Розин Александр.
Деятельность ПЛ БФ в 1920г.
В
начале 1920г. в Действующий отряд БФ (ДОТ) были включены 4 ПЛ
«Вепрь», «Тур», «Пантера» и «Тигр». Боевых
действий на море
они не вели, но
совершали походы в
Ладожское озеро и
в Финский залив, в
западной части которого
еще были английские
боевые корабли.
В
начале года на ПЛ «Волк» произошел взрыв АБ. Во время
зарядки минер Асямолов при неисправной вентиляции
доверил контроль за процессом неподготовленному
штурману, а сам ушел.
В марте РВС МСБМ
специальным приказом объявил
благодарность командиру
В.В.Мацеевскому, комиссару П.А.Карпову, всему
экипажу корабля и рабочим Балтийского
завода "за особо проявленное
усердие при производстве
ремонта подводной лодки «Тигр», что дало
возможность лодке вступить
в Действующий отряд
в двухнедельный срок
вместо двух месяцев, заявленных заводами
для ее ремонта".
Весной
1920г. СС «Волхов» поднял опущенную на дно и пробывшую там всю зиму ПЛ «Рысь» и провели ремонт кормовой части.
27
марта на
Неве из-за поступления
воды через торпедные
аппараты затонула находящаяся
на консервации ПЛ
«Угорь». Зимой на плаву
ее поддерживал лишь
лед, который под лучами
весеннего солнца растаял, и
лодка пошла ко
дну. Поднята 16 мая 1920г. СС «Волхов», и
вместе с ним совершила переход в Кронштадт.
В
апреле отремонтированная ПЛ «Леопард» вошла в состав
1-го дивизиона.
В
апреле 1920г. первый выпуск (119 человек, в том
числе 14 подводников)
произвели Соединенные классы
для подготовки специалистов
командного состава ВМФ (в 1923г.
преобразованы в Высшие
специальные курсы командного
состава флота).
В
июне СС «Волхов» провело судоподъемные
работы на ПЛ «Тур».
В
июле осуществлен переход
в Шлиссельбург
(Петрокрепость) подводных лодок «Тур» и «Тигр» в сопровождении
плавбазы «Тосно».
В
августе СС «Волхов» осуществил подъем ПЛ «Волк».
29
августа базой подводных лодок в Кронштадте становится учебное судно «Верный».
20
октября ПЛ
«Ерш» (Б.А.Петров) после ремонта
совершила первый выход
в море (Лужская губа).
19-20
октября «Тур» (флаг начальника дивизии
Я.К.Зубарева), «Тигр», «Ягуар», «Ерш»
перешли из Петрограда в Кронштадт. 22 октября к ним присоединилась «Рысь». В
тот же день 22 октября пять ПЛ «Тур», «Тигр», «Рысь»,
«Ягуар», «Ерш» выполнили первый 6-суточный
поход в Финский
залив под командованием
начальника дивизии Я.К.Зубарева, 26
октября возвратившись в Петроград.
28
ноября подводники отметили праздник
своего соединения парадом
на Неве, во время
парада ПЛ «Тур» (А.В.Мацеевский) в 13.00
погрузилась напротив 17-й линии Васильевского острова и прошла некоторое
расстояние под перископом к мосту лейтенанта Шмидта, где
всплыла и, развернувшись, направилась к плавбазе. Вслед за «Туром» по Неве
прошли остальные ПЛ дивизии. Начальник дивизии
благодарит организатора и руководителя мероприятия Бахтина, командира ПЛ «Тур» А. Мацеевского и весь личный состав ПЛ «Тур» за «блестящий маневр погружения и прохода лодки
под перископом по Неве».
20
декабря по приказу
начальника дивизии № 795 ПЛ присвоили бортовые
номера (первый дивизион -
нечетные, второй - четные):
1
ДПЛ - Н.А.Зарубин: №-1 («Тигр»), №-3
(«Тур»), №-5 («Пантера»), №-7 («Рысь»), №-9 («Ерш»).
2
ДПЛ - А.А.Иконников: №-2 («Волк»), №-4 («Леопард»), №-6 («Змея»), №-8
(«Ягуар»).
Номера наносились
на рубке с
обоих бортов размером
не менее 1,2 метра.
Порядковые номера были присвоены потому что
нередко посты службы
связи и сигнальщики
на кораблях не
могли разобрать названия
подводных лодок.
В
1920г. боевая служба и деятельность дивизии подводных лодок приобретает все
более упорядоченный характер, начаты работы по разработке документов
регулирующих службу. В этом году установлены табели комплектации (штаты)
подводных лодок типов «Барс», «Ерш» и «Змея». Комсостав подводных лодок
представлен командиром, помощником командира, штурманским специалистом, минным
специалистом и инженер-механиком.
Комсоставом дивизии подводных лодок разработаны инструкции: 1. «Управление
подводной лодкой»; 2. «Боевая служба подводных лодок и боевое маневрирование»;
3. «Уход за боевым вооружением, механизмами и обращение с ними. Обязанности
личного состава». Для личного состава
подводных лодок устанавливается повышенное
денежное содержание и
вводится дополнительное обмундирование и
повышенные нормы пайка.
В январе учрежден порядок получения и расходования казенного спирта и
отчета за его использование на технические цели. 23 августа на ПЛ заводятся журналы дефектов и поломок, осенью
устанавливается порядок, при котором все своды и шифры хранятся у комиссаров, а
работа с ними ведется под их наблюдением.
В
1920г. были предприняты усилия по повышению подготовки моряков, в марте
начальник дивизии подводных лодок Зубарев безуспешно попытался возобновить
издание журнала «Ежемесячник подводного плавания», издававшийся в дивизии до
1917г., зато в зимний период организовали ликбез по обучению моряков грамоте.
Не забыли и про улучшение содержания военморов
командирского звена, с 1 октября
комсостав ПЛ стал обеспечиваться бесплатным пайком. До
сего дня краскомы на кораблях питались за свой
счет.
Литература:
·
Гавриленко Г.И. «История балтийского подплава»
Журнал «Тайфун» № 1 1999г.
·
Дмитриев В.И. «Атакуют
подводники». Москва. Воениздат. 1973г.
·
«Исторический и тактический формуляры подводного минного заградителя №
9 "Рабочий"» «Тайны подводной войны - 14.» Львов. 2002г.
·
Ковалев Э.А. «Короли подплава в море
червонных валетов» Москва-Санкт-Петербург. Центрполиграф.
2006г.
·
Костриченко В.В. «Уникальный катамаран-спасатель»
Журнал «Тайфун» № 7 2001г.
Розин Александр.