На Главную.

 

Розин Александр.

                                    Советские моряки в ликвидации албанского «минного» кризиса 1946-1948гг.

 

Самая первая боевая операция, в которой участвовали моряки ВМФ СССР в послевоенный период на Средиземноморском театре, являлась секретной и касалась ликвидации морских мин в декабре 1948 года у берегов Албании.

28 ноября 1944г. партизаны вошли в Тирану и завершили освобождение страны. Так как во время войны в водах Средиземного моря воюющими сторонами было поставлено много мин, британская сторона для обеспечения безопасности своих кораблей провела там траление.  В ноябре 1944г. в северной части пролива Корфу, в декабре 1944г. во Влерском заливе и на подходах к порту Дураццо (Дуррес), повторно у Дураццо (Дуррес) в марте 1945г. И тогда албанская сторона не высказывала никаких претензий по поводу нахождения в албанских водах английских тральщиков и тралении ими мин.

2 декабря 1945г. были проведены выборы в Учредительное собрание Албании. Контролируемый коммунистами Демократический фронт Албании, преемник Национально-освободительного фронта, получил 93% голосов избирателей. 11 января 1946г. Народное (Учредительное) собрание провозгласило Албанию республикой, а 14 марта того же года приняло конституцию Народной Республики Албании (НРА). Правительство страны возглавил Энвер Ходжа. 29 апреля 1946г. Югославия первой признала коммунистическое правительство, ее примеру 10 ноября последовал СССР. Великобритания и США готовились признать новое албанское правительство при условии участия в нем и оппозиционных политических партий. Однако этого не произошло, и миссии Великобритании и США были отозваны из Тираны. В августе 1946г. Англия и США противодействовали принятию Албании в ООН (только 15 декабря 1955г. в результате соглашения между Востоком и Западом Албания стала членом ООН). В ноябре 1946г. американская миссия покинула Албанию, для ее эвакуации были направлены корабли Средиземноморской эскадры, при этом два американских эсминца вошли в порт Дураццо (Дуррес) без разрешения правительства Албании.

В августе 1946г. в соседней Греции в результате провокационной политики западных стран, произошло народное восстание и началась гражданская война, и Албания как заявили западные представители начала оказывать помощь греческим коммунистам, которые вели партизанскую войну с антинародным правительством. Албанцы в свою очередь утверждали, что греческие войска регулярно нарушают границу, так в декабре 1946г. Албания предоставила в ООН список про  21 инцидент на границе с Грецией произошедший с 10 сентября по 20 ноября 1946 года. Британия поддерживала правые силы в Греции и использовала свой флот для контроля побережья Греции, что бы предотвратить возможное снабжение партизан по морю. Это привело к конфликту между Великобританией и Албанией. Великобритания  сформировала отряд кораблей, который занимался патрулированием и контролем побережья в районе границы Греции и Албании, уже в мае британские корабли появились в водах Албании.    

В мае 1946г. албанские руководители объявили, что никаким иностранным судам не позволяется входить трех мильную зону албанских территориальных вод  без предшествующего разрешения. Это фактически закрывало для судоходства иностранных кораблей воды пролива Корфу (Керкиры), так как ширина его там составляла всего одну милю. 15 мая 1946г. когда  британские крейсера «Orion» C 85 и «Superb» C 25 проходили  проливом в южном направлении, около Саранда их обстреляла албанская батарея. Обстрел продолжался 12 минут, за это время в корабли было выпущено от 12 до 20 снарядов, огонь прекратился только когда крейсера вышли из зоны обстрела, повреждений они не получили. Сразу после этого правительство Великобритании заявило протест  албанскому правительству, заявляя, что мирный проход через проливы - право, признанное международным правом. Последовал дипломатический спор, в котором 17 мая албанское правительство утверждало, что иностранные военные корабли и торговые суда не имели никакого права идти через албанские территориальные воды без предшествующего уведомления, и разрешения от албанских властей. Правительство Великобритании 2 августа  в свою очередь заявило о своем взгляде на право  мирного прохода через проливы, формирующие маршруты для международного морского движения между двумя частями экстерриториальных вод. Заявление завершалось предупреждением, что, если албанские прибрежные батареи в будущем будут открывать огонь по любому британскому военному кораблю, проходящему через пролив, он откроет ответный огонь.  Содержание этого предупреждения было, 1 августа, сообщено британским Адмиралтейством Главнокомандующему Средиземноморской эскадрой, с инструкцией, что он должен воздержаться от использования пролива, пока заявление не вручено албанскому правительству. 10 августа, он получил от Адмиралтейства телеграмму, где говорилось, что албанцы получили заявление и теперь он может направлять корабли в пролив, и они должны быть готовы открыть ответный огонь по батареям в случае их огня.  21 сентября командующий получил новую телеграмму от Адмиралтейства, в ней от него требовали проверить реакцию албанцев на проход британских военных кораблей проливом если это еще не делалось. 22 сентября командующий доложил, что его суда не делали этого, но он пошлет крейсера «Mauritius» и «Leander» и два эсминца проверить решимость албанцев выполнить свое обещание  из Керкиры 22 октября.

Утром 22 октября из порта Керкиры четыре британских корабля крейсера «Mauritius» C 80 и «Leander» C 75, эсминцы «Saumarez» G 12  и «Volage» R 41 вышли в очередной патрульный поход, чтобы пройти проливом Корфу в албанских территориальных водах. Крейсер «Mauritius» шел в сопровождении эсминца «Saumarez»; на некотором расстоянии от них шел крейсер «Leander», сопровождаемый эсминцем  «Volage». Албанский наблюдательный пост заметил британские военные корабли в 13.00. Два корабля проникли в залив Саранда приблизившись до 1,5 километров к порту Саранда, а два других плавали в албанских водах напротив Какомеса и Борша. Албанская моторная лодка подошла к британским кораблям с заданием выяснить причину их нахождения в территориальных водах и предложить помощь, так как над одним из кораблей был виден дым и пламя, но британцы объяснить свое нахождение здесь отказались, отказались они и от предложенной помощи. Как оказалось, британские корабли подорвались на минах, первым в 14.35 подорвался  эсминец «Saumarez» при выходе из пролива в районе Саранда, при этом погибло 35 моряков, 41 был ранен (еще один скончался позднее). Ему на помощь пришел эсминец «Volage», который взял «Saumarez» на буксир, но в ходе операции спасения «Volage» в 16.31 сам налетел на мину, при этом погибли 8 моряков экипажа, тем не менее, он не прекратил буксировку. Крейсера «Mauritius» и  «Leander» находились рядом в готовности прийти на помощь если она понадобиться. Но  «Volage» сам довел «Saumarez» на буксире до  греческого острова Корфу (Керкира), где эсминцам была оказана помощь, а 12 погибших членов экипажа были похоронены. В спасении моряков с подорванных кораблей участвовали  подошедший авианосец «Ocean» R 68 на борту которого был развернут лазарет и госпитальное судно «Maine». После небольшого ремонта оба судна были переведены на Мальту. Всего погибли 44 моряка. Двенадцать моряков были похоронены в Керкире на британском кладбище. Один раненый офицер скончался в госпитале на Мальте 4 ноября и был там похоронен. Остальные остались в море, 20 имен моряков отображены  на Плимутском Военно-морском Мемориале, 9 на Портсмутском Военно-морском Мемориале и 2 в Чатеме на Военно-морском Мемориале.

Британцы знали, что албанцы крайне агрессивно отвечают на нарушение своих территориальных вод в проливе, так они открывали орудийный огонь по британским крейсерам «Orion» и «Superb» 15 мая 1946г., и уже после инцидента 29 октября 1946г. сделали несколько выстрелов в греческий буксир и баржи организации U.N.R.R.A. По этому было естественно, что англичане заявили о том, что мины, которые повредили  эсминцы, были тайно установлены албанской стороной, чтобы затруднить действия британских кораблей. Это имело под собой существенную основу, так как пролив несколько раз проверялся после окончания боевых действий на наличие в нем мин. В ноябре 1944 пролив был протрален британским флотом, и никаких мин найдено не было, после чего в ноябре 1944г. было объявлено о том, что этим проливом идти безопасно. Повторно пролив был обследован в  январе и феврале 1945г. британскими кораблями  и опять мин не было обнаружено. То, что британское Адмиралтейство, полагало, что пролив является  безопасным,  показывает факт, что и 15 мая 1946г. и 22 октября оно направило отряды своих  кораблей  через пролив без  специальных мер предосторожности против мин. Представители Албании заявили,  что они не ставили мины, и не имели возможности делать этого, поскольку Албания не обладает никаким флотом; и на всем  албанском побережье, в распоряжении албанских властей было только несколько буксиров и моторных лодок. Более того в своих мемуарах Энвер Ходжа писал что мины на которых подорвались британские корабли могли быть установлены  самими британцами с целью спровоцировать конфликт. Но британские представители, основываясь на показаниях дезертировавшего из югославских вооруженных сил капитан-лейтенанта Ковакика заявили, что 18 октября 1946, в порту Сибеник (Sibenik) в Югославии на югославские военные суда «Mljet» и «Meljine» грузили немецкие мины типа  GY. «Mljet» и «Meljine» были однотипными минными заградителями водоизмещением 130 тонн (53х8х1,6м., 2 паровые поршневые машины по 280л.с., 9 узлов, 1-47/44 мм орудие, экипаж 30 человек) построенные верфью Адриатико в Кральевик и вошедшие в состав ВМС Югославии в 1931г. При оккупации Югославии были захвачены Германией, в конце войны брошены и вновь были введены в состав ВМС Югославии. Эти корабли, видимо и нанесли визит в албанские воды, после чего  возвратились туда же, спустя несколько дней после выхода.  Как теперь точно известно, в 1946 году на подходах к портам Албании кораблями югославского флота были выставлены 103 якорные мины немецкого производства типа «EMC», в том числе в районе порта Сарандо вблизи границы с Грецией  40 мин. При этом видимо неплохо сработала разведка коммунистов (Югославии или Албании) которая узнала про время демонстрационного похода британских кораблей и своевременно поставила мины, в территориальных водах Албании прикрыв побережье. 

Началось силовое давление на албанцев, только 23 октября британские самолеты, выполняя полеты у албанского побережья, несколько раз нарушили границу, в том числе и над портом Саранда. Сразу после подрыва эсминцев, 22 октября, руководство Великобритании послало сообщение албанскому правительству, о своем намерении протралить пролив.  Албания 31 октября заявила, что не даст согласие на эту операцию в своих территориальных водах.   Это привело к дипломатическим осложнениям между этими двумя странами. 10 ноября Великобритания направила албанской стороне ноту, в которой уведомила о своем решении начать очистку от мин пролива Корфу с 12 ноября. Албанцы 11 ноября заявили протест, но английская сторона оставила его без внимания и приступила к операции Retail. Утром 12 ноября большое количество британских кораблей со всех направлений подошло к южному побережью Албании от Бутринто до Карабуруна. Приблизительно восемь судов из состава отряда прикрытия (в том числе авианосец «Ocean» R 68, крейсер «Orion» C 85), были размещены в течение двух дней, 12 и 13 ноября на виду албанского побережья на некотором расстоянии на запад от пролива, и только фрегат «St. Bride's Bay» был размещен на юго-востоке пролива у мыса Kiephali. 12 ноября пять кораблей появились в районе Саранде и приступили к тралению. Это был  5-й дивизион тральщиков (MSF) под командованием  К. П. Витфорд (Q. P. Whitford), в составе минных тральщиков типа Algerine -  «WELFARE» (флагманский), «SKIPJACK», «TRUELOVE», «SEABEAR»  и «SYLVIA». Цель 5-го дивизиона (MSF) была двойной, очищать пролив от мин и если будет возможно добыть мины для экспертизы. Были выполнены обе задачи. Тральщик «SEABEAR» был первым, подорвавшим мину. Кроме того 12 ноября крейсер и 6 эсминцев направились к порту Валлона (Влера), где был объявлен закрытым подходной фарватер в албанский порт Валона (Влера).  Один из югославских генералов,  находившихся в Албании, предлагал албанцам стрелять в британские корабли, проводившие траление и при этом вторгавшиеся в албанские территориальные воды. Но албанцы отказались это делать и ограничились только протестами.  Все протесты албанцев игнорировались. 13 ноября  в 9 часов английские корабли продолжили операцию траления, при этом они на 1500 метров приблизились к порту Саранде. Албанское население из Саранде опасаясь вторжения, покинуло город и укрылось в горах. К вечеру 13 ноября операция завершилась. По ходу операции количество участвующих в ней кораблей менялось от 11 до 23, ими были уничтожены 22 немецкие мины типа «EMC». Две мины были доставлены на  Мальту для проведения экспертизы. В течение операции траления предполагали, что мины были немецкого типа GR, но как установили в результате экспертизы, это были немецкие мины типа GY. Мины имели, свежую смазку, что вполне определенно свидетельствовало о времени их установки.

9 декабря 1946г. британская сторона предъявила официальное обвинение Албании, которая его отвергла.  25 марта 1947г. СССР наложил вето на резолюцию Совета Безопасности ООН, обвиняющую Албанию в нанесении ущерба английским кораблям. В связи с отказом албанского руководства выплатить компенсацию, в том числе семьям английских моряков, Лондон передал дело в Международный суд в Гааге. Дело было представлено для слушания в Международном суде обеими сторонами. Интересы Великобритании в суде представлял Беккет. Великобритания утверждала, что албанское правительство приказало заложить мины или должно было знать о них и потому несет вину за преступную небрежность. Албания заявляла, что британские корабли нарушили ее суверенитет. Слушанье дела началось 9 ноября 1948г.  На этом этапе албанская сторона неоднократно обращалась в Москву за советами и помощью. Так  по просьбе албанцев на случай, если Международный суд постановит образовать экспертную комиссию, Главный штаб Военно-морских сил СССР рекомендовал  в  качестве экспертов специалиста  по  минно-торпедному оружию полковника А.Брыкина и начальника отдела послевоенного  траления Главного штаба ВМС Г.Чугунова. 2 декабря 1948г. В.Молотов в письме И.Сталину сообщил, что албанцы опасаются, что Международный суд примет решение об экспертизе на месте. «Тогда будут обнаружены мины, расставленные в свое время югославами (103 шт.). Албанцы просят совета не следует ли им срочно начать траление». Главный штаб ВМС счел необходимым рекомендовать албанцам немедленно приступить к тралению и выразил готовность выделить специалистов (командира дивизиона тральщиков, дивизионных минера и механика, главстаршин минеров и мотористов).   Министру  вооруженных  сил  СССР  Н.Булганину  было  поручено «срочно и в секретном порядке командировать в Албанию группу проверенных специалистов...» В тот же день 2 декабря 1948 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло соответствующее решение по «вопросу МИДа».

Обязать югославское руководство помочь албанцам убрать мины, Москва не могла, так как между Югославией и СССР, да и другими социалистическими странами произошел разрыв. Особенно он был чувствителен в Албании. Для укрепления обороны страны и осуществления амбициозных планов индустриализации и модернизации требовалась финансовая и военная помощь. Эту функцию взяла на себя Югославия. Шесть экономических соглашений, заключенных в период с июля 1946 по июнь 1947, увенчались образованием смешанных компаний, прибытием югославских специалистов и военных советников и получением из Югославии оборудования и субсидий. В ноябре 1947 года, когда Тирану посетил уполномоченный ЦК КПЮ Сава Златич. Прибыл он с ясной целью: подписать договор о подчинении вооруженных сил Албании югославскому командованию в рамках создаваемой федерации. Договор, возможно, и был бы подписан, но тут против его подписания выступил член Политбюро и министр экономики Нако Спиру, которого поддержали другие албанские товарищи. Сава Златич, возмутившись, сообщил об этом в Белград, а Нако Спиру занялась Административная комиссия - политическая полиция, которая осуществляла слежку даже за высшими государственными руководителями и которую возглавлял один из основателей компартии, министр внутренних дел Кочи Дзодзе.  Нико Спиру, не желая попасть к  Кочи Дзодзе,  покончил жизнь самоубийством. Между тем югославско-албанские отношения становились все более тесными. 20 января 1948 года Ходжа согласился на ввод в Албанию югославской дивизии - для обеспечения обороны страны от греческих “монархо-фашистов”, а 25 февраля во время совещания албанских руководителей с представителями югославской военной миссии титовский генерал А.Купрашанин вообще завел речь об объединении Албании с Югославией. А еще через несколько дней в Тиране собрался 8-й Пленум ЦК КПА, на котором был положен конец “антиюгославской деятельности” в партии и государстве. Группа Нако Спиру была окончательно разгромлена: из членов Политбюро были выведены такие известные деятели, как Тук Якова и Бедри Спахиу, а ряд товарищей исключили из соства ЦК, выгнали из партии, бросили за решетку. Кочи Дзодзе после пленума окончательно вошел в силу, и это не могло не тревожить генерального секретаря. Перед Энвером открылась перспектива собственного смещения руководителем Административной комиссии, и неизвестно, как бы развернулись события, если бы удушливую политическую атмосферу не всколыхнула Резолюция информбюро компартий, в которой вскрывалась “предательская деятельность титовской клики”.  28 июня 1948 контролируемое СССР Информационное бюро коммунистических и рабочих партий обрушилось с грубыми нападками на Югославию. Албания немедленно расторгла экономические соглашения с этой страной и выслала югославских советников. В ответ Югославия в 1949 расторгла Договор о дружбе с Албанией. В ноябре 1950г. дипломатические отношения между обеими странами были разорваны (восстановлены только 21 декабря 1953). Энвер Ходжа и его сторонники воспользовались ситуацией и  свели счеты с влиятельной проюгославской группировкой в Албанской партии труда (так с ноября 1948г. стала называться партия коммунистов). Особым нападкам подвергся Кочи Дзодзе, главный соперник Ходжи, который был министром внутренних дел, а также секретарем Центрального комитета партии. В 1948г.  Дзодзе был арестован как последователь Тито, а в 1949 казнен. Югославское влияние сменилось советским: в 1949г. 37% бюджета Албании составляли поступления от СССР и его союзников. Несмотря на сложные экономические проблемы, Ходжа удерживал власть.

Так что тогда привлечение югославских моряков мы не могли, но экстренные меры принимать было надо. Официально эти воды не являлись районом ответственности Советского Военно-Морского Флота и по взаимной договоренности все действия тральных сил Албании под руководством наших специалистов должны были проводиться скрытно. Группа специалистов ВМФ в количестве пяти человек - капитана 2 ранга А.Н. Барабанова, капитан-лейтенанта И.В. Загрива, инженера капитан-лейтенанта В.А. Горового, главного старшины А.Н. Сахаля и старшины 1 статьи Г.К. Коробейникова прибыла в Албанию 7 декабря 1948 года. Возглавил ее капитан 2 ранга А. Н. Барабанов. Специалисты вместе с начальником Морского отделения и заместителем начальника оперативного Управления Генерального штаба Албанских ВС прибыли в порт Дураццо (Дуррес), где ознакомились с обстановкой, состоянием материальной части тральщиков, их вооружением, комплектацией и личным составом. В то время в составе военно-морских сил Албании находились три тральщика «МК-4», «МК-16», «МК-18» разного водоизмещения от 20 до 49 тонн с дизельной электромеханической установкой, по одному дизелю на каждом, и четыре катера типа КМ-4 советской постройки с моторами марки "ЗИС-5" Уральского завода («КМ-14»). К началу выполнения поставленной задачи из трех тральщиков в строю было только два, причем материальная часть их находилась в неудовлетворительном состоянии. Выполнить задачу, возможно, было только катерами-тральщиками типа КМ-4, которые находились, в общем-то, в строю, но также в очень запущенном состоянии.

Вся работа по приведению в готовность катеров была выполнена за три дня инженером капитан-лейтенантом В. А. Говоровым и главным старшиной А. Н. Сахалем без участия личного состава катеров. С выходом катеров в море оказалось, что личный состав совершенно не имел практических навыков в эксплуатации материальной части, в силу чего нашим специалистам приходилось лично готовить их материальную часть и самим же ее обслуживать. Какие-либо запасы отсутствовали вообще, не было ЗИПа. Нашим морякам приходилось ходить по причалам и искать резину, проволоку, листы железа, шайбы, гайки, болты и другие материалы. В связи с тем, что большие тральщики невозможно было использовать для траления из-за плохого состояния механизмов, тралы "Р-2", которыми они были вооружены, были сняты и поставлены на катера КМ-4. На два катера были поставлены лебедки, также снятые с тральщиков, а на двух других стояли лебедки, изготовленные по чертежам, сделанным советскими специалистами. По чертежам группы были изготовлены и 15 тральных вех, дополнительно к имеющимся в наличии вехам немецкого производства. На ведущем катере «КМ-14» поставили магнитный компас, снятый с «МК-18». После проверки материальной части и первичных навыков личного состава в ее использовании было произведено два контрольных выхода на рейд порта Дураццо (Дуррес). После них личный состав на катерах почувствовал себя уверенней.

За время этих выходов начальник Морского отделения из Тираны сумел собрать и сосредоточить на причале необходимое морское шкиперское имущество, продовольствие, боезапас и оружие. Все это погрузили на катера и под руководством советских специалистов подготовили к действиям.

Рано утром 12 декабря группа кораблей в составе флагманского тральщика «МК-14» и четырех катеров-тральщиков вышла в море из главной базы Албанских ВМС порта Дураццо (Дуррес), соблюдая все меры скрытности. В соответствии с планом, который составил капитан 2 ранга А. Н. Барабанов, траление производилось в бухтах Саранда (там было установлено 40 мин), Бутринти (10 мин), Порто-Палермо (6 мин), в районах Спилес (16 мин), Баржи (19 мин), мыса Кефали (12 мин). Из-за штормовой погоды корабли весь следующий день отстаивались в гавани о. Сасено. 14 декабря в 6 ч утра они отошли от места стоянки и в 17 ч прибыли в бухту Сарандэ, где встали на якоря не доходя до порта.

15 декабря, в 1 ч ночи два катера под командованием капитана 2 ранга А.Н. Барабанова вышли на траление в залив Бутринто, а два других под командованием капитан-лейтенанта И.В. Загрива - в бухту Сарандэ. При тралении минного заграждения в заливе Бутринто удалось затралить три мины типа «ЕМЦ», из которых одна взорвалась при ударе о буй трала, а две другие отбуксировали к берегу и расстреляли из пулемета. Во время траления в западной части пролива Корфу ранним утром на значительном расстоянии был обнаружен греческий патрульный катер, с которого непосредственно траления не видели, но догадаться о деятельности тральщиков могли. При тралении в бухте Сарандэ затралили две мины, которые отбуксировали к берегу, где после подрыва 200-граммовыми патронами они затонули в результате разрушения корпусов.

С 17 по 18 декабря 1948 г. группа под командованием капитан-лейтенанта И.В. Загрива произвела траление в районе Порт-Палермо. Мин обнаружено не было. 19 декабря из-за штормовой погоды корабли в море не выходили. Когда шторм утих, 20 декабря три катера и один вехостав под командованием капитана 2 ранга А.Н. Бараданова произвели траление в районе Спиле, где затралили и уничтожили одну мину типа «ЕМЦ». 21 декабря производилось траление в районе Боржи. Мин не обнаружили. На следующий день затралили и уничтожили подрывом одну мину в районе Кокумс.

Несмотря на зимнее время, погода благоприятствовала выполнению задачи, хотя двое суток пришлось отстаиваться по причине шторма, а продолжительное темное время суток способствовало скрытности действий. Траление всех районов производилось способом протраливания строем уступа, с соблюдением перекрытия между тралами не менее 20 м, а между тральными галсами не менее 50 м. Обозначение протраленных кромок производилась вехами, которые выставлялись на расстоянии 3 - 5 кб в зависимости от видимости. Все районы были протралены на глубину 15 метров при длине оттяжки трала 20 м. Трал Р-2 использовался с тремя патронами и одним резаком у отводителя. Действовал он безотказно. Было уничтожено 7 немецких мин (3 в Бутринти, 2 в Саранда, 1 в Кефали, 1 в Спилес). Уничтожение их производилось скрытно, для чего мины буксировали к берегу, где и уничтожали. 23 декабря траление закончилось, и отряд тральщиков перешел в Дураццо (Дуррес). Во время перехода в 20 милях на юго-запад от этого порта была обнаружена плавающая мина типа ЕМЦ, которую уничтожили, расстреляв из пулемета, это была восьмая мина уничтоженная отрядом. К концу выполнения задачи личный состав албанских катеров научился элементарно обслуживать механизмы и устранять простейшие неисправности, а также содержать материальную часть в удовлетворительном состоянии.

После возвращения группы, 11 января 1949 г., начальник Главного штаба ВМФ, адмирал А.Г. Головко доложил начальнику Генерального штаба, генералу армии СМ. Штеменко: «Надо полагать, что в отсутствие специалистов и обученной команды приведенные нашими офицерами в удовлетворительное состояние четыре катера КМ-4 и один тральщик не могут находиться продолжительное время в таком состоянии и в скором времени снова выйдут из строя». Рекомендовалось рассмотреть вопрос о посылке в Албанию двух советников по морской части, одного строевого офицера, другого - механика. Личный состав группы за образцовое выполнение специального задания наградили денежной премией. Капитан 2 ранга А.Н. Барабанов получил 5000 руб., капитан-лейтенант И.В. Загрива и инженер капитан-лейтенант В.А. Горовой - по 3000 руб., главный старшина А.Н. Сахаль и старшина 1 статьи Г.К. Коробейников - по 2000 руб.

9 апреля 1949 г. Международный суд вынес предварительное решение по иску англичан. Суд 11 голосами против 5 решил дело в пользу англичан, он обвинил Албанию в недостаточном контроле за территориальными водами и предложил албанскому правительству представить свои соображения по сумме иска. Албанцы вновь попросили совета у Москвы. Советская сторона сочла целесообразным начать переговоры албанских представителей непосредственно с англичанами и искать выгодные условия соглашения. Решение вопроса о компенсации со стороны Албании в связи с инцидентом у о. Корфу затянулось. Англичане наложили арест, на албанский золотой запас, хранившийся в Лондонском  банке. Требование англичан признать решение Международного суда стало одним из условий восстановления дипломатических отношений  Великобритании  и Албании.  В феврале  1956 г. МИД СССР передал албанскому руководству «совет Москвы»:  переговоры о восстановлении дипотношений должны вестись на равноправной основе, без каких-либо предварительных условий.

Помимо ответа о виновности или невиновности одной из сторон Международный Суд ООН должен был дать ответ на вопрос: был ли нарушен суверенитет Албании действиями британских военных кораблей в проливе Корфу 22 октября и 13 ноября 1946 г. В своем решении Международный Суд ООН в частности, отметил: «По мнению Суда, в соответствии с международным обычаем, получившим широкое признание, государства в мирное время имеют право направлять свои военные корабли через проливы, используемые для международного судоходства и соединяющие две части открытого моря, без предварительного разрешения прибрежного государства при условии, что такой проход будет мирным». Международный Суд ООН также подчеркнул, что решающими критериями для определения, является ли пролив международным, выступают: а) географическое положение пролива, который должен соединять две части открытого моря и б) его действительное использование для международного судоходства. В доктрине международного права первый критерий получил название «географический», а второй - «функциональный». Причем при анализе функционального критерия следует учитывать количество судов, использующих какой-то пролив, а также число государств, которым принадлежат эти суда. Так что было подтверждено, что британские военные корабли имели право на проход проливом Корфу, и албанская сторона  не имела права препятствовать им.

 

 

                                                               Литература:

·         «Второе заявление албанского правительства Трюгве Ли». «Известия» 16.11.1946г.

·         Касатонов И.В. «Флот  выходит  в  океан». Москва. 1995г.

·         «Обращение албанского правительства к организации Объединенных наций». «Известия» 02.11.1946г.

·         Полянов Н. «К событиям на юге Албании». «Известия» 17.11.1946г.

·         «Протест албанского правительства» «Известия» 14.11.1946г.

·         «Справочник корабельного состава Военно-Морских Флотов мира 1944». Управление военно-морского издательства НКВМФ Союза ССР. Москва 1945 Ленинград.

·         «Советский фактор в Восточной Европе. 1944-1953». Том 2. 1949-1953. Документы. Москва. Росспэн. 2002г.

·         Тимофеев В.К. «Участие группы специалистов ВМФ СССР в боевом тралении в албанских водах в 1948 году» Журнал «Гангут» № 42 2007г. стр91-95.

·         Разбирательство в Международном суде. С сайта <http://www.angelfire.com/la3/malagar/Corfu.htm>

·         «ALBANIA (BRITISH NOTE) HC Deb 11 December 1946» С сайта http://hansard.millbanksystems.com/commons/1946/dec/11/albania-british-note#S5CV0431P0_19461211_HOC_284

·         ENVER HOXHA «The Anglo - American Threat to Albania Memoirs of the National Liberation War» T I R A N A 1982

·         «Royal Navy Algerine Minesweeping Flotillas 1942 - 1961» с сайта (<http://www.minesweepers.org.uk/flotillas.htm>)

·         С сайта (<http://www.tosd.demon.co.uk/ocean/ocean45.html>)

·         С сайта (<http://www.red-duster.co.uk/PSNC13.htm>) 

·         С сайта (<http://www.angelfire.com/la3/malagar/Corfu.htm>)

 

Розин Александр.

                                                На Главную.

 

Hosted by uCoz