На Главную.

 

Розин Александр.

Военно-морское сотрудничество СССР с ВМС Египта. Часть 1.

 

Создание ВМС Египта.

 

ВМС Египта был создан в 1947 г. самым крупным кораблем было переоборудованное в патрульный корабль бывшее пассажирско-грузовое судно «EL AMEER FAROUQ».

Англичане в январе 1947 г. продали египтянам 2 торпедных катера типа Vosper HMS «MTB 396» (экс USS «PT 385», 1943 г.) и HMS «MTB 399» (экс USS «PT 387», 1943 г.) Так же в 1947 г. были проданы 8 тральщиков типа BYMS - «ARISH» (ex-BYMS 2028), «DARFOUR» (ex- BYMS 2041), «KAISARIA» (ex-BYMS 2075), «KORDOFAN» (ex-BYMS 2212), «MALEK FUAD» (ex-BYMS 2035), «NAHARIA» (ex-BYMS 2069), «RAFAH» (ex-BYMS 2149) и «TOR» (ex-BYMS 2175). Имевшиеся планы приобрести 3 шлюпа, 2 фрегата класса Castle, быстроходные минные тральщики класса Algerine и ряда катеров, в том числе торпедных были прерваны из-за шедших в 1948-1949 гг. арабско-израильских войн.

Так что к началу первой арабо-израильской войны в 1948 г. египетский флот имел в своем составе: 1 патрульный корабль - флагман флота «EL AMEER FAROUQ»,  8 минных тральщиков типа BYMS, 2 торпедных катера типа Vosper, 2 судна для спасения сбитых летчиков над морем, тендер «AIDA» и королевские яхты «MAHROUSSAH» и «KHASSED KHEIR».

В ходе этой войны египетский флот потерял свой флагман «EL AMEER FAROUQ», потопленный 21 октября 1948 г. израильскими взрывными катерами, тогда же ими был поврежден и тральщик типа BYMS.

По завершению войны произошло наращивание ВМС Египта. 7 декабря 1949 г. представитель Адмиралтейства объявил в Палате общин, что шесть фрегатов «Nith», «Spey», «Usk», «Mallow», «Mendip» и «Whimbrel» были переданы Египту в течение последних нескольких месяцев, и идут переговоры о передаче седьмого фрегата. Готовилась передача 4 быстроходных минных тральщиков класса Algerine. Кроме того, Египет купил в Великобритании один эсминец, один шлюп, один корвет и четыре патрульных катера типа Maialy, еще четыре торпедных катера были куплены в Италии. Так же с Великобританией шли переговоры о приобретении еще двенадцати торпедных катеров.

В результате этих приобретений в 1952 г. в составе флота уже было 10 крупных кораблей - эсминцев, фрегатов, корветов, 3 быстроходных минных тральщика класса Algerine, 9 минных тральщиков, 6 торпедных катеров, 6 сторожевых катеров, королевские яхты «MAHROUSSAH» и «FAKHR-EL-BEEHAR», десантный корабль «Akka», 20 десантных катеров, тендер «AIDA», транспорт, 4 патрульных катера, канонерка и траулер.

Рост флота сопровождался кадровыми проблемами, которые существенно сказались на аварийности. По данным справочника “Jane's Fighting Ships” в период 1950-1956 гг., египетский флот потерял не меньше пяти судов. Так 26 июля 1950 г. минный тральщик «Gaza» (бывший «BYMS 2013», 215 тонн) затонул у Мерса-Матрух после взрыва топливного бака. 7 марта 1953 г. корвет «Sollum» (бывший британский тральщик «Wedgeport», переданный Египту в 1946 г., 672 тонн) затонул у Александрии в штормовую погоду. В ночь с 16 на 17 мая 1953 г. фрегат «Misr» (бывший американский «PF-84», с 1944 по 1946 гг. британский «Papua», с 1950 г. грузовое судно «Malrouk», 1060 тонн) затонул после  столкновения к югу от Суэца, с большими потерями среди членов экипажа, был поднят и служил в дальнейшем блошкивом. Были потеряны в 1949-1950 гг. два сторожевых катера класса Fairmile 'B' (бывшие британские).

Несмотря на потери, египетское руководство продолжало мечтать об увеличении своего флота. И когда летом 1955 г. американцы отказали им в поставках оружия, они обратились к Советскому Союзу и нашли понимание.

 

Первый этап 1955-1956 гг.

 

Осенью 1955 г. группа высокопоставленных офицеров ВМС Египта знакомилась с советскими кораблями. Вместе с египетскими представителями в Таллин из Москвы прибыли представители командования ВМФ СССР. Там группа поднялась на борт головного эсминца проекта 30-бис «Смелый». Из Таллина корабль перешел в Балтийск, откуда выходил на боевые стрельбы, организованные специально для «покупателей». БЧ-5 «Смелого» командовал капитан-лейтенант С.И.Храмцов, приложивший немало усилий для того, чтобы представить свой корабль в лучшем виде. Эсминец арабам понравился, они решили приобрести два корабля. Стоимость поставки и механизм оплаты доподлинно неизвестен, однако тогда египтяне заявляли, что за корабли будут расплачиваться «бартером» - поставками хлопка. В совершенно секретном приказе Министра обороны СССР маршала Г.К.Жукова, определившим организацию и сроки передачи боевой техники «иностранцам», Египет был обозначен как «объект 909». На основании приказа МО СССР исполнявший обязанности ГК ВМФ адмирал С.Г.Горшков в целях подготовки и передачи кораблей ВМС иностранных государств приказал создать специальное соединение - ЭКОН-40. Командиром отряда назначили контр-адмирала В.Н.Алексеева - Героя Советского Союза, командира Лиепайской ВМБ 4-го ВМФ, его заместителем - капитана 1 ранга Л.С.Миронова, также Героя Советского Союза. Начальником штаба стал подводник - капитан 1 ранга Г.Г.Исай, флагманскими специалистами отряда назначили капитан-лейтенантов А.Слайковского (штурман), Г.А.Бегиджаняна (минер), Ф.Переско (связист), А.Н.Батырева (инженер-механик) и В.Долина (РТС). Кроме того, в состав штаба ЭКОН-40 входили замполит и начальник финансовой службы. В состав ЭКОН-40 вошли 2 ЭМ пр.30-бис «Смелый» и «Скорый», 4 БТЩ пр.254, 10 ТКА, 2 средние ПЛ пр.613 и 1 малая ПЛ  XV серии. Торпедные катера выделял ЧФ, их должен был доставить транспорт «Колхозник».

В декабре 1955 г. 2 ЭМ и 3 ПЛ перешли в Гдыню для обучения египетских экипажей. 

Египтяне послали три группы своих моряков в Гдыню для обучения. В ноябре 1955 г. первая группа из 30 египетских военно-морских офицеров и моряков прибыла на Черноморский флот для прохождения обучения на подводных лодках. Оставались там до февраля 1956 г.

Вторая группа из 300 человек была направлена в декабре 1955 г. - январе 1956 г., в Гдыню под командованием адмирала. Третью группу направили в разгар лета 1956 г. В июле-октябре 1956, кажется, что только египетские подводные команды, приблизительно 50 мужчин, оставались в Польше. Они возвратились в Египет позже, без субмарин, из-за вспышки Синайской Кампании.

Для обеспечения учебного процесса, осуществлявшегося по специально разработанным программам, в Гдыню прибыла группа слушателей Института военных переводчиков (4 чел.), но английским языком владели только египетские офицеры, которым и пришлось переводить на арабский своим командам.

Торпедные катера 183 проекта были первыми кораблями, переданными Советским Союзом египтянам. К передаче их подготовили моряки Черноморского флота в Поти, в Египет их доставили на борту транспорта «Колхозник». 19 апреля 1956 г. двенадцать торпедных катеров в Александрии были переданы ВМС Египта.

Так же в 1956 г. ВМС Египта получил и 6 торпедных катеров типа 108 из Югославии  «TČ 173» - «TČ 179».

Однако первыми должны были быть тральщики. По приказу МО СССР передача БТЩ должна была произойти в январе 1956 г., но его выполнению помешала суровая зима - замерз Путский залив. Все убытки от срыва сроков понесли поляки, поскольку они не предупредили о возможности замерзания залива. Для вывода БТЩ из Гдыни пришлось вызвать из Мурманска ледокол «Ермак», за четверо суток он вместе с большим портовым буксиром благополучно выполнил ледовую проводку.  Один из БТЩ получил повреждение бортового киля, обнаруженное только в Александрии.

В марте-апреле 1956 г. с Балтики в Египет перешли четыре МТЩ пр.254 (НАТО - Т-43) «Т-497», «Т-498», «Т-499» и «Т-500», по легенде шли под польскими флагами. Командиром перехода был командир ЭКОН-40 Герой Советского Союза, контр-адмирал Владимир Николаевич Алексеев, с кораблями шел и флагманский штурман капитан-лейтенант А.Слайковский. 28 апреля 1958 г. тральщики прибыли в Александрию, а на следующий день об их приходе объявило Каирское радио. Корабли были переданы 25 июня 1956 г.  Командир ЭКОН-40 контр-адмирал В.Н. Алексеев и флагманский штурман капитан-лейтенант А.Слайковский вернулись в СССР самолетом через Югославию.

В марте 1956 г. египетские экипажи эсминцев закончили подготовку и вылетели в Египет, а  эсминцы «Смелый» и «Скорый» неожиданно заменили другими кораблями. Прибывший  в Либаву заместитель ГК ВМФ по тылу адмирал Н.И.Виноградов сообщил, что правительство приняло решение продать Египту более новые корабли - «Сметливый» (бортовой №53) и «Совершенный» (бортовой №54).  20 мая они вышли в Гдыню, а 31 мая оттуда под польскими флагами пошли в Египет.  После прихода 11 июня в Александрию эсминцев, арабы опешили: «Вы пригнали не те корабли!», но после полученных разъяснений египтяне успокоились. И уже 28 июня эсминцы были переданы ВМС Египта, получив наименования «Al Nasser» (бортовой № 911) и «Al Zaffer» (бортовой № 916). Командир ЭКОН-40 контр-адмирал В.Н.Алексеев и несколько советников (в том числе командир БЧ-5 «Скорого» капитан-лейтенант Е.Минасов) остались в Египте, а советские экипажи на специально пришедшем в Александрию теплоходе «Крым» убыли в Одессу.                     

Еще до окончательной приемки кораблей в ВМС Египта, египетское руководство начало демонстрировать свое новое приобретение. 18 июня, в День провозглашения независимости, оба эсминца приняли участие в параде ВМС Египта на рейде Александрии. Командование египетских ВМС, во что бы то ни стало, хотело представить флотскую технику на столичном военном параде. После долгих споров и размышлений в Каире решили «прокатить» на грузовиках корабельные торпеды.

23 июня Нассер приказал поставить оба эсминца на внешний рейд Александрии, сопроводив свое решение словами: «Пусть люди видят, на что потрачены народные деньги». В тот же день он решил продемонстрировать растущую мощь ВМС своему гостю - арабскому шейху. Изъявив желание выйти в море на эсминце, Нассер весьма озадачил не только свое флотское командование, но и советских специалистов, поскольку время экстренного приготовления эсминца к бою и походу никак не укладывалось до назначенного им срока выхода в море. Проявив незаурядные дипломатические способности, советским и египетским морякам все же удалось убедить Нассера «прогуляться» не на эсминце, а на торпедном катере, что и было сделано - благо, «разогреть» катер оказалось значительно проще. Президент остался доволен морской прогулкой, щедро «сдобренной» ревом мощных катерных моторов, шквалом брызг и неудержимой вибрацией палубы.

В сентябре 1956 г. многие из флотских офицеров были направлены лоцманами на Суэцкий канал, так что к началу войны, ВМС Египта испытывал нехватку флотских офицеров.

Есть целый ряд данных что первая, из подводных лодок передаваемая Египту была отправлена туда в конце октябре 1956 г., но из-за начавшейся войны она была возвращена в Гдыню. Польские источники рассказывают о рейсе подводной лодки проекта 615 из Гдыни в Египет в октябре 1956 г. Она шла в сопровождении судна «BAŁTYK» под польским флагом и имела трех командиров на борту: советского  (Исаков?), польского (Леон Ратайчак) и египетского (Фатхи Шараки), на рубке субмарины был нанесен тактический номер М-107. Дошли до Гибралтара, но так как началась война не завершив рейс, корабли вернулись в Свиноуйсьце. О  попытке перехода подводной лодки в Египет упоминают и американцы. 25 октября ЦРУ сообщало «"Польская" подводная лодка и вспомогательный корабль были замечены входящими в Большой Бельт северным курсом 21 октября. По словам военно-морского атташе США в Копенгагене, эта лодка, вероятно, является одной из двух советских подводных лодок, которые будут переданы СССР Египту. Обстоятельства этого ухода с Балтики повторяют схему предыдущей передачи Египту четырех советских тральщиков и двух эсминцев. Если судно направляется в Египет, подводная лодка и ее вспомогательное оборудование должны пройти Гибралтар примерно 29 октября и прибыть в Александрию примерно 6 ноября.»  Спустя неделю после того, как война закончилась, 13 ноября, ЦРУ полагало, что «первая советская субмарина для Египта была в пути из Польши, когда Израиль пошел в свое наступление на Синае  В немалой степени видимо с этим связаны заявления англо-французской коалиции об обнаружении подводных лодок в Средиземном море в ходе агрессии.

Командующим ВМФ Египта был адмирал Сулейман Азат  (Suleiman Ezzat, 15 сентября 1952-10 июня 1967 гг.)

В составе ВМС Египта на октябрь 1956 г. было:

4 эсминца:

«Эль Каухер» (El Qaher) проданы в мае 1955 г., на ремонте в Англии, отплыл в Египет 28. 08.1956 г., тип «Z» «Myngs»

«Эль Фатех» (El Fateh)  проданы в мае 1955 г., на ремонте в Англии, пришел в Египет 09.1956 г., тип «Z» «Zenith»

«Эль Насер» (Al Nasser) 06.1956 г. переданы СССР проект 30-бис «Совершенный»

«Эль Зафер» (Al Zafer) 06.1956 г.  переданы СССР проект 30-бис «Сметливый»

7 фрегатов:

«Эль Малек Фарук» (El Malek Farouk) с 1954 г. «Тарик» (Tarik) 11.1949 г. передан Англией, бывший шлюп тип «Блэк Суон» - «Whimbrel»

«Мохамед Али Эль Кебир» (Mohamed ali-El-Kebir), с 1951 г. «Ибрагим Эль Авал» (Ibrahim el Awal)  11.1949 г. куплен в Англии из состава Тихоокеанского флота тип «Хант 1 серии» «Mendip».  31.10.1956 г. захвачен Израилем.

«Рашид» (Rashid) 11.1948 г. куплен в Англии тип «Ривер 1 серии» «Spey».

«Абикир» (Abikir) 11.1948 г. куплен в Англии тип «Ривер 1 серии» «Usk». 01.11.1956 г. затоплен в Суэцком канале, поднят в апреле 1957 г. на лом.

«Домиант» (Domiat) 11.1948 г. куплен в Англии тип «Ривер 1 серии» - «Nith». 01.11.1956 г. потоплен английскими судами.

«Эль Судан» (El Sudan) 10.1949 г. передан Англией тип «Флауэр 1 серии» - «Mallow».

«Порт Саид» (Port Said) 07.1950 г. куплен в Англии тип «Хант 1 серии» «Cottesmore».

2 корвета:

«Наср» (Nasr) 1946 г. куплен в Англии бывший тральщик тип «Бэнгор 3 серии» - «Bude».

«Матрух» (Matruh) 1946 г. куплен в Англии бывший тральщик тип «Бэнгор 3 серии» - «Stornoway».

12 тральщиков:

«Ариш» (ARISH) 1947 г. куплен в Англии тип «BYMS» (ex-BYMS 2028).

«Дарфур» (DARFOUR) 1947 г. куплен в Англии тип «BYMS» (ex- BYMS 2041).

«Кайсариа» (KAISARIA) 1947 г. куплен в Англии тип «BYMS» (ex-BYMS 2075).

«Кардофан» (KORDOFAN) 1947 г. куплен в Англии тип «BYMS» (ex-BYMS 2212).

«Малек Фуад» (MALEK FUAD) 1947 г. куплен в Англии тип «BYMS» (ex-BYMS 2035).

«Нахариа» (NAHARIA) 1947 г. куплен в Англии тип «BYMS» (ex-BYMS 2069).

«Рафан» (RAFAH) 1947 г. куплен в Англии тип «BYMS» (ex-BYMS 2149).

«Тор» (TOR) 1947 г. куплен в Англии тип «BYMS» (ex-BYMS 2175).

«Бахайра» (Bahaira) 1956 г. передан СССР 254К проект.

«Шарких» (Charkieh) 1956 г. передан СССР 254К проект.

«Дакхла» (Dakhla) 1956 г. передан СССР 254К проект.

«Гарбия» (Gharbia) 1956 г. передан СССР 254К проект.

1 десантный корабль:

«Акка» (Akka) 1950 г. куплен в США, танкодесантный корабль тип «LST 1». 01.11.1956 г. затоплен в Суэцком канале.

1 речная канонерка

2 вспомогательных корабля

11 патрульных катеров

20 десантных катеров

30 торпедных катеров (12 английских и итальянских, 12 советских проект 183 и 6 югославских типа 108).

 

 

Боевые действия на море в Суэцкой кампании 1956 г.

 

По причине превосходства египетских ВМС израильский флот не проводил наступательных действий на море, ограничившись патрулированием в прибрежных водах в районах наиболее важных береговых объектов. Действия были скоординированы с французами.

Египтяне же первыми предприняли наступательные действия на море.

Вечером 30 октября из Порт-Саида вышел египетский эсминец «Ibrahim el Awal»  (командир корабля, капитан-лейтенант Хасан Рушиди Тамзан) и направился к израильскому побережью с целью обстрела береговых целей в районе Хайфы. В 03.30 31 октября «Ibrahim el Awal» подошел к порту Хайфа на расстояние в десять километров и, двигаясь со скоростью 12-14 узлов, выпустил по порту 220 4-дюймовых снарядов. Ряд снарядов поразил причал, доки и другие объекты ВМФ. Обошлось, однако, без потерь и серьезных разрушений. При этом израильская  РЛС засекла судно и отметила его приближение, но не идентифицировала как неприятельский военный корабль. Патрульные суда не заметили эсминец, а потому тревога была объявлена, только когда уже начался обстрел. Завершив обстрел, эсминец повернул на курс, ведущий мимо о. Кипр к сирийским портам. На широте ливанского порта Тир  «Ibrahim el Awal» встретил французский ЭМ «Kersaint» D-622, который в 03.38 открыл огонь, выпустив шестьдесят четыре снаряда. Поблизости находился и второй французский эсминец «Surcouf» D-621. Однако французы не преследовали противника и потеряли его из виду. Увидев, что его обнаружили, командир «Ибрагима» приказал ложиться на обратный курс и полным ходом пошел к Порт-Саиду.

Штаб ВМФ Израиля дал сигнал эсминцам, находившимся в тот момент в пятидесяти километрах к западу от Хайфы, идти на перехват и вступить в бой с вражеским кораблем. Эсминцы «Elath» и «Yaffo» в 03.56 бросились в погоню.

В район боевых действий был выслан также фрегат «Misgav», но принять участие в бою ему помешала авария котла.

В  05.27 израильские эсминцы обнаружили «Ibrahim el Awal», идентифицировали его и открыли по нему огонь с расстояния 8.200 м. Некоторое время суда вели артиллерийскую дуэль. Обнаружив, что путь в Египет блокирован, капитан египетского корабля решил увести корабль в северном направлении, чтобы укрыться в порту Бейрута, но не смог оторваться от израильских эсминцев. В ходе боя «Yaffo»  сделала по врагу 242 выстрела, а «Elath»  - 194, но попаданий в египетский эсминец не было.

В такой ситуации, штаб ВМФ Израиля вызвал воздушную поддержку. Первой в небо поднялась “Дакота”, которая в 05.46 определила местоположение египетского эсминца, затем на задание отправились два “Урагана” которыми командовали Давид Кишон и Яаков Агаси. “Дакота” скорректировала реактивные самолеты на «Ibrahim el Awal», находившийся на тот момент в 60 километрах от побережья Израиля. Зайдя со стороны солнца, самолеты атаковали египетский корабль 70-мм НАРами с высоты 200 м, выпустив ракеты с дистанции 400 м и набрав высоту, через несколько минут повторили заход. Огонь зенитной артиллерии корабля оказался безрезультатным, а вот он получил 4 пробоины, из них одну ниже ватерлинии, была повреждена топливная цистерна, выведен из строя электрогенератор, уничтожено зенитное орудие правого борта. Когда капитан-лейтенанту Хасану Рушиди Тамзану доложили, что выведен из строя рулевой механизм, перестала работать электрическая система и остановилась подача боеприпасов, он приказал выбросить белый флаг - было 07.10. Египетские техники попытались было открыть кингстоны и затопить судно, но не смогли сдвинуть заржавевшие вентили. 

В боевом журнале эсминца сохранились записи переговоров корабля со штабом ВМФ Египта в Александрии:

«Александрия: 06.31

У вас над головой египетская авиация, к тому же к вам на выручку спешат бомбардировщики из Сирии.

« Ибрагим-эль-Аваль»: 06.41

В данный момент мы ведем бой с тремя вражескими самолетами и двумя судами. Никакая помощь пока не поступила.

«Ибрагим-эль-Аваль»: 06.50

Я потерял ход.

Александрия: 06.55

Помощь идет к вам из Бейрута. Продолжайте отвечать огнем.

Ибрагим-эль-Аваль»: 06.56

Судно выведено из строя.

Ибрагим-эль-Аваль»: 07.00

У нас вышли боеприпасы.

Александрия: 07.01

Покидайте корабль.

Александрия: 07.03

Покидайте корабль, приняв меры к уничтожению всех записей, документов и приборов, а также приготовив корабль к затоплению.

«Ибрагим-эль-Аваль»: 07.25

Наша операция в Хайфе прошла успешно. Сказать, каков нанесенный противнику ущерб, не можем. У нас есть раненые. Мы пускаем судно на дно.

«Ибрагим-эль-Аваль»: 07.32

Мы покинули корабль. Будем сдаваться в плен.

Александрия: 07.37

Вы выполнили задание и должны гордиться собой. Мы и наша родина всегда будем гордиться вами. Ваши семьи не останутся без поддержки. Аллах да пребудет с вами.

«Ибрагим-эль-Аваль»: 07.50

Мы открыли кингстоны. Находимся между двумя израильскими эсминцами - «Яффа» слева от нас, а «Эйлат» справа.»  

Когда «Elath» и «Yaffo» подошли к «Ibrahim el Awal» с него спускали шлюпку. Оказалось, что у шлюпки пробито днище, и она стала тонуть. Израильтяне выловили из воды пятьдесят трех членов команды, двое из которых были ранены. В ходе боя четверо египетских моряков были убиты, 18 ранены. Призовая команда отбуксировала корабль в Хайфу, после ремонта он вступил в состав ВМС Израиля под наименованием «Haifa».

Второе столкновение на море имело место в Красном море в тот же день 31 октября. Египетский фрегат «Domiat» перевозил египетскую воинскую часть из г. Суэца в Шарм-аш-Шейх с целью усиления тамошнего гарнизона. Британская эскадра состоявшая из крейсера «Newfoundland» и одного эсминца «Diana» и двух фрегатов «Crane», «Modeste» патрулировала в Красном море к югу от Суэца. В Красном море находился и британский военный танкер «Wave-Sovereign», обслуживавший корабли отряда. В ходе патрулирования, крейсер обнаружил затемненный корабль шедший в противоположном направлении. Приблизившись на 1500 метров крейсер потребовал от корабля назваться в противном случае по нему будет открыт огонь.  «Domiat», а это был он попытался уйти, в 01.30 1 ноября по нему с крейсера был открыт огонь. Египтяне открыли ответный огонь и 2  снаряда главного калибра попали в английский крейсер, слегка его повредив, был убит 1 моряк и 5 были ранены.  Однако британские артиллеристы были точнее, «Domiat» получил множество попаданий в том числе в мостик и рулевую рубку. Окончательную точку поставил эсминец «Diana», капитан которого расстрелял «Domiat» когда его капитану показалось что фрегат пытается протаранить его корабль. «Domiat» перевернулся и затонул. «Newfoundland» и «Diana» спасли 69 египетских моряков. Погибли у египтян 6 офицеров и 50 матросов, британские потери составили 1 убитый и 5 раненых.

Затем британцы подняли на борт уцелевших моряков с фрегата и продолжили патрулирование.

В Красном море помимо британских кораблей был и французский отряд в составе 2 фрегатов «Gazelle» F-736 (647 тонн), «La Perouse» F-750 (1.372 тонн), 1 тральщика «Jasmine» М-663 (232 тонн).

Ответом египетских властей на англо-французский ультиматум, была угроза заблокировать Суэцкий канал путем затопления значительного числа судов на его фарватере.  Последний караван судов, направлявшийся с севера на юг, вошел в Суэцкий канал в ночь с 30 на 31 октября. Выйти он не успел, так как Англия и Франция начали боевые действия против Египта, а последний воплотил свою угрозу затопив 1-5 ноября  51 судно между Порт-Саидом и Суэцем. 21 судно затопили в районе Порт-Саида в том числе плавучий док, четыре землечерпалки, семь буксиров, спасательное судно «Pollux» и так далее. 30 кораблей затопили на отрезке между Эль Кап (El Cap) и Суэцем, включая мост в Эль Фирдан (El Firdan) и понтонный мост в Исмаилии. Среди затопленных кораблей были помимо обычного набора судов (плавучие краны, землечерпалки, буксиры и так далее) были фрегат «Абикир» (Abikir)  и десантный корабль «Ака» (Akka). Попытка интервентов помешать этому, путем нанесения ударов по кораблям предназначенным для блокирования канала у причалов, провалилась. Так два налета на десантный корабль «Акка» (Akka) только повредили его, что не помешало его затопить на 81 километре канала, на фарватере канала у озера Тимсах с грузом цемента. Его подняли только в январе 1957 г. водолазы работающие на ООН. При этом египетские власти возложили ответственность за это на авиацию агрессоров, заявив, что это они потопили корабли и тем самым заблокировали канал.

Возглавлявший тогда Генштаб Армии обороны Израиля Моше Даян писал: «Между прочим, то, что египтяне закрыли Суэцкий канал, означает еще одну военно-политическую оплеуху британцам. Они знали о намерении египетского руководства на буксирах притащить в канал суда и затопить их там, а потому британцы планировали разбомбить эти корабли на стоянках в Порт-Саиде, в гавани Суэца и на Большом горьком озере. Не знаю, почему, план не сработал - или египтяне опередили британцев и переместили корабли в канал, или британские летчики промахнулись по целям, - все, что мне известно, это то, что канал блокирован.»

Судоходство по каналу остановилось, в канале оказались заблокированы 13 нейтральных судов: танкеры «Eli Knudsen» Норвегия, «Statue» Либерия,  «Поти» (Poti) СССР, грузовое судно «Eugenia» Либерия, танкер «Brigitte» Панама, грузовые суда «Lemsterkerk» Нидерланды, «Dorado» Панама, танкер «Amalfi» Италия, грузовые суда «Kyoto» Швеция, «Emma» Италия, танкеры «Hcktoria» Норвегия,  «Americano» Италия и грузовое судно «Mary» Либерия.  Только в начале 1957 г. суда были выведены.

31 октября французский крейсер «Georges Leygues» еще до истечения срока ультиматума, поддержал артиллерийским огнем действия израильских войск в секторе Газа, обстреливая египетские позиции у Рафаха.

Вечером 31 октября авианосное соединение под командованием английского вице-адмирала Пауэра подошло на 50 миль к побережью Египта. В 21.30 с аэродромов Мальты и Кипра поднялась в воздух первая группа бомбардировщиков. Час спустя самолеты атаковали 11 баз египетских ВВС в том числе Алмаза, Деверсуар, Файид, Джамиль, Исмаилия, Инхас, Кабрит, Шаллуфа, Суэц. По особому приказу шедшие на Каир-Уэст "Велиэнты" повернули обратно в связи с тем, что рядом с аэродромом проходила дорога, по которой эвакуировали граждан США. Последняя ночная бомбардировка закончилась за 10 мин. до восхода солнца - в 4.30. Около 3.40 авианосцы повернули на курс против ветра и начали подготовку к взлету. Через 10 мин. палубные самолеты начали взлет. Собравшись в тактические группы, самолеты атаковали авиабазу в Каире и базу ВМС Египта. Атака на Александрию осложнялась тем. что там находились корабли 6-го флота США прибывшие для эвакуации американских граждан. Египтяне практично разместили свои корабли поближе к американским, надеясь таким образом обезопасить их от атак с воздуха.

В период с 31 октября до 2 ноября 1956 г. корабли 6-го флота ВМС США провели эвакуацию иностранных граждан. Маленький быстроходный транспорт «BURDO», и эсминцы «HARLAN R. DICKSON», и «HUGH PURVIS»  вошли в Хайфу.  Транспорт нападения «CAMBRIA» участвовал в эвакуации из Сектора Газа наблюдателей за соблюдением перемирия из ООН,  которые находились в зоне боевых действий. И самую опасную миссию выполнили транспорты нападения «CHILTON»,  «THUBAN»,  эсминцы «CHARLES S. SPERRY» и «ALLEN M. SUMNER», и десантный корабль «FORT SNELLING» во время незваный визита в  Александрии, чтобы провести эвакуацию там. Однажды на  гавань произошло почти 40 воздушных налетов, встреченных  зенитным огнем, бомбы падали в непосредственной близости от этих судов, особенно близко к «CHILTON». После еще одного воздушного налета на порт, 2 ноября американские корабли покинули порт с 4500 иностранцами на борту, среди них были и 16 лоцманов, работавших на канале.

В ходе конфликта американцы не раз преподносили сюрпризы своим европейским союзникам не только на политической арене, но и на театре военных действий. Так, например, 2 ноября подводная лодка ВМС США нарушила своим появлением боевой порядок французских оперативных сил, в результате чего союзникам пришлось прекратить маневрирование, заставить ее всплыть, чтобы случайно не протаранить. Чуть позже авианосная ударная группа ВМС США во главе с авианосцем «Корал Си» не согласовала действия с аналогичной британской, в результате чего чуть было не произошли столкновения не только кораблей, но и самолетов.

Нельзя сказать, что египтяне были полностью деморализованы - командование ВМС Египта предприняло попытку атаковать силы противника в море. 1 ноября из Александрии вышли эсминец «Al Nasser», фрегат «Tarek». С 5.00 их передвижения отслеживали дежурные самолеты  французского авианосца «Арроманш» и прежде чем они подошли на дальность применения оружия, самолеты атаковали их. По  докладам пилотов они повредили эсминец, на нем возник пожар. Фактически египетские корабли поставили дымовую завесу и под ее прикрытием  вернулись в Александрию. 

2 ноября утром два французских самолета Корсар вылетевших с авианосца «Lafayette» обнаружив на радаре подозрительную цель, выпустили свои ракеты по скоростному моторному катеру. Этот катер оказался французской подводной лодкой «La Créole» S 606 которая шла под перископом, после атаки она быстро погрузилась и избежала повреждений. Исчезновение цели с радара позволило пилотам говорить о потоплении египетского торпедного катера, чего в реальности не было. 

3 ноября утром патрульный самолет с авианосца «Lafayette» обнаружил неизвестную подводную лодку недалеко от французского соединения. Удар по ней был остановлен в последнюю минуту, с авианосца передали запрет на атаки подводных лодок. Как оказалось, обнаруженная лодка была американской «Cutlass» SS 478., которая отслеживала передвижения французских кораблей.

3 ноября два звена «Мистэров» ВВС Израиля поднялись в небо, чтобы атаковать египетское судно, замеченное около Рас-Насрани, в пятнадцати километрах к северу от Шарм-аш-Шейха. Первая четверка «Мистэров» зашла на цель. После атаки, корабль раскололся на две части и затонул. Это было египетское грузовое судно «Aida». Когда самолеты после выполнения задания ложились на обратный курс, летчики обнаружили около побережья крупное судно. Приблизиться они не могли, потому что у них заканчивалось горючее, но сообщили о корабле следовавшему за ними второму звену. Когда вторая четверка оказалась в заданном районе, пилоты увидели, как корабль, изменив курс, на всех парах идет прочь от Шарм-аш-Шейха. Командир звена не сомневался, что видит внизу правильную цель и, несмотря на плотный заградительный огонь с корабля, спикировав, нажатием одной кнопки выпустил по противнику все тридцать восемь реактивных снарядов. Три остальных «Мистэра» проделали то же самое. Судном, которое они атаковали, оказался британский фрегат «Crane». Он получил повреждения, хотя и незначительные, поскольку ракеты не были бронебойными. Самолеты тоже ушли целыми, невзирая на серьезное зенитное противодействие, оказанное «Крейном». Эта атака поставила на грань разрыва британо-израильские военные связи, и вызвало выдвижение британцами требования об исключении израильских офицеров из объединенного союзнического штаба.

В сводке штаба египетской армии эти события трактовались по-другому. В ней говорилось, что английские военно-морские силы попытались 3 ноября подойти к порту Суэц. Египетские военно-морские части с помощью береговой артиллерии потопили два корабля - эсминец и войсковой транспорт  и повредили третий корабль и заставили английские корабли удалиться.

3-4 ноября два египетских десантных катера «LCM-15» и «LCM-20» были потоплены вблизи Александрии британскими или французскими самолетами.

4 ноября состоялось последнее столкновение египетского флота с флотом интервентов в районе около Bralous. Этот эпизод в различных источниках описывается по-разному.  Неясно сколько торпедных катеров участвовало в столкновении, два, три, четыре и даже восемь. Неясно кого точно они атаковали, французские или английские корабли. Неясно сколько катеров погибло, два, три. Привожу основные имеющиеся версии.

Англоязычные:

В сводке союзного командования от 5 ноября сообщалось, что 4 ноября в результате атаки британские самолеты потопили три египетских военных корабля и один повредили.

В книге Robert Jackson «SUEZ 1956: Operation Musketeer» изданной в 1980 г. говорится, 4 ноября незадолго до сумерек, истребители “Sea Hawk” с британского авианосца «Bulwark» выполнили успешное нападение на три египетских торпедных катера, которые, как сообщала воздушная разведка, вышли из Александрии в направлении авианосной ударной группы. Используя ракеты и авиационные пушки истребители, потопили  два катера и повредили третий, которому они позволили подобрать оставшихся в живых и вернуться в Александрию.

Desmond Wettern в изданной  в 1982 г. книге  «THE DECLINE OF BRITISH SEAPOWER» в свою очередь писал, что 4 ноября четыре египетских быстроходных патрульных судна подверглись нападению в море между Александрией и Порт-Саидом со стороны истребителей “Sea Hawk” с британского авианосца «Bulwark». Первый был взорван, два были подожжены, а четвертый получил повреждения. Поврежденному катеру позволили подобрать оставшихся в живых моряков с катеров и возвратиться в порт.

Арабские:

Yahia Al Shaer в “History of the Egyptian Navy” так описал бой.  В течение ночи 3 ноября эскадрон торпедных катеров в составе ТКА № 227, им  командовал командир эскадрона капитан-лейтенанта Galal El Din Desouky и ТКА №  220 под командованием лейтенанта Исмаила Фэхми (Ismail Fahmy), вышел из Александрии на скорости 25 узлов, чтобы атаковать вражеские корабли. Когда эти два катера приблизились к Порт-Саиду, они обнаружили вражеское соединение, имевшее в составе авианосец, крейсер и несколько эсминцев. Командир эскадрона быстро подготовил свои катера для атаки, ими были выпущены торпеды, которые повредили одно из судов. Впоследствии вражеские самолеты атаковали египетские катера и потопили их  ракетами. Весь эскадрон погиб за исключением одного офицера и семи матросов.

Несколько иную версию событий озвучили сирийцы. В бою участвовало несколько их моряков, в том числе Джюль Джамаль - национальный герой Сирии, погибший в 1956 г.  во время англо-франко-израильской военной авантюры против Египта. Жюль (Джуль) Юсеф Джамал родился в Латакии (Сирия) в православной семье в 1939 г. Учился на факультете искусств, но в 1953 г. в числе 10 сирийских студентов направился для обучения в египетское военно-морское училище. В мае 1956 г. закончил его с отличием, в звании лейтенанта остался стажироваться на торпедных катерах ВМС Египта. В ноябре 1956 г. с разрешения командира Galal El Din Desouky отправился с ними в патруль на трех торпедных катерах. 4 ноября атаковали противника. Жюль Юсеф Джамал направил свой катер на таран вражеского корабля, чтобы предотвратить расстрел других катеров.

Более подробно эту историю советские люди узнали в сентябре 1957 г. из публикации в газете «Красная звезда». Тогда отряд советских кораблей впервые выполнил визит в Сирию, во время этого посещения, в Латакии советские моряки встречались со старшим лейтенантом сирийского флота Майклом Скафом, служившим тогда на торпедных катерах и участвовавшим в боях с интервентами. Его рассказ озвучил капитан 3 ранга М.Новиков: «Мы и спросили Скафа, не знал ли он случайно Джамаля.

По лицу офицера пробежала тень. Затем он медленно заговорил:

- Джюль - мой хороший друг. Мы вместе учились в египетской военной академии, вместе служили на катерах. Я участвовал с ним в одном бою, и он погиб на моих глазах...

Слушая рассказ Скафа, мы живо представили себе события, разыгравшиеся в Средиземном море 4 ноября прошлого года. Звено торпедных катеров под командованием египетского офицера Зуки вышло в дневной дозор. На одном из катеров находился Джамаль, на другом - Скаф.

Катера на малых оборотах бороздили море, когда радиометристы обнаружили крупную цель. Зуки приказал идти на сближение с противником. На катерах взревели моторы, встречный ветер таврил в лица офицеров. Вскоре вдали показался едва заметный силуэт французского крейсера. Атака обещала быть успешной. Но вдруг со стороны солнца в небе появились четыре точки. Они стремительно росли, приближались. Это французские самолеты намеревались сорвать атаку катеров. Загремели очереди авиационных пушек и катерных автоматов. Завязался неравный бой. Отстреливаясь от самолетов, египетские катера продолжали сближение с крейсером. Французский корабль тоже открыл огонь. Море кипело вокруг катеров от всплесков снарядов.

Первым потерял ход от попадания вражеского снаряда катер Зуки. Один из самолетов сделал заход на неподвижный катер. Раздался взрыв. Когда осел столб воды, на поверхности моря плавали одни обломки. Катера Скафа и Джамаля начали ложиться на боевой курс. Вдруг перед глазами Скафа расплылся огненный шар. Скрежет металла и грохот ворвались в уши. Очнулся он в воде. Рядом, держась за обломки, плавали семь товарищей-моряков. Майкл, словно забыв об окружающем, неотрывно следил за катером Джамаля. Теперь противник сосредоточил на нем всю мощь своего огня, однако катер продолжал упорно двигаться вперед. Вот из его аппаратов вышли торпеды. Одна из них, оставляя за собой светлую дорожку, понеслась к борту крейсера, который - это уже было ясно - не мог уклониться от удара. В этот миг от самолета, с ревом пикирующего на катер, отделилась бомба. В воздух взметнулся фонтан воды. На поверхности не осталось ни катера, ни людей. Но тут же прогремел второй взрыв, и борт французского крейсера окутался дымом.

После этого в памяти Скафа навсегда остались бесконечно долгие двенадцать часов. Вначале он плыл и нырял, спасаясь от очередей с самолетов, которые охотились за каждым уцелевшим моряком. Когда самолеты ушли в сторону, он просто плыл. Плыл и в какой-то полудреме от непосильной усталости делал равномерные движения, плыл на юг. Через двенадцать часов он и его товарищи достигли берега.

Правительства Сирии и Египта посмертно наградили Джюля Джамаля орденами. Удостоился боевых наград и Скаф.»

Стоит дополнить, что торпедные катера, участвовавшие в бою, были советской постройки проекта 183, полученные весной 1956 г. из состава Черноморского флота.

В опубликованном 5 ноября коммюнике главного командования египетских сил говорилось, что египетские военно-морские силы потопили вчера французский крейсер водоизмещением 7 тысяч тонн с экипажем в 600 человек. Береговые батареи расстреляли английский эсминец, который затонул у южной оконечности Синайского полуострова. Более того, в советских публикациях этого нет, но в западной прессе называлось и имя потопленного катерами корабля - французский легкий крейсер «Jeanne d'Arc». Однако сразу французское министерство обороны опровергло египетское сообщение о гибели кораблей. При этом было сказано, что упомянутый в радио сводке «Jeanne d'Arc» находится в Бресте (Франция). Там же было предположено, что египтяне могли спутать «Jeanne d'Arc»  с французским  линейным крейсером  «Jean Bart» который 1 ноября вышел из Алжира и утром 4 ноября прибыл в Лимасол (Кипр), и только 5 ноября отправился к берегам Египта.

Даже теперь на многих арабских сайтах рассказывается о потоплении «Jeanne d'Arc» или «Jean Bart», называя их то крейсером то фрегатом.

Победные реляции египтян перешли и в советскую литературу, в 1984 г. в журнале «Советское военное обозрение» в статье посвященной торпедным катерам было написано: «В 1956 г.  во время "англо-франко-израильской" агрессии против Египта восемь египетских торпедных катеров напали на эскадрон агрессора, состоящий из двух крейсеров и шести эсминцев. Один эсминец был погружен, в то время как британский крейсер был так сильно поврежден, что его пришлось списать.»  Кстати, эти мифы пошли у нас кочевать и дальше. В.Д. Доценко в книге «Флоты в локальных конфликтах второй половины XX векаизданной в 2001 г. пишет, что союзники потеряли за время войны 3 боевых корабля и 1 войсковой транспорт. В это число видимо вошли жертвы мифического  десанта у Суэца, и корабль потопленный торпедными катерами.

В октябре-ноябре 1956 г. в результате боевого воздействия ВМС Египта потеряли - 2 фрегата «Ibrahim el Awal» (захвачен противником) и «Domiat», 2 торпедных катера пр.183: «№ 220» и «№ 227», 2 десантных катера типа «LCM 3»: «№ 15» и «№ 20», 1 вооруженное грузовое судно «Aida». Помимо этого для блокировки Суэцкого канала из состава ВМС там затопили 1 фрегат «Abikir» и 1 десантный корабль «Akka» и два бывших фрегата США типа «Такома» («PF-81» и «PF-84» бывший фрегат «Misr» поднятый после столкновения) которые использовали в качестве блошкивов.

9 ноября 1956 г. президент Египетской Республики Гамаль Абдель Насер выступил с речью в мечети «Аль-Азхар». Характеризуя роль египетских военно-морских сил, Насер подчеркнул, что египетские военные корабли с большим героизмом и самопожертвованием вели операции против английского и французского флотов. Египетские морские офицеры отправлялись на выполнение заданий, зная заранее, что их ждет неминуемая гибель. Таков дух египетского флота, сказал Насер.

 

Второй этап 1957-1960 гг.

 

12 февраля 1957 г. советская военно-морская делегация прибыла в военно-морской штаб ВМС  в Александрии с целью обсудить список-заявку для египетских военно-морских сил, представленный в декабре 1956 г. В ходе визита советские представители по мнению западных историков подготавливали базу под дальнейшее базирование советских подводных лодок в египетских портах. С этой целью они на первой встрече отклонили египетский запрос о предоставлении им плавучей мастерской и, как альтернативу, предложили строительство судостроительного завода  в Александрии, со всеми видами услуг, которые позволяли выполнить любые виды ремонта, модернизации, корпуса, двигателей для субмарин. Настойчивость советской стороны была такова, что египтяне не имели иного выбора, кроме как принять советское предложение 22 февраля 1957 г.

Соглашение было подписано 3 марта 1957 г., оно предусматривало поставку трех подводных лодок пр.613 (НАТО - W)  и 12 торпедных катеров. Прочие требования египтян были отклонены.

Суэцкий канал вновь был открыт в апреле 1957 г., первыми иностранными военными судами прошедшими по нему были четыре индийских минных тральщика.

13 июня 1957 г. египетские власти на пару дней закрыли порт Суэц для проведения поиска морских мин тральщиками после того как 12 июня там в результате взрыва мины незначительно пострадал греческий танкер «World Jury».

26 июня 1957 г. Египет получил первые три субмарины, две пр.613 (НАТО - W) и одну пр.96 (НАТО - Malutka) из первой заявки для египетских ВМС одобренной по  соглашению 1955 г.

В начале 1957 г. более 300 моряков команд будущих египетских субмарин начали обучение на польской морской базе Oxywie (окрестности Гдыни).

Приблизительно шесть месяцев спустя - 30 мая 1957 г., первые три подводные лодки  передаваемые  Египту по соглашению 1955 г. - две современные океанские субмарины пр.613 (НАТО - "W") «С-175», «С-182»  и одна прибрежная подлодка пр.96 (НАТО - "MV") «М-271»  в сопровождении базового тральщика «БТ-484» покинули Гданьский залив и начали переход в Египет. Экипаж «М-271» был полностью египетским, с несколькими советскими офицерами. Большие подводные лодки шли каждая с двумя командами, советская управляла лодкой, а египетская была на подхвате, перенимая опыт управления лодками. Переход выполняли в надводном положении.

9 июня отряд вошел в восточное Средиземноморье через Гибралтарский пролив, 16 июня подлодки с тральщиком пришли в Александрию.

21 июня 1957 г. «С-175», «С-182» исключены из состава ВМФ СССР в связи с передачей в аренду ВМС Египта. Они были переименованы «С-175» в «S-1», а «С-182» в «S-2». Тогда же была исключена из состава ВМФ СССР и переданная «малютка» «М-271». Базовый тральщик «БТ-484», который осуществлял эскортирование на переходе подводных лодок после доставки их в Александрию отправился (23 июня был уже в пути) в Севастополь, а затем вернулся в Балтийск.

По факту прибытия подлодок в Египет США, Великобритания и Франция провели консультации. 19 июня командующий Шестым флотом США вице-адмирал Браун в Мадриде сказал журналистам, что присутствие трех советских субмарин в Средиземноморье затронет военно-морскую стратегию НАТО в этой жизненно важной области: «…присутствие российских судов в Средиземноморье будет иметь некоторый эффект на наше развертывание и возможно наши действия, но я не знаю какой.»

Спустя месяц после прибытия в Египет трех подводных лодок, западные журналисты писали, что две большие субмарины переданные египтянам в июне работают с советскими экипажами и несут египетский флаг только для удобства. И что у египтян нет подготовленных для действия экипажей субмарин, малой подлодкой они еще могли управлять с помощью советских преподавателей, а вот двумя большими сомнительно.

Конечно, это было не совсем так. Подлодки пришли с Балтики в порт Александрия с советскими  экипажами и уже там полностью были переданы арабским экипажам. На каждой ПЛ оставляли несколько офицеров и мичманов для обучения арабских специалистов обслуживанию приборов и механизмов. В течение 2-х месяцев отрабатывалась организация дежурно-вахтенной службы при стоянке подлодки у причала. На этом заканчивалась миссия наших специалистов, далее арабы учились самостоятельно. Для устранения различных поломок и неисправностей сложных механизмов существовала бригада специалистов, прибывшая с завода, на которых были построены подлодки. 

23 июня 1957 г. несколько дней спустя после прибытия субмарин в Александрию, два советских эсминца пр. 56 (НАТО - Kotlin) «Бесследный», «Бурливый» и танкер «Алатырь» начали движущееся на юг, пройдя транзитом через Суэцкий канал. Все три корабля вышли с Черного моря через турецкие проливы, танкер 19 июня, эсминцы 21 июня, утром 23 июня они прибыли в Порт-Саид. Эти суда, проводились по каналу советскими лоцманами, работающими на Суэцком канале. Это были первые советские военно-морские суда, которые прошли  транзитом через канал с 1924 г. Через месяц они прибыли во Владивосток. На кадрах иностранной кинохроники прохода нашими кораблями пролива видно, что эсминцы имели бортовые номера 77 и 78.

В июне - августе 1957 г. личный состав 41-й дивизии ТКА ЧФ участвовал в подготовке и отправке на экспорт - «Объект 909» (обозначение Египта) по мартовскому 1957 г. соглашению - 12 торпедных катеров пр.183 (НАТО - P-6) из состава Потийской ВМБ. Отправлены, вероятно, в сентябре 1957 г. (Среди них видимо были «ТК-1255», «ТК-1258», «ТК-1259», «ТК-1265», «ТК-1267», «ТК-1289», «ТК-1294», «ТК-1296», «ТК-1297», «ТК-1308».)

30 декабря 1957 г. вице-адмирал Сулейман Эззат сообщил прессе, что его страна скоро получит новые военные корабли от иностранной державы. Адмирал не назвал иностранную державу, от которой египтяне должны получить корабли, но он сделал заявление по возвращению из Москвы. Журналисты предположили, что по новому соглашению Каир получит две или три подводные лодки. Кроме того иностранные источники в Каире утверждали что советские подводные лодки были уже на пути в Александрию.

Видимо из этого заявления и его интерпретации его со стороны прессы появилась информация о прибытии в Египет в январе 1958 г. из  СССР  Египту еще трех субмарин пр.613 (по классификации НАТО - "W").  Эта информация даже попала в справочник «Jane's Fighting Ships» 1969 г. (и в ранних версиях) написано что 3 ПЛ прибыли в Александрию 24 января 1958 г. Естественно эта информация не соответствовала действительности, так как очередные лодки прибыли египтянам только в апреле 1958 г.

В феврале 1958 г. адмирал Сулейман Эззат отправил в СССР новый список вооружений для египетского флота. Список был длинным и разделял поставки для Объединенной Арабской Республики на египетскую и сирийскую части. Для Египта: три эсминца  Skory-класса (пр.30-бис), девять торпедных катеров  P-6-класса (пр.183), два минных тральщика T-43-класса (пр.254), три противолодочных корабля SO-1-класса (пр.201), одну плавбазу подводных лодок, одно 2000-тонное судно снабжения, один 5000-тонный танкер, четыре буксирных судна и один плавучий док. Почти все были намечены для поставки в 1959 г., но один эсминец, четыре буксира и плавучий док должны были быть поставлены в том же 1958 г. Для Сирии: три субмарины W-класса (пр.613), два минных тральщика T-43-класса (пр.254) и шесть торпедных катеров P-6-класса (пр.183). Торпедные катера должны быть поставлены в 1958 г., другие единицы в 1959 г. Египтяне требовали чтобы все корабли были поставлены полностью снаряженными с запасными частями для обслуживания их в течении трех лет.

Требования египтян были почти все отклонены. В марте 1958 г. египетский военно-морской атташе в Москве послал меморандум адмиралу Эззату, сообщая что СССР отклонил египетские требования по поставкам боевых кораблей и согласился поставить только вспомогательные суда: четыре буксира, один плавучий док для субмарин и некоторое оборудование, чтобы защитить встающие на якорь в Александрии корабли от диверсий и воздушных налетов. Однако едва адмирала Эззат, получил советский ответ, как он послал обращение в Министерство обороны в Москве, прося остальную часть оружия в списке, особенно плавбазу подводных лодок, обосновывая ее поставку тем,  что это судно будет использоваться в Сирии, если морские коммуникации между Сирией и Египтом будут нарушены. Кроме того ее можно использовать в Красном море в случае закрытия Суэцкого канала во время войны.  Советский ответ гласил, что плавбаза дорого стоит (1 миллион E£)  и Египту его не потянуть, кроме того Египет не нуждался в этом виде судна и что ремонтный завод может заменить его.

3 апреля 1958 г. египетские газеты «Al Gamhuria» и «Al Chaab» сообщили о прибытии 2 апреля в Александрию 3 субмарин W-класса (пр.613), по мартовскому 1957 г. соглашению. По данным газет лодки вышли из польского порта Гданьск в марте 1958 г. Экипажи лодок проходили обучение там же. Это были три подлодки пр.613 (НАТО - W) из состава КБФ «С-180», «С-193» и «С-184». Первые две 22 апреля 1958 г. исключены из состава ВМФ СССР в связи с передачей в аренду ВМС Египта с присвоением номера «S-3» и «S-4». Третья 24 апреля 1958 г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с передачей в аренду ВМС Египта, и переименована в «S-5».

Прибывшие в Египет подводные лодки будоражили иностранные средства массовой информации, их прибытие по-разному интерпретировалось. В египетской прессе это было описано как свидетельство продолжения советской дружбы, и как советский жест, перед посещением Насера СССР в апреле 1958 г. Но возможно эти субмарины из мартовского 1957 г. соглашения были своеобразным «троянским конем» чтобы подтолкнуть египтян к постройке судоремонтного завода. Этот проект много значил для СССР в Египте, поскольку  вовлекал египтян в дальнейшую финансовую и техническую зависимость от СССР, кроме того он мог бы активно использоваться советскими кораблями.

План сработал и 19 мая 1958 г. египетская делегация полетела в Москву, чтобы обсудить строительство судоремонтного завода. 16 ноября 1958 г. соглашение было достигнуто, с общей стоимостью 530 000 E£.

17 января 1959 г. СССР оповестил египтян об отмене поставки 2000-тонного транспортного судна и 5000-тонного танкера из  списка поданного в феврале 1958 г. и частично одобренного Москвой весной 1958 г. хотя и не подписанного сторонами, по причине «нехватки советской индустриальной способности». Чтобы дать компенсацию за отмену договоренности Москва предложила Каиру поставить ему  плавбазу, но не ту что просили египтяне, а несамоходную. Это предложение было отклонено адмиралом Эззатом, когда Москва отказались поставить буксирные суда, необходимые, чтобы буксировать эту несамоходную плавучую базу. 

18 января 1959 г., СССР и Египет подписал соглашение о постройке верфи в Александрии. Однако в том же январе отношения СССР с Египтом резко ухудшились после египетской кампании начатой в декабре 1958 г., против египетских и сирийских коммунистов. В результате этого советская военная помощь Египту была приостановлена на какое-то время.

26-27 января 1959 г. американские и европейские газеты опубликовали небольшую заметку о том, что египетский флот получил еще три субмарины W-класса (пр.613) от СССР. Таким образом, к их число достигло девяти. В заметке сообщалось, что об этом в воскресенье 25 января сообщили египетские власти, так сами субмарины по их словам прибыли в субботу 24 января. Адмирал Абдель Фаттах Ибрагим (Abdel Fattah Ibrahim) сказал, что у ОАР теперь есть военно-морские силы, равные  Турции или Греции. Интересная заметка ее данные в дальнейшем  пошли гулять по множеству довольно серьезных книг, так о получении 27 января 1959 г. трех советских подлодок говорится в книге M. El-Hussiri «Soviet-Egyptian Relations, 1945-85» 1987 г.,, о прибытии 3 ПЛ в январе 1959 г. в George S. Dragnich «THE SOVIET UNION'S QUEST FOR ACCESS TO NAVAL FACILITIES IN EGYPT PRIOR TO THE JUNE WAR OF 1967» 1974  и Bruce W. Watson «Red Navy at sea. Soviet naval operations on the high seas, 1956-1980» 1982 г.)

Только вот никаких советских подводных лодок в 1959 г. Советский Союз египтянам не передавал. А это были подводные лодки, предназначенные для ВМС Сирии, которая входила с Египтом в состав Объединенной Арабской Республики. 17 февраля 1959 г. «С-167», «С-171» и «С-183» были исключена из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Сирии. Все три лодки пр.613 базировались на египетские порты и там должны были готовить сирийские экипажи. В сентябре 1961 г. после выхода Сирии из ОАР, египтяне сирийские подлодки Сирии не вернули и оставили их у себя пустив на запчасти.

14 - 15 марта 1959 г. студенты в Египте устроили первую антикоммунистическую демонстрацию, скандируя лозунги как «враг единства... враг Бога... никакого коммунизма и никакой неволи».

В марте 1959 г. командующий египетским флотом получил очередное послание от египетского военно-морского атташе в Москве с советским ответом на египетский запрос. Советская сторона сообщала, что три эсминца и два минных тральщика запланировали поставить ОАР в течение 1959 г., после получения подтверждения с египетской стороны. Но хотя СССР получили египетское подтверждение, тогда же в марте, они не спешили поставлять корабли Египту, более того список 1958 г. на поставку оружия все еще не был подписан.

Ситуация обострилась до такой степени, что адмирал Эззат поднял вопрос о положении с боевым потенциалом флота перед министром обороны Египта маршалом Амером. Он подчеркнул, что нежелание Советского Союза поставить оружие из списка 1958 г., вместе с британским отказом поставить боеприпасы для двух египетских эсминцев Z-класса и приобретением Израилем двух новых субмарин у Великобритании, сделало египетский флот неспособным к выполнению некоторых из его главных задач, и это может быть препятствием в защите морских коммуникации между Египтом и Сирией. Адмирал Эззат заявил, что помимо указанных в списке кораблей необходимо еще три сторожевых корабля пр.50 (НАТО - Riga) и предложил, что если Советский Союз все еще отказывается поставлять требуемые единицы, надо предпринять шаги чтобы купить их в Югославии.

В апреле 1959 г. адмирал Эззат  повторил свое обращение министерству обороны ОАР,  добавляя: «что касается вспомогательных единиц, они могли быть куплены от некоторых стран вне коммунистического блока». Как только там запрос командующего ВМС удовлетворили, делегации были посланы в Голландию и Германию в поисках военно-морского оборудования. Голландия предложила плавучий док в 3000 тонн, стоящий 330 000 E£; другое предложение было также сделано Германией.

Несмотря на возникшие разногласия с египетским руководством, Москва продолжала выполнять соглашение об оказании помощи в освоении египетской стороной поставленных СССР подводных лодок. Так в марте 1959 г. командир подводной лодки пр.613 «С-166» БФ капитан 2 ранга Саранчук Михаил Иванович был направлен советником по боевой подготовке арабских подводных лодок в Египет. При этом в течение года командировки он  числился командиром подводной лодки «С-356» находившейся в консервации в г. Риге. После годичной командировки вернулся в Ригу на Балтийский флот.

Михаил Иванович Саранчук вспоминал: «Подводные лодки очень редко выходили в море, на короткое время в ближайшие районы боевой подготовки. Командовал соединением подлодок кап. 2 ранга Сьюфи, он не был опытным подводником, и в ближайшем будущем мечтал о дипломатической карьере; в море на подлодках не выходил. Служба в соединении подлодок была необременительной: к 9.00 собирались, а в 16.00 уже разъезжались по домам и штабные офицеры, и свободный от дежурств и вахт личный состав подлодок. Экипажи подлодок комплектовались на контрактной основе, поэтому состояли из специалистов разных возрастов, разных уровней технической грамотности. Большинству из них было очень трудно освоить сложную технику своего заведывания на подлодке 613 проекта. Основным стимулом для них была зарплата, поэтому «старались» только в присутствии начальника-офицера, остальное время буквально дремали, забившись в дальний закуток отсека. Все эти характерные особенности арабского подводного флота были известны и в НАТО, и в Израиле. В газетах недоброжелателей неоднократно появлялись статьи, в которых утверждалось, что египтяне никогда не смогут плавать под водой, тем более, на российских подводных лодках.

Будучи советникам по боевой подготовке, я стремился к тому, чтобы арабы не только освоили подводное плавание, но и научились использовать оружие подлодок. На одной из ПЛ я вышел в море, чтобы, сколько будет возможно дольше быть в море и особо в подводном положении. В подлодке со мной находился опытный механик-подводник Плотников Иван Михайлович и военный переводчик с арабского языка - молодой человек, впервые попавший на корабль. Остальные - штатный арабский экипаж - 52 человека. С первых шагов была заметна низкая организация службы и неуверенные действия экипажа и офицеров, в том числе командира ПЛ. Чувствовалось отсутствие практических навыков при выполнении команд, в том числе и команд машинного телеграфа, поэтому все маневры выполнялись осторожно без спешки.

Все же плавание началось с происшествия, которое могло привести к тяжелым последствиям, поэтому мне хорошо запомнилось. Под электромоторами вышли из порта Александрия в район с небольшими и ровными глубинами для пробного погружения и дифферентовки подводной лодки. Перед выходом в море ПЛ должна быть готова к погружению и хорошо удифферентована. Для этого существует дифферентовочный журнал, в котором учитываются все переменные грузы и производятся расчеты водяного балласта, принимаемого в носовую и кормовую дифферентные цистерны и в уравнительную, находящуюся в средней части ПЛ. Балласт принимается с расчетом, чтобы крен и дифферент ПЛ в подводном положении были равны 0. Дифферентовка рассчитывается старшим механиком и утверждается командиром ПЛ, а затем проверяется и корректируется на пробном погружении. Этим и занимались, выйдя из порта: остановили ход, приготовили ПЛ к погружению, приняли главный балласт - перешли в позиционное положение. Осмотревшись, я спустился с мостика в центральный пост, приказал командиру ПЛ задраить верхний рубочный люк, продолжать погружение и дифферентовку без хода. Задраивать верхний люк - святая обязанность командира. Надо захлопнуть тяжелую крышку люка на защелку, а затем развернуть кольцо с клиньями (кремальеру) для плотного и надежного закрытия, кремальеру для надежности подбивают специальным молотком.

Командир ПЛ долго закрывал верхний люк, подбивал молотком, ему светил специальной переноской матрос, все как будто удалось, как положено, правильно. Спустившись в центральный отсек, он доложил: «Люк закрыт, все в порядке». Заполнили среднюю группу цистерн, подлодка начала медленно погружаться без крена и дифферента, что свидетельствовало о нормально принятой расчетной дифферентовке. Командир наблюдал в перископ за обстановкой в районе, я по приборам смотрел за поведением ПЛ, все шло нормально. Когда вода подошла к крышке верхнего рубочного люка, из него хлынули потоки по всему периметру тубуса, вода заполняла рубку и переливалась через нижний рубочный люк в центральный отсек. В считанные секунды я поднялся под верхний рубочный люк, на ощупь обнаружил, что крышка не задраена, а прикрыта, в щель между крышкой и комингсом тубуса по всему кругу поступает вода. Попытался захлопнуть крышку люка на защелку, но это не получилось.

Я понял, что кремальера развернута в обратную сторону, т, е. на открытие, быстро развернул ее, захлопнул крышку, а потом обжал кремальерой. Поступление воды прекратилось. В центральный отсек я спустился мокрым до нитки, отплевываясь от средиземноморской воды. По приборам увидел, что подлодка уже лежит на грунте на глубине 14 метров без крена и дифферента, все было нормально, только в трюме плескалась принятая через люк вода. В центральном отсеке находилось 14 человек, все, за исключением офицеров, стояли на коленях и отдавали поклоны Аллаху, что-то при этом причитая. Я отжал одежду, улыбнулся и приказал старшему механику откачать воду из трюма за борт. Команду стармеха выполнять никто не спешил, продолжали намаз. Стармех пинками поднял двух старшин, остальные вскочили и заняли свои места по расписанию. Осушили трюм, поддферентовали ПЛ, продули главный балласт, всплыли в надводное положение и, согласно плану, начали переход в Красное море.

В спокойной обстановке объяснил командиру какую ошибку он допустил при задраивании люка. Он сообщил, что раньше никогда не задраивал верхний рубочный люк, командует подлодкой полгода, раньше был старпомом. А командир соединения, при планировании данного выхода в море, характеризовал командира ПЛ как опытного подводника. Объяснил командиру, что при подобном случае, конечно, лучше продуть среднюю группу цистерн и всплыть. Я задраил люк, не всплывая, т. к. вода поступала через щель медленно. К тому же не было уверенности, что удастся продуть среднюю цистерну быстро, а при появлении дифферента может открыться полностью крышка люка, и будет залито все электрооборудование отсека. Несмотря на неудачное начало - «погружение с приоткрытым верхним рубочным люком», плавание до Порт-Сайда, по Суэцкому каналу до Суэца и в Красном море прошло без происшествий в надводном положении. Основные трудности были при трехсуточном непрерывном плавании в подводном положении в Красном море: погрузились на безопасную глубину, на малых режимах хода отрабатывали управление ПЛ, тренировали горизонтальщиков; отрабатывали организацию использования регенерации воздуха; наблюдение за обстановкой с помощью акустики. Плавание было простым без происшествий. Но само пребывание под водой трое суток давалось экипажу, не имеющему в этом никаких практических навыков, очень трудно. Достаточно вспомнить, что за этот короткий период в подлодке было десять случаев обмороков, девять раз командир просил разрешения всплыть. Главные причины: неподходящее питание - малокалорийное и однообразное, слабое физическое состояние большинства членов экипажа, низкий уровень санитарии и личной гигиены.

Постоянная подавленность и сонливость большинства членов экипажа, при повышенном содержании углекислого газа в отсеках. Мусульмане в отсеках ПЛ не знали, в какую сторону обращаться лицом, совершая намаз, не имели возможность совершать полноценный обряд в сложных и необычных для них условиях, когда нужна помощь Аллаха. Преодолевая трудности, экипаж выполнил план - трое суток плавал под водой, об этом газеты напечатали еще до возвращения подлодки в Александрию. Это был недосягаемый ранее результат, первый успех.

С приходом, я был приглашен в штаб флота, в присутствии адмиралов и офицеров штаба флота и Штаба соединения подлодок, ком. флота адмирал Ассад [Эззат] попросил, не стесняясь в оценках, доложить откровенно обо всех недостатках, и что необходимо сделать, чтобы подлодки начали более-менее нормально плавать без обмороков экипажа. Я выполнил просьбу - доложил, и затем около часа отвечал на вопросы. Ком. флота поблагодарил меня, затем пригласил всех морских офицеров (6 человек), работавших в Александрии, на прием. Была устроена хорошая пьянка по-русски. Это притом, что мы переживали период охлаждения в отношениях Хрущева и Насера. Нам рекомендовалось вне какой-либо политики, строго выполнять контракт.

Выполняя обязанности советника, к концу 1959 года удалось на четырех подводных лодках выполнить торпедные стрельбы в простых условиях. Арабы научились и плавать, и использовать оружие на подлодках, построенных в СССР, в середине 60-х годов некоторые из этих подлодок приходили из Египта в Ригу.»

Кроме контакта СССР с ОАР в Средиземном море Москва имела только одного союзника на территории которого дислоцировались наши корабли - Албанию. С августа 1958 г. 40 отдельная бригада советских подводных лодок пр.613 базировались в албанской бухте Паши-Лиман (Влёрский залив). 14 по 31 августа 1958г. выполнив переход с Балтики в Албанию пришли первые  4 ПЛ пр.613 «С-241», «С-242», «С-358», «С-360» и плавбаза «Владимир Немчинов». В ноябре-декабре 1959 г. «С-360» (к-3р. В.С.Козлов) совершила  первый среди лодок бригады поход  в  Средиземное  море  до  Гибралтара. 18 декабря 1959 г. в Албанию пришел второй отряд из 4 ПЛ пр.613 «С-191», «С-250», «С-280» и «С-374», а в сентябре 1960 г. в Албанию прибыл и третий отряд в составе 4 ПЛ «С-71», «С-95», «С-356», «С-357» и  плавбазы «Виктор Котельников», утроив силы 40 ОБПЛ.

В июне и сентябре 1960  г. субмарины, базирующиеся на Албанию, привлекались к военно-морским учениям, в том числе к учениям  «Метеор» когда в Средиземноморье были задействованы силы трех флотов Черноморского, Балтийского и Северного.

Казалось,  что осенью 1960 г. Египет оставил надежду на достижение военного соглашения с СССР. Этот аргумент отражен в меморандуме маршала Амера, посланном адмиралу Эззату 5 сентября 1960 г., который объявил, что изыскивается возможность покупки требуемых военно-морских единиц от некоторых западных стран.  Такое изменение в отношении Египта к Советскому Союзу ясно показывает серьезность раскола между этими двумя странами в это время из-за антикоммунистических устремлений Насера.

Несмотря на противоречия как сказано выше Москва продолжала выполнять ранее подписанные соглашения. Так по данным западных источников в 1960 г. египтяне получили 6 торпедных катеров пр.183 (НАТО - Р-6).

Кроме того советская военная миссия  посетила ОАР в октябре  1960 г. В ходе нее они встретилось с командующим египетским флотом вице-адмиралом Сулэйман Эззат (Sulayman Izzat), осмотрели египетские военные корабли и военно-морские базы, включая военно-морской учебный центр.

Это, возможно, подвигло адмирала Эззата озвучить  свою просьбу о новых поставках для флота,  когда он приезжал в Москву в качестве члена египетской военной делегации в декабре 1960 г. (30 ноября прибыли из Каира в Москву) Он, как сообщают, просил главнокомандующего советским флотом адмирала С. Г. Горшкова, чтобы  советская сторона выделила финансирование для постройки морской базы в заливе Abu Qir востоку от Александрии), и продала Египту корабельные ракеты и другое сложное оружие. Эззат возможно, также просил  у Горшкова три субмарины и два больших эсминца или легких крейсера. Горшков был с ним дружелюбен и дал некоторые обещания. Но с точки зрения материальной части адмирал Эззат возвратился пустой.

 

Литература.

 

 

Розин Александр

 

 

На Главную.