На Главную.

 

Розин Александр.

 

Миф о советской военно-морской экспансии в Грецию.

 

После состоявшегося 8 апреля 2015 г.  визита в Москву греческого премьер-министра Алексиса Ципраса западные информационные агентства, раздувая слухи об агрессивных намерениях России, в этой связи заговорили о возможной сделке  Кремля с греками, кредиты в обмен на создание российской базы на греческих островах в Эгейском море. При этом в лучших традициях подмены понятий, утверждается, что подобные попытки уже были во время существования СССР. В частности 7 апреля 2015 г. в британской газете “The Financial Times” в материале «"Фокус с плодами", к которому Ципрас прибегнет в отношениях с Москвой, наверняка покоробит ЕС» посвященном этому  говорится, что  когда у Греции портятся отношения с Западом, она традиционно начинает обхаживать Москву. В начале 1980-х Афины сочли, что НАТО чересчур любезно со своим членом Турцией, и Греция предложила ВМФ СССР порт на острове Сирос. "Симптоматично, что эта сделка так и не была заключена; такова судьба многих совместных планов России и Греции", - говорится в статье. Так в нескольких строках «честные» журналисты полностью исказили  то, что на самом деле тогда было.

В реальности во главе соглашений были  экономические

На выборах 1963 г. реакция в Греции потерпела поражение. Новое правительство «Союза центра» провело ряд прогрессивных мероприятий, в том числе нормализовало отношения с социалистическими странами, заявило о проведении нового более независимого курса в рамках общей политики стран НАТО.

Советско-греческие экономические отношения стали активно развиваться и  к концу 60-х СССР стал 4-м по значимости торговым партнером Греции. Вплоть до начала в СССР горбачёвской перестройки суда под греческим флагом осуществляли до 15% объема морских перевозок внешнеторговых грузов СССР, а греческие судоверфи получали примерно такую же часть советских заказов по судостроению и судоремонту. По воспоминаниям Арама Пирузяна, бывшего торгпреда СССР в Греции, его назначение на эту должность в 1964 г. сопровождалось продолжительной беседой с министром внешней торговли СССР Н.С.Патоличевым, который специально подчеркнул особую важность задачи активизировать экономические связи СССР и Греции, так как та раздумывала об активизации сотрудничества со странами СЭВ.

В докладной записке посла СССР в Греции Николая Корюкина в Исполком СЭВ от 2 ноября 1966 г. говорилось: «Правительство Греции пока не готово «заморозить» программу вступления страны в ЕЭС, но сложилось впечатление, что греческое правительство, с учетом политической географии на Балканах и опасаясь негативных последствий от вступления в ЕЭС, хочет балансировать между Западом и странами СЭВ... Наши предложения 1966 г. о предоставлении преференций греческим товарам в СССР и льготных тарифов греческим транзитным грузам на советской территории принято с большим удовлетворением, но власти опасаются, что США и ЕЭС могут сорвать более активное сближение двух стран. Кроме того, греческая сторона не отвергла предложение болгарской стороны 1966 г. о возможном получении Грецией статуса наблюдателя в СЭВе, хотя до получения такого статуса, как считают ее власти, целесообразно более активно развивать торговлю со всеми странами СЭВ».

Упомянутые послом Н.Корюкиным преференции предусматривали, в частности, что при наличии предложений от греческих компаний и компаний других стран Запада по закупкам советской стороной товаров и услуг СССР предпочтет закупки в Греции. Этот режим действовал до 1985 года включительно. Выполнение экономических заказов СССР и других стран-членов СЭВ в 60-х - начале 80-х гг. обеспечивало постоянной работой свыше 10% трудоспособного населения Греции, стабильную загрузку не меньше 15% её промышленных, агропромышленных и судостроительных мощностей. При этом товарообмен Греции со странами СЭВ в середине - второй половине 1960-х увеличивался быстрее, чем со странами ЕЭС.

Но в 1967 г. в Греции был осуществлен военный переворот. Пришедшая к власти хунта «черных полковников» возобновила враждебную политику по отношению к СССР и взяла курс на дальнейшее превращение страны в плацдарм НАТО и США на Балканах и в Восточном Средиземноморье. В мае 1968 года на острове Крит был открыт новый ракетный полигон НАТО. В том же месяце хунта обратилась к НАТО с просьбой предоставить Греции ядерные фугасы для создания «оборонительного пояса» на границе с Болгарией.

При этом, несмотря на громкие заявления о том, что «революция 21 апреля 1967 г.» призвана спасти Грецию «от угрозы коммунизма», правительство Г. Пападопулоса не собиралось прерывать торговых отношений с Советским Союзом. Так, уже в августе 1967 г. греческое правительство приняло решение о закупке в СССР для нужд государственных организаций машин, оборудования и запчастей на общую сумму почти в 5 млн. долл. А к 1972 году стоимость советско-греческой торговли возросла почти на 20% в сравнении с 1966 годом.

В августе 1974 г.  Греция в ответ на занятие северной части Кипра Турцией, приостанавливает свою деятельность в военных структурах НАТО до 1981 г.

В 1975 г.  военная хунта была свергнута, была принята новая конституция, в страну из Парижа вернулся предыдущий премьер-министр Константинос Караманлис, а по результатам всенародного референдума монархия была упразднена и Греция стала парламентской республикой. При этом реализуя программу вступления в ЕЭС, греческое правительство неизменно подчёркивало значение для Греции восточного вектора торгово-экономических связей. Впечатляет география визитов и переговоров, проведенных в 1979 г. тогдашним премьер-министром Греции и лидером партии «Новая демократия» К. Караманлисом: в марте он посетил с официальными визитами Югославию и Румынию, в апреле встретился с болгарским лидером Т. Живковым, в октябре состоялись его официальные визиты в Советский Союз, Венгрию и Чехословакию, в ноябре - в Китай. Подписанные в ходе этих визитов соглашения позволили к середине 1980-х гг. увеличить товарооборот Греции с каждой из указанных стран минимум на треть в сравнении с уровнем середины 1970-х. В ходе встреч в Москве греческая делегация во главе с Караманлисом заявила, что Афины не намерены сокращать взаимовыгодные экономические связи со странами восточного блока и после вступления в ЕЭС. В Москве со своей стороны подтвердили готовность предоставить греческим партнёрам режим наибольшего благоприятствования в отношении экспорта её товаров и услугам, а также увеличить поставки продукции, в которых Греция нуждалась.

Именно в конце 70-х годов активизировалось сотрудничество между  СССР и Греции в морской сфере.

В 1976 г. греческая судовладельческая группа компаний П-Ливаноса приобрела в СССР два первых пассажирских судна на подводных крыльях класса “Комета” - «Флайинг долфин» и «Флайинг долфин-2». Современные советские суда, плавающие под греческим флагом, это был весьма показательный прорыв, ибо в данном случае высокое качество, передовое техническое решение, надежность советских изделий позволили им выйти на рынок, где ранее полностью господствовали западные партнеры Греции.

Осенью 1976 г. СССР и Греция подписали соглашение в области судоходства. Как заявил корреспондентам министр торгового флота Греции А.Пападонгонас: «Это соглашение, является показателем стремления наших стран развивать сотрудничество друг с другом. Я уверен, что дух доброй воли и взаимопонимания, который до настоящего времени преобладает в отношениях между Грецией и СССР в области торгового судоходства, и в будущем докажет свою плодотворность и эффективность для интересов каждой из сторон.»

С 13 по 17 сентября 1978 г. в Одессу с первым послевоенным официальным визитом пришли греческие эсминцы «Миаулис» DD211 и «Канарис» DD212.

20-25 октября 1978 г. в Пирей с ответным  официальным визитом пришел отряд кораблей под флагом командующего ЧФ адмирала Н.И.Ховрина в составе крейсера «Дзержинский», эсминца «Скорый» и танкера «Иван Бубнов». Последний раз корабли Советского Военно-Морского Флота крейсер «Красный Кавказ», эсминцы «Петровский» и «Шаумян» посещали Грецию  ровно сорок пять лет назад, в октябре 1933 г.

В ходе визита советские моряки посетили с экскурсией судостроительную верфь в районе Скараманга (13 км северо-западнее Афин). Судостроительный и судоремонтный завод «Хелленин шипъярд» является крупнейшим в стране и Восточном Средиземноморье и десятым в Греции по величине оборотного капитала. Его строительство было начато в 1956 г., пуск в эксплуатацию состоялся в 1959 г. Он несколько раз расширялся и модернизировался. Его площадь  1164 тыс. м2, из которых 65 тыс. м2 - площадь цехов. На нем работает около 3800 инженеров и рабочих. До 1985 г. завод принадлежал крупному греческому судовладельцу С. Ниархосу, а после государству.

Из рассказа участника похода капитана 1 ранга Н.Радченко: «Мы подъехали к административному корпусу, выстроенному на горе, откуда цеха видны как на ладони. Нас встретил невысокий грузноватый мужчина лет шестидесяти - распорядительный директор завода С. Бриссимиджакис. После короткого приветствия он пригласил нас к план-макету верфи и начал рассказ. Еще подъезжая к верфи, мы обратили внимание на щит с известным всем знаком, запрещающим фотографировать.  Однако Бриссимиджакис пояснил, что гостям на Советского Союза он делает исключение и разрешает фотографировать все, что будет показано.

- Надеюсь, - улыбнулся директор, -  вы сделаете нашей верфи хорошую рекламу…

… Мы совсем не против, - подчеркнул в заключение Бриссимиджакис, -- иметь такого заказчика, как Советский Союз. Поэтому одобряем ваш визит в Грецию и рады приветствовать вас на верфи.»

Так что было бы глупо не воспользоваться подобными предложениями, тем более что это было интересно и нам.

6 сентября 1979 г. частная греческая компания Neorion Shipyard Co. и советское  государственное предприятие "Внешнеэкономическое объединение "Судоимпорт" подписали контракт, действующий до 31 декабря 1980 г. о выполнении ремонта советских торговых и разоруженных вспомогательных судов ВМФ водоизмещением до 40.000 тонн.

Работы проводились на верфи «Неорион шипъярд Сирос» в порту Эрмуполис на о. Сирос  в Эгейском море. Верфь была старейшая в Греции, основана в 1861 г., имела 1000 рабочих, была технически хорошо оснащена и специализировалась на ремонте кораблей.  Контракт был выгоден как нам, так и грекам, так как завод  в 1978 г. был закрыт по причине банкротства. В феврале 1979 г. банковский консорциум контролируемый государством купил верфь у магната Базила Гуландриса (Basil Goulandris) за 12 миллионов долларов. Для управления компанией привлекли  британскую международную консалтинговую фирму  A.& P. Apeldore International Ltd., имевшую большой опыт в реанимации судостроительных предприятий. Apeldore ранее имела деловые отношения с советским флотом. Верфь имеет два плавучих дока для судов дедвейтом 75 и 40 тыс. т. Управляющим был назначен швед Торстен Андерсон (Thorsten Andersson).

Для Советского Союза использование верфи на острове Сирос в Эгейском море было выгодно тем, что остров располагался непосредственно на маршруте из Черного моря в  восточное Средиземноморье. СССР давно искал нечто подобное, но Италия отклонила подобное советское предложение. В Средиземном море ремонт вспомогательных судов флота для СССР осуществляла Франция. Но туда из восточного Средиземноморья надо было идти три дня, а если возвращаться в Черное море, то два дня. Так что верфь на  Сиросе была весьма к месту.

Протоколом о сотрудничестве между ВСудоимпорт и верфью «Неорион шипъярд Сирос»  разрешалось, что: а) советские экипажи судов прибывшие на ремонт могут оставаться на Сиросе до завершения ремонта, б) советские специалисты и члены их семей могут жить на острове в течение работы на советских кораблях. Однако просьба о постоянном пребывании советских технических специалистов на Сиросе была отвергнута правительством Греции.

Страны НАТО усмотрели в этом проекте угрозу для единства блока. Командующий войсками НАТО в Южной Европе адмирал Гарольд Э.Шер (Harold E. Shear) назвал греко-советскую сделку вредной для безопасности альянса. 

Великобритания, как и другие страны НАТО заявили, что решение греческого правительства отличается от позиции, которую озвучил греческий министр иностранных дел Георгиос Раллис на саммите НАТО 7 декабря 1978 г., когда он подчеркнул, что: «Важно поощрять неприсоединившиеся страны Средиземноморья противостоять давлению Москвы в предоставлении средств для советских судов».

Так что, резкая реакция на контракт был связан с опасением, что успешность судоремонтного бизнеса Греции с СССР может поощрить другие страны НАТО обслуживать российские суда.

Официально греческое правительство к контракту никакого отношения не имело, сделка была заключена с частной компанией. Такой контракт между частными фирмами не может в любом случае интерпретироваться как "соглашение" между правительствами.

В свою очередь представители компании Neorion заявляли, что русские имеют деловые отношения с 42 компаниями в 35 странах, и что различие между их торговыми судами и военно-морскими судами снабжения - очень узкое. Они указывают, что все российские суда являются государственными и что они часто перемещаются от одного флота до другого.

6 октября 1979 г. на завод для ремонта прибыл первый вспомогательный корабль Черноморского флота. Это был средний морской танкер «Койда» с командой 38 человек. Ремонт корпуса и двигателей будет длиться приблизительно три месяца, и обойдется в 1 миллион долларов. Три советских эксперта будут контролировать ход ремонтных работ.

К апрелю 1980 г. было отремонтированы три советских вспомогательных военно-морских судна. Всего в 1980 г. были отремонтированы 7 советских судов, часть из них принадлежала вспомогательному флоту. Общая сумма уплаченная Советским Союзом в 1979-1980 гг. за ремонтные работы составила примерно 15 миллионов долларов.

Обоюдовыгодная работа верфи «Неорион шипъярд Сирос» оказалась хорошим примером для других. Вслед за ней к ремонту советских торговых кораблей приступила и верфь «Халкис шипъярд» (Halkis Shipyards SA) расположенная в 70 км к северу от Афин на о. Эвбея. Основанная в 1972 она была расширена в 1974 г. для ремонта кораблей, насчитывала 550 рабочих и два плавучих дока на 45.000 и 15.000 тонн. Уже 12 марта 1980 г. она приступила к ремонту на 3.115 тонном грузовом судне «Protsion». 

После возвращения Греции в военные структуры НАТО, последние на нее оказали давление для прекращения сотрудничества с СССР в осуществлении ремонта вспомогательных судов ВМФ, тем более что срок контракта истекал.

В феврале 1981 г. сроки действия контракта завершились, при этом в ремонте еще находились три советских судна - два торговых и одно вспомогательное ВМФ.

После этого компания Neorion предложила Москве заключить контракт на 1981 г. на  ремонт только коммерческих судов. Коммерческий директор верфи «Неорион шипъярд Сирос»  Торстен Андерсон, заявил журналистам  что предлагаемый новый контракт, в отличие от таковых за два прошлых года, исключает советские вспомогательные суда ВМФ.

Советские представители на это заявили, что их  интересует именно ремонт судов снабжения ВМФ, а не только торгового флота. Но находящееся под давлением американцев и НАТО, греческое руководство отказывалось  от продолжения сотрудничества в ремонте нашего вспомогательного флота.

Так в середине 1981 г. греческое правительство заблокировало сделку между Советским Союзом и частной греческой верфью, которая, вновь открыла путь для обслуживания вспомогательных судов советского флота в Греции. Контракт стоимостью 350.000-500.000 фунтов стерлингов предусматривал обширный ремонт советского океанографического судна «Айтадор» (Aitador). Отказ был обусловлен тем, что такие суда широко используются как разведывательные. Первоначально договор для осуществления работ был заключен верфью «Халкис шипъярд» к северу от Афин, которая принадлежат Джону К. Каррасу, находящемуся в Лондоне греческому судовладельцу и финансисту.

Тем не менее, сотрудничество продолжилось с надеждой что все выправится.

И в апреле 1981 г. между верфью «Неорион шипъярд Сирос»  и советской стороной был подписан первый в 1981 г. контракт стоимостью почти 2 миллиона долларов на ремонт советского буксира.

А в июне 1981 г. появились сообщения о готовности греческой компании вновь начать ремонт вспомогательных судов советского ВМФ. Греки всячески опровергали эти сообщения.

В октябре 1981 г. на выборах в парламент абсолютное большинство получило Всегреческое социалистическое движение Андреаса Папандреу, 21 октября он стал премьер-министром. После этого в ноябре, греческое руководство предложило советской компании Судоимпорт возобновить ремонт советских судов на греческих верфях, в том числе и вспомогательных кораблей военно-морского флота. Предложение естественно было принято.

И это на фоне новых разногласий с НАТО. В декабре 1981 г. после острой дискуссии с представителем Турции на заседании Комитета планирования обороны НАТО Греция не приписала итоговое коммюнике. Затем Греция не приняла участия в военных маневрах НАТО в Эгейском море. 

18 января 1982 г. соглашение о ремонте как коммерческих, так и вспомогательных судов ВМФ было заключено. Но как заявил представитель греческого правительства Димитриос Марудас (Dimitrios Maroudas) предназначенный для ремонта корабли вспомогательного флота это не боевые суда используемые главным образом для транспортировки продовольствия, воды, топлива, а также для медицинских целей.

В конце марта 1982 г. первые два вспомогательных судна советского ВМФ согласно заключенному в январе контракту, встали на ремонт. Стоимость работ по этим двум судам оценивается в 2,5 миллиона долларов.

На август 1982 г. на заводе «Неорион шипъярд Сирос»  с 1979 г. было отремонтировано 11 советских судов из них половина принадлежала вспомогательному флоту ВМФ, и еще два  вспомогательных судна готовились вскоре встать на ремонт.

Вот такая советская экспансия. В свою очередь Греция  хотя и имела ряд разногласий с альянсом, являлась членом НАТО, она предоставила базу 6-му флоту США в заливе Суза на орит, также на Крите были расположены две американские авиабазы Herakleion и  Helenikon, с которых американцы контролировали советскую деятельность в регионе. Кроме того четвертая база в Nea Makri являлась главным звеном для глобальной связи американского флота. В дополнение к этим четырем главным базам две ретрансляционных станции "Голоса Америки" в Греции позволяют американским радиопередачам достигнуть Советского Союза и Ближнего Востока.

При этом стоит помнить, что советские заказы были не единственные для компании. Доля товарооборота компании Neorion с СССР составляла 15 %, сравните с 30 % британцев и больше чем 20 % от США.

Акционеры «Неорион шипъярд Сирос»  - Национальный банк Греции (National Bank of Greece) с 47 процентами, греческий Индустриальный Банк (Hellenic Industrial Bank) с 35 процентами и Ионийский и Популярный Банк (Ionian and Popular Bank) с 18 процентами - очень  довольны бизнесом который они ведут с СССР. Прибыль верфи в 1981 г. составила 10 миллионов долларов.

Взаимовыгодное сотрудничество продолжалось и дальше в 1983 г. верфь «Неорион шипъярд Сирос» на ремонте советских судов заработала 8 миллионов долларов, в 1984 г. - 6,7 миллионов долларов. А планы были еще больше достигнуть в течение следующих трех лет суммы в 15 миллионов долларов за ремонт советских торговых судов и 5 миллионов долларов за ремонт 5 вспомогательных судов ВМФ.

10-14 октября 1983 г. командующий ЧФ вице-адмирал А.М.Калинин на крейсере «Жданов» в сопровождении СКР «Пылкий» совершил визит в порт Пирей. Американцы не скрывали раздражения в связи с тем, что в страну члена НАТО прибудут советские корабли без согласия на то США. К тому же правительство Греции не захотело участвовать в проходящих в это время натовских маневрах в восточном Средиземноморье. В этих условиях  черноморцы в ходе визита сделали все возможное для большего укрепления традиционной дружбы между СССР и Грецией. Жители греческого города Пирей во время пребывания на крейсере «Жданов» писали: «Бесконечно рады счастливой возможности выразить вам огромную благодарность за то, что русский народ был и остается другом всех греков. Верим всей душой, что ваш визит послужит дальнейшему укреплению связей между нашими народами».

Сотрудничество было на руку обеим странам. Начав в 1976 г. с двух судов на подводных крыльях класса “Комета” греческие компании закупили их еще несколько десятков. К 1985 г.  флотилия “Комет” компании «Серрес» перевезла более семи миллионов пассажиров! Иными словами, свыше двух третей всего населения Греции. Весной 1985 г. компания открыла новую линию-из порта Волос к островам Эгейского моря. Ее тоже стали обслуживать «летающие дельфины», построенные на советских верфях. Специально для этой линии «Серрес» заказала в Россию две «Колхиды»: они мощнее и комфортабельнее «Комет».

В 1984 г. в греческие гавани 400 раз заходили советские пассажирские суда. Если к этому прибавить заходы сухогрузов, контейнеровозов и судов другого назначения под флагом торгового флота России, то общее число бросивших якорь в греческих портах советских судов в тот год превысило 1200.

В 80-х годах помимо традиционных электробытовых изделий, легковых машин, троллейбусов, станков, нефти и нефтепродуктов, леса и пиломатериалов, список поставок из России пополнился мощными энергетическими установками, хлопкоуборочными и дорожно-строительными машинами. Морским маршрутом - главной дорогой, обслуживающей разнообразные торгово-экономические связи между Советским Союзом и Грецией,- поступили советские турбины для построенных в последние десятилетия электростанций «Пурнари» и «Кардиа», а вслед за ними-и для сооруженных с помощью советских специалистов ТЭС «Айос Димитриос» и «Аминдеон». Интересно, что суммарная мощность названных электростанций в начале 1985 года достигала трети всех энергетических мощностей страны.

В апреле 1985 г. крупный греческий судовладелец С. Ниархосу объявил о закрытии  судостроительной верфь «Хелленин шипъярд» в районе Скараманга (13 км северо-западнее Афин) и увольнении 5.000 рабочих. Представитель компании заявил  что верфь, крупнейшая  в Греции, имеет убытков на 26 миллионов долларов за последние три года. Чтобы избежать массовых увольнений рабочих  верфь была куплена принадлежащим государству греческим Банком Промышленного развития (Hellenic Industrial Development Bank). Начатые в феврале 1985 г. переговоры о строительстве на верфи судов для СССР шли сложно, только в октябре 1986 г. был подписан в 65,5 миллионов долларов на строительство 4 рефрижераторных судов для Советского Союза. Это был самый большой из когда либо размещенных в Греции контракт для иностранного государства. 

Всего в 1987-1989 годах на верфях Скараманги было создано несколько танкеров и рефрижераторных судов для Советского Союза.

В дальнейшем в связи с развалом СССР сложной ситуации в России отношения в морской области были свернуты и начали возрождаться только в начале 2000-х годов.

 

Литература.

 

 

Розин Александр.

 

 

 

На Главную.