На Главную.

 

 

                                                        Подводный  флот Каспийской флотилии 1919-1920гг.

 

                                                                     1919г.

 

                       К началу года астраханские большевики задавили поборами купечество и ремесленников, национализировали рыбацкие лодки и снасти. В результате 10 марта 1919г. в городе вновь началось восстание. Повстанцы захватили несколько кварталов и склад саперного батальона. По приказу С.М.Кирова эсминцы «Москвитянин» и «Финн» открыли по городу огонь из 102/60-мм орудий. Было разрушено несколько церквей. К вечеру 12 марта восстание удалось подавить. Во время подавления мятежа был убит рулевой ПЛ «Макрель» Федор Казаков. По всей видимости команды подлодок тоже привлекались «по революционной необходимости».  

                      7 апреля 1919г. командир дивизиона ПЛ КВФ красных капитан 2 ранга К.Д.Ордовский-Танаевский и пятеро матросов бежали  из Астрахани  на моторном баркасе «Успех» в Петровск, это судно стало первым кораблем   Каспийской  флотилии белых.

                     Боевая кампания советской флотилии началась 13 апреля когда на 12-футовом рейде Астрахани был выставлен дозор из двух кораблей речного отряда, а 20 апреля основные надводные корабли флотилии сосредоточились на передовой морской базе – промысел Оранжерейное. К вечеру 26 апреля флотилия перешла на 12-футовый рейд.

                       После  захвата  29 апреля десантом  с  надводных  кораблей   Форт-Александровска (Форт-Шевченко), расположенного  в Тюб-Караганском  заливе  полуострова Мангышлак  ПЛ «Минога» и «Макрель» с  плавбазой - пароходом «Ревель» в  начале  мая  перешли  туда.  Председатель Реввоенсовета 11-й армии К.А.Мехоношин докладывал Ленину: «… Две подводные лодки удалось поставить на боевую линию лишь через две недели после выхода в море, так как необходимо было отрегулировать аппарат, проделываются опыты погружения; для дальних пробегов лодки по состоянию механизмов не годятся и несут лишь охранную службу по линии форм Александровский – остров Чечень

                       В мае 1919г. в командование ПЛ «Макрель» вместо больного М.Соколова временно вступил Г.Шредер.

                       До  мая 1919г.  ПЛ  не  принимали  участия  в  боевых  действиях.

                       Из-за отсутствия грамотных офицеров и расхлябанности команд два выхода красной флотилии в мае 1919г. оказались неудачными. Поход отряда судов к Петровску с целью его обстрела сорвался из-за неполадок в машинах эсминца «Москвитянин» и вспомогательного крейсера «Ильич», а намеченный на 18 мая набег на о. Чечень не удалась из-за густого тумана и отсутствия связи между кораблями. Но в операции к о. Чечень была впервые раз задействована подводная лодка.

                      18 мая ПЛ «Макрель»  вышла  на  позицию  к  острову Чечень  у  порта Петровск (Махачкала), где  базировались  корабли  белых. На  позиции  ПЛ  была  атакована  английскими  торпедными  катерами  и   отошла  к  рейду  Форт-Александровский.

                       В середине  мая  основные  силы флотилии  перешли  на  Астраханский  рейд  оставив  у  Форта-Александровского  несколько  надводных  кораблей  и  подводные  лодки.  

                      20 мая  над  заливом  пролетел  вражеский  самолет  разведчик. К этому времени на рейде форта Александровского оставались следующие корабли красных: «Каспий» (флаг начальника отряда) эсминец «Москвитянин», заградитель «Демосфен», подводные лод­ки «Минога» и «Макрель» с их базой пароходом «Ревель», шесть катеров-истребителей, возвратившихся из рейда, плавбатарея № 2 транспорты «Баку» (флаг начальника отряда транспортов). «Мехти», «Алекбер», «Туман», «Мартын», вспомогательные суда «Баки­нец», «Ряжск», «Крейсер», «Лейла», «Гельма», водяная баржа «Рю­рик», продбаза «Зороастр», баржа № 2, шхуна «Рыбачка» с углем.  20 мая из Петровска вышел отряд английских судов в составе «Президента Крюгера», «Вентюра», «Азии», «Эммануила Нобеля», «Славы», «Зороастра», «Биби Эйбата» и «Виндзора Кастла». Отряд, шедший кильватерной колонной, на рассвете подошел к форту Александровскому.

                      21 мая  в 12.30  вражеская  флотилия  появилась  на  подходах  к  Тюб-Караганскому  заливу. В 13.15 эсминец «Москвитянин», а затем и заградитель «Демосфен» снялись с якоря и, выйдя из бухты на траверз Верхне­го Тюб-Караганского маяка. Эсминец «Москвитянин» открыл огонь по неприятелю, а потом, после поворота эскадры противника на юг, когда эскадра вторично появилась, открыл огонь и «Демосфен». Маневрируя между нордовыми вехами и самим входом в бухту, «Москвитянин» и «Демосфен» отстреливались от неприятеля. Несколько позже вступил в бой и ледокол «Каспий». Неприятель открыл огонь в 14.20 с дистанции более 70 кабельтовых пятью кораблями, так как шестой корабль отделился от эскадры и скрылся на юге. После попадания 152 мм снаряда с плавбатареи лишился хода крейсер «Эммануил Нобель». В 14.25 неприятельский снаряд попал в плавбатарею № 2 и вызвал на ней пожар, потом последовали еще попадания. Несколько минут она отвечала одним орудием, но через некотрое время прекратила огонь, сильно накренилась и начала погружаться в воду.

                        В  начале  боя  на  флагманском  корабле АКВФ - вооруженном  пароходе «Каспий»  был  поднят  сигнал: "Дивизиону  подводных  лодок  выйти  в  море". ПЛ «Макрель» (Г.А.Шредер)  направили  на  позицию  у  входа  в  залив  вместе  с  тремя  катерами-истребителями. «Макрель»  в  это  время  принимала  торпеды. Её  командир Г.А.Шредер  приказал  немедленно  погружаться, после  чего  она  направилась  к  выходу  из  залива  навстречу  врагу. Глубина  фарватера  не  превышала 7 метров, а  осадка ПЛ  под  перископом  составляла 6,7 метра. Чтобы  увеличить  запас  воды  под  килем, «Макрель» выходила  из  залива  с  опущенным  перископом. Командир  вел  ПЛ  вслепую. На  горизонтальных  рулях  стоял  рулевой  старшина М.В.Лашманов. Высокое  мастерство  позволило  ему  удержать  установленную  глубину  погружения, несмотря  на  непрерывное  изменение  дифферента  ПЛ  из-за  того, что  сальники  и  заклепки  пропускали  воду.

                         Столкнувшись с превосходящими силами, эсминец «Москвитянин» на котором к этому времени «скис» последний котел, «Каспий» и «Демосфен» повернули назад в залив. «Москвитянин» подошел к Соляной пристани, и вся его команда бежала на берег. «Демосфен» продолжал вести огонь став носом к «Ревелю». Вторая ПЛ «Минога», у  которой  были  неисправны  дизеля, подошла  под  электромоторами  к  борту  плавбазы «Ревель», стоявшей  у  пристани. В  это  время  в  14.50 в «Ревель»  угодил  один  из  вражеских  снарядов. Начался  пожар  перекинувшийся  и  на  лодку. Командир «Ревеля», чтобы  оградить  от  огня  деревянную  пристань, приказал  обрубить  швартовы. Горевшую  плавбазу  развернуло  по  ветру, и  она  навалилась  на  артиллерийский  транспорт «Туман». Рядом  оказалось  посыльное  судно «Гельма», огонь  охватил  и  его. Подводники  сбив  пламя  быстро  сбросили  в  воду  швартовы «Миноги», заведенные  на  борт «Ревеля». Но  когда  ПЛ  дала  ход, случайно  намотался  на  винт  стальной  швартов. Тогда  командир «Миноги» Ю.В.Пуарэ, дивизионный  инженер-механик В.Н.Калинин  с  тремя  моряками, прыгнув  в  шлюпку, взяли  ПЛ  на  буксир  и  сумели  оттянуть  лодку  от  горящих  судов  как  раз  в  тот  момент  как  на «Тумане» взорвались  снаряды. Транспорт, плавбаза  и  посыльное  судно  почти  одновременно  затонули. На  помощь  ПЛ  поспешило  вспомогательное  судно «Бакинец», которое  отвело  ее  к  одной  из  пристаней.   «Демосфен» который также охватил огонь, прекратил сопротивление, команда выкинула замки из орудий и пулеметы за борт, подорвала подрывными патронами компрессоры и сошла на берег.

                         Тем  временем  вышедшая  из  залива «Макрель»  была  обнаружена  вражеским  самолетом, подверглась  бомбардировке, но невредимой  ушла  из-под  удара. Появление  ПЛ  в  море  встревожило  противника.  Около 18.00 британская эскадра уже бывшая на траверзе Верхнего Тюб-Караганского маяка и обстреливавшая советски6е суда с 30-40 кабельтовых, неожиданно повернула и направилась к выходу из бухты. В  своем  рапорте  командир «Макрели»  писал, что  неприятель, обнаружив  ее, «повернул  обратно, сосредоточив  весь  огонь  на  квадрате  нахождения  лодки, что  спасло  от  полного  разгрома  находившиеся  в  гавани  суда  с  минами  заграждения  и  снарядами». Опасаясь  торпедного  удара  ПЛ, вражеские  корабли  поспешили  уйти. В  этой  сложной  обстановке  особенно  отличился  рулевой  старшина «Макрели» Михаил Васильевич Лашманов, стоявший  на  вахте  на  горизонтальных  рулях. Он  восемь  часов  подряд  удерживал  корабль  на  заданной  глубине  в  условиях  мелководья. Напряжение  было  огромным командир  в  ходатайстве  о  награждении  указывал: «По  возвращению  в  форт  выяснилось, что  единственный  на  лодке  помощник (видимо Реноян) от  пережитых  впечатлений  сошел  с  ума, и  на  походе  тов. Лашманову  пришлось  по  моему  приказанию  заменить  выбывшего  помощника, что  он  блестяще  и  выполнил».  По  ходатайству  командира ПЛ Г.А.Шредера  и  комиссара  дивизиона С.Н.Наумова  М.В. Лашманов  за  мужество  и  мастерство, проявленные  в  этом  бою, был  награжден  в  ноябре 1928г. орденом Красного  Знамени. Кроме  Лашманова  в январе 1924г. были  представлены  для  награждения орденом Красного  Знамени  Шредер  и  Наумов  находившиеся  на  ПЛ  в  бою. (В  ряде  изданий  бытует  ошибка,  что  ПЛ  в  бою  командовал  Лашманов, это  не  так.)  Англичане утверждают что их отход не как не связан с действиями «Макрели». По их версии  отход начался после прекращения сопротивления и был обусловлен значительным расходом боезапаса ( всего англичане выпустили по красным 792 снаряда). На их кораблях оставалось не более 50 снарядов на орудие и коммондор Норрис опасался встречи с силами «советов», не принимавшими участие в бою. И это при том что при выходе английских кораблей из Тюб-Караганского залива к ним присоединилась плавбаза «Волга» с 6"орудиями и  торпедными катерами СМВ на борту. Но ни орудия ни катера не были задействованы в окончательном разгроме советского отряда, хотя погода для катеров была идеальная. Действия англичан были непонятны даже адмиралу Колчаку, когда он 13 июля 1919г. узнал о произошедшем бое, он поднял ряд вопросов оставшизхся без ясного ответа: «… Почему ушли, имея возможность закончить бой как следует? Ведь большевики еще отвечали, а вы не могли быть уверены, что вами нанесено решительное поражение. Почему не послали  "Си-Эм-Би"? Почему "Волга" с шестидюймовыми орудиями и полным запасом снарядов не была использована хотя бы в последней стадии боя?..»  

                Результаты боя для советской флотилии были печальными, погибли эсминец «Москвитянин», заградитель «Демосфен», катер-истребитель «Счастливый» (брошенный на берегу), плавбаза «Ревель», артиллерийский транспорт «Туман», плавбатарея № 2, посыльное судно «Гельма», две баржи продбазы, водоналивная и угольная баржа. Потерь в личном составе не было. Английская эскадра потерь в корабельном составе не имела, однако почти все корабли были поражены снарядами. Советская разведка утверждала что «Виндзор Кастл» с пробоинами в машинном отделении был на буксире приведен  в Баку, где его поставили на ремонт. Она же подтвердила повреждения на «Президенте Крюгере» и «Эмануиле Нобеле». Потери личного состава были примерно 15 человек.

                В ночь с 21 на 22 мая  Тюб-Караганский залив покинули ПЛ «Макрель» и транспорт «Алекбер» с катером-истребителем на буксире. Их сопровождали три катера-истребителя. Караван вышел в 0.30 и к 15.30 благополучно прибыл на 12 футовый рейд.

                22 мая  неприятельские  самолеты  совершили  пять  налетов  на  Форт-Александровский. Кроме  того,  стало  известно,  что  ночью, в  30-40  километрах  от  форта  противник  высадил  морской  десант, а  корабли  держались  вблизи  Тюб-Караганского  залива. Командование  флотилией  направило  против  десанта  сухопутный  отряд, усиленный  моряками, снятыми  с  кораблей. Решался  вопрос  об оставлении  порта. Командир «Миноги»  потерявшей  ход  из-за  намотавшегося  на  винт  троса, получил  приказ  уничтожить  ее. Но  подводники  решили  спасти  свой  корабль. Коммунист  рулевой  старшина Василий Яковлевич Исаев  вызвался  освободить  винт  от  стального  троса. Работая  в  холодной  воде  он  26  раз  спускался  под  воду  без   водолазного  снаряжения  и  сумел  очистить  винт. Через  два  часа  лодка  смогла   дать  ход. Впоследствии  за  этот  подвиг  и  другие  заслуги  перед  Советской  республикой В.Я.Исаев  был  награжден  орденом Красного  Знамени  и  Почетной  грамотой  Президиума ВЦИК. В 21.30  «Минога»  самостоятельно вышла с рейда. В 23.40 лодку накрыл густой туман, рассеявшийся только около полудня следущего дня. «Минога» шла вслепую, определив свое место место лишь по глубинам на Средне-Жемчужной банке, однако около 14 часов 23 мая благополучно прибыла на 12-футовый рейд. В 23.00 ушли остальные суда во главе  с  вооруженным  пароходом «Каспий»  и  десятью  вспомогательными  судами   из Тюб-Караганского  залива  на  12-футовый  рейд Астрахани, куда они пришли утром 24 мая.

                  24 мая «Минога» прибыла в Астрахань.

                  22-27 мая из Саратова в Астрахань перешли ПЛ «Окунь» и «Касатка».

                  В ночь  на  28 мая «Макрель», которой  из-за  спада  воды  не  удалось  пройти  в  Астрахань  и  находившейся  в  Волго-Каспийском  морском  канале  вместе  с  речным  буксиром,  вооруженным  пулеметом, подверглась  торпедной  атаке  с  моторного  судна, но  сумела  уклониться  маневром,  хотя  на  ПЛ  было  всего  6 человек,  включая  командира  и  комиссара. Только  с  подъемом  воды, сняв  с  ПЛ  часть  механизмов  и  откачав  балласт, моряки  смогли  с  помощью  буксира  привести «Макрель» в  Астрахань.

                    3 июня подводные лодки начинают переход из Астрахани в Нижний Новгород, но так как белогвардейцы действовали на Волге переход затянулся, только 20 июня судами ВВФ с приданным десантным отрядом восстановили сообщение по Волге. К 6 июля, по данным разведки белых, подводные лодки красных уведены вверх по Волге, предположительно до Царицына. Две из них точно следовали на буксире.

                    9 июля 1919г. Сакс был снят с должности командира флотилии, и назначен командиром одного из отрядов. Саму флотилию слили с Волжской и с 31 июля в командование объединенной Волжско-Каспийской военной флотилией вступил Ф.Ф.Раскольников. Вместе с ним прибыла целая группа офицеров царского флота перешедших на сторону Советской власти – капитан 2 ранга В.М.Альтфатер, капитан 2 ранга В.А.Унковский, георгиевский кавалер и преподаватель артиллерийского класса в Кронштадте, бывший флагманский артиллерист  Черноморской минной бригады старший лейтенант В.Б.Ловенецкий, старший лейтенант Г.П. фон Рейер, мичман А.А.Сиденснер и так далее.

                     Осень и зиму 1919г. подводные лодки «Минога», «Макрель», «Касатка» и «Окунь» зимовали выше Саратова.

 

                                                                              1920г.

 

                     В  течение  весны 1920г.  все  четыре  ПЛ «Минога», «Макрель», «Окунь» и «Касатка»  базируясь  на  порт Петровск,  несли  дозорно-разведывательную  службу  в  южной  части  Каспийского  моря.

                    1 мая 1920 корабли флотилии вошли в Баку, где был образован Каспийский военный флот в составе 3 вспомогательных крейсеров, 10 миноносцев, 4 подводных лодок и др. кораблей. Одновременно с Каспийским флотом в Баку находился Красный флот Советского Азербайджана. 

                    17 мая 1920г.  Каспийский и Азербайджанский флоты завершили освобождение Каспийского моря от белогвардейцев, высадив  десант  в  порту Энзели  и  захватив  всю  флотилию  противника. Были  захвачены:  вспомогательные  крейсера «Президент Крюгер», «Америка», «Европа», «Африка», «Дмитрий Донской», «Азия», «Слава», «Милютин», «Опыт», «Меркурий», плавучая  база  торпедных  катеров «Орленок» и 4 английских  торпедных  катера, авиатранспорт «Волга» с 4 гидросамолетами, транспорты  и  вспомогательные  суда. Трофеями  на  берегу  стали 50 орудий, 20 тысяч  снарядов, 20 радиостанций, 160 тысяч  пудов  хлопка, 25 тысяч  пудов  рельс, 8 тысяч  пудов  меди  и  так  далее.

                   В июле 1920 Каспийский и Азербайджанский флоты были объединены в Морские Силы Каспийского моря 

                   В  конце  августа 1920г.  ПЛ  перебазировали  в  Баку. Они  базировались  у  новой  плавбазы  напротив  Девичьей  башни.

                    В  сентябре  после  окончания  боевых  действий  на   Каспийском  море  все  четыре  лодки  были  переведены  в  резерв  и   поставлены  на  капитальный  ремонт. На  них  осталось  12 человек, а  остальные  72  подводника  во  главе  с  Ю.В.Пуарэ  были  переведены  на  Черное  море  для  комплектации  новых  лодок.     

 

Литература:

Веселов П. «По приказу Ленина». Журнал «Моделист-конструктор» № 6 1987г. стр9-13. Эта же статья по адресу http://mkmagazin.almanacwhf.ru/ships/minoga.htm

Волков Андрей «Тюб-Караганский бой» Журнал «ФлотоМастер» № 2 1999г.

Гавриленко Г.И. «История балтийского подплава». Журнал «Тайфун» № 1, 1999г.

Дмитриев В.И. «Атакуют  подводники». Москва. Воениздат. 1973г.

Дмитриев В.И. «Советское  подводное  кораблестроение». Москва. Воениздат. 1990г.

«Из  бездны  вод». Москва. "Современник" 1990г.

Ковалев Э.А. «Короли подплава в море червонных валетов» Москва-Санкт-Петербург. Центрполиграф. 2006г.

«Флот  в  Белой борьбе». Москва. «Центрполиграф». 2002г.

Цыбин В. «С Балтики на Каспий – через Саратов» Журнал «Волга» № 5-6 1997г.

Широкорад А.Б. «Великая речная война. 1918-1920 годыМ. Вече. 2006г.

 

Розин Александр.

 

                                            На Главную.

 

Hosted by uCoz