На Главную.

 

Розин Александр.

 

                                                                    Деятельность ПЛ БФ в 1920г.

 

В начале 1920г.  в Действующий  отряд БФ (ДОТ) были  включены 4 ПЛ «Вепрь», «Тур», «Пантера» и «Тигр». Боевых  действий  на  море  они  не  вели, но  совершали  походы  в  Ладожское  озеро  и  в  Финский  залив, в  западной  части  которого  еще  были  английские  боевые  корабли.

В начале года на ПЛ «Волк» произошел взрыв АБ. Во время зарядки минер Асямолов при неисправной вентиляции доверил контроль за процессом неподготовленному штурману, а сам ушел.

В марте РВС МСБМ  специальным  приказом  объявил  благодарность  командиру В.В.Мацеевскому, комиссару П.А.Карпову, всему  экипажу  корабля  и  рабочим  Балтийского  завода "за  особо  проявленное  усердие  при  производстве  ремонта  подводной  лодки «Тигр», что  дало  возможность  лодке  вступить  в  Действующий  отряд  в  двухнедельный  срок  вместо  двух  месяцев, заявленных  заводами  для  ее  ремонта".

Весной 1920г. СС «Волхов» поднял опущенную на дно и пробывшую там всю зиму ПЛ «Рысь» и провели ремонт кормовой части.

27 марта  на  Неве  из-за  поступления  воды  через  торпедные  аппараты  затонула  находящаяся  на  консервации ПЛ «Угорь». Зимой  на  плаву  ее  поддерживал  лишь  лед, который  под  лучами  весеннего  солнца  растаял, и  лодка  пошла  ко  дну. Поднята 16 мая 1920г. СС «Волхов», и вместе с ним совершила переход в Кронштадт.

В апреле отремонтированная ПЛ «Леопард» вошла в состав 1-го дивизиона.

В апреле 1920г.  первый  выпуск (119 человек, в  том  числе 14 подводников)  произвели  Соединенные  классы  для  подготовки  специалистов  командного  состава ВМФ (в 1923г. преобразованы  в  Высшие  специальные  курсы  командного  состава  флота).

В июне  СС «Волхов» провело судоподъемные работы на ПЛ «Тур». 

В июле  осуществлен  переход  в  Шлиссельбург (Петрокрепость)  подводных  лодок «Тур» и «Тигр» в  сопровождении  плавбазы «Тосно».

В августе  СС «Волхов» осуществил подъем ПЛ «Волк».

29 августа базой подводных лодок в Кронштадте становится учебное судно «Верный».

20 октября  ПЛ «Ерш»  (Б.А.Петров) после  ремонта  совершила  первый  выход  в  море (Лужская  губа).

19-20 октября  «Тур» (флаг начальника дивизии Я.К.Зубарева), «Тигр»,  «Ягуар», «Ерш» перешли из Петрограда в Кронштадт. 22 октября к ним присоединилась «Рысь». В тот же день 22 октября пять ПЛ «Тур», «Тигр», «Рысь», «Ягуар», «Ерш» выполнили первый 6-суточный  поход  в  Финский  залив  под  командованием  начальника  дивизии Я.К.Зубарева, 26 октября возвратившись в Петроград.

28 ноября подводники  отметили  праздник  своего  соединения  парадом  на  Неве, во  время  парада ПЛ «Тур» (А.В.Мацеевский) в 13.00 погрузилась напротив 17-й линии Васильевского острова  и  прошла  некоторое  расстояние  под  перископом к мосту лейтенанта Шмидта, где всплыла и, развернувшись, направилась к плавбазе. Вслед за «Туром» по Неве прошли остальные ПЛ дивизии. Начальник дивизии благодарит организатора и руководителя мероприятия Бахтина, командира ПЛ «Тур» А. Мацеевского и весь личный состав ПЛ «Тур» за «блестящий маневр погружения и прохода лодки под перископом по Неве».

20 декабря  по  приказу  начальника  дивизии № 795 ПЛ  присвоили  бортовые  номера (первый  дивизион - нечетные, второй - четные):

1 ДПЛ - Н.А.Зарубин:  №-1 («Тигр»), №-3 («Тур»), №-5 («Пантера»), №-7 («Рысь»), №-9 («Ерш»).

2 ДПЛ - А.А.Иконников: №-2 («Волк»), №-4 («Леопард»), №-6 («Змея»), №-8 («Ягуар»).

Номера  наносились  на  рубке  с  обоих  бортов  размером  не  менее 1,2 метра. Порядковые  номера  были  присвоены  потому  что  нередко  посты  службы  связи  и  сигнальщики  на  кораблях  не  могли  разобрать  названия  подводных  лодок.

В 1920г. боевая служба и деятельность дивизии подводных лодок приобретает все более упорядоченный характер, начаты работы по разработке документов регулирующих службу. В этом году установлены табели комплектации (штаты) подводных лодок типов «Барс», «Ерш» и «Змея». Комсостав подводных лодок представлен командиром, помощником командира, штурманским специалистом, минным специалистом и инженер-механиком. Комсоставом дивизии подводных лодок разработаны инструкции: 1. «Управление подводной лодкой»; 2. «Боевая служба подводных лодок и боевое маневрирование»; 3. «Уход за боевым вооружением, механизмами и обращение с ними. Обязанности личного состава». Для  личного  состава  подводных  лодок  устанавливается  повышенное  денежное  содержание  и  вводится  дополнительное  обмундирование  и  повышенные  нормы  пайка.  В январе учрежден порядок получения и расходования казенного спирта и отчета за его использование на технические цели. 23 августа на ПЛ заводятся журналы дефектов и поломок, осенью устанавливается порядок, при котором все своды и шифры хранятся у комиссаров, а работа с ними ведется под их наблюдением. 

В 1920г. были предприняты усилия по повышению подготовки моряков, в марте начальник дивизии подводных лодок Зубарев безуспешно попытался возобновить издание журнала «Ежемесячник подводного плавания», издававшийся в дивизии до 1917г., зато в зимний период организовали ликбез по обучению моряков грамоте. Не забыли и про улучшение содержания военморов командирского звена, с 1  октября комсостав ПЛ стал обеспечиваться бесплатным пайком. До сего дня краскомы на кораблях питались за свой счет. 

 

Литература:

·         Гавриленко Г.И. «История балтийского подплава» Журнал «Тайфун» № 1  1999г.

·         Дмитриев В.И. «Атакуют  подводники». Москва. Воениздат. 1973г.

·         «Исторический и тактический формуляры подводного минного заградителя № 9 "Рабочий"» «Тайны подводной войны - 14.» Львов. 2002г.

·         Ковалев Э.А. «Короли подплава в море червонных валетов» Москва-Санкт-Петербург. Центрполиграф. 2006г.

·         Костриченко В.В. «Уникальный катамаран-спасатель» Журнал  «Тайфун» № 7 2001г.

 

 

Розин Александр.

                                                На Главную.

 

Hosted by uCoz