На Главную.

 

Розин Александр.

Советское участие в создании ВМС Индонезии. Часть 2.

 

 

Поставки напрямую - без флага прикрытия.

Трудные переговоры.

 

В конце 1959 г. командование ВМФ СССР, руководство ГИУ и некоторых других организаций убедили руководство страны в нецелесообразности поставки военной техники в  Индонезию через посредничество Польши. Поэтому были предприняты попытки изменить такое положение. Для этого в начале февраля 1960 г. в Индонезию отправилась советская делегация из четырех человек во главе с заместителем начальника ГИУ ГКЭС контр-адмиралом Георгием  Васильевичем Юриным,  от Главного штаба ВМФ в делегации был заместитель начальника оперативного управления (ОУ) контр-адмирал Юрий Петрович Ковель. Они прилетели в Джакарту, однако принимать их и вести с ними переговоры никто из местных властей не хотел. Попытки советского посольства наладить контакты с военным командованием и договориться о приеме адмиралов ни к чему не привели. Положение было тупиковым, и делегация уже подумывала о возвращении в Москву, но им помогло стечение обстоятельств - в феврале 1960 г. в Индонезию с визитом к «брату Карно» прилетел Н.С.Хрущев.

В период с 18 февраля по 1 марта 1960 г. Индонезию посетил советский лидер Н.С.Хрущев. Он побывал в городах Джакарте, Богор, Бандунг, Джокьякарте, Сурабае и на острове Бали. Некоторые сопровождающие лица посетили также города Соло и Амбон. Там он лично увидел помощь Советского Союза народу Индонезии. В порту Джакарты в это время как раз находились два наших теплохода - «Ташкент» и «Адмирал Ушаков», флагман Черноморского торгового флота. Они привезли металл различных профилей, трубы, цемент, химикалии, станки, грузовики и легковые автомашины, автобусы, тракторы, насосы и многое, многое другое.

Как заявил в своей речи 18 февраля 1960 г. президент Сукарно, индонезийский народ увидел в лице Н. С. Хрущева «…символ дружбы между народами, символ борьбы против колониализма и империализма, символ справедливого и счастливого общества, символ стремлений человечества жить в безопасности, в счастье, в мире и дружбе.»

Во время пребывания в Индонезии Н. С. Хрущев имел важные и полезные беседы с президентом Сукарно, в которых были затронуты отношения между обеими странами, а также проблемы международного положения в целом. Встречи проходили в атмосфере дружбы, сердечности и взаимопонимания. Так, к примеру, индонезийский лидер сам получил возможность выбрать посла  СССР в Индонезии.

По воспоминаниям переводчика Игоря Ильича Кашмадзе сопровождавшего Н.С.Хрущева дело было так: «Когда Хрущев прилетел в Джакарту, в аэропорту его не встретил наш посол Волков, находившийся в запое. Посла немедленно нейтрализовали и на одном из самолетов Хрущева отправили в Союз. Рейсовые самолеты Аэрофлота в Джакарту тогда еще  не летали. Узнав от Хрущева о “болезни” Волкова, Сукарно спросил, кого он назначит новым послом в Индонезию.

- Что тут долго раздумывать, - ответил Никита Сергеевич. - Вот выбирайте сами одного из сопровождающих меня министров: можно Михайлова, а можно Кафтанова.

Кафтанов был настоящим голиафом, весил килограммов сто пятьдесят и возглавлял Гостелерадио. Михайлов пришелся Сукарно больше по вкусу. Он был заядлым теннисистом и большую часть времени проводил в игре в теннис с высокопоставленными индонезийцами. Может быть, поэтому он и просмотрел подготовку к государственному перевороту в Индонезии 30 сентября 1965 г., и это событие оказалось для Москвы полной неожиданностью.»

В результате успешных переговоров были подписаны три важных документа: Совместное советско-индонезийское заявление, второе Генеральное соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве и Соглашение о культурном сотрудничестве между Советским Союзом и Республикой Индонезией.

Подписанное второе Генеральное соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве между СССР и Республикой Индонезией направлено на дальнейшее содействие развитию экономики Индонезии. Советский Союз выразил согласие сотрудничать с Индонезией в сооружении промышленных и других объектов, в том числе предприятий черной и цветной металлургии, химической промышленности, текстильных предприятий и сельскохозяйственных объектов, необходимых для общего экономического развития республики, в использовании атомной энергии в мирных целях. По просьбе правительства Республики Индонезии советские организации проведут изыскательские и исследовательские работы по предприятиям и объектам, которые будут сооружаться в Республике Индонезии при содействии СССР. Советские организации готовы также выполнить проектные работы и оказать техническое содействие в строительстве, монтаже и пуске предприятий. В Индонезию будут направлены специалисты и квалифицированные рабочие. Советские организации окажут содействие в подготовке индонезийских специалистов для работы на строящихся предприятиях путем обучения на месте и на советских предприятиях.

Советские организации передадут индонезийской стороне техническую документацию, информацию и лицензии на все строящиеся с помощью СССР предприятия и объекты.

Для финансирования выполняемых советскими организациями проектных работ и оплаты поставляемых из Советского Союза оборудования и материалов Правительство СССР предоставило Индонезии кредит в сумме 250 млн. долларов из 2,5% годовых. Погашение кредита и уплата процентов будут производиться правительством Индонезии путем поставки в Советский Союз индонезийских товаров или фунтами стерлингов, а также другой свободно конвертируемой валютой. Второе Генеральное соглашение вступило в силу 1 июля 1960 г.

ИЗ ВТОРОГО ГЕНЕРАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ И ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ СОЮЗОМ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК И РЕСПУБЛИКОЙ ИНДОНЕЗИЕЙ:

«Статья I. Правительство Союза Советских Социалистических Республик соглашается сотрудничать с правительством Республики Индонезии в сооружении промышленных и других объектов, в том числе предприятий черной и цветной металлургии, химической промышленности, в использовании атомной энергии в мирных целях, текстильных предприятий и сельскохозяйственных объектов, которые необходимы для общего экономического развития Республики Индонезии...

Статья II. По просьбе правительства Республики Индонезии советские организации в сотрудничестве с индонезийскими организациями проведут изыскательские и исследовательские работы по предприятиям и объектам, которые будут сооружаться в Республике Индонезии при содействии Союза ССР...

Статья III. Советские организации, помимо проведения предусмотренных в статье II изыскательских и исследовательных работ, готовы выполнить проектные работы по подлежащим строительству при содействии Советского Союза предприятиям и объектам, поставить для этих предприятий и объектов оборудование и материалы, которые не могут быть изысканы в Республике Индонезии, а также оказать техническое содействие в строительстве (консультации и авторское наблюдение), в монтаже и наладке оборудования и пуске предприятий в эксплуатацию, для чего направят в Республику Индонезию советских специалистов и квалифицированных рабочих на сроки и в количестве по согласованию сторон. Советские организации также готовы оказать содействие в подготовке индонезийских специалистов для работы на предприятиях, которые будут строиться при содействии СССР путем обучения их на месте, а также путем обучения на аналогичных советских предприятиях...

Статья V. Правительство Союза ССР предоставляет Правительству Республики Индонезии кредит в сумме 250 миллионов американских долларов из 2,5 процента годовых с правом использования этого кредита в течение 7 лет на оплату выполняемых советскими организациями проектных работ и поставляемых из СССР в Индонезию оборудования и материалов, необходимых для предприятий и объектов, которые будут строиться при содействии Советского Союза в соответствии с настоящим генеральным соглашением.»

 

Военные вопросы в ходе визита активно не затрагивались, хотя еще до начала визита индонезийские оппозиционные силы, обосновавшиеся в Европе - Франции и Лондоне, утверждали, что советский лидер едет туда «чтобы организовать аренду военно-морских и воздушных баз у правительства Сукарно», имея в виду бывшую голландскую военно-морскую базу на острове Амбон, в Западной Индонезии. Эти и подобные заявления были нечем иным как измышлениями. Тем не менее, видимо на основе подобных «уток» искаженная информация проникла в наши учебники «для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям.» Так в учебнике для академического бакалавриата «Мировая политика и международные отношения» В.А.Ачкасов, С.А.Ланцов, 2019 г. содержится такой перл: «В начале 1960-х гг., в момент обострения отношений Индонезии с Голландией, в индонезийском порту Сурабая была создана советская военно-морская база, где были дислоцированы надводные корабли и подводные лодки.» Что является просто бредом, так как никаких советских баз в Индонезии не существовало, а советские боевые корабли только раз были с визитом там, в остальных случаях это была передача кораблей и судов индонезийской стороне.

Единственное, что было сделано по военной линии тогда, это то что, воспользовавшись визитом Хрущева, прибывшие ранее в Джакарту контр-адмиралы Г.В.Юрин (представитель ГИУ) и Ю.П.Ковель (представитель ГШ ВМФ) добились встречи с А.Сукарно.  На беседе с Сукарно присутствовал начальник штаба (командующий) ВМС контр-адмирал Мартадината. Юрий Петрович Ковель разъяснил, что они не выставляют никаких требований, а просто хотят, имея некоторый опыт, помочь Индонезии в организации  военно-морских сил, необходимых Республике. Сукарно внимательно все выслушал и поручил Мартадината выяснить в деталях, что же предлагают конкретно советские адмиралы, и рассмотреть их предложения.

По данным голландской разведки, старший офицер индонезийской службы рассказывал что позднее, когда контр-адмирал Мартадината узнал, что советские представители предлагают 20 000-тонный крейсер, 4-5 подводных лодок, подводное спасательное судно и 6 легких военно-морских судов, (по данным ЦРУ - крейсер, четыре субмарины, спасательное судно для подлодок, плавбазу подводных лодок и судно обеспечения) он согласился встретиться с делегацией и объяснил им, что их ВМС были усилены в 1959 году и что этот процесс будет продолжаться постепенно, по мере поступления подготовленного индонезийского персонала. Русские ответили на это, предложением поставить корабли с полными экипажами и на месте обучить индонезийцев. Предложение было отклонено на том основании, что в настоящее время индонезийский флот не может справиться с большим количеством кораблей. Индонезийцы готовы принять военно-морской материал, но не в состоянии заплатить за него.

Так что договориться с командованием ВМС о практических делах оказалось не так просто. Многие местные офицеры просто не хотели сотрудничать с советскими моряками и не скрывали своих симпатий к западным, более близким им по духу, странам. Индонезийцы внимательно слушали советскую делегацию, не возражали, но практических решений не принимали. Единственно, чего удалось добиться, - это согласия на открытие в стране представительства ГИУ во главе с уполномоченным.

Реализуя  результаты адмиральских переговоров, и  учитывая содействие им первого лица государства, Москва проявила завидную оперативность. Уже 15 марта 1960 г. в Джакарту прилетели полковник Владимир Васильевич Ерофеев назначенным  уполномоченным ГИУ и капитан 3 ранга Геннадий Борисович Харитонов  поставленный на  должность старшего инженера ГИУ, но вынужденный выполнять работу не только специалиста по всем военно-морским делам, но и замещать уполномоченного во время его отъездов и решать еще массу вопросов, связанных с развитием сотрудничества. Представители ГИУ вошли в состав аппарата советника посольства по экономическим вопросам, который  представлял интересы всего Госкомитета по внешним экономическим связям (ГКЭС). Экономическим советником в Индонезии тогда был Николай Ильич Колыбалов.

Как  вспоминал Геннадий Борисович Харитонов: «С этого дня началась моя первая, самая памятная, длительная и по- своему сложная зарубежная командировка.

В первую очередь мы занялись военно-морскими делами, пытаясь выйти на начальника штаба военно-морских сил Индонезии. Но местные моряки не воспринимали нас, а некоторые высокопоставленные военные и вовсе не желали сотрудничать с Советским Союзом. И здесь неоценимую помощь нам оказали те три моряка, с которыми мы шли на эсминце. Сначала они познакомили нас с офицерским составом среднего, а затем и высшего звена. Со временем удалось установить контакты с руководством военно-морских сил - от начальника штаба ВМС контр-адмирала Р. Мартадината до всех его заместителей и начальников управлений.»

 

Как сказано выше в середине августа 1958 г. Соединенные Штаты под напором обстоятельств изменили свою политику в отношении Индонезии и согласились поставлять ряд вооружений, вслед за ней в середине августа 1958 г. Великобритания, ФРГ и Италия также начали заключать контракты на поставку военного оборудования для индонезийцев. Так США одобрили две отдельных программы военной помощи для Индонезии, в 1958 и 1959 годах на общую сумму 22 млн. долларов.

Так к примеру с января по июль 1959 г. индонезийские представители закупили или заказали в западных странах следующие виды вооружений:

12 самолетов Fairey-Gannet (в Великобритании)

1 десантный корабль (LST) (в США)

2 противолодочных корабля (в США)

Вооружение  для 1 стрелковой роты (в США)

Вооружение для 20 пехотных батальонов (в США)

8 торпедных катеров (в ФРГ)

100 75-мм орудий (в Швеции)

5 крупнокалиберных  пулеметов (в Дании)

20 патрульных судов (неофициальный) (в Японии)

12 торпед (в Великобритании)

32 торпеды и торпедных аппарата (в Великобритании)

15 самолетов B-25 (в США)

20 самолетов F-51 (в США)

15 самолетов F-51 (коммерческий) (в США)

10 транспортных самолетов C-130 (в США)

43 тонны пороха (в Бельгии)

16 самолетов Havilland Otter (в Канаде)

1,5 миллиона патронов Браунинг калибра 50 (в Великобритании)

525,000 20-мм боеприпасов (в Великобритании)

10.000 автоматов (в Бельгии)

250 тонн взрывчатки (huskruit) (в Норвегии)

неизвестное число пистолетов (в Израиле)

49,9 тонн взрывчатки (springelatine) (в Бельгии)

198 бронеавтомобилей (в Великобритании)

1500 парашютов типа X (в Великобритании)

5080 пулеметов калибра 7,62 (в ФРГ)

35 + 2 танка (типа АМХ) (в Франции)

2,5 миллиона патронов Браунинг калибра 0,50 (в Великобритании)

1 миллион патронов Браунинг калибра 0,30 (в Великобритании)

 

Не все заказанное было поставлено в полном объеме, да и поставки были произведены в 1960-1961 гг. Так от ФРГ получили заказанные 8 торпедных катеров класса “Jaguar” - 2 в 1959 г. и 6 в 1960 г. (первые четыре имели деревянный корпус, а вторые четыре стальной): «Adjak» 601, «Anoa» 602, «Biruang» 603, «Harimau» 604, «Madjan Kumbang» 605, «Matjan Tutul» 606, «Serigala» 607, «Singa» 608. Часть программы помощи ВВС от американцев, общая стоимость которой составляла 2,2 млн. долларов была временно отложена по просьбе должностных лиц ВВС Индонезии (AURI) в ожидании возвращения представителей AURI, путешествующих по объектам ВВС США в Америке с целью ознакомления с методами, оборудованием и обучением ВВС США.

Американцы не могли оставить без внимания возможное сближение СССР и Индонезии в военно-морской сфере. После возобновления в 1958 г. американцами программы военной помощи для Индонезии по первому этапу программы (7 млн. долларов) которая в основном была завершена к декабрю 1958 г. по нему для ВМС планировалась поставка 6 36-футовых десантных средств класса LCVP и 1 173-футового противолодочного корабля. Противолодочный корабль «Pierre» PC-1141 был передан в октябре 1958 г. в гавани Перл-Харбор (Гавайи) и переименован в «Tiakalang». Поставки 1959 г. по второму этапу (15 млн. долларов) были в основном завершены в течение первого квартала 1960 финансового года, были там и подарки для флота. 27 февраля 1959 г.  Индонезия объявила, что она приобретет у американцев ряд кораблей - два патрульных корабля и одно десантное судно. В марте 1960 г. противолодочные корабли «Malvern» PC-580 и «Manville» PC-581 были переданы индонезийцам и получили соответственно наименования «TORANI» и «HUI», а десантный корабль «Solano County»  LST-1128 был передан в 31 марта 1960 г. и переименован в «TELUK LANGSA» LST-868. Все три корабля 13 августа 1960 г. прибыли в Джакарту. Все это позволило американцам в конце декабря 1959 г. констатировать что: «Отношения с военно-морским флотом, которые до недавнего времени были довольно сдержанными в отношениях с нами, значительно улучшились. По словам нашего посла в Джакарте, военно-морской флот недавно указал на явное стремление вступить в «... полное сотрудничество с Соединенными Штатами на той же основе, что и индонезийская армия». Эта оценка находит существенное подтверждение, в высказывании командующего военно-морскими силами Великобритании на Дальнем Востоке, основанного на данные британского военно-морской атташе в Сингапуре в середине декабря: «… никогда прежде АЛРИ (индонезийский флот) не был ближе к западному лагерю.»

Еще больше американцы возбудились когда после визита Хрущева стало известно о советской кредитной и технической помощи в размере 5 мил. долларов на строительство океанографического и морского института науки в Амбоне главной административной и военной базе Индонезии на Молуккских островах. Как отмечал в меморандуме от 21 апреля 1960 г. заместителю госсекретаря Диллону помощник госсекретаря Парсонс, из-за этого возрастает опасность, что советская помощь выступает в качестве предшественника советской помощи военно-морским силам Индонезии. При этом как он писал, институт мог бы предоставить Советскому Союзу возможность заниматься научной и, возможно, разведывательной работой, за которой Соединенные Штаты не могли бы вести наблюдение. Для предотвращения этого Парсонс рекомендовал Соединенным Штатам в рамках программы военной помощи Индонезии провести для индонезийского ВМС инженерных изысканий в Амбоне. При этом он отмечал, что помогая в восстановлении скромной военно-морской базы в Амбоне, США могли бы внимательно следить за действиями там советских представителей  и снизить зависимость военно-морского флота Индонезии от советской помощи. Диллон утвердил его рекомендации 3 мая 1960 г.

Вообще 1960 год ознаменовался дальнейшим укреплением и расширением экономических связей между СССР и Индонезией. В порты Джакарта и Сурабая совершил рейс теплоход «Ставрополь». В Джакарте также побывали пароходы «Илья Мечников» и «Сухона», доставившие автомашины, экскаваторы и различное оборудование.

11 июня 1960 г. на авиабазе “Кемаджоран” состоялась передача первых 4 из 20 вертолетов Ми-4, закупленных в СССР, согласно контракту на 5.460 тысяч долларов, подписанному в октябре 1959 г.

 

Крупнейший военно-морской контракт.

 

Наконец, в августе 1960 г. представителями ГИУ в Джакарте был организован официальный визит в Москву начальника штаба военно-морских сил Индонезии контр-адмирала Р. Мартадината. 23 августа он прилетел в Москву для трехнедельного визита, помимо СССР он в ходе него посетил и Польшу. Цель визита изучить возможность сотрудничества с ВМС двух коммунистических стран. Контр-адмирала Р. Мартадината  сопровождали, жена, порученец капитан Alisadikin, руководитель военно-морской разведки коммандер Sjamsul Bachri и его адъютант лейтенант J. G. Usman Salim. Посол Адам Малик устроил прием 5 сентября в посольстве Индонезии в Москве в честь визита командующего ВМС Индонезии (ALRI). В ходе этой поездки было подписано первое советско-индонезийское соглашение о прямых поставках из СССР большого количества кораблей и военно-морской техники.

Интересно как за короткое время изменилась позиция командования индонезийского флота. Еще в феврале 1960 г. в ходе встречи контр-адмирала Р. Мартадината с советскими представителями, на их предложение приобрести - 20 000-тонный крейсер, 4-5 подводных лодок, спасательное судно для подлодок и 6 легких военно-морских судов, он говорил им, что индонезийский флот был усилен в 1959 году и что этот процесс будет продолжаться постепенно по мере поступления подготовленного индонезийского персонала. На предложение советских представителей поставить корабли с полными экипажами и уже на месте обучить индонезийцев, был также дан отказ. Свою позицию тогда контр-адмирала Р. Мартадината обосновал тем что в настоящее время ALRI не может справиться с большим количеством кораблей. Индонезийцы готовы принять военно-морской материал, но не в состоянии заплатить за него.

После московских переговоров ситуация изменилась кардинально, тем более что советская сторона продавала корабли в кредит под небольшой процент и на длительный срок. Это было первое соглашение о прямых поставках советского военного оборудования, (заключенные ранее в феврале 1957 г. и октябре 1959 г. были условно оборонными, так как там речь шла о оборудовании двойного назначения) подписанное в конце 1960 г. (в октябре или ноябре) на сумму 283 мил. долларов из них 200 мил. в кредит, а на 83 мил. долларов предоставлялся дисконт.

 

По данным голландской разведки среди поставляемого вооружения для флота были:

1 крейсер Sverdlov-class (пр.68) с 15-см орудиями;

2 эсминца Skoryy-class (пр.30бис);

8 корветов (непонятно что имели ввиду, в американских источниках патрульные корабли, то ли МПК Kronshtadt-class (пр. 122бис), то ли СКР Riga-class (пр.50));

4 подводных лодки W-class (пр.613);

6 тральщиков Т-43-class (пр. 254К);

4 танкера - 3 Uda-class (пр.577Э) и 1 Khobi-class (437Н);

20 вспомогательных судов в том числе - плавбаза ПЛ Don-class (пр.310М), катера торпедоловы Poluchat-1-class (пр. 368Т), морской водолазный бот (пр. 522), судно размагничивания (пр.219), морские и рейдовые буксиры.

По данным американской разведки помимо упомянутых кораблей поставлялись 10 торпедных катеров P-6-class (пр.183), и значительное число техники для корпуса морской пехоты. Как сообщалось поставки заказанных кораблей  начнутся в 1961 г. и продлятся до конца 1962 г.

Тогдашний советский лидер Никита Сергеевич Хрущев в своих воспоминаниях писал: «Мы продали Индонезии, причем не за полную стоимость, а по договорной цене, несколько эсминцев, подводных лодок, торпедных катеров и катеров, вооруженных ракетами. На последнем при мне этапе наших взаимоотношений мы продали Индонезии «Орджоникидзе», хороший крейсер послевоенной постройки. На нем мы с Булганиным в 1956 году ходили с визитом в Англию.

Подводные лодки мы поставляли не старые, но снятые с производства, однако сохранившиеся у нас на вооружении. К тому времени СССР шагнул в строительстве подводного флота далеко вперед. Затем мы продали Индонезии много истребителей и несколько бомбардировщиков ТУ-16, в том числе ракетоносцев, по тому времени очень хороших самолетов. На военных учениях в Черном море я наблюдал, как с таких ракетоносцев поражали корабли-мишени. Действуют они так: не доходя до цели, пилот выпускает ракету и направляет ее, ведя ее лучом, затем самолет разворачивается и уходит, а ракета далее самонаводится на цель. На наших учениях ракетоносцы метко поражали мишени.»

 

В сентябре-октябре 1960 г. генерал Насутион запросил у американцев поставить им мощные вооружения для армии и ВВС, но Вашингтон был готов поставлять только легкие вооружения пригодные для внутренних операций. Вот в связи с этим индонезийцы и направились в Москву, имея пример начавшегося сотрудничества между флотами СССР и Индонезии.

2-6 января 1961 г. в Советском Союзе находилась индонезийская правительственная миссия во главе с министром национальной безопасности, начальником штаба армии Индонезии генералом Насутионом. В состав миссии входили министр иностранных дел Индонезии доктор Субандрио и начальник штаба военно-воздушных сил маршал авиации С. Сурьядарма. Миссия была направлена в СССР в соответствии с мероприятиями по строительству вооруженных сил Республики Индонезии, главным образом в связи с возрастающей напряженностью вокруг вопроса о Западном Ириане.

Как отмечалось в совместном Советско-индонезийском коммюнике, переговоры между советской и индонезийской делегациями проходили в соответствии с целями совместной борьбы за ликвидацию колониализма, в интересах мира и были успешно завершены. Правительство СССР пошло навстречу просьбам миссии Насутнона относительно закупки нового имущества, в котором настоятельно нуждаются вооруженные силы Республики Индонезии, и 6 января 1961 г. было подписано соответствующее соглашение  по данным американской разведки на сумму в 244 миллиона долларов. В коммюнике подчеркивалось, что сотрудничество и помощь со стороны СССР дают возможность еще сильнее укрепить дружбу между СССР и Индонезией в интересах совместной борьбы за мир и независимость.

Именно в ходе этой миссии индонезийцами было получено согласие Москвы на поставку бомбардировщиков Ту-16, о чем индонезийцы просили советского посла в Индонезии еще с конца 50-х годов.

16 января на пресс-конференции генерал Насутион объявил, что Индонезия закупает в Советском Союзе, бомбардировщики, истребители, торпедные катера и подводные лодки.

Вскоре после того, как Насутион подписал контракт с СССР, индонезийский премьер-министр Джуанда Картавиджайя (Djuanda) объяснил американскому послу Джонсу в Джакарте, что индонезийское правительство предприняло такой шаг с тяжелым сердцем, подозревая, что когда Индонезия будет просить больше помощи от Соединенных Штатов, ее усилия будут тщетными на основе предыдущего опыта. Кроме того, 29 января 1961 г. министр иностранных дел Субандрио сигнализировал американским дипломатам, что оружейные контракты с советскими властями не приводят к коренному изменению внешней политики Индонезии. Индонезия не придет к коммунизму, заявил Субандрио.

В январе и феврале 1961 г. Сукарно усилил ВВС и ВМС  еще сильнее, заключив непосредственно с Советским Союзом две огромные сделки по приобретению оружия на сумму 521 миллион долларов. СССР в период с 1961 по 1964 гг. согласился поставить для флота среди прочего еще четыре субмарины пр.613, эсминцы и крейсер, для ВВС  20 истребителей МиГ-21  и 20 бомбардировщиков Ту-16, шесть из которых были Ту-16КС вооруженные крылатыми ракетами Комета. Оружие было продано в кредит на значительный срок, при этом давалась скидка на треть от номинальной себестоимости, а выплаты отсрочивались до 1964 г. Помимо оружия в страну направлялось значительное число инструкторов для обучения индонезийского персонала.

 

Точных данных о количестве поставляемого вооружения нет, но косвенно можно судить по имеющимся источникам. По данным голландской разведки для армии закупалось вооружений на 346.807.000 гульденов (f.) в том числе:

86 тяжелых зенитных орудий с радаром управления огнем - 100-мм зенитная пушка КС-19,

182 средних зенитных орудий с радаром управления огнем - комплекс С-60 с зенитной пушкой АЗП-57 калибра 57-мм,

32 дальних радаров для управления самолетами,

180 безоткатных ракетных установок с  радаром управления огнем на 4 ракеты (буксируемая реактивная пусковая установка РПУ-14 (индекс ГРАУ - 8У38), только с 4 направляющими вместо 32 штатных, под турбо-реактивные снаряды М-14-ОФ и М-14Д),

несколько тысяч пулеметов, гранатометов, огнеметов и другого пехотного оружия,

80 танков-амфибий ПТ-76,

160 "десантных" БТР-50П и разведывательных бронемашин БТР-40,

130 плавающих транспортеров К-61,      

30.000 мин,

16.000 парашюты,

боеприпасы и запасные части к вышеуказанному оружию и транспортным средствам.

Для ВВС закупалось вооружений на 298.226.000 гульденов (f.) в том числе:

6 средних реактивных бомбардировщиков ТУ-16 КС (НАТО - BADGER), оснащенных управляемыми ракетами "воздух-земля";

5 легких бомбардировщиков ИЛ-28Т (НАТО - BEAGLE), оснащенных реактивной торпедой РАТ-52;

20 реактивных самолетов (МиГ-19), оснащенных управляемыми ракетами класса "воздух-воздух";

наземное оборудование для 7 аэродромов;

запасные двигатели, приборы, боеприпасы и запчасти к вышеуказанным самолетам и оружию.

Для ВМС в дополнение к ранее заключенному контракту приобреталось вооружение на 84.795.000 гульденов (f.) в том числе:

12 ракетных катеров пр.183Р оснащенных ракетами класса «корабль-корабль».

Суда обеспечения, в том числе  - плавучая база надводных кораблей (транспорт вооружений) (пр.1798), судно боеприпасов, ремонтное судно.

По другим данным для ВВС на основании второго контракта было закуплено в общей сложности 20 ракет класса «воздух - земля» (противокорабельных), 5 бомбардировщиков Ил-28, 20 реактивных истребителей МиГ-21 с ракетами класса «воздух-воздух» и 10 истребителей МиГ-19.

 

10 февраля 1961 г. вскоре после возвращения индонезийской военной миссии из Москвы, из посольства Индонезии в Москве была получена телеграмма о том, что Советский Союз делает специальные подарки каждому виду индонезийских вооруженных сил в дополнение к материалам, которые будут приобретены по советским кредитам, согласованным в результате Московской миссии. Так для сухопутных войск один батальон будет полностью укомплектован СССР бесплатно, для ВМС будут бесплатно переданы 10 катеров неопределенного типа и размера, а для ВВС один вертолет будет представлен маршалу авиации С. Сурьядарма для личного пользования.

27 февраля советская военно-морская техническая миссия из 5 человек возглавляемая адмиралом Zourin выехала из Джакарты в Сурабаю для наблюдения за проводимым ремонтом на двух эсминцах пр.30бис  «Sandjaja» (бывший «Беспокойный») и «Sawoenggaling» (бывший «Внезапный»).

4 марта 1961 г. в Джакарте Россия и Индонезия ратифицировали Соглашение, согласно которому Индонезия будет покупать советское оружие, включая истребители и бомбардировщики, подводные лодки и моторные торпедные катера, которые, как говорят, стоят сотни миллионов долларов. В речи на церемонии выступил посол СССР Н.А. Михайлов поддержав требование Индонезии о суверенитете над находящимся под контролем Нидерландов Западной Гвинеи.

Москва активно приступила к выполнению заключенного контракта по поставкам индонезийцам боевых кораблей и подготовке их моряков.

 

Об проблемах и трудностях военно-морских поставок по заключенным в конце 1960 г. договорам, свидетельствует заключение Госплана по проекту постановления Совмина СССР  «О поставках Индонезии в 1961-1965 гг. боевых кораблей, вспомогательных судов и вооружения для морской пехоты», направленное в ГКЭС 13 декабря 1960 г.  В Индонезию поставлялись далеко не новые, а находящиеся в составе ВМФ корабли (крейсер, эсминцы, подводные лодки), а перед этим их следовало отремонтировать, с чем были проблемы в следствии загруженности наших заводов другими заказами.  В документе, в частности, отмечалось: «...ремонт,  переоборудование, доукомплектование и улучшение обитаемости крейсера проекта 68-бис "Орджоникидзе" не могут быть поручены заводу № 194 Ленинградского СНХ» (который был полностью загружен судостроительной программой, а также выполнением в 1961 г. ремонта атомного ледокола «Ленин»). Поручить выполнение работ на крейсере «Орджоникидзе» Госплан рекомендовал «одному из судоремонтных заводов Министерства обороны СССР». Такие же операции (ремонт и т.д.) должны были производится с 4 подводными лодками проекта 613 на заводе № 202 Приморского СНХ.

Поставка Ленинградским СНХ Индонезии танкеров грузоподъемностью по 3500 т. проекта 577, по мнению авторов документа, вообще не могла быть произведена. Причиной являлась предельная загруженность предприятия: на завод № 870 Ленинградского СНХ было возложено строительство в 1961-1965 гг. 16 лесовозов,  в связи с чем «общее количество танкеров проекта 577 строящихся для ВМФ на этом заводе уменьшено до 2 единиц, из которых головной сдается в 1961 г.  Министерству обороны». Поскольку для удовлетворения нужд Индонезии в проект 577 требовалось внести много изменений, Госплан рекомендовал «рассмотреть вопрос о передаче танкеров, строящихся по заказам Министерства морского флота в капиталистических странах (Финляндия, Швеция)». Более мелкие вспомогательные суда (2 морских буксира, 4 рейдовых буксира) специально изготавливались на заводах Ленинградского СНХ.

Большие трудности вызывало довольно жесткое обязательство СССР поставлять Индонезии запчасти, необходимые для 10-летней эксплуатации поставленных боевых и вспомогательных кораблей и вооружения. Поэтому Госплан предлагал поставлять их «из имеющихся в наличии в запасе и на базах ВМФ».  В крайнем случае, при  отсутствии этих деталей, предлагалось «разрешить Министерству обороны разукомплектовывать на запчасти имеющееся в наличии оборудование, вооружение и другие изделия». Этот пункт вызывает  удивление: во имя экспортных (политических) целей разбирать на запчасти собственную военную технику! 

 

Подготовка крейсера к передаче.

 

Для передачи индонезийцам ("объект 055") был выбран крейсер проекта 68-бис «Орджоникидзе» из состава Балтийского флота. 11 января 1961 г. вышло специальное постановление, по которому ЦКБ-17 (с 1967 г. Невское проектно-конструкторское бюро) приступило к разработке проекта "тропикализации" корабля. Предполагались крупные модернизационные работы для следующих климатических требований: температура воздуха +40º, влажность 95%, температура воды +30º. Работы шли с размахом, однако прибывшие в Балтийск представители индонезийского ВМФ намекнули, что денег на столь крупные работы они не дадут. Требования понизились, и все обошлось лишь заменой дизель-генераторов на более мощные (для установки дополнительных вентиляторов, в основном индивидуальных). Кроме того из-за загруженности ССЗ № 194 (Адмиралтейский ССЗ) осуществить на нем ремонт и переоборудование «Орджоникидзе» не представлялось возможным и Госплан рекомендовал  сделать это «одному из судоремонтных заводов Министерства обороны СССР».

В 1961 г. контр-адмирал Энгельс Яковлевич Краснов, тогда старпом крейсера «Орджоникидзе», под руководством будущего адмирала Навойцева Петра Николаевича перегонял его с БФ на ЧФ и готовил «Орджоникидзе» для продажи Индонезии, за что был награждён командующим Балтийским флотом именными часами. 14 февраля 1961 г. «Орджоникидзе» прибыл в Севастополь, перечислен в состав ЧФ и встал в завод для ремонта и модернизации в связи с предстоящей передачей ВМС Индонезии.  5 апреля 1962 г. вышел на ходовые испытания. Командиром крейсера от индонезийцев был полковник Фриц Суак, высокий, светлокожий, родом с Северного Сулавеси. После завершения работ крейсер получил бортовой № 743. К тому времени офицерский состав от ВМС Индонезии уже был сформирован и находился на корабле. Еще в сентябре 1961 г. индонезийские моряки 1100 человек, набранные для кораблей передаваемых индонезийцам, отправились из Индонезии в Севастополь.

Летом 1961 г. в Севастополе для обучения индонезийских моряков на территории седьмого учебного отряда был организован 90-й Учебный центр, располагался в казармах Учебного отряда на Корабельной стороне, командир капитан 1 ранга Евгений Сергеевич Смирнов. В мае 1964 г. Учебный центр прекратил свое существование.

Начальником артиллерийского цикла центра был капитан 2 ранга В.Бобылев.  В бюро переводчиков, начальником которого был приехавший из Ленинграда майор Валерий Германов, владеющий английским языком, было несколько переводчиков со знанием английского и шестеро с индонезийским: лейтенант Авенир Теселкин, выпускник Института востоковедения, уже успевший получить ученую степень кандидата филологических наук; лейтенант Анатолий Дмитриев, выпускник МГИМО, работал переводчиком с адмиралом Фокиным во время визита отряда кораблей во главе с крейсером «Адмирал Сенявин» в Индонезию в 1959 г.; младший лейтенант Ян Рейзама, выпускник МГИМО; младшие лейтенанты Александр Оглоблин и Олег Матвеев, только что окончившие Ленинградский университет; и старший лейтенант, а позднее капитан Роберт Коригодский, окончивший 3 Ленинградское артиллерийское училище в 1945 г. и Военный институт иностранных языков в 1953 г., успевший послужить несколько лет в армии и дважды увольнявшийся в запас по сокращению штатов.

В октябре и ноябре 1961 г. на советских теплоходах в Севастополь прибыла большая группа индонезийских военных моряков для прохождения обучения в течение 9 месяцев. В составе группы были экипажи кораблей, которые должны были освоить передаваемые Индонезии артиллерийский крейсер и плавучую базу подводных лодок. Индонезийские моряки в течение трех месяцев проходили ускоренный курс русского языка, а затем обучались по своим специальностям, продолжая одновременно изучение русского языка. Занятия по специальности вначале проходили в классах, а с прибытием в распоряжение Учебного центра передаваемых Индонезии кораблей стали все чаще проводиться на кораблях.

Как вспоминал капитан 1 ранга в отставке Карасев Леонид Васильевич, в сентябре 1962 г. назначенный на должность преподавателя артиллерийского цикла этого учебного центра: «Учить индонезийцев было интересно, но и очень сложно. Преподавали мы им специальные дисциплины на русском языке. Перед началом специальной учебы они проходили курс русского языка. Учили, начиная со строения вещества и кончая специальной электротехникой и материальной частью оружия, которое было установлено на передаваемых Индонезии кораблях. Очень интересными были совместные культурные и спортивные мероприятия. У меня осталось много фотокарточек того времени…

… В нашем коллективистском понимании индонезийцы выглядели крайними индивидуалистами. И мы всеми силами стремились привить им наши нормы коллективных отношений и советского образа жизни. По-моему, в этом мы достаточно преуспели. До нас доходили слухи, что еще при Сукарно все экипажи кораблей, подготовленные в нашем центре, по прибытии в Индонезию расформировывались, моряков разбрасывали по разным кораблям. А при Сухарто, я думаю, многие серьезно пострадали.»

 

Непростое сотрудничество.

 

С 5-12 июня 1961 г. состоялся очередной государственный визит президента Сукарно в Советский Союз. Президент Сукарно и сопровождавшие его индонезийские государственные деятели посетили ряд городов, осмотрели многие предприятия, стройки, научные учреждения и вузы. Повсюду советские люди встречали их с глубоким радушием и сердечностью. Н. С. Хрущев и другие советские руководители 6 июня тепло и сердечно поздравили доктора Сукарно с его шестидесятилетием, которое совпало с визитом президента в СССР.

Как сообщалось в совместном Советско-индонезийском коммюнике, президент Сукарно имел встречи и беседы с Председателем Совета Министров СССР Н. С. Хрущевым, Председателем Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежневым и другими советскими государственными деятелями.

11-16 июня 1961 г. во Владивостоке с ответным визитом побывал отряд боевых кораблей Индонезии. Первоначально его видимо ждали в середине 1960 г., через несколько месяцев после посещения Индонезии Н.С.Хрущевым в феврале. Еще в феврале 1960 г., выступая на X краевой партийной конференции, командующий ТОФ адмирал В. А. Фокин говорил: «Нам, товарищи, предстоит принять во Владивостоке индонезийских моряков с ответным визитом в этом году, которые, по приглашению, переданному по поручению Министерства обороны мною в бытность в Индонезии, прибудут к нам, видимо, летом этого года. Нет сомнения в том, что трудящиеся города Владивостока встретят с теплотой и сердечностью индонезийских моряков как представителей индонезийского народа». Но что, то не срослось.

24 мая 1961 г. из морского порта столицы Джакарты Танджунгприок во Владивосток, по маршруту Сурабая-Гонконг-Нагасаки-Владивосток, вышел отряд боевых кораблей Индонезии - два эсминца пр.30 бис «Siliwangi» 201 (экс. «Волевой», флагман, командир подполковник R. Subono) и «Singamangaradja» 202 (экс «Беззаветный», командир майор P.S. Toto). Отряд возглавлял подполковник Субоно (первоначально в газетах писали «полковник»), а на борту флагманского эсминца, которым он командовал, находился  коммодор Мульяди (R. Moeljiadi), направлявшийся с визитом дружбы во Владивосток.  В Индонезии корабли провожали начальник штаба ВМС республики Р.Э. Мартадината (Radon Edi Martadinata), посол Советского Союза в  Индонезии Н.А. Михайлов, военный атташе при посольстве СССР и другие официальные лица.

11 июня индонезийские корабли прибыли во Владивосток. На подходе к городу их встретил однотипный эсминец ТОФ «Вдумчивый»  и почетно  эскортирован в бухту Золотой Рог. Это был первый визит иностранных военных кораблей во Владивосток со времени посещения города отрядом кораблей Азиатского флота США 28 июля - 1 августа 1937 г. Индонезийские гости (610 военнослужащих, включая 6 юнг) запомнились горожанам улыбками, непосредственностью, повышенным вниманием к блондинкам (от этой «лирики» не уйти!), дружелюбием. Запомнились также массовой и невиданной для закрытого города скупкой советских фотоаппаратов, биноклей, самоваров и велосипедов, что было хоть как-то объяснимо, натуральных мехов, лаковых шкатулок, брошей, панно палехских мастеров, изделиями которыми были забиты магазины города (особенно ГУМа). Индонезийские моряки встречались также со своими соотечественниками, проходившими обучение на ТОФ, посетили Дальневосточный государственный университет, побывали в санатории Дальневосточного военного округа («19-й километр»), Дворце культуры угольщиков в гртеме, музее им. В.К.Арсеньева. Индонезийских моряков во Владивостоке принимали на борту крейсера «Адмирал Сенявин» и эсминца «Возбужденный». 13 июня  в редакции флотской газеты «Боевая вахта» прошла встреча с индонезийскими лейтенантами - членами пресс-группы отряда ВМС Индонезии (М.Хамиду, Навир, Умото). 16 июня корабли Индонезии, тепло провожаемые владивостокцами и моряками-тихоокеанцами, покинули болотой Рог и взяли курс к своим берегам по маршруту Владивосток-Нагасаки-Гонконг-Сурабайя.

 

В тоже время как индонезийский лидер был с визитом в СССР, а их корабли посещали Владивосток, индонезийцы получали от американцев очередные корабли по программе военной помощи Индонезии. 27 декабря 1960 г. индонезийцы получили два американских танко-десантных корабля «Lawrence County» LST-887 и «Russell County» LST-1090 получившие соответственно наименования «Tandjung Nusanie» LST-1 и «Tandjung Radja» LST-2. В марте 1961 г. в Сан-Диего получили буксир «Menominee» ATF- 73 получивший наименование «RAKATA» 928, прибывший в Индонезию 7 сентября 1961 г. А  17 июня 1961 г. индонезийцы получили на Гуаме еще три десантных корабля «Teluk Bayur» 870, бывший USS «LST-616», «Teluk Kau» 81l, бывший USS «LST-652» и «Teluk Manado» 812, бывший USS «LST-657».  Сотрудничество с американцами планировалось продолжить, так США 13 октября 1961 г. объявили о выделении индонезийцам по программе военной помощи трех патрульных моторных канонерок класса PGM-39 в 110 тонн - «PGM 55», «PGM 56», «PGM 57». Для них даже названия подобрали «Bentang Silungkang» P-572 (PGM 55), «Bentang Waitatiri» P-571 (PGM 56) и «Bentang Kalukuang» P-570 (PGM 57) но из-за обострившихся отношений индонезийцев с голландцами, первые как раз провозгласили о присоединении Западного Ириана военным путем, американцы были вынуждены приостановить программу военной помощи и в 1965 г. эти катера были переданы в состав ВМС Филиппин, естественно уже под другими именами. Помимо американцев 24 марта и 8 апреля 1961 г. в Индонезию были доставлены из Великобритании  заказанные в 1959 г. 26 торпед и 18 торпедных аппаратов предназначенные для вооружения 4 торпедных катеров, которые индонезийцы строили самостоятельно, и которые при содействии английских специалистов в августе 1961 г. начали устанавливать на 4 торпедных катера. А в Кюсю 17 марта 1961 г. индонезийцы получили от Японии как часть репарации для ВМС первый из 4 кораблей -  десантный корабль «TELUK AMBOINA»  LST- 869, прибывший в Индонезию в июне 1961 г. В дальнейшем от японцев получили еще ряд вспомогательных судов для флота - в августе 1961 г. плавбазу подводных лодок «MULTATULI» 416 и 2 буксира «BROMO» 936 и «TAM BORA» 935 , в ноябре 1961 г. буксир «LAMPO BATANG» 934.

 

Начало плодотворного сотрудничества.

 

В июне 1961 г. в Индонезию прибыл назначенный старшим группы советских  военных специалистов в Индонезии контр-адмирал Григорий Корнеевич Чернобай. Свою должность он возглавлял до июня 1964 г. 

Первый его визит к индонезийскому руководству закончился не так как он бы хотел, да и его попытка с наскока подмять все под себя не удалась. На встрече с министром обороны Индонезии генерал-лейтенантом Хидаят (или Хидайят - Raden Hidayat) под конец беседы последний высказал просьбу, которая заключалась в том, чтобы впредь транспорты с военной техникой и боеприпасами разгружались не в Сурабае или Джакарте, а по указаниям индонезийского командования в небольших портах на острове Суматра. Такой порядок, естественно, исключал необходимость перегрузки техники и боеприпасов на более мелкие суда для доставки к местам назначения, что облегчило бы жизнь индонезийцам.

Чернобай выслушал переводчика, изложившего эту просьбу, и сразу же попросил его заверить генерала, что будут приняты все меры, чтобы в дальнейшем транспорты из Советского Союза выгружали некоторые грузы прямо в бухтах, которые укажут представители местного командования. Хидаят выслушав ответ, удовлетворенно улыбнулся.

Но тут генеральско-адмиральское согласие нарушил старший инженер ГИУ капитан 3 ранга Г. Б. Харитонов, который временно исполнял обязанности уполномоченного ГИУ. Он попросил разрешения и доложил, что такую просьбу вряд ли возможно будет выполнить при всем желании адмирала. Дело в том, что доставка многих видов военной техники и боеприпасов по существующим правилам может производиться только на приспособленных для таких целей большегрузных судах типа «Ленинский комсомол». Для их  подхода к причалам и разгрузки требуются достаточные глубины и соответствующее крановое оборудование.  Такие условия имеются в портах Джакарты и Сурабаи, но их нет на острове Суматра да и в других небольших бухтах.

Хидаят перестал улыбаться, грозно посмотрел на Харитонова и сказал, обращаясь к Чернобаю,  что он очень удивлен тем, что адмирал соглашается выполнить его просьбу, а капитан 3 ранга говорит «нет!». После этого он встал, давая понять что беседа окончена. В машине на обратном пути Чернобай с Харитоновым не разговаривал, каждый переживал случившееся и обдумывал дальнейшие шаги.

Под впечатлением случившегося у Хидаята, Чернобай решил навести настоящий флотский порядок среди всех советских военных в Индонезии, вне зависимости от того, кому они подчинялись в Москве. С этой целью он подготовил Положение, в котором провозгласил себя главным координатором или «старшим на рейде» не только для военных специалистов, но также для сотрудников ГИУ и даже военного атташе. Подписать документ, по замыслу автора, должны были сам Чернобай, уполномоченный ГИУ и военный атташе. Затем документ надо было утвердить у посла - и он вступал в силу. Сам Чернобай Положение, естественно, подписал, атташе тоже приложил руку, а Харитонов, который временно исполнял обязанности уполномоченного, отказался. Чернобай доложил об этом послу.

Тот вызвал Харитонова и стал настаивать, чтобы он подписал документ. Но Харитонов заявил, что каждое направление (военные специалисты, аппарат атташе и сотрудники ГИУ) решает свои задачи, определенные соответствующими документами, и он не может изменить установленный порядок. Для проведения подобной «реформы» нужно решение московского руководства. Но посол, чувствуя себя верховной властью в стране пребывания, доводам не внял и утвердил документ без подписи ГИУ. 

Чернобай отправил Положение в Москву, в Генеральный штаб, написав в препроводительном письме, что Харитонов своими действиями усложняет работу старшего группы военных специалистов и не способствует решению поставленных перед ним задач. Харитонов тоже написал о случившемся тогдашнему заместителю председателя ГКЭС генерал-полковнику Г. С. Сидоровичу, на которого в комитете замыкалось ГИУ.

В посольстве уже стал поговаривать о досрочном откомандировании Харитонова обратно в Союз. Но скоро стали поступать ответы из Москвы. Заместитель министра иностранных дел указал послу, что ему не следует заниматься созданием новых организационных структур у военных - они сами разберутся. Заместитель начальника Генштаба предупредил Чернобая, что его дело - руководство военными специалистами, а не какая-то общая координация. Военному атташе тоже подсказали, чтобы он занимался своими делами. Сразу все недоброжелатели притихли, так как поняли, что в Москве деятельности ГИУ придают большое значение. Тем более что закупленное и заказанное советское оружие с середины 1961 г. начинало поступать в Индонезию.

25 июня 1961 г. по данным голландской разведки два советских бомбардировщика “Ту-16” вылетев из СССР приземлись в Джакарте. По индонезийским официальным данным 1 июля первые два самолета Ту-16 в аэропорт Джакарты - Kemayoran доставили индонезийские пилоты. Первым бомбардировщиком с бортовым номером M-16-01 управлял майор Cok Suroso Hurip, а вторым с номером M-16-02 - майор Sutopo. Их прибытие широко освещалось в прессе. Сам перелет в Индонезию в силу его сложности выполняли советские пилоты, а на месте они передали самолеты индонезийским экипажам которые, совершив небольшой перелет, продемонстрировали их широкой публике.

Самолеты передавались из состава 238-й гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного Севастопольского полка, в связи с его расформированием в июне 1960 г. в соответствии с Законом Верховного Совета СССР «О новом значительном сокращении ВС СССР» от 15.01.1960 г., с аэродрома Озёрное Житомирской области. Машины уходили по маршруту Озерное-Ташкент-Дели-Сингапур-Джакарта. По некоторым данным в 1961 г. руководил операцией по переброске бомбардировщиков Ту-16 в Индонезию дважды Герой Советского Союза полковник Муса Гайсинович Гареев.

Переброска самолетов продолжалась - 11 августа в Индонезию прилетели очередные 2 бомбардировщика Ту-16. К этому моменту  в Индонезию из СССР уже прибыли в общей сложности 4 бомбардировщика Ту-16. В период с 12 августа по 14 сентября в Индонезию перелетели еще 4 бомбардировщика Ту-16, доведя их общее число до 8 единиц. Всего по данным ЦРУ в июле-октябре 1961 г. в Индонезию прибыли 10 бомбардировщиков “Ту-16”.

16 августа 1961 г. 17 индонезийских курсантов, будущих пилотов противолодочных вертолетов Ми-4 ВМС Индонезии и десятки техников были отправлены в Алма-Ату для обучения. Они были первой группой вертолетчиков флота.

К середине сентября 1961 г. первые советские военные поставки для Корпуса морской пехоты уже прибыли в страну. Среди грузов танки амфибии ПТ-76 и десантные плавающие транспортеры К-61 (обозначались как LCVP's).

27 сентября 1961 г. индонезийцы впервые напрямую без посредников в лице Польши, получили для флота закупленные в СССР первые  восемь торпедных катеров пр.183 (НАТО - Р-6) на специальной церемонии в гавани Джакарты. Советский посол А. Н. Михайлов осуществил передачу дивизиона катеров начальнику штаба ВМС  контр-адмиралу Р.Э.Мартадината (R. E. Martadinata). ТКА были доставлены в Индонезию в августе-сентябре 1961 г. Катера получили наименование   «Bohorok», «Badai», «Taufan», «Prahara», «Angin Kumbang», «Angin Gending», «Ribut» и «Angin Puyuh». Журналисты со ссылкой на индонезийские источники сообщали, что еще два дивизиона торпедных катеров будут доставлены в Индонезию Советским Союзом позже. Реально это было не более чем бахвальством, в дальнейшем было поставлено еще только 6 торпедных катеров. Торпедные катера были закуплены у СССР по соглашению о приобретении вооружении на 400 миллионов долларов, подписанным в декабре 1960 г. Каждый 67-тонный катер вооружен 2 торпедами, двумя 12,5-мм зенитными пулеметами и глубинными бомбами. Экипаж 14 человек, скорость составляет 42 мили в час. Полученные катера составили второй эскадрон торпедных катеров. До этого у индонезийцев был один эскадрон из  8 торпедных катеров закупленных в 1958 г. в ФРГ.

В ночь на 30 сентября 1961 г. из Москвы в Джакарту по приглашению министра - начальника штаба военно-морских сил Республики Индонезии контр-адмирала Р.Э.Мартадината, отбыл Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал С.Г.Горшков. 2 октября он прибыл в Индонезию.  5 октября наш главком был почетным гостем на торжествах вооруженных сил Индонезии. 11 октября адмирал С.Г.Горшков в порту Танджунг Приок (северная Джакарта) передал в дар правительству Индонезии от имени правительства СССР 10 бронекатеров.  От Индонезии дар принимал министр - начальник штаба военно-морских сил Республики Индонезия контр-адмирал Р.Э.Мартадината. Это был редкий случай, когда о передаче боевых судов было сообщено советским гражданам, хотя и не сразу. Информация о этом была опубликована в «Ежегоднике» Большой Советской Энциклопедии в 1962 г. в материале о Индонезии. Именно там и сообщалось, что 10 бронекатеров были переданы в дар. О том, что предполагается поставка 10 малых судов в подарок, индонезийское руководство было проинформировано своим посольством в Москве еще 10 февраля 1961 г. По данным голландской разведки, поставка 18 моторных канонерских катеров была осуществлена в Индонезию за пределами договора о поставке вооружений. Катера получили наименование (знаю только восьми) «Ular Laut», «Ular Sendok», «Ular Sanca», «Ular Naga», «Ular Puspa Kajang», «Ular Boa», «Batu Karang» и «Batu Padas». 

Нигде не говорится, какого проекта были эти бронекатера. Западные источники обозначают их как “BK” класс или BK-IV класс. Согласно справочнику «Jane's Fighting Ships 1974-75»  экс советские катера класса  “BK” ("BK" CLASS (LARGE PATROL CRAFT)) имели следующие характеристики: водоизмещение 120 тонн, размеры 124.7х19х4.6 футов (37,9х5,8х1,4 м.), вооружение 1 85-мм пушка и 4 25-мм автомата. Дизель, скорость 20 узлов. Всего говорится о 18 единицах в 1961-1962 гг.

В СССР было не так много крупносерийных проектов бронекатеров послевоенной постройки подходящих под такие тактико-технические характеристики (ТТХ). Имеющиеся в интернет-публикациях предположения, что переданные бронекатера были проекта 191М, довольно сомнительны. Их ТТХ значительно отличаются от приведенных в «Jane's Fighting Ships» как  по водоизмещению в 2,5 раза так и по размерам. Так пр.191М - водоизмещение стандартное 53,35 т., полное 56,5 т.,  длина - 25,90 м., ширина - 4,30 м., осадка - 0,65. Скорость полного хода - 20,8 уз. Дальность плавания: 517 миль (10 уз), 175 миль (15 уз). Автономность - 5 суток. Силовая установка: 2х1000 л.с., дизели М-50, 2 ВФШ, 2 ДГ ГСК-1500, 1 ДГ ПН-85. Вооружение: 1х1 85 мм МК-85 - 100 выстрелов, 2х2 14,5 мм 2М-6. Экипаж, 15 человек.  В 1957 г. в связи сокращением ВС СССР бронекатера пр.191М ЧФ были поставлены на консервацию. И хотя по имеющимся в интернете данным в апреле-сентябре 1963 г. часть их была расконсервирована и 12 единиц поставлены в Индонезию, по ТТХ проект 191М не подходит под тип “BK”, да и по времени поставки - 1963 г. не подходит.

Наиболее подходит под описание ТТД бронекатера проекта 186 построенного на ССЗ № 194 в генинграде в 1945-1947 гг. Водоизмещение стандартное 156 т., полное 165 т.,  длина - 36,20 м., ширина - 5,20 м., осадка - 1,50 м. Скорость - 14 уз. Однако на нем было по два 85-мм орудия в башнях танка Т-34, один 37-мм автомат и 2 спаренных пулемета ДШКМ 12,7-мм. В дальнейшем предполагалось модернизировать зенитную артиллерию, заменив 37-мм и 12,7-мм установки на спаренные 25-мм автоматы. Было построено 38 катеров, все входили в состав Балтийского флота, в 1956-1960 гг. они были разоружены и переданы в ОФИ для демонтажа и разделки на металл (1958 г. - 9, 1959 г. - 5 и в 1960 г. -10). Вполне возможно, что именно они были подарены Индонезии, а не были разобраны на металл, но с изменениями, снята одна из башен с 85-мм орудием, вместо нее и 37-мм и 12,7-мм установок как и планировалось установлены 4 25-мм  автомата. Из-за снятия одной из башен снизилось и водоизмещение. Кроме того в отличие от пр.191М  на пр.186 были установлены двигатели и оборудование западного производства -  2 двухтактных 8-цилиндровых дизеля 8-268А фирмы «Дженерал-Моторс»,  два компрессора и два дизель-генератора фирмы «Бордко» с вспомогательными дизельными двигателями фирмы «Шеппард». Что для индонезийских механиков было явно ближе.

14 октября завершив визит, адмирал С.Горшков отбыл в Москву.

2 ноября 1961 г. в газетах Сингапура была опубликована заметка из Джакарты «Новый корабль для Военно-Морского флота», где говорилось, что СССР передал индонезийскому флоту новый тральщик. Но тральщиков в 1961 г. индонезийцам не передавалось, зато по данным книги «Sedjarah perkembangan Angkatan Laut» издания 1971 г. в 1961 г. было поставлено одно судно размагничивания. Согласно документа ЦРУ «Exports Of Communist Military Equipment To The Less Developed Countries: A Catalog Of Prices» 1970 г. это судно было проекта 219, купленное по контракту от 1960 г. за 1.190.246 долларов. Суда безобмоточного размагничивания проекта 219 в течение 1955-1961 гг. строились на Хабаровском судостроительном и механическом заводе им. С.М. Кирова № 368. Было построено 17 единиц, из них у 16 судов известны названия и только нет точных данных по второму корпусу в серии - заводской номер 762, вступившему в строй в 1956 г. Вполне возможно, что именно он и был поставлен в Индонезию. Хотя по информации интернет-справочника RussianShips.info, списанный в 1995 г. зав.№762 стал сухогрузом «Гритан» компании Гритан АО. Но это противоречит «Регистровой книге» кораблей, там сухогруз «Гритан» указывается как бывший «СР-127», а это заводской номер 761.

16 ноября 1961 г. в Джакарте по сообщениям журналистов СССР передал индонезийцам еще две моторных  канонерские лодки для ВМС Индонезии. Как говорилось в публикации общее  число кораблей этого класса поставленных Советским Союзом достигло 12 единиц. Что это за проект неизвестно, считал что это тоже бронекатера класса  “BK”, но их по данным справочника «Jane's Fighting Ships 1974-75» было поставлено 18 единиц в 1961-1962 гг. То есть 10 единиц  - 10 октября 1961 г. и 8 в 1962 г.  и эти два сюда не вписываются. Однако узнал по индонезийским публикациям, что в конце 1961 г. прибыли в Индонезию купленные у Советского Союза два катера торпедолова TCB (Torpedo Charter Boat или Kapal Pungut Torpedo Cather Boat) - что за проект не уточняется,  получившие наименование «Buaya» и «Biyawak». Предназначение катера-торпедолова - это поиск, подъем с воды на борт или буксировка использованных практических торпед во время учебных торпедных атак, а также при стрельбе на торпедо-пристрелочных станциях. Торпедолов следует за выстрелянной торпедой, находит ее и доставляет на базу или к стреляющему кораблю - таким образом существенно снижается общая стоимость учебных торпедных стрельб кораблями и подлодками, поскольку практические торпеды (после перезарядки) возможно использовать снова и снова. По данным книги «Sedjarah perkembangan Angkatan Laut» издания 1971 г. в 1961 г. было поставлено два торпедолова. Согласно документа ЦРУ «Exports Of Communist Military Equipment To The Less Developed Countries: A Catalog Of Prices» 1970 г. индонезийцам поставлялись торпедоловы класса Poluchat-1, он же пр. 368Т по контракту от 1960 г. Может это они и были. «Buaya» и «Biyawak» входили в составе индонезийских подводных сил, как торпедоловы, исключены из флота 25 мая 1971 г.

 

Литература.

·         БЕЗИК Игорь Васильевич «ВИЗИТ ДРУЖБЫ ИНДОНЕЗИЙСКИХ МОРЯКОВ» «Россия и АТР» Владивосток 2003 г.

·         Быстрова Ирина Владимировна «Советский военно-промышленный комплекс: проблемы становления и развития (1930-1980-е годы)» Ин-т российской истории РАН, 2006 г.

·         Виноградов Лев Владимирович «Корабли меняют флаг» Андреевский флаг, 1996 г.  

·         «Ежегодник» БСЭ 1962 г. стр261

·         Михаил Жирохов, Александр Котлобовский «Небесные войны Индонезии» Журнал «АвиаМастер» № 4 2004 г.

·         Кашмадзе И.И. «Мои встречи с Сукарно» Журнал «Восток» № 5 2001 г.

·         Коригодский Роберт Нисонович «Дальний поход (воспоминания военного переводчика)» 16 ноября 2018 г с сайта <http://www.pereplet.ru/text/korigodskiy15nov18.html>

·         Лурье В.М. «Адмиралы и генералы Военно-морского флота СССР: 1946-1960»

·         «О времени и наших судьбах. Сборник воспоминаний подготов и первобалтов "46-49-53".» Книга 1. СПб, 2002  г. Часть 5.

·         Павлов Александр «КРЕЙСЕР ДЛЯ ИНДОНЕЗИИ»

·         «Республика Индонезия. 1945-1960» Москва, Издательство Восточной литературы, 1961 г.

·         Соколов Евгений «Муса Гареев переехал в Уфу по совету знаменитого летчика Покрышкина» Комсомольская правда 03.05.2012 с сайта <https://www.ufa.kp.ru/daily/25878.4/2841753/>

·         Харитонов Геннадий Борисович «Мы получили от Советского Союза все, в чем нуждались!»

·         Хрущев Н.С. «Время, люди, власть....» Московские новости, 1999 г.

 

 

·         Справочник «Jane's Fighting Ships» за разные годы.

 

·         «Arms Agreement With Russia Ratified» Asian Recorder, Том 7, 1961

·         BY NKRI_JAYA «CATATAN ISENG MAHLUK HALUS JILID 8» 20 JANUARI 2015

·         «CLAIM INDIES BASE OFFERED TO RUSSIANS» The Canberra Times  Wednesday 17 February 1960

·         «COMITÉ VERENIGDE INLICHTINGENDIENSTEN NEDERLAND», KA 1894/83-16, 's-Gravenhage, 11 maart 1961

·         «COMITÉ VERENIGDE INLICHTINGENDIENSTEN NEDERLAND», KA 1985/83-20,  's-Gravenhage, 13 juli 1961

·         «COMITÉ VERENIGDE INLICHTINGENDIENSTEN NEDERLAND», KA 2013/83-21,  's-Gravenhage, 11 augustus 1961

·         «COMITÉ VERENIGDE INLICHTINGENDIENSTEN NEDERLAND» KA 2037/83-22, s-Gravenhage, 14 september 1961

·         «COMITÉ VERENIGDE INLICHTINGENDIENSTEN NEDERLAND» KA 2131/83-25,  s-Gravenhage, 14 december 1961

·         David Easter (War Studies) «Active Soviet military support for Indonesia during the 1962 West New Guinea Crisis» «COLD WAR HISTORY (UK/EUROPE)» Volume 15, 2015, pp201-220

·         «Delivery of Soviet Naval Vessels to Indonesia» CENTRAL INTELLIGENCE BULLETIN, December 22, 1960

·         Dirgahayu SatkaselWira Ananta Rudhiro”“Jalesveva Jayamahe” 15 September 2014 с сайта <http://militerstory.blogspot.com/2014/09/55-tahun-satuan-kapal-selam-tni-al.html>

·         «Editorial Note» с сайта <https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1958-60v17/d249>

·         «Exports Of Communist Military Equipment To The Less Developed Countries: A Catalog Of Prices» Intelligence Handbook  February 1970

·         «In R.I. navy» The Straits Times 29 September 1961 UPI 

·         «Indonesia to Get Soviet Gunboats» October 11, 1961, Albuquerque Journal from Albuquerque, New Mexico · Page 2

·         «Letter From the Assistant Secretary of Defense for International Security Affairs (Irwin) to the Assistant Secretary of State for Far Eastern Affairs (Parsons)» Washington, November 18, 1959

·         «Memorandum From the Assistant Secretary of State for Far Eastern Affairs (Parsons) to Acting Secretary of State Dillon» Washington, December 31, 1959. С сайта <https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1958-60v17/d236>

·         «Mission to Moscow» The Singapore Free Press, 24 August 1960, Page 1

·         «NAVY CHIEF OF STAFF TO MOSCOW» August 24, 1960

·         «New ship for Navy» The Singapore Free Press, 2 November 1961, Page 1

·         «Onderwerp: Wapenleveranties aan Indonesie.» MEMORANDUM  № 71, ZEER GEHEIM, 16 juli 1959

·         «Possible Resumption Of Soviet Aid To Indonesia» INTELLIGENCE MEMORANDUM October 1971, CIA-RDP85T00875R001700020044-0

·         «Sedjarah perkembangan Angkatan Laut» Pusat Sedjarah ABRI, 1971 

·         «Sejarah TNI Angkatan Udara: 1960-1969»

·         «Sejarah kesehatan TNI Angkatan Laut» Angkatan Laut, 1980

·         «SINO-SOVIET BLOC ECONOMIC ACTIVITIES IN UNDERDEVELOPED AREAS» July 4, 1960, CIA-RDP92B01090R000700010115-3

·         «SOYIET EXTBA GIFTS TO IHDOHESIAN ARMED SERVICES» 10 februari 1961

·         «THE OFFER OF RUSSIAN WARSHIPS TO ALRI» 23 maart 1960

·         THE PRESIDENT'S INTELLIGENCE CHECKLIST 11 AUGUST 1961

·         Tribuana Said «Indonesia dalam politik global Amerika» 1983

·         «USSR to Give Indonesia Naval Assistance» CENTRAL INTELLIGENCE BULLETIN, March 15, 1960, CIA-RDP79T00975A005000130001-1

·         «Wapenleveranties en buitenlandse hulpverlening aan Indonesië» COMITÉ VERENIGDE INLICHTINGENDIENSTEN NEDERLAND, KA 1862/83-15, ‘s-Gravenhage, 11 februari 1961

·         «Wapenleveranties enjbjuitenlandse hulpverlening aan Indonesië» ZEER GEHEIM, KA 1894/83-16, 's-Gravenhage, 11 maart 1961

·         «Wapenleveranties en buitenlandse hulpverlening aan Indonesië» COMITÉ VERENIGDE INLICHTINGENDIENSTEN NEDERLAND, ZEER GEHEIM, KA 2013/83-21,  's-Gravenhage, 11 augustus 1961

·         «Warships for RI» The Straits Times 13 August 1960

·         Zamzulis Ismail, Burhanuddin Sanna «Siapa Laksamana R. E. Martadinata» 1977

·         С сайта <http://www.odrap.ru/katastrofe_tu-16.html>

·         С сайта <http://russianships.info/vspomog/229.htm>

·         С сайта <https://lk.rs-class.org/regbook/vessel?fleet_id=561098>

·         С сайта <http://patriotgaruda.com/2014/12/03/catatan-kecil-mahluk-halus-jilid-6/>

 

 

Розин Александр.

 

 

На Главную.