На Главную.

 

Розин Александр.

Военно-морское сотрудничество СССР с ВМС Египта. Часть 2.

 

 

 

Третий этап 1961-1967 гг.

 

В июне 1961 г. советским подводным лодкам, как и всем советским кораблям, пришлось покинуть ВМБ Влера в Албании после разрыва отношений Тираны с Москвой.

В середине 1960 года отношение в Албании к Советскому Союзу начало ощутимо меняться. Начался этот процесс с конфликта между партиями и правительствами на переговорах по оказанию Албании помощи в выполнении ее третьего пятилетнего плана. Албанцы заложили в проект этого плана внушительную помощь от Советского Союза. Предложение больше опираться на собственные силы, развивать промышленность, конечно, при нашей помощи, албанцами было встречено с обидой. Говорят, кто-то сказал, что Советский Союз вполне может прокормить албанский народ, ибо "русские могут один раз не позавтракать, и албанцы будут сыты целый год". Итак, советское правительство предложило албанцам откорректировать план их пятилетки, и они выехали из Москвы весьма недовольные. Перед отъездом албанской делегации в их честь дал обед министр обороны маршал Р. Я. Малиновский. Маршал провозгласил тост "за дружбу между нашими странами", но в ответ начальник албанского генштаба в своем выступлении обвинил СССР в нежелании помогать его стране.

В конце 1960 г. 40 ОБПЛ передала албанскому флоту как и было обговорено  4 ПЛ «С-241», «С-242», «С-358», «С-360» и плавбазу «Владимир Немчинов».

В январе 1961 г. в Албанию с Балтики прибыл третий отряд подводных лодок пр.613 «С-191», «С-250», «С-280», «С-374» и плавбаза «Виктор Котельников» которые усилили 40 ОБПЛ после передачи четырех ее субмарин Албании.

В феврале 1961 г. в Тиране прошел пленум ЦК правящей Албанской партии труда. По его итогам министр обороны Албании Бекир Балуку дал указание прервать всякие отношения с советскими инструкторами, удалить их с переданных албанцам подводных лодок, прекратить всякие контакты с экипажами советских кораблей. Более того, Балуку потребовал не выпускать наши корабли из бухты Паша-Лиман и даже дал разрешение использовать для этого батареи орудий ПВО.

Обстановка ухудшалась катастрофически стремительно, и по решению генерал-полковника А. М. Андреева, возглавлявшего группу наших военных советников в Албании, - началась эвакуация в СССР семей офицеров. Необходимо было оперативно решать вопрос о пребывании 40-й бригады лодок в Албании, ведь албанские представители стали заявлять свои права и на остальные восемь подводных лодок и на всю структуры базирования, в том числе и вспомогательные суда. Для решения возникающих вопросов с Черноморского флота прислали бывшего командующего 40-й ОБПЛ контр-адмирала С.Г.Егорова, его появление албанцы восприняли в штыки. Энвер Ходжа в своих воспоминаниях представил его как исчадие ада: «… советские ревизионисты направили в Тирану еще некоего контр-адмирала. Вся эта группа состояла из офицеров советской госбезопасности, посланных к нам для организации беспорядков, саботажнической и диверсионной деятельности на Влерской базе.» И вся «подрывная» деятельность С.Г.Егорова состояла в том что он должен был возглавить возвращение наших  8 субмарин и плавбазы на Балтику.

Албанцы все чаще прибегали к угрозам применения силы,  в первой половине  мая 1961 г.  при входе во Влеру на прибывший советский транспорт «Чиатури» были наведены орудия, и он был досмотрен албанской стороной. 

Так как инциденты продолжали множиться, в  конце мая 1961 г. командующий ЧФ адмирал В.А. Касатонов получил приказание С. Г. Горшкова направиться во Влеру и организовать вывод из Албании наших подводных лодок и плавбазы. Он вышел из Севастополя на крейсере «Михаил Кутузов» в сопровождении двух эсминцев и танкера «Золотой Рог». На подходе к Босфору Касатонову доложили телеграмму с новыми указаниями Главнокомандующего - кораблям, кроме танкера, вернуться в базу. Албания запретила вход нашим кораблям в свои воды.

Касатонов вылетел в Албанию через Москву, а группа офицеров штаба флота перешла на «Золотой Рог». К моменту прихода танкера во Влеру Касатонов уже был там. Прибыв во Влеру, Касатонов поднял свой флаг на плавбазе «Виктор Котельников». И сразу же пригласил к себе на совещание контр-адмиралов А.В.Загребина, С.Г.Егорова и капитана 1 ранга П.П.Кулика - советника начальника штаба албанского флота (в должности с 1960 г.), командиров плавбазы и подводных лодок, советников и старших групп инструкторов на кораблях и катерах албанского ОВР. Командующий приказал немедленно начать подготовку к уходу в Севастополь и на Балтику, всем советникам и инструкторам перейти на «Котельников». Особое внимание он уделил подготовке к переходу и предотвращению захвата албанцами наших судов вспомогательного флота - танкера, водолея, буксиров. Плавбаза «Котелышков» получила приказ встать на якорь в заливе, восемь уходящих подводных лодок ошвартовались лагом по ее бортам. Загребина Касатонов направил с утвержденным им планом перебазирования в Тирану - к советскому послу И. В. Шикину и генералу А. М. Андрееву. План получил полное их одобрение.  А. М. Андреев и А. В. Загребин посетили и министра обороны Албании генерала Балуку и сообщили ему о решении Советского правительства вывести наши корабли в СССР. Информировать командующего албанским флотом не удалось, а это хотел сделать лично В. А. Касатонов. На просьбу встретиться с командующим контр-адмиралом Теми Сейко албанцы отвечали, что это невозможно, адмирал занят. Но вскоре выяснилось, что Сейко арестован вместе с группой морских офицеров. Его обвинили в заговоре с целью свержения политического руководства Албании, Сейко был приговорен к расстрелу.  

Под дулами советских же пушек и угрозой минной постановки на фарватере уходили 8 ПЛ и плавбаза «Виктор Котельников» из Влерского залива на Балтику. На головной «С-71» (А.Коваленко) вышел зам. ком. 40 ОБПЛ В.С.Козлов чтобы уточнить, свободен ли узкий пролив Сазан из залива. После донесения двинулся и остальной отряд.

9 июня 1961 г. Владимир Афанасьевич Касатонов, выполнив возложенную на него миссию, покинул Албанию на танкере «Золотой Рог». В Черном море он перешел на крейсер «Куйбышев», где его радушно встретил В. В. Михайлин. Владимир Афанасьевич рассказал ему, что албанцы не осмелились применить силу, однако они были готовы к этому. Как вспоминает Михайлин, «командующий выглядел очень уставшим, хотя виду не подавал. Попросил горячий душ, рюмку водки и не будить до Севастополя - там ждал его С. Г. Горшков. Они должны были вместе составить доклад правительству и выработать предложения по действиям в дальнейшем».

СССР лишился единственной базы в Средиземном море, что вынудило Москву идти на сближение с ОАР не смотря на антикоммунистические действия и настроения египетского руководства.

 

 

Ухудшение в советско-египетских отношениях достигло своей низшей точки в конце мая 1961 г. после чего отношения опять начали развиваться как раньше. Как часть этой новой политики советское руководство одобрило и подписало 3 июля 1961 г. список вооружений для египетских ВМС от 1958 г.

3 июля 1961 г.  было заключено очередное Соглашение между СССР и ОАР, предусматривавшее поставки советской военной техники по широкой номенклатуре.  По этому Соглашению СССР должен был поставить ОАР бронетанковое вооружение: 100 танков Т-54, 100 тягачей, 100 БТР, артиллерийское вооружение: 50 гаубиц, 19 ПУАЗО и др.; военно-морское имущество (противолодочные корабли, вертолеты, катера-торпедоносцы, мины, десантные суда); авиационную технику (истребители МиГ-19С), ракетное оружие (боевые дивизионы, технические дивизионы), инженерное и химическое имущество, военную радиоэлектронику (радиостанции, РЛС и др.), боеприпасы к вооружению. По условиям расчетов, установленным Соглашением от 3 июля 1961 г., поставки должны были осуществляться за 2/3 стоимости в кредит на 10 лет из 2% годовых с погашением начиная с 1965 г.  (затем по просьбе Арабской стороны эта дата была отодвинута на 1967 г.). Общая стоимость намеченного к поставке вооружения с 3 комплектами боеприпасов и запчастями составила около 10 млн. руб. в экспортных ценах. Соглашение предусматривало командирование специалистов для оказания технической помощи, а также обучение в СССР специалистов ОАР «с расчетом по товарообороту, с отнесением за счет Советской стороны расходов по использованию военной техники в процессе обучения (за исключением стоимости боеприпасов)». 

В 1961 г. приблизительно двести восточных немцев (главным образом моряков подводников), были посланы в Египет, чтобы заменить поляков, которые были инструкторами в Египетском флоте.

Выполняя указание маршала Амера, адмирал Эззат пригласил советского посла в Военно-морской штаб в Александрии 28 августа 1961 г. и передал ему официальное приглашение для Главкома ВМФ СССР адмирала С.Г.Горшкова посетить Египет.

11 декабря 1961 г. Горшков прилетел в Египет с делегацией из 8 человек, Аристов от министерства обороны, Форобиев (Forobiev) от МИД, от ЦК КПСС - Ротгав (Rotgav), Бликов (Bliekov) и 4 журналиста от ТАСС и Правды. Формально, Горшков прибыл в Египет по приглашению адмирала Эззата. В честь Горшкова был организован военно-морской парад и банкет в Александрии. На котором адмирал Эззат, поблагодарил СССР за его "благородную помощь" ОАР. Горшков посетил военно-морские учебные центры и военно-морское училище  в Александрии, в Порт-Саиде он возложил венки на могиле египетского Неизвестного Солдата и на могиле российских моряков, погибших во время Первой Мировой войны. Горшков также встретился с главой вооруженных сил Египта маршалом Амером и президентом Насером 20 декабря. Он посетил церемонию "День Победы"  в Порт-Саиде 23 декабря, и посетил строящуюся плотину в Асуане в конце своего пребывания. Оставался в Египте до 25 декабря.

В ходе визита  Горшкова было достигнуто соглашение увеличении советской помощи Египту с 19 мил. долларов в 1959 г. до 140 мил. долларов в 1962 г., и первых поставках МиГ-19 и ТУ-16 Египту и о продаже в кредит египтянам дополнительных военно-морских судов.

Вице-президент и главнокомандующий Вооруженными Силами ОАР  маршал Абдель Хаким  Амер в письме от 1 января 1962 г. докладывал: «были рады принять в нашей стране адмирала Горшкова, командующего ВМС Советского Союза». В ходе визита состоялся «обмен мнениями по ряду вопросов, касающихся морской обороны ОАР от агрессивных империалистических государств», в результате чего стороны пришли к выводу,  что Военно-морские силы ОАР было необходимо укрепить следующим вооружением:

1) 6 вертолетов, предназначенных для борьбы с подводными лодками (пометка на документе: * с 1963 г. выделяется за счет фондов);

2) увеличение до шести числа катеров-ракетоносцев типа 183-р, законтрактованных ранее в соответствии с Соглашением между нашими Правительствами от 3 июля 1961 г. (пометка на документе: * решается в отделе судостроения);

3) увеличение до шести числа охотников за подлодками типа 201-М;

4) 200 неконтактных мин, которые могут устанавливаться подлодками  типа "613" (пометка на документе: * для проекта 613 имеющиеся мины не применяются);

5) 2 катера-торпедоносца (пометка на документе: * за счет ВМФ)».

 Необходимость дополнительных поставок вооружения обсуждалась как во время визита с самим адмиралом Горшковым, так и в беседах с самим адмиралом Горшковым, так и в беседах с  сопровождавшими его советским экспертами.

Визит Главкома ВМФ СССР был синхронизирован с прибытием в Египет для передачи советских боевых кораблей. В декабре 1961 г. с Балтики в Александрию сопровождении черноморского морского буксира «МБ-160» отправились 2 дизельные подводные лодки пр.613. Старшим перехода был назначен начальник штаба БПЛ БФ капитан 1 ранга В.Козлов. На одной из подлодок вместе с нашим экипажем шли для обретения практики четверо египетских офицеров-подводников. Вышли из Либавы, переход длился две недели в надводном положении. В Бискайском заливе попали в сильный шторм, на одной из лодок произошло выплескивание части электролита из аккумуляторных баков, на другой выбило, сорвало с петель и унесло в океан дверь ограждения рубки. Досталось и буксиру, ряд помещений на нем, включая часть кают, оказалась залита водой. По прибытии в Александрию подлодки ошвартовались у одного из причалов главной базы. На причальной стенке встречали представители местного командования, и советский советник в египетских ВМС капитан 1 ранга Я.Васильев у другого причала были ошвартованы 2 эсминца прибывшие с ЧФ для передачи египтянам. Старшим на группе эсминцев был комбриг капитан 1 ранга В.Иванов. Через три дня в Александрию прибыл Главнокомандующий ВМФ С.Г.Горшков находящийся с визитом в Египте.

В январе 1962 г. в Александрии были переданы 2 эсминца пр.30-бис (НАТО - Skory) «Бурный» и «Беспощадный». Подготовка к их передаче началась сразу после выхода приказа ГК ВМФ, 30 июня 1959 г. После окончания ремонтных работ эсминцы совершили переход в Александрию. Эсминцы были первыми советскими эсминцами переданные египетскому флоту с июня 1956 г. «Бурный» в египетском флоте стал называться «Suez», а «Беспощадный» - «Damietta».

А вот ситуация с передаваемыми подводными лодками не совсем ясна, сколько их передавалось одна или две. В воспоминаниях адмирала В.Козлова «Подводная война. Горизонты великого противостояния сверхдержав» Москва., «Яуза», «Эксмо», 2005 г.,  который тогда был старшим на переходе говорится о доставке в Египет двух подводных лодок пр.613. В исследовании George S. Dragnich «THE SOVIET UNION'S QUEST FOR ACCESS TO NAVAL FACILITIES IN EGYPT PRIOR TO THE JUNE WAR OF 1967» July 1974 также говорится о передаче в Александрии в январе 1962 г. двух субмарин класса "W" (пр.613) и двух эсминцев класса Skory (пр.30-бис).

А вот в справочнике «Jane's Fighting Ships» 1969 г. (и в ранних версиях) написано, что в январе 1962 г. в Александрию пришла 1 ПЛ. Кроме того известно что только «С-228» из состава КБФ, 19 января 1962 г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС ОАР. Она переименована в «S-6». Бортовой номер по данным «Janes Fighting Ships 1981-1982» мог быть - 421, 432, 455 или 477. Списана к 2000 г.

Текущие вопросы о дополнительных поставках ОАР различных видов вооружений решались постановлениями Совета Министров, более мелкие вопросы - на уровне ведомств. Как явствовало из письма руководства Главного Штаба ВМФ от 20 января 1962 г. председателю ВСНХ Д.Ф.Устинову, согласно постановлению Совета Министров №1025-440 от 18 ноября 1961 г. ВМФ был обязан поставить в 1962 г. Объединенной Арабской Республике шесть 130-мм артиллерийских батарей на механической тяге. Для укомплектования батарей радиолокационными станциями управления огнем, на промышленность была возложена задача переделать 6 комплексов стационарных береговых РЛС «Залп-Б» в подвижные. Результаты рассмотрения вопроса о переоборудовании были доложены в письме заместителя председателя Госплана В.М.Рябикова заместителю министра обороны С.Г.Горшкову. было указано, что ВСНХ в своих письмах от 17 января 1962 г. № ОП-690 Мосгорсовнархозу и от 20 января 1962 г. № ОП-742 руководству ВМФ, головным исполнителем по переоборудованию РЛС «Залп-Б» определил завод № 782 МГСНХ. Обеспечение автомобилями, фургонами, передвижными электростанциями осуществлялось за счет фондов Совета Министров РСФСР.

Также в 1962 г. помимо переданных в январе двух эсминцев и субмарин, египтяне до конца года получили два минных тральщика класса T-301 (РТЩ пр.255К  -  «Эль-Файюх», «Эль-Ханюфиех», по другим данным поставлены в 1959 г.), один противолодочный катер класса SO-1 (пр.201 М) и три ракетных катера класса Komar (пр. 183Р). 

Командиром МПК пр.201 построенного на Керченском заводе «Залив» и который одним из первых передавался в 1962 г. АРЕ был Васильев Лев Алексеевич. Старшим на переход был назначен капитан 3 ранга Виктор Степанищев, с прибытием в порт он остался советником командира корабля египетского флота. С целью экономии моторесурса переход в порт Александрия проходил под буксиром ММФ. Тем не менее подготовка корабля к переходу Проливной зоны (проливов Босфор и Дарданеллы) проходила по полной программе. Переход в Египет прошел благополучно.

Лев Алексеевич Васильев вспоминал: «Передача корабля началась через день после нашего прибытия. Составляя программу сдаточных испытаний, наши специалисты, находящиеся в Александрии, особенно нас не торопили. Египтяне, проявлявшие в приемке кораблей большую щепетильность, естественно, не препятствовали этому. Все это способствовало качественной передаче корабля, оперативному решению возникающих вопросов, передача прошла без существенных замечаний. Все языковые трудности в общении преодолевались разными "способами", при общих положительных результатах. Неоценимую помощь оказал и старший группы военных специалистов в АРЕ, мой однофамилец контр-адмирал К.Н. Васильев.

На ходовых испытаниях корабля в море при передаче присутствовал командующий флотом АРЕ адмирал Асад. Экипаж не подкачал, все режимы по программе испытаний корабля и оружия были выполнены блестяще, и принимающая сторона, арабские офицеры, были довольны. Командующий флотом Египта поблагодарил экипаж, выразил благодарность, а мне вручил инкрустированную деревянную тарелку и позолоченную паркеровскую ручку….

…После передачи корабля в ожидании оказии для возвращения в Союз весь экипаж разместили в гостинице "Гайд-парк" в центре Александрии. После сумасшедшего ритма наступило безделье, томительное ожидание возможностей "транспортировки" нас домой, что доставляло массу забот и появились свои трудности. Денег у нас практически не было, скромные командировочные ушли на курево, мелкие и дешевые сувениры. Государство в этом плане не проявило должной заботы о военных моряках, пришлось обращаться в Посольство, чтобы оно помогло в организации отдыха экипажа. Неоценимую помощь оказали и Посол СССР, и адмирал Васильев: экскурсии были организованы прекрасно и проходили почти ежедневно…

 … Все прекрасное быстро кончается, не стал этот принцип исключением и для нас. Рейсовым теплоходом мы отправились в Одессу, а это уже наш дом - до Севастополя "рукой подать".» 

В сентябре 1962 г. в Египет из СССР прибыл на буксире один из рейдовых тральщиков пр.255К  (НАТО - T-301).

6 декабря  1962 г. три советских ракетных катера пр.183Р (НАТО - Komar) прибыли в Александрию, они явились первыми в формируемом дивизионе ракетных катеров египетского флота.

Капитан 1-го ранга в отставке Миронов Алексей Сергеевич в 60-х годах служивший на ракетных катерах 24 ОБРКА КБФ вспоминал: «Вместе с катерами посылались группы военных специалистов, которые помогали местным товарищам в освоении ракетной техники. Меня послали в Египет. У нас же стремительно шло перевооружение флота и поставка катеров за рубеж. Например, за год на Кубу было поставлено два дивизиона ракетных катеров, за счет личного состава нашей бригады. Лично мне пришлось готовить в Египте в 1962 - 1964 годах египетских моряков. В составе группы был личный состав 197 днрка капитан-лейтенант Щипков А., старший лейтенант Миронов А.С., мичман Алексеенко, Тершовчин, старшина 1 ст. Смирнов, старший матрос Бажан. Египтяне относились к нам с большим уважением и симпатией, очень старательно учились, что помогло им через три года успешно атаковать и потопить эм «Эйлат».»

Осенью 1962 г. адмирал Эззат  в беседах говорил, что флот вскоре получит новые боевые единицы: два эсминца Skory-класса (пр.30-бис), девять ракетных катеров Komar-класса (пр.183Р), три субмарины W-класса (пр.613), два минных тральщика, шесть противолодочных кораблей, один плавучий док и шесть противолодочных вертолетных Ми-4M. При этом сроки их получения им не назывались, поставки же шли по ранее заключенным соглашениям.

В течение 1963 г. по соглашению от 1961 г. предусматривалась поставка следующих единиц: три ракетных катера Komar-класса (пр.183Р), шесть противолодочных вертолетов Ми-4M, много десантных средств и ряд вспомогательных судов.

В 1963 г. египтянам были переданы 2 «больших охотника» пр.122бис - «Эль Мануфи» 619 (до 21.01.1963 г. «БО-383», БФ с 20.08.1962 г. ЧФ), «Эль Файум» 708 (до 09.08.1963 г. «БО-374», СФ с 1.08.1962 г. ЧФ).

7 июня 1963 г. фельдмаршал Амер полетел в Москву по приглашению Хрущева. Адмирал Эззат, который был одним из членов египетской делегации передал адмиралу Горшкову, новый список необходимого корабельного состава для ВМС, планы по истине были гигантскими: «один ракетный крейсер, шесть ракетных эсминцев (для поставки в 1964-1966), четыре дизельных  ракетных субмарины (поставка 1964-1965), два минных тральщика, два дозорных судна с радарными установками, двенадцать ракетных катеров Komar-класса, шесть торпедных катеров P-6, план сооружения военной гавани в Абукир (Abu Kir) около Александрии и ряд вспомогательных судов». Естественно подобные запросы не нашли понимания у советского руководства, список был существенно подкорректирован в сторону уменьшения.

18 июня 1963 г. два государства заключили самое крупное соглашение о поставках  оружия до войны 1967 г. Поставки по нему для ВМС предполагались небольшими - только 12 ракетных катеров класса  Komar (пр.183Р) и некоторое количество морских мин разных типов. Что касается проекта военной гавани в Абукир (Abu Kir), Москва согласилась оказать техническую помощь. 

Не желая разочаровать Насера, к концу визита Амера в Москву было решено, чтобы другая встреча была проведена позже в ноябре 1963 г., чтобы обсудить новый список вооружения для флота. В нем все ракетные корабли были удалены и заменены обычными эсминцами. Список в ноябре 1963 г. включал просьбу о поставке: 4 эсминцев, 18 ракетных катеров Osa-класса (пр.205), 6 эскортных судов, 4 минных тральщиков, одно радарное дозорное судно, 4 субмарины W-класса (пр.613), 9 торпедных катеров, один 6000-тонный танкер, одно судно склад, 12 противолодочных вертолетов и одно 3000-тонное спасательное судно.

Не получив удовлетворительного ответа по ноябрьскому 1963 г. списку для флота египтяне в январе 1964 г. направили новый список состоявший из ракетных эсминцев, минных тральщиков, торпедных катеров, ракетных катеров класса Osa (пр.205) и подводных лодок. Судьба его как и двух предыдущих была одинаковой, он остался без удовлетворения из-за позиции египетского руководства отказывающегося расширить взаимодействие с СССР в военно-морской сфере путем предоставления возможностей захода советских военно-морских кораблей в египетские порты.

В октябре 1964 г. Египет получил от СССР 2 ракетных катера пр.183Р (НАТО - Komar), общее число поставленных катеров достигло 8.

В 1964 г. в Александрию из СССР был приведен  плавучий док в  6000-тонн, построенной в Херсоне.

После отстранения Н.С. Хрущева от власти 14 октября 1964 г., СССР предпринял  новую линию торговли с Египтом, тем более что произошли очередные осложнения в египетско-американских отношениях.

Москва подтвердила свое приглашение маршалу А.Амеру, посетить СССР на 47-ю годовщину Великой октябрьской социалистической революции 6 ноября 1964 г. При этом военное сотрудничество было основной повесткой переговоров, на которых СССР намеревались осуществить свою новую политику используя очевидную уязвимость Насера. Перед посещением Амера был подготовлен очередной список оборудования для военно-морского флота состоящий из ракетных субмарин, сторожевых кораблей Pitya-класса (пр.159), торпедных катеров, минных тральщиков, противолодочных кораблей и вспомогательных судов. Состав этого списка явно обозначал намерение Насера к значительному наращиванию ВМС, чтобы он мог качественно и количественно,  защитить Египет против любого потенциального вмешательства американского Шестого Флота. Насер в этих своих планах явно был обнадежен недавними договоренностями о повышении военных способностей Египта  на земле и воздухе которые были закреплены в ходе этого визита.

Нужно упомянуть, что без объяснения глава советских военно-морских советников в Египте, адмирал Громов Гавриил Алексеевич отказался рассмотреть  запрос адмирала Эззата по поводу нового военно-морского списка.  

В ноябре 1964 г. египетская делегация возглавляемая Министром обороны вице-президентом ОАР маршалом А.Амером в Москве подписала новое военное соглашение, но без ответа по поводу поставок для флота.

В начале 1965 г. СССР начал выполнять соглашение 1964 г. По крайней мере, 10 советских грузовых судов поставили военные материалы, в том числе зенитные ракеты и вертолеты Ми-6 в первой половине 1965 г. Темп поставок ускорился во второй половине года, после египетских просьб к СССР ускорить отгрузки истребителей МиГ-21 начавшиеся в августе 1965 г., первые «Су-7» прибыли к концу 1966 г. Модернизированные бомбардировщики Ту-16 были поставлены в декабре 1965 г. увеличив число этих самолетов в ВВС АРЕ.

Как сказано выше Москва отказалась обсуждать поставки военно-морской техники египтянам в ходе визита Амера в ноябре 1964 г. без принятия советских предложений в военно-морской сфере.

Советские намерения были ясно показаны 2 декабря 1964 г.  во время встречи между адмиралом Эззатом и двумя советскими советниками, адмиралом Громовым и Moscolove, в военно-морском штабе в Александрии. Эти переговоры показали причины, которые препятствовали тому, чтобы адмирал Громов дал свой ответ при запросе адмирала Эззата. Он принес извинения, объясняя все тем что не был уполномочен раскрывать информацию в силу секретности последней. После чего он сказал что сотрудничество возможно если египетские власти рассмотрят советские предложения.  В числе которых было чтобы верфь в Александрии должна быть подготовлена к выполнению всех видов обслуживания и ремонта субмарин. Помощь со стороны СССР гарантировалась, но взамен там должны были обслуживаться наши подводные лодки.

Помимо этого они предлагали, чтобы египетские военно-морские корабли нанесли визит в Одессу. Подобные предложения о посещении советских портов были предложены и  ранее в 1958 и 1959 гг. но остались без ответа. Как отмечали советские представители такое посещение создало бы благоприятные обстоятельства для встречи между адмиралом Горшковым и адмиралом Эззатом и способствовало бы прохождению переговоров в сердечной обстановке. Эти два советника тогда продолжали поддерживать свое требование, приводя в качестве примера визит  индийского крейсера в  СССР в ноябре 1964 г., описывая его как демонстрацию близкой дружбы между СССР и Индией. После того, как маршалу Амеру сообщили результаты этой встречи, он пожелал встретится с этими советскими советниками. Ничто не известно об этой встрече, но она если и имела место прошла безрезультатно, Египет отказывался удовлетворить советские предложения. Это в свою очередь привело к длительному советскому отказу поставить Египту любое военно-морское оборудование, которое они просили в ноябре 1964 г. или в январе 1965 г.

 В феврале 1965 г. египетская сторона представила Москве новый список по военно-морским поставкам, он состоял из 12 эсминцев включая ракетные, 14 субмарин, некоторые из них ракетные, 26 ракетных катеров класса Osa (пр.205), 34 торпедных катера, 10 противолодочных кораблей, 6 сторожевиков класса Petya (пр.159), 8 минных тральщиков, 1 плавмастерская и 1 гидрографическое судно.

23 февраля 1965 г. состоялась встреча посла СССР в ОАР В.Я.Ерофеева с вице-президентом ОАР маршалом А.Амером.  Амер заметил, что они в первую очередь они ожидают адмирала Горшкова для обсуждения вопросов, связанных с укреплением флота ОАР в Средиземном море. Адмирал Горшков, конечно, может взять с собой группу военных специалистов, которых он сочтет необходимым для выполнения своей миссии. Если советская сторона сочтет это необходимым, то они готовы принять и объединенную делегацию, имея в виду, что адмирал Горшков и его группа будут вести указанные переговоры.

10 марта 1965 г. адмирал Горшков прибыл в Египет во главе советской военно-морской делегации. 11 марта 1965 г. наша военно-морская делегация, возглавляемая адмиралом флота С. Г. Горшковым, нанесла висит маршалу Амеру. Во время его десятидневного пребывания, он посетил военно-морские части в Александрии, египетскую военно-воздушную академию, Асуанскую плотину, и Военную академию. Там он прочитал лекцию по современной военно-морской стратегии.

Во время этого визита Горшков не рассматривал очередной египетский список о поставках для флота. Он главным образом занимался выбиванием от египтян предоставления советскому флоту услуг в египетских портах и вопросами военно-морского посещения между СССР и ОАР. В частности Горшков просил разрешить двум советским субмаринам, одному эсминцу и одному вспомогательному судну  зайти в Александрийскую гавань 20 мая 1965 г. с четырехдневным визитом, для дозаправки и технического обслуживания. Он предложил, чтобы это посещение было неофициальным, без объявления. Визит кончился безрезультатно, ни предложения Горшкова, ни требования Египта не были удовлетворены.

Москва не оставляла попыток найти компромисс. Уже после возвращения С.Горшкова на родину, он сделал другое предложение через египетского военно-морского атташе в Москве, предлагая, чтобы взамен их уступок к советскому запросу по поводу заходов в египетские порты, Египет получает следующее предложение от СССР: две субмарины W-класса (пр.613) будут обменены на новые единицы того же самого класса в июле 1965 г., еще две субмарины W-класса (пр.613) будут заменены переоборудованными единицами в 1966 г., и два эсминца Skory-класса (пр.30-бис) будут замененными переоборудованными однотипными кораблями в 1966-1967 гг. Сперва Египет отказался от этого предложения, но чуть позже они изменили свое решение, тем более что взаимопонимания с американцами египтянам вновь достигнуть не удалось.

В июле 1965 г. впервые отряд советских кораблей - крейсер «Михаил Кутузов», подводная лодка «Б-53» пр.641 69 БПЛ СФ (к-2р. С.П.Востриков) и танкер пришел к египетским берегам в заливе Эс-Саллум, туда из Александрии прибыл египетский эсминец «Эль-Фатех». 2 июля советский отряд впервые прибыл в египетскую гавань для пятидневного визита, советским командам разрешили посетить город. В сообщениях между адмиралом Горшковым и адмиралом Эззатом указывалось что это посещение является прологом к дальнейшему сотрудничеству: «…существующая встреча судов СССР и ОАР облегчат дальнейшую консолидацию дружбы между моряками СССР и ОАР». 

В 1965 г. два египетских ракетных катера пр.183Р (НАТО - Komar) активно действовали на египетских военно-морских маневрах в Средиземном море.

17 июля 1965 г. египетский войсковой транспорт «El Quseir» и 2 египетские подводные лодки W-класса (пр.613) (скорей всего это были «S-3» (бывшая «С-180»), «S-4» (бывшая «С-193»)) вошли в Балтийское море для ремонта в советских портах и приема новых подлодок. 

Египтянам передавались из состава КБФ подлодки пр.613 «С-226» и «С-226». Для передачи выбирались лодки из числа находящихся в эксплуатации, которые силами СРЗ - 177 было необходимо довести до уровня новых. На ремонт одной лодки выделялась сумма в 350 тысяч рублей.

Капитан 1 ранга в отставке Александр Александрович Бедеров бывший тогда начальником техотделения Рижского тыла ДКБФ вспоминал: «В мою задачу входило: дать заказ на завод, решать все возникающие технические и финансовые вопросы, контролировать ход ремонта и лично участвовать в швартовых и ходовых испытаниях. Одновременно технический склад комплектовал базовый и бортовой ЗИПы (запасные части), включающий тысячи наименований. Перечень зипа необходимо было перевести на английский язык и в 5-ти экземплярах отправить в Москву.

Первые подготовленные лодки шли в Египет своим ходом с нашей командой. Последующие две, которые были ранее подготовленные при мне, египтяне решили принимать в Риге. С этой целью к нам пришла плавбаза и 2 отработанные лодки проекта 613, которые мы им передали три года назад. Нужно было очень постараться, чтобы довести эти лодки до полного износа. Мне приказали восстановить осушительный насос, вышедший из строя на переходе и установить навигационное оборудование на египетской плавбазе, для чего я прибыл на корабль.

У трапа стоял огромный негр с винтовкой, который звонками вызвал дежурного. На палубе меня встретили несколько любезных офицеров. В кают-компании попили кофе и пошли осматривать технику. Общее состояние машинного отделения и корабля в целом произвели гнетущее впечатление из-за грязи и неухоженности. Насос пришлось заменить на новый.

Пребывание египетских моряков в Риге совпало с 10-й годовщиной революции в АРЕ, в связи с чем наши гости устроили в гостинице «Рига» банкет. У меня сохранилось приглашение на 2 лица. У входа в зал гостям предлагали коктейль, на столах были цветы, деликатесы и угощения. Из Москвы прибыли военный и военно-морской атташе. С обеих сторон присутствовало человек по сорок. Командир бригады подводных лодок провозглашал тосты, которые оканчивались «вива Насер!» Большинство с энтузиазмом это повторяла, некоторые молчали.

Я спросил флагманского инженер-механика Ахмета, который немного говорил по-русски, состоит ли он в партии? Тот с испугом ответил: «О нет, я специалист». Думаю, что этот расклад соответствовал состоянию египетского общества.»

При переходе одной из подводных лодок, в Бискайском заливе при шторме, вышла из строя система гидравлики вертикального руля и лодку дрейфовало в сторону недружественной к нашей стране Испании. К счастью, там оказалась самоходная плавмастерская, идущая южным путем на Дальний Восток, которая взяла нашу лодку на буксир. Разбираться с этим из Москвы приехал контр-адмирал, которому очень хотелось доказать вину работников СРЗ-177. Но не получилось.

Прибывшие в Александрию подлодки 25 декабря 1965 г. исключены из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС ОАР: «С-226» переименована в «S-7», бортовой номер по данным «Janes Fighting Ships 1981-1982» мог быть - 421, 432, 455 или 477. Списана к 2000 г., «С-227» переименована в «S-8», бортовой номер по данным «Janes Fighting Ships 1981-1982» мог быть - 421, 432, 455 или 477. Списана к 2000 г.

В дальнейшем прибывшие на ремонт египетские подводные лодки, а это возможно были  «S-3» (бывшая «С-180») и «S-4» (бывшая «С-193») в связи с получением ВМС ОАР по соглашениям февраля 1966 г. новых подводных лодок R-класса (пр.633) 29 апреля 1966 г. возвращены ОАР  Советскому Союзу и вторично зачислены в состав ДКБФ, «S-3» (бывшая «С-180») как «УТС-36», а S-4» (бывшая «С-193»)  как «УТС-37».

Египетская военная делегация посетила СССР в августе 1965 г. и вернулась  двадцать пять дней спустя с последним советско-египетским соглашение о поставках оружия, заключенным перед войной 1967 г.

В визите участвовал и глава ВМС ОАР адмирал Эззат, в ходе переговоров был достигнут компромисс между нашими странами в военно-морской сфере, советская военно-морская помощь предлагалась взамен военно-морских услуг со стороны египтян. При этом более конкретные переговоры планировалось провести позднее.

В 1965 г. египетский флот получил из СССР пять МДК пр.106  получивших бортовые номера «№660», «№664» (затем «№374»), «№666» (затем «№376»), «№679», пятый пока не известен.

19 сентября 1965 г. пять советских боевых кораблей - 2 эсминца (в том числе пр.56 «Находчивый»), 2 подводные лодки (в том числе пр.641 «Б-116» СФ) и плавбаза «Магомет Гаджиев» прибыли с первым визитом в египетский порт - Порт-Саид. Визит продлится три дня, по другим данным визит проходил 16-20 сентября.  Визит возглавлял начальник штаба ЧФ вице-адмирал Г.К.Чернобай. Советские моряки возложили венки к могиле Неизвестного солдата и на могилы русских и советских моряков погибших здесь в годы Первой и Второй мировых войн. Местная пресса о визите не сообщала.

В декабре 1965 г. первый заместитель министра обороны СССР маршал Гречко прибыл в Египет во главе военной делегации.  От флота там был начальник Главного штаба ВМФ адмирал Сергеев. В ходе визита делегация помимо прочего посетила порт Рас Банас в Красном море.  Для него  в 1964 г. Советский Союз  предложил проект развития рыболовецкого порта. По нему работы оценивались  в 7 миллионов долларов и должны были базировать флот из  10 рыбацких судов и консервный завод. Работы в Рас Банас были начаты в июне 1965 г., после  соглашения  что порт будет предоставлен для обслуживания советских рыболовецких судов.

11-23 февраля 1966 г. командующий ВМС Египта адмирал Эззат находился с визитом в Советском Союзе по приглашению адмирала Горшкова. Он встретился с Горшковым и Министром обороны Маленковым в Москве, и затем посетил Севастополь, где побывал на боевых кораблях Черноморского Флота.

По результатам визита египетская сторона дала разрешение советским судам регулярно заходить в гавани Египта. Однако это разрешение урезали многочисленными ограничениями. Общее количество посещений не должно было превышать трех в год, ограничивались они заливом Салум и Порт-Саидом; каждое посещение не должно продолжаться более пяти дней и должно было быть ограничено пятью судам; Египет не должен был нести никаких финансовых трудностей в результате этих посещений; и, наконец, Египет имел право в любое время отказаться от любого требуемого советского посещения без объяснения. За это советские лидеры согласились предоставить Египту ракетные катера класса Osa (пр.205) и две субмарины R-класса (пр.633).

В феврале 1966 г. как сообщают западные источники, в Египет прибыла первая подводная лодка пр.633 (НАТО - Romeo).  Есть предположение что данное утверждение основано только на факте заявления о намерениях, в действительности прибытие субмарины произошло на несколько месяцев позднее, как это было в случае со следующими двумя однотипными подлодками, о прибытии которых западные источники объявили в мае 1966 г., а реально подлодки вышли только в августе 1966 г. Тем не менее, первым кораблем пр.633  могла быть только “С-353» Северного флота. 19 июля 1966 г. она была исключена из состава ВМФ СССР  в связи с продажей ВМС Египта, 1 октября 1967 г. расформирована. В ВМС ОАР получила бортовой номер 733 (предположительно), в дальнейшем (после 1982 г.) - 831.

20-25 марта 1966 г. советские корабли вторично посетили Египет - зайдя в Порт-Саид.  Пять судов от Черноморского Флота - крейсер «Дзержинский», эсминец, две субмарины и танкер. Крейсер пришвартовался у здания администрации Суэцкого канала. С визитом был посещен губернатор Порт-Саида. Советским морякам разрешили посетить город, они участвовали в различных спортивных состязаниях с египетскими моряками. Этот визит получил освещение в местной прессе.

29 апреля 1966 г. египетские подводные лодки «S-3» («С-180» переданная в аренду в 1958 г.) и «S-4» («С-193» переданная в аренду в 1958 г.) были возвращены ОАР  Советскому Союзу и вторично зачислены в состав ДКБФ, «S-3» (бывшая «С-180») как «УТС-36», а S-4» (бывшая «С-193»)  как «УТС-37». Скорей всего это были те две египетские лодки, что прибыли на Балтику на ремонт в 1965 г. 

В апреле 1966 г. американская газета «Нью-Йорк Таймс» сообщила, что советские военно-морские суда проводили учения в заливе Саллум и что их командам по завершению учений разрешили сойти на берег.

19 мая 1966 г. первый заместитель министра иностранных дел СССР В.В. Кузнецов дал указание послу СССР в ОАР Д.П.Пожидаеву посетить вице-президента маршала Амера и, информировав его в доверительном порядке о намерении Советского правительства осуществить в мае-июле  1967 г. некоторые мероприятия по линии военно-морского флота СССР в восточной части Средиземного моря, выяснить его мнение о целесообразности захода советских военных кораблей с дружеским визитом в один из портов ОАР (Порт-Саид, Александрия) в июле сего года. 23 мая посол СССР в ОАР Д.П.Пожидаев был принят маршалом Амером и выполнил указание замминистра. Амер заявил, что правительство ОАР будет приветствовать визит советских военных кораблей в один из египетских портов. Амер информировал, что после визита советских военных кораблей в Порт-Саид США поставили перед египетским правительством вопрос о визите американских военных кораблей в ОАР. Руководствуясь тактическими соображениями, правительство ОАР дало свое принципиальное согласие на визит американских военных кораблей в течение этого года, но отказало США в том, чтобы американские корабли прибыли в мае в связи с приездом в ОАР советской правительственной делегации во главе с товарищем А.Н.Косыгиным. Дата визита американских военных кораблей еще не согласована и правительство ОАР примет меры, чтобы визит американских кораблей не совпал с приходом советских кораблей. Амер сказал также, что новая сделка США по поставке в Израиль оружия дает египтянам хороший повод для того, чтобы подумать о возможности отмены визита американских военных кораблей в ОАР. 

В мае 1966 г. адмирал Горшков в третий раз посетил Египет. Он прибыл в составе делегации, которую возглавлял председатель Совета Министров СССР Косыгин. 

Третье посещение Египта адмиралом Горшковым закончилось дальнейшими заметными успехами для Советского Союза. Мало того, что Насер принял принцип обмена военно-морскими визитами между двумя странами, он также позволил советским судам заходить в Александрию, главную гавань Египта. Разрешенное число советских военно-морских посещений Египта было увеличено с трех до шести в год. Кроме того, советские военно-морские действия были расширены, чтобы включать помимо Средиземноморья еще и Красное море. Цена, которую СССР согласился заплатить за это, была небольшой в военно-морском сфере. Были согласованы поставки 3-6 ракетных катеров Osa (пр.205) которые прибыли в Египет в течение ноября и декабря 1966 г., и также заменять две субмарины W-класса (пр.613) двумя R-класса (пр.633), которые достигли Александрии 26 сентября 1966 г.

К 1966 г. первая очередь построенного в Александрии судостроительного завода «Торсана бахария» начала выпуск продукции. Строительство было начато в 1962 г., первоначально окончание работ было запланировано в 1966 г. Предполагаемая стоимость завода оценивалась в  39 миллионов долларов, при этом кредит в размере 17 миллионов долларов был выделен СССР. Главным подрядчиком была египетская фирма, СССР помогал с проектом и предоставлял инженеров-консультантов и большую часть оборудования. В Александрии первые советские кораблестроители появились в 1963 г. Перед ними стояли две задачи: 1) создание крупнейшего на африканском материке судостроительного завода, 2) введение в строй и эксплуатация цехов и механизмов судоверфи. Первый этап был официально завершен в июле 1965 г., верфь могла строить и ремонтировать прибрежные суда, буксиры и рыболовные суда водоизмещением до 800 тонн. Полное завершение запланировано на 1969 г. Директор Александрийской судоверфи генерал Ахмед Ихсан Маткур по совместительству являлся председателем отделения общества Советско-Арабской дружбы, главным советским экспертом на верфи был инженер  Георгий Петрович Иванов. Советские специалисты укомплектовали центр профессионального обучения, который СССР построил с верфью и который готовит будущих кораблестроителей по 15 специальностям. Добрую память оставили советские инженеры Лизунов, Свешников, Кучерявенко и другие строившие судоверфь. Советский интерес  к проекту подтверждается посещением советского заместителя министра судостроения в сентябре 1966 г. с целью "скоординировать сотрудничество для поощрения судостроения в Александрии". В 1965-1966 г. были начаты работы по постройке  четырех буксиров и сборке двух противолодочный кораблей SO-I-класса (пр.201М), из советских деталей. Затем обострение международной обстановки, израильская агрессия затормозили, но не приостановили совместных усилий по строительству новых судов.

Малые противолодочные корабли проекта 201 М которые поставлялись ОАР строились на Керченском заводе № 532 - «Залив», их было решено собрать и в Александрии. В 1965 году в Египет была направлена техническая, технологическая и нормативная документация для постройки кораблей, а также откомандированы сотрудники Керченского филиала В. Г. Кравец, Ю.Н. Горбулев и А. А. Шубин. В 1966 году Керчинский завод отправил в ОАР своих специалистов, а также два корабля в секциях («россыпью»). Корабли собирались и достраивались в Александрии. Всего в период с 1962 по 1967 гг. Керченский завод «Залив» построил и сдал для ОАР (включая александрийские) - 10 малых противолодочных кораблей проекта 201 М (526, 558, 559, 562, 573-578). На  «египетских» кораблях предусматривалось размещение малогабаритной холодильной установки из ГДР.

27-29 июня 1966 г. в Севастополе с первым визитом в СССР  находились египетские корабли - эсминцы «Эль Фатих» и «Эль Кахер»,  отрядом командовал контр-адмирал Мохаммед эль-Макки. В беседе с командующим Краснознаменным Черноморским флотом адмиралом С.Е.Чурсиным, Мохаммед эль-Макки заявил: «Мы счастливы, что прибыли в Советский Союз к своим истинным друзьям с первым визитом наших военных кораблей. Считаем, что наш визит послужит дальнейшему укреплению дружбы между флотами и народами обеих стран. Желаем советским морякам и всем севастопольцам всего наилучшего!» Египетские моряки за время визита побывали на кораблях Черноморского флота, осмотрели достопримечательные места Севастополя. Командир эсминца «Эль-Фатих» капитан 2 ранга Мохаммед Али вспоминал: «Я до сих пор восхищаюсь Панoрамой обороны Севастополя. Это бессмертный памятник мужеству русского народа. Понравился мне и город, и его гостеприимные жители».

После посещения Севастополя египетскими кораблями, СССР направил египтянам запрос об ответном дружественном визите в Александрию с 23 по 28 июля 1966 г. отрядом кораблей под командованием начальника штаба ЧФ вице-адмирала Г.К.Чернобая в составе 1 эсминца, 1 СКР, 1 подводной лодки и 1 плавбазы. СССР придавал значительное политическое значение своему первому официальному посещению Александрии, потому что выбранное время посещения совпало с официальным празднованием революции 1952 г. Однако Египет отклонил запрос перенеся время визита на август 1966 г.

В августе 1966 г. советские корабли в третий раз посетили египетский порт - Александрию. 6-11 августа 1966 в  Александрии (АРЕ) с официальным ответным дружественным визитом находился отряд кораблей в составе - 2 подводных лодок пр.641 «Б-36» (к-2р.  Л.М.Судаков), «Б-153» (к-2р. В.Чернышов),  БРК «Бойкий» (к-2р. Георгий Венедиктович Чувашин), СКР пр.50 «Пантера» и ПБПЛ «Магомет Гаджиев». Во всех публикациях советского периода, заметка в  «Красной звезде» от 7 августа 1966 г., публикация «Пять дней на арабской земле» в журнале «Морской сборник» № 12 1966 г. и так далее говорится, что визит проходил под флагом начальника штаба ЧФ вице-адмирала Григория Корнеевича Чернобая. А вот в последних российских книгах, в том числе «Штаб Российского Черноморского флота». Симферополь «Таврида» 2002 г. стр337, многочисленных публикациях адмирала И.В.Касатонова в том числе «Командую флотом» Книга первая, 2004 г. стр443, ошибочно говорится, что визит возглавлял  1-й заместитель командующего КЧФ контр-адмирал В.С.Сысоев.

Отряд кораблей участвующий в визите с моря прикрывала подлодка пр.641 под командованием капитана 2 ранга Александра Георгиевича Бекетова (возможно «Б-98»). Лодка встала в полумиле от Александрии и там она находилась около 10 дней. Экипаж на берег не сходил, но командир, старпом и замполит побывали на приеме в советском посольстве.

На подходе к Александрии отряд советских кораблей встретил египетский тральщик «Шаркея» под командованием капитана 3 ранга Гамаля Аббаса. Приняв на борт флагманского корабля офицеров связи и лоцмана, отряд направился в порт. Корабли пришвартовались в Западной гавани у причалов пассажирского вокзала. В порту находились сухогрузы и пассажирские лайнеры из Ливана, Италии, Либерии, Югославии и, что особенно приятно, советский транспорт «Сухона». Между прочим, за пять дней стоянки наших кораблей в Александрийском порту побывало пять советских судов.  

Командир отряда с группой офицеров нанес официальные визиты главнокомандующему ВМФ ОАР адмиралу Солиману Эззату, губернатору Александрии  господину Хамди  Ашуру, исполнявшему обязанности командующего Северной военной зоной военной зоной бригадному генералу Гумуа Омар Али, принимал на БРК «Бойкий» ответные визиты. Моряки познакомились с городом, возложили венок к памятнику Неизвестного матроса на площади Эль-Тахрир. Вечером 6 августа в помещении городского яхтклуба арабская сторона устроила прием для советских офицеров. Хозяином на нем был начальник штаба ВМФ ОАР вице-адмирал Мохаммед Нашэт. В один из вечеров состоялась встреча с моряками египетского эсминца «Эль-Фатех».

Помимо Средиземноморья Москва обращалась к Египту с разрешением зайти советскому научно-исследовательскому судну «Академик А. Ковалевский» зайти в гавань Хургады в Красном море во время его гидрографических исследований в Красном море в августе-сентябре 1966 г.

20 сентября 1966 г. спустя шесть недель после исторического посещения отрядом кораблей под командованием вице-адмирала Г.К. Чернобая Александрии, советские военные корабли выполнили пятидневное посещение порта Саллум.

Помимо советских кораблей визиты в египетские порты нанесли и отряды судов других стран. 16 августа три турецких эсминца под командованием адмирала Najmy Satmiz прибыли в Александрию для пятидневного визита. Это ответный визит турецких кораблей на посещение Стамбула в июне 1965 г. кораблями ВМС Египта.) 25-28 августа  Александрию посетил с визитом французский эсминец. Это первое посещение Египта французским боевым кораблем после агрессии 1956 г. А 2 сентября 1966 г. два американских эсминца «Stribling» DD-867 и «Jonas Ingram» DD-938 нанесли первый официальный визит в Порт-Саид за более чем 12 лет. Их встречали у пирса около 300 человек. Визит длился четыре дня. Об этом визите еще 22 августа сообщило посольство США в Каире.

24 августа 1966 г. египетская подводная лодка пр.613  «S-1» («С-175», переданная в аренду в 1957 г.) возвращена ОАР в СССР и вторично зачислена в состав ДКБФ, переименована в «С-42». Она стала третьей египетской подлодкой ранее переданной в аренду и возвращенной египтянами в СССР в течение 1966 г., субмарины пр.613 были по договоренности заменены на более современные лодки пр.633.

26 сентября 1966 г. следующие две подводные лодки пр.633 (НАТО - Romeo) достигли Александрии. Это были «С-32» и «С-34» из состава Северного флота. В соответствии с директивой НШ СФ от 17.05.1966 г. экипажи расформированы в связи с запланированной передачей за рубеж. 10 августа 1966 г. убыли из Полярного "на объект", из состава КСФ исключены директивой НШ СФ от 23.06.1966 г. 5 октября 1966 г. исключены из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Египта, 15 декабря 1966 г. расформированы. В ВМС ОАР получили бортовые номера 711 и 722 (какой какая неясно), в дальнейшем после 1982 г. «С-32» - 834, а «С-34» - 837. Кстати иностранные источники утверждали, что две субмарины класса  "R" были поставлены в мае 1966 г., что как видно не верно. Они заменили две субмарины класса  "W" (пр.613) которые Египет вернул в СССР. 

В сентябре 1966 г. в  военно-морских учениях у Александрии активно использовались боевые катера, полученные из СССР, в том числе оснащенные реактивным противолодочным вооружением. За ходом маневров наблюдал заместитель главнокомандующего вооруженными силами ОАР фельдмаршал Амер и другие высокопоставленные военные.

В 1964 - 1966 гг. в египетских ВМС было до 90 советских советников и консультантов. К 1966 г. 17 советских военно-морских офицеров находились на преподавательских должностях в египетской военно-морской академии. Были наши специалисты и на подводных лодках, так в 1966-1967 гг. командиром-консультантом ПЛ ВМФ АРЕ был командир подводной лодки СФ Жураковский Владимир Николаевич.  Все советские моряки подчинялись старшему консультанту при командующем ВМС Египта контр-адмиралу Г.Громову. Громов Гавриил Алексеевич (07.04.1916 г. р., Училище береговой обороны Военно-Морских Сил РККА (с 1946 г. КАУБО ВМФ), вып. 1937 г.), в 50-х годах командир крейсера «Красный Крым» ЧФ, будущий заместитель начальника боевой подготовки ВМФ.

Осенью 1966 г. в Египет прибыла четвертая подводная лодка пр. 633 «С-354» из состава КБФ, 17 октября 1966 г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с передачей ВМС ОАР. 31 декабря 1966 г. расформирована. В ВМС ОАР получила бортовой номер 744 (предположительно), в дальнейшем после 1982 г. - 840.

В октябре 1966 г. два СКР пр.50 (класс Riga) ВМС Болгарии посетили с визитом Египет.

Ноябрь 1966 г. командующий ВМС адмирал Эззат сопровождал Маршала Амера во время визита в СССР.

В 1966 г. из СССР были поставлены 2 буксира класса Okhensky – «AI MAKAS» и «ANTAR», кроме того на египетских верфях при советской помощи в дальнейшем построили еще три однотипных буксира.

В начале 1967 г. в Египет прибыла пятая субмарина пр.633 «С-352» из состава КБФ, 26 января  1967 г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с передачей ВМС ОАР. 14 августа 1967 г. расформирована. В ВМС ОАР получила бортовой номер 755 (предположительно), в дальнейшем после 1982 г. - 843.

В конце января 1967 г. адмирал Горшков сделал остановку в Египте возвращаясь после визита в Эфиопию. Это был четвертый визит. Адмирал Эззат  встречал его в аэропорту Каира вечером  28 января, и после переговоров  его проводили адмирал Эззат и Главным маршалом авиации Махмудом 31 января.

Вскоре после отъезда Горшкова, в очевидной попытке уменьшить свою военно-морскую зависимость от СССР, Египет согласился расширить свое военное сотрудничество с Индией в военно-морской сфере.

22 февраля Президент Насер снова опроверг сообщения западной прессы что он дал морские базы Советскому Союзу в Египте.

В феврале 1967 г. в Египет прибыл из Советского Союза первый торпедный катер пр.206 (НАТО - SHERSHEN) «ТКА-260», у египтян получил бортовой номер 751, командиром его был назначен капитан-лейтенант Xишам А6дель Фаттах.

14 марта в  Порт-Саид (Египет) с визитом пришли эсминцы «Напористый» и «Благородный» и  спасательное судно (буксир) пр. 733 «Орион».

Литература.

·         Баронов О. капитан 2 ранга «Египет древний и молодой» «Красная звезда» 27.08.1966 г.

·         Батырев А.Н. «Под чужим флагом» Журнал «Тайфун» № 2 1999 г.

·         Бедеров Александр Александрович капитан 1 ранга в отставке  «МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО» с сайта <http://www.vetsubmlat.narod.ru/vet22.html>

·         «Ближневосточный конфликт. 1957-1967гг. из документов архива внешней политики Российской Федерации». Москва. 2003 г. том 2.

·         Быстрова И.В.  «Холодная война 1945-1960 г.г. Токио-Москва-Вашингтон». М., 3. «Издательский дом «Экономическая литература» (ИДЭЛ), 2009 г.

·         Васильев Л.А. «Средиземноморскими маршрутами: от лейтенанта до адмирала» 2012-05-21 19:56 с сайта <http://blackseafleet-21.com/news/21-05-2012_sredizemnomorskimi-marshrutami-ot-lejtenanta-do-admirala>

·         Дмитриев Г.С. «Проверены морем» Вертолет 2009 г.

·         Егорин А.З. «Египет нашего времени» М.: Институт востоковедения РАН, 1998 г.

·         Козлов В. «Подводная война. Горизонты великого противостояния сверхдержав» Москва., «Яуза», «Эксмо», 2005 г. 

·         «Корабли ОАР в Севастополе» «Красная звезда» 29.06.1966 г.

·         «Курсом чести и славы» Москва-Жуковский «Кучково поле» 2006 г.

·         Марчук Н.П. «Шоколад подводника» Одесса. «Маяк» 1990 г.

·         Плотников А.Н. капитан 3 ранга «Пять дней на арабской земле» Морской сборник № 12 1966 г.

·         Простокишин Альберт Михайлович капитан  2 ранга в отставке «Жизнь, отданная катерам» Журнал «Страницы морской истории»  Выпуск 2 1997 г.

·         «Штаб Российского Черноморского флота». Симферополь «Таврида» 2002 г.

·         Энвер Ходжа. «Хрущевцы»

·         Журнал «Тайфун» № 4  1998 г.

·         «Anti-submarine missile MADE IN RUSSIA FOR USE BY UAR MOTOR TORPEDO boats» The Straits Times, 4 October 1966 Page 3

·         Boris Morozov “The Soviet Union and the June 1967 Six Day War” 2008  

·         Bruce W. Watson «Red Navy at sea: Soviet naval operations on the high seas, 1956-1980» Westview Press, 1982

·         COMITÉ VERENIGDE INLICHTINGENDIENSTEN NEDERLAND  «INLICHTINGENSAMENVATTING EN BEOORDELING TOESTAND MILITAIRE INLICHTINGEN»  's-Gravenhage , 7 januari 1965

·         COMITÉ VERENIGDE INLICHTINGENDIENSTEN NEDERLAND ZEER GEHEIM B 182/81-67   's-Gravenhage, 27 augustus 1965 INLICHTINGENSAMENVATTING EN BEOORDELING TOESTAND MILITAIRE INLICHTINGEN

·         George S. Dragnich «THE SOVIET UNION'S QUEST FOR ACCESS TO NAVAL FACILITIES IN EGYPT PRIOR TO THE JUNE WAR OF 1967» July 1974

·         «Jane's Fighting Ships» разных лет

·         Jrsse Ferris «Nasser's Gamble: How Intervention in Yemen Caused the Six-Day War and the  Decline of Egyptian Power» Hardcover - December 23, 2012

·         M. El-Hussiri «Soviet-Egyptian Relations, 1945-85» 1987

·         Michael MccGwire, Ken Booth, John McDonnell «Soviet naval policy: objectives and constraints» Praeger, 1975

·         «ON PATROL» Playground Daily News, Wednesday, October 25, 1967

·         «RECENT SOVIET ARMS SHIPMENTS» 26 September 1962

·         «Soviet Involvement with the Development of Ports on the Mediterranean and Red Seas, the Persian Gulf, Indian Ocean and Contiguous Waters Summary» 1 June 1967, ORR Project No. S-2334

·         «Soviet submarines visit Port Said» September 19, 1965 “Montana Standard” - Post from Butte, Montana · Page 36

·         «Soviet Military Aid to the United Arab Republic, 1955-66» Intelligence Report, March 1967

·         «Soviet submarines visit Port Said» September 19, 1965 “Montana Standard” - Post from Butte, Montana · Page 36

·         С сайта <http://www.coldwar.hu/html/en/publications/int_estim.html>

·         С сайта <http://wap.kortic.borda.ru/?1-3-0-00000051-000-0-0>

·         С сайта <http://deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/dts/633/S-353/S-353.htm>

·         С сайта <http://ivb.com.ua/zals/zal1953/biografii1953.htm>

 

 

Розин Александр

 

 

На Главную.