На Главную.

 

                                                          Подводный  флот Каспийской флотилии 1918г.

 

 

                  Летом  1918г. белогвардейцы  подняли  восстание  против  Советской  власти  и  захватили  в  свои  руки  Среднее Поволжье, намереваясь  развить  наступление  на  Москву. Началась  борьба  за  юг  и  Каспий. Враг  захватил  и  вооружил  лучшие  суда, имевшиеся  в  среднем  течении  Волги  и  Камы, поэтому  Волжскую  флотилию  было  необходимо  срочно  усилить  боевыми  кораблями.

                   25 августа 1918г. председатель Военного совета Северо-Кавказского округа И.В.Сталин направил в центр запрос: «Необходимо в срочном порядке выслать в распоряжение Военного Совета две подводные лодки для нужд охраны Каспийского моря и, прежде всего, для обеспечения нашего влияния в Баку, Астрахани, Туркестане».

                  В.И.Ленин  дал  указание  штабу  Балтийского  флота  перевезти  на  Каспийское  море  подводные  лодки.  28 августа 1918г.  в  связи  с  сообщением  Бюро  по  снабжению  Северо-Кавказского  военного  округа  о  задержке  с  присылкой  подводных  лодок  для  создающейся  в  Астрахани  Каспийской  военной  флотилии, Ленин  пишет  записку  начальнику Морских Сил Республики В.М.Альтфатеру:

«Как  стоит  вопрос  об  отправке  подводных  лодок  на  Волгу  и  в  Каспийское  море?

  Верно  ли, что  лишь  старые  подлодки  можно  отправить?

  Сколько  их?

  Когда  дано  распоряжение  об  их  отправке? Что  вообще  сделано?»

                    На  следующий  день 29 августа  В.И.Ленин  получил  ответ  Альтфатера, где  тот  сообщал, что  пригодные  для  переброски  небольшого  водоизмещения  подводные  лодки  подыскиваются  и  выясняется  возможность  их  отправки. Не  удовлетворившись  полученным  ответом Ленин  указал  В.М.Альтфатеру:  «Невозможно  ограничиться  такой  неопределенностью: "ищем" (своего  имущества?? Необходимо  к  завтрему  предоставить  мне  имена "ищущих", дату, с  которой  они  ищут, и  т.д.).

    "Выясняется  возможность  отправить" - тоже  невероятно  неопределенно.

     Когда  и  кто  распорядился "выяснить"? Я  прошу  завтра (30/8)  мне  это  сообщить  точно, официально.

      Ибо  дело  с  посылкой  подводок  не  терпит  отлагательства  ни  на  минуту».

                  Ровно через неделю, еще не оправившись от ранения после злодейского покушения эсерки Ф. Каплан, Владимир Ильич передал директиву в Петроград:

«Идет борьба за юг и Каспий. Для оставления за собой всего этого района (а его можно оставить за собой!) необходимо иметь несколько миноносцев легкого типа и штуки две подводных лодок... Умоляю вас разбить все преграды и тем облегчить — двинуть вперед дело немедленного получения требуемого. Баку, Туркестан, Северный Кавказ будут (безусловно!) нашими, если немедля будут удовлетворены требования...

Ленин».

Эта директива поступила на исполнение к члену Коллегии Народного Комиссариата по морским делам С. Е. Саксу. В фондах ЦГА ВМФ хранится объемистое дело: телеграммы, предписания, депеши, письма, так или иначе связанные с переброской на Каспий «Миноги», «Макрели», а затем еще и однотипных с последней «Касатки» и «Окуня».  

                  Первоначально  для  переброски  на  баржах  по  Мариинской  водной  системе  на  Волгу  и  далее  в  Каспийское  море  были  подготовлены  2 ПЛ  типа "Барс" – «Кугуар» и «Змея». Однако  во  время  буксировки  барж  вверх  по  Неве  одну  из  них  навалило  на  бык Николаевского  моста. Баржа  затонула; находившаяся  на  ней  ПЛ «Кугуар» получила  повреждения. После  этого  было  решено  перебросить  на  Волгу  железнодорожным  путем  малые  ПЛ  типа «Минога» и «Касатка», которые  находились  на  хранении  в  порту. На  Балтийском  заводе  работами  по  подготовке  ПЛ  к  перебазированию  руководил  инженер Ф.К.Дормидонтов. Общее  руководство  перебазированием  осуществлял  чрезвычайный  комиссар Коллегии Народного  комиссариата  по  морским  делам К.К.Брейтшпрехер.

                   Из переписки:

31 августа. Сакс — Склянскому [Склянский Э. М. — советский военный и государственный деятель.].

«Минога» может быть закончена через две с половиной недели. Для отправки требуется два транспортера, не менее как на три тысячи пудов подъемности каждый. Длина «Миноги» сто семь футов... высота от киля до верха рубки двадцать два фута, ширина восемь и три четверти фута, вес без топлива и команды до ста пятнадцати тонн...»

1 сентября. Склянский — Саксу.

«Транспортеры имеются на Ижорском заводе. Немедленно приступайте к подготовке и погрузке двух подлодок указанных типов...»

7 сентября. Сакс — Склянскому.

«К ремонту п/л «Макрели» и «Миноги» приступлено 3 сентября... Транспортеры для погрузки п/л переводятся с Ижорского завода на место погрузки... Ежедневно отпускается некоторое количество муки для выпечки хлеба для поддержания сил рабочих... Ремонт производится успешно».

17 сентября. «Чрезвычайному комиссару тов. Брейтшпрехеру. С получением сего предлагаю Вам НЕМЕДЛЕННО отбыть через Москву в город Саратов и другие пункты Волжского побережья для контроля над деятельностью комиссии в составе инженеров: Павла Белкина, Ксенофонта Руберовского и Алексея Пустошкина и плотничного мастера Ивана Семенова, коим надлежит подыскать, приспособить, произвести предварительные работы и оборудовать место для спуска подводных лодок, каковые прибудут к месту спуска к 1 октября с. г. Вам надлежит иметь неустанное наблюдение за деятельностью вверенной Вам комиссии и ЕЖЕДНЕВНО извещать меня телеграфно о ходе подготовительных работ... Член коллегии Народного комиссариата по морским делам, Сакс».

30 сентября. Альтфатер — начальнику военных сообщений при Высшем военном совете.

«В ночь с 29 на 30 сентября эшелоном № 667/а вышла из Петрограда по маршруту Москва — Саратов п/л «Минога». Прошу распоряжения о срочном и беспрепятственном продвижении эшелона...»

                   В ночь  на  30 сентября  после  срочного  ремонта  на  Балтийском  заводе  из  Петрограда  отправили  ПЛ «Минога» (Ю.В.Пуаре, комиссар В.И.Жуковский), 5 октября – «Макрель» (М.Л.Соколов, комиссар И.В.Кельнер). Специально  отобранные  экипажи  лодок - 41 человек  ехали  тем  же  эшелоном. Экипажи  ПЛ  почти  полностью  состояли  из  коммунистов  и  им  сочувствующих.

Список команды ПЛ «Макрель», отправляющейся на Каспий, с указанием специальности и партийности.

Командир                                  Соколов Михаил Львович

Помощник                                 Рейноян Эмилий Ионович

Рулевой старшина                    Полевой Василий Васильевич             1916   Коммунист

Рулевой старшина                    Матвеев Иван Матвеевич                     1915   Сочувствующий

Рулевой специалист                  Казаков Федор Яковлевич                   1917   Сочувствующий

Рулевой специалист                  Башков Дмитрий Яковлевич               1916    Сочувствующий

Электрик старшина                   Иванюшкин Николай Митрофанович 1915    Коммунист

Электрик старшина                   Морозов Петр Абрамович                   1915    Коммунист

Электрик старшина                   Соболь Михей Онуфриевич                 1910    Коммунист

Электрик специалист                Евстрахин Алексей Иванович              1916    Коммунист – председатель судового комитета

Моторный старшина                 Наумов Степан Илларионович            1911    Коммунист

Моторный старшина                 Шпалик Антон Людвигович                 1915    Коммунист

Моторист специалист               Сеглин Яков Янович                             1917    Сочувствующий

Моторист специалист               Назарук Петр Емельянович                  1917    Сочувствующий

Минно-машинный старшина    Кухта Митрофан Илларионович          1912    Сочувствующий          

Минный машинист                    Арефьев Михаил Александрович         1910    Сочувствующий

Минный машинист                    Ефимов Иван Ефимович                        1916    Сочувствующий

Минный машинист                    Кельнер Иосиф Викентьевич                 1916    Коммунист

Старший лекарский помощник Смирнов Феодор Васильевич                1906   Сочувствующий

        

Список команды ПЛ «Минога», отправляющейся на Каспий, с указанием специальности и партийности.

Командир                                   Пуарэ Юлий Витальевич

Помощник                                  Марипу Августин Александрович

Механик на две ПЛ                    Калинин Виктор Николаевич

Рулевой старшина                      Кондратьев Александр Маркович        1913   Коммунист

Рулевой старшина                      Исаев Василий Яковлевич                    1914   Коммунист

Рулевой старшина                      Горбатенко Макарий Тимофеевич       1915   Коммунист

Рулевой старшина                      Смирнов Алексей Устинович               1916   Сочувствующий

Электрик старшина                    Забродский Петр Семенович                1912   Сочувствующий

Электрик старшина                    Жуковский Владимир Иосифович        1912   Коммунист

Электрик старшина                    Христофоров Роман Васильевич          1914   Сочувствующий

Электрик старшина                    Кошик Петр Прокофьевич                    1915   Сочувствующий

Электрик старшина                    Ефимов Григорий Яковлевич                1915   Коммунист

Моторный старшина                  Томашевич Иосиф Гилярович              1913   Сочувствующий

Моторный старшина                  Кононов Иван Яковлевич                      1916   Сочувствующий

Моторист специалист                Маньковский Иван Владимирович        1916   Коммунист

Моторист специалист                Платонов Дмитрий Борисович              1916   Коммунист

Моторист специалист                Давидонис Ян Петрович                        1916   Коммунист

Минно-машинный старшина     Ефимов Яков Ефимович                        1912   Коммунист

Минно-машинный старшина     Бойцов Иван Петрович                          1913   Сочувствующий

Минно-машинный старшина     Голубовский Владимир Ефимович       1915   Сочувствующий

Минно-машинный старшина     Свиридочкин Степан Дмитриевич        1916   Сочувствующий

Минно-машинный старшина     Зайцев Александр Васильевич              1912   Коммунист

                    Комиссаром  дивизиона  был  коммунист  моторный  старшина С.Н.Наумов.

                    Под Саратов на  станцию Увек  «Минога» прибыла 6 октября, а  «Макрель» 9 октября. 26 октября боковым спуском  спустили  на  воду  «Макрель», а 2 ноября – «Миногу». При этом чудеса инженерной выдумки проявили члены командированной в Саратов технической комиссии и Чрезвычайный комиссар Константин Брейтшпрехер. Ведь малейшая оплошность и неточность могли привести к катастрофе, так как ширина слипа была в десять раз меньше длины подводных лодок. Сложными, очень сложными оказались подготовительные работы, однако проведены они были технически грамотно, и волжские воды мягко принимали одну за другой балтийские субмарины. Эпизод сброса лодок в Волгу описан Сергеем Колбасьевым в рассказе «Туман», где начальник дивизиона и командир «Миноги» Юлий Пуаре фигурирует как «рыжий Антон Саре».

                   1 октября  по  приказу  коллегии НКВМД  в  Петрограде  начался  ремонт «Касатки» и «Окуня», тогда же комиссару дивизии подводных лодок Э.К.Циммерману было дано предписание об укомплектовании коммунистами команд этих ПЛ: «… ввиду того что эти лодки предназначены для серьезных операций в Каспийском море».

                   В октябре 1918г. по указанию из Москвы была проведена реорганизация морских сил, военный флот Астраханского края 13 октября реорганизован в Астрахано-Каспийскую флотилию. Её возглавил прибывший 11 октября из Москвы 29 летний бывший прапорщик военного времени С.Е.Сакс, являвшийся с января членом коллегии по морским делам. 15 октября приказом № 2 по Астрахано-Каспийской флотилии все плавсредства Астраханского районного управления водного транспорта (РУПВОД) были объявлены на военном положении.  Помимо мобилизации местных ресурсов и центральная власть направила в регион значительные силы. Объем поставок вооружения Военному флоту Астраханского края указан в докладной записке морского отдела полевого штаба Реввоенсовета республики о составе и состоянии Астрахано-Каспийской военной флотилии от 29 октября 1918 г.: «Астрахано-Каспийская флотилия. Флотилия по своим задачам разделяется на две совершенно особые части: морскую — имеющую целью уничтожить действующие на Каспии морские силы неприятеля и обеспечить за нами обладание морем, и речную — содействующую операциям сухопутных войск на Нижней Волге и обеспечивающую свободу судоходства от Камышина до Астрахани.

Базой Каспийской флотилии в настоящее время является Аст­рахань. Речная часть этой флотилии может базироваться частью на Царицын, частью на Астрахань.

Для создания Каспийской флотилии морведом были направле­ны как военсуда, так и артиллерийское и минное вооружение для оборудования и вооружения имеющихся в Астрахани морских и реч­ных судов.

В настоящее время отправлено и получено орудий:

6-дюймовых (152-мм) — 10,

120-мм — 5,

4-дюймовых (102-мм) -- 13,

75-мм — 5.

К ним боевой запас, 8—9 дальномеров, 10 прожекторов.

Готовы к отправке из Петрограда 24 октября:

120-мм орудий — 4,

торпедных аппаратов — 2.

Отправлено мин заграждения:

малых морведа — 100,

инженерного ведомства — 45,

образца 1912 г. морведа — около 100.

Военные суда, двинутые с Верхней Волги и из Балтфлота:

Эсминцы:

«Эмир Бухарский» (два 102-мм орудия, три торпедных аппара­та). 20 октября вышел из Петрограда. 23 октября прошел Свирицу;

«Финн» (два 102-мм орудия, три торпедных аппарата). 20 ок­тября вышел из Петрограда. 22 октября прошел Череповец;

«Москвитянин» (два 102-мм орудия, три торпедных аппарата). 20 октября вышел из Петрограда. 22 октября прошел Вытегру;

«Дельный» (два 75-мм орудия, два торпедных аппарата). 21 ок­тября вышел из Нижнего Новгорода в Астрахань;

«Деятельный» (два 75-мм орудия, два торпедных аппарата). 26 октября вышел из Нижнего Новгорода в Астрахань;

«Расторопный» (два 75-мм орудия, два торпедных аппарата). 21 октября вышел из Нижнего Новгорода в Астрахань.

Миноносцы:

«Ретивый» (два 75-мм орудия, два торпедных аппарата). 20 ок­тября вышел с Камы в Астрахань:

«Поражающий» (два 75-мм орудия, два торпедных аппарата). Требует капитального ремонта, будет отправлен по выяснении;

«Прыткий» (два 75-мм орудия, два торпедных аппарата). 20 ок­тября вышел в Астрахань;

«Прочный» (два 75-мм орудия, два торпедных аппарата). 20 ок­тября вышел в Астрахань;

«Ласточка» (одно 75-мм орудие, один торпедный аппарат). 24 октября прошел Белозерск;

теплоход-заградитель «Припять» (два 102-мм орудия). 22 октяб­ря прибыл в Нижний Новгород;

минные катера— 4 единицы (вооружены 47-мм пушками). 20 октября прибыли в Саратов. 26 октября предполагали быть в Астрахани. Задержаны в пути, 26 октября отправились дальше.

Подводные лодки:

«Минога» (два трубчатых носовых торпедных аппарата). Гото­вится к спуску в Саратове. Якорь электромотора исправлен на за­воде «Сименс-Шуккерт», готовность 2—3 недели;

«Макрель» (четыре торпедных аппарата Джевецкого). Готовит­ся к спуску в Саратове;

«Касатка» (четыре торпедных аппарата Джевецкого). Готова к отправке из Петрограда;

«Окунь» (четыре торпедных аппарата Джевецкого). Предназна­чена к отправке по окончании ремонта;

Эсминец «Туркменец Ставропольский» (два 102-мм, одно 75-мм орудие, два торпедных аппарата). Приказано отправить из Петрограда».

                   На 25 декабря 1918г. численность моряков флотилии состояла 141 военный моряк командного состава, 2761 военный моряк некомандного состава и 630 вольнонаемных.    

                  12 ноября  в  Саратов  убыла ПЛ  «Касатка» (командир Н.Н.Головачев прибывший с ЧФ), а 21 ноября – «Окунь» (А.Н.Якобсон). Но если переброска первых ПЛ обошлась более-менее гладко, то в дальнейшем контрреволюция решила «исправить» свою оплошность. Враги делали все от них зависящее, чтобы балтийские подлодки не достигли цели. В ход пошли саботаж, вредительство, диверсии. Некоторые тайные замыслы раскрыть удалось — в частности, план вывода из строя транспортеров. А спустя несколько дней произошло чрезвычайное происшествие. В связи с этим уполномоченный РВС Республики и управляющий технико-хозяйственной частью морского ведомства И. И. Вахрамеев «весьма срочно» сообщал народному комиссару путей сообщения:

«На станции Бологое произошло крушение эшелона с подводной лодкой. Предполагается умышленный перевод стрелки. Прошу распоряжения строго расследовать аварию с поездом».

Следствие показало, что перевод стрелки не был случайным.  «Касатка» прибыла в Саратов 18 ноября, а «Окунь» 27 ноября.  Из-за повреждений при транспортировке ПЛ «Касатка» и «Окунь» пришлось ремонтировать в Князевском затоне силами мастерских Рязано-Уральской дороги и они до  весны  1919г. остались зимовать  неподалеку  от  Саратова.

                     15 ноября 1918г. ПЛ «Макрель» и «Минога» прибыли  в  Астрахань. 15 ноября командующий Астрахано-Каспийской военной флотилии (АКВФ) военмор Сакс, до 13 октября курировавший в народном комиссариате по морделам снабжение Волжской военной флотилии (ВВФ) вооружением и боеприпасами, запросил у Наморси 25 мин Уайтхеда образца 1912г. и 25 мин Уайтхеда образца 1908г. для подводных лодок и миноносцев. Уже 16 ноября на АКВФ для подводных лодок прибыли 12 мин Уайтхеда, но без боевых зарядных отделений.

                     18 ноября  вошли  в  состав АКВФ. Дивизионом  ПЛ  командовал  сначала  командир «Миноги» Юлий Витальевич Пуарэ, а  после  прибытия  еще  двух  ПЛ  и  плавбазы, со 2 декабря К.Д.Ордовский-Танаевский.

                     Формирование Астрахано-Каспийской флотилии шло тяжело. 2 декабря 1918 г. член Реввоенсовета Каспийско-Кавказского отде­ла Южного фронта А. Шляпников отправил Ленину и Троцкому сек­ретное донесение: «Наш флот до сих пор не готов; благодаря пло­хой организации на месте и неряшливости центра морского ведом­ства мы получили все суда в потрепанном виде. Наше превосходство заключается в двух подлодках; мы до сего времени не можем ис­пользовать их за отсутствием мин (то есть торпед) их преступно забыли доставить полностью. Также обстоит с минонос­ками; мины еще не получены. Отсутствие этих аппаратов ставит противника в превосходные условия, он господствует во всех важ­нейших пунктах Каспия». При этом если ПЛ «Макрель» была в готовности, то «Минога» требовала подьема в док для осмотра и исправления горизонтальных рулей, а подьем в док мог быть произведен только весной. Тем не менее руководство флотилией старалось подготовить корабли к действиям.  15 декабря командующий АКВФ просит Альтфатера срочно прислать одного командира и двух помощников командира ПЛ. Очевидно, к этому сроку ПЛ «Окунь» зимующая под Саратовом лишилась командира, так как А.Якобсона призвали на Балтику для обучения и последующего назначения командиром большой ПЛ.

                      На конец декабря командование флотилии намеревалось провести морскую операцию, но она сорвалась из-за отсутствия торпед. 10 января 1919г. Сакс доложил Троцкому: «Операция, назначенная на 26.12.18, состояться не могла за отсутствием мин для лодок и миноносцев».

                      30 декабря согласно докладу НШ АКВФ, ПЛ «Макрель» находилась в готовности, ПЛ «Минога» требовала подъема в док для осмотра и исправления горизонтальных рулей, что становилось возможным лишь по весне.

 

Литература:

«Балтийские моряки в борьбе за власть Советов» Ленинград. 1968г.

Веселов П. «По приказу Ленина». Журнал «Моделист-конструктор» № 6 1987г. стр9-13. Эта же статья по адресу http://mkmagazin.almanacwhf.ru/ships/minoga.htm

Гавриленко Г.И. «История балтийского подплава». Журнал «Тайфун» № 1, 1999г.

Дмитриев В.И. «Атакуют  подводники». Москва. Воениздат. 1973г.

Ковалев Э.А. «Короли подплава в море червонных валетов» Москва-Санкт-Петербург. Центрполиграф. 2006г.

Ленин В.И. «Военная  переписка 1917-1922гг.» М. Воениздат. 1966г.

Ленин В.И. «Полное собрание сочинений» том 37, стр. 697.

Цыбин В. «С Балтики на Каспий – через Саратов» Журнал «Волга» № 5-6 1997г.

Широкорад А.Б. «Великая речная война. 1918-1920 годыМ. Вече. 2006г.

 

                                        Розин Александр.

 

                                            На Главную.

Hosted by uCoz