В оглавление.

 

 

                                                Деятельность ПЛ ЧФ в 1920г.

 

                         Начавшееся в июле 1919г. наступление белогвардейских армий генерала Деникина на Москву к началу октября выдохлось. 11-13 октября началось контрнаступление войск Южного фронта Красной Армии, приведшее в течение месяца к поражению деникинцев под Воронежем и Курском. Во второй половине ноября 1919г. развернулось наступление Южного и Юго-Восточного фронтов, в ходе которого советские войска расчленили деникинскую армию на две группировки. Одна из них отходила на Одессу и Крым, а главные силы – на Ростов и Новочеркасск. В Ростово-Новочеркасской операции 3-10 января 1920г. были разгромлены белогвардейские Добровольческая и Донская армии, освобождены Таганрог, Новочеркасск, Ростов. Не менее активно шло наступление Красной Армии и к побережью северо-западной части Черного моря, 29 января красные  войска  заняли Херсон,  30 января – Николаев, 3 февраля – Очаков, а 8 февраля красные  части  заняли  Одессу.

                         Стараясь не оставить наступающим красным частям строящиеся корабли из которых они смогли бы сформировать свои морские силы. В начале  января 1920г. командир Николаевского  военного  порта  контр-адмирал М.Римский-Корсаков, воспользовавшись  присланным  из  Одессы  ледоколом  и  буксирами, вывел  в  Одессу недостроенные КР «Адмирал Нахимов», ЭМ «Цериго» и «Занте», 2 ПЛ «Лебедь» и «Пеликан», 2 десантных  судна и большие  транспорты «Дон» и «Баку». В Николаеве  остались  лишь  3 недостроенных десантных  судна типа «Эльпидифор» и  несколько  недостроенных  катеров. Во  время  бегства  из  Николаева  интервенты  и  белогвардейцы  не  успели  уничтожить  корпуса  и  механизмы  ПЛ. На  заводе  «Руссуд» (Русское  судостроительное  АО) сохранились  две  ПЛ  типа "АГ"— «АГ-23» стояла  на  стапеле  почти  в  полной  готовности, а  «АГ-24» находилась  в  сборке. Детали  еще  2 ПЛ  продолжали  лежать  в  не распакованных  ящиках. Здесь  же  на  приколе  стояла  ПЛ «Нерпа»  которая  должна  была  проходить  здесь  капитальный  ремонт.

                        Сразу после занятия Николаева Советское правительство поспешило узнать чем оно может располагать. 29 февраля  в Николаев  прибыл  специально  уполномоченный  начальник  механической  части  управления  подводного  плавания Главного Технического  Управления  морских  сил Республики В.Я.Солдатов. Это  был  очень  квалифицированный  специалист. В 1917г. он  в  звании генерал-майора  занимал  должность  помощника  заведующим  отделом  подводного  плавания Главного  управления  Кораблестроения. Проведенным  осмотром В.Я.Солдатов  установил, что  отступающие  не  успели  взорвать  оборудование  и  недостроенные  корабли. Ответственным  за  постройку  ПЛ  он  был  с  марта 1920г. по  октябрь 1922г.

                        После  установления  контроля  над  Одессой  красноармейцами  на  рейде  продолжали  оставаться  еще  три  дня  корабли  английской  эскадры. Английское  командование  было  обеспокоено  фактом  оставления  в  Одессе  двух  почти  достроенных ПЛ «Лебедь» и «Пеликан» и  приказало  их  обезвредить. 11 февраля неожиданно  для  красных  английские  корабли  открыли  по  порту  сильный  огонь, под  прикрытием  которого  миноносцы  вошли  в  гавань  и  захватили ПЛ «Лебедь» и «Пеликан». Как  и  в  других  местах, англичане  искали  лишь  случая  уничтожить  столь  навредившие  им  во  время Великой  войны  подводные  лодки  и  под  предлогом  закупорки  порта, не  достигнув  все  же  результата, затопили  лодки  в  южном  проходе. Одну  из  ПЛ «Пеликан» в 1924г. подняли, и  затем  разобрали  на  металлолом.

                       Получив выход к морю, Красная Армия начала формирование морских сил. 1 марта создаются морские и речные силы Юго-Западного фронта. Командующим этими силами (коморсиюгзап) временно назначается Измайлов Николай Федорович, а начальником штаба – А.А.Кондратьев. одновременно объявлены временные штаты управления и штаба командующего морскими и речными силами. 11 марта командующий со своим штабом прибыл в Николаев, ставший основной базой воссоздания сил флота на Черном море. 15 марта В.И.Ленин  потребовал  от  РВС  на  Черном  море  «приготовить  морские  средства (мины, подлодки  и  т.п.)»  для  действий  против  кораблей  противника». 24 марта начальник морских  сил  республики А.В.Немитц  записал: «подлодки  в  Черном  море  нужны  в  высшей  степени и  поскорее, «Нерпу» и «АГ-23» поставить  как  можно  скорее».  Внимание обратили не только на недостроенные суда в Николаеве, но и на затопленные англичанами подлодки в Одессе. 22 марта командующий морскими силами Юго-Западного  фронта Н.Измайлов отдал приказ, по которому Одесскому областному управлению водного транспорта предлагалось «поднять в кратчайший срок затопленные белогвардейскими бандитами в гавани подлодки «Лебедь» и «Пеликан».

                        После разгрома деникинских войск на севере Кавказа, корабли Антанты переправили в Крым из Новороссийска до 40 тысяч человек. 14 марта белые оставили Новороссийск, окончательно порт был очищен от белых и интервентов 27 марта. Свою лепту в боях под Новороссийском и в эвакуации внесли и подводники белого флота. В середине  марта 1920г. в Новороссийск пришла ПЛ «Утка». 27 марта  при  эвакуации Новороссийска  ПЛ «Утка»  расстреляла  весь  артиллерийский  боезапас  по  батарее, которая  пробовала  ее  обстрелять  и  увела  на  буксире  яхту «Забава», на  которой  нашли  себе  место  десятка  два  людей.

                       24 апреля РВСР приказом № 190 морские и речные силы Юго-Западного фронта реорганизуются в Морские силы Черного и Азовского морей (МСЧАМ), которые были подчинены командующему Морскими силами Республики, а в оперативном отношении – Юго-Западному (позднее с 21 сентября Южному) и Кавказскому фронтам. На должность наморси назначается начальник штаба БФ военмор Домбровский Алексей Владимирович, начальником штаба – военмор А.Н.Сполатбог.

                     В  апреле 1920г.  в  Николаев  прибыл  с  Балтийского  флота  Иконников А.А. который  возглавил  формировавшийся  дивизион  ПЛ, комиссаром  дивизиона  назначается  коммунист Голубовский В.Е.  бывший  минный  старшина  ПЛ «Минога». На  ПЛ «АГ-23» создается  партийная  ячейка. 15 мая на совещании  морского  отдела Управления  военной  промышленности Республики  приняло  решение  достраивать  не  только «АГ-23», которая  была  почти  подготовлена  к  спуску  на  воду, но  и  «АГ-24».

                    В мае 1920г. отмечалась активность подлодок белого флота, «Тюлень» и «АГ-22» совершили несколько походов из Севастополя в Феодосию, Алушту и к Херсонесу. 29 мая  в Севастополе Н.А.Монастырев  был  арестован  в  числе 20 офицеров  по  обвинению  в «монархическом  заговоре», через 5 дней  были  все  освобождены.

                    1 июня 1920г.  на  17 дней  раньше  намеченного  срока  в  присутствии  уполномоченного  ЦК  большевиков  наркома  просвещения А.В.Луначарского и командующего морскими силами Юго-Западного  фронта Н.Измайлова  спущена  ПЛ «АГ-23  имени  товарища Троцкого». В  тот  же  день  начата сборка секций  ПЛ «АГ-24  имени Луначарского». Первым командиром стал А.А.Иконников, а инженер-механикомД.Водяницкий переведенный с Онежской флотилии.

                    В июне  английское  правительство  приняло  решение  о  прекращении  интервенции  в России  и  оказания  помощи  антибольшевистским  силам. 28 июля  английская  военная  миссия  покинула Севастополь, оставив  Врангеля  воевать  самостоятельно. В начале  июля  англичане  произвели  эвакуацию  Батумской  базы, и 7 июля  находившаяся  там  эскадра  ушла  в  Константинополь.

                   27 июня ПЛ «Утка» вышла  к  берегам  Грузии  для  выполнения  специального  задания. На  территории  этой  республики  находились  войсковые  части  Кубанской  армии  белых, отошедших  туда  при  отступлении. Грузины  их  интернировали, и  теперь  шли  переговоры  о  возвращении  этих  солдат  на  фронт. Для  ведения  переговоров  по  этой  проблеме  вышел  на  борту  ПЛ  штабной  генерал. Попутно  лодка  провела  разведку  Новороссийской  бухты  и  проверила  сообщение  о  её  захвате  партизанами, куда  высаживался  на  шлюпке  для  опроса  местных  жителей  лодочный  кондуктор. По  выходе  из  бухты  в  открытом  море  сильная  волна  не  дала  возможности  ПЛ  поднять  мачты  для  радио-телеграфирования, и  командир, для  передачи  полученных  сведений, зашел  в Керчь, после  чего  направилась  в Батум. 30 июня  около  Батума «Утку»  встретил  английский  миноносец «Стедфаст» и  очень  внимательно  наблюдал  за  ее  действиями. Здесь  на  берег  отправились  офицеры  во  главе  с  генералом. Пока  шли  переговоры, ПЛ  прошлась  по  близлежащему  району. У  Адлера  ее  обстреляла  артиллерийская  батарея, которую  подавили  ответным  огнем. 5 июля ПЛ  ушла  в  Севастополь.

                  Сменивший в марте Деникина на посту главнокомандующего ВСЮР – Врангель, привел в порядок остатки деморализованной армии и в июне-октябре предпринял наступление в Северной Таври, достигнув Херсона, Никополя, Александровска (Запорожье), Екатеринослава (Днепропетровск) и Юзовки (Донецк). Попытки же белых использовать боевые корабли для закрепления успеха на приморском направлении в северо-западной части Черного моря результатов не дали. Созданная красными в короткое время береговая оборона в районе Днепровско-Бугского лимана и выставленные там минные заграждения стали непреодолимым барьером. В мае была подбита и взята в плен французская канонерская лодка «Ла Скарп», в июне на минах у Одессы подорвался и затонул итальянский миноносец «Рахия». 20 июля батареи Очаковского сектора береговой обороны подбили и подожгли белогвардейский крейсер «Генерал Корнилов» (бывший «Очаков»), который врангелевцы увели на буксире. 29 июля белые вновь попытались прорваться в лиман, их корабли выпустили по району Очакова около 650 снарядов, но задачи своей не решили и ушли обратно. Не имея возможности прорваться командование белого флота установило блокаду побережья использовав имеющиеся силы, в том числе и подводные лодки.

                  29 июля  для  блокады  к  Одессе  вышла  ПЛ «АГ-22». 31 июля  линкор «Генерал Алексеев» (бывший «Воля») под  флагом  командующего  флотом вице-адмирала Саблина  в  сопровождении ПЛ «Тюлень» и  яхты «Лукулл» вышел  из  Севастополя  в  море. 1 августа 1920г. пришли  к  Тендровской  косе. По  приходе  на  Тендру  ПЛ «Тюлень»  была  послана  для  наблюдения  за  движением  судов  к  Одессе, где  она  сменила «Утку».

                  Красные спешили, 3 августа в Николаеве  состоялась  закладка ПЛ «АГ-25». Красный Черноморский флот численно рос, на 1 сентября в его составе числилось 7,5 тысяч человек.

                  Участие белых подводных лодок в блокаде Одессы продолжалось. 4 августа  у Одессы ПЛ «Тюлень» была  сменена   пришедшей  из  Севастополя «Уткой», имевшей  задачей  задержать  при  выходе  из  порта  находившийся  в  Одессе  итальянский  коммерческий  пароход, но  выполнить  это  не  удалось. 7 августа  «Утка» отозвана  в  Севастополь. 7 августа  отозванную ПЛ «Утка»  у  Одессы  заменила  ПЛ «Тюлень». 28 августа 1920г. вышедшие  из Одессы  на  минную  постановку  катера  красных  увидев  ПЛ «Тюлень»  находящуюся  в  дозоре  у  порта  вернулись  обратно. 31 августа  ПЛ  попыталась  преследовать  посыльное  судно «№ 1» красного  флота  которое  обеспечивало  минные  поставки. 4 сентября высланный  в  дозор  к  Сычевке  катер  красных «Ястреб», увидев  «Тюленя», поспешил  вернуться  в  Одессу.

                 17 августа  ПЛ «Утка» вышла  к  кавказскому  побережью  для  помощи  отряду  полковника Улагая, на  борту войсковой  старшина Балонев, 7 казачьих  офицеров, сестра  милосердия, 7 пулеметов, 300 винтовок и 410 тысяч ружейных патронов,  и моторный  баркас  взятый  на  буксир. По  пути  были  осмотрены  две  грузинские  шхуны, которые  до  этого  были  задержаны  вооруженным  моторным  катером  под  красным  флагом. «Утка»  приблизилась  к  берегу  в  надежде  поймать  этот  катер, но  в  наступившей  темноте  его  не  обнаружила. Капитан  грузинской  шхуны  сообщил, что  действительно  казаки  занимали  Адлер, но  теперь  там  снова  большевики. 20 августа «Утка»  подошла  к  берегу  у  нейтральной  зоны  и  на тузике  два  офицера  были  высажены  на  берег  для  выяснения  положения. На  берегу  офицеры  переговорили  с  грузинами. По  возвращении  на  ПЛ  офицеры  хотели  оставить  оружие  на  берегу, но  подходящего  места  не  нашли. На  обратном  пути, проходя  мимо Адлера, ПЛ  была  обстреляна  полевой  батареей, но  после  нескольких  удачных  ответных  выстрелов  батарея  замолчала. 25 августа «Утка» вернулась в Севастополь.

                  28 августа  белогвардейская  газета "Юг России" сообщила  что  на  подводной  лодке «Утка» раскрыт  заговор: сочувствующие  большевикам  матросы Кузьмич, Трудачев и моторист Олейников  намеревались  увести  подводную  лодку  в  Одессу. Их  изобличили  и  осудили  военным  судом. Влияние  большевистского  подполья  было  ощутимым  в  Севастополе. 19 июня  подпольщики  взорвали  в  гавани  транспорт «Дон», привезший  уголь  из  Феодосии, а 4 июля  в районе Килен  бухты  взорвали  артиллерийские  склады.

                  Даже слухи о возможном выходе подводной лодки красных в море сильно беспокоили командование белых. 13 сентября  белыми  были  получены  сведения, что  собранная  в Николаеве ПЛ «АГ-23» красных  вышла  на  пробу  в  лиман. Из  предосторожности  начальник  отряда  приказал  всем  кораблям  перейти  ближе  к  Тендровской  косе, где  глубины  не  позволяли  ПЛ  подойти  в  подводном  положении. Во  избежание  ночной  атаки  с  поверхности  два  катера  становились  на  ночь  на  якорь  мористее  крейсера «Генерал Корнилов». Сам  крейсер  произвел  учебную  стрельбу  противолодочными  снарядами. 16 сентября  в Севастополь  из  района  Тендры  ушла  ПЛ «Тюлень»  осуществлявшая  от  туда  дозорные  походы  к  Одессе.

                    Реальность появления красной подлодки на Черном море становилась все ощутимее. 17 сентября  с  каспийских  подлодок  в  Николаев  прибыли  их  экипажи  во  главе  с  командиром  дивизиона Пуарэ Ю.В.  8 из  них  вошли  в  экипаж  «АГ-23», остальные  распределены  по  другим  лодкам. А 22 сентября  на «АГ-23» поднимается  Военно-Морской  флаг. Она  была  первой  советской  подводной  лодкой  в  составе Морских  сил Черного  и Азовского  морей. 4 октября  ПЛ «АГ-23» (А.А.Иконников) из  Николаева  вышла  в  первый  боевой  поход  в  северо-западную  часть  Черного  моря, завершив  его  в  Одессе.

                    Появление  на  Черном  море  советской  подводной  лодки  встревожило  интервентов. 26 сентября  министр  иностранных  дел Великобритании  лорд Керзон  направил Советскому  правительству  ноту, в  которой  говорилось, что  находившимся  в  Черном  море  английским  кораблям  отдан  приказ,  атаковать «АГ-23»  в  случае  встречи  с  ней. Такая  нота  передана  советскому  правительству,  несмотря  на  то, что  блокада РСФСР  странами  Антанты  официально  была  уже  снята. Советский  представитель  в  Лондоне Л.Б.Красин  от  лица Советского  правительства  в  ответной  ноте 13 октября 1920г.  сообщил, что «Наше  государство, как  и  все  прочие, имеет  право  использовать  для  своей  защиты  все  средства, какие  знает  техника, а  с другой  стороны, наша  страна  не  находится  в  состоянии  войны  с  Англией, и  логично  ей  убрать  свои  корабли  из  Черного  и  Балтийского  морей, где  Англия  не  имеет  своих  владений». Англичане  ответили  на  это  блокадой  Черноморского  побережья  в  районе Новороссийск-Туапсе. Кроме  того  на  дальнейшее  строительство  ПЛ  в Николаеве  в  октябре  от  англичан  последовало  дополнительное  уведомление, что  приказ  топить  встретившиеся  ПЛ  распространен  и  на  Балтийское  море.  3 ноября  последовала финальная нота лорда Керзона. В ней обосновывалась необходимость дипломатических усилий Англии, тем что советские подводные лодки имеют агрессивные намерения. Такой вывод сделан на основании открытого признания (речи?) одного из наркомов на церемонии спуска подводной лодки. Он заявил, что надеется на то, что лодка потопит корабль Антанты. Однако такое упорство английского правительства далеко не пользовалось единодушной поддержкой в народе. 5 ноября еженедельник "Нейшн" писал: «... гораздо интереснее предупреждение, сделанное Москве нашим иностранным ведомством, что все русские лодки даже в Черном море будут подвергаться расстрелу. Это ясно указывает на боязнь, что красные предпримут действия против Врангеля с моря. Говоря прямо, мы прикрываем Врангеля с моря и препятствуем атакам красных». Последним залпом в этой дипломатической войне было официальное заявление наркома иностранных дел Чичерина, в котором прямо говорилось: «... должны ли мы интересы Врангеля впредь считать британскими интересами, в противном случае русское правительство должно считать Ваше заявление относительно подводных лодок основанным  на  недоразумении  и  с  уверенностью  ожидать, что  британское  правительство  отменит  приказ, о  котором  говорится  в  сообщении». После  этого  вопрос  о подводных  лодках  больше  не  поднимался.  

                         3 октября 1920г. ПЛ «Утка»  снова  пошла  на  Кавказ из  Севастополя, сопровождая  транспорт «Сарыч» за  оставшимися  казаками  генерала Фостикова. В конце  сентября  остатки  Кубанского  Партизанского  отряда  генерала Фостикова  были  отброшены  к  грузинской  границе, отряд  находился  в  бедственном  положении – без  патронов  и  провизии. Для  его  спасения  был  послан  отряд  судов  в  составе  вспомогательного  крейсера «Алмаз», ПЛ «Утка», транспортов «Сарыч», «Дон», «Ялта», буксира «Доброволец» с  баржой, все  под  командованием  капитана 2 ранга В.Григоркова. Помимо задачи конвоирования транспортов, ПЛ ставилась задача – в случае встречи в море с турецкой канонерской лодкой «Алдинрейс» захватить ее. По имевшимся у белой разведки сведениям, эта канлодка тайно перевозила секретные грузы от турецкого Кемаль-паши красным. По  выходе  из  Севастополя  сильный  шторм  принудил  «Утку» зайти  в Феодосию и  затем  5-6 октября отстаиваться  в  Керчи. 10 октября  при  подходе  к  Адлеру ПЛ  соединившись  с  отрядом   надводных кораблей  была  обстреляна  батареей  и  в  ответ  выпустила 8 снарядов. Вечером  в  темноте ПЛ  сняла  с  берега  полковника Лиманского  который  сообщил  что  отряд  генерала Фостикова  перешел  в  Грузию  и  интернирован. 12 октября  ПЛ  вместе с  надводными  кораблями открыла  огонь по  Адлеру  выпустив 2 снаряда, вечером «Утка» сняла  с  берега  полковника Шевченко, посланного  генералом Фостниковым  для  связи  с  кораблями. Утром 14 октября отряд  кораблей  подошел  к  Гаграм  где  были  интернированы  казаки. Для  отвлечения  внимания «Утке» было  приказано  обстрелять  район  между Адлером и Веселым.  16 октября  ввиду  несогласия  грузин  из  Севастополя  отрядом  было  получено  разрешение  применить  оружие  для  вызволения  казаков. На  берег  был  высажен  десант, а  "для  устрашения  грузин", как  говорится  в  официальном  документе, лодка  подошла  вплотную  к  берегу  с  наведенными  орудиями. 18 октября  операция  была  завершена, было  эвакуировано 6203 человека. ПЛ «Утка»  конвоируя пароход «Ялта» с  болиндером  на  буксире, и  «Доброволец»  пошла  в  Феодосию. «Утка» проводив  суда  до  назначения  пошла  в  Севастополь. За   активную  и  успешную  деятельность  командир ПЛ «Утка» Н.А.Монастырев  произведен  в  капитаны 2 ранга.  

                      К 21 октября 1920г.  формирование  дивизиона  ПЛ  закончилось, командиром его назначен А.Иконников, комиссаром В.Голубовский. В составе кроме «АГ-23», находились в постройке «АГ-24», а в ремонте – «Нерпа».  23 октября  в Николаеве  была  начата сборка секций  ПЛ «АГ-26»  в  присутствии Главкома Вооруженных Сил Республики С.С.Каменева  и наркома  здравоохранения Н.А.Семашко. Лодка  получила  имя «АГ-26 им. тов. С.С.Каменева». В  конце  октября 1920г.   ПЛ «АГ-23» в  Одессе  посетил  председатель  ВЦИК  М.И.Калинин. При  его  активном  содействии  с  БФ  вскоре  пришли  12 торпед.

                     28 октября 1920г. 1-я  конная  армия Буденного  прорвала  фронт  у  Каховки, а  переправившаяся  через  Днепр  южнее 6-я армия  на  рассвете 30 октября  вышла  к  Перекопу. Наступали последние дни Русской Армии.

                     Утром 9 ноября  ПЛ «Утка» получила  приказ  идти  в  Ялту, чтобы  вести  там  сторожевое  охранение, сменив ПЛ «АГ-22». Придя  в  Ялту  получили  приказ  идти  в Феодосию где  взять  деньги. Выполнив  приказание  утром 12 ноября  вошли  в  Южную  бухту  Севастополя, где  и  сдали  деньги.

                    10 ноября Врангель  подписал  приказ  об  эвакуации.

                    12 ноября  командующий  Южным  фронтом  М.В.Фрунзе  телеграфировал  В.И.Ленину  о  том, что  отдан  приказ  «выйти  к  Севастополю  нашей  единственной  подводной  лодке». 13 ноября  ПЛ «АГ-23» (А.А.Иконников)  из  Одессы  была  направлена  в  район  Севастополя, куда, она  пришла  после  ухода  последних  судов, покинувших  внешний  рейд  поздно  вечером 14 ноября. Возможно, что  в  море  она  разошлась  с  ЭМ «Пылкий», который  до 8 часов  утра 15 ноября  находился  у  Евпатории  и  затем  пошел  в Константинополь. Посланную  из  Одессы  телеграмму  с  приказанием  выйти  на  линию Севастополь-Константинополь  лодка  не  приняла  так  как  на  ней  не  работала  радиостанция, - радист, присланный  перед  выходом, оказался  железнодорожным  телеграфистом  и  не  смог  работать  на  корабельной  аппаратуре. В некоторых  источниках  указано, что  лодка  встретила  одиночный  парусник  и  обстреляла  его, однако  иногда  говорится, что лодка никого  не  встретила. 18 ноября  вернулась  в Одессу. Экипаж  лодки  не  имел  никакой  практики, механическое  ее  состояние  оставляло  желать  много  лучшего  и  сомнительно, чтобы  вставленные  при  помощи  клиньев  торпеды  меньшего, чем  диаметр  аппаратов, размера  могли  бы  попасть  в  цель. К  тому  же, из-за  опасения  дипломатических  осложнений, командир  получил  строжайший  приказ – атаковать  только  корабли  под  Андреевским  флагом. Как  только Врангель  объявил  эвакуацию, представители  французского  штаба  поставили  ему  условие, по  которому с 13 ноября 1920г.  флот  переходил  в  руки Франции  в  счет  компенсации  за  оказанную  помощь, и  в  тот  же  день  корабли  подняли  французские  флаги. Тем  не  менее, все  же  одно  даже  появление ПЛ  вблизи  шедших  иногда  с  большим  трудом  транспортов  могло  причинить  немало  неприятностей  и  даже  оказаться  трагедией.

                    Утром 14 ноября началась эвакуация из Крыма армии и флота Врангеля. 4 ПЛ «Буревестник» (старший  лейтенант К.О.Оффенберг), «Утка» (капитан 2 ранга Н.А.Монастырев), «Тюлень» (капитан 2 ранга М.В.Копьев) и «АГ-22» (старший  лейтенант К.Л.Матыевич-Мацыевич)  в составе морских сил (около 150 вымпелов) ушли в Константинополь. Они также постарались взять всех своих близких, так на ПЛ «Утка» которая в 9 часов  утра  вышла  из Севастополя, на  борту  находилось 17 женщин  и 2 детей, семьи  моряков. Перед  уходом  с  ПЛ  списали 12 человек  которые  решили  не  покидать  Россию. Именно подлодки оказались  первыми  русскими  кораблями, подошедшими  к  турецкому  берегу  в  ноябре 1920г. Утром 18 ноября  подлодки  идя  кильватерной  колонной «Утка», «Тюлень», «Буревестник» и «АГ-22» вошли  в  Босфор, подняв  как  было  приказано  французский  флаг. К  борту  головной «Утки» сразу  подошел  французский  катер  и  старшему  на  переходе Н.А.Монастыреву  предложили  пришвартовать  свои  корабли  во  французской  базе Черкенте  в  бухте Золотой Рог. Их  хотели  держать  под  постоянным  контролем. Остальные  русские  корабли  и  суда  следовали  на  рейд  Мода  у  азиатского  побережья  Мраморного  моря. Французы  сняли с  лодок  пассажиров  и  экипажи, оставив  командира, одного  офицера  и  двух  матросов. В  тот  же  день  они  потребовали  снять  с  электроприборов  важнейшие  части, окуляры  от  перископов, затворы  от  орудий  и  даже  от  винтовок. Командиры  отказались  выполнить  это  требование, до  прибытия  командующего  флотом. 21 ноября  на  крейсере «Генерал Корнилов» на  рейд базы  Черкент  прибыл  Врангель. Ознакомившись  с  ситуацией, он  резко  выступил  против  фактического  интернирования  кораблей. Ситуация  сразу  изменилась, лодки  22 ноября  были  переведены  в  Золотой  Рог  и  поставлены  к   плавбазе «Заря», где  помимо  подводников  разместились  и  их  семьи.

21 ноября 1920г. приказом  командующего  флотом за № 11  от 21 ноября 1920г. Черноморский  флот  был  переименован  в  Русскую  эскадру. В дивизион  подводных  лодок (начальник  старший  из  командиров) входили 4 ПЛ «Буревестник» (старший  лейтенант К.О.Оффенберг), «Утка» (капитан 2 ранга Н.А.Монастырев), «Тюлень» (капитан 2 ранга М.В.Копьев) и «АГ-22» (старший  лейтенант К.Л.Матыевич-Мацыевич), база  подводных  лодок  транспорт «Добыча» - командир  капитан 2 ранга Н.А. Краснопольский.

Вскоре  стало  известно  что  эскадру  в  скором  времени  переведут  в  Бизерту. Большая  часть  экипажа  субмарин  осталась  в  Константинополе. 7 декабря ПЛ  получили  приказ  перейти  на  рейд Мода, в  середине  дня  лодки  вышли  под  собственными  машинами. На  рейде  Мода  часть  команды  и  всех  пассажиров  перевели  на  пароход «Добыча». Уход  эскадры  был  назначен  на  10 декабря. Командир  флотилии ПЛ  капитан 1 ранга Погорецкий  отказался  от  командования  и  сдал  его  следующему  по  старшинству  офицеру - капитану 2 ранга Копьеву. 

10 декабря 1920г. по  сигналу  адмирала  корабли  снялись  с  якоря. «Утка» и «АГ-22» шли  своим  ходом. Утром  они  вошли  в Дарданеллы, лодки  шли  под  конвоем  французского авизо «Бар-ле-Дюк». 12 декабря  в  Эгейском  море  поднялся  шторм, в  результате  конвоир  «Бар-ле-Дюк» наскочил  на  риф и затонул  с  большей  частью  своего  экипажа. На  нем  были  запчасти  подводных  лодок  вывезенные  ими  из  Севастополя. 13 декабря в Каламаки (Греция) вечером  пришли  все 4 ПЛ  в  составе 11 кораблей  второго  эшелона. 14 декабря  лодки  прошли Корифским  каналом. 15 декабря  к 18 часам  в Аргостоли  пришли 2 ПЛ «Утка» и «АГ-22» идущие  своим  ходом, в  пути «Тюлень» и «Буревестник»  идущие  на  буксире. 19 декабря в 14.00 вышел  из Аргостоли СКР «Грозный»   который  на  буксире  ведет ПЛ «Буревестник» и «Тюлень». 22 декабря «Грозный» ведя  на  буксире «Тюлень»  идет  вместе  с «Буревестником» к Мальтийскому  проливу. 23 декабря «Грозный» и «Тюлень»  находятся  на  якорной  стоянке  в Пассеро, ожидая  топливо. ПЛ «Буревестник»  в  одиночку  держит  курс  на  Бизерту, вечером  он  стал  на  якорь  у  мыса Бон. Вечером  «Грозный»  заправленный  оставив  «Тюлень»  сам  ушел  в Бизерту. 25 декабря в Бизерту  самостоятельно пришел «Буревестник». 26 декабря в 14.00 из Пассеро  на  буксире плавмастерской «Кронштадт» вышла ПЛ «Тюлень».  26 декабря в 18.45  на  внешний  рейд Бизерты  пришли ПЛ «Утка» и «АГ-22». ПЛ «Утка» прошла  без  ремонта  и  аварий 1380 миль.

                        15 ноября части Красной Армии вступили в Севастополь, а 16 ноября советская конница заняла Керчь.

                        23 ноября директивой главкома С.С.Каменева на Черноморско-Азовском театре введена новая организация морских сил и береговой обороны. Начальник МСЧАМ с 1 декабря 1920г. одновременно стал начальником БО Черного и Азовского морей.

                       Итоги деятельности МСЧАМ в 1920г. были таковы: силы ДОТ Черного моря и береговой обороны северо-западного района провели до 60 артиллерийских боев с противником, 30 выходов в море на дозорную службу и 6 на разведку у вражеского побережья, высадили 3 крупных десанта. Тральщики провели 12 выходов для траления фарватеров у Очакова и Одессы. На Азовском море было поставлено 2210 мин, в северо-западном районе – 1268, у Кавказского побережья – 597 мин. В результате боевых действий противник потерял потопленными – канонерку, 3 тральщика, 2 транспорта, были повреждены крейсер, вспомогательный крейсер, 3 эсминца, 4 канонерки, 2 тральщика, плавучая батарея, катер-истребитель и 3 транспорта. На минах южнее Одессы подорвался и затонул итальянский миноносец «Ракия».

Силы РККФ на Черном и Азовском морях потеряли 5 судов.

 

Литература:

 

Розин Александр.

 

                                                    В оглавление.

 

Hosted by uCoz