На Главную.

 

Розин Александр.

Советские ракетные катера в  ВМС Индонезии.

 

Индонезия была первой из стран третьего мира, которая получила на вооружение своих ВМС ракетное оружие - ракетные катера проекта 183Р (по классификации НАТО - Komar) которые были вооружены двумя  пусковыми установками ракет  (2 ПКР П-15 (по классификации НАТО - SS-N-2 Styx) с дальностью стрельбы до 35 км.

РКА пр.183Р были первыми серийными катерами носителями крылатых ракет П-15.  Первые проектные проработки по «катеру с реактивным вооружением» начались еще в 1952 г. Спустя пару лет был выпущен его технический проект. С октября 1956 г. по август 1957 г. на полигоне Ржевка под Ленинградом было проведено более 10 бросковых пусков снабженных натурным стартовым двигателем макетов маршевых ступеней П-15 со стенда, имитирующего рубку и фрагменты палубы ракетного катера. В 1957-1958 гг. проводились различные испытательные пуски ракет со стендов и береговых установок.

Ракета П-15 оснащалась фугасно-куммулятивной боевой частью 4Г15, разработанной в НИИ-6 ГКОТ.

В 1957 г. на Ленинградском заводе № 5 ("Алмаз") специально для испытания ракет П-15 были переоборудованы два опытных катера пр.183Э  - ТКА-14 и ТКА-15, которые по внутренним водным путям перешли на Черное море. Основным внешним отличием ТКА-14 пр. 183Э от последующих серийных катеров пр. 183Р было открытое размещение ракет на направляющих без металлических ангароподобных прикрытий. Второй катер оснастили только корабельной аппаратурой ракетного комплекса, которая служила для проведения дистанционного пуска ракет с первого катера с использованием кабельной связи между катерами. Первый пуск ракеты П-15 с катера пр.183Э состоялся 16 октября 1957 г., пуск оказался успешным. Всего с 24 сентября по 22 апреля 1959 г., было проведено 13 пусков с катеров, только один раз добились прямого падания. В четырех пусках ракеты упали вблизи цели или пролетели над ней, что позволило рассматривать их как частично успешные. Для исправления были приложены серьезные усилия. Доработки оказались вполне эффективными: практически все восемь пусков, выполненные до 28 августа, прошли успешно, и совместные испытания ракеты с радиолокационной головкой самонаведения успешно завершились. В ходе завершающего залпа по программе Государственных испытаний на дно отправили корабль - цель ЦЛ-61 - бывший итальянский эсминец.

Катера пр. 183Р стали своего рода побочным результатом создания экспериментального пр. 183Э. Первоначально П-15 предназначалась для более крупного катера. Ее размещение на катерах на базе пр. 183 не предусматривалось планами судостроения на VI пятилетку 1956-1960 гг. Только спустя год после начала работ по П-15 постановление от 17 июля 1956 г. определило применение этих ракет на пр. 183Р. До 1960 г. планировалось построить 48 катеров пр. 183Р.

Хотя официально ракетный комплекс П-15 был принят на вооружение в 1960 г., но в соответствии постановлением от 3 декабря 1958 г., строительство РКА пр. 183Р началось  на заводах № 5 (в Ленинграде) и № 602 (Владивостокский судостроительный завод).

Также вовсю шло освоение комплекса. В качестве примера рассмотрим стрельбы ракетами П-15 с катера ТКА-69 (заводской № 119) пр.183Р, проведенные в Японском море с 15 по 31 декабря 1959 г. В ходе испытаний определили, максимальная дальность обнаружения эсминца пр.56 РЛС "Рангоут" составляет 24 км, что соответствует ТТЗ на РЛС. Проведено два пуска ракет при скорости катера  21,7 узла и 12,1 узла, дальность до цели соответственно 22 км и 21, 6 км. Обе цели были неподвижными и обе получили прямые попадания.

Тактико-технические данные пр.183Р - деревянный корпус, рубка стальная. Водоизмещение 66,5 (81) т; размеры 25,5х6,24х1,5 м. Дизели (12-цилиндровые М500Ф) 4х1200 л.с.; 4 вала; скорость до 38 узлов; дальность плавания 480 миль на 26 узлах, или 1000 миль на 12 узлах. Экипаж 17 человек; автономность по запасам провизии и питьевой воды 5 суток. Вооружение: 2 ПКР П-15 (2хI), 2-25-мм L/80 автомата 2М-ЗМ (1х2). РЭВ: РЛС «Рангоут», СУО «Клен».

Всего в строй вступило 112 катеров, включая 54 (по другим данным 58) пр.183ТР, переоборудованные из ранее выпущенных торпедных катеров пр. 183. В частности, на заводе № 5 собрали 26 (по другим данным 30) ракетных катеров и еще 30 переделали из катеров пр. 183, на заводе № 602 собрали 22 ракетных катера и еще 28 переделали из катеров пр.183. Помимо этого на заводе № 602 построили 2 катера пр.183Р-ТР.

Так как ВМФ СССР в 1961 г. получил на вооружение более совершенный РКА пр.205, катера пр. 183Р активно передавались во флоты стран Африки и Азии. Было передано 91 единица: Китаю - 23 (в 1960-1967 гг.); Кубе -18 (в 1962-1966 гг.); Индонезии -12 (в 1962-1965 гг.); КНДР -6 (в 1962 г.); Сирии -6 (в 1966 г.); Алжиру -6 (в 1966 г.); Египту -8 (в 1962-1967 гг.); Вьетнаму -4 (в 1972 г.); Ираку -3 (в 1972 г.), Гвинее  -3, Эфиопии  -2.

Ракет П-15 за 25 лет поставили в 16 стран более 2,5  тысяч штук.

В 1958 г. началось военно-морское сотрудничество между Индонезией и Советским Союзом, при этом до 1960 г. оно шло под прикрытием Польши, то есть советские корабли, и катера из состава ВМФ СССР передавались индонезийцам под польским флагом от имени ПНР. В 1960 г. контракты были заключены напрямую, от посредника в лице поляков отказались.  Именно тогда и были заключены основные контракты о поставках большей части кораблей, в том числе и первых ракетных катеров.

По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (Stockholm International Peace ResearchInstitute - SIPRI) контракт на поставку 12 РКА пр. 183 (классификация НАТО - Komar) был заключен предположительно в 1960 г.  По другим данным контракт о поставке первых шести ракетных катеров был заключен в 1961 г. Обе эти даты возможны, так как именно в это время были заключены основные контракты в военно-морской сфере.

В начале февраля 1960 г. в Джакарту вылетела делегация, возглавляемая заместителем начальника ГИУ контр-адмиралом Г.В. Юриным и представителем Главного штаба ВМФ контр-адмиралом Ю.П. Ковелем. Переговоры о заключении контрактов напрямую между Москвой и Джакартой шли тяжело. Индонезийцы не хотели чтобы все знали что они открыто сотрудничают в военной области с Советским Союзом и не давали на это своего согласия.

В конце февраля - начале марта 1960 г. в Индонезию с официальным визитом прибыл Генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев. В ходе визита среди прочего было подписано второе Генеральное соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве между Индонезией и СССР. По нему для финансирования выполняемых советскими организациями проектных работ и оплаты, поставляемых из Советского Союза оборудования и материалов Правительство СССР предоставило Индонезии кредит в сумме 250 млн. долларов под 2,5% годовых. Второе Генеральное соглашение вступило в силу 1 июля 1960 г.  Но военно-техническое сотрудничество по указанным выше причинам не развивалось.

Воспользовавшись визитом контр-адмирал Г.В. Юрин доложил Н.С.Хрущеву о трудностях. На встрече Хрущева и президента Сукарно удалось только договорится о открытии в Джакарте представительства ГИУ. О советско-индонезийском военном сотрудничестве без посредников договориться не удалось даже на таком высоком уровне.

 15 марта 1960 г.  в индонезийскую столицу прибыли уполномоченный ГИУ полковник  В.В. Ерофеев и капитан 3 ранга Г.Б.Харитонов. В первую очередь они занялись военно-морскими делами, пытаясь выйти на начальника штаба военно-морских сил Индонезии. Но местные моряки не воспринимали их, а некоторые высокопоставленные военные и вовсе не желали сотрудничать с Советским Союзом. Помогли знакомства, полученные при передаче в 1959 г. индонезийцам черноморских эсминцев. Сначала они познакомили их с офицерским составом среднего, а затем и высшего звена. Со временем удалось установить контакты с руководством военно-морских сил - от начальника штаба ВМС контр-адмирала Р. Мартадината до всех его заместителей и начальников управлений. Наконец, в августе 1960 г. был организован официальный визит в Москву начальника штаба военно-морских сил Индонезии контр-адмирала Р. Мартадината. В ходе этой поездки 12 августа 1960 г. было подписано первое советско-индонезийское соглашение о прямых поставках из СССР большого количества кораблей и военно-морской техники.

В январе 1961 г. в Советском Союзе находилась индонезийская правительственная миссия во главе с министром национальной безопасности, начальником штаба армии Индонезии генералом Насутионом. В состав миссии входили министр иностранных дел Индонезии доктор Субандрио и начальник штаба военно-воздушных сил маршал авиации С. Сурьядарма. Миссия была направлена в СССР в соответствии с мероприятиями по строительству вооруженных сил Республики Индонезии, главным образом в связи с возрастающей напряженностью вокруг вопроса о Западном Ириане. Правительство СССР пошло навстречу просьбам миссии Насутиона относительно закупки нового имущества, в котором настоятельно нуждаются вооруженные силы Республики Индонезии, и 6 января 1961 г. было подписано соответствующее соглашение.

В январе и феврале 1961 г. индонезийцы заключили непосредственно с Советским Союзом две огромные сделки по приобретению оружия на сумму 521 миллион долларов. СССР в период с 1961 по 1964 гг. согласился поставить для флота среди прочего еще четыре субмарины пр.613, один крейсер, эсминцы и СКР, ряд различных боевых катеров, для ВВС  20 истребителей МиГ-21  и 20 бомбардировщиков Ту-16, шесть из которых были Ту-16КС вооруженные крылатыми ракетами Комета. Оружие было продано в кредит на значительный срок, при этом давалась скидка на треть от номинальной себестоимости, а выплаты отсрочивались до 1964 г. Помимо оружия в страну направлялось значительное число инструкторов для обучения индонезийского персонала.

4 марта 1961 г. в Джакарте было ратифицировано Соглашение, согласно которому Индонезия будет покупать советское оружие, включая истребители и бомбардировщики, подводные лодки и моторные торпедные катера.

Нет однозначных данных о времени, когда ракетные катера вошли в состав ВМС Индонезии, в разных источниках они отличаются. Точно известно, что в Индонезию было проставлено 12 ракетных катеров проекта 183, как минимум в двух модификациях 183Р и 183Р-ТР. Часть катеров Индонезия получала из состава ВМФ СССР, но часть была построена по спецзаказу Владивостокским ССЗ № 602 (два пр.183Р-ТР) и Ленинградским ССЗ № 5. Сегодня там сами уже не знают - три или четыре единицы. Точной информации и, тем более, развёрнутых публикаций по теме нет.

Согласно справочникам “Jane's Fighting Ships” разных лет, к примеру  Jane's Fighting Ships 1974-75“, “Jane's Fighting Ships 1981-82“ а также  Conway's All the World's Fighting Ships, 1947-1982: The Warsaw Pact and non-aligned nationsNaval Institute Press, 1983 г. ракетные катера передавались тремя партиями: шесть в 1961-1963 г., четыре в сентябре 1964 г. и два в 1965 г.

По данным сайта RussianShips.info - это онлайн-справочник с материалами по кораблям и судам Военно-Морского флота СССР и Российской Федерации из 12 единиц  - 8 единиц поставлены в 1962 г., 4 единицы в сентябре 1964 г.

По данным сайта NAVYPEDIA на странице посвященной Индонезии говорится о поставке 12 единиц в трех партиях с указанием времени поставки для каждого корабля. 8 единиц в 1962 г. - 601 Kelap Lintah, 602 Kalamisani, 603 Sarpawisesa, 604 Sarpamina, 605 Pulanggeni, 606 Kalanada, 4 единицы в сентябре 1964 г. - 607 Hardadedali, 608 Sarotama, 609 Ratjabala, 610 Tritusta и 2 единицы в  1965 г. - 611 Nagapasa, 612 Guawidjadja.

В разных источниках встречаются различные варианты наименований ракетных катеров и бортовых номеров им принадлежащим.

 

RussianShips

NAVYPEDIA

Jane's Fighting Ships 1974-75

Norman Polmar, Siegfried Breyer

«Guide to the Soviet Navy»

Jane's Fighting Ships 1981-82

Conway's All the World's Fighting Ships, 1947-1982

KALAPINTAH 601

KELAP LINTAH 601

KOLAPLINTAH

KOLAPLINTAH -- KELAK LINTAU *

KELAPLINTAH 601

KELAPLINTAH

KALMISANI 602

KALAMISANI 602

KALAMISANI

KALAMISANI

KALAMISANI

KALAMISANI 602

SARPAWISESA 603

SARPAWISESA 603

SARPAWISESA

SARPAWISERA

SARPAWASESA 603

SARPAWASESA 603

SARPAMINA 609

SARPAMINA 604

SARPAMINA

SARPAMINA

SARPAMINA 609

SARPAMINA

PULANGGENI 604

PULANGGENI 605

PULANGGENI

PULANGGENI

PULANG GENI

PULANGGENI 605

KALANADA 605

KALANADA 606

KALANADA

KALANDA

KALANADA 605

KALANADA

HARDADALI

HARDADEDALI 607

HARDADALI

HARDADALI

HARDADALI

HARDADALI

SUROTAMA 608

SAROTAMA 608

SAROTAMA

SAROTAMA

SUROTAMA

SUROTAMA 608

KATJABOLA

RATJABALA 609

KATJABOLA

KATJABOLA

KATJABOLA

KATJABOLA

TRITUSTA

TRITUSTA 610

TRITUSTA

TRITUSTA

TRITUSTA

TRISTUSTA

NYAGAPASA 611

NAGAPASA 611

NAGAPASA

NAGAPASA

NAGA PASA

NYGAPASA 611 – NAGAPASA **

GWAWIDJAJA 612

GUAWIDJAJA 612

GRIWIDJAJA

GIWIDJAJA

GUAWIDJAJA 612

GUAWIDJAJA 612

* по его данным был переименован из KOLAPLINTAH в KELAK LINTAU

** и у него даже тут путаница, в перечне катеров значится как NYGAPASA, а ниже в данных о списании уже как NAGAPASA.

 

По данным SIPRI, по контракту заключенному предположительно в 1960 г. и в 1961-1965 годах было поставлено примерно 25 крылатых ракет P-15 (классификация НАТО - SS-N-2A). Что по любому явно мало и видимо, не соответствует действительности. Более правдоподобна американская информация, что по соглашению СССР и Индонезии, последней поставили для 12 РКА - 96 ракет. По 8 ракет на катер, две в пусковых установках и шесть на хранении в порту. По другим сведениям было поставлено 72 ракеты.

Обучение индонезийских экипажей для работы на ракетных катерах осуществлялось в 89-м Учебном центре на оусский (Владивосток), в этом участвовали среди прочих капитан-лейтенант Моисеевский Н.Г. (преподавал учебный курс «Ракеты и артиллерийское оружие»), майор Демченко Г.К., капитан 3 ранга Гобов И.И. Помимо Владивостока, индонезийских катерников обучали и на Черном море в 41-й бригаде ракетных катеров.

Предположительно первые шесть катеров были построены на заводе № 5 (в Ленинграде) и доставлялись с Балтики морскими судами по 2 или 4 единицы на корабле за раз. По некоторым данным первые два РКА были получены в 1961 г. Хотя это довольно сомнительно и видимо является эхом информации о заключении контракта в 1961 г. о поставке 6 ракетных катеров. Более вероятно, что поставка шести единиц была осуществлена за два - три этапа в конце 1962 г. и начале 1963 г.

Транспортировка ракетных катеров в Индонезию была задержана из-за того что весь крупнотоннажный торговый флот был задействован в переброске советских войск на Кубы в рамках операции “Анадырь”. В августе 1962 г. советские представители сказали индонезийцам, что из-за нехватки морского транспорта будет двухмесячная задержка в поставке ракетных катеров класса Komar и в связи с этим группа военно-морских стажеров пока останется в СССР.

Но уже 3 октября 1962 г. на пресс-конференции заместитель начальника Военно-Морского штаба коммодор Али Садикин (Ali Sadikin) заявил, что индонезийский Военно-морской флота в ближайшее время создаст "морские ракетные команды" оснащенные поставленными из СССР управляемыми ракетами класса "корабль-корабль" и "земля-воздух". По его словам, 18 месяцев назад правительство направило в Россию сотни военных моряков для обучения по управлению ракетами. Коммодор Садикин сказал, что Индонезия будет первой страной, в Южном полушарии у кого военно-морской флот будет оснащен такими ракетами.

8 октября 1962 г. в опубликованной в “New York Herald Tribune” статье сообщалось о подтверждении, что индонезийский флот уже сформировал эскадрон ракетных кораблей ("guided missile squadron”). При этом подчеркивалось, что число судов оснащенных этим оружием или их возможности не раскрыты.

К лету 1963 г. в составе ВМС Индонезии было 6 ракетных катеров пр.183, главную роль там играли советские инструкторы, без них ударные корабли были всего лишь скоростными катерами со спаренным 25-мм автоматом. Наши моряки прилагали все усилия для использования катеров по их прямому назначению и видимо не без успеха.

23 июля 1963 г. индонезийские военно-морские силы объявили в Джакарте, что они осуществили успешные ракетные стрельбы управляемой ракетой "поверхность-поверхность" по намеченной цели находящейся в 15 км. Детали об этой операции, как и о характеристиках оружия не раскрывались. Подчеркивалось, что её можно применять в любую погоду. Стрельбы были проведены в рамках четырехдневных военно-морские учениях в водах у Малайи и Борнео в рамках политики "конфронтации" с Малайзией.

Как это примерно было описал побывавший в 1965 г. в Индонезии капитан 1 ранга в отставке А.Норченко. Наши специалисты и инструкторы полностью подготовили катер и ракеты на нём, вышли в море, нашли цель и даже выполнили прицеливание. Так что индонезийскому командиру оставалось не перепутать и нажать нужную кнопку, ну а ракета сама нашла цель (старый, еще японский миноносец) и уничтожила её к великой радости и торжеству не только сурабайских катерников, но и всего «Ангкатан Лаута». Доложили самому Сукарно, а флот несколько дней получал «заслуженные награды» и праздновал это великое событие. А русских инструкторов и тут и там как-то скромно оттёрли в сторону.

В сентябре 1964 г. индонезийцы получили очередные 4 ракетных катера. А последние два катера получили в начале 1965 г. Они были проекта 183Р-ТР строились на Владивостокском ССЗ № 602, заложены в 1961 г., вошли в строй - заводской № 133 в 1963 г., а заводской № 134 в 1964 г. Эти два последних у индонезийцев получили бортовые номера 611 и 612.

Ракетные катера были задействованы в операциях по противостоянию британскому флоту во время конфронтации Индонезии и Малазии. Так в декабре 1964 г. РКА «Kalamisani» в составе отряда кораблей был развернут на предполагаемом маршруте движения британских военно-морских судов во время ожидаемого их повторного демонстративного прохода Зондским проливом под предлогом «свободного прохода» как это было в августе 1964 г. когда они прошли проливом Ломбок (между о. Бали и Ломбок) и в сентябре когда они прошли Зондским проливом.

Так как в Индонезии среди части руководства были сильны прозападные и проамериканские настроения, поставка современного советского вооружения не осталась без внимания со стороны западной разведки. Используя их, они постарались изучить советскую военную технологию и проанализировать системы вооружения. Эту информацию они получали в рамках специальной операции ЦРУ “HABRINK”. В ходе ее ЦРУ получило систему наведения ракеты земля-воздух SA-2 Guideline (С-75 «Десна»), которые Советский Союз продал Индонезии. Анализ способностей оружия позволил ВВС США разработать контрмеры уклонения от ракет для бомбардировщика B-52. Помимо этого американцы там получили информацию относительно предназначенной для поражения кораблей ракеты SS-N-2 Styx (П-15), Whiskey-класса субмарины (пр.613), патрульного судна управляемой ракеты Komar-класса (пр.183Р), Riga-класса эсминца (пр.50), крейсера Sverdlov-класса (пр.68), бомбардировщиков Tu-16 Badger (Ту-16) и ракеты класса воздух-земля AS-1 Kennel (КС-1 Комета). К примеру, новым в данных по подводным лодкам пр.613 оказалась их способность дольше находится под водой чем это считали в ВМС США.

Об операции “HABRINK” стало известно только в 1980 г. после суда над разоблаченным экс-агентом ЦРУ Дэвидом Генри Барнеттом (David Henry Barnett) который находясь в отставке с 1977 г. по 1980 г. передавал информацию агентам советской разведки. По ставшей достоянием гласности информации в рамках операции “HABRINK” американцы использовали сеть из 29 индонезийцев, которые работали на их индонезийского резидента. Как было заявлено на суде «Информация относительно этого вооружения, никогда не была доступна из любого другого источника.»

Как сказано выше предатели в индонезийском флоте продали американской разведке информацию, как на ракетные катера типа «Комар» (пр. 183Р) так и на ракеты П-15. То, что эта тема была интересна западной разведке, говорит факт использования в тайных операциях по данной теме даже подводных лодок.

В июле 1965 г. британская разведка сообщила, что индонезийский флот планировал провести учения с ракетными стрельбами ракетами Styx с РКА класса Komar в Яванском море. Для наблюдения за ними туда тайно была направлена британская подводная лодка "Ambush".

В конце июля 1965 г. из Сингапура сообщили, что у Индонезии есть 12 построенных русскими канонерских лодок, вооруженных управляемыми ракетами с диапазоном действия в 15 миль, способных нести ядерные боеголовки. Лодки были описаны как суда класса Komar. Журналисты на основе этой информации обратились с запросом в Государственный Департамент США, но не получили никакого комментария.

А в августе-сентябре 1965 г. во время войны между Индией и Пакистаном в район конфликта в Индийский океан  были направлены индонезийские ракетные катера пр.183. Президент Сукарно выступил с поддержкой Пакистана и согласился предоставить все необходимое Пакистану для военных действий против Индии, преследуя свои корыстные цели. Командующий ВМС Индонезии R.E. Martadinata считал, что Андаманские и Никобарские острова, расположенные в Бенгальском заливе были продолжением Суматры и даже спрашивал, что если Пакистан хочет Индонезия захватит острова. Индонезийского военно-морской флот начал патрулирование вокруг островов и отправив флотилию из шести кораблей 2 подводных лодок пр.613, 2 ракетных катеров пр.183 и 2 торпедных катеров типа Ягуар в Пакистан с планом захвата Андаманских и Никобарских островов Индии, обосновав их направление целью отвлечь индийцев от Кашмира. Мечта о расширении территории за счет островов, осталась мечтой. В конечном итоге индонезийские военно-морские силы направили две подлодки пр.613 «Bramastra» 412 и «Nagarangsang» 405 в Пакистан, однако эти суда прибыли только после прекращения огня из-за большого расстояния и впоследствии вернулись в Индонезию, не участвуя в конфликте.

В ночь с 30 сентября на 1 октября 1965 г. длившееся много лет противостояние армии и компартии Индонезии (КПИ), враждующие между собой за влияние на президента Сукарно вылилось в переворот. Сукарно пользуясь благоприятным случаем решил нанести «упреждающий удар» по нелояльным генералам опираясь на левых офицеров в армейских кругах. Немалую роль в провоцировании противоречий между сторонами сыграло и ЦРУ. Как результат сперва левые офицеры в ходе военного переворота захватили власть в Джакарте в ночь с 30 сентября на 1 октября к 9 часам утра зачистив почти всех оппозиционных президенту генералов. Однако ускользнувший от них командующий Стратегическим резервом генерал Сухарто принял на себя командование сухопутными войсками «на основании постоянно действующего приказа» и к 3 часам утра 2 октября имевшимися у него силами подавил выступление. Спустя несколько дней ставшая хозяином положения армия объявила происшедшее событие организованной Компартией попыткой государственного переворота, направленного против президента. Началась жестокая антикоммунистическая кампания, в результате которой были убиты многие тысячи членов КПИ, не имевшие никакого отношения к происшедшим событиям. "Правые" во главе с генералом Сухарто к марту 1966 завершили процесс консолидации власти в своих руках, отстранив Сукарно. В результате этих событий отношения с коммунистическими странами были приостановлены.

До 1965 г. в Индонезии находилась советская военно-техническая миссия, состоящая не менее 400 специалистов которые поддерживали корабли в исправном состоянии. После октябрьского переворота 1965 г. никакой новой военной техники от СССР не поставлялось. 31 октября 1967 г. вышло распоряжение Совета министров СССР № 2570-рс «О разрешении Государственному комитету Совета Министров СССР по внешним экономическим связям реализовать другим заказчикам военное имущество, предусмотренное к поставке в Индонезию в 1966 году

Строящиеся для Индонезии корабли либо вошли в состав ВМФ СССР или нашли других заказчиков. К примеру, на заводе № 602 (Владивостокский ССЗ / Восточная верфь) для Индонезии строились 4 ракетных катера пр.205 - заводские номера 527-530. Но к моменту ввода в строй в 1966 г. они были оставлены в составе ВМФ СССР, в дальнейшем два из них передали в состав ВМС КНДР. А заложенный в Николаеве на судостроительном заводе №444 им. И. Носенко по пр.1798 транспорт вооружения «ПРТБ-33» предназначенный для перевозки, хранения и подготовки к выдаче на боевые корабли крылатых ракет П-15. Должен был быть передан ВМС Индонезии для обеспечения 12 ранее переданных ракетных катеров пр.183-Р и 4 планируемых к передаче пр.205. Однако к моменту окончания строительства, а приемный акт был подписан 30 декабря 1965 г., политическая обстановка изменилась и  плавбаза осталась в составе ВМФ СССР.

Военно-техническое сотрудничество между нашими странами постепенно затухало, и хотя Индонезии было разрешено покупать у Москвы ограниченное количество запасных частей, она этим не воспользовалась так как за них требовали платить. К 1966 г. советская военно-техническая миссия состояла уже из 50 человек.

Поставленные Индонезии ракетные катера были сведены в два дивизиона по шесть единиц, в первый входили шесть РКА поставленные в 1962-1963 гг., а во второй, который базировался на ВМБ Уджунг, входили шесть РКА поставленные в 1964-1965 гг.

Именно ракетный катер с бортовым 112 - «GWAWIDJAJA» из второго дивизиона в 1966 г. был участником ракетной стрельбы, которую выполняли индонезийцы при помощи нашего специалиста. Участник этих стрельб переводчик Евгений Николаевич Полуэктов прекрасно описал их в своем рассказе "РУССКИЙ" КОМАР»».

Командиром РКА «GWAWIDJAJA» 112 был капитан 3 ранга Ахмед Сурьоно, обучался в Севастополе вождению ракетного катера и тактике морского боя, но практические стрельбы еще не проводивший, поэтому его действия контролировал советский советник в звании капитана 3 ранга Военно-морских сил Индонезии - капитан-лейтенант Геннадий Аристархович Горячев, командир такого же ракетного катера на ТОФ. На катер для наблюдения за ходом ракетной стрельбы прибыла группа наблюдателей из штаба базы - пять человек вместо планируемых двух и возглавлял ее начальник штаба базы. Условия оказались стесненными, кроме того погода была крайне неблагоприятная. Стрельбу провели отлично, что отметило и индонезийское командование.

Здесь уместно кусок из рассказа Евгений Николаевич Полуэктов посвященный разбору стрельб: «Вошел Командующий флотом в ослепительно белом мундире в сопровождении референта с черной кожаной папкой. Лицо бесстрастное. Все молча встали и молча сели. Командующий взял у референта папку, открыл, несколько мгновений что-то почитал, потом решительно закрыл папку, вздохнул и начал речь.

- Господа офицеры, господа русские военные советники (после попытки годом ранее военного переворота с участием местной компартии индонезийские власти и военные перестали называть нас советскими). Вы знаете, что вчера с борта вертолета на полигоне я и штаб флота внимательно наблюдали за первой реальной стрельбой ракетного катера проект 183-Р ВМС Индонезии (пауза). Я двадцать лет плаваю, вы знаете, что я учился в школе Королевских ВМС Голландии еще до нашей независимости и плавал на голландских военных кораблях разных классов (пауза). Да (пауза, глубокий вздох). Должен вам заявить, что такого, что вы вчера вытворяли, я никогда не видел. Вы меня очень удивили.

Я перевожу. Наш адмирал сжал кулаки и выразительно покосился на сидящего за мной Геннадия. Тот вскинул голову и сжал губы. Я глубоко вздохнул, задержал дыхание, плавно выдохнул, как меня учили в боксе, и приготовился переводить дальше. Командующий продолжил:

- Тут мне члены комиссии много чего написали. Всякого. Да, но все согласны в одном и я скажу прямо - это было … м-м-м... впечатляюще! Вот это боевой корабль, вот это красота и сила! Одним выстрелом за двадцать километров, на волне в четыре балла! Мы, кстати, отдавали себе отчет, что вы работали на пределе погоды. Скажу откровенно - мы специально задержали выход катера, чтобы посмотреть, как пройдет ракетный залп в сложных условиях. Великолепно! Мишень на куски! Как еще называют у вас этот катер? Ньямук (инд. комар)? Хорош комарик! Да с таким комаром мы не то, что Малайзию, мы китайского дракона победим! Русский комар сильнее китайского дракона! Особенно меня, как старого моряка, восхитили стремительные маневры катера перед пуском (тут он изобразил ладонью наши вчерашние виражи на боевом курсе). Как я понимаю, это были маневры уклонения от огня противника. Эффектно, господа, и очень, очень красиво! Капитан Сурьоно (тот встал), вы показали отличную морскую выучку и будете отмечены по команде!

Господа русские специалисты, (мы встали), командование флота Республики Индонезия выражает вам свою благодарность! Особенно участникам стрельб в составе экипажа катера! Господин адмирал Чернобай, отблагодарите этих людей. Да, об отдельных нюансах в ходе стрельб не беспокойтесь, штабным морякам полезно выходить в море не на прогулочных катерах в парадных фуражках, а на боевых кораблях, в касках. Пусть привыкают. Господа офицеры!

Все вскочили. Мы с Геннадием тоже и изумленно переглянулись - это же слова Геннадия! Значит, командующий все знает про синяки и шишки штабных наблюдателей, но оценку дал по результатам стрельбы!»

Скорей всего это были последние ракетные стрельбы с участием советских моряков, так как отношения сходили на нет. И хотя 21 августа 1967 г. было принято распоряжение Совета министров СССР № 2144-рс «О согласии на поставку в 1967-1968 годах для Военно-Морских Сил и Военно-Воздушных Сил Индонезии необходимых запасных частей и командирование минимально необходимого количества советских военных и гражданских специалистов.» А в 1968 г. в Индонезию даже выезжала делегация специалистов от ГИУ ГКЭС по дефектации советской боевой техники в Индонезию. Индонезийская сторона отказалась от продолжения сотрудничества полностью переключившись на западные страны, тем более что в 1967 г. Соединенные Штаты возобновили ограниченную программу военной помощи Индонезии.

Ракетные катера эксплуатировались индонезийцами до начала 80-х годов.

С 3 по 6 мая 1971 г. индонезийский флот провел трехдневные учения в районе острова Karimun Djawa для испытания своих торпедных и ракетных систем. В ходе учений крылатой ракетой П-15 выпушенной с РКА «Nagapasa» 611 был потоплен используемый в качестве мишени эсминец пр.30бис «Sawunggaling» 204 (бывший советский «Внезапный» поставленный в 1959 г.). В учениях также участвовали суда «Джос Сударсо», «Lambung Mangkurat».

Отсутствие запасных частей сказывалось на функционировании ракетных катеров, из боевого состава выводили катера используя их для ремонта оставшихся. В 1974 г. был списан один «Pulanggeni», в 1976 г. два «Katjabola» и «Tritusta».

21 января 1976 г. ракетный катер «Hardadedali» 607 затонул к северу от ова, погибло 13 членов экипажа. По официальной версии катер затонул в результате удара штормовой волны. Однако ряд экспертов отклонил ее как сомнительную. Согласно индонезийским военно-морским источникам «Hardadedali» погиб в результате взрыва одной из ракет при учебной стрельбе. По другим данным затонул от удара о подводный объект – скалу или риф.

Состояние катеров становилось все хуже и в 1979 г. списали три катера «Surotama», «Kalamisani», «Nagapasa», оставшиеся пять списали в 1980-1981 году.

Литература.

 

 

Розин Александр.

 

На Главную.