удалось, тем не менее КНР по официальным данным передал красным кхмерам в течение 1975-1977 гг. два 800 тонных быстроходных корабля и четыре патрульных катера.

Тем не менее, красные кхмеры испытывали нехватку в кораблях, эту проблему они решали переоборудованием рыболовецких траулеров, в том числе и захваченных тайских, в патрульные суда. Корабли переоборудовались в прибрежном городе в Koh Kong на побережье Сиамского залива, на них помимо пулеметов ставились 75-мм минометы. По свидетельству 24 летнего рабочего Jarai Nirat, участвовавшего в переоборудовании лодок и в апреле 1978 г. бежавшего в Тайланд, за год пока он работал было переоборудовано десять судов.

Благодаря всем этим мерам, ВМС красных кхмеров активно действовали у своих берегов, вступая в боевые столкновения.

22 февраля 1976 г. шесть таиландских кораблей вторглись в воды Кампучии и открыли огонь по кхмерским патрульным катерам, потопив один из них.

27 августа 1977 г. два катера кампучийских ВМС нарушили вьетнамские территориальные воды около острова Hon Tre и напав на вьетнамские рыболовные суда потопили одно из них 31  августа.

В середине марта 1978 г. в ходе разгоревшегося конфликта с Вьетнамом  красные кхмеры предприняли попытку атаковать вьетнамский порт Ха Тиен с суши и с моря. Сухопутные части занимали позиции в 2,5 км от центра города, а батальон красных кхмеров высадился на побережье с семи десантных судов в мангровые заросли и двинулся на порт с запада и северо-запада. По всей видимости, это была попытка сорвать готовящееся наступление вьетнамских войск, приковать их к боям за возвращение порта. Для красных кхмеров вьетнамский порт был, очевидно, интересен возможностью создать фланговую группировку, которая могла бы своим контрударом отразить вторжение. Однако реализовать эти планы им не удалось.

1 апреля 1978 г. вьетнамский военно-морской корабль потопил две кампучийские лодки вторгшиеся во вьетнамские территориальные воды в 3 милях к северо-востоку от острова Hon Doc.

На протяжении 5 месяцев с мая по сентябрь 1978 г. ВМС красных кхмеров провели 38 боев и стычек с ВМС Вьетнама в 7 и 9 военных зонах, в районе Xa Mát и Vĩnh Tế (Tây Ninh, Châu Đốc). По вьетнамским данным в этих боях красные кхмеры потеряли до 1000 человек из них 730 погибшими.

8 сентября 1978 г. два боевых корабля ВМС Вьетнама потопили два кампучийских катера нарушивших границу у острова Hòn Long ( Tiên).

В ноябре 1978 г. в Сиамском заливе катера кхмеров захватили яхту «Iwalani» с двумя американцами Deeds и Delanc. Яхту привели в порт, затем ее видимо потопили, а американцев посадили в тюрьму, где они в показаниях датированных 26 декабря 1978 г. признались в шпионаже. В январе 1979 г. началось вьетнамское наступление и американцев кхмеры видимо расстреляли при отступлении.

К началу января 1979 г. ВМС красных кхмеров по данным вьетнамцев базировались так.

В порту Кампонгсаом базировались 4 сторожевых катера типа  062, 4 торпедных катера типа 026, два противолодочных корабля, 4 быстроходных патрульных катера класса “SWIFT” - PCF и ряд небольших катеров. Личный состав насчитывал около 500 человек.  Береговая оборона располагала 6 105-мм гаубицами, 17 100-мм зенитными орудиями, 20 57-мм и 9 37-мм зенитными пушками. Два навигационных радара располагались на горе  Бокор  и острове Тан, на возвышенности  в Кампонгсаом располагалась  радиолокационная станция. 

В ВМБ Реам находились 6 торпедных катеров типа 026, 4 сторожевых катера типа  062 и  4-6 быстроходных патрульных катеров класса “SWIFT” - PCF. Береговая оборона располагала 4  130-мм орудиями, 4  105-мм гаубицами, 6  100-мм зенитными орудиями, 6  57-мм  и 6 37-мм зенитными пушками.

В небольших портах  Phú Dự и Hòn Nước к востоку от Реам кхмеры имели  два сторожевых катера типа 062, два катера типа PCF и 10 других небольших судов. На берегу в Phú Dự  располагался артиллерийский батальон с 4 105-мм пушками, 4 37-мм зенитками.

В январе 1979 г. вьетнамская армия, поддерживая силы демократического сопротивления Кампучии, вошла в страну и свергла  прокитайский режим Пол Пота - Иенг Сари, утопивших страну в крови. ВМС Вьетнама активно участвовали в этом.

На Меконге против речного флота красных кхмеров действовали два соединения 962 и 811. 6 января в 14.30 корабли 962 команды начали наступление из Tân Châu, осуществляя оборону флангов 4-го корпуса. 41 судно на пути к Пномпеню неоднократно вступали в бой, при этом они потопили 4 патрульных катера противника и танкер.

В январе 1979 г. вьетнамские корабли, обеспечивая десантную операцию несколько раз вступали в бой с боевыми катерами красных кхмеров. 6 января патрульные  катера типа Shanghai (Тип-062, Китай, в ДРВ тип 100T) «Т-203» и «Т-215» прикрывавшие правый фланг десантных сил вступили в бой с 4 кораблями противника вышедшими из портов Phú Dự и Hòn Nước , к 23.05 огнем вьетнамских моряков были потоплен один корабль, а один водоизмещением в 100 тонн был поврежден, остальные ушли.

7 января в 01.30 вьетнамские корабли «HQ-05» и «HQ-07» патрулировавшие побережье обнаружили 5 судов противника вышедших из порта Реам для атаки вьетнамских судов. Из за плохой видимости, корабли сблизились до 500 метров и после этого открыли огонь В ходе боя вьетнамцы потопили головной корабль, еще один был подожжен, остальные скрылись. Однако в ходе ночного боя, повреждения получил находившийся в дозоре у ВМБ Реам катер «T-613», он вынужден был уйти  на базу Thới (Phu Quoc), корабли «HQ-05» и «HQ-07» также получили повреждения, кроме того на «HQ-05» сломался двигатель.

В то же время отряд кораблей в составе «HQ-01», «HQ-03», «HQ-197» и «HQ-205» после выполнения задачи подошли к порту Реам и используя дальнобойную артиллерию в течение 30 минут вели обстрел ВМБ.

7 января в 06.15 из порта Реам вышли 4 сторожевых катера типа 062 и направились к вьетнамским кораблям. В 06.20 первыми в бой вступили катера «Т-197» и «Т-205» используя свои 25-мм автоматы. Следом к обстрелу противника подключились  корабли «HQ-05» и «HQ-07»  открывшие огонь из 76-мм орудий. И за ними в бой вошли катера «Т-199», «Т-203» и «Т-215». В 06.30 кхмерские катера были обстреляны из 107-мм реактивной установки с катера «Т-199». Противник ушел под прикрытие береговой артиллерии. Едва вьетнамские корабли постарались уйти от снарядов береговой артиллерии, катера кхмеров вернулись и начали преследование «HQ-05» . Ему на выручку пришли  «Т-203» и «Т-215» обратившие в бегство катера врага. Но в ходе преследования двух катеров на «Т-215» заглох двигатель, воспользовавшись этим два кхмерских корабля атаковали его и серьезно повредили. Погибло 4 моряков и 6 были ранены, в том числе и капитан катера. Только пришедший на выручку «Т-203» отогнал противника. По вьетнамским данным, один корабль противника был потоплен и один поврежден в районе Kép. В 07.05 вражеские корабли отступили в порт Реам.

10 января в результате десантной операции была занята ВМБ Реам. Флот активно участвовал в этом. Катера типа PCF «Т-102» и «Т-107» провели разведку порта. По их данным артиллерийскую поддержку наступающим частям оказали 5 судов - три катера типа PGM «Т-605». «Т-606», «Т-607» и корабли «HQ-01» и «HQ-03», за 10 минут они выпустили 8000 снарядов по вражеским целям. На подмогу им направили еще 5 судов три катера «Т-602». «Т-603», «Т-615» и корабли «HQ-05» и «HQ-07». Взаимодействуя с частями наступающими по суше катера типа PCF «Т-102» и «Т-107» сопровождали десантный отряд в порту. При этом в «Т-107»  попали два снаряда, погиб 1 и ранены 6 солдат.  В ходе боев за базу в северной части залива были обнаружены два вражеских корабля, вьетнамские катера «Т-197», «Т-199», «Т-203», «Т-205» и корабли «HQ-01» и «HQ-03» окружили их и потопили.

16 января после тяжелых боев, действуя с суши и моря вьетнамцы заняли порт Кампонгсаом.

17 января вьетнамцы штурмовали прибрежный город Кох Конг, по которому авиация произвела более чем 400 ударов. Красные кхмеры сбили один вьетнамский самолет, схватили и казнили катапультировавшегося летчика. Однако, видимо, в этот день штурм города был отбит, поскольку 18 января два полка красных кхмеров провели ряд атак на шоссе 4, соединявшей порт Кампонгсаом с Пномпенем, а также напали на сам порт. Между кхмерскими и вьетнамскими патрульными катерами шли схватки за обладание островами вблизи побережья Кампучии. Морской порт был захвачен красными кхмерами, вьетнамцы его повторно захватили только 20 января.

К концу января 1979 г. вьетнамцы захватили ключевые города, взяли столицу, но праздновать победу не могли. Красные кхмеры рассыпались на мелкие отряды и стали атаковать противника во всех удобных местах. Бои шли в пригородах Пномпеня, у порта на реке Бассак, у аэродрома Почентонг.

Три недели спустя после освобождения Пномпеня, флотилия приблизительно из 20 вьетнамских боевых судов были развернуты вдоль кампучийского побережье около тайской границы.

В начале марта 1979 г. на юге, с помощью вооруженных катеров, красные кхмеры захватили контроль над рекой Бассак от Пномпеня до вьетнамской границы. Предприняв контрнаступление, вьетнамцы разгромили отряды красных кхмеров.

В середине апреля 1979 г. как заявили представители нового правительства, на юго-западном побережье Кампучии их военно-морские силы уничтожили последний из кораблей флота Красных Кхмеров. Всего было потоплено или захвачено  приблизительно 50 боевых судов и катеров.

 

 

Литература.

 

Розин Александр.

 

На Главную.