На Главную.

 Розин Александр.

Помощь Советского Союза в воссоздании ВМС КНР. Часть 1. 1949-1953 гг.

Вернуться.

Торпедные катера проекта 123 в ВМС Китая.

Главной ударной силой китайского флота в тот период, которые она получила от Советского Союза, были торпедные катера типа “Комсомолец”.

В китайских публикациях посвященных торпедным катерам этого типа довольно часто встречаются оценки типа «старые» или «несовершенные» что не соответствует действительности. Так разработка проекта 123бис, являвшегося корректировкой проекта 123 был выполнен КБ завода № 639 в Тюмени (гл. конструктор Ф.Л.Ливенцев) в 1943 г., а головной катер флот получил 31 октября 1944 г. Проектные работы по проекту М-123бис были завершены в 1946 г. в ЦКБ-19 (гл. конструктор В.М.Бурлаков), головной катер флот получил в 1948 г. А последняя модернизация – проект 123К разработанный ЦКБ-19 (гл. конструктор В.М.Бурлаков) был закончен в 1950 г., головной катер флот получил 31 ноября 1951 г. Так что катера типа 123 – “Комсомолец” которые продали китайцам, на тот момент были довольно современными и это при том что на вооружении 5-го ВМФ еще находились более старые ТКА типа «Г-5» и «ТМ-200».

После того как стало известно что  Советский Союз согласился поставить Китаю торпедные катера китайские товарищи начали подготовку к их приему. В середине мая 1950 г. командующий флотом Сяо Цзингуан, его заместитель Лю Даошэн и другие представители флота совместно отчитались перед Военной комиссией и предложили создать школу морских скоростных катеров (торпедных катеров) (ранее известную как “Школа военно-морских кораблей” и переименованную в “Третью военно-морскую школу” в 1952 г.) на основе команды подготовки кадров бывшей Военно-морской академии Восточно-Китайского моря. 

24 августа 1950 г.  Центральная военная комиссия одобрила предложение командующего ВМС Сяо Цзингуана, и этот день считается днем создания школы скоростных катеров (торпедных катеров) Военно-морского флота Народно-освободительной армии Китая. Школа была расположена в Циндао по адресу № 8 Лайян-роуд в бывшей школе морских офицеров Гоминьдана. В конце августа 398 офицеров и солдат из группы подготовки кадров Военной школы Аньдун (ныне город Даньдун, Ляонин) прибыли в Циндао под руководством директора Дэн Чжаосяна и политического комиссара Чжу Цзюня. Это были в основном бывшие моряки ВМС Гоминьдана перешедшие на сторону народной власти, как офицеры и моряки с восставшего крейсера "Чунцин". В мае 1949 г. на базе офицеров и матросов «Чунцина» было создано военно-морское училище Аньдун (ныне Даньдун), первое военно-морское училище НОАК. Бывший командир крейсера Дэн Чжаосян был назначен директором, а политическим комиссаром при нем был назначен активный член партии и участник боевых действий Чжу Цзюнь (оба были удостоены звания генерал-майора в 1955 году). Помимо прочего в училище проверялась лояльность перешедших моряков к новой власти. Вот из этого училища и создали основной преподавательский состав школы в Циндао. Дэн Чжаосян стал там опять  директором, а Чжу Цзюнь - политическим комиссаром. Вскоре после этого в школу также были приглашены 24 советских эксперта, которые помогли организовать процесс обучения. Дальше в  школе работали уже более чем 70 советских советников-специалистов.

В начале сентября 1950 г. командующий ВМС посетил Циндао для осмотра верфи, так же он проинспектировал подготовку школы скоростных катеров. Он выслушал доклады Дэн Чжаосяна и Чжу Цзюня о подготовке школы, осмотрел учебные классы и помещения школы и посетил советских экспертов и курсантов. По его словам - задачей школы было в течение от 6 месяцев до 1 года подготовить командирские кадры для торпедных катеров, в том числе командиров, боцманов, главных механиков, наводчиков, торпедистов, инженеров, связистов и других специалистов, в том числе и руководящие кадры для соединений катеров. В соответствии с уровнем подготовки и способностями распределять курсантов по катерам и флотам формируя боевые подразделения. Попутно с обучением школа отвечает за строительство базы торпедных катеров в Циндао, включая доки, мастерской по ремонту двигателей, торпедной мастерской и других объектов. 

Таким образом, с помощью специалистов советского Военно-морского флота на интенсивную подготовку ушло всего более месяца, и школа открылась 9 октября 1950 г. Первая партия студентов была в основном кадрами из сухопутных подразделений на уровне батальона и выше, переведенных из армии. Советские военные специалисты обучали первую партию кадетов как на занятиях в классах так и на практических занятиях непосредственно на катерах. Со второй партией кадетов осенью 1951 г. уже помимо советских специалистов, больше работали выпускники из первой партии показавшие лучшие результаты. 

В ноябре 1950 г. первые шесть  торпедных катеров проекта 123, купленных в Советском Союзе, по железной дороге прибыли в Циндао для обучения кадетов. «№ 111» (капитан Ван Сунань), «№ 112» (капитан Хань Минци), «№ 113» (капитан Цуй Цзе), «№ 114» (капитан Фань Юнкан), «№ 115» (капитан Ван Цзяньцю), «№ 116» (капитан Тэн Юань). Из этих 6 катеров в 1951 г. сформировали эскадрилью торпедных катеров, в которой Лю Биньи был командиром эскадрильи, Вэй Дайфэн - политическим комиссаром.

14 января 1951 г. Мао Цзэдун звонил И.В.Сталину и просил точного разъяснения статьи 3 проекта договора, о военном кредите считая, что СССР должен больше помогать китайцам. Делая 19 января 1951 г. доклад И.В.Сталину по вопросу о предоставлении китайцам военных займов Министр вооруженных сил СССР маршал А.М.Василевский в вопросе, касающемся флота отмечал: «По статье военных поставок, запрошенной китайцами с февраля по май 1950 г., согласно постановлению Совета Министров СССР, военные поставки, переданные Китаю на снабжение в 1950 г., не включали: 26 кораблей ВМФ (2 тральщика, 6 больших охотников за подводными лодками, 18 торпедных катеров).»

27 марта 1951 г. Чжоу Эньлай направил письмо И.В.Сталину с просьбой предоставить военно-морскую технику в рамках заключенного соглашения «в создании и развитии китайского военно-морского флота». Он писал: «…Определенные военные кредиты на этот год были полностью использованы для закупки необходимых военных материалов в связи с военными операциями Северной Кореи.

Более того, общая стоимость военных поставок превысила сумму военных кредитов. На ту часть, которая превышает военный кредит, Мы будем использовать методы внешней торговли, чтобы компенсировать расходы. Поэтому мы специально приглашаем советское правительство направить товарища Сяо Цзингуана в Советский Союз.

План обеспечения китайского военно-морского флота необходимым оборудованием, определенный Военно-морским министерством Советского Союза, был разделен на три года, начиная с 1951 года.

В этом году, пожалуйста, выделите его на: торпедные катера, некоторые береговые орудия и морские орудия, а также самолеты для летно-технических училищ в соответствии с формой заявки.

Учебное оборудование и учебные инструменты, необходимые для занятий гидролокатором. Пожалуйста, изучите мой запрос…»

Материалы, запрошенные Чжоу Эньлай в 1951 г., включали для флота - 12 торпедных катеров плюс план поставок на 1950 год - 18 кораблей. Боеприпасы и оборудование, необходимые для торпедных катеров5 компрессоров высокого давления (с трубами и цилиндрами); Торпеда ”45-36" № 1 набор инструментов 5 шт.; Торпеда ”45-36" № 2 набор инструментов 7 шт.; Ящик для инструментов углового фиксатора 5 шт.; 4 коробки запасных частей для угловых установщиков.; 9 подъемных колец для погрузки торпед  “45-36”.; 4 установщика углов, инспекционные станции.; 16 манометров высокого давления.; 8 компрессоров.; 3 испытательных стенда для установки хода глубины торпеды.; 4 грузовика с кранами.; 4 автоцистерны с бензином.; 4 комплекта грузовиков для заправки смазочным маслом.; 20 торпед ”45-36".; 300 детонаторов.; 300 электродетонаторов.

Для морской артиллерии - 4 пушки 130-мм для береговой артиллерии, 54 пушки 76-мм для береговой артиллерии, 8 корабельных орудий 100-мм, 16 76-мм автоматов, 20 37-мм автоматов, 50  20-мм автоматов, 150 пулемётов 12,7-мм, 15 прожекторов; 2 системы управления стрельбой «Москва» с центральным наведением. Боекомплект: 800 выстрелов к 130-мм пушке, 2000 выстрелов к 100-мм морской пушке, 18000 снарядов к 76-мм пушке, 20000 снарядов к 37-мм пушке, 50000 снарядов к 20-мм пушке, 200000 патронов к 12,7-мм пулемету.     

Учебное и прочее оборудование: 1 130-мм орудие; 1 100-мм орудие;  2 системы управления стрельбой "Москва" с центральным наведением; 1 комплект приборов артиллерийского учебного полигона; 2 учебные торпеды; 2 учебные торпеды; 3 учебные мины "КБ"; 3 учебные мины "1908/39"; 3 учебные мины "АМД-500"; 30 артиллерийских зеркал для наблюдательных пунктов связи; 200 шлемов с устройствами связи и вызова;  1 зарядное устройство для беспроводной станции размагничивания катушек;  3 комплекта образцов одежды для подводников, торпедных катеров и летного состава; 1 комплект гидроакустического тренажера.

Запрос был выполнен Советским Союзом.

30 апреля 1951 г. ВМФ Восточно-Китайского военного округа создал базу скоростных катеров-торпедоносцев в Усуне, Шанхай. 21 сентября 1951 г. она была переименована в Первую бригаду скоростных катеров и базу скоростных катеров Военно-морского флота. В тот период в ней было не менее 8 ТКА.

После 14 месяцев интенсивного обучения первая группа из 897 студентов завершила курс.

3 сентября 1951 г. начала учебу вторая группа учеников, набранная для обучения в школе, так же в основном набранная из рядов сухопутных войск. Так будущий Герой ВМФ Чжан Иминя был отобран туда из 385-го полка 129-й дивизии 43-й армии.

36 ТКА были получены в 1951 г. тремя партиями в мае две и одна в сентябре, вместе с техническими материалами и инструкциями по эксплуатации.

16 мая 1951 г. в Порт-Артуре были получены 18 торпедных катеров проекта 123бис. Они имели  американские моторы “Паккард” 4М-2500 полученные по ленд-лизу. Некоторые из торпедных катеров поставленных в Китай, были переданы из состава ВМФ. Естественно они там эксплуатировались и это вызвало нарекания с китайской стороны. По их словам главный двигатель должен быть отремонтирован после 500 часов использования, а отремонтированный главный двигатель может использоваться только в течение еще 250-300 часов. Однако в первой партии 13 из 18 торпедных катеров, импортированных в 1951 г., не были отремонтированы. Оставшийся срок службы составлял до 160 часов, минимальный - всего 64 часа, а у 7 катеров  - менее 100 часов. Оставшийся срок службы пяти отремонтированных главных двигателей составлял более 200 часов. Первоначальная скорость катера проекта 123бис, как правило составляла  48 узлов, но, согласно проведенным китайцами испытаниям, максимальная скорость импортированных катеров составляла всего 42 узла, что, очевидно, было связано с износом машины. Два из этой партии торпедных катеров были оставлены для специального задания и в состав бригад не вошли.

26 мая 1951 г. в городе Тангу на берегу р. Хайхэ, близ её впадения в залив Бохайвань Жёлтого моря китайской стороне была передана вторая партия торпедных катеров проекта 123бис.

13 сентября 1951 г Центральная военная комиссия приняла предложение командующего ВМС Сяо Цзингуана о создании подразделения быстроходных катеров военно-морского флота.

17 сентября 1951 г.  военно-морское командование приказало базам Восточного Китая, Центрального Юга, Северного Китая и Циндао сформировать эскадру торпедных катеров на основе закупки 36 торпедных катеров проекта 123бис (по классификации НАТО P-4) у Советского Союза.  Согласно приказу, 31-я бригада торпедных катеров, 11- я бригада торпедных катеров, 21- я бригада  торпедных катеров и 1- я бригада  торпедных катеров должны были быть  созданы в Шанхае, Гуанчжоу, Тангу и Циндао соответственно,  на основе баз скоростных катеров созданных ранее там же.

30 апреля 1951 г. ВМФ Восточно-Китайского военного округа создал базу скоростных катеров-торпедоносцев в Усуне, Шанхай. 21 сентября 1951 г. она была переименована в Первую бригаду скоростных катеров и базу скоростных катеров Военно-морского флота. 8 ТКА.

В июне 1951 г. Северо-Китайский военный округ сформировал 21-ю бригаду быстроходных катеров ВМФ на базе командного пункта Тангу на побережье.

16 ТКА были развернуты на базе Циндао в составе 1-й бригады скоростных катеров и в Северо-Китайском военном округе в составе 21 бригады скоростных катеров.

В июне 1951 г. в Циндао сформировала 31-ю бригаду быстроходных катеров ВМФ на базе быстроходных катеров.

В сентябре 1951 г. в составе ВМС Центрального Южного военного округа в Синьване, Гуанчжоу сформировали 11-ю бригаду быстроходных катеров ВМФ. 21 сентября 1951 г. туда из Порт-Артура были переброшены 8 ТКА типа 123К и 123бис. С 1953 г. базой для них служил переоборудованный большой танкодесантный корабль американского производства типа LST  "Чжунцзи" (“中基”) (позже пронумерованный "3-182", названный "4 мая" (五四)), который до призыва в китайский флот первоначально принадлежал торговой компании China Merchants.

24 октября 1951 г. окончившие школу курсанты из первой группы были распределены в 4 бригады торпедных катеров. К этому времени они уже были созданы и получили торпедные катера.

Советские советники и специалисты продолжали оказывать помощь в подготовке экипажей торпедных катеров. Для этого привлекались специалисты высокой квалификации в том числе и прошедшие войну. В 1951-1952 гг. военно-морским советником в Китае был Герой Советского Союза капитан-лейтенант Павлов Борис Тимофеевич, воевавший во время войны на торпедных катерах  СФ.

В 1951 году для помощи ВМС Китая дополнительно прибыли еще 200 советников и специалистов.

 

Подготовка к созданию подводного флота.

 

В октябре 1950 г. председатель Мао Цзедун высказал идею о создании подводного флота военно-морских сил КНР. Для реализации указаний председателя Мао в ноябре-декабре 1950 г. в Москве находился командующий ВМС КНР генерал Сяо Цзингуан. С советской стороны переговоры вел начальник Морского генерального штаба адмирал А.Г. Головко, который с пониманием отнесся к нуждам молодого китайского флота и обещал всяческую поддержку.

О результатах переговоров было доложено И. В. Сталину и Н.А Булганину. Вскоре появилось постановление Совета Министров СССР, в котором говорилось: «Выделить из состава Порт-Артурской военно-морской базы две средние ГТЛ типа "Щ" для обучения китайских экипажей. Принять для обучения на указанные ПЛ (в течение 1951 - 1953 гг.) китайские  экипажи для четырех ПЛ. По окончании обучения эти ПЛ передать правительству КНР. На период обучения обеспечивать китайские экипажи учебными пособиями, всеми видами довольствия и питания по нормам и в размерах, установленных для личного состава ПЛ ВМФ СССР с последующей оплатой стоимости всех расходов правительством КНР через Министерство внешней торговли по счетам Военно-морского министерства».

7 февраля 1951 г. советское правительство сообщило китайцам, что оно согласно обучить экипажи подводных лодок, необходимых командиров и персонал для создаваемой базы, а также предоставить подводные лодки для обучения. Обучение будет проходить в Порт-Артуре.

Получив добро от советских руководителей к апрелю 1951 г. по распоряжению ЦК КПК была организована группа по изучению подводного флота, в состав которой вошли 275 человек для обучения и дальнейшего комплектования четырех китайских ПЛ. Отбор кандидатов в подводники из числа коммунистов и комсомольцев Китая провел командир одной из дивизий НОАК генерал Фу Цзы Цзе, назначенный руководителем группы в ноябре 1950 г.

Советская сторона также готовилась к приему китайских товарищей. Исполняя распоряжения командующего 5-м ВМФ, командир 125-й БПЛ в Порт-Артуре капитан 1 ранга В.И. Головачев сформировал на полуострове Тигровый Управление для руководства обучением и материально-техническим обеспечением личного состава экипажей будущих китайских ПЛ. Его начальником был назначен командир ПЛ «С-123» капитан 2 ранга Ф.И. Маслов, но вскоре Маслова перевели, а фактическим руководителем стал капитан 1 ранга В.И.Головачев, позже произведенный в контр-адмиралы в том числе и за заслуги в обучении китайских подводников. Была сформирована команда обеспечения. В штабе бригады для обучения китайских моряков имелись хорошо оборудованные кабинеты: тактический, артиллерийской стрельбы, гидроакустический, электронавигационный, системы "Спрут", класс связи.

И конечно для этой цели выделялись 10 инструкторов и два экипажа подводных лодок и сами подводные лодки  типа "Щ": «С-121» V серии (к-3р. Н. П. Прыгунков) и «С-123» V-бис серии (к-2р. Ф. И. Маслов). В 1951 г. с этих подводных лодок были сняты все задачи боевой подготовки, кроме № 1 и № 2 (плавание в надводном и подводном положении), для проведения корабельной практики курсантов группы, чтобы обеспечить готовность экипажей лодок на необходимом уровне. В дальнейшем со второй половины 1952 г. для корабельной практики стали привлекаться и остальные две лодки V-бис серии «С-122» (к-3р. Н. М. Тимофеев) и «С-124» (к-л. Н. И. Гусев). (Козырь В.В. капитан 1 ранга «50 лет спустя: мы создавали подводный флот Китая» Журнал «Подводник России» № 5 2004 г. стр139-145.) Первоначально советская сторона планировала 25-месячный курс обучения (с мая 1951 г. по середину июня 1953 г.), который затем был продлен на один год до 37 месяцев.

Встречающаяся в ряде зарубежных публикаций информация что к обучению китайских товарищей привлекались малые подводные лодки типа “М” входившие в состав 12 ДПЛ 4 БПЛ с базированием в Порт-Артуре – 5 VI-бис серии («М-44», «М-45», «М-46», М-47» «М-48») и 1 XII серии («М-49») и что они  якобы впоследствии были переданы КНР не соответствует действительности. По просьбе китайского командования хотели было оставить как учебную подводную лодку «М-48», на нее была даже назначена команда консервации, но после 16 лет службы лодка находилась в столь плохом техническом состоянии, что ее тоже сдали на металл.

С 20 апреля и до начала мая 1951 г. по железной дороге в Порт-Артур прибыло около 260 китайских военнослужащих из группы по изучению подводного флота. Их разместили в двухэтажной казарме бывшей русской минной школы на Тигровом полуострове. Здесь личный состав сменил сухопутную форму одежды НОАК на морскую форму ВМФ СССР с китайскими знаками различия. Учеба  официально началось 14 мая. Китайские экипажи жили по распорядку дня 125-й БПЛ. Их учили делать всё так, как делают наши подводники. Первые  шесть  месяцев организация подготовки курсантов складывалась довольно сложно. Лишь к началу 1952 г. удалось наладить более или менее четкую организацию проведения занятий с китайцами.

С началом обучения китайских подводников в 1951 г. в Циндао было начато строительство базы подводных лодок. Строительство базы подводных лодок взял на себя Инженерный отдел Циндаоской базы ВМФ во главе с полковником Чжан Жуйцзи (бывший командующий армией, не имевший инженерного образования), а также полковник О.С.Наумов, советский советник начальника строительного управления - строитель базы подводных лодок в Циндао. В процессе строительства различных военно-морских специальностей консультировали консультанты главных специалистов военно-морской базы в Циндао: В.М.Гребенюк, Ивановский, Кравцов, Маленец (последние три фамилии по китайскому источнику) и так далее. Они работают под руководством Осипова (фамилия по китайскому источнику), старшего советника командующего военно-морской базой в Циндао, и Кузнецова (фамилия по китайскому источнику), советника командира отряда подводных лодок.  Построена в мае 1952 г.

К 15 апреля 1952 г. удалось закончить теоретическую часть обучения и перейти к практическим занятиям на подлодках, которые предполагалось закончить в декабре этого же года. С 20 июня субмарины начали выходы в море, которые до 20 августа отрабатывались только в надводном положении. В августе - ноябре экипажи получили практику плавания и в подводном положении. Обучение экипажей проводилось по курсу боевой подготовки подводных лодок 1941 г. (КБПЛ-41), который был наиболее приемлем начинающим китайским подводникам (курс боевой подготовки 1952 г. для них не годился, поскольку был рассчитан на уже подготовленные экипажи).

К началу 1953 г. корабельная стажировка курсантов группы была закончена. Весь личный состав группы разделили на четыре экипажа и расписали по штатным должностям ПЛ типа "Щ". С января 1953 г. экипажи стали самостоятельно, но под  наблюдением советских подводников, осваивать боевую и повседневную организацию службы по всем корабельным расписаниям сразу на четырех ПЛ типа "Щ". В конце февраля - начале марта все экипажи с оценкой "хорошо" сдали вступительную задачу.

В феврале 1953 г. в Порт-Артур прибыла инспекция Министерства Военно-Морских Сил (МВМС) СССР для проверки хода обучения китайских экипажей. Инспекция вполне удовлетворительно оценила успехи китайских подводников, но указала командирам советских ПЛ, что с них не снимается ответственность за обучение экипажей вплоть до передачи ПЛ КНР. Дважды учебную группу посещал командующий Тихоокеанским флотом адмирал Ю.А.Пантелеев – 28 июня 1952 г. и 4 декабря 1953 г.

Вслед за инспекцией МВМС СССР в Порт-Артур 24 февраля прибыла китайская комиссия во главе с премьером Госсовета Чжоу Эньлаем (это был его второй визит к подводникам, первый в октябре 1952 г.). Его сопровождали замминистра иностранных дел У Сю-чен, замначальника Главного политического управления НОА Китая Сяо Хуа, командующий авиацией Лю Ялоу, командующий военно-морским флотом Сяо Цзингуан, а также советский посол в КНР А.С.Панюшкин и командующий 39-й армией генерал-полковник А.П. Белолобов. Они посетили базу подводников на Тигровом полуострове, где ознакомились с организацией учебы и бытом китайских моряков.  Во время инспекции Чжоу Эньлай посетил «С-123». Пояснения премьеру давали командир группы Фу Цзыцзе, флагманский инженер-механик Е Нань, командир 3-го экипажа Чжан Тие и командир электромеханической боевой части Лин Шичань. После осмотра Чжоу Энь-лай записал в китайском вахтенном журнале: «По указанию товарища Мао Цзэдуна вам надлежит многому учиться у Советского Союза. Изучайте передовой опыт подводного дела, что б защищать морские рубежи нашей Родины». А в советском вахтенном журнале записал: «Капитану 2 ранга товарищу Маслову. Благодарю за воспитание и обучение китайских курсантов подводному делу».

Все ожидали передачи подводных лодок КНР. Все четыре "щуки" одновременно отдоковали на СРЗ № 102 под руководством начальника корпусно-докового цеха старшего инженер-лейтенанта Д.И. Погорельского. Причем во время докования на каждой ПЛ было по два экипажа: китайский и советский.

Однако передача не состоялась из-за гибели 15 декабря 1952 г. в Татарском проливе в районе Холмском (остров Сахалин) подводной лодки «С-117». Причины гибели так и не установлены, но оргвыводы были сделаны. Во избежание других подобных случаев по распоряжению министра ВМС техническому обследованию были подвергнуты все ПЛ типа "Щ". По результатам проверки в мае 1953 г. все четыре порт-артурские "щуки" вывели из боевого состава и переклассифицировали в учебные корабли без права выхода в море даже в надводном положении.

Из-за этого советское правительство приняло решение передать КНР четыре ПЛ типа "С" (1Х-бис серии) и четыре ПЛ типа "М" (пр. 96, XV серии). Но это можно было сделать только спустя некоторое время.

 

Переговоры на высоком уровне.

 

Советско-китайские контакты в деле строительства китайского флота и защиты китайского побережья шли на самом высоком уровне. Так И.В.Сталин подымал этот вопрос в своих телеграммах китайским товарищам 22 декабря 1951 г. и 28 января 1952 г. 

Как писал Мао Цзэдун в ответном послании 28 марта 1952 г. «Очень благодарен Вам за Вашу заботу и помощь …. 2. В целях усиления обороны китайского побережья, мы вполне согласны с Вашими указаниями, данными в телеграммах от 22 декабря 1951 года и 28 января 1952 года. Согласно плана, предусмотренного в этих двух телеграммах, мы производили предварительный расчет и пришли к выводу, что нужен заказ в Советском Союзе на общую сумму приблизительно в 1800 миллионов рублей. В целях выполнения плана по обучению личного состава военно-морского флота Китая, вышеуказанный заказ необходимо полностью приобрести к концу 1955 года.

Однако китайское правительство в течение этих трех лет не будет в состоянии погасить такую сумму иностранной валютой. Поэтому мы просим советское правительство в отношении строительства государственной обороны Китая, включая военно-морской флот, оказать помощь путем предоставления кредита. Что касается конкретного плана, то мы намерены, чтобы наши представители предъявили его во время пребывания их в Москве в середине мая сего года.

Считая нецелесообразным откладывание переговоров по вопросу строительства военно-морского флота Китая, мы намерены послать в первой декаде апреля месяца командующего ВМС Китая товарища Сяо Цэньгуана, его начальника штаба товарища Ло Шуньчу и двух товарищей специалистов по инженерным делам ВМФ и судостроения в Москву для ведения переговоров с товарищами из Министерства ВМФ Советского Союза. Если Вы согласны, то мы дадим указание, чтобы эти товарищи выехали в Москву. …»

Советская сторона согласилась с китайскими предложениями, но указала, что осуществление поставок отодвигается на несколько лет. Из письма И.В.Сталина Мао Цзедуну от 9 апреля 1952 г.: «…Шестое. Мы согласны принять Ваш заказ на береговую артиллерию, сторожевые корабли и другое военно-морское вооружение и имущество.

О сроках поставок этого вооружения и имущества придется договориться отдельно с представителями ваших военно-морских сил. Видимо, до конца 1955 года завершить поставки не удастся и придется прибавить на это два-три года.

Седьмое. Мы согласны с Вашим предложением о переговорах с Вашей делегацией по вопросу об условиях кредита на оплату вооружения и имущества для 60 дивизий и для военно-морского флота. Мы предлагаем при этих переговорах определить условия оплаты и за поставляемое авиаимущество согласно обусловленного нами плана поставок.

Восьмое. Мы готовы принять в мае месяце Вашу делегацию для обсуждения указанных выше вопросов и не возражаем против приезда в Москву в апреле месяце представителей китайских военно-морских сил.»

22 апреля 1952 г. чтобы заручиться поддержкой Советского Союза в строительстве китайского военно-морского флота, командующий флотом Сяо Цзингуан прибыл в Москву, возглавляя делегацию, состоящую из заместителя командующего флотом по оборудованию Ло Шуньчу, директора Департамента реконструкции военно-морского флота Линь Чжэня и заместителя директора Бюро судостроения Ло Шупин. Они пробыли в Москве более месяца. За это время они провели много переговоров с советскими официальными лицами, в том числе с Военно-морским министром СССР вице-адмиралом Н.Г. Кузнецовым, с заместителем начальника Главного штаба ВМФ вице-адмиралом В.А. Фокиным и различными экспертами по вопросам связанным с  закупкой военно-морской техники и передачей технологий. Пятилетний план военно-морского строительства Китая предусматривал закупки и запрос на передачу различного оборудования и технологий. В  1952 году ВМС НОАК выразил желание заказать у Советского Союза 81 корабль, 148 самолетов различных типов и технику для 22 рот береговой артиллерии. Советский Союз в принципе согласился продать Китаю оружие и оборудование, такое как береговые орудия, торпеды и учебные самолеты, но вежливо отклонил предложение Китая о покупке эсминцев. В соответствии с планом развития ВМС КНР на 1953-1957 гг., согласованным советской и китайской сторонами, ВМС СССР должны были поставлять вооружение на протяжении трех лет. Перед окончанием визита Ло Шуньчу спросил вице-адмирала Фокина, главного переговорщика советской стороны и заместителя начальника Главного штаба Советского ВМФ, должны ли обе стороны подписать соглашение о поставках. Фокин ответил, что они должны доложить правительству о результатах этой встречи. Необходимые средства также должны быть одобрены правительством. После того, как правительство одобрит его, правительства двух стран подпишут официальное соглашение, прежде чем оно сможет быть реализовано.

В июне 1952 г. Народный флот сформировал 1-ю военно-морскую авиационную дивизию в Шанхае, что ознаменовало официальное рождение авиации ВМС. В 1953 году 2-я и 3-я дивизии морской авиации были сформированы одна за другой.

После того, как в конце июня делегация вернулась в Китай, она сообщила центральному правительству о  результатах переговоров. Сяо Цзингуан также сделал устный отчет председателю Мао, а 28 июня Сяо Цзингуан совместно с Ло Шуньчу написал официальный отчет Центральному правительству. Центральное правительство быстро утвердило пятилетний план военно-морского флота (этот план позже был назван “Планом Сталина”). Хотя план был одобрен, центральное правительство не могло выделить необходимое количество денег военно-морскому флоту. Хотя количество необходимых средства на вооруженные силы в 1952 году оценивались лишь в половину прошлогодних, крупномасштабное экономическое строительство, которое вот-вот должно было начаться, требовалось еще больше денег. Поскольку Сталин предложил КНР принять участие в крупномасштабном плане военно-морского строительства, финансовые вопросы, связанные с ним как считали китайцы, лучше всего было решить, обратившись за новыми кредитами к Советскому Союзу.  Поэтому вопрос о том, сможет ли Китай получить кредиты от Советского Союза, имел жизненно важное значение для реализации этого плана. Мао Цзэдун для прояснения этого вопроса  10 июля снова написал письмо И.В. Сталину: «Товарищ Филиппов.

На этот раз наша военно-морская делегация находится в Москве, чтобы обсудить с Министерством Военно-морского Флота СССР пятилетний план строительства нашего военно-морского флота и вопросы приказа 1952 года. Благодаря энергичной помощи советского правительства и товарищей из Военно-морского флота многие проблемы были решены. Я хотел бы выразить свою благодарность вам и советскому правительству. Мы в основном согласны с мнением советского правительства о пятилетнем плане строительства нашего военно-морского флота.

Настоящим я обращаюсь со следующей просьбой, пожалуйста, рассмотрите ее.

1. В целях продолжения развития нашего военно-морского флота мы готовы постепенно решать основные и общие задачи, необходимые для подводных лодок, торпедных катеров, тральщиков, больших и малых охотничьих судов, а также для торпед, необходимых военно-морскому флоту в первой пятилетке нашей страны и в начале второй пятилетки. Планируется включить эти строительные работы в первый пятилетний план. Поэтому советскому правительству предлагается помочь Министерству тяжелой промышленности построить завод по производству двигателей внутреннего сгорания и завод по производству мин и торпед, а также направить группу экспертов в Китай для проектирования и оказания помощи в строительстве завода.

2. Советские военно-морские эксперты и экспертная группа по ремонту и инспекционному проектированию восстановленного крейсера “Чунцин”, экспертная группа по обследованию береговой артиллерии большого калибра, экспертная группа по строительству крепостей, экспертная группа по строительству портов, экспертная группа по судостроению и т. д. Как и было обещано Министерством ВМФ СССР, лучше всего отправить их в Китай в августе.

3. Береговая артиллерия, самолеты-торпедоносцы, самолеты для высылки, учебно-тренировочные самолеты и авиационное учебное оборудование, согласованные нашей военно-морской делегацией и Министерством ВМФ СССР в приказе ВМФ 1952 года, пожалуйста, передайте их советскому правительству как можно скорее в начале августа.

Что касается возврата средств, необходимых для пятилетнего заказа нашего военно-морского флота, мы обсудим это после того, как наша делегация отправится в Москву.»

После того, как письмо Сталину было отослано, Мао Цзэдун лично позвонил Сталину, чтобы склонить его к подписанию и выполнению соглашения по закупке военно-морской техники.

В августе-сентябре 1952 г. китайская делегация во главе с Чжоу Эньлай находилась с визитом в Москве, в ходе переговоров поднимался вопрос и о военно-морском флоте, в отличие от многих других вопросов в вопросе о военно-морских поставках и поставках авиации И.В.Сталин сказал однозначно «поставки по авиации и военно-морским силам нужно обеспечить». Возможно  это было связано с дальнейшей перспективой «тайваньского направления» в военно-политическом противостоянии с США.

 Из отчета  Чжоу Эньлая Председателю Мао и Центральному комитету от 6 сентября 1952 г.: «Вечером 3 сентября товарищ Сталин принял нашу делегацию для переговоров.

Что касается военно-морского флота, он сказал: «Наше прошлое соглашение все еще в силе. После того, как мы произведем расчеты, мы сообщим вам, сколько времени вам придется ждать доставки. Все, о чем мы договорились, прекрасно, будь то военные кредиты или гражданские кредиты. Все они действительны, и они будут реализованы. Сложите все ваши требования, и Советский Союз подготовится.»  На встрече 8 сентября Чжоу Эньлая с заместителем Председателя Совета Министров Вячеславом Молотовым китайской стороной была озвучена сумма советского кредита предназначенная  для ВМФ - 2,13 млрд руб. Но выделить такую сумму советская сторона не могла, в результате переговоров 20 сентября было подписано соглашение об увеличении военного кредита с 1235 млн. руб. (по соглашению от 1 февраля 1951 г.) до 2160 млн. руб., т.е. на 925 млн. руб. Кредит покрывал менее 1/3 от военных расходов (6,6 млрд. руб.) КНР в 1952 г. и был почти вдвое меньше просимого. Так что и флот не мог рассчитывать на запрашиваемую сумму.

Вопросы, касающиеся темы военно-морского флота китайская сторона продолжала подымать на всех уровнях, при этом 1-й заместитель председателя Совета Министров СССР Н.А. Булганин считал, что лидеры двух стран уже обсуждали эту тему, а конкретные вопросы могут быть обсуждены представителями военно-морских сил двух стран. Поэтому Чжоу Эньлай в начале 1953 г. опять отправил заместителя командующего флотом по оборудованию Ло Шуньчу в Москву для ведения переговоров с представителями советского военно-морского флота,  чтобы обсудить утверждение плана заказов и пятилетнего плана на этот год. После двух переговоров с  заместителем начальника Главного штаба ВМФ вице-адмиралом В.А. Фокиным, по словам китайских товарищей, советская сторона пообещала поставить заказанное в 1952 году как можно скорее, в то время как проектные и производственные чертежи нескольких типов кораблей, срочно запрошенные китайской стороной, могли быть переданы только в этом году.  Что касается заказанного на  1953 год, то необходимо дождаться выполнения заказанного в 1952 году, прежде чем рассматривать его, по другому вопросу тоже надо подождать, пока правительство не изучит пятилетний план, предложенный Китаем. На протяжении всего визита советская сторона так и не дала четкого ответа. Хотя отношение И.В.Сталина к этой проблеме были очень хорошими, китайский флот так и не получил никакого военно-морского оборудования от советской стороны во второй половины 1952 года. Как считали китайцы - причина была проста. Обе стороны удовлетворились только устными заявлениями, а  не подписали официального соглашения. В итоге ”План Сталина" для китайского флота сорвался из-за смерти Сталина.

 

Ситуация с Порт-Артуром.

 

В соответствии с  подписанным в Москве 14 февраля 1950 г. Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи СССР с КНР и Соглашением о Китайской Чанчуньской железной дороге (КЧЖД), Порт-Артуре и Дальнем, было предусмотрено  после заключения мирного договора с Японией, но не позже конца 1952 г., безвозмездно  передать КЧЖД китайской стороне и в эти же сроки из Порт-Артура должны были выведены советские войска, а военно-морская база и сооружения переданы Китаю. Но после начала Корейской войны, китайское руководство опасалось что после ухода советских войск из Порт-Артура им могут угрожать американцы и что бы не допустить подобного развития событий руководство КНР решило обратиться к СССР с просьбой остаться там и после конца 1952 г.

Как писал Мао Цзэдун в ответном послании 28 марта 1952 г. «По вопросу военно-морской базы в Порт-Артуре. Ввиду заключения незаконного американо-японского мирного договора, в частности американо-японского договора безопасности, мы считаем, что китайское правительство имеет основания и необходимость просить советское правительство оставить советские вооруженные силы в зоне Порт-Артура и не выводить их из Порт-Артура в конце 1952 г. Если Вы согласны с этим, то мы поручим нашим представителям, собирающимся прибыть в Москву в середине мая с.г., вести переговоры по этому вопросу.»

2 апреля 1952 г. Сталин направил Мао Цзэдуну ответную телеграмму по поводу вывода советских войск из Порт-Артура (Люйшуня) в ней он писал: «До сего времени мы считали, что скорейший уход советских войск из Порт-Артура вполне соответствует Вашим желаниям. Именно поэтому при заключении договора в 1950 году в соответствии с Вашим желанием было принято решение, чтобы советские войска ушли из Порт-Артура не позднее 1952 года, даже если не будет заключен всесторонний мирный договор с Японией.

Ваша телеграмма от 28 марта ставит вопрос совершенно по-другому. Вы считаете теперь, что в отступление от договора советские войска должны остаться в Порт-Артуре на неопределенный срок и после 1952 года ввиду изменившейся обстановки в связи с заключением сепаратного мира между Японией и США.

Если Вы на этом настаиваете, мы согласны удовлетворить Вашу просьбу. Надо иметь при этом в виду, что это отступление от договора следует разумно обосновать для внешнего мира, чтобы не получилось впечатления, что СССР навязал Вам такое решение…»

20 августа 1952 г. во время переговоров в Москве с китайской делегацией на их предложение о продление Порт-Артурского соглашения. Сталин указывал, что предложение о продлении совместного использования военно-морской базы Люйшунь должно быть предложено китайской стороной - «Мы там гости, а гости таких вопросов не задают.» сказал И.В.Сталин. Чжоу Эньлай обсудил это с товарищем Сталиным и предложил обменяться нотами, ибо китайское правительство обращается к ним с соответствующей просьбой.

15 сентября 1952 г. СССР и Китай обменялись нотами о продлении срока совместного использования военно-морской базы до момента заключения обоими государствами мирных договоров с Японией. Так что по инициативе Мао Цзэдуна и по благословению И.В.Сталина  аренда военно-морской базы стала бессрочной и советское военное присутствие соответственно.

Стоит заметить, что оный договор с Японией не заключен до сих пор ни КНР, ни Россией. Так что Порт-Артур на законных основаниях мог до сих пор принадлежать РФ. Но тут-то СССР в очередной раз подвел волюнтаризм «дорогого» Никиты Сергеевича Хрущева.

 

Состав флота НОАК.

 

До 1952 г. большая часть крупных кораблей флота Китая располагались в районе Шанхая. Но после того как летом 1952  г. они почти все исчезли из Шанхая в сентябре 1952 г. их обнаружили в Циндао - в общей сложности десять фрегатов (PF) и канонерских лодок (PG). Один фрегат появился на юге в устье  Жемчужной реки. («COMMUNIST CHINA. SECTION 82. NAVAL FORCES» CENTRAL INTELLIGENCE AGENCY, January 1953)

На конец 1952 г. в составе флота КНР по американским данным было:

- 1 легкий крейсер (CL) «Chungking» (ЭКС БРИТАНСКИЙ  Aurora) в 1951 г. был поднят и находился на ремонте.

- 3 канонерские лодки (PG) в Циндао;

- 3 старые канонерские лодки (OPG)  в Шанхае;

- 8 фрегатов (PF) – «Chi An», «Shen Yang», «Chi Nan», «Wu Chang», «Chang Sha», «Si AN», «Nan Chang», «Hui An». Базирование 7 в Циндао, 1 в Гуанжоу;

- 1 корвет – «Kuang Chou» в Циндао;

- 4 противолодочных корабля (PCS) в Гуанчжоу;

- 40 торпедных катеров (PT). Базирование 12 в Танг-ку (T'ang-ku), 10 в Циндао, 13 в  Шанхае, 5 в Гуанчжоу;

- 16 речных канонерских лодок (PR). Базирование 14 на реке Янцзы, 2 на Жемчужной реке (Pearl River);

- 1 тральщик (AMC) неизвестно (возможно, Шанхай или север);

- 12 десантных кораблей (LST) – «№ 16», «№ 258», «Ching Kang Shan», «Chung-101», «Chung-102», «Chung-106», «Chung-107», «Chung-110», «Chung-111», «Chung-116», «Chung-122», «Chung-125». Базирование 6 в Циндао, 3 в Гуанчжоу, 3 неизвестно (возможно, Шанхай или север);

- 13 десантных кораблей (LSM) – «Hua-201», «Hua-202», «Hua-204», «Hua-205», «Hua-207», «Hua-208», «Hua-209», «Hua-211», «Hua-212», «Chuan Shih Shui», «Huia Ho», «Huang Ho», «Yun Ho». Базирование 6 в Шанхае (в качестве минных заградителей), 4 в Гуанчжоу, 3 неизвестно (возможно, Шанхай или север);

- 16 десантных кораблей (LSI) – «Min-301», «Min-303», «Min-306», «Min-311», «Min-312», «Min-313», «Min-319», «Min-321», «Min-325», «Min-331», «Chu Tien», «Ku Chou», «Lien Pi», «Yung Kan», «Kuei Hai», «Kuo Kan». Базирование 5 в Шанхае (в качестве минных тральщиков), 4 в Гуанчжоу, 7 неизвестно (возможно, Шанхай или север);

- 4 десантных корабля (LCU) – «Ho Chien», «Ho Yung», «Ch'iung Lin» о четвертом сведений нет. Базирование 3 в Шанхае, 1 в Гуанчжоу;

- 2 разведывательных судна (AGS) неизвестно (возможно, Шанхай или север);

- 5 грузовых судов (AKL) - 3 в Циндао, 2 в Шанхае;

- 1 ремонтное судно, десантное судно (ARL) в Шанхае.

 

Китайский флот в Корейской войне.

 

Во время Корейской войны флот Китая чтобы не провоцировать американский флот и их союзников развернутый в регионе активных действий не предпринимал, ограничиваясь обороной своего побережья и осуществлением боевой подготовки.

Китайские добровольцы активно участвовали в Корейской войне на стороне северян на суше. На море ситуация была не столь очевидна. Северо-корейский флот в силу своей малочисленности почти весь погиб в 1950 г. Попытки задействовать китайский флот были предприняты в самом конце войны, но они были незначительными из-за завершения боевых действий. В конце 1952 г. после того как Эйзенхауэр был избран президентом Соединенных Штатов, американские военные разработали крупномасштабный план военной операции в Корее, включающий фронтальное наступление, высадку десанта на западном побережье Северной Кореи  и бомбардировку северо-восточного Китая. 9 декабря 1952 г. Генеральный штаб НОАК провел совещание руководителей специальных сил для передачи важных указаний Центрального комитета Коммунистической партии Китая и председателя Мао Цзэдуна о подготовке корейского сопротивления к десантным операциям. После тщательного анализа было решено направить подразделения флота  на помощь Северной Корее для участия в операциях по борьбе с десантом.

5 января 1953 г. командующий ВМС Сяо Цзингуан в письменном виде доложил председателю Мао Цзэдуну и главнокомандующему Чжу Дэ о строительстве ВМФ в 1952 году и  там в пятом пункте он поднял вопрос о вступлении ВМФ в войну в Северной Корее: «В целях сотрудничества с армией для подавления возможных десантных операций противника в Северной Корее ВМФ намерен направить полк береговой артиллерии и организовать бригаду из 18 быстроходных катеров, для участия в войне, но строительство позиции полка и причальной базы, для бригады скоростных катеров, не включены в смету бюджета на 1953 г. Пожалуйста, выделите дополнительные средства.»  8 января председатель Мао Цзэдун дал указание по этому вопросу: «Пожалуйста, разберитесь с пятым вопросом.»  И 16 января заместитель председателя Пэн Дэхуай издал распоряжение: «Расходы на строительство полка береговой артиллерии и 18 быстроходных катеров, привлекаемых для участия в сражениях, будут возмещены из военных расходов». После этого Военная комиссия быстро одобрила план использования ВМС в Северной Корее.

Одновременно с этим 7 января 1953 г. Мао Цзэдун отправил И.В.Сталину телеграмму  с просьбой о предоставлении военно-морских вооружений в связи с предполагаемым использованием подразделений китайского флота в Корейской войне  для срыва предполагаемой американской десантной операции. (телеграмма из китайского источника в переводе с китайского языка)

«Товарищу Семенову.

По обстановке в Корее, для отражения возможных новых атак противника, при проведении противником десантной кампании на западном побережье Кореи по линии, мы готовы направить часть военно-морского флота Китайской Народной Республики в Корею в качестве добровольческих сил.

Пожалуйста, дайте нам знать, если это уместно. С этой целью просим Советское правительство предоставить нам в феврале 1953 г. согласно Заявке на военно-морское оборудование 1952 г. следующее вооружение:

1. Торпедные катера и минно-торпедные катера

1. 18 торпедных катеров (дизелей) и полный комплект запасных частей (В 1952 году заявлено 12 кораблей.)

2. 72 торпеды «45-УТК» для вышеперечисленных 18 торпедных катеров.

3. 5 топливных баз на каждый катер (всего 90 топливных баз).

4. Два двигателя М-50 и полный комплект оборудования и чертежей (для обучения специалистов).

5. 20 торпед «45-36К» для боевой подготовки.

6. 4 комплекта передатчиков "Scumbria" для обучения.

7. 4 комплекта приемников торпедного учебного "УК-4".

8. 180 мин "К-Б".

9. 270 противоминных снарядов.

2. Береговая артиллерия

1. 3 130-мм артиллерийские батареи (12 артиллерийских орудий).

2. Три 100-мм артиллерийские батареи (12 орудий).

3. 36 37-мм орудий (для ПВО).

Желательно все 130 и 100 мм артиллерийские батареи оборудовать наводками "Москва ЦН" и оснастить следующими дальномерами:  

1. Три 130-мм артиллерийские батареи и три 4-метровых дальномера.

2. Три 100-мм артиллерийские батареи, три 3-метровых дальномера.

3. 36 37-мм орудий, 9 1-метровых дальномеров.

4. 6 комплектов прожекторов типа «3-15-4» (по 1 комплекту на роту).

5. Боеприпасы для береговой артиллерии и снаряды для 37-мм артиллерии.

(1) 3000 выстрелов 130-мм полубронебойными снарядами.

(2) 1800 выстрелов 130-мм фугасных бомб.

(3) 1800 выстрелов 130-мм фугасных бомб.

Всего  6600 выстрелов.

(4) 2700 выстрелов 100-мм фугасных бомб.

(5) 2700 выстрелов 100-мм осколочно-фугасных снарядов.

Всего 5400 выстрелов.

(6) 20 000 выстрелов 37-мм трассирующими бронебойными снарядами.

(7) 30 000 выстрелов 37-мм трассирующих зажигательных бомб.

(8) Временные наземные решения для 130-мм и 100-мм артиллерийских батарей.

3. Морская авиация

1. Самолет-торпедоносец Ту-2 (с полным комплектом запчастей и инструментов индивидуального и коллективного пользования) 32.

2. 35 самолетов Ла-11 (с запчастями и инструментом индивидуального и коллективного пользования).

3. Четыре учебно-тренировочных истребителя Ла-9 (или Ла-11).

4. Четыре самолета Ли-2 и учебно-тренировочный Ли-2 (с запчастями и инструментом).

5. 16 самолетов Як-18 (с запчастями индивидуального и коллективного пользования) (в заявке 1952 г. 12, а сейчас еще 4).

6. 14 самолетов Як-11 (с запчастями для индивидуального и коллективного пользования) (в заявке 1952 года на этот тип самолетов мы не обращались).

7. 20 двигателей АШ-82ФН (с запчастями) (в сейчас добавлено еще 10).

8. 10 двигателей М-11ФП (с запчастями).

9. 60 авиационных торпед с боевой частью 45-36 АУУ.

10. 160 мин АМД-500.

11. 20 фальшивых торпед

12. 100 противолодочных авиационных бомб ПЛАБ-100.

13. 20 учебных мин АМД-500.

14. 20 учебных торпед 45-36-АХУ.

4. Консультанты и инструкторы. Просьба направить в Китай следующих специалистов:

1. Одного советника начальника штаба ВВС ВМФ.

2. Один советник главнокомандующего минно-торпедной авиацией.

3. Один инженер-консультант морского торпедного авиационного корпуса.

4. Один советник командира торпедного авиационного корпуса.

5. Один минно-торпедный авиационный полк и инженер-консультант.  

6. Один советник начальника ВВС истребитель Ла-9.

7. Один инженер-консультант истребительного авиационного корпуса Ла-11.

8. Один инженер-консультант по строительству береговой артиллерийской роты на временных фундаментах.

9. Инженер по дизелю М-50.

10. Три инструктора по дизелям М-50.

Вышеупомянутых советников и инструкторов желательно направить в Китай одновременно с поставкой оружия, чтобы после двухмесячной боевой подготовки корпус ВМС КНР мог быть отправлен в Корею для боевых действий.

Пожалуйста, изучите наш запрос и сообщите нам о своем решении.» (Телеграмма Мао Цзэдуна Сталину по вопросу о обращении к Советскому Союзу с просьбой о предоставлении военно-морских вооружений, № 62, 7 января 1953 г. из 沈志关于抗美援朝战争期间中苏关系的俄国档案文献 (20031101))

Советский ответ на китайское обращение был положительным. 27 января 1953 г. об этом в своей телеграмме Мао Цзэдуну написал И.В.Сталин:

«Ваш вопрос относительно использования китайских военно-морских сил в Северной Корее и связанного с этим предоставления Вам торпедных катеров, самолетов и техники получен.

Вы просили сообщить нам о наших взглядах на целесообразность отправки китайских военно-морских добровольцев в Северную Корею. Мы думаем, что вы имели ввиду использование морских пехотинцев. Конечно, морская пехота может успешно использоваться в береговой противодесантной обороне в боевых действиях общего назначения для ликвидации вражеских транспортов и десанта при их высадке и высадке. Мы считаем, что ваше предположение верно.

Относительно обеспечения вас военно-морскими средствами снабжения мы дали указание: выделить вам 10 торпедных катеров, 83 самолета (в том числе 32 бомбардировщика Ту-2 и 35 истребителей Ла-11), 26 37-мм орудий и 8 130-мм орудий и боеприпасы, пригодные для этих пушек. По вашей телеграмме отправляются торпеды, мины, авиабомбы и другие боеприпасы.

Адмиралтейству поручено выдать Вам вышеуказанное оборудование в первом квартале.

Что касается советников, мы намерены направить еще трех советников в морской авиации. Эксперты из других направлений, которых вы пригласите, будут отправлены нашими военно-морскими советниками, которые в настоящее время находятся в Китае.

Семенов».

И уже в январе 1953 г. первой в Северную Корею отправилась для рекогносцировки группа, направленная Отделом морской разведки Штаба ВМФ. Следом должны были отправиться подразделения морской береговой артиллерии, принадлежащие ВМФ. 19 февраля 1953 г. военно-морской флот издал приказ о вводе боевых подразделений в Северную Корею для проведения различных подготовительных мероприятий. В конце февраля было создано Управление военно-морских операций Командования Добровольческой армии на Западном побережье, которое позже было преобразовано в командный пункт ВМС. Чжу Цзюнь член администрации школы скоростных катеров. отвечал за организацию и координацию, и его возглавляло командование Сихай. Чжан Сюэси, заместитель начальника штаба ВМС, являлся командующим, а Ван Ипин - директором управления. Всего ВМС для организации работы командного пункта в КНДР направило в общей сложности 36 командиров двумя партиями.

26 февраля группа морской разведки прибывшая в начале января, завершила морскую съемку западного побережья Северной Кореи, что обеспечило гарантию установления минных заграждений. Вторая группа действующая на берегу отправилась Корею в начале февраля и завершила миссию по обследованию реки Ялу в начале мая. В середине апреля подразделение инженерных частей выполнила задачи по выбору мест для позиций береговой и зенитной артиллерии к северу от реки Дэдун на западном побережье Северной Кореи, а также военных объектов, таких как командные пункты, станции в  Гуантун и Донгку.

9 апреля 1953 г. в соответствии с распоряжением ВМФ, персонал одной радиолокационной станции и двух станций наблюдения из Циндао отправился в Корею для организации миссии по наблюдению за морем и воздухом и организации связи с береговыми батареями и силами ПВО флота.

17 марта из Циндао поездом в КНДР ВМС отправилась 4-я рота 1-го артиллерийского полка морской пехоты базы Циндао, а 23 марта из Шанхая морским транспортом на западное побережье Северной Кореи была доставлена 8-я рота береговой артиллерии с ВМБ Сонху.  Для них 23 марта из Шэньяна в Корею отправились 8 береговых орудий калибра 130-мм и 8 зениток калибра 37-мм  закупленных в СССР. С 20 апреля эти две роты береговой артиллерии совместно с Корейской народной армией охраняли устье реки Чхончхон на западном побережье.

Помимо этого флот направил команды специалистов для минирования водных путей к северу от реки Ханьчуань. В марте 1953 г. ВМФ мобилизовал минную команду артиллерийского управления базы Циндао и часть личного состава Четвертой бригады тральщиков Восточно-Китайского военного округа для формирования группы по минированию общей численностью 17 человек под руководством товарища Сунь Гонфэй. Использовались 410 якорных мин советского производства, весом от 20 до 180 кг.  Минирование было начато  30 марта и завершено 6 апреля. Всего было заложено 384 мин. В ходе операции погиб один из бойцов, 2 пропали без вести и 8 были ранены. Их труд не был напрасным. В конце апреля американские военные в ходе разведки по высадке десанта в устье реки Цинчуань, наскочили на мины и один  десантный корабль подорвался после этого операцию свернули.

Из соединений торпедных катеров была отобрана 31-я бригада торпедных катеров из  Циндао (3 эскадрильи, 18 торпедных катеров). Ее катера находились в отличном состоянии, а экипажи были лучше подготовлены. Однако в связи с подписанием Соглашения о перемирии 27 июля 1953 г. торпедные катера, подготовленные в Циндао для отправки еще не покинули пункт своего базирования.

 И хотя китайцы свои торпедные катера в Корейской войне не успели задействовать, выполняя распоряжение И.В.Сталина в начале 1953 г. Советский Союз продал Китаю обещанные  10 торпедных катеров и 83 самолета (в том числе 32 торпедоносца Ту-2,35 истребителей Ла-11) , 26 37-мм орудий и 8 130-мм артиллерийских орудий, артиллерийские снаряды, торпеды, мины, бомбы и другое военное снаряжение. Это был второй раз, когда Советский Союз продал оружие и оборудование китайскому военно-морскому флоту в больших количествах.

Накануне окончания Корейской войны в системе китайской армии насчитывалось 294 советских советника и 79 вспомогательных специалистов, 103 советника и 12 вспомогательных специалистов в системе береговой обороны военно-морского флота, всего 488 человек. Число советских советников в системах ВВС и ВМФ за тот же период неизвестно, но, согласно приведенной выше статистике, оно достигало 1500 человек. Вообще говоря, общее количество советских военных советников в Китае во время корейской войны должно быть не менее 2000, что намного превышает количество гражданских экспертов в Китае за тот же период.

 

Литература.

 

 

Назад.

Розин Александр. 

На Главную.