Подводный флот Каспийской флотилии 1919-1920гг.
1919г.
К началу года
астраханские большевики задавили поборами купечество и ремесленников,
национализировали рыбацкие лодки и снасти. В результате 10 марта 1919г. в
городе вновь началось восстание. Повстанцы захватили несколько кварталов и
склад саперного батальона. По приказу С.М.Кирова эсминцы «Москвитянин» и «Финн»
открыли по городу огонь из 102/60-мм орудий. Было разрушено несколько церквей.
К вечеру 12 марта восстание удалось подавить. Во время подавления мятежа был
убит рулевой ПЛ «Макрель» Федор Казаков. По всей видимости команды подлодок тоже привлекались «по
революционной необходимости».
7 апреля 1919г. командир дивизиона ПЛ КВФ красных капитан
2 ранга К.Д.Ордовский-Танаевский и пятеро матросов бежали из Астрахани
на моторном баркасе «Успех» в Петровск, это судно стало первым
кораблем Каспийской флотилии белых.
Боевая кампания советской
флотилии началась 13 апреля когда на 12-футовом рейде
Астрахани был выставлен дозор из двух кораблей речного отряда, а 20 апреля
основные надводные корабли флотилии сосредоточились на передовой морской базе –
промысел Оранжерейное. К вечеру 26 апреля флотилия перешла на 12-футовый рейд.
После
захвата 29 апреля десантом с
надводных кораблей Форт-Александровска
(Форт-Шевченко), расположенного в Тюб-Караганском
заливе полуострова Мангышлак ПЛ «Минога» и «Макрель»
с плавбазой - пароходом «Ревель» в
начале мая перешли
туда. Председатель Реввоенсовета
11-й армии К.А.Мехоношин докладывал Ленину: «… Две
подводные лодки удалось поставить на боевую линию лишь через две недели после
выхода в море, так как необходимо было отрегулировать аппарат, проделываются
опыты погружения; для дальних пробегов лодки по состоянию механизмов не годятся
и несут лишь охранную службу по линии форм Александровский – остров Чечень.»
В мае 1919г. в командование ПЛ «Макрель» вместо больного М.Соколова временно вступил
Г.Шредер.
До мая 1919г.
ПЛ
не принимали участия
в боевых действиях.
Из-за отсутствия грамотных
офицеров и расхлябанности команд два выхода красной
флотилии в мае 1919г. оказались неудачными. Поход отряда судов к Петровску с
целью его обстрела сорвался из-за неполадок в машинах эсминца «Москвитянин» и
вспомогательного крейсера «Ильич», а намеченный на 18 мая набег на о. Чечень не удалась из-за густого тумана и отсутствия связи между кораблями. Но
в операции к о. Чечень была впервые
раз задействована подводная лодка.
18 мая ПЛ
«Макрель» вышла на
позицию к острову Чечень у
порта Петровск (Махачкала), где
базировались корабли белых. На
позиции ПЛ была
атакована английскими торпедными
катерами и отошла
к рейду Форт-Александровский.
В середине мая
основные силы флотилии перешли
на Астраханский рейд
оставив у Форта-Александровского несколько
надводных кораблей и
подводные лодки.
20 мая
над заливом пролетел
вражеский самолет разведчик. К этому времени на рейде форта
Александровского оставались следующие корабли красных: «Каспий»
(флаг начальника отряда) эсминец «Москвитянин», заградитель «Демосфен»,
подводные лодки «Минога» и «Макрель» с их базой пароходом «Ревель»,
шесть катеров-истребителей, возвратившихся из рейда, плавбатарея
№ 2 транспорты «Баку» (флаг начальника отряда транспортов). «Мехти», «Алекбер»,
«Туман», «Мартын», вспомогательные суда «Бакинец», «Ряжск», «Крейсер»,
«Лейла», «Гельма», водяная баржа «Рюрик»,
продбаза «Зороастр», баржа № 2, шхуна «Рыбачка» с
углем. 20 мая из Петровска вышел отряд
английских судов в составе «Президента Крюгера», «Вентюра», «Азии», «Эммануила Нобеля», «Славы», «Зороастра»,
«Биби Эйбата» и «Виндзора Кастла». Отряд, шедший кильватерной колонной, на
рассвете подошел к форту Александровскому.
21 мая
в 12.30 вражеская флотилия
появилась на подходах
к Тюб-Караганскому заливу. В 13.15 эсминец «Москвитянин», а затем и заградитель
«Демосфен» снялись с якоря и, выйдя из бухты на траверз Верхнего Тюб-Караганского маяка. Эсминец «Москвитянин» открыл огонь
по неприятелю, а потом, после поворота эскадры противника на юг, когда эскадра
вторично появилась, открыл огонь и «Демосфен». Маневрируя между нордовыми
вехами и самим входом в бухту, «Москвитянин» и «Демосфен» отстреливались от
неприятеля. Несколько позже вступил в бой и ледокол «Каспий». Неприятель открыл
огонь в 14.20 с дистанции более 70 кабельтовых пятью кораблями, так как шестой
корабль отделился от эскадры и скрылся на юге. После попадания 152 мм снаряда с
плавбатареи лишился хода крейсер «Эммануил Нобель». В
14.25 неприятельский снаряд попал в плавбатарею № 2 и
вызвал на ней пожар, потом последовали еще попадания. Несколько минут она
отвечала одним орудием, но через некотрое время
прекратила огонь, сильно накренилась и начала погружаться в воду.
В
начале боя на
флагманском корабле АКВФ -
вооруженном пароходе «Каспий» был
поднят сигнал:
"Дивизиону подводных лодок
выйти в море". ПЛ «Макрель»
(Г.А.Шредер) направили на
позицию у входа
в залив вместе
с тремя катерами-истребителями. «Макрель» в
это время принимала
торпеды. Её командир
Г.А.Шредер приказал немедленно
погружаться, после чего она
направилась к выходу
из залива навстречу
врагу. Глубина фарватера не
превышала 7 метров, а осадка ПЛ под перископом
составляла 6,7 метра. Чтобы
увеличить запас воды
под килем, «Макрель»
выходила из залива
с опущенным перископом. Командир вел ПЛ вслепую. На горизонтальных рулях
стоял рулевой старшина М.В.Лашманов.
Высокое мастерство позволило
ему удержать установленную
глубину погружения, несмотря на
непрерывное изменение дифферента
ПЛ
из-за того, что сальники
и заклепки пропускали
воду.
Столкнувшись с
превосходящими силами, эсминец «Москвитянин» на
котором к этому времени «скис» последний котел, «Каспий» и «Демосфен» повернули
назад в залив. «Москвитянин» подошел к Соляной пристани, и вся его команда
бежала на берег. «Демосфен» продолжал вести огонь став носом к «Ревелю». Вторая ПЛ «Минога»,
у которой были
неисправны дизеля, подошла под
электромоторами к борту
плавбазы «Ревель», стоявшей у
пристани. В это время
в 14.50 в «Ревель» угодил
один из вражеских
снарядов. Начался пожар
перекинувшийся и на
лодку. Командир «Ревеля», чтобы оградить
от огня деревянную
пристань, приказал обрубить швартовы. Горевшую плавбазу
развернуло по ветру, и
она навалилась на
артиллерийский транспорт «Туман».
Рядом оказалось посыльное
судно «Гельма», огонь охватил
и его. Подводники сбив
пламя быстро сбросили
в воду швартовы «Миноги», заведенные на
борт «Ревеля». Но когда ПЛ дала ход, случайно
намотался на винт
стальной швартов. Тогда командир «Миноги» Ю.В.Пуарэ,
дивизионный инженер-механик В.Н.Калинин с
тремя моряками, прыгнув в
шлюпку, взяли ПЛ на
буксир и сумели
оттянуть лодку от
горящих судов как
раз в тот
момент как на «Тумане» взорвались снаряды. Транспорт, плавбаза и
посыльное судно почти
одновременно затонули. На помощь
ПЛ
поспешило вспомогательное судно «Бакинец», которое отвело
ее к одной
из пристаней. «Демосфен» который
также охватил огонь, прекратил сопротивление, команда выкинула замки из орудий
и пулеметы за борт, подорвала подрывными патронами компрессоры и сошла на
берег.
Тем временем вышедшая
из залива «Макрель» была
обнаружена вражеским самолетом, подверглась бомбардировке, но невредимой ушла
из-под удара. Появление ПЛ в
море встревожило противника. Около 18.00 британская эскадра уже бывшая на
траверзе Верхнего Тюб-Караганского маяка и
обстреливавшая советски6е суда с 30-40 кабельтовых, неожиданно повернула и
направилась к выходу из бухты. В
своем рапорте командир «Макрели» писал, что
неприятель, обнаружив ее, «повернул
обратно, сосредоточив весь огонь
на квадрате нахождения
лодки, что спасло от
полного разгрома находившиеся
в гавани суда с минами
заграждения и снарядами». Опасаясь торпедного
удара ПЛ,
вражеские корабли поспешили
уйти. В этой сложной
обстановке особенно отличился
рулевой старшина «Макрели» Михаил
Васильевич Лашманов, стоявший на
вахте на горизонтальных рулях. Он
восемь часов подряд
удерживал корабль на
заданной глубине в
условиях мелководья. Напряжение было огромным командир в
ходатайстве о награждении
указывал: «По возвращению
в форт выяснилось, что единственный
на лодке помощник (видимо Реноян) от
пережитых впечатлений сошел
с ума, и на
походе тов. Лашманову пришлось
по моему приказанию
заменить выбывшего помощника, что он
блестяще и выполнил». По
ходатайству командира ПЛ Г.А.Шредера и комиссара
дивизиона С.Н.Наумова М.В. Лашманов за мужество
и мастерство, проявленные в
этом бою, был награжден
в ноябре 1928г. орденом
Красного Знамени. Кроме Лашманова в январе 1924г. были представлены
для награждения орденом Красного Знамени
Шредер и Наумов
находившиеся на ПЛ в бою.
(В ряде
изданий бытует ошибка,
что ПЛ в
бою командовал Лашманов, это не
так.) Англичане утверждают что их отход не как не связан с действиями
«Макрели». По их версии отход начался
после прекращения сопротивления и был обусловлен значительным расходом
боезапаса ( всего англичане выпустили по красным 792
снаряда). На их кораблях оставалось не более 50 снарядов на
орудие и коммондор Норрис
опасался встречи с силами «советов», не принимавшими участие в бою. И
это при том что при выходе английских кораблей из Тюб-Караганского залива к ним присоединилась плавбаза
«Волга» с 6"орудиями и торпедными
катерами СМВ на борту. Но ни орудия ни катера не были
задействованы в окончательном разгроме советского отряда, хотя погода для
катеров была идеальная. Действия англичан были непонятны даже адмиралу Колчаку,
когда он 13 июля 1919г. узнал о произошедшем бое, он поднял ряд вопросов оставшизхся без ясного ответа: «… Почему ушли, имея возможность закончить бой как
следует? Ведь большевики еще отвечали, а вы не могли быть уверены, что
вами нанесено решительное поражение. Почему не послали "Си-Эм-Би"?
Почему "Волга" с шестидюймовыми орудиями и полным запасом снарядов не
была использована хотя бы в последней стадии боя?..»
Результаты
боя для советской флотилии были печальными, погибли эсминец «Москвитянин»,
заградитель «Демосфен», катер-истребитель «Счастливый» (брошенный на берегу),
плавбаза «Ревель», артиллерийский транспорт «Туман», плавбатарея № 2, посыльное судно «Гельма»,
две баржи продбазы, водоналивная и угольная баржа.
Потерь в личном составе не было. Английская эскадра потерь в корабельном
составе не имела, однако почти все корабли были поражены снарядами. Советская
разведка утверждала что «Виндзор Кастл» с пробоинами
в машинном отделении был на буксире приведен
в Баку, где его поставили на ремонт. Она же подтвердила повреждения на
«Президенте Крюгере» и «Эмануиле
Нобеле». Потери личного состава были примерно 15 человек.
В ночь с 21 на 22 мая Тюб-Караганский
залив покинули ПЛ «Макрель» и транспорт «Алекбер» с катером-истребителем на буксире. Их сопровождали
три катера-истребителя. Караван вышел в 0.30 и к 15.30 благополучно прибыл на
12 футовый рейд.
22 мая неприятельские самолеты
совершили пять налетов
на Форт-Александровский. Кроме того, стало известно, что
ночью, в 30-40 километрах
от форта противник
высадил морской десант, а
корабли держались вблизи
Тюб-Караганского залива. Командование флотилией
направило против десанта
сухопутный отряд, усиленный моряками, снятыми с
кораблей. Решался вопрос об оставлении
порта. Командир «Миноги»
потерявшей ход из-за
намотавшегося на винт
троса, получил приказ уничтожить
ее. Но подводники решили
спасти свой корабль. Коммунист рулевой
старшина Василий Яковлевич Исаев
вызвался освободить винт
от стального троса. Работая
в холодной воде он
26 раз спускался
под воду без
водолазного снаряжения и
сумел очистить винт. Через
два часа лодка
смогла дать ход. Впоследствии за
этот подвиг и
другие заслуги перед
Советской республикой В.Я.Исаев был
награжден орденом Красного Знамени
и Почетной грамотой
Президиума ВЦИК. В 21.30 «Минога» самостоятельно вышла с рейда. В 23.40 лодку
накрыл густой туман, рассеявшийся только около полудня следущего
дня. «Минога» шла вслепую, определив свое место место лишь по глубинам на Средне-Жемчужной
банке, однако около 14 часов 23 мая благополучно прибыла на 12-футовый рейд. В
23.00 ушли остальные суда во главе с
вооруженным пароходом «Каспий» и
десятью вспомогательными судами
из Тюб-Караганского залива
на 12-футовый рейд Астрахани, куда они пришли утром 24 мая.
24 мая «Минога» прибыла в
Астрахань.
22-27 мая из Саратова в
Астрахань перешли ПЛ «Окунь» и «Касатка».
В ночь
на 28 мая «Макрель», которой из-за
спада воды не
удалось пройти в
Астрахань и находившейся
в Волго-Каспийском морском
канале вместе с
речным буксиром, вооруженным
пулеметом, подверглась
торпедной атаке с
моторного судна, но сумела
уклониться маневром, хотя
на ПЛ было
всего 6 человек, включая
командира и комиссара. Только с
подъемом воды, сняв с ПЛ часть механизмов
и откачав балласт, моряки смогли с
помощью буксира привести «Макрель» в Астрахань.
3 июня подводные лодки
начинают переход из Астрахани в Нижний Новгород, но так как белогвардейцы действовали на Волге переход затянулся, только 20 июня
судами ВВФ с приданным десантным отрядом восстановили сообщение по Волге. К 6
июля, по данным разведки белых, подводные лодки красных уведены вверх по Волге,
предположительно до Царицына. Две из них точно следовали на буксире.
9 июля 1919г. Сакс был снят
с должности командира флотилии, и назначен командиром одного из отрядов. Саму
флотилию слили с Волжской и с 31 июля в командование объединенной
Волжско-Каспийской военной флотилией вступил Ф.Ф.Раскольников. Вместе с ним прибыла целая группа офицеров царского флота
перешедших на сторону Советской власти – капитан 2 ранга В.М.Альтфатер,
капитан 2 ранга В.А.Унковский, георгиевский кавалер и
преподаватель артиллерийского класса в Кронштадте, бывший флагманский
артиллерист Черноморской минной бригады
старший лейтенант В.Б.Ловенецкий, старший лейтенант
Г.П. фон Рейер, мичман А.А.Сиденснер
и так далее.
Осень и зиму 1919г.
подводные лодки «Минога», «Макрель», «Касатка» и «Окунь» зимовали выше
Саратова.
1920г.
В течение весны 1920г.
все четыре ПЛ «Минога», «Макрель»,
«Окунь» и «Касатка» базируясь на
порт Петровск, несли дозорно-разведывательную службу
в южной части
Каспийского моря.
1 мая 1920 корабли флотилии
вошли в Баку, где был образован Каспийский военный флот в составе 3
вспомогательных крейсеров, 10 миноносцев, 4 подводных лодок и др. кораблей.
Одновременно с Каспийским флотом в Баку находился Красный флот Советского
Азербайджана.
17 мая 1920г.
Каспийский и Азербайджанский флоты завершили освобождение Каспийского
моря от белогвардейцев, высадив десант в
порту Энзели
и захватив всю
флотилию противника. Были захвачены: вспомогательные крейсера «Президент Крюгер»,
«Америка», «Европа», «Африка», «Дмитрий Донской», «Азия», «Слава», «Милютин», «Опыт», «Меркурий», плавучая база
торпедных катеров «Орленок» и 4
английских торпедных катера, авиатранспорт «Волга» с 4
гидросамолетами, транспорты и вспомогательные суда. Трофеями на
берегу стали 50 орудий, 20
тысяч снарядов, 20 радиостанций, 160
тысяч пудов хлопка, 25 тысяч пудов
рельс, 8 тысяч пудов меди
и так далее.
В июле 1920 Каспийский и
Азербайджанский флоты были объединены в Морские Силы Каспийского моря
В конце августа 1920г. ПЛ перебазировали в
Баку. Они базировались у
новой плавбазы напротив
Девичьей башни.
В сентябре
после окончания боевых
действий на Каспийском
море все четыре
лодки были переведены
в резерв и
поставлены на капитальный
ремонт. На них осталось
12 человек, а остальные 72
подводника во главе
с Ю.В.Пуарэ были
переведены на Черное
море для комплектации
новых лодок.
Литература:
Веселов П. «По приказу
Ленина». Журнал «Моделист-конструктор» № 6 1987г. стр9-13. Эта же статья по
адресу http://mkmagazin.almanacwhf.ru/ships/minoga.htm
Волков Андрей «Тюб-Караганский бой» Журнал «ФлотоМастер»
№ 2 1999г.
Гавриленко
Г.И. «История балтийского подплава». Журнал «Тайфун» № 1, 1999г.
Дмитриев
В.И. «Атакуют подводники». Москва.
Воениздат. 1973г.
Дмитриев
В.И. «Советское подводное кораблестроение». Москва. Воениздат. 1990г.
«Из бездны
вод». Москва. "Современник" 1990г.
Ковалев
Э.А. «Короли подплава в море червонных валетов»
Москва-Санкт-Петербург. Центрполиграф. 2006г.
«Флот в
Белой борьбе». Москва. «Центрполиграф». 2002г.
Цыбин В. «С Балтики на Каспий – через Саратов» Журнал «Волга»
№ 5-6 1997г.
Широкорад А.Б. «Великая речная война. 1918-1920 годы.» М. Вече. 2006г.
Розин Александр.