На Главную.

 

Розин Александр.

 

                               Деятельность ПЛ БФ в 1918г.

 

 

                                  Эвакуация  из  Ревеля.

 

15 января принят декрет об организации Красной Армии.

28 января глава делегации России в Брест-Литовске Л.Д.Троцкий объявил об прекращении войны и полной демобилизации без  подписания мирного договора.

29 января принят декрет об организации Красного Флота.

Состояние подводного флота было в плачевном состоянии, еще в рапорте от 19 ноября 1917г. командующий дивизией подводных лодок капитан 2 ранга В.Ф.Дудкин констатировал: «…Заводская техника и качество ремонта подлодок падают с каждым днем. Старая опытная команда лодок постепенно уходит на берег, и качество личного состава заметно понижается». Этому способствовало и изгнание матросами офицеров, особенно показательно в этом отношении была капитально  ремонтирующаяся  в Ревеле ПЛ «Единорог»: «Команда "Единорога" по собственному почину сразу же отстранила всех своих офицеров от власти и целиком передала ее только что избранному судовому комитету во главе с мотористом…»  В немалой степени на это влияло то что большевистская  организация  включала  более 60%  личного  состава. Сказывалось  тесное  общение  подводников  с  питерскими  рабочими - большевиками  плавучей  мастерской Балтийского  судостроительного  завода, прибывшими  для  участия  в  ремонте «Единорога». Но и на боеспособных подлодках матросов волновали явно не проблемы боеготовности.20 февраля 1918г. на  заседании  команды  ПЛ «Угорь»  под  председательством  тов. Краснова  было  принято  решение «…все  вещи  числищіяся  на  подводной  лодки "Угорь" раздьлить  по  рукамь  команды, и  это  постановленіе  срочно  выполнено, вещи  раздьлены». Командир  ПЛ  лейтенант Знаменский  на  протоколе  собрания  написал  что  согласиться  с  разделом  достояния  народа  Республики  между  отдельными  лицами  никак  не  может.  В таком вот состоянии подводники встретили немецкое наступление.

18 февраля 1918г.  немецкое  командование  нарушив  перемирие  начало  наступление  на  Советскую  республику. На  Прибалтийском  направлении  войска 8-й  германской  армии  к  25 февраля  захватили  северную  часть Лифляндии  и  почти  всю Эстляндию. 25 февраля  немцы  разрушив  крепостные  форты  заняли  Ревель  и  сразу  устремились  в  порт  чтобы  захватить  зимовавшие  там  корабли  Балтийского  флота, в  том  числе  5 крейсеров  и  17 подводных  лодок. Однако  их  замысел  не удался, кораблей  в  гавани  не  было. Благодаря  умелым  действиям  командования, исключительной  энергии  и  героизму  матросов  и  рабочих, за  пять  дней  с 22 по 27 февраля, была  проведена  сложнейшая  ледовая  операция  по  перебазированию  62 боевых  кораблей из  Ревеля  в Гельсингфорс.

Из  17 лодок  находившихся  в  Ревеле  только  8 были  боеспособны, все  типа "Барс" - «Змея», «Кугуар», «Пантера», «Рысь», «Тигр», «Тур», «Угорь», «Ягуар», 5 лодок  находились  в  ремонте: одна  типа "Барс" - «Единорог» после  аварии 1917г., и  четыре  типа "Сом" - «Белуга», «Пескарь», «Стерлядь», «Щука». Еще  3 лодки  типа "Кайман" -  «Дракон», «Кайман», «Крокодил»  были  сданы  в  порт  еще  в  1916 году.

17 февраля  Военный отдел Центробалта направил начальнику Береговой обороны Финского залива Б.Б.Жерве предписание о подготовке флота к перебазированию из Ревеля в Гельсинфорс: «… по мере возможности начать переводить в Гельсинфорс все подводные лодки, их базы…».  Начальнику  дивизии  ПЛ  капитану 2 ранга Василию Федоровичу Дудкину  тоже было  приказано  незамедлительно  начать  перевод  лодок  в  Гельсинфорс, но  сделать  это  было  непросто  так  как  субмарины  имели  неполные  экипажи, а  толщина  льда  в  Финском  заливе  достигала  75 см.

20 февраля  из  Ревеля  в Гельсингфорс  на  буксире  ледокола «Волынец»  вышли  первые 3 ПЛ.

Утром 21 февраля  на  дальних  подступах  к  Ревелю  появились  передовые  отряды  германских  войск, а  22 февраля  коллегия  приказала  начать  общую  эвакуацию, которой  руководили Б.Б.Жерве (начальник  обороны  и  артиллерии  Приморского  фронта  морской  крепости  императора Петра Великого), Б.В.Ловенец (начальник  штаба  крепости) и комитеты.

22 февраля ледокол «Ермак» повел  в Гельсингфорс  2 транспорта  с  грузами, ТЩ и 2 ПЛ - «Ягуар» шел  своим  ходом, а «Тур» вел  на  буксире  ледокол, так  как  его  команда  состояла  из  5 человек  и  среди  них  ни  одного  офицера.

Утром 23 февраля  ледокол  «Волынец»  вывел  вместе  с  минным  заградителем «Урал», 3 ТЩ, спасательным  судном «Волхов» еще 2 ПЛ. В ходе перехода ПЛ «Единорог» затонула. Лодка  находилась  в  Ревеле  в  ремонте, но  ввиду  наступления  немцев  ее  спустили  на  воду, монтаж  систем  не  был  завершен. Эту  лодку, не  имевшую  хода, вел  буксир «Германмарк», ошвартованный  с  ней  бортом. В  лодку  все  время  поступала  вода, поэтому  на  буксире  непрерывно  работала  водяная  помпа. Когда  же  помпа  засорилась  и  ПЛ  стала  быстро  заполняться  водой, швартовы  пришлось  отдать. Дифферент  на  корму  увеличивался  пока  лодка  не  стала  вертикально  и     пошла  ко  дну. Экипаж  перешел  на  буксир. В  книге Н.С.Кровякова "Ледовый  поход" Балтийского  флота  в  1918 году"". М. Вонениздат. 1955. Говорится, что  ПЛ "Единорог"  затонула  от  сжатия  льдов (стр88). При  этом  автор  ссылается  на  воспоминания  одного  из  участников  Ледового  похода, так  как  ему "в  документах  сведений  об  этом  факте  обнаружить  не  удалось". Эта  же  версия  повторена  в  книге "Морской  атлас", т.3, ч. 2, Описания  к  картам, 1966  стр22. Сейчас  найден  документ, опровергающий  это  ошибочное  утверждение. Теперь  ясно, что  от  сжатия  льдов  ни  одна  ПЛ, участвовавшая  в  Ледовом  походе, потеряна  не  была.

24 февраля  совместно  с  крейсерами «Олег», «Баян», «Богатырь», транспорт «Европа» из Ревеля  в Гельсингфорс вышли в 10.40  2 ПЛ «Тигр» и  «Кугуар».

В Ревеле  остались  и  были  захвачены  немцами, сданные в порт на хранение: 3 ПЛ  типа "Кайман" - «Дракон», «Кайман», «Крокодил» и 4 ПЛ  типа "Сом" - «Белуга», «Пескарь», «Стерлядь», «Щука». Кроме  того  там  остался  транспорт «Святой Николай» с  имуществом  4-го  дивизиона ПЛ  типа "АГ", буксир «Гренен» с  имуществом  и  некоторыми  механизмами  ПЛ «Угорь» и  плавучая  мастерская  Балтийского  судостроительного  завода.

 

                                             Ледовый поход.

 

2 марта Морской генеральный штаб (МГШ) подписал «сов. Секретно», и «Секретно» директиву Военному отделу Центробалта о выводе флота из Гельсингфорса в Кронштадт и о принятии мер к уничтожению судов в случае угрозы захвата флота противником. Директиву подписали начальник МГШ Е.А.Беренс и за народного комиссара по Морским делам Ф.Ф.Раскольников. 

3 марта в Брест-Литовске Россия заключила с Германией Брестский мирный договор. Шестая статья договора гласила: «Финляндия и Аландские острова также будут немедленно очищены от русских войск и русской красной гвардии, а финские порты - от русского флота и русских военно-морских сил. Пока лед делает невозможным перевод военных судов в русские порты, на них должны быть оставлены лишь незначительные команды…»

Вечером 9 марта пришло разрешение отправить линейные корабли в Кронштадт. 12 марта в 15.15 из Гельсингфорса вышел 1-й отряд кораблей в составе линкоров «Гангут», «Петропавловск», «Полтава», «Севастополь», крейсеров «Адмирал Макаров», «Богатырь», «Рюрик» в сопровождении ледоколов «Ермак» и «Волынец». В Кронштадт они пришли 17 марта.

20 марта 1918г. в гавани Гельсинфорса транспорт «Рига» столкнулся с ПЛ «Ерш», лодка получила пробоину. Команда лодки заделала пробоину. ПЛ поставлена в док.                             

3 апреля 1918г. в Гангэ началась высадка пятнадцатитысячного экспедиционного корпуса под командованием генерала Р. фон дер Гольца, в 8.30 город был занят немцами.  В гавани находились блокированные льдами русские корабли, так как выделенный для ледовой проводки из Гангэ в Гельсинфорс 4-го дивизиона ПЛ ледокол «Волынец» 29 марта был захвачен финнами. Было решено уничтожить корабли, из телеграммы А.М.Щастного в МГШ: «В ночь на 3 апреля внезапно обнаружено движение немцев с моря  на Ганге… Наподиву отдано приказание взорвать подлодки и наши тральщики и отступать из Ганге». Подводники взорвали ПЛ «АГ-11», «АГ-12», «АГ-15», «АГ-16» и  плавучую  базу «Оланд», чтобы  они  не  достались  немцам. Надводные суда приказ выполнить не успели, и белофиннами были захвачены 4 тральщика «Алеша Попович», «Поток Богатыря», «Добрыня», «Святофор», 2 гидрографических судна «Посыльный», «Гриф» и ледокол «Садко». Выполнив приказ, командам лодок  удалось в последний момент захватить отходящий на Гельсинфорс поезд и прибыть в расположение дивизии с сохраненными дивизионными и судовыми документами. Они пополнили экипажи лодок в Гельсингфорсе и участвовали в Ледовом походе. Так старший офицер «АГ-12» лейтенант Ю.В.Пуаре был выбран командиром ПЛ «Пантера»  и уводил ее в Кронштадт.

3 апреля немецкое командование направило ультиматум в котором потребовало разоружить находящиеся в финских портах русские военные корабли оставив на них минимальные охранные команды. МИД Германии за подписью фон Буша направило в Москву телеграмму: «Имперское германское правительство ожидает, что предварительное разоружение должно быть выполнено в течение одной недели, т.е. до 12 часов дня 12 апреля. Если к указанному сроку это не будет выполнено, то германское правительство …сохранит за собой право принять надлежащие меры». После получения ультиматума был созван Совет флагманов и он принял решение: «Совет флагманов полагает, что по отношению к судам, в связи с высадкой немцев в Ганге, должны быть приняты следующие меры:

  1. "Республика", "Андрей Первозванный", "Баян" и "Олег" по готовности малых ледоколов должны быть посланы в Кронштадт, причем комиссарам необходимо разьяснить причину столь срочного ухода.

  2. Минной дивизии, подводным лодкам, заградителям и судам минной обороны постепенно выходить на рейд. Всем этим судам быть готовым к взрыву…»

3 апреля 1918г. после  заключения  Брестского  мира, англичане  с  большим  трудом  вывели ПЛ «Е-1», «Е-9» и «Е-19»  через  лед  из  Гельсинфорса  на  большие  глубины  в полутора  милях  южнее  маяка Грохара  и  там, во  избежание  захвата  неприятелем, субмарины  были  затоплены  своими  экипажами.   4 апреля 1918г. там же  затоплены ПЛ «Е-8» и «С-26», а 5 апреля - «С-27» и «С-35». Возглавлявший  флотилию британских ПЛ коммандер Ф.Кроми  тогда  писал: «Наши  дела  здесь  закончены… Я  боюсь, что  гунны  захватят  ценную  добычу, но  черта  с  два  они  хоть  что-нибудь  получат  от  нас». Экипажи через Петроград и Север убыли в Англию, а командир флотилии Ф.Кроми остался в России и занял пост британского военно-морского атташе, в дальнейшем являлся одним из организаторов «заговора Локкарта» и погиб 1 сентября 1918г. при разгроме английского посольства в Петрограде.

Из  12  ПЛ  типа "Барс"  что  сосредоточились  в  Гельсингфорсе  идти  своим  ходом  могли  только 7 ПЛ. Особенно  тяжелым  было  состояние «Кугуара» и  «Угря». Кроме  того  здесь  находились  плавучие  базы «Тосно» и «Воин», учебное  судно «Петр Великий», использовавшееся  в  качестве  плавбазы, и спасательное  судно «Волхов». Комиссар дивизии ПЛ Языков Семен Павлович. Помимо плохого состояния материальной части подводных лодок, другой проблемой был недокомплект экипажей субмарин, усугублявшийся случаями ухода офицеров с кораблей. Так с ПЛ «Волк» сбежали командир  И.В.Мессер и механик Эйсмонт, а мичман Крыч снял с подводной лодки «Ягуар» пулеметы и пытался продать их белофиннам. Тем не менее подводники уже со вторым отрядом отправили в Кронштадт первые лодки.

3 апреля делегации судовых комитетов подводных лодок «Тур», «Тигр» и «Рысь» вошли в контакт с судовыми комитетами кораблей «Андрей  Первозванный», «Республика», «Олег» и «Баян», готовившихся выйти 4 апреля. Судовые комитеты этих кораблей, выслушав просьбу подводников, согласились взять лодки на буксир. 4 апреля в 5 часов утра лодки вышли из гавани с помощью буксиров и стали пробиваться к кораблям, стоявшим во льдах на рейде.

В  ночь  на  5 апреля  второй  отрядом  в состав которого входили линкоры «Андрей Первозванный», «Республика», крейсеров «Олег», «Баян», начал  переход  в  Кронштадт, а с ними  и первые ПЛ. На  буксире  у  линкора «Республика» шла  ПЛ «Тур» (инженер- механиком  на  ПЛ Г.М.Трусов), у  крейсера «Олег» - «Тигр» (командир - А.А.Ждан-Пушкин), у  крейсера «Баян» - «Рысь» (Оленицкий). В 21 час 5 апреля  отряд  стал  на  первую  ночевку  на  траверзе  маяка Грохара. За шесть ходовых часов прошли лишь около 13 миль. На этом коротком отрезке ПЛ  «Рысь»  была  затерта  льдом и  ее  корпус  получил  повреждения. Крейсер «Баян» отдал  буксир. Пришлось вызвать буксир и отправить ее обратно на базу, куда она вернулась   вечером  6 апреля. Оставшиеся  две  ПЛ продолжили переход. «Тигр» своим ходом следовал за крейсером «Баян» в пробитом им ледовом канале почти до Кронштадта. Большие трудности выпали на долю команд линкора «Республика» и буксируемой им подводной лодки «Тур». 6 апреля встретив на пути ледовое препятствие, линкор резко остановился. Лодка, пройдя по инерции, ударилась о корму линейного корабля и повредила носовую часть. Вода постепенно заполнила балластную цистерну, «Тур», получивший дифферент на нос, стал зарываться под лед. Льдины с шумом наползали на палубу и повредили надстройку. Стальные буксирные тросы часто рвались и вскоре пришли в полную негодность. Вместо них пришлось использовать якорную цепь. Поход только начался, а команда подлодки уже выбилась из сил. Из-за «Республики» и «Тура» резко упала скорость всего отряда. Ввиду этого командование отряда приняло решение потопить подлодку, а команда из шести человек должна была перейти на линкор. Казалось, лодка была обречена. Выход нашел инженер-механик подводного корабля Георгий Мартынович Трусов, предложивший передать «Тур» на буксир ледоколу «Силач». Подводную лодку удалось спасти. Теперь ледокол «Силач» тянул лишь одну лодку, и ледокольные средства отряда еще более уменьшились. Зато линкор «Республика», освободившись от «Тура», получил возможность маневрировать, активно помогать «Андрею Первозванному» и другим кораблям. В  полдень  11 апреля ПЛ вошли  за  ледоколом «Ермак» в  Кронштадт. У «Тура» были  серьезно  повреждены  носовые  балластные  цистерны  и  надстройка, а  у «Тигра»  оказалась  разбитой  носовая  оконечность,  которую он повредил уже при швартовке.

После ухода первых трех ПЛ 5 апреля  личный состав 1-го дивизиона ПЛ вынес решение: «Уйти всем дивизионом из Гельсингфорса в Кронштадт, для чего немедленно начать приготовление к походу: опробовать механизмы, зарядить батареи и принять провизию».  Командующий, ссылаясь на объективные причины - отсутствие ледоколов, предложил подводникам другой план. 6 апреля А.М.Щастный телеграфировал в МГШ: «Сегодня снабжаю месячным запасом семь больших подлодок и посылаю их в лед. Пусть вмерзнут и постепенно продвигаются к Кронштадту. Через три недели полагаю, лед разойдется, и лодки подойдут к Кронштадту». Но это было явно авантюрное решение, лодки скорей всего были бы повреждены льдом и затонули. Кроме того, одни во льду подводные лодки стали бы легкой добычей германской эскадры, находившейся в Финском заливе или кораблей белофинов  подводники потребовали выполнить их решение и отправить субмарины в полном составе в Кронштадт.

На  рассвете  7 апреля  с 8.15 до 8.50 сторожевые  корабли «Ястреб» и «Руслан»  вывели  совместно  с  буксиром «Аркона» из  Гельсингфорса на внешний Свеаборгский рейд  8 ПЛ «Вепрь» (Бугаев), «Волк» (Хмызников), «Ягуар» (Е.С.Крагельский), «Рысь» (Оленицкий), «Ерш», «Змея», «Леопард», «Пантера» (Пуаре). Эти 11 кораблей составляли первый эшелон третьей группы. Начальником эшелона из ПЛ был назначен командир ПЛ «Ягуар» военный моряк Крагельский Евгений Степанович. В 8.55 корабли отряда последовательно вступили в кильватер друг другу и своим ходом проследовали шхерным фарватером на восток по ледокольному каналу, накануне проложенному миль на пятьдесят ледоколом «Аванс». Ледовый канал оставался в сохранности еще несколько дней благодаря тому, что его проложили в монолитном льду, удерживаемом от подвижки вмерзшими в него островами, рифами и каменными грядами, окружавшими шхерный фарватер. Маршрут выбрали таким образом, что он проходил по глубоководному шхерному стратегическому фарватеру через ровные ледяные поля и не пересекал полосу торосов, образовавшихся вдоль шхерной опушки, там, где острова задержали подвижку льда под напором ветров южных направлений. Благодаря такому профессиональному решению удалось сохранить в целости сравнительно слабые корпуса подводных лодок. Наибольшая толщина льда на пути эшелона едва превышала 2 фута.

9 апреля  покинули  гавань  27 судов второго эшелона третьей группы, в  его составе было 6 эсминцев и  2 ПЛ -  «Угорь» (командиром на время похода назначен Я.Н.Гаевский,  в 1917-1918гг. старший электрик этой ПЛ)  на  буксире  у  транспорта «Иже» и «Кугуар» на  буксире  у  плавбазы «Тосно». На  подводной  лодке «Кугуар», вышедшей  последней, находился  временно  исполняющий  обязанности  начальника  дивизии  капитан 2 ранга В.Ф.Дудкин.  Эшелон сопровождали портовые ледоколы «Аванс» и «Колывань». 

10 апреля Свеаборский порт Гельсинфорса заняли белофинны, в Кронштадт вышли третий и четвертый эшелоны третьей группы (более 100 кораблей - минная и сторожевая флотилии)ачальник Морских сил Балтийского моря  А.М.Щастный телеграфировал начальнику МГШ: «Подлодки продвинулись до Бойстэ. Патон заходит в Кронштадт. Срочно требую от Кронштадта нагрузить ледоколы углем и выслать немедленно через Биорке-Зунд шхерами навстречу подлодкам… Караван из остальных подлодок, транспортов и миноносцев сегодня тронулся по каналу шхерами. За "Новиками" предполагаю идти я. Старшим начальником в Гельсингфорсе предлагаю оставить адмирала Зеленого. Мастеровых порта приказал рассчитать».  «… на рассвете предполагаю на "Кречете" выйти в шхеры, весь успех нашей операции будет зависеть от того, как скоро "Ермак", "Силач", "Ревель" придут навстречу подлодкам в шхерах». В пути первый и второй эшелон встретились, когда предыдущая группа замедлила ход, форсируя торосы в районе острова Хенриксвиль, и далее, соединившись, они последовали вместе. Маршрут обеих групп прошел вблизи географических пунктов: Гельсинфорс (внешний Свеаборгский рейд)-остров Грошер (16 миль от Гельсинфорса)- знак Эгшер-пролив Б. Пеллинг-Э (38 миль от Гельсинфорса)-остров Бойст-Э (54 мили от Гельсинфорса)-Талио-остров Хенриксвиль с банкой Хенриксхольм- остров Ранкэ с башней (69 миль от Гельсинфорса)-знак Меренкари (75 миль от Гельсинфорса)-знак Вестер Тамио (85 миль от Гельсинфорса)-маяк Вадшер-знак Галли (105 миль от Гельсинфорса)-мыс Кивикари-остров Рондо-пролив Бьоркэ-Зунд (125 миль от Гельсинфорса)- маяк Сейвест-Кронштадт (170 миль от Гельсинфорса)-Петроград (188 миль от Гельсинфорса). Около выделенных пунктов ПЛ «Ягуар», головная в растянувшейся колонне, становилась на ночевку.

11 апреля в 12 часов из  порта  на штабном корабле «Кречет» вышел А.М.Щастный, он возглавлял пятый эшелон  третьей группы (около 40 кораблей). На корабле находился штаб флота и Совкомбалт. Когда последние корабли эшелона покинули гавань, в  предместья Гельсингфорса уже шли бои финских красноармейцев с наступающими немецкими войсками. В нескольких десятках миль от берега корабли отряда встретились с германскими военными судами. Встреча ознаменовалась взаимными салютами и флагами, немцы не предприняли каких-либо враждебных действий по отношению к русским кораблям. В этот же день радист ледокола «Трувор» принял радиограмму адмирала германского отряда, адресованную командованию Балтийского флота: «Германское командование вынуждено занять Гельсингфорс для защиты интересов Финляндии сегодня, а не 12 апреля в 12 часов дня. Все суда и вооруженные пункты просим поднять бело-красные флаги». Содержание телеграммы лишний раз подтверждало, что германское командование не желает выполнять своих договорных обязательств и вывод наших кораблей из Гельсингфорса был своевременным.  В Гельсингфорсе  из  состава  дивизии  подводного  плавания  остались  транспорт «Европа», плавбаза «Память  Азова»  и  спасательное  судно «Волхов», которые  не  смогли  выйти  из-за  нехватки  угля  и  значительного  некомплекта  экипажей. В  дальнейшем  часть  кораблей  вернулись  в  Россию, 11 мая  1918г.  вышло  из  Гельсингфорса  в  Кронштадт «Волхов». Последним  покинуло  Финляндию  28 мая  судно «Память  Азова», использовавшееся  в  качестве  флагманского  корабля  старшего  морского   начальника  в  Финляндии.

Вечером 12 апреля у знака Вестер Тамио с головными кораблями отряда встретились ледоколы «Ермак», «Город Ревель» и «Силач». Они осуществляли проводку лодок в торосах в районе острова Хенриксвиль и далее по шхерам до острова Рондо. 

13  апреля шел штурм Гельсингфорса, на  рейд  вошли  германские  дредноуты "Вестфален", "Позен", броненосец "Беовульф"  и  открыли  артиллерийский  огонь  по  берегу. Все пять групп кораблей третьего отряда соединились в один караван, растянувшийся на десятки миль. Корабль «Кречет», приспособленный к плаванию во льдах, выполнял функцию ледокола и вызволил из ледового плена многие суда. Торосы высотой в несколько метров зажали подводные лодки. Обстановку, создавшуюся в этот день, выразительно описал бывший командир посыльного судна «Кречет» В.Янкович: «… сжимаемый ветром лед влезал на затертые подводные лодки, над поверхностью льда виднелись лишь надстройки, а проводившие их до этого «Ястреб», «Руслан» и «Азимут» сидели сами в торосах, требуя помощи. Положение было настолько серьезным что команды сдавливаемых подводных лодок вышли на лед. Освободив  из торосов «Ястреба», «Руслана» и «Азимут», «Кречет» начал спасение подводных лодок. После усиленной работы он пробивался вплотную к лодкам, раздробляя лед вокруг них, подавал буксир и вытаскивал их из опасного положения, выводя до места, откуда они могли следовать дальше со своими конвоирами». Задержки в движении возникли не только из-за ледяных заносов и торосов, но и из-за беспорядка, который образовался при движении судов. Отдельные корабли, не слушали приказаний, рвались вперед и создавали хаос. Командир эсминца «Меткий» отмечал: «Задержки в походе были исключительно из-за отсутствия соблюдения строя кильватера. Каждый корабль стремился обогнать другой, из-за чего получались заторы». 

15 апреля началась подвижка льда в восточной части Финского залива, что еще больше затруднило переход кораблей, остро нуждающихся в топливе. В радиодонесении командира III группы судов говорится: «15 апреля голова колонны судов III группы прибыла в Койвисто <...> средняя часть каравана с громаднейшими затруднениями продвинулась через движущиеся льды у Видшера и Рондо. В районе знака Галли очень тяжелый лед. Здесь суда пробираются только с "Ермаком". Движущийся торосистый лед сильно затрудняет проводку каравана ледоколом. Много судов затерто льдом от Талио до Видшера». За знаком Галли, форсировав тяжелую торосистую перемычку, отряд вышел на чистую воду.

И уже 15 апреля  с  наступлением  темноты, ПЛ «Вепрь», «Волк», «Ягуар», «Рысь», «Ерш», «Змея», «Леопард»  и  плавбаза «Тосно» с «Кугуаром» на  буксире  прибыли  в  Кронштадт. 16 апреля пришедшие ПЛ «Волк» и «Вепрь» пошли в Петроград, проигнорировав запрет  Кронштадтского наблюдательного поста, а  17 апреля и остальные подлодки  перешли  в  Петроград. 

17 апреля  в  Кронштадт пришла  ПЛ «Угорь» на  буксире.

18 апреля  пришла  последняя из переводимых ПЛ «Пантера», она получила самые тяжелые повреждения, и сразу после  прибытии в Кронштадт посыльное судно «Ястреб», не задерживаясь, на буксире провел ее в Петроград на ремонт.

22 апреля  пришла  плавбаза  дивизии «Воин».

В  Ледовом  походе  исключительное  мужество  и  самоотверженность  проявили  подводники Г.В.Васильев, Я.А.Волосик, Б.М.Ворошилин, Я.Н.Гаевский,  Н.А.Горняковский, Г.И.Гутта, А.А.Доброзраков, В.Ф.Дудкин, А.А.Ждан-Пушкин, Я.К.Зубарев, В.И.Иконников, П.А.Карпов,  Н.К.Кечеджи, М.В.Лашманов, Ю.В.Пуарэ, Ф.В.Сакун, М.Ф.Стороженко, Г.М.Трусов, Г.А.Шредер, С.П.Языков и  другие.  

 

                                                 В боях на Балтике.

 

В апреле лодки дивизии сводятся в три дивизиона: 1-й дивизион - «Волк», «Вепрь», «Угорь», «Леопард», «3мея»; 2-й дивизион - «Рысь», «Тигр», «Пантера», «Язь», «Форель»; 3-й дивизион - «Ягуар», «Кугуар», «Ерш», «Тур». 

22 мая  в  командование  Дивизии  ПЛ  вступил  капитан 2 ранга Введенский Константин Евгеньевич, главным  комиссаром  дивизии  по  политчасти  был  назначен  минный  машинист И.В.Владимиров.

31 мая  в  приказе № 327 по  соединению  было  объявлено, что  согласно  приказу  командующего  флотом   сформирована  Дивизия ПЛ  в составе   двух  дивизионов:

1 резервный ДПЛ-  командовал старший  лейтенант К.Л.Соболев, комиссар И.Е.Иванов - он  включал  в  себя  11 лодок «Волк», «Вепрь», «Ерш», «Змея», «Язь», «Кугуар», «Угорь», «Кета», «Форель», «Касатка», «Окунь» нуждавшихся  в  ремонте  и  достройке  и  являлся  резервным.

2 действующий ДПЛ-  командовал капитан 2 ранга Я.К.Зубарев, комиссар С.П.Языков - в  него  входили 8 лодок «Леопард», «Пантера», «Рысь», «Тигр», «Тур», «Ягуар», «Минога», «Макрель», и  плавбазы «Петр Великий» и «Воин». (27.стр18. Ссылка ЦГАВМФ, ф. р-1477, оп. 2, д. 87, л.7.; ж. "Тайфун" № 1, 1999гтр42-43.)

В начале июня  учитывая  новую  организацию  соединения, VI съезд  подводников  упразднил  комитет  дивизии  и  учредил  четыре  должности  выборных  комиссаров. Комиссаром  по  политчасти  съезд  избрал  минного  машиниста И.В.Владимирова, по  распорядительной  части - рулевого Г.И.Гутта, по  технической - С.П.Языкова, по  интендантской - радиотелеграфиста А.И.Атласевича.

12 июня ПЛ «Минога»  и «Макрель» переведены в 1-й дивизион.

В июне произошел взрыв АБ на ПЛ «Леопард».

В течение  июня - июля  личный  состав  дивизии  работал  над  исправлением  повреждений  полученными  лодками  во  время  ледового  перехода. Экипажи  доукомплектовывались  подводниками, возвращавшимися  из  отпусков, налаживалась  боевая  подготовка  и  служба.

В июле 1918г.  состав  дивизии  претерпел  существенные  изменения. В действующим  флоте  было  оставлено  6 ПЛ «Тигр», «Пантера», «Ягуар», «Леопард», «Рысь», «Тур», сведенных  в  отдельный  дивизион. В  резерве  в  Петрограде  находились «Волк», «Вепрь», «Ерш», «Форель», «Минога»  и «Макрель», а  остальные  лодки (с  начала  августа  также «Минога»  и «Макрель») - на  хранении  в  Петроградском  порту. ПЛ «Кета»  совсем  была  исключена  из  состава  флота.

Летом  возникла  угроза  нападения  на  Петроград  со  стороны Ладожского  озера. Появилась информация что немцы с согласия финнов концентрируют силы в Сортавале (б. Сердоболе) и других портах озера для нападения на Петербург с севера, говорили что там даже видели две подводные лодки. Для  разведки  германо-финских сил на озере было решено использовать подводные лодки. В полученном 15 июня командиром ПЛ «Вепрь» Г.Л.Бугаевым предписании говорилось:

«Предписание командиру подводной лодки «Вепрь». 15 июня 1918 г.

Предлагаю Вам завтра 16 июня в 8 часов утра с вверенной Вам лодкой выйти из Петрограда в Шлиссельбург для поступления в оперативное распоряжение Начальника Морси р. Невы и Ладожского озера. По прибытии в Шлиссельбург Вам надлежит войти в сношение с Начальником Дивизии Сторожевых Судов для выяснения обстановки на месте и установления надежной с ним связи.

По приготовлении лодки к боевому походу, Вам надлежит выйти и исполнить намеченную программу, переданную лично адмиралом Екимовым, причем Вам надлежит открывать военные действия лишь при прямой угрозе со стороны финно-германцев; во всех же остальных случаях Вам надлежит при плавании в Финских водах себя не обнаруживать без крайней в том необходимости.

Мины должны быть изготовлены по-боевому и установлены на  1/2 метра глубины. При плавании надлежит помнить разницу в водоизмещении лодки между пресной и соленой водой (6 1/4 т) и принять меры к тому, чтобы при плавании в боевом положении лодки средняя цистерна была полна. В боевой поход надлежит выйти лишь при всестороннем испытании лодки в исправном действии всех механизмов и приспособлений и достаточной уверенности в личном составе. При плавании надлежит помнить, что карты имеют последнюю корректуру 1912 г.; почему желательны более частые определения корабля. В случае необходимости в получении каких-либо материалов Вам надлежит обращаться к Начминдиву, одновременно сообщая и в Дивизию Подпла через службу связи.

Начальник дивизии Введенский

Комиссар                  Владимиров»

16 июня  из  Петрограда  в Шлиссельбург вышла ПЛ «Вепрь» (Г.Л.Бугаев), 18 июня в 14.32  «Пантера» (Ю.В.Пуарэ), позже «Рысь» (В.Е.Данишевский). Переход по Неве представлял трудность из-за того что мосты не разводились и ПЛ с трудом преодолевали их.

Первой  вышла 3 июля  в  Ладожское  озеро ПЛ «Вепрь» она пыталась выполнить поход к северному берегу, но из-за поломки дизелей вернулась 6 июля в Шлиссельбург. 7 июля Зарубаев доложил начальнику Морского Генерального штаба: «Послана на разведку в Ладожское озеро подводная лодка, результатов разведки не получено…»

В начале августа посланные на Ладогу ПЛ взялись за подготовку к плаванию, ежедневно в течение недели на выходах в озеро проводили тренировки команд как в надводном, так и на подводном ходу. 

К августу из-за поломок механизмов ПЛ «Вепрь» отправлена в Петроград на ремонт.  

Второй в поход вышла 22-24 августа «Пантера», она  провела  разведку  у северного и восточного побережья. На севере в районе Сортавалы в результате скрытного наблюдения не выявлено каких-либо приготовлений противника к нападению не выявлено. На ночь лодка становилась на якорь в бухте у устья реки Олонки. 

13 сентября  ПЛ «Пантера» и «Рысь»  вернулись  в  Петроград. При проходе по Неве в районе Ивановских порогов «Рысь» коснулась камней, повредила днище и по возвращении поставлена в док для аварийного ремонта. 

10 августа командный состав ПЛ «Язь» подвергнут чистке, командир лодки К.К.Яцынич и помощник командира С.К.Яцынич отстраняются от занимаемых ими должностей и исключаются из списков дивизии согласно заключению следственной комиссии по борьбе с контрреволюцией. Дальнейшая их судьба неизвестна. 

В августе 1918г. освобожден от должности  начальник  Дивизии ПЛ  БФ Введенский Константин Евгеньевич, в  командование  дивизией  вступил  Зубарев Яков Константинович, главным  комиссаром  был  назначен Циммерман Эдмонт Карлович, остальные  же  стали  именоваться  помощниками  главного  комиссара. Судовые  комитеты  были  ликвидированы, на  ПЛ  введены  должности  военкомов.

С 9 по 11 сентября 1918г. созданы партийные коллективы на ПЛ «Тур», «Макрель», «Минога», «Ягуар» и «Рысь».

Осенью 1918г.  из  состава  БФ  на  усиление Астрахано-Каспийской  военной    флотилии  по  железной  дороге  были  направлены  4 ПЛ. В ночь  на  30 сентября - ПЛ «Минога» (Ю.В.Пуарэ, комиссар В.И.Жуковский), 5 октября - «Макрель» (М.Л.Соколов, комиссар И.В.Кельнер), 12 ноября - «Касатка» (Э.И.Рейноян) и 21 ноября - «Окунь» (В.П.Колушев).  

1 октября на ПЛ «Ерш» произошла авария, подробности не сохранились.  Осенью 1918г. водолазы СС «Волхов» подняли ПЛ «Ерш», потерпевший аварию в Военной гавани Кронштадта. Подвешенной на гинях катамарана ПЛ провела всю зиму 1918-1919.

Решение  о  посылке  английских  кораблей  в   Балтийское  море  было  принято  еще  в  октябре 1918г.  для  поддержки  антибольшевистских  сил. Но  этому  мешал  германский  флот.  9 ноября 1918г.  в  Германии  произошла  революция, а 11 ноября потерпев  поражение  в  Первой Мировой  войне  Германия  вынуждена  была  подписать  с  государствами  антигерманской  коалиции  во Франции Компьенское  перемирие. Сразу  после  капитуляции Германии  англичане  начали  претворять  в  жизнь  свой  план «Ред Трек» («Красный  путь»). Британский  флот  имел  предписание  рассматривать  любой  русский  военный  корабль  у  берегов  Прибалтики  как  вражеский  и  соответственно  открывать  по  нему  огонь. Вскоре  так  и  произошло.

13 ноября Советская Россия аннулировала Брестский договор.

15 ноября был  создан Действующий  отряд  Балтийского  флота (ДОТ), в  который  вошли  2 линейных  корабля, крейсер, 4 ЭМ и 7 ПЛ: «Пантера», «Тигр», «Рысь» (в ремонте), «Вепрь» (в ремонте), «Волк», «Тур» и «Ягуар».

27 ноября  в  10.00  в  первый  поход  вышла  ПЛ «Тур» (командир Николай Александрович Коль, комиссар Ян Наполеонович Гаевский). Около 8.00 28 ноября  лодка  вышла  на  створ  Екатериненских  маяков, погрузилась  и  под  перископом, проникнув  на  Ревельский  рейд, несколько  часов  вела  наблюдение  до  11.00. «На Ревельском рейде никаких судов военных не было. В гавани, по-видимому, больших судов тоже нет. Но выяснить присутствие там эсминцев не представилось возможным [из-за] высоты стенки северного больверка. Все маяки горели. 28-го утром «Тур» у Ревельштейна видели прошедших из Ревеля в Гельсингфорс два малых парохода и яхту финляндского лоцманского ведомства «Елекен». На обратном пути в море ничего не обнаружено». В 16.00 29 ноября  ПЛ  возвратилась  в  Петроград. В  ознаменовании  первого  боевого  похода  советской  ПЛ  28 ноября  было  объявлено  годовым  праздником  дивизии ПЛ, который  ежегодно  отмечался  как  день  подводника. 

«Тур» лишь на несколько часов разминулся с отрядом английских кораблей под командованием контр-адмирала Е.Александра-Синклера. В составе легких крейсеров «Кардифф», «Калипсо», «Кэрэдок», «Серес», 9 ЭМ, 2 минных заградителя «Принсесс Маргарет», «Ангора» и 7 ТЩ. На борту минзагов находилось оружие и снаряжение для армии буржуазной Латвии и Эстонии. Этот отряд на переходе понес первые потери 26 ноября в районе озель на мине подорвался и через 20 минут затонул крейсер «Кассандра», экипаж из 440 человек был спасен эсминцами «Вестминстер» и «Вендетта».

2-4 декабря 1918г. ПЛ «Тигр» (Ч.В.Мациевский) предприняла попытку разведать обстановку на море. После выхода из Кронштадта в районе маяка Нерва погода резко ухудшилась и вышло из строя рулевое управление. Для ремонта и укрытия от непогоды лодка легла на грунт. Утром 3 декабря ПЛ всплыла но вновь попала в шторм, она вынуждена вновь лечь на грунт, но развившееся волнение моря начинает бить корпус лодки о грунт на глубине 30м. от ударов в носовой части появилась течь. Утром ПЛ всплыла, но полученные повреждения вынудили ее вернуться в базу. Одновременно разведку вели 2 самолета Саратовского гидроавиационного отряда. Ничего заслуживающего внимания ни подводниками, ни летчиками обнаружено не было.

В  декабре  сильные  морозы  с  каждым  днем  все  больше  и  больше  сковывали  ледяным  панцирем  восточную  часть  Финского  залива. Плавать  становилось  все  труднее.

7 декабря  начальник Морских сил С.В.Зарубаев выдал предписание командиру ПЛ «Тур»  Н.А.Колю о выходе  на разведку в  район  Либавы. «… Вы должны осмотреть Либавский и Виндавский порты. В случае встречи с английскими военными судами - их атаковать. Ежесуточно между 0 и 2 час. Вы должны радиотелеграммой кратко давать знать о себе и обо всем замеченномНо выйти в поход не удалось. Ледоколы  в  течение  пяти  дней  проводили  ПЛ  из  Петрограда  в  Кронштадт, но  вследствие  полученных  ледовых  повреждений  вынуждена  была  остаться  в  Кронштадте.

11 декабря  ПЛ «Ягуар» и  тральщик «Китобой» были  затерты  льдом  в  Морском  канале. 

12 декабря  1918г. корабли английской эскадры  прибыли  в  Ригу. А 13 декабря английские КР «Кардифф» и «Кэрэдок» с 5 ЭМ обстреляли позиции советских войск в бухте Кунда.

На 23 декабря ПЛ «Пантера» и «Тигр» находились в готовности; «Тур», «Рысь», «Вепрь» и «Волк» - в состоянии ремонта, «Ягуар» - в состоянии ликвидации последствий взрыва АБ в декабре.

23 декабря 1918г. ПЛ «Пантера» (А.Н.Бахтин) с  помощью  буксира "Ораниенбаум"  вышла  из  забитой  льдом  гавани  для  разведки  Ревельского  рейда. 24 декабря утром  в  подводном  положении  хотели  проникнуть  на  рейд, но  оба  перископа  замерзли, не  вращались, не  поднимались  и  не  опускались,  вечером  в  надводном  положении  пытались  войти  на  рейд Ревеля, но  начавшаяся  пурга  не   позволила  этого  сделать. В 21.00 перестал  действовать  руль, лопнул  левый  штуртрос, ремонт  занял  всю  ночь  и  только в 2 часа 25 декабря  дали  ход  и  вернулись 26 декабря в Кронштадт. 

Неудачно проведенная разведка Ревеля впоследствии привела к трагическим последствиям. Советское командование не располагало точными данными о силах противника и, тем не менее, решило организовать набеговую операцию. Части Красной Армии находились уже в 30км от Ревеля и нуждались в поддержке с моря. Согласно плану утвержденному  председателем РВС Л.Н.Троцким  отряд  особого  назначения  кораблей  Балтийского  флота  под  командованием  члена  РВС Ф.Ф.Раскольникова должен был произвести поиск судов и кораблей противника в районе Ревеля и обстрелять там береговые объекты. ЭМ «Спартак» и «Автроил» прикрывать должны были КР «Олег», занимавший позицию у оогланд, и линкор «Андрей Первозванный», находившийся у Шепелевского маяка. Операцию начали 26 декабря. Вышедший первым ЭМ «Спартак» захватил и отправил в Кронштадт финский пароход с грузом бумаги, а затем обстрелял острова Нарген (Найссаар) и Вульф (Аэгна). Однако затем он был перехвачен отрядом английских кораблей в составе КР «Кэрэдок», «Калипсо» и ЭМ «Уэйкфул». Отстреливаясь, «Спартак» стал отходить, но сел на банку Девельсей и вынужден был сдаться. Вечером английский ЭМ «Вендетта» стащил его с мели и отбуксировали в Ревель. Вышедший 27 декабря ЭМ «Автроил» у окхольм (Мохни) был перехвачен всё тем же отрядом английских кораблей, и в ходе короткого боя он сдался. Попытки англичан перехватить и КР «Олег» не увенчались успехом. В плену оказались 251 моряк (по английским данным - 14 офицеров и 233 матроса). Раскольников  и  комиссар  эсминца «Автроил» Нынюк  были  вывезены  в  Англию  и  в  мае 1919г.  обменены  на  пленных  англичан. 200 матросов  из  состава  экипажей  эсминцев  были  заключены  в  концлагерь  на  острове Нарген, в  начале  февраля  28 из  них - коммунистов  были  расстреляны (всего расстреляны 36 моряков), от  голода   умерли  около 100 человек.

30 декабря  застряла  во  льдах  на  Большом  Кронштадском  рейде  ПЛ «Тигр» (Ч.В.Мациевский, комиссар Карпов). Более  20 пароходов  и  даже  ледоколы  оказались  затертыми  льдом  на  Неве  и  в  Морском  канале. «Тигр» в сопровождении ледокола «Ораниенбаум» вышла в море. 31 декабря ПЛ обнаружила минное заграждение у оокшер (Кери) - был услышан скрежет минрепа по борту - и изменила курс, направившись к бухте Кунда, откуда прошла вдоль побережья до бухты Папонвик (Хара-Лахт). Кораблей противника в море обнаружено не было. Из-за усиливающихся морозов началось замерзание масла в дизелях, к тому же из строя вышел перископ, и всё это вынудило прервать разведку. 3 января 1919г. «Тигр» в сопровождении ледокола «Трувор» вернулась в Кронштадт. Это был последний поход ПЛ в 1918г.

 

Литература:

·         «Балтийские моряки в борьбе за власть Советов» Л. 1968г.

·         Гавриленко Г.И. «История балтийского подплава» Журнал «Тайфун» № 1  1999г.

·         Дмитриев В.И. «Атакуют  подводники». Москва. Воениздат. 1973г.

·         «Из  бездны  вод». Москва. "Современник" 1990г.

·         Ковалев Э.А. «Рыцари глубин». Москва. Центрполиграф. 2005г.

·         Ковалев Э.А. «Короли подплава в море червонных валетов» Москва-Санкт-Петербург. Центрполиграф. 2006г.

·         Козлов Д. «Британские субмарины на Балтике» Журнал «ФлотоМастер» № 2 2002г.

·         Костриченко В.В. «Уникальный катамаран-спасатель» Журнал  «Тайфун» № 7 2001г.

·         Тюрин В.М. Яковлев И.И. «Ледовая одиссея Балтфлота» Москва Политиздат. 1976г.

·         Устименко И.Г. «Подводные лодки ДОТа в гражданской войне на Балтике» Журнал «Подводник России» № 3 2003г.

·         Шошков Е.Н. «Наморси А.М.Щастный». Санкт-Петербург. 2001г.

 

Розин Александр.

 

                                                На Главную.

 

Hosted by uCoz